ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201077 2020, № 11 (ноябрь) УДК 378.147
Содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности при подготовке бакалавров экономических специальностей в вузе
Новикова Марина Геннадьевна1
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Аннотация. В настоящее время на рынке труда наблюдается огромная конкуренция при соотношении спроса и предложения и, как никогда остро, стоит проблема активизации человеческого потенциала. Работодатели стремятся отобрать сотрудников, способных много и продуктивно трудиться, а работники, чтобы быть востребованными и успешными, стремятся максимально раскрыть свой потенциал и творческие способности для достижения наивысших результатов. Однако высшие учебные заведения мало и формально взаимодействуют с работодателями. Важно наладить в процессе обучения в вузе партнерство с работодателями на условиях взаимовыгодного сотрудничества, включая в процесс обучения регулярное взаимодействие с образовательными заказчиками, и сформировать профессиональную направленность у студентов, погружая их в профессиональную деятельность уже с первого курса. Целью исследования является определение и теоретическое обоснование комплекса условий, технологий, механизмов, обеспечивающих формирование профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в образовательном процессе университета. В предложенной технологии применен метод модульного обучения, который позволил разделить образовательный процесс на отдельные самостоятельные единицы. Представлена авторская целевая программа, разработанная с применением механизма социального партнерства и взаимодействия. В статье уточнено понятие профессиональной направленности личности, раскрыты основания проектирования и содержания авторской целевой программы формирования профессиональной направленности у бакалавров в университете, охарактеризованы этапы и даны научно обоснованные практические рекомендации по совершенствованию программного сопровождения и диагностической поддержке педагогического процесса. Итогом применения программы стали высокие показатели сформированности профессиональной направленности у бакалавров, состоящие из учебной и профессиональной мотивации студентов, формирования убеждений, самостоятельности при принятии решений, формирования мышления, развития творческих способностей и развития позитивного отношения к будущей профессии.
Ключевые слова: профессиональная направленность, бакалавры, работодатель, целевая программа, образовательная среда, педагогическая технология, социальное партнерство, взаимодействие.
Поступила в редакцию Received 18.09.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.10.20
Принята к публикации Accepted for publication 28.10.20 Опубликована Published 30.11.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Новикова Марина Геннадьевна, соискатель ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула; директор филиала (института) АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», Ступино, Россия.
Введение
Важнейшей задачей современного образования является его интеграция с профессиональной деятельностью. Профессиональное образование реформируется и совершенствуется, становится одной из основных потребностей человеческой деятельности на протяжении всей жизни. От способности этой системы удовлетворять потребности общества и личности принципиально зависят перспективы развития страны.
Однако сложившаяся система обучения в России не в полной мере соответствует потребностям личности, общества и рынка труда. В условиях рыночных отношений профессиональное образование не может гарантировать выпускнику рабочее место. Рыночная экономика ставит перед системой высшего образования новые вызовы и требует глубоких преобразований. Следствием этого стала его структурная перестройка и реформа в России. Перед высшим образованием сегодня поставлена задача обеспечения качества подготовки специалистов, ориентированных на инновационную профессиональную деятельность. Проведение ежегодного мониторинга эффективности обязывает вузы отслеживать и изучать результаты трудоустройства их выпускников, что существенно влияет на поиски новых путей совершенствования процесса подготовки бакалавров.
Подготовку экономистов и менеджеров для производственной и социальной сферы осуществляют профильные университеты, имеющие государственную аккредитацию. В течение последнего десятилетия почти в каждом вузе готовили экономистов и менеджеров, что перенасытило рынок труда посредственными специалистами, оторванными от современных экономических потребностей и технологий. По результатам Мониторинга эффективности многие вузы лишились аккредитации по экономическим направлениям подготовки, в связи с чем встал вопрос о реформировании образовательных программ и пересмотре взаимодействия с потенциальными заказчиками образования. С введением образовательных стандартов ФГОС ВО и профессиональных стандартов существенно расширились возможности вузов самостоятельно, совместно со всеми участниками образовательного процесса, наполнять образовательные программы, совершенствовать педагогический процесс и формировать профессиональную направленность будущих бакалавров с учетом потребностей работодателей и региона. Выделение государством значительных ресурсов на строительство и функционирование коворкинг-центров, технопарков, кванториумов, проведение чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills и других способствует процессу реформирования образования и вовлечению студентов вузов в современный экономический и технический уклад. Все это определяет как научную, так и социальную актуальность нашего исследования.
