Научная статья на тему 'Изменения профессиональных компетенций в образовательных стандартах специальности 33. 05. 01 Фармация'

Изменения профессиональных компетенций в образовательных стандартах специальности 33. 05. 01 Фармация Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
483
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ФАРМАЦИЯ / PHARMACY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Погребняк А. В., Верниковский В. В., Погребняк Л. В., Дайронас Ж. В.

Компетенция круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Мы понимаем компетенцию как некую динамичную комбинацию мировоззрения, знаний, умений и навыков. И развитие такой компетенции является актуальной задачей образовательных программ. При этом крайне важно, чтобы компетенции формировались по разным дисциплинам и на разных этапах обучения, но при этом представляли собой совокупность знаний, необходимых конкретному специалисту. Для каждой образовательной программы формируется перечень компетенций: что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Когда компетенция сформирована, можно сузить набор дисциплин, которые формируют необходимые знания и навыки в достижении данной компетенции. Также важно отметить, что освоение будущим специалистом определённого набора навыков и умений не является показателем наличия устойчивой компетенции. Задачей современной высшей школы, готовящей востребованных специалистов в той или иной области, способных достойно конкурировать на рынке труда, является как раз формирование таких компетенций, которые выпускник может смело использовать в своей карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Погребняк А. В., Верниковский В. В., Погребняк Л. В., Дайронас Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN EDUCATIONAL STANDARDS OF SPECIALTY 33.05.01 PHARMACY

Competence the range of issues in which a person is knowledgeable, has knowledge and experience. We understand competence as a kind of dynamic combination of worldview, knowledge, skills. Moreover, the development of such competence is an urgent task of educational programs. At the same time, it is extremely important that competencies are formed in different disciplines and at different stages of training, but at the same time represent the totality of knowledge required by a particular specialist. For each educational program, a list of competencies is formed: what graduates should be able to do after completing the training. When the competence is formed, it is possible to narrow the set of disciplines that form the necessary knowledge and skills in achieving this competence. It is also important to note that mastering a certain set of skills by a future specialist is not an indicator of the existence of a sustainable competence. The task of the modern higher school, which prepares demanded specialists in this or that field, capable of worthy of competing in the labor market, is precisely the formation of such competences that the graduate can safely use in his career.

Текст научной работы на тему «Изменения профессиональных компетенций в образовательных стандартах специальности 33. 05. 01 Фармация»

2018, том 20 [1]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-l-4-13

УДК 37.01 (075)

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

33.05.01 ФАРМАЦИЯ

Погребняк А.В., Верниковский В.В., Погребняк Л.В., Дайронас Ж.В.

Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО ВолгГму, г. Пятигорск, Российская Федерация

Аннотация. Компетенция - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Мы понимаем компетенцию как некую динамичную комбинацию мировоззрения, знаний, умений и навыков. И развитие такой компетенции является актуальной задачей образовательных программ. При этом крайне важно, чтобы компетенции формировались по разным дисциплинам и на разных этапах обучения, но при этом представляли собой совокупность знаний, необходимых конкретному специалисту. Для каждой образовательной программы формируется перечень компетенций: что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Когда компетенция сформирована, можно сузить набор дисциплин, которые формируют необходимые знания и навыки в достижении данной компетенции. Также важно отметить, что освоение будущим специалистом определённого набора навыков и умений не является показателем наличия устойчивой компетенции. Задачей современной высшей школы, готовящей востребованных специалистов в той или иной области, способных достойно конкурировать на рынке труда, является как раз формирование таких компетенций, которые выпускник может смело использовать в своей карьере.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, образовательные стандарты, фармация.

Анализ литературы показал, что современными авторами предлагается использовать следующие группы компетенций: 1) социально-личностные, 2) экономические и организационно-управленческие, 3) общенаучные, 4) общепрофессиональные, 5) специальные [1].

В настоящее время высшее фармацевтическое образование осуществляется в соответствии с усовершенствованным образовательным стандартом третьего поколения, так называемым «три-

плюс», утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. №1037 [2]. В рамках данного стандарта серьёзной переработке подверглись в том числе и компетенции, формируемые у выпускника в результате освоения программы специали-тета. Так, кроме общекультурных и профессиональных компетенций в текущем стандарте была выделена новая группа «общепрофессиональные компетенции».

