ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201081 2020, № 11 (ноябрь) УДК 378.14
Исследование образовательных рисков в профессиональной направленности студентов
Федотенко Инна Леонидовна1
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Тимохина Алёна Владимировна2
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Аннотация. Проблема развития студента как субъекта достаточно традиционна для психолого-педагогического исследования высшей школы. Теоретические основы изучения деятельности студента заложены в работах отечественных и зарубежных ученых С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Э. Ф. Зеера, Д. Сьюпера, Дж. Холланда и других. Психологи и педагоги исследовали формирование студента как личности в процессе обучения в высших учебных заведениях. В результате выделялись последствия, которые могут возникнуть при необоснованном и случайном выборе студентом направления подготовки в вузе и негативно повлиять на его профессиональное самоопределение. Поэтому цель нашего исследования - рассмотреть теоретико-аналитические аспекты становления профессиональной направленности студентов в контексте образовательных рисков, возникающих в процессе обучения. Научная актуальность обусловлена дефицитом исследований данной проблематики, необоснованностью психолого-педагогических условий, повышающих эффективность формирования профессиональной направленности студентов, неразработанностью механизма присвоения ценностей выбранной профессии в образовательном процессе университета. В связи с этим в статье обсуждается вопрос об образовательных рисках, которые могут тормозить формирование профессиональной направленности студентов, что приводит к низкой познавательной и социальной мотивации. В результате у будущего специалиста возникает слабая профессиональная направленность, которая приводит к отсутствию интереса в овладении полученной профессией. Таким образом, на начальном этапе нашего исследования было проведено анкетирование студентов направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия»), специалитета «Фармация», позволяющее определить образовательные риски и факторы, которые повлияли на выбор вуза, специальности. Полученные результаты помогут определить вариативность методов, технологий, сделать процесс формирования профессиональной направленности в области фармации более гибким.
Ключевые слова: профессиональная направленность, высшее образование, студенческий инфантилизм, выбор профессии, образовательные риски.
Поступила в редакцию Received 10.10.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.11.20
Принята к публикации Accepted for publication 03.11.20 Опубликована Published 30.11.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Федотенко Инна Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.
2 Тимохина Алёна Владимировна, аспирант кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.
Введение
В современных социально-экономических условиях перед высшей школой стоит задача эффективной подготовки будущих специалистов, владеющих профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям работодателя, то есть быть конкурентоспособными, мобильными на рынке труда и в изменяющихся условиях дополнительной профессиональной подготовки [1]. Однако у абитуриентов часто возникают проблемы, которые связаны с неосознанным подходом к выбору будущей профессии. В результате у многих студентов не сформирована профессиональная направленность к моменту окончания обучения [2]. Перед выпускниками школы стоит проблема выбора траектории, ведущей к будущей профессии. Такой выбор может оказаться достаточно сложным: результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) могут быть недостаточны для желаемого направления подготовки; нередко университет выбирается случайно или по месту жительства; поступившие в вуз студенты сразу устраиваются на работу, не имея специальной профессиональной подготовки и серьезных перспектив. Для студентов проблема выбора профессии окончательно не решена, поиск своего места в мире профессий приобретает для них особый смысл. Одни обучающиеся разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом курсе, другие - в период практики; третьи - в начале самостоятельной профессиональной деятельности или после нескольких лет работы по специальности. Часть выпускников, окончив университет, не могут найти работу по полученной профессии и в результате становятся безработными или занимают должность не по своей специальности. Значит, вопрос выбора профессии вновь станет для них актуальным. Психологическая напряженность, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем будут стимулировать поиск специалиста в пространстве трудовой деятельности [3]. Предполагается, что данная ситуация вызвана следующими социально-педагогическими факторами:
- отсутствие комплекса мер по профессионально-ориентационной работе со студентами;
- слабая связь вузов с предприятиями и со службой занятости;
- рассогласование профессионального выбора студентов и реальных потребностей рынка труда;
- изменение ценностного отношения к профессиональному самоопределению, приоритетом при выборе профессии становится ее престиж и заработная плата.
Из перечисленных предпосылок необходимо выделить идеальный образ будущей профессии и соответствующего специалиста, имеющего качественное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Для обоснованности профессионального выбора важно, чтобы требования профессии соответствовали возможностям выпускника. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный профессиональный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих задач: уход от проблем, их игнорирование, использование непродуктивных способов защиты [4]. Таким образом, исследование одного из основных компонентов структуры личности - профессиональной направленности - становится актуальным, значимым и перспективным.