Подготовка экономиста как востребованного специалиста высокого класса будет эффективной, если у бакалавра за время обучения в университете сформирована профессиональная направленность. В дальнейшем она поможет выпускнику найти свое место в жизни, реализовать себя в профессии, быстро адаптироваться к новым условиям, получить достойную работу, создать свою семью и работать над улучшением ее благосостояния.
Профессиональная направленность личности студентов вуза - это важнейшее, значимое качество личности, которое напрямую связано с учебной активностью, профессиональным ростом, успешной адаптацией в профессиональной деятельности, а также во всех других сферах его деятельности. Констатирующий этап эксперимента показал, что на оптимальном уровне находятся лишь 23,8% студентов университета. Для формиро-
вания успешного гражданина российского общества, социально активного профессионала необходимо изменить акцент в мировоззрении современной молодежи, направив стремления на повышение уровня мотивации и освоение профессии.
В работе доказано, что во время обучения в вузе возможно сформировать профессиональную направленность у студентов, основанную на единстве и взаимосвязи принципов интеграции, непрерывности обучения. Определено, что в современном обществе профессиональный выбор является предметом социального диалога, основными участниками которого выступают вузы (студенты, преподаватели, родители), с одной стороны, с другой - субъекты экономической сферы (предприятия, организации, различные объединения работодателей). Образовательные организации выступают организаторами и провайдерами в этом диалоге, цель которого - создание условий для социального партнерства и взаимодействия между субъектами и участниками образовательного процесса. В работе представлена концепция формирования профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в условиях двухуровневой деятельности: микроуровня (персонального уровня), где взаимодействие происходит между студентом, педагогом и представителями компаний, и макроуровня (институционального уровня), на котором социальные заказчики взаимодействуют друг с другом и участвуют в образовательном процессе университета в целом. В концепции определены объекты, субъекты, условия, цели и принципы формирования профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Исследователи имеют различные концептуальные подходы к определению понятия профессиональной направленности. Так, Г. А. Журавлева рассматривает профессиональную направленность как «комплекс установок в отношении различных сторон той или иной деятельности» [1].
Ю. А. Афонькина предлагает следующее определение профессиональной направленности: «это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения» [2].
А. Г. Колденков считает, что профессиональная направленность - «это динамическое свойство личности, которое характеризует доминирующее, осознаваемое отношение данного человека к избранной профессии» [3].
Профессиональную направленность как «отношение человека к конкретной профессии, совокупность определенных действий и необходимых знаний и навыков» определяет В. Г. Немировский [4].
Проблема профессиональной направленности проанализирована в монографии А. С. Сейтешева, где прослеживается механизм развития личности, дана педагогическая характеристика профессиональной направленности личности, определены психологические предпосылки и педагогические условия формирования такого качества личности. Выявлены пути и средства, которые способствуют ее успешному развитию. Автор выделяет установку на интересы, потребности, идеалы, убеждения, способности и склонности к определенному типу деятельности [5].
Интересна точка зрения Э. Ф. Зеера, который считает профессиональную направленность «интегральным (системным) качеством личности, определяющим отношение
к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Системообразующим фактором (ядром) направленности является потребностно-мотиваци-онная сфера, составляющая ее профессиональную позицию» [6].
Значительная группа исследователей рассматривает профессиональную направленность как интегральное образование.