—-3-—

~ 4 ~

—--—

Таблица 1

Структура и количество компетенций в образовательных стандартах по специальности Фармация

ФГОС ВПО 060301 Фармация («третье» поколение) ФГОС ВО 33.05.01 Фармация (поколение «три-плюс»)

Вид компетенций Кол-во, шт. Вид компетенций Кол-во, шт.

Общекультурные (ОК) 8 Общекультурные (ОК) 8

- - Общепрофессиональные (ОПК) 9

Профессиональные (ПК) 50 Профессиональные (ПК) 23

Профессионально-специализированные (ПСК)* - - -

Всего: 58 Всего: 40

Примечание: * - заявлены в разделе II, однако более в тексте стандарта не упоминаются.

Согласно сведениям, содержащимся в таблице 1, при переработке стандарта высшего фармацевтического образования, общее количество компетенций уменьшилось на 36% - с 58 до 40 штук. При этом количество общекультурных компетенций осталось неизменным (8), а вот профессиональные компетенции (ПК) были переработаны как количественно, так и качественно.

Так, в первую очередь серьёзным изменениям подверглась структура ПК. Если в ФГОС ВПО [3] ПК были распределены по шести областям деятельности (производственная, реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров, организационно-управленческая, контрольно-разрешительная, научно-исследовательская и информационно-просветительская, оказание первой медицинской помощи; кроме того две ПК не входят ни в одну из указанных областей), то в ФГОС ВО ПК группируются всего в три области деятельности: фармацевтическую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую (рисунок 1).

Однако сокращение областей деятельности в два раза не привело к утрате тех или иных компетенций будущего выпускника: вопросы, связанные с производством, изготовлением и реализацией лекарственных средств, а также контрольно-разрешительной и информационно-просветительской деятельностью были сведены в область фармацевтической деятельности.

Единственной группой компетенций, полностью исчезнувшей из текущего ФГОС, являются ПК в области оказания первой медицинской помощи (способность и готовность принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50)). Однако при этом для будущего выпускника указывается готовность решать такие профессиональные задачи в области медицинской деятельности как «оказание первой помощи в торговом зале аптечной организации при неотложных состояниях у посетителей до приезда бригады скорой помощи» и «участие в оказании помощи населению при чрезвычайных ситуациях на этапах медицинской эвакуации, в том числе в организации снабжения лекарственными средствами и медицинскими изделиями».

~ 5 ~

—--—

П p о ф ее с и о 11 ал ы i ы е компетенции (ФГОС ВПО 060301 Фармация)

Рис. 1. Изменения структуры профессиональных компетенций (ПК) при переходе от ФГОС ВПО 060301 Фармация к ФГОС ВО 33.05.01 Фармация.

Однако сокращение областей деятельности в два раза не привело к утрате тех или иных компетенций будущего выпускника: вопросы, связанные с производством, изготовлением и реализацией лекарственных средств, а также контрольно-разрешительной и информационно-просветительской деятельностью были сведены в область фармацевтической деятельности. Единственной группой компетенций, полностью исчезнувшей из текущего ФГОС, являются ПК в области оказания первой медицинской помощи (способность и готовность принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-

50)). Однако при этом для будущего выпускника указывается готовность решать такие профессиональные задачи в области медицинской деятельности как «оказание первой помощи в торговом зале аптечной организации при неотложных состояниях у посетителей до приезда бригады скорой помощи» и «участие в оказании помощи населению при чрезвычайных ситуациях на этапах медицинской эвакуации, в том числе в организации снабжения лекарственными средствами и медицинскими изделиями».

