Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ'

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пицукова Александра Александровна, Евсеева Ольга Юрьевна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков образного мышления на занятиях по композиции, проведению начальной диагностики изучаемого, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования. На основе уточненного понятия «образное мышление на занятиях по композиции» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пицукова Александра Александровна, Евсеева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING FOR TEENAGERS IN COMPOSITIONS CLASESS

The article is devoted to the development of diagnostic tools for studying the development of the level of the way of thinking in adolescents in composition classes, identifying the identified diagnosis of the student, and analyzing it. The problem is not sufficiently disclosed, it needs research and additions not only in theory, but also in the practice of art education. On the basis of the established concept of “formative thinking in composition classes”, indicators of the quality of adolescents are formulated, for each of which methods and diagnostic tasks have been developed for students of a general education school.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ»

Диагностика развития образного мышления у подростков на занятиях по композиции Development of creative thinking for teenagers in compositions clasess

Пицукова Александра Александровна,

студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,

профиль «Изобразительное искусство Тюменский государственный университет . г. ТюменьРоссийская Федерация a. picukova. sas@gmail. com

Pitsukova Alexandra Alexandrovna,

4th year student of the direction ofpreparation "Pedagogical education",

profile "Fine arts Tyumen State University Tyumen, Russian Federation a.picukova. sas@gmail. com

Евсеева Ольга Юрьевна,

доцент кафедры искусствоведения и изобразительных искусств,

кандидат педагогических наук Тюменский государственный институт культуры г. Тюмень, Российская Федерация olscha@mail.ru

Olga Yu. Evseeva,

Associate professor, Department of art and fine arts, Candidate of Pedagogical Sciences

Tyumen State Institute of Culture Tyumen, Russian Federation olscha@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков образного мышления на занятиях по композиции, проведению начальной диагностики изучаемого, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования. На основе уточненного понятия «образное мышление на занятиях по композиции» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников общеобразовательной школы.

Annotation.

The article is devoted to the development of diagnostic tools for studying the development of the level of the way of thinking in adolescents in composition classes, identifying the identified diagnosis of the student, and analyzing it. The problem is not sufficiently disclosed, it needs research and additions not only in theory, but also in the practice of art education. On the basis of the established concept of "formative thinking in composition classes", indicators of the quality of adolescents are formulated, for each of which methods and diagnostic tasks have been developed for students of a general education school.

Ключевые слова: образное мышление; композиция; педагогика; подростки; диагностический инструментарий; метод творческих заданий; метод тестирования.

Key words: creative thinking; composition; pedagogy; teenagers; diagnostic tools; method of creative tasks; testing method.

«Мышление — это опосредованный и обобщенный процесс отражения окружающей среды в ходе анализа и синтеза. Данный процесс возникает на основе практической деятельности чувственного познания и выходит за его пределы» как отмечает Л.С., Рубинштейн [12, с. 37]. В современном мире значимые компетентности неразрывно связаны с развитостью не просто мышления, а мышления образного, и это является важным фактором практически в любой сфере деятельности: от IT-направлений до работы в сфере услуг. Образное мышление помогает человеку более широко смотреть на мир, придумывать и воплощать новые идеи,

оно вырабатывает мысленное изображение конкретного участка реальности. Так из полученных образов, формируется и передаётся представление об общей картине мира. По мнению Р. Арнхейма образное мышление — это мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. И оно входит, как существенный компонент во все, без исключения, виды человеческой деятельности [1, с. 58]. Это предполагает, что в процессе задействованы механизмы представления, что и способствует формированию целостной мысленной картины мира.

Учитывая, что образное мышление является видом мыслительного процесса, в котором применяются образы. Эти образы либо уже известны и берутся человеком из памяти, либо же воссоздаются его воображением. Во время решения мыслительных задач нужные образы мысленно преобразуются так, что в результате этого преобразования мы можем найти решение задачи. Часто данный вид мышления доминирует у людей, деятельность которых связана с творчеством [8, с. 304].

