УДК 372.874
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУГОЗОРА НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНОЙ
КОМПОЗИЦИИ
студент Тихонова Александра Павловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Современное общество с обилием информации, ориентированной на широкого потребителя, диктует гедонистическую систему ценностей, основанную на материальных благах. Такая социальная среда не стимулирует развитие художественного кругозора у младшего поколения, а наоборот тормозит его [2]. Поэтому общий уровень развития художественного кругозора у современного подростка остаётся крайне низким, а также не создаётся мотивационных предпосылок для расширения художественного кругозора на уроках изобразительного искусства. Данная проблема не освещена мировым сообществом педагогов, также не уделялось внимание разработке диагностического инструментария по изучению у школьников художественного кругозора.
Изложение основного материала исследования. Для изучения сущности понятия «художественный кругозор», необходимо выяснить, что такое «кругозор». В словаре Ожегова С.И. понятие «кругозор» подразумевает под собой пространство, окидываемое взором [3]. Однако в педагогическом словаре кругозор рассматривается как объем знаний и широта интересов человека. Чем больше он имеет увлечений и интересов, тем будет шире его кругозор знаний [1].
Возвращаясь к словарю Ожегова С.И., охарактеризуем понятие «художественный» - относящийся к искусству или какой-либо деятельности в области искусства [3]. Таким образом, понятие «художественный кругозор» включает широту знаний, которой обладает человек в области, связанной с искусством.
В расширении рамок художественного кругозора ученик должен находиться в постоянном процессе познания изобразительного искусства. Только при постоянном изучении и углублении в материал, рамки художественных познаний учащегося будут расширяться, равносильно его затраченным ресурсам, которые, в свою очередь, зависят от его мотивации [2]. На занятиях по декоративной композиции подобные задачи достигаются при исследовании и поиске новых предметов изобразительного искусства, изучения их техник выполнения и смысловых нагрузок, которые заложил автор. Так же важную роль играет и обучение различным декоративным приемам, изменение уже имеющихся творческих подходов к композиции.
Художественный кругозор на занятиях декоративной композиции - это объем знаний и широта интересов обучающихся в сфере декоративной композиции; способность анализировать, сравнивать и оценивать декоративные композиции; способность обобщать и упрощать форму при создании скульптурной композиции. Обращаясь к этому понятию, можно вывести показатели развития художественного кругозора у обучающихся:
• Знание композиционных средств выразительности в декоративной композиции.
• Способность анализировать, сравнивать и оценивать декоративные композиции.
• Умение обобщать и упрощать форму при создании скульптурной композиции.
По выявленным показателям разработаны диагностические задания с применением методов: тестирование и творческое задание. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.
Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня знаний композиционных средств выразительности в декоративной композиции. Для выявления результатов применялся диагностический метод тестирование. Тестирование содержало 10 вопросов с выбором варианта ответа или формулировкой собственного развёрнутого ответа. Тестирование проводилось в школе искусств в четвёртом классе. Подросткам были предложены следующие вопросы теста.
1. Определение какого термина представлено ниже?
«... - это творческий процесс создания произведений художественного искусства на основе эмоционального восприятия и образной переработки явлений действительности.
... - это средство выражения замысла в определенном материале и технике; конечный результат творчества -декоративное произведение».
a. декоративная композиция
b. живопись
c. композиция
d. графика
2. Вам представлены виды выполнения творческих работ по декоративной композиции, среди которых один является неверным. Выберите неверный вариант ответа:
a. выжигание, аппликация, резьба, инкрустация, красочная роспись
b. лепка, выжигание, ткачество, шитье, академизм, оригами
c. выжигание, ткачество, декоративная живопись, витраж, резьба
3. Какие из перечисленных вариантов цветов являются основой для составных цветов?
a. желтый, красный, синий
b. белый, красный, синий
c. желтый, зеленый, красный
d. черный, серый, белый
4. Выберите из списка средства гармонизации композиции:
a. ритм
b. пропорции
c. симметрия
d. контраст
e. статика
f. нюанс
g. масштаб
5.Каковы основные законы композиции?
a. пропорции, симметрия, масштаб
b. равновесие, единство, соподчинение
c. доминанта, новизна, размер
6. Одним из разновидностей рельефа является койланогриф. Его особенностью является:
a. выступает над плоскостью фона изображения
b. может выступать над плоскостью фона изображения и быть в нем углубленным
c. его композиция развертывается поперек плоскости фона
d. углублен в плоскость фона изображения
7. Одной основной особенностью монументально-декоративных скульптур является:
a. исполнение в крупных размерах из долговечных материалов
b. включение в себя все виды скульптурного убранства, связанного с архитектурой на фасадах зданий
c. включение в себя рельефа и барельефа
8. Выберите верное определение понятия «анималистика в скульптуре»:
a. это изображение, главным мотивом и основным объектом которого является какое-либо животное
b. это скульптура, отличительным признаком которой является сущность отличительных признаков животного тела сравнительно с растительным
c. это скульптура, главным мотивом и основным объектом которого является какое-либо животное
d. это статуэтки и мелкие изделия, главным мотивом и основным объектом которого является какое-либо животное
9. Вам представлены произведения искусства древнеегипетского художника. Проанализируйте изображения и дайте развернутый ответ о своих наблюдениях, о перспективе и декоративных приемах, используемых автором, в работе.