Так, Б. Ф. Ломов понимает профессиональную направленность личности как интегральное свойство, которое характеризует позицию и отношение человека к своей профессии, оказывающее влияние на подготовку и успешность в профессиональной деятельности. Он считает, что формирование устойчивой направленности оказывает сильное влияние на активность личности, на отношение к труду, на чувства и эмоции [7].
Наиболее адекватным нашим представлениям мы считаем точку зрения В. А. Сластенина, который под профессиональной направленностью личности понимает «осознанную и эмоционально выраженную ориентацию личности на определенный вид профессиональной деятельности» [8].
Н. В. Кузьмина профессиональную направленность личности связывает с интересом к профессии и считает свойством, интегрирующим цели, воспитывающим побудительные мотивы и эмоциональное отношение к деятельности, определяет качественные характеристики компонентов профессиональной направленности, которые выделены на основе метода экспертных оценок и метода самооценки, делает акцент на содержании праксического и эмоционально-когнитивного компонентов профессиональной направленности личности [9].
Очень интересным и важным мы считаем точку зрения А. М. Новикова, который выделяет побуждающий компонент профессиональной направленности, выражающийся в перспективах, интересах и потребностях, и оценочный компонент в мировоззрении, убеждениях и идеалах [10].
В. Гинзбург считал профессиональную направленность личности сложным и многогранным процессом, затрагивающим ранние этапы развития личности [11]. А. Рое определял связь профессиональной направленности с интересами, установками и ценностями личности, тесно связанными с профессиональной" деятельностью. На основании теории А. Маслоу Ф. Герцберг включил в структуру профессиональной направленности две главные группы факторов: сохранение (потребность в безопасности, избегание страданий, дискомфорта) и мотиваторы (потребность в самореализации, достижении целей в границах профессиональной деятельности) [12-14].
Дж. Холланд предложил классификацию типов людей в зависимости от склонности к профессиям: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистический. Данные типы личности могут помочь в выборе профессии, направить обучающегося к определенной деятельности. Также ученый выделял, что сформированная профессиональная направленность каждого типа представляет собой совокупность развитых интересов, умений и навыков [15].
Д. Е. Сьюпер определял профессиональную направленность как основной и необходимый фактор профессионального развития. В исследованиях ученый сформировал понятие «уровень профессиональной зрелости» применительно к различным стадиям формирования профессионала. Опираясь на работы предшественников (австрийского психолога Ш. Бюллера), он выделил пять стадий профессионального развития. Характеризуя профессиональную зрелость, выделяет степень самостоятельности в решении профессиональных проблем, уточняя, что изменение уровня происходит по мере перехода от одной стадии развития к другой [16]. Его модель профессионального развития
личности отражает продвижение в рамках выбранной профессиональной области. Ученый считал, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», самосознание личности. Важным для нашего исследования из его концепции профессионального развития является вывод о том, что процесс профессионализации — это целостный, длительный процесс развития личности. На основе этого заключения складывается подход, который базируется на изучении особенностей профессионального становления в различных областях деятельности.
Из зарубежных исследований интерес также представляет точка зрения Б. Шле-дера, который рассматривает профессиональную направленность личности как систему ценностей, которая характеризует личность и определяет «выбор типов, средств и целей поведения» [17].
Таким образом, вопрос своевременного и правильного формирования профессиональной направленности молодежи - важнейшая задача образования, региона и страны в целом.
Проведя теоретический анализ, можно утверждать, что профессиональная направленность личности - это необходимое значимое качество личности, связанное с определенной активностью в учебной, воспитательной, профессиональной деятельности, формирующее его как будущего востребованного экономиста и менеджера, социально активного гражданина общества.
Исследовав сущность и структуру вышеизложенных понятий, нами сформулировано определение понятия: профессиональная направленность студента - это системное формирование личности студента, интегрирующее в себе осознание своих интересов, способностей и потребностей, мотивов к учебно-познавательной деятельности, стремление к высокому уровню освоения знаний, готовность к труду для успешного овладения профессией, стремление к обладанию необходимыми личностными качествами для дальнейшей профессиональной деятельности.