В данном аспекте мы можем обратиться к образному мышлению в исследовании, затрагивающем художественные сферы деятельности. Художник берет свои идеи из окружающей нас действительности, перерабатывая их посредством искусства и мыслительной деятельности, при этом воспроизводя их в новых оригинальных формах и «...это действие не только в плане образа, но действие с самим образом, оперирование, манипулирование образом. За такими действиями имеется своя собственная, хотя и скрытая от нас, предметная логика. Посредством действий с образом исходная ситуация преобразуется в требуемую ситуацию: то, что есть, преобразуется в то, что желательно, что должно быть ...» [5, с. 137]. Это в частности обуславливает и то , что успешность в изобразительном искусстве во многом зависит от развитости образного мышления у человека.

В исследовании нами рассматривается развитие образного мышления у подростков, обучающихся в детской школе искусств, в процессе проведения занятий по композиции. Для корректного выбора эффективных форм и методов направленных на решение данной задачи, считаем необходимым уточнить психолого-педагогические характеристики возраста влияющие на развитие образного мышления.

Особенности возраста подразумевают под собой некоторые критерии, по которым протекают изменения в том или ином возрасте человека. К таким критериям могут относиться: особенности памяти и мышления, развитие речи, потребности и мотивация, внимание, ведущая деятельность и др. В данной статье нам наиболее важны особенности мышления подростков, но не исключается упоминание и других возрастных особенностей, способных повлиять на образовательный процесс [9, с.56].

В эксперименте принимали участие учащиеся детской школы искусств в возрасте 12-14 лет, что относится к подростковому возрасту. Согласно периодизации психологического развития человека по Выготскому Л.С. данный возраст включает в себя кризис отношений тринадцати лет [2, с. 134].

Согласно периодизации психического развития Эльконина Д.Б. данному возрасту соответствуют определенные мотивационные и другие возрастные особенности [14, с. 15]. Таким образом, учащихся 12-14 лет можно отнести к подросткам и рассматривать их возрастные особенности, в том числе и мотивационные в рамках обозначенного периода и классификаций.

«Мышление школьников средних и старших классов отличается стремлением к выяснению причин явлений реального мира.... Продолжается развиваться самостоятельность мышления, умение самому решить те или иные задачи в новых ситуациях, используя старые знания и имеющийся опыт.. Самостоятельность, критичность, активность мысли ведут к творческому проявлению мысли» [7, с. 206 ] отмечает Владимир Сергеевич Кузин. Данные позиции позволяют предположить не только о возможности развития образного мышления, но и о достаточной прогнозируемой эффективности.

Исследование было проведено вовремя прохождения преддипломной практики, которая осуществлялась на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств Гармония» г. Тюмени с обучающимися 12-14 лет. Для выявления уровня развития образного мышления, на констатирующем этапе проводилась начальная диагностика. В дальнейшем, на развивающем этапе, основываясь на полученных результатах, планируется проведение с обучающимися развивающих занятий по дисциплине «Композиции». Для выявления эффективности на итоговом этапе проводилась диагностика уровня развития у подростков образного мышления.

Данная школа работает по программам ФГТ, разработанным согласно федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства и на основе примерных программ. В основную образовательную программу исследуемой группы обучающихся включена дисциплина «Композиция» [16].

Цель преподавания дисциплины «Композиция» в школе искусств заключается в обеспечение целостного художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения художественно -исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Но условия, которые существуют сейчас не идут в разрез с теми, что предполагают улучшение учебного процесса. По этой причине мы разработали план диагностических и развивающих занятий для того, чтобы сделать процесс развития у учащихся подростков образного мышления более эффективным:

- создать диагностический инструментарий по определению уже существующего уровня развития у подростков образного мышления (показатели, диагностические методы и задания);

- разработать и ввести в учебную программу эффективные методы обучения для развития у подростков образного мышления на занятиях по композиции, включающие в себя творческие и теоретические задания;

Эти мероприятия дадут возможность определить начальный уровень развития у подростков образного мышления и обосновать актуальность проводимого исследования, а также, в дальнейшей работе, оптимизировать процесс развития у подростков образного мышления и проверить его эффективность.

