Научная статья на тему 'Применение кластерного и онтологического подходов при оценке сформированности компетенций выпускников медицинского вуза'

Применение кластерного и онтологического подходов при оценке сформированности компетенций выпускников медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / CLUSTER / ONTOLOGY / EDUCATIONAL STANDARDS / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / КЛАСТЕР / ОНТОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибанова Н. Ю., Кагакина Е. А., Гришаева О. В.

Согласно действующим Федеральным образовательным стандартам, результатом освоения основных образовательных программ является сформированность компетенций. В статье описывается подход к обоснованию и отбору в программы по дисциплинам подготовки выпускников различных специальностей медицинских вузов. Предложена методика измерения и оценки интегрированных результатов освоения основных образовательных программ высшего образования программ бакалавриата и специалитета с применением кластерного и онтологического подходов. Показано применение кластерного подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций на примере специальности «фармация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шибанова Н. Ю., Кагакина Е. А., Гришаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of cluster and ontological approaches in assessment of competences at medical graduates

Under current Federal educational standards the result of mastering the basic educational programs is competencies formation. The article contains the approach to justification and selection of developing competences for the programs of disciplines from different fields of medical schools. The technique of measurement and evaluation of integrated results of mastering basic educational programs of higher education bachelor and specialist degrees by means of cluster and ontological approaches. The application of cluster approach to an assessment of developed professional competencies on the example of specialty «pharmacy» is shown. bywords

Текст научной работы на тему «Применение кластерного и онтологического подходов при оценке сформированности компетенций выпускников медицинского вуза»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Шибанова Наталья Юрьевна — доктор медицинских наук, профессор, руководитель учебно-методического управления ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России Адрес: 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, д. 22а Телефон: (3842) 73-48-72 E-mail: [email protected]

Н.Ю. Шибанова, Е.А. Кагакина, О.В. Гришаева

Применение кластерного и онтологического подходов при оценке сформированности компетенций выпускников медицинского вуза

N.Yu. Shibanova, E.A. Kagakina, O.V. Grishaeva

Use of cluster and ontological approaches in assessment of competences at medical graduates

Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo

Under current Federal educational standards the result of mastering the basic educational programs is competencies formation. The article contains the approach to justification and selection of developing competences for the programs of disciplines from different fields of medical schools. The technique of measurement and evaluation of integrated results of mastering basic educational programs of higher education — bachelor and specialist degrees — by means of cluster and ontological approaches. The application of cluster approach to an assessment of developed professional competencies on the example of specialty «pharmacy» is shown.

Keywords

• competence

• cluster

• ontology

• educational standards

• basic educational programs of higher education

ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России

Согласно действующим Федеральным образовательным стандартам, результатом освоения основных образовательных программ является сформированность компетенций. В статье описывается подход к обоснованию и отбору в программы по дисциплинам подготовки выпускников различных специальностей медицинских вузов. Предложена методика измерения и оценки интегрированных результатов освоения основных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата и специалитета с применением кластерного и онтологического подходов. Показано применение кластерного подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций на примере специальности «фармация».

Ключевые слова

• компетенции

• кластер

• онтология

• образовательные стандарты

• основные образовательные программы высшего образования

При реализации стандартов III и III+ поколений в высшем медицинском образовании внимание исследователей и преподавателей, менеджеров образования и методистов акцентируется на различных аспектах формирования, измерения и оценки результатов образования. Как показывает анализ научной и методической литературы, нормативных документов [4, 6—8], результаты образования могут быть предметными, личностными, образовательными, профессиональными и др.

Результативность и качество реализации основной образовательной программы оценивается как самим вузом, так и работодателями. Однако вопросы теории и методик такой оценки применительно к высшему медицинскому образованию в целом и к отдельным направлениям подготовки в частности пока не решены, они требуют как теоретического исследования, так и внедрения в практику работы вузов.

В данной работе предложена методика измерения и оценки интегрированных результатов образования основных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата и специалитета с применением кластерного и онтологического подходов.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и специ-алитета у выпускника медицинского вуза должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции (ОК, ОПК, ПК). Проблема заключается в следующем: компетенции формируются в процессе освоения обучающимися отдельных дисциплин, интегрированный результат образования измеряется и оценивается в процессе государственной итоговой аттестации, а в задачи вуза входит обеспечение ее проведения

с использованием средств, необходимых для организации образовательной деятельности на этом этапе.

