ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ
О кластерном подходе к формированию перечня оцениваемых профессиональных компетенций для итоговой государственной аттестации по специальности «Фармация» Гришаева О. В.1, Танцерева И. Г.2, Мальцева Е. М.3, Большаков В. В.4
1Гришаева Ольга Васильевна / Grishaeva Olga Vasilevna - кандидат биологических наук,
доцент, зав. кафедрой, кафедра физической, коллоидной, аналитической и органической химии; 2Танцерева Ирина Герасимовна / Tantsereva Irina Gerasimovna - кандидат фармацевтических
наук, доцент, зав. кафедрой, кафедра фармацевтической технологии; 3Мальцева Елена Михайловна /Maltseva Elena Mihailovna - кандидат фармацевтических наук,
доцент,
кафедра фармацевтической химии; 4Большаков Василий Викторович /Bolshakov Vasiliy Victorovich - кандидат биологических наук,
доцент,
кафедра фармацевтической технологии, Кемеровская государственная медицинская академия, г. Кемерово
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выбора профессиональных компетенций для проведения итоговой государственной аттестации выпускников.
Abstract: relevance of the topic chosen due to the need to choose the professional competencies for the final state certification of graduates.
Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции, итоговая аттестация.
Keywords: competence, professional competence, final examination.
В соответствии с действующим ФГОС ВПО [1] требования к выпускнику или результатам освоения основных образовательных программ (ООП) задаются совокупностью социально-личностных и профессиональных компетенций, которыми он должен обладать для решения профессиональных задач. Основным способом объективной оценки компетенций выпускника из традиционных форм контроля является итоговая государственная аттестация (ИГА) в форме государственного экзамена [2].
Анализ содержания структурной матрицы компетенций по направлению подготовки «Фармация» (приложение 8.1-8.4 к ООП) показал, что перечень компетенций, вынесенных на ИГА, обширен и включает почти все компетенции, заложенные в ФГОС ВПО: 8 общекультурных (ОК) и 50 профессиональных (ПК). Увеличение численного состава компетенций усложняет процессы диагностирования и оценивания результатов освоения ООП в рамках ИГА.
Зарубежная и отечественная практика показывает, что компетенции должны быть организованы в своеобразные группы (кластеры), которые разделяются на подгруппы или классы компетенций [3, 4]. Как правило, выделяют 4-6 групп компетенций с 4-5 компетенциями внутри каждой группы.
Цель работы - изложение опыта по формированию кластеров профессиональных компетенций для ИГА выпускников фармацевтического факультета.
Для решения этой проблемы нами была разработана модель компетенций, основная идея которой заключалась в структурировании ПК в соответствии с видами
профессиональной деятельности, формировании укрупненных групп (кластеров) компетенций и выбора компетенций, выносимых на ИГА.
Основываясь на том, что в ФГОС ВПО обозначены виды профессиональной деятельности и перечислены соответствующие им ПК, были определены группы дисциплин, участвующие в их формировании (таб. 1). Вся совокупность ПК была разделена по видам профессиональной деятельности на 6 групп.
Таблица 1. Дисциплины, участвующие в формировании ПК
\ Дисциплины Виды\ Профессиональной деятельности Управление и экономика фармации Фармацевтическая технология Биотехнология Фармакогнозия Медицинское и фармацевтическое товароведение Фармацевтическая информация Фармацевтическая химия Фармакология Клиническая фармакология Первая доврачебная помощь Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф
Производственная деятельность + + + +
Организационно-управленческая деятельность + + + +
Контрольно-разрешительная деятельность + + + +
Научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность + + + + + + + + +
Реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров + + +
Оказание первой доврачебной помощи + +
Затем, основываясь на моделях компетенции, описанных в рабочих программах данных дисциплин, в каждой группе компетенции группировались (укрупнялись) в кластеры, а уже потом для каждого кластера определяли ключевые компетенции, которые и должны оцениваться на ИГА.
Производственная деятельность
Реализация лекарственных средств
Организационно-управленческая деятельность ПК-
ПК-46
ПК-22 ПК-23 ПК-24
Контрольно-разрешительная деятельность
ПК-37 ПК-40
Научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность
Оказание первой медицинской помощи
Рис. 1 Онтологическая модель интеграции профессиональных компетенций (ПК) образовательной программы по направлению подготовки "Фармация"
Таким образом, была построена модель, содержащая укрупненные группы ПК в соответствии с видами профессиональной деятельности (рис. 1). Опираясь на полученную модель, нами выделено 14 ключевых ПК (табл. 2).
Таблица 2. Ключевые ПК, оцениваемые в рамках ИГА по специальности «Фармация»
Виды профессионально й деятельности ПК
Производственная деятельность ПК-5: способностью и готовностью к изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей в условиях фармацевтических организаций, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований. ПК-6: способностью и готовностью организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда
Организационно-управленческая деятельность ПК-20: способностью и готовностью осуществлять административное делопроизводство в аптеках, выполнять задачи по информационному обеспечению фармацевтической деятельности; ПК-13: способностью и готовностью принимать участие в создании различных видов фармацевтических предприятий и организаций; ПК-17: способностью и готовностью к осуществлению оперативно-технического учета товарно-материальных ценностей и их источников; ПК-18: способностью и готовностью к использованию элементов фармацевтического маркетинга и логистики в процессе принятия управленческих решений; ПК-27: способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики
Контрольно-разрешительная деятельность ПК-30: способностью и готовностью организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций; ПК-38: способностью и готовностью оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ)
Научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность ПК-48: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения); ПК-49: способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации; ПК-44: способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям
Реализация лекарственных средств ПК-8: способностью и готовностью проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан
Оказание первой доврачебной помощи ПК-50: способностью и готовностью принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях
Поскольку оценка результатов обучения и сформированности компетенций выпускника осуществляется не только в ходе ИГА, но и на этапе промежуточной аттестации, предлагается ПК-50 оценивать на курсовом экзамене по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф» и учитывать полученную оценку в протоколах государственной аттестационной комиссии (ГАК).
Научно-исследовательская деятельность (ПК-48 и ПК-49), в отсутствие возможности проведения ИГА в форме защиты выпускной квалификационной работы, должна учитываться и оцениваться ГАК в рамках представленного выпускником портфолио, отражающего научно-исследовательскую деятельность студента за весь период обучения [4].
Так, в результате построения кластерной модели ПК и дифференцирования оценки их сформированности на различных этапах мониторинга учебного процесса выделено 11 ключевых компетенций, что, безусловно, облегчает процессы создания и применения оценочных средств при проведении ИГА.
Таким образом, банк заданий для ИГА, содержащий определенный набор комплексных (междисциплинарных) заданий, позволяет оценить через ключевые компетенции сформированность у выпускника в соответствии с будущей профессиональной деятельностью все профессиональные компетенции.
Литература
1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация». [Электронный ресурс]: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm38-1.pdf.
2. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 № 38132).
3. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. / Пер. с англ. - М.: Издательство ГИППО, 2004. 228с. [Электронный ресурс]: URL: http://www.hr-portal.ru/pages/hrm/comp01.php. (дата обращения: 15.11.2015).
4. Шехонин А. А., Караваева Е. В., Аржанова И. В. Компетенции выпускников в образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых университетами // Высшее образование России. 2011. № 4. С. 25-32.