Научная статья на тему 'Преподование токсикологичекой химии на модуле «Фармацевт-токсиколог» фармацевтического факультета КазНМУ им. С. Д. Асфениярова'

Преподование токсикологичекой химии на модуле «Фармацевт-токсиколог» фармацевтического факультета КазНМУ им. С. Д. Асфениярова Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
310
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Токсикологическая химия / учебный процесс / toxicological Chemistry / educational process

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Т Байзолданов, А Н. Нургалиева, А С. Кожамжарова, Д Т. Балпанова, Х М. Илахунов

В статье приводится опыт проведения учебного процесса на модуле «Фармацевттоксиколог» по курсу токсикологической химии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Т Байзолданов, А Н. Нургалиева, А С. Кожамжарова, Д Т. Балпанова, Х М. Илахунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOXICOLOGICAL CHEMISTRY OF TEACHING MODULE "FARMACIST- TOXICOLOGIST" FACULTY OF PHARMACY KAZNMU S.D. ASFENDIYAROV

The article presents the experience of the educational process at the module "farmacist toxicologist"on the course toxicological chemistry

Текст научной работы на тему «Преподование токсикологичекой химии на модуле «Фармацевт-токсиколог» фармацевтического факультета КазНМУ им. С. Д. Асфениярова»

www.kaznmu.kz

Т. БАЙЗОЛДАНОВ, А.С. ЦОЖАМЖАРОВА, Х.М. ИЛАХУНОВ

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц медицина университету «Фармацевт-токсиколог» MoöyAi

ЭЛЕУМЕТТ1К ОРТАДА ЖЕКЕ ФАРМАЦЕВТИКАЛЬЩ ПЭНДЕРДЩ ЖАСТАР ТЭРБИЕС1НДЕГ1 ТЕР1С ЭДЕТТЕРДЩ

АЛДЫН АЛУ^Ы МЭН1

ТYЙiн: Ма;алада, психобелсендi заттарды колданумен курес ЖYрriзудiн, сурактары кенднен карастырылуымен катар жеке фармацевтикалык; пэндердщ жастарды салауатты eмiр салтына тэрбиелеуде аткаратын ролi жайлы сез крзгалады.

ТYЙiндi сездер: есiрткiлер жэне онын, таралуымен KYрес.

T. BAYZOLDANOV, A. KOZHAMZHAROVA, H. ILAHUNOV

Asfendiyarov Kazakh National Medical University, module «Pharmacist-toxicologist»

THE VALUE OF INDIVIDUAL PHARMACEUTICAL DISCIPLINES IN PREVENTING YOUNG PEOPLE FROM THE NEGATIVE

HABITS IN THE SOCIAL SPHERE

Resume: The article highlights the fight against the use of psychoactive substances, as well as the role of individual pharmaceutical sciences in the education of young people to a healthy lifestyle. Keywords: Drugs and combating its spread.

УДК 615.9:54:378.147

Т. БАЙЗОЛДАНОВ, А.Н. НУРГАЛИЕВА, А.С. КОЖАМЖАРОВА, Д.Т. БАЛПАНОВА, Х.М. ИЛАХУНОВ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Модуль «Фармацевт-токсиколог»

ПРЕПОДОВАНИЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕКОЙ ХИМИИ НА МОДУЛЕ «ФАРМАЦЕВТ-ТОКСИКОЛОГ» ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНИЯРОВА

В статье приводится опыт проведения учебного процесса на модуле «Фармацевт- токсиколог» по курсу токсикологической химии.

Ключевые слова: Токсикологическая химия,учебный процесс.

Модуль «Фармацевт-токсиколог» на

фармацевтическом факультете организован 20112012 уч. году. В перечень предметов, формирующих специалиста с высшим фармацевтическим образованием, на модуле «Фармацевт-токсиколог» входит токсикологическая химия. Предмет токсикологической химии как самостоятельная дисциплина на фармацевтическом факультете преподается с 1953 г. В то время предмет назывался судебной химией. Независимо от названия основное содержание и задачи предмета остаются прежними, отличаясь развитием методов исследования и сферы применения химико-токсикологического анализа (ХТА). ХТА является основным научным методом исследования токсикологической химии при решении вопросов токсикокинетики и токсикодинамики, а также экспертных задач, связанных с отравлением человека. Если областью приложения химико-токсикологического анализа раньше была судебно-химическая экспертиза, то в настоящем, областями приложения знаний и практических умений ХТА являются наркологическая, клинико-

токсикологическая, экологическая, антидопинговая, санитарно-химическая экспертизы. В связи с расширением областей применения ХТА увеличился круг и число разнообразных объектов исследования. Этот факт объясняется современным

определением содержание предмета

токсикологической химии как «науки о химических методах изолирования, обнаружения и количественного определения ядовитых и сильнодействующих веществ, а также продуктов их превращений в тканях, органах и жидкостях организма (животного или растения) и в окружающих человека среде и предметах (вода, воздух, земля, пищевые продукты, лекарственные препараты и др.) [1,2].