Основой для определения показателей процесс развития у подростков образного мышления стала формулировка основного понятия.

Образное мышление на занятиях по композиции — это процесс, при котором происходит формирование мысленных образов, отражающих воспринимаемые объекты окружающей действительности и воплощение их при помощи средств композиционной выразительности в творческом продукте.

На основе составляющих определения развития образного мышления на занятиях по композиции были выделены следующие показатели:

- знание и понимание композиционных средств выразительности, и их роли в воплощении объектов окружающей действительности;

- способности преобразования мысленных образов в творческий продукт при помощи средств композиционной выразительности;

Для каждого показателя были разработаны диагностические задания для учащихся, определены уровни его развития, а также разработана шкала оценки уровня развития эмоционально-ценностного видения.

Показатель «знание и понимание композиционные средства выразительности, и их роли в воплощении объектов окружающей действительности».

Сущность первого диагностического задания: в тестах представлены вопросы на общее понимание учениками композиционных средств выразительности. Разработаны вопросы четырех разных видов: вопросы с

вариантами ответов, открытые вопросы без вариантов ответа, сопоставления и работа с репродукциями. На этом этапе был применен метод тестирования и метод анализа художественного произведения. Тест был разработан на основе итогового контроля по дисциплине «композиция» Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Для определения развитости данного показателя нами были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Высокий уровень (17-21 баллов) учащийся ответил на все вопросы верно.

Средний уровень (10-16 баллов) - учащийся верно ответил больше чем на половину вопросов.

Низкий уровень (1 -10 баллов) - учащийся верно ответил меньше чем на половину вопросов.

Показатель «способности преобразования мысленных образов в творческий продукт при помощи средств композиционной выразительности».

Сущность второго диагностического показателя: ученикам предлагаются два задания:

В первом перед ребятами представлено три геометрических фигуры (квадрат, круг и пятиугольник), их задачей является заполнить пространство внутри и вокруг них, так чтобы получилось целостное изображение. Также ученики должны дать получившемуся изображению название.

Во втором задании ребятам предлагается изобразить по памяти и представлению их любимую песню.

Само восприятие художника, как художественное восприятие не только проявляется, но и формируется в процессе художественного изображения воспринимаемого. Художник начинает видеть, воспринимать действительность в соответствии с требованиями, исходящими от условий его изображения» [12, с. 644].

Уровни развитости по данному показателю также отражены в баллах.

Высокий уровень (12-15 баллов) - грамотная пространственное решение, учтены пропорции и законы композиции, грамотно использованы различные композиционные средства выразительности, работа точно отражает свое название.

Средний уровень (8-12 баллов) - недочеты в решении пространства и и передачи пропорций, учтены законы композиции и выбраны композиционные средства выразительности, при этом работа посредственно отражает свое название.

Низкий уровень (1-8 баллов) - ошибки в решении пространства и передачи пропорций, не учтены законы композиции, использование композиционных средств выразительности формально, работа не отражает название.

Качественные и количественные результаты начальной диагностики изображены в таблицах 1.1 .

Таблица 1.1

Показатель Констатирующий этап

% Уровень Кол-во учеников

Знание и понимание композиционных средств выразительности, и их роли в воплощении объектов окружающей действительности 11 Высокий 1

11 Средний 1

78 Низкий 7

Способности преобразования мысленных образов в творческий продукт при помощи средств композиционной выразительности 0 Высокий 0

33 Средний 3

64 Низкий 6

Результаты диагностического этапа получены при использовании методов статистической обработки экспериментальных материалов исследования, включая метод шкалирования и сопоставительный анализ полученных результатов.