Практика использования компетент-ностного подхода в высшем медицинском образовании показывает, что условия, при которых формирующиеся при изучении отдельных дисциплин компетенции интегрируются в образовательный результат освоения программы в целом, требуют комплексного изучения с учетом организационных, содержательных, педагогических и методических особенностей этого процесса.

В ходе государственных аттестационных испытаний у каждого выпускника должна быть проведена оценка всего набора компетенций, определенных действующим Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности или направлению подготовки. Для того чтобы у вуза были основания делать вывод о том, что компетенции, сформированные у выпускников, не только оцениваются в процессе государственной аттестации, но и измеряются, в вузе разрабатываются шкалы, в соответствии с которыми устанавливается уровень сформиро-ванности каждой компетенции.

Следует отметить, что формируемые компетенции у выпускников разных специальностей медицинского вуза существенно отличаются в качественном и количественном выражении. К требуемым результатам освоения основных образовательных программ относятся от 38 до 59 различных компетенций. При этом максимальное количество компетенций предусмотрено для освоения при обучении по специальности «фармация» (табл. 1).

Таким образом, перед государственными экзаменационными комиссиями встает достаточно сложная, объемная

Таблица 1. Сравнительный анализ количества формируемых компетенций у выпускников различных специальностей медицинского вуза

Ступени высшего образо- Специальность Действующий ФГОС Количество формируемых компетенций

вания ОК ОПК ПК

Бакалавриат 34.03.01 «Сестринское дело» Приказ Минобрнауки России № 964 от 03.09.2015 7 8 24

Специалитет 31.05.01 «Лечебное дело» Приказ Минобрнауки России № 95 от 09.02.2016 8 11 22

31.05.02 «Педиатрия» Приказ Минобрнауки России № 853 от 17.08.2015 8 11 22

31.05.03 «Стоматология» Приказ Минобрнауки России № 96 от 09.02.2016 8 11 19

060301 «Фармация» Приказ Минобрнауки России № 38 от 17.01.2011 8 - 50

060105 «Медико-профилактическое дело» Приказ Минобрнауки России № 847 от 12.08.2010 8 - 36

и трудозатратная задача. Поэтому вопрос оптимизации самой процедуры оценки сформированности компетенций имеет существенную значимость и актуальность.

Одним из путей оптимизации измерения и оценки уровня сформированности у обучающихся такого компонента образовательного результата, как компетенции, является создание и реализация в вузе онтологической модели формирования компетенций на основе кластерного подхода. Охарактеризуем сущность этой модели.

Под кластером (англ. cluster — скопление, кисть, рой, пучок) понимают объединение нескольких однородных или разнородных элементов, которое в большей или меньшей степени может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами, которые не могут быть сведены к сумме свойств элементов, составляющих данное объединение.

ОК, ОПК и ПК также можно объединить в кластеры. Кластер компетенций — это совокупность содержательно и/или деятельност-но связанных между собой компетенций, структурированных по онтологическому ос-

нованию. Зарубежная и отечественная практика показывает, что компетенции должны быть организованы в своеобразные группы (кластеры), которые разделяются на подгруппы или классы компетенций [3, 4]. Как правило, выделяют 4—6 групп компетенций с 4—5 компетенциями внутри каждой группы. В структуре кластера отражается интеграция (взаимодействие) профессиональных компетенций, в основе которых лежат меж- и внутридисциплинарные (онтологические) связи.

Под онтологией понимают совместно используемую формальную классификацию определенной предметной области. Она строится на основе совместного понимания предметной области в рамках определенного сообщества [5].

Применение метода онтологии позволяет описать связи между объектами данной предметной области или деятельности. В процессе применения общей онтологии разнородные объекты, а в нашем случае это формируемые компетенции, могут быть интегрированы концептуально.

Организационная онтология предполагает тематическую, терминологи-

ческую и структурную систематизацию в конкретной организации в зависимости от особенностей и условий деятельности этой организации. Таким образом, можно говорить о построении организационной онтологии — это применение общей онтологии профессиональным сообществом с учетом конкретных условий. Следует отметить, что в качестве такого профессионального сообщества может выступать отдельная дисциплина или кафедра, методический совет факультета, вуза в целом, а также сообщество преподавателей и работодателей, профессиональные ассоциации и др.

