Научная статья на тему 'Пути повышения качества подготовки кадров для государственных судебно-экспертных учреждений системы здравоохранения'

Пути повышения качества подготовки кадров для государственных судебно-экспертных учреждений системы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / TRAINING / QUALITY SYSTEM / FORENSIC MEDICAL EXAMINATION / TOXICOLOGICAL CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Т. Л.

Освещены вопросы необходимости реформирования и повышения качества подготовки и повышения квалификации кадров для бюро судебно-медицинской экспертизы, роль кафедр токсикологической химии и других профильных кафедр фармацевтических вузов в создании единой системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Т. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING FOR STATE FORENSIC EXPERT INSTITUTION OF HEALTH SYSTEM

The article reveals the necessity of reforming and training quality improving, and staff developing for the bureau of forensic medical examination. It also deals with the role of toxicological chemistry departments and other relevant departments of pharmaceutical institutions in the process of creating a unified system of continuing education.

Текст научной работы на тему «Пути повышения качества подготовки кадров для государственных судебно-экспертных учреждений системы здравоохранения»

УДК 378

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

©2010 Т.Л.Малкова

Пермская государственная фармацевтическая академия

Статья поступила в редакцию 29.10.09.

Освещены вопросы необходимости реформирования и повышения качества подготовки и повышения квалификации кадров для бюро судебно-медицинской экспертизы, роль кафедр токсикологической химии и других профильных кафедр фармацевтических вузов в создании единой системы непрерывного образования.

Ключевые слова: подготовка кадров, система качества, судебно-медицинская экспертиза, токсикологическая химия.

Динамичное развитие судебно-медицинской науки и экспертной практики, внедрение в практику судебно-медицинских экспертных учреждений новых технологий, а также возросшие процессуальные требования к качеству производства судебно-медицинских экспертиз определяют актуальность задач по совершенствованию медицинского образования и кадровой политики для нужд судебно-медицинской службы России. Сегодня вопросы послевузовского и дополнительного профессионального образования по подготовке специалистов для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений являются одними из приоритетных при решении задач реформирования судебно-медицинской экспертизы в стране, направлены на её дальнейшее развитие и повышение качества экспертных исследований.

Для эффективной работы судебно-медицинских экспертов на современном этапе требуется их подготовка, основанная на междисциплинарном подходе, который вместе с тем должен быть дифференцированным по видам судебно-медицинских экспертиз. Необходимость в дифференцированной подготовке экспертов обусловлена существующим на современном этапе несоответствием между официально утвержденной одной экспертной специальностью - «Судебно-медицинская экспертиза»1 и широким спектром задач, решение которых возлагается на судебно-медицинских экспертов. При таком положении каждый судебно-

о

Малкова Тамара Леонидовна, кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой токсикологической химии. E-mail:farmtest@pfa. ш

1Приказ Минздравмедпрома РФ от 16.02.1995 г. № 33

«Об утверждении номенклатуры врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения РФ».

медицинский эксперт сейчас формально имеет право, и более того, обязанность выполнять все виды экспертных исследований. Другими словами, каждый эксперт на высоко профессиональном уровне должен владеть не только всем багажом судебно-медицинских знаний и практических навыков, но и поддерживать их в течение всего периода экспертной деятельности. Возможно ли это? С профессиональной точки зрения ответ однозначен - нет. Неслучайно в структуре судебно-медицинских учреждений функционируют подразделения разных профилей, а для лицензирования утверждены несколько видов судебно-медицинской деятельности2.

Для обеспечения работы Бюро судебно-медицинской экспертизы нужны специалисты примерно десяти видов, различающиеся не только по содержанию подготовки, но и по названию специальности. Для судебных медиков Минздрав оставил только одну специальность -«Судебно-медицинская экспертиза». Трудно понять логику ведомства, предлагающего многообразную работу бюро обеспечивать одной специальностью, игнорируя реально существующее разделение труда, без которого государственные экспертные учреждения не смогли бы выполнять лицензируемые виды работ (услуг), одним из которых является «Судебно-химическая экспертиза». У судебных медиков и кафедр вузов, осуществляющих подготовку специалистов для экспертных учреждений, нет сомнений в том, что номенклатура экспертных должностей бюро должна отражать сложившиеся реалии и примерно соответствовать разнообразию выполняемых работ.

2Приказ Минздрава РФ от 26.07.2002 г. № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».

Федеральный закон № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» разрешил занимать должность эксперта гражданину РФ, имеющему высшее профессиональное образование. Выпускники каких вузов и факультетов могут стать судебно-медицинскими экспертами (после соответствующей дополнительной подготовки)? В этом отношении позиция Минздрава неоднократно менялась. В 19561998 гг. это разрешалось выпускникам лечебно-профилактических, педиатрических и фармацевтических факультетов и институтов. В 1998 году этот перечень был максимально расширен, вплоть до выпускников естественнонаучных факультетов. Но торжествовали судебные медики только два года. Отмена в 2000 году приказа МЗ РФ № 1313 отбросила экспертную службу на ещё более худшие позиции, чем существовавшие ранее. Образовательный спектр для судебно-медицинских экспертов был сужен до выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов.

