Научная статья на тему 'Расширение профессиональных компетенций провизора в процессе освоения программ дисциплин по выбору на кафедре токсикологической химии'

Расширение профессиональных компетенций провизора в процессе освоения программ дисциплин по выбору на кафедре токсикологической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНДИКАТОР ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ФАРМАЦИЯ / ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE ACHIEVEMENT INDICATOR / LABOR FUNCTION / PHARMACY / VARIABLE DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Т.Л., Люст Е.Н., Мащенко П.С.

В статье рассматриваются и обсуждаются вопросы подготовки студентов ВУЗов, обучающихся по специальности Фармация, направление подготовки провизор, на кафедре токсикологической химии для выполнения трудовых функций, связанных с организацией и выполнением экспертных исследований. Полученные знания и навыки могут стать основой для дальнейшей специализации выпускников в области химико-токсикологических, санитарно-гигиенических и ряда других исследований, дальнейшего обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (ординатура, аспирантура). Данную подготовку студенты могут получить не только за счет освоения базовых знаний и умений дисциплины «Токсикологическая химия», но и в процессе обучения на организованных на кафедре дисциплинах по выбору. В рабочих программах дисциплин по выбору обозначен ряд профессиональных компетенций, аналогичных, в том числе, профессиональным компетенциям учебной дисциплины «Токсикологическая химия» и расширенных в сторону определенной специализации, которые могут быть достигнуты формулированием дополнительных индикаторов достижения данных компетенций. Обучение на дисциплинах по выбору организовано для обучающихся старших курсов, поэтому студенты также должны владеть материалом учебных дисциплин, преподаваемых им ранее, таких как аналитическая, фармацевтическая, биологическая химии, микробиология и гигиена. В совокупности весь объем полученных знаний, практических навыков, приобретенных, в том числе, на вариативной части обучения, позволит подготовить более компетентного выпускника фармацевтического ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Т.Л., Люст Е.Н., Мащенко П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENLARGEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHARMACIST IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF VARIABLE DISCIPLINES ON THE CHAIR OF TOXICOLOGICAL CHEMISTRY

The article discusses the preparation of students of universities, specializing in Pharmacy, the direction of training -pharmacist, at the chair of Toxicological Chemistry to perform labor functions related to the organization and performance of expert studies. The obtained knowledge and skills can become the basis for the further specialization of graduates in the field of chemical-toxicological, sanitary and hygienic and a number of other studies, further training in educational programs of postgraduate vocational education. Students can receive this training not only through mastering the basic knowledge and skills of the toxicological chemistry, but also by studying the variable disciplines organized at the chair. In the work programs of the variable disciplines, a number of professional competencies are indicated, similar to the professional competencies of the toxicological chemistry and extended towards a certain specialization, which can be achieved by formulating additional indicators to achieve these competencies. Teaching at variable disciplines is organized for students of higher courses, therefore, students should alsopos-sess the material of educational disciplines taught them earlier, such as analytical, pharmaceutical, biological chemistry, microbiology and hygiene. In the aggregate, the entire volume of acquired knowledge and practical skills, including in the variable part of the training, will enable us to obtain a more competent specialist from a pharmaceutical university.

Текст научной работы на тему «Расширение профессиональных компетенций провизора в процессе освоения программ дисциплин по выбору на кафедре токсикологической химии»

УДК 378.147: 615.11: 615.12: 613.2.099 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-12-107-110

РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОВИЗОРА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ НА КАФЕДРЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ Малкова Т.Л., Люст Е.Н., Мащенко П.С. ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия», г. Пермь, Российская Федерация Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются вопросы подготовки студентов ВУЗов, обучающихся по специальности Фармация, направление подготовки - провизор, на кафедре токсикологической химии для выполнения трудовых функций, связанных с организацией и выполнением экспертных исследований. Полученные знания и навыки могут стать основой для дальнейшей специализации выпускников в области химико-токсикологических, санитарно-гигиенических и ряда других исследований, дальнейшего обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (ординатура, аспирантура). Данную подготовку студенты могут получить не только за счет освоения базовых знаний и умений дисциплины «Токсикологическая химия», но и в процессе обучения на организованных на кафедре дисциплинах по выбору. В рабочих программах дисциплин по выбору обозначен ряд профессиональных компетенций, аналогичных, в том числе, профессиональным компетенциям учебной дисциплины «Токсикологическая химия» и расширенных в сторону определенной специализации, которые могут быть достигнуты формулированием дополнительных индикаторов достижения данных компетенций. Обучение на дисциплинах по выбору организовано для обучающихся старших курсов, поэтому студенты также должны владеть материалом учебных дисциплин, преподаваемых им ранее, таких как аналитическая, фармацевтическая, биологическая химии, микробиология и гигиена. В совокупности весь объем полученных знаний, практических навыков, приобретенных, в том числе, на вариативной части обучения, позволит подготовить более компетентного выпускника фармацевтического ВУЗа. Ключевые слова: профессиональная компетенция, индикатор достижения компетенции, трудовая функция, фармация, дисциплина по выбору. ENLARGEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHARMACIST IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF VARIABLE DISCIPLINES ON THE CHAIR OF TOXICOLOGICAL CHEMISTRY Makova T.L., Lyust E.N., Mashchenko P.S. Perm state pharmaceutical academy, Perm, Russian Federation Annotation. The article discusses the preparation of students of universities, specializing in Pharmacy, the direction of training -pharmacist, at the chair of Toxicological Chemistry to perform labor functions related to the organization and performance of expert studies. The obtained knowledge and skills can become the basis for the further specialization of graduates in the field of chemical-toxicological, sanitary and hygienic and a number of other studies, further training in educational programs of postgraduate vocational education. Students can receive this training not only through mastering the basic knowledge and skills of the toxicological chemistry, but also by studying the variable disciplines organized at the chair. In the work programs of the variable disciplines, a number of professional competencies are indicated, similar to the professional competencies of the toxicological chemistry and extended towards a certain specialization, which can be achieved by formulating additional indicators to achieve these competencies. Teaching at variable disciplines is organized for students of higher courses, therefore, students should alsopos-sess the material of educational disciplines taught them earlier, such as analytical, pharmaceutical, biological chemistry, microbiology and hygiene. In the aggregate, the entire volume of acquired knowledge and practical skills, including in the variable part of the training, will enable us to obtain a more competent specialist from a pharmaceutical university. Key words: professional competence, competence achievement indicator, labor function, pharmacy, variable disciplines.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01. Фармация (уровень специалитета): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 11.08.2016 № 1037 // Официальный интернет-портал правовой информации. 26.08.2016. URL: REFERENCES [1] Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po spe-cial'nosti 33.05.01. Farmaciya (uroven' specialiteta): prikaz M-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 11.08.2016 № 1037 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii".

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7doc-body=&nd= 102410305&intelsearch.

[2] Взаимодействие фармацевтического вуза и экспертного учреждения в ходе освоения студентами дисциплины по выбору «экспертиза алкогольного и наркотического опьянения» / Малкова Т.Л. [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://sci-ence-education.ru/ru/article/view7id=13758 (дата обращения: 19.05.2018)._

Цель подготовки обучающихся в образовательной организации высшего образования состоит в формировании компетентного конкурентоспособного выпускника, владеющего основными базовыми знаниями и практическими навыками для успешного выполнения непосредственных трудовых функций. При обучении завершающим результатом освоения соответствующих дисциплин, как базовой части, так и модулей дисциплин по выбору (ДВ), является формирование у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им в последствие решать профессиональные задачи определенных направлений.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС) по специальности 33.05.01. Фармация (уровень специ-алитета) выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду профессиональной деятельности, а также набором компетенций, перечень которых образовательная организация вправе дополнить самостоятельно, с учетом направленности программы на определенные специализированные области знаний и/или вид деятельности [1].

Наряду с дисциплинами базовой части, обучение по программам которых ориентировано непосредственно на осуществление фармацевтической деятельности, в ВУЗе организовано преподавание дисциплин по выбору. Их программы направлены на формирование дополнительных компетенций для конкретного вида деятельности.

В Пермской государственной фармацевтической академии преподается дисциплина «Токсикологическая химия» на соответствующей кафедре, цель освоения учебной дисциплины заключается в приобретении необходимой информации для овладения методологией химико-токсикологического анализа, подготовки специалистов в области химического исследования различных объектов биологического и небиологического происхождения на наличие токсикологически значимых веществ. Стоит отметить, что данная дисциплина преподается исключительно в фармацевтических ВУЗах. Дисциплина формирует научный подход к планированию эксперимента (экспертизы), ориентирование и выбор метода анализа с учетом поставленных задач, к проведению опыта в определенных условиях, интерпретации результатов и

26.08.2016. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7doc-body=&nd= 102410305&intelsearch.

[2] Vzaimodejstvie farmacevticheskogo vuza i ehkspertnogo uchrezhdeniya v hode osvoeniya studentami discipliny po vyboru «ehkspertiza alkogol'nogo i narkoticheskogo op'yaneniya» / Malkova T.L. [i dr.] // Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view7id=13758 (data obrashcheniya: 19.05.2018)._

построению логически правильных выводов, вытекающих из полученных данных, документальному оформлению результатов проведенного исследования (экспертизы).