Цель исследования состоит в рассмотрении теоретико-аналитических аспектов изучения образовательных рисков, которые могут возникнуть в процессе формирования профессиональной направленности студентов. Для этого следует проанализировать сущность понятия «профессиональная направленность», структуру фор-
мирования данного феномена у студентов, рассмотреть ведущие риски, возникающие в процессе высшего образования.
Постановка задач исследования:
1. Проанализировать проблему профессиональной направленности будущих специалистов и риски, которые могут возникнуть в процессе обучения студентов специальности «Фармация», направления подготовки «Химия».
2. Провести анкетирование студентов по выявлению образовательных рисков и факторов профессионального выбора на начальном этапе исследования.
3. Интерпретировать полученные результаты педагогического эксперимента, сделать выводы о возникновении образовательных рисков на начальной стадии формирования профессиональной направленности студентов.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Методологические основы профессиональной направленности и мотивации к будущей профессии находят отражение в работах отечественных ученых. На наш взгляд, рассуждая о направленности личности, необходимо обратиться к исследованиям С. Л. Рубинштейна, который понимал данный феномен как «целостное инте-гративное свойство, регулирующее не только деятельность человека, но и его активность». Ученый выявил в сущности направленности два основных аспекта, имеющих между собой взаимосвязь: нацеленность на определенный предмет и напряжение, которое при этом может возникнуть. Также С. Л. Рубинштейн отмечал, что направленность личности выражается в многообразных, расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником разносторонней профессиональной деятельности. В процессе этого мотивы специалиста изменяются, перестраиваются и обогащаются новым содержанием. В соответствии с выводами психолога направленность личности имеет структуру, которая включает в себя: потребности, интересы, идеалы, представленные в виде различных сторон многообразной и одновременно единой направленности личности, выступающей как мотивация деятельности субъекта. Более того, С. Л. Рубинштейн выделил динамическую сторону, которая основывается на тенденции изменения профессиональной направленности субъектов в соответствии с изменением самого общества [5]. Другой психолог, Б. Г. Ананьев, отмечал, что в соответствии с социально-экономическими условиями и положением субъекта могут изменяться цели, мотивы, способы, уровни, результаты учения и труда. В зависимости от представленных фактов определяется конкретная форма деятельности специалиста - физическая или умственная - и включение его в определенную систему профессиональных отношений. Из этого можно заключить, что Б. Г. Ананьев придавал большое значение общественно-экономической формации в становлении личности и указывал на прямую зависимость от данных условий результатов профессиональной направленности субъекта и его дальнейшего функционирования в профессии, связанной с умственным или физическим трудом [6]. Наиболее подробно вопросы профессиональной направленности специалиста рассмотрены в трудах известного русского психолога Е. А. Климова. Ученый в своих исследованиях определил составляющие искомой направленности личности (потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения), показал значимость данного феномена в вопросе успешности осуществления деятельности [7].
Современные исследования профессиональной направленности находят отражение в трудах Л. М. Митиной, подразумевающей под данным понятием «качество
системы мотивов и интересов, которые ориентируют деятельность личности студента, предполагающих ее индивидуально-психологические особенности как субъекта профессиональной деятельности» [8]. Опираясь на исследуемое определение, выделим, согласно М. А. Резниченко, ряд специфических психологических рисков в формировании профессиональной направленности: неразработанность теории и практики компетентностного подхода в обучении студентов (бакалавры, специалисты); неопределенность целеполагания профессиональной подготовки в вузах; характер освоения обучающимися содержания учебных дисциплин; уровень личностного и интеллектуального развития современных студентов [9]. Одним из значимых рисков в процессе обучения, который тормозит профессиональную направленность, является доминирование внешней мотивации, не связанной непосредственно ни с содержанием, ни с ценностями профессиональной деятельности будущего специалиста. Педагогический анализ, проделанный профессором И. Л. Федотенко, отмечает недостаточные для успешной образовательной деятельности знания и умения студентов по специализированным учебным дисциплинам, отсутствие познавательного интереса, неготовность включаться в образовательный процесс - неумение записывать лекции, составлять конспекты, выступать на семинарских занятиях [10]. Студенты испытывают сложности с поиском необходимой учебной информации, с отделением главных идей от второстепенного материала. Первокурсники не умеют выбирать наиболее доказательные аргументы, участвовать в дискуссиях, убеждать, слушать оппонента, формулировать вопросы, анализировать, делать выводы. Также ученые П. Е. Щеглов, Н. Ш. Никитина параллельно подчеркивают отрицательное воздействие соответствующих образовательных рисков на качество образования, так как студенты не могут поставить перед собой цели, которые необходимы для реализации профессионального выбора [11].
