Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ ДПИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РЕСТАВРАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ ДПИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РЕСТАВРАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВО / РЕСТАВРАЦИЯ / СТУДЕНТ / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИТЬЕ / МЕТАЛЛ / СПЛАВ / PRACTICE / PRODUCTION / RESTORATION / STUDENT / TECHNIQUE / TECHNOLOGY / CASTING / METAL / ALLOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычков Артем Владимирович

Курс практических занятий по изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства в материале является фундаментальным в системе подготовки реставраторов. Он направлен на изучение технологических процессов и методик, используемых в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Для успешного освоения программы курса проводятся практические занятия посвященные методикам изготовления художественных изделий из цветного металла, которые включают в себя различные способы моделирования, формовки, механической обработки и патинирования изделий, а также современным методам, техникам и технологиям в этой области металлообработки. Практическое выполнение индивидуальных заданий способствует формированию профессиональных навыков у студентов, а также наиболее полному восприятию ими профессиональной среды и специфики выбранного направления и профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING ON THE PROFILE OF ARTS AND CRAFTS FOR STUDENTS OF THE RESTORATION DEPARTMENT

The course of practical training in the production of works of decorative and applied art in the material is fundamental in the training of restorers. It is aimed at the study of technological processes and techniques used in the visual and decorative arts. For the successful development of the program of the course, practical classes are held on the methods of manufacturing art products made of non-ferrous metal, which include various methods of modeling, molding, machining and patinating products, as well as modern methods, techniques and technologies in this field of Metalworking. Practical implementation of individual tasks contributes to the formation of professional skills of students, as well as the most complete perception of their professional environment and the specifics of the chosen direction and profile.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ ДПИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РЕСТАВРАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ»

УДК 378.147.88:739.5

А. В. Рычков

Организация производственной практики по профилю ДПИ для студентов реставрационного отделения

Курс практических занятий по изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства в материале является фундаментальным в системе подготовки реставраторов. Он направлен на изучение технологических процессов и методик, используемых в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Для успешного освоения программы курса проводятся практические занятия посвященные методикам изготовления художественных изделий из цветного металла, которые включают в себя различные способы моделирования, формовки, механической обработки и патинирования изделий, а также современным методам, техникам и технологиям в этой области металлообработки. Практическое выполнение индивидуальных заданий способствует формированию профессиональных навыков у студентов, а также наиболее полному восприятию ими профессиональной среды и специфики выбранного направления и профиля.

Ключевые слова: практика, производство, реставрация, студент, методика, технология, литье, металл, сплав.

Artem V. Rychkov

Organization of practical training on the profile of arts and crafts for students of the restoration Department

The course of practical training in the production of works of decorative and applied art in the material is fundamental in the training of restorers. It is aimed at the study of technological processes and techniques used in the visual and decorative arts. For the successful development of the program of the course, practical classes are held on the methods of manufacturing art products made of non-ferrous metal, which include various methods of modeling, molding, machining and patinating products, as well as modern methods, techniques and technologies in this field of Metalworking. Practical implementation of individual tasks contributes to the formation of professional skills of students, as well as the most complete perception of their professional environment and the specifics of the chosen direction and profile.

Keywords: practice, production, restoration, student, technique, technology, casting, metal, alloy.

С 1 сентября 2017 г. для студентов отделения «Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства» (группа ФМК/БО 331-3/1, 3 курс) Санкт-Петербургского Государственного института культуры был проведен комплекс занятий по производственной практике. Программа и план занятий были разработаны на основе теоретического и практического опыта, накопленного преподавательским составом кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры, а также на основе учебного плана производственных практик, проводимых для студентов скульптурного отделения в Санкт-Петербургской художественно-про-

Section 1. Organising and conducting practice at the St. Petersburg State Institute of Culture мышленной академии им. А. Л. Штиглица. Этот опыт сформировался в течение длительной работы по изготовлению из цветных сплавов не только предметов декоративно-прикладного искусства, но и монументальных памятников, а также разработанных методик по реконструкции и воссозданию скульптурных произведений из металлов.