Для более эффективного обучения на дисциплине «Токсикологическая химия» обучающиеся должны иметь достаточный уровень базисных знаний других химических и профильных дисциплин фармацевтического ВУЗа, таких как экономические, медицинские и биологические дисциплины.

В рамках основной учебной программы дисциплины преподавателями кафедры токсикологической химии, обозначены для формирования у студентов такие профессиональные компетенции, как:

- способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов,

- способность к участию в организации функционирования аналитической лаборатории,

- способность к проведению химико-токсикологических исследований с целью диагностики острых отравлений, наркотических и алкогольных опьянений.

Исходя из перечисленных компетенций обучение на дисциплине более ориентировано на формирование знаний и навыков для проведения химико-токсикологических исследований и их оценке. Однако, владея базовыми знаниями и умениями токсикологической химии, возможна дальнейшая специализация выпускников в области судебно-химической экспертизы, клинической лабораторной диагностики, клинической токсикологии, наркологии, криминалистики, клинической фармации, экологии и санитарной химии.

Дальнейшее формирование основных и дополнительных профессиональных компетенций возможно в рамках организации и проведения обучения на кафедре дисциплинам по выбору, которые, кроме того, способствуют более эффективному усвоению базовых знаний студентов, получаемых при изучении программы основной дисциплины, а также позволяют расширить часть компетенций и приобрести знания и навыки более узкой направленности.

Организации на кафедре определенных дисциплин по выбору способствовали: возможность кафедры использовать в учебном процессе современное аналитическое оборудование, а также сотрудничество с

экспертными учреждениями системы здравоохранения г. Перми для обеспечения возможности студентов практически на рабочем месте специалиста освоить методы и процедуры проведения исследования в соответствии со спецификой деятельности этих учреждений [2]. Обучение студентов проходит в сотрудничестве со специалистами отделения наркологических экспертиз и химико-токсикологической лаборатории ГБУЗ «Пермский краевой наркологический диспансер», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.

Следует отметить, что, несмотря на то что в рабочих программах дисциплин по выбору могут быть обозначены профессиональные компетенции, аналогичные программе основной дисциплины «Токсикологическая химия», их формирование может осуществляться с помощью тех же, а также дополнительных индикаторов достижения.

Одна из организованных дисциплин по выбору -«Аналитическая диагностика наркотических и психотропных средств». В качестве цели освоения данной ДВ в рабочей программе указано ориентирование в юридических, медицинских и социальных аспектах оборота наркотических и психотропных средств, расширение знаний и приобретение дополнительных умений по вопросам проведения исследования с целью идентификации наркотических и психотропных средств, а также ряда других веществ, имеющих токсикологическое значение, и их метаболитов в различных биологических объектах.

Задачами изучения дисциплины являются:

- приобретение и закрепление студентами знаний в области законодательства Российской Федерации, регламентирующего производство судебно-химической экспертизы и диагностики острых отравлений; правила оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- обучение студентов методам определения наркотических и психотропных веществ, отработка навыков пробоподготовки, очистки, концентрирования, обнаружения и определения наркотических и психотропных веществ в биологических жидкостях.

Профессиональные компетенций данной ДВ в целом аналогичны обязательным профессиональным компетенциям основной дисциплины. Однако обучение в большей степени направлено на формирование компе-тентностного подхода к методологии анализа одной из самых значимых в токсикологическом отношении групп веществ «Лекарственные яды», в том числе наркотических средств и психотропных веществ. И в качестве дополнительных индикаторов достижения ПК нами выбраны:

1. Способность проводить исследование на вещества,

вызывающие состояния отравления и/или одурманивания (наркотические средства, психотропные вещества, лекарственные средства).

2. Способность интерпретировать результаты анализа и формировать заключение.

3. Способность документально оформлять аналитические процедуры.

Обучение на ДВ «Аналитическая диагностика наркотических и психотропных средств» направлено на повышение уровня подготовки студентов и получения ими дополнительных практических навыков в области проведения химико-токсикологических и су-дебно-химических экспертиз веществ, вызывающих отравление и/или одурманивание. В период освоения программы ДВ обучающиеся приобретают навыки и умения по составлению схемы исследования, по выбору методики анализа с учетом характера биологического объекта, возможностей лаборатории, требований нормативной документации по проведению экспертиз, непосредственному осуществлению экспертизы с последующим формированием заключения. Детально изучается один из хроматографических методов - хроматография в тонком слое сорбента (ТСХ) в различных вариантах (одномерная и двумерная, нормально-фазовая и обращенно-фазовая), отрабатывается техника выполнения и схемы ненаправленного и направленного анализа, хроматографирование трудноразделяемых смесей, влияние различных факторов на воспроизводимость в методе ТСХ, особенности исследования различных групп веществ, вызывающих одурманивание. Курс в целом позволяет более подробно разобраться в тонкостях определения токсикологически значимых веществ (наркотических, психотропных, иных токсических и одурманивающих).