Методологическая база исследования
Методологическую основу исследования составили: личностный подход, раскрывающий индивидуальность и ценность каждого человека (Б. Г. Ананьев, Л. И. Бо-жович, А. Н. Леонтьев [18], А. Г. Маслоу, В. В. Сериков [19], В. А. Сластенин, М. Г. Яро-шевский), деятельностный подход (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, [20] С. Л. Рубинштейн [21], Д. И. Фельдштейн [22]), полисубьектный подход (И. В. Вач-ков, С. Д. Дерябко, Л. М. Митина, В. А. Петровский и др.), аксиологический подход (А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, И. Л. Федотенко, Е. Н. Шиянов и др.), компетент-ностный подход, раскрывающий интеллектуально-информационную составляющую образовательного процесса (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Орлов, А. В. Хуторской, А. Н. Сергеев и др.), а также основные положения педагогики и методологии профессионального образования и методики педагогических исследований (В. И. За-гвязинский, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский [23], А. М. Новиков и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ научной философской, педагогической, психологической литературы, сравнительный ретроспективный анализ исследований по данной проблеме, систематизация материала, обобщение современного опыта по проблематике исследования, классификация; эмпирические методы, такие как анкетирование, тестирование, беседы, портфолио, панельная дискуссия, опросы, эссе, анализ практической деятельности; экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперименты, статистическая обработка данных, математическая обработка результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, анализ данных, полученных в ходе эксперимента.
Выбор методов определялся в соответствии с задачами каждого этапа научного поиска. Обработка результатов исследования проводилась при помощи таблиц, статистических методов, классификации, диаграмм и схем.
Результаты исследования
Для исследования нами применен в конструировании содержания метод модульного обучения. Совокупность нескольких модулей позволяет наиболее полно раскрыть содержание определенной учебной темы, а усвоение материала студентами сделать более качественным. Модульное обучение представляет собой технологию, при которой учебный материал и организация его изучения заключаются в несколько модулей, каждый из которых сопровождается контролем знаний. Достоинствами модульного обучения являются: возможность построения процесса обучения по целевой программе, обеспечение индивидуализации обучения, темпа усвоения, уровня самостоятельности, методов и способов обучения, способов контроля и самоконтроля, системность содержания, чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модулей, обеспечивающих алгоритм формирования познавательного интереса и активности участия в процессе у обучающихся.
Проведенный нами эксперимент показал, что выбор в качестве ключевого компонента содержательной части педагогической технологии формирования профессиональной направленности студентов такого как разработка и использование авторской программы «Профессиональная направленность», является правильным и результативным.
Цель программы «Профессиональная направленность» - получение студентами необходимых знаний, умений и навыков в процессе обучения в вузе. При разработке педагогической технологии нами были определены следующие задачи:
1) создание для студентов образовательной среды с участием работодателей, проведение регулярных мероприятий: дни профессий, дни карьеры, круглые столы и мастер-классы для получения студентами знаний, о профессии от работодателей, трехсторонние дискуссии;
2) привлечение студентов к профессиональной деятельности и проектной работе;
3) развитие у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности;
4) создание центра развития карьеры, который при работе со студентами поможет выработке профессиональных качеств, необходимых в профессиональной деятельности;
5) содействие студентам в изучении модулей программы обучения.
Программа «Профессиональная направленность» состоит из трех компонентов:
пояснительной записки, содержания программы и методических указаний. Пояснительная записка содержит цель и задачи обучения по данной программе.
Содержание программы включает следующие модули: установочный, психологический, педагогический, самовоспитания, мотивационный, адаптационный, самовоспитания.
При разработке данной программы нами были определены следующие действия:
- определение цели и задач для успешного формирования профессиональной направленности;
- отбор материала для содержания целевой программы;
- выбор учебных, внеучебных и организационных форм;
- разработка системы диагностики процесса формирования профессиональной направленности студентов.
