Научная статья на тему 'Методические аспекты инновации компетентностного подхода высшего образования по специальности фармация (уровень специалитета)'

Методические аспекты инновации компетентностного подхода высшего образования по специальности фармация (уровень специалитета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИТЕТ / ФАРМАЦИЯ / КОМПЛЕКС КОМПЕТЕНЦИЙ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPECIALIST'S DEGREE PROGRAM / PHARMACY / COMPLEX OF COMPETENCES / PHARMACEUTICAL ORGANIZATION / VOCATIONAL TRAINING / PHARMACEUTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бат Нафисет Масхудовна, Кадакоева Галина Владимировна, Тугуз Нальбий Салихович

В статье рассматривается компетентностный подход профессиональной подготовки в высшем образовании специальности фармация. Целью и задачами обучения являются у выпускников формирование комплекса компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), необходимых для профессиональной фармацевтической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бат Нафисет Масхудовна, Кадакоева Галина Владимировна, Тугуз Нальбий Салихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF INNOVATION OF THE COMPETENCY APPROACH OF HIGHER EDUCATION ON SPECIALTY “PHARMACY” (SPECIALIST’S DEGREE LEVEL)

The article deals with the competence approach of vocational training in higher education in the specialty Pharmacy. The goal and objectives of the training of graduates are formation of a set of competences (general cultural, general professional and professional) required for professional pharmaceutical activities.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты инновации компетентностного подхода высшего образования по специальности фармация (уровень специалитета)»

УДК 615.1:378.148 ББК 52.81 Б-28

Бат Нафисет Масхудовна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармации фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: batnm@mail.ru;

Кадакоева Галина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: kadakoeva@yandex.ru;

Тугуз Нальбий Салихович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики инженерно-землеустроительного факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», e-mail: tugusns@mail.ru.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФАРМАЦИЯ (УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА) (рецензирована)

В статье рассматривается компетентностный подход профессиональной подготовки в высшем образовании специальности фармация. Целью и задачами обучения являются у выпускников формирование комплекса компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), необходимых для профессиональной фармацевтической деятельности.

Ключевые слова: специалитет, фармация, комплекс компетенций, фармацевтическая организация, профессиональная подготовка, фармацевтическая деятельность.

Bat Nafiset Maskhudovna, Doctor of Pharmacy, professor of the Department of Pharmacy of the Pharmaceutical Faculty. FSBEI HE "Kuban State Medical University" of the Ministry of Health of Russia, e-mail: batnm@mail.ru;

Kadakoyeva Galina Vladimirovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance and Credit, Faculty of Economics and Service of FSBEI HE "Maikop State Technological University", e-mail: kadakoeva@yandex.ru;

Tuguz Nalbiy Salikhovich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Higher Mathematics of the Engineering and Land Management Department. FSBEI HE "Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin ", e-mail: tugusns@mail.ru.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF INNOVATION OF THE COMPETENCY APPROACH OF HIGHER EDUCATION ON SPECIALTY "PHARMACY" (SPECIALIST'S DEGREE LEVEL) (reviewed)

The article deals with the competence approach of vocational training in higher education in the specialty Pharmacy. The goal and objectives of the training of graduates are formation of a set of competences (general cultural, general professional and professional) required for professional pharmaceutical activities.

Key words: specialist's degree program, pharmacy, complex of competences, pharmaceutical organization, vocational training, pharmaceutical activity.

Актуальным для высших учебных заведений является усиление профессиональной направленности содержания образования. Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности фармация утверждена

приказом Министра образования и науки Российской Федерации №1037 от 11.08.2016 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 фармация (уровень специалитета)». Цели и задачи нашей работы -установление методических аспектов обучения по специальности фармация и формирование у выпускника комплекса компетенций.

Обобщения. Программа освоения образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее ФГОС ВО) отражается в рабочих программах дисциплин, формируемых и оформляемых в соответствие с системой менеджмента качества: «Руководство по качеству» и «Управление записями».

Преподавание и изучение студентами дисциплин специальности фармация носит компетентностный подход (рисунок 1).

Коыпетешносшын подхода

изучения диешшлцн

специальности

фармация

1 1

Образовательные технологии: Инновационные методы: Контролирующие материалы:

s имитационные. *акт:шные. ^тестовые задания

*нгю.]нташонные. *интер активные, ^ситуационные задачи и т.д.

Рис. 1. Технологии, методы, материалы изучения дисциплин специальности фармация

Сущности компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей, с конца 80-х годов XX века изучались зарубежными и отечественными учеными, Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), Спенсер Л. и Спенсер С. (США), В. Вестер (Голландия), А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман и др. Компетентностный подход обуславливает ориентирование высшего образования на развитие личностных и профессиональных качеств выпускника, с помощь которых он может реализовать себя в непрерывно развивающейся действительности [1].