Исследования О. В. Соколовой, Л. И. Лаврентьевой, О. В. Желткевич в области химических наук показали, что особое влияние на выбор направления подготовки оказывает такой фактор, как результаты единых экзаменов, которые необходимы при поступлении в различные вузы [12, 13]. Так, для направления подготовки «Химия» или специалитета «Фармация» надо сдать ЕГЭ по таким профильным предметам, как химия и биология. Данные учебные дисциплины по содержанию относятся к сложно усваиваемым, что влечет за собой в итоге сдачу экзамена в основном с низким результатом. Поэтому абитуриентам приходится поступать на платное отделение по рекомендации родителей или на такие направления, где достаточно баллов. Отсюда возникает такой образовательный риск, как негативное отношение к выбранной специальности, поскольку она была выбрана не по призванию. В конечном счете подобный выбор может привести к низкой академической успеваемости, отчислению (переводу на другое направление/ вуз) и в итоге к включению в трудовую деятельность, не связанную с полученной в вузе специальностью [14]. Необходимо также учесть такой современный феномен, как «студенческий инфантилизм», характерный для части студентов и негативно влияющий на качество образования и профессиональную направленность. Данное явление достаточно масштабный и реальный риск для современной молодежи. Специфичность выделенных проблем связана со следующими факторами, проанализированными А. С. Югфельд, И. Л. Федотенко, К. С. Шалагиновой: нестабильность ситуации на рынке труда; обострение противоречий в общественном и индивидуальном самосознании, постоянный и существенный рост неопределенности в профессиональном пространстве [15]. В процессе обучения на представленных направлениях («Фар-
мация» и «Химия») целесообразно создавать такие условия, которые будут способствовать успешному становлению специалистов-фармацевтов, например проведение совместных акций вуза и фармацевтических организаций, направленных на стимулирование интереса студентов и их более полное информирование о сущности и специфике будущей профессии. Организация значимых для студентов совместных с фирмами событий приведет к снижению рисков, и в итоге обучающиеся успешно освоят выбранную специальность.
Нам представляется полезным дополнить исследования идеями Н. С. Пряжнико-ва, считающего, что «профессиональная направленность выступает фактором профессионального самоопределения и связана со становлением и развитием будущего специалиста, опирающимся на работу самосознания личности» [16]. Отталкиваясь от исследований ученого, можно выразить профессиональную направленность как системообразующий фактор, определяющий психологический склад студента как субъекта учебной и квазипрофессиональной деятельности и общения и подразумевающий:
- ориентацию на учебную и квазипрофессиональную деятельность, которая выступает источником активности и мотивации студентов;
- определение индивидуальности и своеобразия профессиональной деятельности;
- формирование потребностей, интересов, склонностей и стремлений личности будущих специалистов;
- отражение цели профессиональной деятельности, которая определяется системой ведущих мотивов, субъективным отношением личности к профессиональной деятельности, к участию в социальном взаимодействии.
Данная проблема также находится в центре внимания зарубежных исследователей. Так, например, академик А. П. Сманцер разработал структурный анализ профессиональной направленности, который объясняет выбор специалистами будущей профессии. Он исследовал в своих трудах психолого-педагогические условия, которые позволяют студентам адаптироваться в процессе профессионального обучения и не допустить развитие образовательных рисков [17].
Работы психолога М. С. Неймарк являются интересными в наших исследованиях, так как она изучала целостную структуру личности и способы формирования направленности, в основе которой лежит система доминирующих мотивов. Также связывала полноценное существование субъекта с его мотивационной составляющей, то есть нет мотивации в деятельности личности — нет и состоявшегося, удовлетворенного жизнью человека [18]. Следующее представление о направленности личности отражено психологом С. П. Крягжде, исследования которого имеют важность в том, что отмечается начальный этап профессионального самоопределения и оно носит двойной характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо только ее уровня, профессиональной школы - социальный выбор [19]. Также ученый указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то субъект пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Таким образом, по мнению С. П. Крягжде, самоопределение личности представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения. Необходимо также отметить исследования ученых Валери А. Джонсон, Терри А. Бер, которые в своих трудах исследовали профессиональное развитие и целевую ориентацию будущих специалистов как форму непрерывного образования [20]. Данные сведения внесли вклад в формирование
структуры образовательных рисков студентов, были выделены целевые установки в процессе обучения, которые могут повлиять на профессиональное развитие и применение знаний и навыков, полученных в результате деятельности. Кроме того, целевая ориентация субъекта является посредником между интересами и применением непрерывного образования в профессии, обеспечивая свидетельство специфического для работы мотивационного процесса, связывающего интересы с поведенческими результатами и с производительностью. В практическое оценивание уровня профессиональной направленности у будущих специалистов значимый вклад внесли Д. Сьюпер [21] и Дж. Холланд [22]. Данные психологи разработали действенные методики определения профессиональных установок и интереса субъектов к будущей профессии, которые значимы для выявления у исследуемых нами студентов направленности на самоопределение и выбор будущей специальности.