10. Перечислите все известные Вам материалы для создания объемных изделий декоративной композиции.
В ходе диагностики были установлены показатели «высокий, средний и низкий», направленные на определение качества развития показателей по избранному качеству.
Высокий уровень (3 балла) - ученик знаком со множеством декоративных техник, способен различать стилистики, техники создания и композиционные решения декоративных произведений искусств. Ученик обладает широкими границами интересов, связанных с декоративной композицией. Средний уровень (2 балла) - ученик знаком с основным количеством декоративных техник и подходов к творческой деятельности, способен различать стилистики, техники создания и композиционные решения декоративных произведений искусств. Ученик обладает определенным интересом, связанным с декоративной композицией. Низкий уровень (1 балл) - ученик знаком с малым количеством декоративных техник и подходов к творческой деятельности, испытывает явные затруднение при различии стилистик, техник создания и композиционных решений декоративных произведений искусств. Ученик обладает малыми границами интересов, связанных с декоративной композицией.
При проверке работ было выявлено, что большая часть ребят не имеет достаточно широкого художественного кругозора. Ответы были даны как верные, так и не верные. Не все ученики знали о существовании различных видов скульптуры.
Второе диагностическое задание было направлено на выяснение способности анализировать, сравнивать и оценивать декоративные композиции. Для выявления результатов применялся диагностический метод тестирование. Тестирование содержало 5 вопросов с выборов варианта ответа или формулировкой собственного развёрнутого ответа. Подросткам были предложены следующие вопросы теста.
1. Сравните предложенные произведения искусства (Frederic Jager, Horse Fountain и Aniraiden Wu, Sika deer wood carving). К каким видам скульптуры их можно отнести? Какими художественными приемами пользовались авторы данных произведений?
Варианты ответа:
a. Данное произведение искусства относится к виду горельефа и обладает выраженной динамикой исполнения. Автор в своей работе делает особое внимание на деталях и реалистичности образа.
b. Данное произведение искусства относится к виду горельефа и обладает выраженным характером обобщения образа животного. Автор в своей делает особое внимание на деталях и гиперболизации форм.
c. Данное произведение искусства относится к виду статуэток и обладает выраженным характером обобщения образа животного. Автор в своей делает особое внимание на деталях и гиперболизации форм.
d. Данное произведение искусства относится к виду статуэток и обладает выраженной динамикой исполнения. Автор в своей работе делает особое внимание на деталях и реалистичности образа.
2. Из каких материалов выполнены изделия (Marta Klonowska, Lynx и George Saint, Geode Agate Carved Crystal Horse Head)? В чем еще заключаются отличия этих изделий?
Варианты ответа:
a. Скульптура выполнена из окрашенного камня. В данной работе автор стремился передать детальность и реалистичность образа. Скульптура изначально выполнена из цельного куска камня, поэтому называется монолитной.
b. Скульптура выполнена из битого стекла. В данной работе автор упрощал форму и образ животного. Скульптура создана из мелких деталей, объединенных в одно целое.
c. Скульптура выполнена из драгоценного камня. В данной работе автор стремился передать детальность и реалистичность образа. Скульптура изначально выполнена из цельного куска камня, поэтому называется монолитной.
d. Скульптура выполнена из полимерной глины. В данной работе автор упрощал форму и образ животного. Скульптура создана из мелких деталей, объединенных в одно целое.
3. Какие художественные приемы использовали авторы, представленных произведений искусств (Андезитовый сосуд в виде ягуара, Цивилизация Ацтеков и 100-pound stone lion from Hanover Township)?
4. Вам представлены декоративные керамические изделия Древнего и Новейшего времени. Сравните представленные работы между собой по характеру их изготовления и смысловой задумке авторов:
5. Какие из представленных произведений искусств (John Mortimer and John Samuel Hunt, Iced water jug; ZBrush Artworks, Betta fish; Игорь Карлович Малкиель, Виктория Кальватоне; Antinoüs Braschi) Вам нравятся, почему? Развернуто объясните свой ответ.
В ходе диагностики были установлены показатели «высокий, средний и низкий», направленные на определение качества развития показателей по избранному качеству.