На рисунке представлена структура педагогической технологии формирования профессиональной направленности.
Структура педагогической технологии формирования профессиональной направленности бакалавров в вузе
Основной целью программы является успешное, на высоком уровне, формирование профессиональной направленности бакалавров, состоящее из учебной и профессиональной мотивации студентов, формирование профессиональных убеждений, самостоятельности при принятии решений, формирование профессионального мышления, развития творческих способностей, развитие позитивного отношения к будущей профессии.
При отборе материалов и содержания для программы подготовки бакалавров нами были определены критерии: достаточности по объему, средняя по сложности, профессионально ориентированная, наличие информационных ресурсов, разносторонне развивающая, с использованием различных видов деятельности.
При выборе учебных форм нами были определены: лекции, групповые дискуссии, мастер-классы, круглые столы, конференции, участие в днях карьеры, экскурсии на предприятия, встречи с ИИ, индивидуальные собеседования.
Для успешного формирования профессиональной направленности студентов нами были определены следующие этапы.
1) Этап исходной диагностики. На данном этапе мы определили, как сформирована профессиональная направленность в процессе обучения студентов в вузе. Используя диагностический инструментарий, мы провели исследование по выявлению уровня профессиональной направленности. Исходя из полученных результатов, анализа, принято решение о необходимости проведения системной работы по исправлению и улучшению ситуации. Были определены цель и задачи, оценены возможности работы по вовлечению студентов в процесс формирования профессиональной направленности. Продумывая механизмы решения проблемы и необходимость партнерских взаимоотношений с работодателями, мы выбрали механизм социального партнерства и взаимодействия. Также мы привлекли к взаимодействию Центр развития карьеры студентов МФЮА, провели работу по изучению готовности профессорско-преподавательского состава. Наметили план мероприятий для формирования у студентов профессиональной направленности. Определили круг лиц из сотрудников университета, инициативных студентов, преподавателей, сотрудников ИИ предприятий и представителей различных компаний. С этой целью мы обратились к главе городского округа Ступино и подготовили письма руководителям предприятий округа для взаимодействия и партнерства.
2) Этап формирования целей и задач, определения педагогических условий, создания нормативно-правовых документов для взаимодействия, программы для эффективности формирования профессиональной направленности.
3) Этап разработки программы и планирования ее реализации. Данный этап включает в себя организационную, методическую деятельность: разработку программы, согласование со всеми заинтересованными сторонами, подписание соглашений о сотрудничестве, утверждение программы, доведение информации до исполнителей, обсуждение в группах, корректировку программы, дополнение, готовность к работе.
4) Этап изучения программы, проведения мероприятий по взаимодействию, подготовке и проведению дней профессий, дней карьеры. Сюда также включен регулярный мониторинг освоения студентами каждого модуля программы, проведение опроса работодателей по авторской анкете; обработка полученных результатов, анализ и корректировка программы (при необходимости).
5) Заключительный этап: рефлексия и подведение итогов работы. Проведение анализа на основе анкетирования, эссе, тестирования студентов, сопоставление этих результатов с предыдущими, которые были получены до изучения целевой программы,
а также оценка уровня сформированности профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете. Подведение промежуточных и общих итогов работы.
Заключение
При формировании профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете нами использованы педагогические технологии, интегрируемые в педагогический процесс университета, которые представляют собой научно обоснованную систему управленческих, педагогических и воспитательных взаимодействий: постановку цели, проектирование, содержание, комплекс приемов, форм, средств, педагогических технологий обучения и воспитания. Научную новизну и теоретическую значимость интерпретации полученных результатов придает [24] опора в исследовании на междисциплинарные понятия: личностные, когнитивные, деятельностные и рефлексивные образовательные результаты.
При таком профессиональном подходе к формированию профессиональной направленности будущих экономистов создаются педагогические условия для успешного развития и формирования профессиональной направленности у бакалавров в период обучения в университете [25].