Представленные зарубежные исследования сыграли важную роль в развитии высшего образования, так как содержат психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности, необходимые рекомендации для создания условий освоения студентами будущей профессии. Рассматриваются особенности влияния различных факторов на психологию развития личности будущих специалистов. В соответствии с вышеуказанным процесс формирования профессиональной направленности будущих специалистов включает развитие самосознания, становление системы ценностных ориентаций, моделирование своего профессионального будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессии. На наш взгляд, важно также различать личностное самоопределение специалиста, которое происходит на основе освоения выработанных в социуме представлений об идеалах, нормах поведения, требованиях в профессиональной деятельности. В образовательном процессе университета студент рассматривается прежде всего как субъект познавательной, квазипрофессиональной деятельности и общения [23, 24]. По мнению Э. Ф. Зеера, ведущей деятельностью студента в период обучения в высшей школе выступает профессионально-познавательная, ориентированная на получение профессии, освоение профессиональных навыков и умений, получение теоретических знаний. Нами было отмечено, что профессиональная направленность представляет собой интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии, придает всей деятельности студентов глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков [25]. Подчеркнем, что успешность в развитии профессиональной направленности, согласно представлениям Ю. А. Полещук и А. К. Марковой, зависит от места, которое она занимает в структуре общей направленности личности, от психолого-педагогических условий и адекватных мотивов у студента, профессиональных потребностей и ценностных ориентаций; большое значение имеет осознанность и обоснованность профессионального выбора [26, 27].
В соответствии с проведенным исследованием, на основе работ ученых Ю. А. Афонькиной, И. Н. Левковой, А. П. Сейтешева, М. В. Шманцарь и других выделим позитивные и негативные факторы, которые могут повлиять на профессиональный выбор. Так, ряд студентов отдают предпочтение профессиям, которые являются актуальными и высокооплачиваемыми в обществе, направлены на самосовершенствование и развивают личностные качества специалиста - это положительные факторы. К отрицательным факторам по отношению к будущей профессии студенты относят низкую заработную плату и работу, которая приводит к физической и умственной утомляемости (табл. 1).
Таблица 1
Факторы отношения к будущей профессии
Позитивные факторы Негативные факторы
Профессия актуальна в обществе Профессия направлена на самосовершенствование Профессия соответствует умственным и личностным качествам Вызывает переутомление Низкая заработная плата
Представленные факторы и образовательные риски, которые возникли у студентов в процессе обучения на специальности «Фармация», направлении подготовки «Химия», могут быть связаны с социально-экономической ситуацией в стране, низкой познавательной и учебной мотивацией первокурсников. У студентов доминирует внешняя мотивация, не связанная непосредственно с содержанием профессии (заработная плата, условия труда, гарантия безработицы). Для целенаправленного развития профессиональной направленности будущих фармацевтов и подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо минимизировать основные образовательные риски, учитывать и корректировать реально существующую мотивацию первокурсников, предупреждать потенциальные угрозы, выделяемые студентами и преподавателями [28-31].
Таким образом, анализ современных отечественных и зарубежных исследований показал, что формирование профессиональной направленности у будущих специалистов является комплексным процессом, который охватывает не только образование студентов в вузе, но и дальнейшее развитие в профессии. Поэтому необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия в образовательной системе, которые будут направлены на профессиональную мотивацию и самоопределение студентов, что повлияет на их направленность при дальнейшем освоении будущей профессии. Авторы сходятся во мнении, что профессиональная направленность связана с профориентацией субъекта образования не только на ступени вуза, но также среднего образования и дальнейшего карьерного роста, что стимулирует у специалистов выработку комплекса мер по становлению в профессии.
Методологическая база исследования
На начальном этапе исследования проводилась диагностика влияния образовательных рисков на формирование профессиональной направленности обучающихся в ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». Испытуемыми выступали студенты I курса специальности «Фармация» (п = 50) и направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия») (п = 50). Выбор данной специальности обусловлен тем, что в итоге выпускники могут претендовать на профессию фармацевта на фармацевтических фабриках, химических предприятиях по производству лекарственных средств, в аптеках. В течение года процесс обучения студентов был направлен на формирование профессиональной направленности к будущей профессии. По истечении года обучения студенты ответили на вопросы анкеты, представляющей адаптированный авторами вариант методики-опросника Дж. Холланда и Т. Д. Дубовиц-кой [32]. Направлена анкета на выявление рисков студентов специалитета «Фармация», направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия»), которые повлияли на выбор специальности. Данная анкета состоит из пяти вопросов (табл. 2).