Проведение практических занятий способствовало более целостному формированию у студентов следующих компетенций: ПК-2 (способность выбирать оптимальную модель реконструкции объекта материальной культуры), ПК-12 (готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований), ПК-13 (готовность представлять результаты научного исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений).

Практическая работа заключалась в выполнении индивидуального задания, данного в соответствии с учебной программой профиля. Будущим реставраторам предметов декоративно-прикладного искусства было определено следующее задание - изучить специфику процесса художественного литья творческих изделий, техник и технологий литейного производства, и на основе этого разработать и изготовить собственное изделие. В процессе практического обучения студенты освоили все этапы создания художественного изделия методом литья по выплавляемым моделям из медных сплавов, научились обрабатывать и патинировать металл, наносить защитное консервационное покрытие на его поверхность.

Целью практики является получение профессиональных навыков, способствующих наиболее полному восприятию профессиональной среды и специфики выбранного направления и профиля.

Для достижения цели студентам было необходимо решить следующие задачи:

1. Получить задание и ознакомиться с ним.

2. Ознакомиться с отечественной и зарубежной литературой по теме, касающейся полученного задания.

3. Изучить технику и технологию изготовления изделий из цветного металла.

4. Разработать собственный проект художественного изделия и согласовать методику его изготовления с преподавателем.

5. Выполнить практическое задание с соблюдением правил техники безопасности.

6. Произвести механическую обработку поверхности изделия, при необходимости подготовить его к условиям экспозиции.

7. Представить письменный отчет по всем этапам проведенных работ.

Практические задания по данной дисциплине являются приоритетными и направлены на углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий и изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине. В результате выполнения задания студентами были применены знания, полученных из цикла лекций по предметам «Техника и технология», «Консервация и реставрация», а также закреплены практические навыки, полученные на занятиях по композиции, копированию и скульптурному моделированию. Также

Раздел 1. Организация и проведение практик в СПбГИК практическое обучение подразумевает наличие определенных знаний у студента. Так, например, для этого необходимо иметь общее представление о процессе формовки, свойствах металлов, нужны элементарные знания в области химии и литейного производства.

Для проведения работ, связанных с изготовлением моделей и окончательной проработкой изделий, потребовалась специально оборудованная мастерская, соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности. Мастерская СПБГИК вполне соответствовала этим требованиям. Литейные и сварочные работы выполнялись на базе Санкт-Петребургского Судостроительного профессионального технического училища № 25.

Работа началась с изучения технологии изготовления художественного бронзового изделия по одной из наиболее распространенных техник - получение бронзового отливка методом литья по выплавляемой восковой модели. Для этого был организован показ учебного видеофильма, совместно с преподавателем изучен фотоотчет, отражающий все этапы литейного производства, произведен визуальный осмотр готовых бронзовых изделий, представленных преподавателем. В качестве фотопримеров были представлены различные изделия декоративно-прикладного искусства из коллекции скифского золота, экспонируемой в Государственном Эрмитаже, среди них олень из Скифского кургана, серьги с подвесками в виде женской головы, найденные в Керчи, браслет с протомами сфинксов из Боспорского царства и многие другие. Для всех этих произведений, отражающих различные этапы античного искусства, характерно композиционное разнообразие и высокий уровень исполнения, что делает их отличным наглядным пособием при формировании композиционного замысла будущей работы.

Кратко была затронута история основания художественного литейного производства в Петербурге, в частности история Литейного двора Императорской Академии художеств, где были отлиты барельефы, установленные на постаменте памятника Петру I у Михайловкого замка, геральдическая композиция для монумента Суворова около Марсова поля, статуя Самсона для Петерговских фонтанов и др. Для расширения кругозора и профессиональных знаний учащихся также была проведена лекция с кратким описанием процессов литейного производства при создании монументальных памятников на крупных предприятиях (Скульптурный комбинат и завод Монументскульптура).