Изменения ПК, ранее образовывавших производственную деятельность будущего выпускника, схематично представлены на рисунке 2:

—--—

~ 6 ~

—--—

Профессиональные компетенции (ФГОС ВПО 060301 Фармация)

Профессиональные компетенции (ФГОС ВО 33.05.01 Фармация)

в области производственной деятельности:

способность и готовность принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств (ПК-3)_

способность и готовность к производству лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций, включая выбор технологического процесса, необходимого технологического оборудования, с соблюдением требований международных стандартов (ПК-4)_

способность и готовность к изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей в условиях фармацевтических организаций, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований (ПК-5)

способность и готовность организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6)_

фармацевтическая деятельность:

\

/

способность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-3)

способность к организации заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов

лекарственных растений (ПК-5)

Рис. 2. Изменения профессиональных компетенций в области производственной деятельности.

Как видно из рисунка 2, из ФГОС ВО была исключена компетенция, затрагивающая участие будущего выпускника в организации производственной деятельности, а две компетенции по производству и по изготовлению ЛС соответственно были объединены в одну, существенно более краткую. Стоит также отметить, что в новой компетенции отсутствует упоминание о причастности будущего выпускника к организации деятельности по производству и изготовлению ЛС,

оставлено только непосредственное осуществление соответствующих технологических процессов. Существенно более лаконичной стала и компетенция по заготовке лекарственного растительного сырья, из которой были исключены моменты, затрагивающие сохранение сырьевой базы.

Еще более серьезной переработке подверглись ПК, входившие во ФГОС ВПО, в области реализации лекарственных средств и других фармацевтических товаров (рисунок 3).

—--—

~ 7 ~

—--—

П p о ф e с с и ональные компетенции (ФГОС ВПО 060301 Фармация)

Профессиональные компетенции (ФГОС ВО 33.05.01 Фармация)

в области реализации лекарственных средств и других фармацевтических товаров:

способность и готовность к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров (ПК-7)_

способность и готовность проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан (ПК-8)

способность и готовность к научно-обоснованному применению современных маркетинговых и информационных систем в фармации (ПК-9)

фармацевтических товаров (ПК-10)_

способность и готовность принимать участие в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг (ПК-11)_

готовность к осуществлению реализации лекарственных средств в соответствии с правилами оптовой торговли, порядком розничной продажи и установленным законодательством порядком передачи лекарственных средств (ПК-4)_

Рис. 3. Изменения профессиональных компетенций в области реализации лекарственных средств и других фармацевтических товаров.

Из пяти ПК в новый ФГОС после переформулирования вошла только одна (ПК-8), непосредственно относящаяся к осуществлению реализации ЛС, остальные четыре (ПК-7, ПК-9, ПК-10 и ПК-11), связанные с фармацевтическим маркетингом, были исключены.

Профессиональные компетенции, затрагивающие контрольно-разрешительные аспекты деятельности специалиста с высшим фармацевтическим образованием, были весьма существенно переработаны, при этом их количество сократилось примерно вдвое (рисунок 4).

Научно-исследовательская деятельность будущего специалиста также была конкретизирована в меньшем числе компетенций: так, вместо 9 ПК,

характеризующих научно-исследовательскую и информационно-просветительскую деятельность, в действующем стандарте присутствует всего 3 ПК, касающихся строго научно-исследовательской деятельности (рисунок 5). При этом все компетенции, касающиеся какого-либо информирования населения, медицинских работников и организаций, сведены к способности анализировать и публично представлять специализированную информацию. Зато, кроме участия в экспериментальной реализации поставленных научных задач, предполагается также участвовать и во внедрении новых методик в различные сферы обращения лекарственных средств.

—--—

~ 8 ~

—--—

Профессиональные компетенции (ФГОС ВПО 060301 Фармация)

в области контрольно-разрешительной деятельности:

способность и готовность к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий,

биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28)

способность и готовность к участию в осуществлении подготовки фармацевтических предприятий и организаций к прохождению процесса лицензирования, а также инспекционных проверках различного уровня (ПК-29)

способность и готовность организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организации (ПК-30)

способность и готовность определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями (ПК-33)

способность и готовность готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-34)

Профессиональные компетенции (ФГОС ВО 33.05.01 Фармация)

способность к обеспечению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-1)

готовность к участию в процедурах ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию и вывоза лекарственных средств из Российской Федерации (ПК-9)

способность к проведению контроля кач :ства лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12)

Рис. 4. Изменения профессиональных компетенций в области контрольно-разрешительной деятельности.