Для изучения каждой учебной дисциплины, в том числе профессиональной направленности по специальности фармация, важное значение имеет использование современных методических актуализированных нормативных документов для формирования знаний и умений студентами. Прохождение учебных и производственных практик подкрепляет знания еще профессиональными навыками.

Так как областью квалификации провизора является профессиональная деятельность в аптечных и оптовых фармацевтических организациях в сфере оборота лекарственных средств -далее, ЛС, (лекарственных препаратов - далее ЛП), в результате освоения программы специалитета у выпускника вуза должен быть сформирован комплекс компетенций (рисунок 2).

Рис. 2. Комплекс формирующих компетенции специальности фармация

Преподаватели вуза должны прививать студентам комплекс компетенций играющих ключевую роль для осуществления лицензируемых видов деятельности в фармации: фармацевтической деятельности и деятельности связанной с обращением наркотических средств и психотропных веществ.

Для студента, в процессе обучения важно приобретение общекультурных компетенций необходимых для коммуникации с посетителями аптечных организаций, медицинскими работниками, сотрудниками и поставщиками товаров аптечного ассортимента. Основными показателями компетенции должны быть: постоянная самостоятельная работа по повышению своих профессиональных знаний, в рамках постоянно изменений нормативно-правовой базы в фармации и принципов этики и деонтологии.

Основными индикаторами результатов освоение всех изучаемых дисциплин в процессе обучения в вузе согласно плану учебного процесса должны быть математические, экономические, правовые знания необходимые в сфере обращения лекарственных средств составляющие общепрофессиональные компетенции.

Таблица 1 - Основные виды профессиональные компетенции по специальности фармации

Основные Область

профессиональные компетенции применения

Фармацевтическая деятельность

Оптовая торговля ЛС, их отпуск, Оптовые фармацевтические

хранение, перевозку. организации.

Розничная торговля ЛП, их отпуск, Аптечные организации (аптеки,

хранение, перевозку. аптечные пункты, аптечные киоски).

Изготовление лекарственных Аптеки (производственные).

препаратов.

Контроля качества ЛС. Контрольно-аналитические лаборатории, аптеки (производственные).

Производство ЛС. Заводы производители ЛС.

Информационно-консультативная Медицинские работники и

работа о ЛП. потребители (население) ЛП.

Организационно-управленческая деятельность

Открытие новых организаций Фармацевтические организации

различной формы собственности и

организационно-правовых форм.

Организация заготовки

лекарственного растительного сырья.

Организация изъятия из обращения

фальсифицированных,

недоброкачественных и

контрафактных ЛС и их уничтожения

Обеспечение охраны труда и техники

безопасности

Организация документированных

процедур

Научно-исследовательская деятельность

Проведении научных исследований Заводы производители лекарственных

Внедрении новых разработок, при средств, фармацевтические

производстве и обращения ЛС. организации.

Представление научной информации Медицинские и фармацевтические организации

Помимо указанных компетенций, особое внимание необходимо уделить подготовке студентов освоению инновационных профессиональных компетенций. Сочетание аудиторных, внеаудиторных занятий, самостоятельных работ, учебных и производственных практик по изучению дисциплинам позволяют полностью освоить программу специалитета и приобрести профессиональные компетенции по специальности фармация.

Методическая реализация (ФГОС ВО) по специальности фармация выявила некоторые проблемы из-за отсутствия утвержденных или рекомендуемых по специальности примерных программ по дисциплине.

Найдены возможные пути решения по совершенствованию программ дисциплин внесением изменений и дополнений к ним, изменения претерпели также график учебного процесса и календарно-тематический план изучения дисциплины. В соответствии с новыми требованиями, актуальным является использование для обучения новых изданий (учебники, учебные пособия), разработка и переработка курса лекций, контролирующих материалов (тестовые задания, ситуационные задачи, экзаменационные билеты и т.д.) [2].

Реализации инноваций компетентностного подхода образовательного процесса дисциплин, являются изменения, вносящие новые элементы, дающими эффективные результаты обучения и мотивирования студентов. ВЫВОД.

Формирование комплекса компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), необходимых для профессиональной фармацевтической деятельности в современных условиях преподавания в вузе, возможно при инновационном компетентностном подходе и профессиональной направленность обучения.

Литература:

1. Киселева Е.В. Сущность компетентностного подхода в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 2. С. 47-53.

2. Бат Н.М., Павлюченко И.И. Методические аспекты реализации инноваций образовательного процесса на фармацевтическом факультете в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №4. С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.