Таблица 2
Анкета на выявление рисков в профессиональной направленности студентов специалитета «Фармация»/направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия»)
№ п/п Вопрос анкеты
1 По какой причине Вами было выбрано направление подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия»)/специалитет «Фармация»?
1. Родители/ знакомые хотели/посоветовали, чтобы поступил(а) на данную специальность. 2. Низкие баллы ЕГЭ (химия, биология) для поступления в медицинский вуз. 3. Вуз находится в регионе проживания, а в школе сдавал(а) экзамены по химии, биологии. 4. Был сделан осознанный и самостоятельный выбор
2 На какие особенности будущей профессии Вы обращали внимание при выборе данной специальности?
1. Высокая заработная плата. 2. Имеет высокую значимость для общества. 3. Не требует ответственности в процессе профессиональной деятельности. 4. Востребована на рынке труда
3 С какими трудностями Вы столкнулись в процессе обучения на данной специальности?
1. Быстрый темп процесса обучения. 2. Сложное изложение и усвоение учебного материала. 3. На данный момент трудностей не возникло
4 Что на сегодняшний этап обучения Вас уже интересует в фармации?
1. Изучение теоретического материала по специальности. 2. Практические занятия по специальности. 3. Отсутствует интерес к данной специальности
5 Есть ли у Вас четкий план, кем хотите стать по завершении обучения по данной специальности?
1. Да. Знаю, каким специалистом хочу стать и где работать. 2. В четком ответе сомневаюсь, так как не определился (лась) с профессией. 3. Нет. В выбранной области работать не собираюсь
Результаты исследования
Социологический опрос студентов позволил интерпретировать профессиональный выбор и возникающие образовательные риски на начальном этапе исследования в процессе обучения. Результаты анкетирования продемонстрировали, что не все респонденты при выборе профессии имели к ней устойчивый интерес. Так, свой профессиональный выбор по специальности «Фармация» (40%), направлению подготовки «Химия» (направленность «Медицинская химия») (50%) студенты сделали по рекомендациям родственников. На следующий вопрос анкеты студенты специальности «Фармация» ответили, что для них предпочтительнее в будущей профессии высокая заработная плата (40%). Для студентов направления подготовки «Химия» важнее востребованность профессии на современном рынке труда (40%). В процессе обучения все студенты столкнулись с трудностями при изложении учебного материала (60% и 50%). Однако существенно больший уровень интереса студенты специальности «Фармация» (54%) и направления подготовки «Химия» (70%) проявляют в процессе практического освоения учебного материала (лабораторно-практические занятия). Для большинства студентов специальности «Фармация» (47%) и направления подготовки «Химия» (80%) отсутствует четкий план по отношению к будущей профессии, так как молодые люди не определились с желаемой специальностью. Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде рис. 1-5 для студентов специальности «Фармация» и рис. 6-10 для студентов направления подготовки «Химия».
Рис. 1-5. Образовательные риски и факторы, повлиявшие на профессиональный выбор студентов специальности «Фармация» (начальный этап исследования)
Данные результаты показали, что студенты в большей степени ориентировались при выборе специальности «Фармация» и направления подготовки «Химия» на рекомендации родителей, что повлияло на отношение к будущей профессии, при этом обращали внимание на заработную плату и востребованность на рынке труда. В течение года обучающиеся не показали высоких академических результатов, столкнулись с трудностями в усвоении учебного материала.
Заключение
Выводы исследования. Для формирования профессиональной направленности студентов и осознанного выбора ими будущей профессии необходимо предупреждать и минимизировать образовательные риски, провоцирующие случайный выбор специальности. Полученные результаты анкетирования студентов показали опасность таких рисков, как внешняя мотивация, неготовность к интенсивному темпу обучения в вузе, студенческий инфантилизм и неопределенность своего профессионального будущего. Особую роль может сыграть психологическая помощь,
Рис. 6-10. Образовательные риски и факторы, повлиявшие на профессиональный выбор студентов направления подготовки «Химия» (начальный этап исследования)
педагогическое сопровождение как будущих абитуриентов, так и первокурсников, психологическое консультирование, совместные акции с работодателями. Подобная адресная деятельность должна быть направлена на стимулирование внутренней профессиональной мотивации, осмысление студентами будущей специальности, построение идеального образа своего профессионального будущего, развитие значимых личностных качеств.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Предполагается приращение знаний в области «Теория и методика профессионального образования» за счет расширения представлений о специфике профессиональной направленности. Материалы исследования будут иметь прикладное значение, так как будут представлять технологии, методы, средства формирования профессиональной направленности студентов и будущих специалистов в области фармации и химии.