—--—

~ 9 ~

—--—

Профессиональные компетенции (ФГОС ВПО 060301 Фармация)

в области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности:

способность и готовность оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных средств и других фармацевтических товаров по правилам хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств (ПК-41)

способность и готовность оказать консультативную помощь работникам фармацевтических предприятий и организаций по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ПК-42)

способность и готовность к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43)

способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44)

способность и готовность к проведению информационно> просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47)_

способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать > прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)

Профессиональные компетенции (ФГОС ВО 33.05.01 Фармация)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-исследовательская деятельность:

способность к анализу и публичному представлению научной фармацевтической информации (ПК-21)_

способность к участию в проведении научных исследований

готовность к участию во внедрении новых методов и методик I ► сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств (ПК-23)

Рис. 5. Изменения профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности.

—--—

~ 10 ~

—--—

Таким образом, изменение количества и редакции ПК, произошедшее при переходе от ФГОС ВПО («третье поколение») к ФГОС ВО («три-плюс») внесло серьёзные качественные изменения в высшее фармацевтическое образование, сделав его, с одной стороны, более прикладным и ориентированным на будущую трудовую деятельность в сфере фармации (какой ее видели разработчики стандарта «три-плюс»), а с другой -значительно, увы, приблизив его к ныне существующему среднему профессиональному фармацевтическому образованию.

Изменение политической обстановки в мире, а также последовавшее за этим изменение приоритетов во внутреннем развитии Российской Федерации, вывели вопросы развития фармацевтического образования на новый уровень. Связано это было, прежде всего, с изменением самой парадигмы фармацевтического образования: если ранее выпускники фармацевтических факультетов рассматривались почти исключительно сквозь призму их будущей деятельности в сфере розничной торговли (в аптечных сетях), то в настоящее время все больший акцент делается на производство лекарственных средств и все сопутствующие

виды деятельности (разработка, обеспечение качества, регистрация и др.). Все это привело к необходимости в очередной раз пересмотреть подходы к высшему фармацевтическому образованию, что вылилось в разработку ФГОС следующего поколения - «три-плюс-плюс», находящегося в настоящее время на стадии проекта [4].

Оценивая текущий проект нового ФГОС ВО, следует отметить коренные изменения, произведённые в нем - ФГОС, оставаясь базисным документом системы образования, перестал быть «самодостаточным», позволяющим выстроить образовательный процесс полностью на его основе. Теперь необходимым дополнением является примерная основная образовательная программа (ПООП), несущая в себе «вариабельную» (более легко актуализируемую) часть информации об организации и содержании образовательного процесса. Что касается изменения структуры и состава компетенций, формирование которых запланировано у выпускника, то в сравнении с действующим стандартом она выглядит следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Изменения структуры и количества компетенций в проекте образовательного стандарта по специальности Фармация нового поколения

ФГОС ВО 33.05.01 Фармация (поколение «три-плюс») проект ФГОС ВО 33.05.01 Фармация (поколение «три-плюс-плюс»)

Вид компетенций Кол-во, шт. Вид компетенций Кол-во, шт.

Общекультурные (ОК) 8 - -

- - Универсальные (УК) 8

Общепрофессиональные (ОПК) 9 Общепрофессиональные (ОПК) 6

Профессиональные (ПК) 23 Профессиональные (ПК)* -

Всего: 40 Всего:

Примечание: * - в проекте не содержатся.

В проекте ФГОС ВО поколения «три-плюс-плюс» «общекультурные» (ОК) компетенции были переформулированы в компетенции «универсальные» (УК), сохраняя, в основном, заложенные в них идеи. Общепрофессиональные компетенции также, в целом, сохранились, подвергнувшись небольшому сокращению (ОПК-2, затрагивающая вопросы коммуникации, и ОПК-5,

касающаяся способности к анализу собственной деятельности, были в видоизмененном виде включены в соответствующие УК; ОПК-9, включающая способность к применению специализированного оборудования, - исключена). Что касается профессиональных компетенций, то проект нового ФГОС содержит лишь общие указания об

~ 11 ~

—--—

основании для их формирования (соответствующие профессиональные стандарты и др.). Таким образом, источником сведений о профессиональных компетенциях выпускника с высшим фармацевтическим образованием в обозримом будущем будет выступать примерная основная образовательная программа (ПООП), становящаяся в этой связи неотъемлемой частью пары «ФГОС -ПООП».