Существует много вариантов, не отклоняясь от генеральной линии Минздрава, разнообразить номенклатуру должностей. Например, к универсальному наименованию должности добавлять название отделения: «врач судебно-медицинский эксперт судебно-химического отделения», но при этом необходимо определить, специалисты какого вуза (факультета) смогут занять эту должность. Ведь проблемы появляются уже на стадии лицензирования экспертного учреждения. Сотрудники Центральной комиссии по лицензированию медицинской деятельности совершенно правильно требуют от лицензиата документы о повышении квалификации не просто по судебно-медицинской экспертизе, а применительно к структурному подразделению бюро, в котором работает врач, т.е. по генетике, биохимии, медицинской криминалистике, судебной химии и др. Но с формальной стороны, как можно требовать квалификации по специальности, которая отсутствует в существующей номенклатуре? Нет никаких сомнений, что именно эти нестыковки должны быть устранены в первую очередь. Не может биохимик заниматься с профессиональной точки зрения криминалистикой, а врач общей подготовки встать к хроматографу. О какой системе качества в подразделениях государственных экспертных организаций может идти речь, если провизорам, имеющим полноценную подготовку по токсикологической химии, отказывают в приеме на работу в судебно-химическое отделение бюро.

3Приказ Минздрава РФ от 22.04.1998 г. - №131 «О мерах по совершенствованию судебно-медицинской экспертизы».

Давайте попытаемся ответить на короткую анкету в форме блиц-опроса:

1. Существует ли учебная дисциплина, которая готовит специалистов для проведения судебно-химической экспертизы? Да, и эта дисциплина называется токсикологическая химия. В программе этой дисциплины четко выделены два раздела: биохимическая токсикология, изучающая поведение токсикологически важных веществ и их метаболитов в организме, и аналитическая токсикология, которая рассматривает вопросы изолирования, обнаружения и количественного определения ксенобиотиков.

2. В каком вузе преподается токсикологическая химия? Токсикологическая химия относится к специальным дисциплинам и изучается только в фармацевтических вузах.

3. Какая специальность значится в дипломе специалиста, заканчивающего фармвуз? Специальность - фармация, квалификация - провизор. Правильно ли выбран вуз для преподавания токсикологической химии и овладения навыками судебно-химического анализа? Несомненно, т.к. в течение 5 лет обучения студенты фармацевтических вузов и факультетов осваивают комплекс химических и медико-биологических дисциплин. В числе химических дисциплин изучаются неорганическая, органическая, физическая, коллоидная, аналитическая, биологическая, токсикологическая и фармацевтическая химии. Среди медико-биологических дисциплин можно назвать биологию, физиологию с основами анатомии, патологию, фармакологию, фармакотерапию, иммунологию, медицину катастроф, медицинское товароведение, ботанику, фармакогнозию, микробиологию, гигиену, экологию, латинский язык. Можно ли в медицинском вузе на основании существующего образовательного стандарта подготовить специалиста для работы в судебно-химическом отделении бюро судебно-медицинской экспертизы? Нет, нельзя! Да и есть ли необходимость переучивать врача, если провизор имеет хорошую профессиональную базу для занятия должности судебно-медицинского эксперта в судебно-химическом отделении. Почему мы так боимся провизора назвать судебно-меди-цинским экспертом? Ведь недаром как медицинские, так и фармацевтические вузы входят в систему Мин-здравсоцразвития.

4. Необходима ли провизору первичная специализация после окончания вуза? Несомненно. В статье «О необходимости дальнейшего совершенствования СМЭ в РФ» директор ФГУ «РЦСМ Росздрава» Клевно В.А. определил в числе документов, необходимых для разработки в первую очередь, положение о враче судебно-медицинском эксперте, положение о структурном подразделении бюро СМЭ, унифицированные программы и учебные планы по судебной медицине и судебной (токсикологической) химии, на основе которых могут быть разработаны рабочие программы первичной специализации (дополнительная образовательная программа для провизоров в пределах 500 часов и программа профессиональной переподготовки для специалистов с немедицинским образованием в пределах 1000 часов), а также циклов дальнейшего общего и

тематического усовершенствования объемом 144 часа (не менее одного раза в 5 лет). 5. Какая специальность должна быть указана в сертификате специалиста, работающего в судеб-но-химическом отделении бюро СМЭ? Врач судебно-медицинский эксперт - вряд ли это возможно, разве что при указании далее судебно-химического отделения. Смею заметить, что слово врач при этом довольно коварно, т.к. все равно будет ограничивать квалификацию специалистов, работающих в различных отделениях бюро СМЭ. Судебно-медицинский эксперт? Эксперт-химик? Вот это и есть один из главных вопросов, который требует срочного решения, причем решения последовательного с внесением изменений в номенклатуру должностей и нормативно-правовые документы, регламентирующие льготы, которые должны иметь все специалисты, имеющие дело с трупным материалом, независимо от наименования должности.

Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА) - один из старейших фармацевтических вузов страны, имеющий достаточный опыт по подготовке кадров как для фармацевтической отрасли, так и для судебно-экспертной службы. На кафедре токсикологической химии разработан пакет программ и учебных планов по подготовке и переподготовке кадров и повышению их квалификации. Кафедра и действующий при ней региональный испытательный центр (РИЦ) «Фарматест», созданный как структурное подразделение Пермской фармацевтической академии и аккредитованный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на проведение сертификационных испытаний лекарственных средств и пищевого сырья, имеют достаточную приборную базу, опытных преподавателей. Специалисты центра принимают участие в проведении экспертиз по оценке качества лекарственных средств, биологически активных добавок и алкогольной продукции по заданию органов внутренних дел, следствия, прокуратуры. Хорошие деловые отношения сложились с Пермским краевым бюро СМЭ и Пермской государственной медицинской академией, имеющей в своем составе кафедру судебной медицины. Всё это дает возможность использования творческого и технического потенциала Пермской фармацевтической академии для подготовки и повышения квалификации кадров для су-дебно-химических отделений государственных судебно-экспертных учреждений. Инициативы сотрудников кафедры токсикологической химии в отношении подготовки кадров нашли отражение в плане научно-практических мероприятий Российского центра судебно-медицинской экспертизы (РЦСМЭ) на 2009 год, в том числе проведение конференции на базе ПГФА по ак-

туальным вопросам судебно-химических исследований.

Современная педагогика, базирующаяся на системном, а не локальном подходе, является фундаментом и методической основой интенсификации обучения. Поэтому реформирование учебного процесса последипломного обучения следует сочетать с ознакомлением преподавательского состава с основными положениями современной педагогики и педагогической психологии. Без повышения педагогического мастерства невозможно поднять качество подготовки специалистов. Это особенно актуально в связи с разработкой основ дистанционного обучения и его активного внедрения в педагогическую практику. Более двух лет назад сотрудниками кафедры токсикологической химии разработан пакет методических материалов, включая методы и формы рубежного и итогового контроля для проведения обучения специалистов судебно-химических отделений Бюро СМЭ с использованием дистанционных технологий. Выполнение тестовых контрольных работ сочетается с решением ситуационных задач, требующих составления плана экспертных исследований и описания необходимых процедур в соответствии с основными этапами судебно-химического анализа. Возможность общения в процессе обучения в режиме on-line практических работников и преподавателей кафедры значительно повышает его эффективность. Подготовленные рефераты по выбранной обучающимися теме используются в дальнейшем в учебном процессе кафедры и научных исследованиях, т.к. представляют собой описание реальных проводимых экспертиз с использованием современных методов анализа. Завершает обучение экзамен, который проходит c использованием компьютерных технологий. На сайте Российского центра судебно-медицинской экспертизы и в сводном плане научно-практических мероприятий РЦСМЭ имеются рекомендации о возможности профессионального обучения на базе ПГФА. Тем не менее, представленные в этих же документах программы других учебных заведений не отличаются единообразием.

Все изложенное указывает на необходимость серьезных организационных и методических изменений в деле подготовки судебно-медицинских экспертов. Главным условием такой подготовки является формирование специальной системы последипломного образования, включающей нормативно-правовую регламентацию, организационно-структурные элементы образования, методические и технологические стандарты обучения, стандарты и технологию выходного контроля теоретических знаний и

практических навыков. Нормативно-правовая регламентация - утверждение положения и внесения изменений в номенклатуру должностей. Организационно-структурные элементы образования - создание стройной системы подготовки (переподготовки) кадров и повышения их квалификации. Методические и технологические стандарты обучения - утверждение унифицированных программ, учебных планов,

требований для аттестации специалистов на соответствующие категории, материалы для проведения аттестации и сертификации. Только при последовательном и параллельном выполнении этих этапов и этих составляющих развития системы мы можем говорить о достойном кадровом обеспечении государственных судебно-медицинских экспертных учреждений и повышении качества экспертных исследований.

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING FOR STATE FORENSIC EXPERT INSTITUTION OF HEALTH SYSTEM

©2010 T.L.Malkova

Perm State Pharmaceutical Academy

The article reveals the necessity of reforming and training quality improving, and staff developing for the bureau of forensic medical examination. It also deals with the role of toxicological chemistry departments and other relevant departments of pharmaceutical institutions in the process of creating a unified system of continuing education.

Keywords: training, quality system, forensic medical examination, toxicological chemistry.

o

Malkova Tamara Leonidovna, Cand. Sc. in Pharmacy, Associate professor, Head of the Toxic chemistry department. E-mail:farmtest@pfa. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.