Известны следующие виды внутреннего взаимодействия компетенций:

• между компетенциями внутри одной группы;

• между компетенциями различных групп;

• между профессионально-личностными компетенциями отдельных групп;

• между профессионально-личностными и профессионально-квалификационными компетенциями разных групп компетенций [7].

Выявленные в работе О.Ф. Пираловой виды взаимодействия компетенций дают основание, для того чтобы в процессе методической работы медицинского вуза проектировать любые образовательные программы на основе интеграции ОК, ОПК и ПК обучающихся. Это позволяет прослеживать процесс формирования результатов образования, выявлять значение отдельной компетенции или их групп (более частных для дисциплины или ее раздела) для формирования более сложных компетенций, проявляющихся по результатам освоения образовательной программы в целом или в практике профессиональной деятельности будущего или реально работающего специалиста.

Учитывая вышеизложенное, продемонстрируем применение кластерного подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций на примере специальности «фармация».

Анализ содержания структурной матрицы компетенций по направлению подготовки «фармация» показал, что перечень компетенций, вынесенных на государственную итоговую аттестацию, обширен и включает почти все компетенции, заложенные в ФГОС ВПО. Значительное число компетенций усложняет процессы диагностирования и оценивания результатов освоения основной образовательной программы в рамках государственной итоговой аттестации.

Для решения этой проблемы нами была разработана модель компетенций, основная идея которой заключалась в структурировании ПК в соответствии с видами профессиональной деятельности, формировании укрупненных групп (кластеров) компетенций и выборе компетенций, выносимых на государственную итоговую аттестацию.

Вся совокупность ПК была разделена по видам профессиональной деятельности на 6 групп (табл. 2).

Затем, основываясь на моделях компетенции, описанных в рабочих программах данных дисциплин, в каждой группе компетенции группировались (укрупнялись) в кластеры, а уже потом для каждого кластера определяли ключевые компетенции, которые и должны оцениваться.

Поскольку результаты обучения и сформированности компетенций выпускника оцениваются не только в ходе государственной итоговой аттестации, но и на этапе промежуточной аттестации, предлагается ПК-50 оценивать на курсовом экзамене по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Медицина ка-

Таблица 2. Ключевые профессиональные компетенции, оцениваемые в рамках государственной итоговой аттестации

Вид профессиональной деятельности Профессиональные компетенции

Производственная ПК-5: способность и готовность к изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей деятельность в условиях фармацевтических организаций, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований. ПК-6: способность и готовность организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда

Организационно- управленческая деятельность ПК-20: способность и готовность осуществлять административное делопроизводство в аптеках, выполнять задачи по информационному обеспечению фармацевтической деятельности. ПК-13: способность и готовность принимать участие в создании различных видов фармацевтических предприятий и организаций. ПК-17: способность и готовность к осуществлению оперативно-технического учета товарно-материальных ценностей и их источников. ПК-18: способность и готовность к использованию элементов фармацевтического маркетинга и логистики в процессе принятия управленческих решений. ПК-27: способность и готовность к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики

Контрольно- ПК-30: способность и готовность организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества разрешительная лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организации. деятельность ПК-38: способность и готовность оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ)

Научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность ПК-48: способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения). ПК-49: способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации. ПК-44: способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям

Реализация лекар- ПК-8: способность и готовность проводить отпуск лекарственных средств и других фармацев-ственных средств тических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан

Оказание первой доврачебной помощи ПК-50: способность и готовность принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях

тастроф» и учитывать полученную оценку в протоколах государственной аттестационной комиссии.

Научно -исследовательская деятельность (ПК-48 и ПК-49) должна учитываться и оцениваться в рамках представленного выпускником портфолио, отражающего этот вид деятельности за весь период обучения [8].

Фонд оценочных средств государственной итоговой аттестации, содержащий

определенный набор комплексных заданий, должен позволять оценить через ключевые ПК их сформированность у выпускника в соответствии с будущей деятельностью провизора.

Опираясь на полученную модель, нами выделено 14 ключевых ПК. На основании этого была построена модель, содержащая укрупненные группы ПК в соответствии с видами профессиональной деятельности (см. рисунок).