В заключение хочется отметить, что несмотря на то, что формирование компетенций является целью обучения студента довольно давно, вопрос о способе измерения компетенций до сих пор окончательно не решён. Измерение, в отличие от оценки, представляет собой конкретную процедуру количественного сопоставления изучаемого свойства (признака) с некоторым эталоном. Отечественными авторами предлагается введение неких оценочных шкал, но единого мнения до сих пор не сформировано. В большинстве ВУЗов используется тестирование с использованием технических средств и проверка практических умений, как наиболее объективная система оценки, позволяющая исключить предвзятое отношение преподавателя к студенту. При этом поиск ин-

струментов оценки сформированной компетенции будущего специалиста остаётся актуальной задачей педагогов, работающих в высшей школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Авво Б.В. Методология компетентностного подхода в высшем образовании // Письма в эмиссия. оффлайн: электронный научный журнал. - 2005. -№1. - С.978. elSSN: 1997-8588

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 № 1037).

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист») (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 № 38).

[4] Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - спе-циалитет по специальности 33.05.01 Фармация. Электронный адрес (URL): http://regulation.gov.ru/projects#npa=77465. Дата обращения 09.02.2018.

CHANGES OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN EDUCATIONAL STANDARDS OF SPECIALTY 33.05.01 PHARMACY

Pogrebnyak A.V., Vernikovsky V.V., Pogrebnyak L. V., Dayronas Zh.V.

Рyatigorsk medical pharmaceutical institute of Volgograd medical state university, Pyatigorsk, Russian Federation

Annotation. Competence - the range of issues in which a person is knowledgeable, has knowledge and experience. We understand competence as a kind of dynamic combination of worldview, knowledge, skills. Moreover, the development of such competence is an urgent task of educational programs. At the same time, it is extremely important that competencies are formed in different disciplines and at different stages of training, but at the same time represent the totality of knowledge required by a particular specialist. For each educational program, a list of competencies is formed: what graduates should be able to do after completing the training. When the competence is formed, it is possible to narrow the set of disciplines that form the necessary knowledge and skills in achieving this competence. It is also important to note that mastering a certain set of skills by a future specialist is not an indicator of the existence of a sustainable competence. The task of the modern higher school, which prepares demanded specialists in this or that field, capable of worthy of competing in the labor market, is precisely the formation of such competences that the graduate can safely use in his career.

Key words: professional competences, educational standards, pharmacy.

—-дъэ+ы3-—

~ 12 ~

—--—

REFERENCES

[1] Avvo B.V. Metodologija kompetentnostnogo pod-hoda v vysshem obrazovanii // Pis'ma v jemissija. offlajn: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2005. - №1. - S.978. elSSN: 1997-8588

[2] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'-nyj standart vysshego obrazovanija po speci-al'nosti 33.05.01 Far-macija (uroven' speciali-teta) (utverzhden prikazom Ministerstva obra-zovanija i nauki Rossijskoj Feder-acii ot 11.08.2016 № 1037).

[3] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'-nyj standart vysshego professional'nogo obra-zovanija po naprav-leniju podgotovki (special'-nosti) 060301 Farmacija (kvalifikacija (ste-pen') «specialist») (utverzhdjon prikazom Mini-sterstva obrazovanija i nauki Ros-sijskoj Fede-racii ot 17.01.2011 № 38).

[4] Proekt Federal'nogo gosudarstvennogo obrazo-vatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - special-itet po special'nosti 33.05.01 Farma-cija. Jelektronnyj adres (URL): http://regulation.gov.ru/pro-jects#npa=77465. Data obrashhenija 09.02.2018.

~ 13 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.