Еще одна из организованных на кафедре ДВ - «Безопасность лекарственных средств и пищевых продуктов». Цель освоения дисциплины по выбору - ориентирование в законодательных, медицинских и социальных аспектах загрязнения лекарственных средств и пищевых продуктов чужеродными химическими веществами (ксенобиотиками), проведение исследования на данную группу соединений.

Задачи изучения дисциплины:

- приобретение студентами знаний об источниках загрязнения лекарственных средств и пищевых продуктов ксенобиотиками, регламентация содержания ксенобиотиков в различных объектах, согласно требованиям нормативных документов, санитарно-эпидемиологических норм и правил, технических регламентов;

- обучение студентов методам определения основных групп чужеродных химических веществ в различных видах продукции, отработка навыков пробоподго-товки, очистки, концентрирования, обнаружения и определения ксенобиотиков в различных объектах

исследования.

В рабочей программе, данной ДВ сформированы ПК, соответствующие двум первым ПК программы основного курса «Токсикологическая химия». Третья компетенция является дополнительной профессиональной компетенцией: «Способен к участию в проведении исследований по оценке безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья». В качестве индикаторов достижения данной дополнительной ПК выбраны следующие:

1. Способность проводить исследование на вещества-ксенобиотики в различных объектах.

2. Способность интерпретировать результаты анализа и формировать заключение.

3. Способность оформлять документацию по проведенным процедурам.

Курс преподается с точки зрения проведения анализа (экспертизы) чужеродных соединений, аналогично проведению химико-токсикологических экспертиз, но в приложении к несколько иным объектам исследования, в том числе к пищевым продуктам. Поэтому для освоения материалов программы ДВ необходимо владение базовыми знаниями и умениями дисциплины «Токсикологическая химия», как основой формирования дополнительной компетенции и индикаторов её достижения. С учетом этого ДВ, преподаваемые на кафедре, проводятся после завершения изучения курса «Токсикологическая химия» и прохождения студентами промежуточной аттестации.

Обучение на данной ДВ складывается из более полного раскрытия понятия «безопасность лекарственных средств и пищевой продукции», начиная с изучения источников загрязнения продукции фармацевтической и пищевой промышленности, регламентирования содержания в соответствие с нормирующими документами и методов их определения. Само проведение ДВ, в том числе, ориентировано на понимание важности стадии пробоподготовки с целью обнаружения ксенобиотиков, выбор метода выделения веществ с учетом физико-химических свойств соединения и характера объекта исследования. В курсе изучения рассматривается классификация аналитических методов,

применяемых для определения чужеродных веществ (хроматографические, спектральные, электрохимические). Практическая часть курса состоит из приобретения и отработке студентами навыков пробоподготовки образцов к испытаниям, выбору оптимального метода исследования в зависимости от природы ксенобиотика. В проведении практики задействовано следующее аналитическое оборудование: хроматографиче-ское (материалы для ТСХ, жидкостной хроматограф, газовый хроматограф с масс-селективным детектором), спектральное (спектрофотометр, атомно-абсорб-ционный спектрофотометр, пламенный фотометр), электро-химическое (ионометр, анализатор вольтампе-рометрический).

Обучение студентов на обязательной дисциплине и соответствующих ДВ, в том числе получение навыков работы на различном аналитическом оборудовании, позволяет подготовить компетентного специалиста для выполнения таких профессиональных задач, как проведение химико-токсикологических анализа, санитарно-гигиенических лабораторных исследований. Это позволит сократить период освоения трудовых функций выпускника ВУЗа при выборе именно этой сферы деятельности в должности химика-эксперта медицинской организации.

Вариативная часть ФГОС дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин и дисциплин специализаций, что в дальнейшем может помочь обучающимся претендовать на более высокий балл при сдаче государственного итогового экзамена. Полученные навыки будут необходимы для дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (ординатура, аспирантура), для успешной профессиональной деятельности.

Приобретение дополнительных навыков и умений обучающимися позволяет им позиционировать себя как сформированного специалиста в определенной профессиональной сфере, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.