Ссылки на источники
1. Шмидт М. А. Исследование структуры профессиональной направленности личности // Вопросы современной науки и практики, 2009. - № 10 (24). - С. 30-41.
2. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 176 с.
-Z45?1:'-M?45?0"
Z
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
4. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М.: Флинта, 1998. - 180 с.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. - С. 113.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. - (Серия: Мастера психологии).
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
8. Митина Л. М. Указ. соч.
9. Резниченко М. А. Риски профессионализации студентов бакалавриата // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Т. 2. - № 2. - URL: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2016-2-2-34-39.
10. Федотенко И. Л. Развитие субъектных характеристик личности в контексте особенностей современного студента // Становление субъективности студентов педагогического вуза как критерий качества современного образования: монография / под ред. К. С. Шалагиновой. - Warsaw: iScience Sp. z o. o., 2019. - 192 с.
11. Щеглов П. Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. - 2017. - № 1(24). - С. 46-59.
12. Соколова О. В., Лаврентьева Л. И., Желткевич О. В. Фармацевтическое образование и профессиональное становление провизора // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. -2007. - № 6. - С. 31-32.
13. Соколова О. В., Лаврентьева Л. И., Желткевич О. В., Куликова О. А. Профессиональное становление фармацевтических работников // Фармация. - М., 2010. - № 8. - С. 26-27.
14. Соколова О. В. Совершенствование процесса профессионального становления фармацевтических работников в системе фармацевтической помощи: автореф. дис. ... канд. фарм. наук. - М., 2009. - 19 с.
15. Югфельд А. С., Федотенко И. Л., Шалагинова К. С. Образовательная среда современного университета: риски и ресурсы // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: проблеми и перспективи: XIX международнта научна конференция: сб. с научни доклади (Трета книга). - Китен: «ЕКС-ПРЕС», 2019. - C. 96-100.
16. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 352 с.
17. Сманцер А. П., Федотенко И. Л. Психолого-педагогические аспекты профессионального развития и саморазвития будущего учителя // Czlowiek w srodowisku edukacyjnym / pod redakcja Eleny Asmakovets I Slawomira Kozieja. - Kielce, 2019. - S. 44-50.
18. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - С. 112-147.
19. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс, 1981. - 196 с.
20. Джонсон В. А., Бер Т. А. Использование профессионального развития: интересы сотрудников и ориентация на мотивационные цели // Журнал профессионального поведения. - 2014. - Т. 84. - Вып. 2. - С. 99-108. -URL: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.12.003.
21. Сьюпер Дж. Концепция профессионального развития. - URL: http://psinovo.ru/kkontseptsiya_professionalnogo_razvitiya_siupera.html.
22. Холланд Дж. Методика профессионального самоопределения (тест-опросник), 1985. - 4 с.
23. Тимохина А. В., Федотенко И. Л. Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сб. материалов XVI Регион. науч.-практ. конф. магистрантов, аспирантов и молодых ученых. - Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2020. - С. 215-219.
24. Федотенко И. Л., Тимохина А. В. Различные подходы к пониманию сущности профессиональной направленности будущего специалиста // Образование. Культура. Общество: сб. избр. ст. по материалам Между-нар. науч. конф. - СПб., 2020. - С. 38-40.
25. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
26. Полещук Ю. А. Профессиональная направленность личности студентов в контексте компетентностного подхода // Актуальные вопросы образования и науки. - 2010. - № 1-2. - 13 с.
27. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 2012. - 308 с.
28. Афонькина Ю. А. Генезис профессиональной направленности: автореферат дис. д-ра психол. наук. - СПб., 2003. - 33 с.
29. Левкова И. Н. Совершенствование системы профессионального становления фармацевтических кадров на региональном уровне: автореф. дис. ... канд. фарм. наук: 14.04.03. - Пятигорск, 2016. - 23 с.
30. Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. - Алма-Ата, 1990. - 336 с.
31. Шманцарь М. В. Образовательные риски студентов вузов: содержание и основные характеристики // Дискуссия. - 2016. - № 7(70). - С. 99-104.
32. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.