Отличительные особенности данной педагогической технологии:
1) структура и содержание технологии основаны на идее программного и диагностического сопровождения формирования профессиональной направленности бакалавров;
2) широко используется механизм социального партнерства и взаимодействия;
3) разработана и применяется часть технологии, такая как целевая программа «Профессиональная направленность»;
4) реализация технологии происходит в пять последовательных этапов, каждый из которых имеет свои четко определенные задачи и содержание;
5) технология формирования профессиональной направленности бакалавров является частью психолого-педагогической технологии формирования профессиональных компетенций и направленности личности бакалавров экономических специальностей, помогает выполнить требования образовательных и профессиональных стандартов по укрупненной группе специальностей 08 «Экономика и управление».
Таким образом, содержательно-технологический компонент по формированию профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете - это взаимодействие всех участников образовательного процесса, студентов, преподавателей, предприятий, бизнеса, центра развития карьеры студентов с целью получения устойчивой мотивации, положительного отношения к учебной и профессиональной деятельности, быстрой адаптации персонала на предприятиях, достижения высокого уровня знаний, умений и навыков, выработки необходимых для работодателей компетенций и профессионально важных качеств личности студентов [26, 27].
Данная проблематика является актуальной и отмечается многими зарубежными исследователями [28]. Профессия сегодня - это суммированные требования к работнику со стороны работодателя. Такая педагогическая технология позволяет студентам в процессе обучения в вузе узнать требования и потребности работодателей, «окунуться в профессиональную среду», обучаясь в университете [29, 30].
Ссылки на источники
1. Журавлева Г. А. Профессиональная направленность студенческой молодежи // Социологические исследования профессиональной ориентации молодежи. - М., 1975. - С. 68-76.
2. Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. - Мурманск: МГПИ, 2001. - С. 180.
3. Колденков А. Г. Анализ факторов формирования профессиональной направленности студентов технического вуза // Вести ЛГУ. - 1977. - № 5. - С. 46-49.
4. Немировский В. Г. Факторы формирования социально-профессиональной направленности школьной молодежи: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1980. - С. 17.
5. Сейтешев А. П. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащихся и молодых рабочих. -М.: Высш. шк., 1974. - С. 268.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - Екатеринбург, 2000. - С. 254.
7. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 295.
8. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2004. - С. 576.
9. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности. - М., 1967. - С. 183.
10. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. - С. 266.
11. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. -№ 3. - С. 43-52.
12. Кулов А. У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3 (53). - С. 169-172.
13. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - С. 425.
14. Herzberg F., Mauser В., Snyderman В. В. The Motivation to Work. - N. Y.: Wiley, 1959. - Р. 157.
15. Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В. и др. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). - СПб.: Нестор-история, 2015. - С. 3-7.
16. Super D. E. Vocational Development: A Framework of Research. - N. Y., 1957. - Р. 185-190.
17. Шеффер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. - 1993. - Т. 1. - № 1. - С. 74-82.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность: учеб. пособие. - М.: Академическая книга, 2005. - С. 352.
19. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - С. 272.
20. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - URL: http://www.persev.ru/book/av-petrovskiy-byt-lichnostyu.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2010. - С. 712.
22. Леонтьев В. Г., Жмыриков А. Н. Адаптация человека к новой деятельности, как условие профессиональной направленности: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1982. - С. 6-25.
23. Краевский В. В. Методология вуза педагогического слов исследования: пособие вуза для педагога-исследователя вуза. - URL: https://studfiles.net/preview/2239472/
24. Орлов А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 9-15.
25. Федотенко И. Л., Новикова М. Г. Формирование профессиональной направленности бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 2 (54). - С. 130-134.
26. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: Академия, 2008. - С. 345.
27. Moon J. The Module & Programme Development Handbook. A Practical Guide to Linking Levels, Learning Outcomes & Assessment. - L.: Kogan Page Limited, 2002. - Р. 193.