Производственная деятельность Реализаци я лекарственных средств

Организационно-управленческая деятельность

ПК-21 ПК-14

I ПК-22| ПК-23 |ПК-24

Контрольно-разрешительная деятельность

ПК-37 ПК-40

Научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность

Оказание первой медицинской помощи

1ПК-503

Онтологическая модель интеграции профессиональных компетенций (ПК) образовательной программы по направлению подготовки «фармация»

Заключение

Алгоритм действий в случае применения технологии, основанной на кластерном и онтологическом подходах, включает 3 основных этапа:

1) определение ключевых компетенций из полного перечня компетенций, предусмотренных государственным стандартом, основываясь на видах профессиональной деятельности специалиста;

2) создание кластеров компетенций на основе использования их внутреннего взаимодействия;

3) разработка фонда оценочных средств, ориентированных на кластеры и позволяющих оценить сформированность всего

блока компетенций, включенного в его состав.

Онтологическая модель оценки сфор-мированности компетенций у выпускника была создана с использованием кластерного подхода. Ее реализация позволяет комплексно подходить к процессу обучения, оптимизировать процессы создания и применения оценочных средств и использовать их при проведении государственной итоговой аттестации. Применение этой модели обеспечивает возможность подготовить компетентного специалиста-провизора, работающего в области создания, стандартизации и оценки качества лекарственных средств.

Сведения об авторах

Шибанова Наталья Юрьевна — руководитель учебно-методического управления ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России Кагакина Елена Андреевна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Министерства культуры России

Гришаева Ольга Васильевна — кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой физической, коллоидной и аналитической химии ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России

Литература

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация». URL: http://www.edu. ru/db/mo/Data/d_11/prm38-1.pdf. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 № 38132).

2. Уиддет С. Руководство по компетенциям. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/ pages/hrm/comp01 .php.

3. Гуськова М.В. Эвалюация в образовании. М., 2014. 153 с.

4. Козлов С.В., Тузовский А.Ф., Чириков С.В., Ямпольский В.З. Использование онтологий в системе управления знаниями организаций // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. С. 180-184.

5. Гришаева О.В., Танцерева И.Г., Мальцева Е.М., Большаков В.В. О кластерном подходе к формированию перечня оцениваемых профессиональных компетенций для итоговой государственной аттестации по

специальности «Фармация» // Материалы уч.-метод. конф. «Технологии оценки сформированное™ компетенций у обучающихся медицинского вуза». Кемерово, 2015. С. 42—47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пиралова О.Ф. Методология исследования оптимизации обучения в системе многоуровневого образования. М., 2010. 80 с.

7. Шехонин А. А., Караваева Е. В., Аржанова И. В. Компетенции выпускников в образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых университетами // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 25—32.

References

1. The GEF VPO on direction of training (specialty) 060301 «pharmacy». URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/

prm38-1.pdf. (in Russian)

2. The order of Minobrnauki of Russia from 29.06.2015 g. № 636 «On approval of procedure for state final attestation on

educational programs of higher education - bachelor, specialist and master's degree programs» (Registered in Ministry ofjustice of Russia 22.07.2015 No. 38132). (in Russian)

3. Widget S., Halliford C. A guide to competencies / Trans. from English. Moscow: Publishing house HIPPO, 2008.

[Electronic resource]. URL: http://www.hr-portal.ru/pages/hrm/comp01.php. (in Russian)

4. Guskova M.V. Evaluation in education. Moscow, 2014: 153 р. (in Russian)

5. Kozlov S.V., Tuzovsky A.F., Chirikov S.V., yampolskiy V.Z. The use of ontologies in the knowledge management

system of organizations. Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University]. 2006; Vol. 309: 180-4. (in Russian)

6. Grishaeva O.V., Tanzania I.G., Maltseva E.M., Bolshakov V.V. Cluster approach to the formation of the list of evalu-

ated professional competence for the final state certification in the specialty «pharmacy». Materials of educational-method. conf. «Technology assessment of formation of competences at students of medical University». Kemerovo, 2015: 42-47. (in Russian)

7. Pe^ova O.F. Methodology of optimization study of learning in the system of multilevel education. Moscow, 2010: 80

р. (in Russian)

8. Shekhonin A.A., Karavaeva E.V., Arzhanov V.I. Competence of the graduates in the educational standards indepen-

dently established by the universities. Vysshee obrazovanie v Rossii [The higher education in Russia]. 2011; Vol. 4: 25-32. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.