В связи с этим, содержание предмета дополнилось разделами: ХТА наркотических соединений и прекурсоров, экспресс-анализ острых отравлений, а также производства антидопинговой экспертизы биологических жидкостей спортсменов. Охват необходимого теоретического и практического материалов указанных разделов в отведенных в действующем ГОСО плановых часах (8 кредитов) учебного процесса практически невозможен. Выходом из этого положения явилась разработка сотрудниками модуля элективных дисциплин таких как: «Химико-токсикологический анализ ядовитых лекарственных средств», «Прекурсоры и допинговые средства», «Химико-токсикологический анализ наркотических средств», «Проблемы охраны окружающей среды», «Токсичность

фармакологический активных соединений и методы их определения».

www.kaznmu.kz

В данной ситуации в учебном процессе со студентами особое значение придается формированию основополагающих теоретических знаний и практических умений и их оптимального сочетания, составляющих основу предмета токсикологической химии. Этот фактор нами вполне отразился в содержаниях РУПов по токсикологической химии и УПП «Аналитическая диагностика острых отравлений и химико-токсикологическая экспертиза». При составлении РУПов, нами учитывается межпредметная связь токсикологической химии с другими базовыми и профильными дисциплинами, каковыми являются: аналитическая, физическая и коллоидная химия, фармацевтическая химия, фармакогнозия, теоретические основы и практические приемы которых помогает решать поставленные задачи перед ХТА. Так, при решении начального этапа ХТА в любой области является -задача успешного выделения ядовитых соединений из объектов исследования, которая связана с процессами диффузии и экстракции, знание теоретических основ и умелое применение методов данного процесса, закладываются на дисциплине «Физическая и коллоидная химия». В этапе достижения выделения чистого ядовитого вещества из объектов, особенно из биологического материала, который всегда содержит различные примеси, позволяет решить сочетанное применение знаний и методов аналитической и физической химии. Наконец, обнаружение (идентификация) и количественное определение выделенных ядовитых соединений осуществляется методами

аналитической химии, т.к. химико-токсикологический анализ можно рассматривать как частную область применения методов аналитической химии. Большая группа ядовитых соединений, имеющих токсикологическое значение относится к лекарственным средствам. Естественно, знания и умения, лежащие в основе фармацевтического анализа препаратов, представляющих

токсикологический интерес, могут быть использованы в химико-токсикологическом анализе объектов на препараты барбитуровой кислоты, опиатов и опиоидов, фенотиазинов, 1,4 бензодиазепинов. Во всех случаях экспертизы объектов растительного происхождения в практике химико-токсикологической экспертизы используется фармакогностический анализ наравне с фармакологическим.

Все указанное выше, действует на саморазвитие обучающегося в плане, что успешное усвоение любого фармацевтического предмета может быть достигнуто после признания единства фармацевтической науки и практики. Это положение поставлено во главу педагогической деятельности всех сотрудников модуля при ведении учебного процесса.

На модуле систематически обсуждаются вопросы состояния учебного процесса по каждой дисциплине, в т.ч. по токсикологической химии. В плане повышения качества усвоения данного предмета студентами определены роль каждой дисциплины в достижении основной задачи токсикологической химии на современном этапе, касательно: 1) разработки новых и усовершенствование применяемых химических и физико-химических методов изолирования, обнаружения и количественного определения ядовитых и

сильнодействующих веществ в жидкостях, органах и тканях животного (и частично растительного) организма и во внешней среде;

2) изучение возможностей изолирования, обнаружения и количественного определения продуктов превращения ядовитых и сильнодействующих веществ в живом организме и в трупе.

Теоретические основы токсикологической химии для студентов пополняются во время лекций и при выполнении СРС и СРСП. Все лекции по токсикологической химии на двух языках читаются с презентацией изучаемых материалов. Для чтения лекций и ведения отдельных лабораторных занятий привлекались и визитинг-профессора доктора наук: Л.Н. Прибыткова, В.А. Карташов и И.А. Журавель из Российской федерации и Украины. На лабораторных занятиях, почти по каждой теме поставлены практические работы. Так, с участием всех преподавателей модуля (проф. Байзолданова, к.х.н. Кожамжаровой и преподавателя Илахунова Х.М.) студентов обучили по технике подготовки хроматографических пластин с закрепленным слоем сорбента на стекле. Многие студенты научились самостоятельно выполнять хроматографический анализ на тонком слое силикагеля на большую группу «лекарственных ядов» и пестицидов методом восходящей хроматографии. Научились

детектировать искомые ядовитые вещества на пластинке, идентифицировать их по вычисленным значениям ЯГ и яб. Практически обучили студентов навыкам спектрофотометрического анализа в видимой области спектра. Формировали умения у студентов применения методологии

спектрофотометрического анализа неизвестного вещества с целью его обнаружения и количественного определения. По вышесказанным методам химико-токсикологического анализа во всех группах все сотрудники провели мастер-классы по материалам, подготовленным проф. Т. Байзолдановым.