M. R. OedameuKO, A. B. TuMoxum
Inna L. Fedotenko,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Tula [email protected] Alyona V. Timokhina,
Postgraduate student, Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Tula [email protected]
Study of educational risks in the professional orientation of students
Abstract. The problem of student development as a subject is quite traditional for the psychological and pedagogical research of higher education. The theoretical foundations for the study of student activities were laid in the works of domestic and foreign scientists S.L. Rubinstein, B.G. Ananyeva, E.F. Seeer, D. Super, J. Holland and others. Psychologists and educators have studied the formation of a student as a person in the process of education in higher educational institutions. As a result, the authors identified the consequences that may arise in case of an unjustified and accidental choice by a student of the direction of training at a university and negatively affect his/her professional self-determination. Therefore, the purpose of our study is to consider the theoretical and analytical aspects of the formation of the professional orientation of students in the context of educational risks arising in the learning process. The scientific relevance is due to the lack of researches on this issue, groundlessness of psychological and pedagogical conditions that increase the effectiveness of the formation of students' professional orientation, the lack of development mechanism for assigning values to the chosen profession in the educational process of the university. In this regard, the article discusses the issue of educational risks that can inhibit the formation of professional orientation of students, which leads to low cognitive and social motivation. As a result, the future specialist has a weak professional orientation, which leads to a lack of interest in mastering the profession he/she acquires. Thus, at the initial stage of our research, a questionnaire was conducted among students in the area of training "Chemistry" (direction "Medical and Pharmaceutical Chemistry"), specialty "Pharmacy", allowing us to determine the educational risks and factors that influenced the choice of a university, specialty. The results obtained will help to determine the variability of methods, technologies, to make the process of forming a professional orientation in the field of pharmacy more flexible. Key words: professional orientation, higher education, student infantilism, choice of profession, educational risks. References
1. Shmidt, M. A. (2009). "Issledovanie struktury professional'noj napravlennosti lichnosti", Voprosy sovremennoj nauki i praktiki, № 10 (24), pp. 30-41 (in Russian).
2. Zeer, E. F. (2010). Lichnostno-razvivayushie tekhnologii nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 176 p. (in Russian).
3. Zeer, E. F. (2003). Psihologiya professij: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, 2-e izd., pererab., dop., Aka-demicheskij proekt; Ekaterinburg Delovaya kniga, Moscow, 336 p. (in Russian).
4. Mitina, L. M. (1998). Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii, Flinta, Moscow, 180 p. (in Russian).
5. Anan'ev, B. G. (2001). O problemah sovremennogo chelovekoznaniya, Piter, St. Petersburg, p. 113 (in Russian).
6. Rubinshtejn, S. L. (2002). Osnovy obshchej psihologii, Piter, St. Petersburg, 720 p. (Seriya: Mastera psihologii) (in Russian).
7. Klimov, E. A. (2004). Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya, Akademiya, Moscow, 304 p. (in Russian).
8. Mitina, L. M. (1998). Op. cit.
9. Reznichenko, M. A. (2016). "Riski professionalizacii studentov bakalavriata", Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, t. 2, № 2. Available at: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2016-2-2-34-39 (in Russian).
10. Fedotenko, I. L. (2019). "Razvitie sub"ektnyh harakteristik lichnosti v kontekste osobennostej sovremennogo stu-denta", Stanovlenie sub"ektivnosti studentov pedagogicheskogo vuza kak kriterij kachestva sovremennogo obrazovaniya: monografiya, iScience Sp. z o. o., Warsaw, 192 p. (in Russian).
11. Shcheglov, P. E. & Nikitina, N. Sh. (2017). "Kachestvo vysshego obrazovaniya. Riski pri podgotovke specialistov", Universitetskoe upravlenie, № 1(24), pp. 46-59 (in Russian).
12. Sokolova, O. V., Lavrent'eva, L. I. & Zheltkevich, O. V. (2007). "Farmacevticheskoe obrazovanie i professional'noe stanovlenie provizora", Remedium. Zhurnal o rossijskom rynke lekarstv i medicinskoj tekhnike, № 6, pp. 31-32 (in Russian).
13. Sokolova, O. V., Lavrent'eva, L. I., Zheltkevich, O. V. & Kulikova, O. A. (2010). "Professional'noe stanovlenie farma-cevticheskih rabotnikov", Farmaciya, Moscow, № 8, pp. 26-27 (in Russian).
14. Sokolova, O. V. (2009). Sovershenstvovanie processa professional'nogo stanovleniya farmacevticheskih rabotnikov v sisteme farmacevticheskoj pomoshchi: avtoref. dis.... kand. farm. nauk, Moscow, 19 p. (in Russian).