Высокий уровень (3 балла) - ученик глубоко анализирует информацию, различает различные виды декоративной композиции, способен объяснить различия среди декоративных техник при анализе декоративных произведений искусств между собой. Средний уровень (2 балла) - ученик поверхностно анализирует информацию, различает различные виды декоративной композиции, способен объяснить различия среди декоративных техник при анализе декоративных произведений искусств между собой. Низкий уровень (1 балл) - ученик испытывает затруднения в анализе информации, не может найти различия в видах декоративной композиции, испытывает затруднения в объяснении различия среди декоративных техник при анализе декоративных произведений искусств между собой.
Результаты диагностики уровня освоения второго показателя - «способность анализировать, сравнивать и оценивать декоративные композиции» показали, что обучающиеся испытывают значительные трудности в работе, посвященной сравнению произведений искусства. Ученики путали вопросы о «художественных приемах» с вопросами, посвященными материалам, из которых могут быть созданы представленные варианты изделий. Некоторые учащиеся пропускали вопросы. Большинство учащихся не справились с работой. При проверке работ было выявлено, что большинство учащихся разбираются в понятиях скульптуры на низком уровне. Ученики плохо понимают суть поставленных перед ними вопросов, путают основные понятия.
Третье диагностическое задание было направлено на выявление показателя «умение обобщать и упрощать форму при создании скульптурной композиции». Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: создайте эскиз на тему «природная стихия», а затем на его основе декоративное изделие из скульптурного пластилина. Подумайте, какая стихия больше всего для вас характерна? Или какая стихия вам больше нравится или вдохновляет вас? Будет ли это статичный образ или наоборот динамичный и живой? В вашей работе будут присутствовать какие-то действующие лица или живые существа? Может быть, вы захотите отобразить какой-то сюжет? Подумайте о выразительных приемах, которые смогут помочь вам, как автору, лучше передать заложенный смысл? По данному показателю были определены следующие уровни.
Высокий уровень (3 балла) - ученик смог создать убедительное и актуальное изделие на тему «Природная стихия». Ученик смог выполнить все поставленные задачи самостоятельно, воплотив заложенную идею в жизнь высоко выразительными, качественными, декоративными, и оригинальными способами работы. Выполненная работа соответствует всем требованиям к заданию (целостный узнаваемый образ стихии, качественное упрощение и работа с формой, аккуратность исполнения). Средний уровень (2 балла) - ученик смог выполнить поставленные задачи при помощи учителя, воплотив заложенную идею в жизнь средне выразительными, качественными, декоративными и оригинальными способами работы. Выполненная работа соответствует не всем требованиям к заданию (целостный узнаваемый образ стихии, качественное упрощение и работа с формой, аккуратность исполнения). Низкий уровень (1 балл) - ученик не смог создать убедительное и актуальное изделие на тему «Природная стихия». Ученик не смог выполнить все поставленные задачи самостоятельно, воплотить заложенную идею в жизнь выразительными, качественными, декоративными, и оригинальными способами работы. Выполненная работа абсолютно не соответствует требованиям к заданию (целостный узнаваемый образ стихии, качественное упрощение и работа с формой, аккуратность исполнения).
В ходе урока учащимся была предоставлена свобода действий, однако многие все еще ожидали утверждения эскизов перед тем, как начать самостоятельно создавать изделие из заявленных заданием материалов. Многие учащиеся не завершили творческую работу. У основной массы выполнивших работы учеников получилось передать основную задумку изделия, однако они не сумели убедительно упростить форму и завершить работу качественно.
Таким образом, на этапе начальной диагностики были определены следующие результаты уровня развития художественного кругозора на занятиях декоративной композиции.
Показатель «знание композиционных средств выразительности» составил: В (высокий уровень) - 20%, С (средний уровень) - 33%, Н (низкий уровень) - 47%.
Показатель «способность анализировать, сравнивать и оценивать декоративные композиции» представлен следующими результатами: В (высокий уровень) - 13%, С (средний уровень) - 40%, Н (низкий уровень) - 47%.
Показатель «умение обобщать и упрощать форму при создании скульптурной композиции» составил: В (высокий уровень) - 20%, С (средний уровень) - 40%, Н (низкий уровень) - 40%.
Выводы. Можно сделать вывод, что все показатели «художественного кругозора на занятиях декоративной композиции» у школьников на этапе начальной диагностики представлены в основном средним и низким уровнем. В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:
• необходимо формировать знания учеников о композиционных средствах выразительности;
• необходимо развивать способность анализировать, сравнивать и оценивать декоративные композиции;
• обучать учеников обобщать и упрощать форму при создании скульптурной композиции.
Поставленные задачи будут осуществляться в ходе занятий по развитию художественного кругозора на предмете «Декоративная композиция» в МАОУ ДОУ «ДШИ «Гармония».
Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков художественного кругозора на занятиях декоративной композиции, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования школы искусств. На основе уточненного понятия «художественный кругозор на занятиях декоративной композиции» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся школы искусств.