В качестве теоретической базы студентам было рекомендовано изучить издания по теме практических занятий. Одним из таких изданий является «Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства»1 (автор Л. Р. Маилян), основным предназначением которого является помощь при формировании композиционного замысла и разработках эскиза на начальной стадии работы. Необходимым для ознакомления также является издание Э. Лантери «Лепка»2, в котором автор подробно указал все этапы скульптурных и формовочных работ, начиная от изготовления каркаса и заканчивая отливкой гипсовой модели. Все этапы литейного производства подробно описаны в книге «Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди»3 (В. П. Урвачев,

Section 1. Organising and conducting practice at the St. Petersburg State Institute of Culture В. В. Кочетков, В. Б. Горина). Авторы пособия рекомендуют ознакомиться с этим изданием художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства и мастеров народных промыслов. В качестве дополнительной литературы была рекомендована книга «Декоративная отделка скульптуры и художественных изделий из металла»4 (автор Н. В. Одноралов) о свойствах металлов и способах их обработки.

Далее студенты приступили к разработке эскизных вариантов композиционного решения. Основное требование при этом заключалось в создании небольшого по размеру графического эскиза, передающего общий пластический и композиционный строй произведения. Возможна также разработка виртуального эскизного решения посредством простых графических программ, а также программ для трехмерного моделирования и векторной графики. Многие студенты в своих работах обращались к растительным и животным мотивам, к переосмысленной трактовке абстрактных форм. Некоторых студентов больше интересовала практическая значимость создаваемого изделия. Таким образом, каждым студентом разработан уникальный эскиз с различной степенью трудоемкости и способом технического исполнения. Это является одним из положительных факторов обучения, так как в процессе практических занятий студенты, наблюдая за действиями однокурсников, получают дополнительный опыт. В этом контексте важно, чтобы студент не только поэтапно выполнял работу, необходимую для выполнения своего индивидуального задания, но и на практике реализовал знания, полученные наглядным путем во время практических занятий. Таким образом, информационно-ознакомительный аспект является одним из основных при проведении производственной практики по профилю декоративно-прикладного искусства.

Следующим стал этап изготовления точной пространственной модели изделия, согласно представленным эскизам. В зависимости от формы моделируемого изделия, материалом для этого могли послужить гипс, древесина, различные полимеры, а также пластилин, который являлся предпочтительным материалом. Высокая пластичность, относительная простота обращения с пластилином, позволили создать достаточно точные и проработанные модели. В процессе лепки использовались деревянные стеки, петли, а также различные хирургические, офтальмологические и стоматологические инструменты из нержавеющей стали различной формы.

Дальнейший этап работы - изготовление разъёмной пресс-формы. При изготовлении эластичного вкладыша формовка производилась резиноподобным компундтом (производство компании «Пента Север», марка 710 А). Защитный кожух был сформирован при помощи гипсового раствора (производство компании «Forman», марка Г 16). После обработки кожуха и вкладыша, фрагменты формы были скреплены и заполнены жидким воском через литниковый канал. Каждая извлеченная восковая модель была тщательно проверена на предмет дефектов отливки, которые устранялись в процессе доработки восковой модели.

Следующий этап производственной практики проходил в литейной мастерской. Комплекс работ, связанных с непосредственным процессом художествен-

Раздел 1. Организация и проведение практик в СПбГИК ного литья из бронзы (марка 555) выполнялся профессиональным мастером-литейщиком. Студенты на месте ознакомились с особенностями работы литейного производства. Также был проведен осмотр технического оборудования, материалов и инструментов.

Поверхностная обработка готового бронзового изделия происходила следующим образом: с помощью шлифовальной машины были удалены литники, обработаны труднодоступные и заглубленные места, устранены недочеты литья и остатки формовочной массы. Затем вручную при помощи наждачной бумаги различной степени зернистости отшлифована вся поверхность изделия. Для полного завершения композиционного замысла, в некоторые изделия декоративно-прикладного искусства были инкрустированы элементы из стекла различной формы и цвета.

Завершающий этап работы - художественное патинирование изделий. Патинирование бронзы применяется для устранения блеска металла, защиты поверхности изделия и придания ему окончательного вида. Для этой цели был использован реактив - натрий сернистый девятиводный (NaS9HO). Процесс патинирования проходил под присмотром преподавателя в хорошо вентилируемом помещении с использованием средств индивидуальной защиты, так как данный реагент относится к III классу опасности (при попадании на слизистые оболочки или кожу может вызывать их раздражение).