Сводные результаты проводимой диагностики, для удобства и дальнейшего контроля вносились в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

Ученик Знание и понимание Способности преобразования Всего Уровень

композиционных средств мысленных образов в творческий баллов

выразительности, и их роли в продукт при помощи средств

воплощении объектов композиционной выразительности

окружающей действительности

Ульяна В. 1б 2б 3б Средний

Станислав С. 1б 1б 2б Низкий

Анна Т. 1б 1б 2б Низкий

Елизавета В. 1б 2б 3б Средний

Вера Т. 1б 1б 2б Низкий

Елизавета К. 3б 1б 4б Средний

Анна З. 1б 1б 2б Низкий

Татьяна Г. 2б 2б 4б Средний

Евгения В. 1б 1б 2б Низкий

На основании данных результатов, можно сказать, что оба показателя «образное мышление на занятиях

по композиции» у обучающихся на этапе начальной диагностики представлены в основном среднем и низком уровнем, а высокий уровень был выявлен, только по одному показателю что подтверждает необходимость дальнейшей работы и ставит перед нами следующие задачи:

• Рассмотреть с обучающимися на занятиях композиционные основы, которые помогут им в воплощении образа в творческий продукт;

• Научить подростков создавать на основе образа творческий продукт;

• Разработать эффективные занятия для развития образного мышления.

Для решения поставленных задач, предполагается деятельностный подход, в рамках которого предлагается обучающимся выполнение развивающих заданий на занятиях по композиции в художественной школе по темам, согласно Рабочей программы дисциплины «Композиция». Необходимыми условиями являются, оптимально подобранные формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие образного мышления, на занятиях по дисциплине «Композиция»

Использование комплекса методов направлено на развитие и формирование образного мышления учащихся и улучшения учебно-творческого процесса на занятиях по композиции: объяснительно -иллюстративный метод, метод проблемного обучения, метод упражнения, метод импровизации, метод трансформации, метод ассоциации [1, с. 127]. Следует отметить, что данные методы применяются в комплексе и их эффективность определяется индивидуальными особенностями учащихся.

Считаем, что названные методы, применяемые во взаимосвязи и с учетом достигнутого уровня обучающихся, направленные на решение поставленных задач будут способствовать развитию образного мышления подростков на занятиях в Детской школе искусств. Представленная диагностика позволяет проводить диагностику и соответственно не только констатировать изменения уровня образного мышления обучающихся, но и вносить корректировки непосредственно в образовательный процесс, в его содержательную составляющую и методическое обеспечение.

Список используемой литературы:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. В. Н. Самохина / Общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. Москва: Прогресс, 1974. 180 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991...."

3. Выготский Л. С. Психология искусства./ Л. С. Выготский - Москва: РИПОЛ классик. 2017. - 528 с.

4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

5. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. Учеб. пособие. — Москва: Гардарики, 2002. —

431 с.

6. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов н /Д.: Феникс, 1996. 126 с.

7. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. испр. / В.С.Кузин- Москва : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 304с. : ил.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков Санкт- Петербург: Издательство: «Питер», 2006 г. - С. 27-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Москва: Просвещение, 1983. 96 с.Рубинштейн, С.Л. (2008). О природе мышления и его составе. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман (ред.) Психология мышления: хрестоматия (с. 111-116). Москва: ACT: Астрель. - 37 с.

10. Немцева Ю.С. Развитие познавательного интереса школьников 7- 9 классов средствам чертёжной графики. дис. канд. пед. наук / Ю. С. Немцова. Магнитогорск, 2006. 198 с.

11. Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство и эффективные условия развития творческой активности у младших школьников. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ra/artide/n/dekorativno-prikladme-iskusstvo-i-effektivnyeusloviya-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-u-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 2.05.2021)

12. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

13. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии - изд. 2-е, 1946 г. / С. Л. Рубинштейн - Санкт-Петербург: Издательство: «Питер», 2002 . - 720 с.

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. С. 15-22.

15. Юдин В.В. Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса - ключевое направление реализации ФГОС // Образовательная панорама: научно-методический журнал. ГОАУ ЯО «Институт развития образования». 2015. №1(3) С.56-62.

16. Федеральные государственные требования (ФГТ), приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 № 951 "Об утверждении ФГТ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.