В этом учебном году на лабораторных занятиях при исследовании темы «Лекарственные яды» был применен ТСХ-скрининг.

Как известно, объективность результата ХТА зависит от успешного выполнения стадий изолирования токсического вещества. В связи с этим на нашем модуле не первый год стали рабочими методики на основе методов Стаса-Отто, Васильевой, Крамаренко с использованием навески биологического материала. Студенты на наших занятиях, под строгим контролем преподавателя, выполняет перегонку с водяным паром, отщепление органически связанного галогена при исследовании на хлорорганические пестициды и на дихлорэтан в обычных условиях и под давлением. Основной метод токсикологической химии, это «химико-токсикологический анализ - практика, связанная с выделением токсичного агента из объекта исследования, получения чистого вещества и его обнаружения с применением комплекса химических и физико-химических методов, а также количественная оценка обнаруженного ядовитого вещества», кроме судебно-медицинской экспертизы может успешно применяться при выполнении исследований на наркотические и другие психоактивные вещества в наркологической и клинико-токсикологической практике, а также в

www.kaznmu.kz

практике антидопингового контроля спортсменов и при решении вопросов экологической проблемы. Так как, 1. Цель ХТА на наркотики: установление факта присутствия наркотических средств в биосубстратах человека, количественное

определение токсикантов.

А задачи анализа: идентификация и количественное определение (не всегда) средства, вызвавшего наркотическое одурманивание.

2. Цель ХТА на допинговые средства: установление факта присутствия в биосубстратах человека вещества, запрещенного Всемирной антидопинговой организацией (WADA), или свидетельства его использования.

А задачи анализа: идентификация и количественное определение запрещенного вещества и его метаболитов.

Данный пример показывает методологическое единство методов ХТА на токсические вещества

различной природы и группы в различных объектах исследования. И это расширяет возможности выпускнику фармацевтического факультета выбрать специальность по призванию. Студенты на базе УПП в Алматинском филиале знакомятся с правилами производства химико-токсикологической экспертизы на различные группы ядовитых соединений. Изучают документацию, регламентирующую производство судебно-медицинской экспертизы трупов, т.е. соблюдается единство обучения и практики. Здесь же студенты воочию убеждаются в важности приобретения знаний коммуникативных навыков и правовых знаний при контакте с работниками следственных органов и коллег.

Таким образом, в учебном процессе модуля соблюдаются принципы креативности и признание преемственности знаний, единства теории и практики по всем компетенциям обучающей программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Токсикологическая химия: Учебник / Под ред. Т.В. Плетеновой. - 2-ое изд. - М., 2008. - 512 с.

2 Токсикологическая химия: метаболизм и анализ токсикантов: Учебное пособие + СD/ под ред. Н.И. Калетиной. -М., 2008. - 1016 с.

Т. БАЙЗОЛДАНОВ, А.Н. Н¥РГАЛИЕВА, А.С. ЦОЖАМЖАРОВА, Д.Т. БАЛПАНОВА, Х.М. ИЛАХУНОВ

С.Ж. Асфендияров атындагы цазац улттыц медицина университету «Фармацевт-токсиколог» модyлi

С.Ж. АСФЕНИЯРОВ АТЫН^Ы КДЗ¥МУ-НЩ ФАРМАЦЕВТИКА ФАКУЛЬТЕТШЩ «ФАРМАЦЕВТ-ТОКСИКОЛОГ» МОДУЛ1НДЕ ЖУРПЗ1ЛЕТШ ТОКСИКОЛОГИЯЛЬЩ ХИМИЯ ПЭН1Н ОЦЫТУ

ТYЙiн: Ма;алада «Фармацевт-токсиколог» модулшде ЖYргiзiлетiн токсикологиялык химия пэнш ЖYрriзудiн, оку

Yрдiсi жайлы сез козгалады.

ТYЙiндi сездер: Токсикологиялык химия, оку YPДiсi.

T. BAYZOLDANOV, A.N. NURGALIYEVA, A.S. KOZHAMZHAROVA, D.T. BALPANOVA, H.M. ILAHUNOV

Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Module «Pharmacist-toxicologist»

TOXICOLOGICAL CHEMISTRY OF TEACHING MODULE "FARMACIST- TOXICOLOGIST" FACULTY OF PHARMACY

KAZNMU S.D. ASFENDIYAROV

Resume: The article presents the experience of the educational process at the module "farmacist toxicologist"on the course toxicological chemistry.

Keywords: toxicological Chemistry, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.