По окончанию практических занятий каждый студент приступил к подготовке письменного отчета, где детально и поэтапно изложил разработанный технологический процесс, с указанием технологических сроков выполнения задания, характеристикой используемых методик, технологий, материалов и инструментов. К каждому отчету прилагается фотоматериал процесса и фотофиксация готового изделия. Объем каждой письменной работы составил около 15000-20000 знаков (10-15 страниц).

Общая структура отчета по практике состоит из следующих разделов:

♦ Титульный лист - заглавная страница работы, на которой указан вид производственной практики (рассредоточенная), специальность (реставратор предметов декоративно-прикладного искусства), сроки выполнения (с 01.09.2017 по 02.01.2018) и места прохождения практики (СПб, пр. Обуховской обороны, д. 85/2, ауд. 1; СПб, Кронштадская ул., д. 5).

♦ Содержание - перечисление информационных блоков отчета с указанием страниц.

♦ Введение - описание индивидуального задания, определенного преподавателем, формулировка цели и задач.

♦ Основная часть разделена на пункты, согласно количеству производственных этапов по выполнению практического задания. В каждом разделе подробно описываются изученные и отработанные вопросы, технологические процессы и методики, применяемые студентами в процессе работы, анализ полученных результатов.

♦ Заключение содержит выводы об организации и эффективности практики в целом, о знаниях и практическом опыте приобретенных студентом в процессе этого предприятия.

Section 1. Organising and conducting practice at the St. Petersburg State Institute of Culture

♦ Приложение является заключительным разделом отчета и может содержать копии документов, графические изображения, таблицы, фотоматериал и т. д.

♦ Рабочий график содержит информацию о месте проведения работ на различных этапах, а также о сроках их начала и окончания.

♦ Дневник по практике представлен в виде таблицы с кратким описанием содержания работ и их оценкой руководителями от СПбГИК и профильной организации.

♦ Индивидуальное задание определяет цель практической работы, содержит информацию о компетенциях, формируемых дисциплиной и краткое описание задания, определенного руководителем.

Письменный отчет по практике, выполненный студентами, является своего рода подготовкой к написанию более трудоемкой выпускной квалификационной работы.

Формой контроля производственной практики являлся дифференцированный зачет, определенный по результатам просмотра готовых работ и подготовительных эскизов, выполненных студентами.

Работы оценивались преподавателем по представленным ниже критериям:

1. Подготовительная работа (зарисовки, наброски, копирование)

2. Композиционный строй и пластическая выразительность художественного произведения.

3. Патинирование поверхности изделия и нанесение защитного воскового покрытия.

В связи с тем, что подобная практика происходила в СПбГИК впервые, на различных этапах работы возникли определенные трудности. Так, к примеру, из-за отсутствия оборудования и условий для непосредственного процесса литья из цветного металла потребовалось обратиться в специализированное техническое учебное заведение, впоследствии чего студенты не имели возможности наблюдать процессы подготовки керамической формы и заливки в нее расплавленного металла. Также не было визуальных примеров и точно отработанной технологии по инкрустации стекла, смальты и других материалов в бронзовое изделие. Отработка этой методики происходила в процессе работы методом проб и ошибок, но в итоге результат оказался вполне удовлетворительным.

Таким образом, в процессе освоения практических навыков по изготовлению художественного декоративно-прикладного изделия из цветного металла студенты научились выполнять весь комплекс работ, относящихся к данной сфере. Изучив теоретические основы используемых методик, учащиеся закрепили усвоенный материал посредством практического выполнения заданий. В перспективе возможна организация практик по производству декоративных художественных изделий из меди, изготовленных посредством применения процессов гальваники и дефовки (выколотки), а также из натурального, искусственного мрамора и других скульптурных материалов.

Раздел 1. Организация и проведение практик в СПбГИК Примечания

1 Маилян Л. Р. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства. СПб.: Феникс, 2014.-280 с.

2 Лантери Э.Лепка.М.:В. Шевчук,2006. 336 с.

3 Урвачев В. П., Кочетков В. В., Горина В. Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. Челябинск: Металлургия, 1991. 168 с.

4 Одноралов Н. В. Декоративная отделка скульптуры и художественных изделий из металла. М.: Изобразительное искусство, 1989. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.