28. Nieves Segovia Bonet. Quality and Innovation in Education // 43 (rd) European Quality Congress. Proceeding Book (Madrid, 9-11 June 1999). Forum CALIDAD. - Р. 217-219.
29. Spurk D. et al. Latent profile analysis: A review and "how to" guide of its application within vocational behavior research // Journal of Vocational Behavior. - 2020. - Vol. 120. - URL: https://doi.org/10.1016/jjvb.2020.103445.
30. Bulle N. Student's activity and development: Disentangling secondary issues, from the heart of the matter // France Educational Research Review. - 2019. - № 27. - Р. 56-70.
Marina G. Novikova,
Competitor, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia Director, branch (institute) of Moscow Financial and Law University, Stupino, Russia [email protected]
Substantial and instrumental foundations of professional orientation in the preparation of economics majors at a university Abstract. Currently, there is a huge competition in the labor market with a balance of supply and demand, and, more than ever, there is a problem of activating human potential. Employers try to select employees who are able to work hard and productively, and employees, in order to be in demand and successful, try to maximize their professional potential and creative abilities, to achieve the highest results in the profession. However, higher educational institutions
interact with employers only formally. It is important to establish partnership with employers in the process of training at a university on the basis of mutually beneficial cooperation, including regular interaction with educational customers in the learning process and to form a professional orientation among students, immersing them in professional activities from the first year. The aim of the study is to define and theoretically substantiate a set of conditions, technologies, mechanisms that ensure the formation of the professional orientation of economics majors in the educational process of the university. In the proposed technology, the method of modular training is used, which makes it possible to divide the educational process into separate independent units. The author's target program developed with the use of the mechanism of social partnership and interaction is presented. The article clarifies the concept of the formation of a professional orientation of an individual, reveals the grounds for designing and the content of the author's target program for the formation of a professional orientation in bachelors at the university, characterizes the stages and gives scientifically grounded practical recommendations for improving program support and diagnostic support of the pedagogical process. The results of the application of the program were high indicators of the formation of a professional orientation among bachelors, consisting of educational and professional motivation of students, formation of professional ideas, independence in decision-making, formation of professional thinking, development of creative abilities and development of a positive attitude towards the future profession.
Key words: professional orientation, bachelors, employer, target program, educational environment, pedagogical technology, social partnership, interaction. References
1. Zhuravleva, G. A. (1975). "Professional'naya napravlennost' studencheskoj molodezhi", Sociologicheskie issledo-vaniya professional'noj orientacii molodezhi, Moscow, pp. 68-76 (in Russian).
2. Afon'kina, Yu. A. (2001). Stanovlenie professional'noj napravlennosti v razvitii cheloveka, MGPI, Murmansk, p. 180 (in Russian).
3. Koldenkov A. G. (1977). "Analiz faktorov formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov tekhnicheskogo vuza", Vesti LGU, № 5, pp. 46-49 (in Russian).
4. Nemirovskij, V. G. (1980). Faktory formirovaniya social'no-professional'noj napravlennosti shkol'noj molo-dezhi: avtoref. dis.... kand. filos. nauk, Leningrad, p. 17 (in Russian).
5. Sejteshev, A. P. (1974). Puti vospitaniya professional'noj napravlennosti lichnosti uchashchihsya i molodyh rabo-chih, Vyssh. shk., Moscow, p. 268 (in Russian).
6. Zeer, E. F. (2000). Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie, Ekaterinburg, p. 254 (in Russian).
7. Lomov, B. F. (1991). Voprosy obshchej, pedagogicheskoj i inzhenernoj psihologii, Pedagogika, Moscow, p. 295 (in Russian).
8. Slastenin, V. A. (2004). Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved, Akademiya, Moscow, p. 576 (in Russian).
9. Kuz'mina, N. V. (1967). Ocherkipsihologii truda uchitelya i formirovaniya ego lichnosti, Moscow, p. 183 (in Russian).
10. Novikov, A. M. (2013). Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij, Izd. centr IET, Moscow, p. 266 (in Russian).