15. Yugfel'd, A. S., Fedotenko, I. L. & Shalaginova, K. S. (2019). "Obrazovatel'naya sreda sovremennogo universiteta: riski i resursy", Vzaimodejstvie na prepodavatelya i studenta v usloviyata na universitetskoto obrazovanie: problemi i perspektivi: HIH mezhdunarodnta nauchna konferenciya: sb. s nauchni dokladi (Treta kniga), "EKS-PRES", Kiten, pp. 96-100 (in Russian).
16. Pryazhnikov, N. S. (2001). Psihologicheskij smysl truda, In-t prakticheskoj psihologii, Moscow; NPO MODEK, Voronezh, 352 p. (in Russian).
17. Smancer, A. P. & Fedotenko, I. L. (2019). "Psihologo-pedagogicheskie aspekty professional'nogo razvitiya i samo-razvitiya budushchego uchitelya", Czlowiek w srodowisku edukacyjnym, Kielce, pp. 44-50 (in Russian).
18. Nejmark, M. S. (1972). "Napravlennost' lichnosti i affekt neadekvatnosti u podrostka", Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov, Pedagogika, Moscow, pp. 112-147 (in Russian).
19. Kryagzhde, S. P. (1981). Psihologiya formirovaniya professional'nyh interesov, Vil'nyus, 196 p. (in Russian).
20. Dzhonson, V. A. & Ber, T. A. (2014). "Ispol'zovanie professional'nogo razvitiya: interesy sotrudnikov i orientaciya na motivacionnye celi", Zhurnal professional'nogo povedeniya, t. 84, vyp. 2, pp. 99-108. Available at: https://doi.org/10.10167j.jvb.2013.12.003 (in Russian).
21. S'yuper, Dzh. Koncepciya professional'nogo razvitiya. Available at: http://psinovo.ru/kkontseptsiya_professionalnogo_razvitiya_siupera.html (in Russian).
22. Holland, Dzh. (1985). Metodika professional'nogo samoopredeleniya (test-oprosnik), 4 p. (in Russian).
23. Timohina, A. V. & Fedotenko, I. L. (2020). "Professional'naya napravlennost' studentov i puti ee formirovaniya", Issledovatel'skij potencial molodyh uchenyh: vzglyad v budushchee: sb. materialov XVI Region. nauch. -prakt. konf. magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh, Tul. gos. ped. un-t im. L. N. Tolstogo, Tula, pp. 215-219 (in Russian).
24. Fedotenko, I. L. & Timohina, A. V. (2020). "Razlichnye podhody k ponimaniyu sushchnosti professional'noj napravlen-nosti budushchego specialist", Obrazovanie. Kul'tura. Obshchestvo: sb. izbr. st. po materialam Mezhdunar. nauch. konf, St. Petersburg, pp. 38-40 (in Russian).
25. Zeer, E. F. (2003). Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie, 2-e izd., pererab., Izd-vo MPSI, Moscow; NPO "MODEK", Voronezh, 480 p. (in Russian).
26. Poleshchuk, Yu. A. (2010). "Professional'naya napravlennost' lichnosti studentov v kontekste kompetentnostnogo podhoda", Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki, № 1-2, 13 p. (in Russian).
27. Markova, A. K. (2012). Psihologiya professionalizma, Mezhdunar. gumanit. fond "Znanie", Moscow, 308 p. (in Russian).
28. Afon'kina, Yu. A. (2003). Genezis professional'noj napravlennosti: avtoreferat dis... d-ra psihol. nauk, St. Petersburg, 33 p. (in Russian).
29. Levkova, I. N. (2016). Sovershenstvovanie sistemy professional'nogo stanovleniya farmacevticheskih kadrov na regional'nom urovne: avtoref. dis.... kand. farm. nauk: 14.04.03, Pyatigorsk, 23 p. (in Russian).
30. Sejteshev, A. P. (1990). Professional'naya napravlennost' lichnosti: teoriya i praktika vospitaniya, Alma-Ata, 336 p. (in Russian).
31. Shmancar', M. V. (2016). "Obrazovatel'nye riski studentov vuzov: soderzhanie i osnovnye harakteristiki", Diskussiya, № 7(70), pp. 99-104 (in Russian).
32. Dubovickaya, T. D. (2004). "Diagnostika urovnya professional'noj napravlennosti studentov", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, № 2, pp. 82-86 (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Федотенко И. Л., Тимохина А. В. Исследование образовательных рисков в профессиональной направленности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). - С. 53-65. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201081.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11081
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Федотенко И. Л., Тимохина А. В., 2020
772
www.e-koncept.ru