Ключевые слова: художественный кругозор, композиция, декоративность, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.
Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of teenagers' artistic outlook in the classroom of decorative composition, the initial diagnosis of the term under study, and its analysis. The problem has not been sufficiently studied and needs research and additions not only in the theory, but also in the practice of art education in art schools. Based on the refined concept of " artistic outlook in the classroom of decorative composition", indicators of this quality of adolescents are formulated, and methods and diagnostic tasks for art school students.
Key words: artistic outlook, composition, decorativity, teenagers, diagnostic tools, creative tasks method, testing method.
Литература:
1. Коджаспиров, Г.М. Объем интересов, знаний человека. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспиров. - М., 2007. - 448 с.
2. Медведева, Н.В. Проблема расширения художественного кругозора учеников в процессе подготовки к просветительской деятельности / Н.В. Медведева; ИНФОУРОК, 2021. - 136 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2014. - 1376 с.
УДК 371
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
студент Ткачев Евгений Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Александрова Елена Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
Постановка проблемы. В процессе модернизации образовательной системы, целью каждого преподавателя является поиск наиболее эффективных методов обучения, результатом которых станет высокое качество знаний и их усвоение в образовательном процессе. Однако, как показывает практика, это не всегда приносит ожидаемый результат. Современные методы обучения появились в России относительно недавно, что говорит о предрасположенности к применению традиционных методов обучения отечественными преподавателями [2, 6, 7].
Изложение основного материала исследования. Эффективность обучения зависит от применяемых методов обучения. Так по сравнению с зарубежным образовательным пространством, которое достаточно давно применяет активные методы обучения, отечественная образовательная система находиться лишь на этапе становления современного образования, а внедрение различных инновационных методов обучения происходит медленно, но постепенно они применяются в образовательном процессе всех типов, уровней и форм образовательных учреждений [1, 3, 5].
Процесс внедрения и организации различных современных методов обучения нацелен на снижение нагрузки в процессе передачи и усвоения новой информации. В таком случае преподаватель, исходя из своего опыта, знаний и профессиональных компетенций, должен осуществить надлежащий выбор материала и способа донесения всей необходимой информации до обучающихся, на основе их личностных и качественных характеристик, а также осуществить контроль за организацией и закреплением учебной информации в процессе её усвоения [2, 4, 6].
Современные методы обучения, в отличие от традиционных, характеризуются несколько иными признаками, где продвинутые методы обучения подстраивают и применяют к поставленной цели занятия ещё на этапе разработки. Реализация данных методов предполагает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся с использованием всех необходимых человеческих и информационных ресурсов.
Одним из важных компонентов при внедрении современных методов обучения являются различные процедуры по измерению и оцениванию результатов деятельности на готовность обучающихся к практической деятельности с помощью различных средств. Однако главным предназначением метода конкретных ситуаций выступает развитие способностей прорабатывать различные проблемы и находить их решение посредством обучения работе с информацией [2, 4].
Среди наиболее востребованных и одним из популярных современных методов обучения на сегодняшний день в педагогическом процессе можно выделить «метод конкретных ситуаций». Этот метод имеет множество терминов, таких как: «кейс-метод» или «метод кейсов», «case-stady», «метод анализа конкретных ситуаций», «метод ситуационного анализа» и иные термины. Данный метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретических основ и практических навыков в общем образовательном процессе.
Метод разбора конкретных ситуаций основывается на полноценном изучении, анализе и решении конкретных практических ситуаций (произошедших реально или гипотетически возможных). Проблематика кейса определятся проблемным фактором, но это необязательно какой-либо конфликт. Однако отмечается, что ситуация, которую рассматривают без важной проблемы, не имеет образовательной ценности.
Кейс может содержать описание ситуации с определенной проблемой, которую обучающиеся рассматривают, анализируют и выполняют поиск различных способов выхода из ситуации путём представления альтернативных решений. Однако ограничение этого метода состоит в том, что его применение возможно лишь при наличии у обучаемых хотя бы базового уровня знаний в изучаемой области.
При анализе ситуации каждый участник ищет свои ответы на заданные вопросы и все решения могут иметь различную оценку. Конкретная ситуация не должна быть примером верного или неверного решения. Однако это не означает, что обучающиеся никогда не должны ошибаться. Как будущие специалисты им необходимо осознать уровень ответственности за то или иное принятое решение. Таким образом, ошибки являются такой же частью педагогического процесса, но не рассматриваются как явные ошибки, а скорее, как не эффективное принятое решение или как конкретный пример для обсуждения в группе.
После проведения данного метода, важно оценить степень участия обучающегося в поиске решения, а выявление этой степени подготовленности можно осуществить путём тестирования по пройденному материалу. По исследованиям различных ученных было выявлено, что метод конкретных ситуаций способствует качественному усвоению изученное информации.