11. Ginzburg, M. R. (1994). "Psihologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya", Voprosy psihologii, № 3, pp. 43-52 (in Russian).
12. Kulov, A. U. (2013). "K opredeleniyu ponyatiya "professional'naya napravlennost'" lichnosti", Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, № 3 (53), pp. 169-172 (in Russian).
13. Maslou, A. G. (1999). Novye rubezhi chelovecheskoj prirody: per. s angl, Smysl, Moscow, p. 425 (in Russian).
14. Herzberg, F., Mauser, V. & Snyderman, V. V. (1959). The Motivation to Work, Wiley, New York, p. 157 (in English).
15. Golovej, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V. et al. (2015). Professional'noe razvitie lichnosti: nachalo puti (em-piricheskoe issledovanie), Nestor-istoriya, St. Petersburg, pp. 3-7 (in Russian).
16. Super, D. E. (1957). Vocational Development: A Framework of Research, New York, pp. 185-190 (in English).
17. Sheffer, B. & Shleder, B. (1993). "Social'naya identichnost' i gruppovoe soznanie kak mediatory mezhgruppovogo povedeniya", Inostrannaya psihologiya, t. 1, № 1, pp. 74-82 (in Russian).
18. Leont'ev, A. N. (2005). Deyatel'nost', soznanie, lichnost': ucheb. posobie, Akademicheskaya kniga, Moscow, p. 352 (in Russian).
19. Serikov, V. V. (1999). Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem, Logos, Moscow, p. 272 (in Russian).
20. Petrovskij, A. V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Available at: http://www.persev.ru/book/av-petrovskiy-byt-lich-nostyu (in Russian).
21. Rubinshtejn, S. L. (2010). Osnovy obshchej psihologii, St. Petersburg, p. 712 (in Russian).
22. Leont'ev, V. G. & Zhmyrikov, A. N. (1982). Adaptaciya cheloveka k novoj deyatel'nosti, kak uslovie professional'noj napravlennosti: sb. nauch. tr, Novosibirsk, pp. 6-25 (in Russian).
23. Kraevskij, V. V. Metodologiya vuza pedagogicheskogo slov issledovaniya: posobie vuza dlya pedagoga-issle-dovatelya vuza. Available at: https://studfiles.net/preview/2239472/ (in Russian).
24. Orlov, A. A. (1996). "Monitoring innovacionnyh processov v obrazovanii", Pedagogika, № 3, pp. 9-15 (in Russian).
25. Fedotenko, I. L. & Novikova, M. G. (2020). "Formirovanie professional'noj napravlennosti bakalavrov ekonomiki v universitete na osnove effektivnogo vzaimodejstviya s rabotodatelyami", Uchenye zapiski: elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2 (54), pp. 130-134 (in Russian).
26. Pryazhnikov, N. S. (2008). Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika, Akademiya, Moscow, p. 345 (in Russian).
27. Moon, J. (2002). The Module & Programme Development Handbook. A Practical Guide to Linking Levels, Learning Out-comes & Assessment, Kogan Page Limited, London, p. 193 (in English).
28. Nieves Segovia Bonet (1999). "Quality and Innovation in Education", 43 (rd) European Quality Congress. Proceeding Book (Madrid, 9-11 June 1999). Forum CALIDAD, pp. 217-219 (in English).
29. Spurk, D. et al. (2020). "Latent profile analysis: A review and "how to" guide of its application within vocational behavior research", Journal of Vocational Behavior, vol. 120. Available at: https:,doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103445 (in English).
30. Bulle, N. (2019). "Student's activity and development: Disentangling secondary issues, from the heart of the matter", France Educational Research Review, № 27, pp. 56-70 (in English).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Новикова М. Г. Содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности при подготовке бакалавров экономических специальностей в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). - С. 1-13. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201077.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11077
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Новикова М. Г., 2020
977230412020314