обучения педагогов, а также формы в которых возможен процесс обучения. Подробно разобран и изложен активный метод case-study. Особое внимание уделяется достоинствам и недостатком case-study. Отображён опыт применения данного метода в обучении одного из университетов нашей страны.
Ключевые слова: педагог, обучение, методы обучения педагогов, метод case-study, педагогический процесс.
Annоtation. This article is aimed at analyzing the image of a modern teacher and an effective teaching method. The term "teacher" means a professional who conducts practical work in the field of education and upbringing. With the help of statistical data, the main qualities inherent in the teacher are displayed. A teacher is a person who has a numerous influence on the formation of a person's personality and worldview. The article presents various methods of teaching teachers, as well as the forms in which the learning process is possible. The active method of case-study is analyzed and described in detail. Particular attention is paid to the advantages and disadvantages of case-study. The experience of applying this method in teaching one of the universities in our country is displayed.
Key words: teacher, teaching, teaching methods for teachers, case-study method, pedagogical process.
Литература:
1. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.
2. Колдина, М.И. Современные формы и методы обучения в профессиональном образовании / М.И. Колдина, Н.В. Фролова, А. А. Перяшкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74(1). - С. 118-120.
3. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.
4. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4.
5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.
6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.
7. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).
8. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. -Т. 200. - С. 940-947.
9. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. - Т. 129. - С. 925-932.
УДК 372.874
ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
студент Старикова Ольга Андреевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Одной из самых актуальных проблем современного мира является необходимость сохранения экологии. В связи с этим возникает необходимость развития экологической грамотности людей. Одним из основных социальных институтов, способных обеспечить эту потребность общества является школа. Для решения поставленной задачи, необходимо модернизировать процесс обучения, сделав акцент на развитие экологического мышления современного поколения. Понятие «экологическое мышление» появилось в 80-х годах XX века и было связано с повышением внимания к проблемам экологии. Идея развития экологического мышления в образовательном процессе высказывалась Козловым В.И., Каленской В.П., Турдикуловым Э.А., Хромовым С.С. и другими исследователями. Однако никто из вышеперечисленных научных деятелей глубоко не рассматривал возможности изобразительного искусства, как способа развития экологического мышления; проблему разработки диагностического инструментария и художественных методов его развития [3], [2], [4].
Изложение основного материала исследования. В контексте проблем современного общества одной из стратегических задач системы образования становится задача развития личности с высоким уровнем общей экологической культуры. Одной из неотъемлемых составляющих экологической культуры является экологическое мышление. В современной школе экологические проблемы затрагиваются в программах различных предметов, но очень редко на уроках изобразительного искусства, хотя именно оно является прекрасным инструментом для экологического воспитания, за счёт его уникальной специфики, воздействующей на духовный, эмоциональный мир человека. Проанализировав понятия «экология», «мышление», «экологическое мышление», нам удалось сформулировать ключевое понятие данной работы. Понятие «экологическое мышление на уроках изобразительного искусства» мы трактуем как внутреннюю позицию по отношению к природе, к экологическим проблемам, выражающуюся в творческой активности через присвоение экологических знаний и понимание бережного отношения к окружающей среде; через созерцание природы в искусстве и жизни, восприятие пейзажей, анализ произведений искусства о природе; проявление сопереживания природе в процессе
создания творческих работ, пропагандирование идей сохранения природы в плакатах и других видах и жанрах изобразительного искусства.
На основе данного понятия были выведены следующие показатели: «знание и понимание экологических проблем»; «анализ произведений изобразительного искусства, отражающих экологическую тематику»; «пропагандирование идей сохранения природы в собственных творческих работах».
По каждому показателю разработано диагностическое задание с применением методов: тестирование, метод анализа произведений искусства, мини-проект. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.
Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «знание и понимание экологических проблем». Для выявления результатов применялся диагностический метод тестирование.
Тестирование содержало 10 вопросов с выбором варианта ответа или формулировкой собственного развёрнутого ответа. Тестирование проводилось в общеобразовательной школе, в восьмом классе. Подросткам были предложены следующие вопросы теста.
1. Считаете ли Вы необходимым сохранение природы? Почему?
2. Охрана природы непосредственно проявляется в:
A.) использовании природных ресурсов;
Б.) предотвращении вредного воздействия на природные объекты;
B.) освоении новых природных территорий.
3. Допустимо ли для Вас выбросить мусор в неположенном для этого месте?
A.) Совершенно недопустимо;
Б.) Иногда допустимо;
B.) Не обращаю внимание, где выбрасываю мусор [1].
4. Участвуете ли Вы в субботниках или подобных экологических мероприятиях?
A.) Участвую всегда;
Б.) Участвую иногда;
B.) Люблю наблюдать за этим зрелищем, но сам(сама) никогда не участвую [1].
5. По Вашему мнению, кто в большей степени несёт ответственность за возникновение экологических проблем?
A.) Каждый человек в отдельности;
Б.) Общество в целом;
B.) Ответственность несут государственные органы [1].
6. Какие экологические проблемы существуют в современном мире?
7. Какие действия Вы предпринимаете в повседневной жизни, чтобы помочь сохранить экологию?
8. Закончи высказывание:
«Для меня природа это ...»
9. Может ли проявляться отношение авторов к природе в различных произведениях изобразительного искусства? Обоснуйте свой ответ.
10. Какие произведения изобразительного искусства о природе и экологии Вы знаете?
В ходе диагностики были установлены показатели «высокий, средний и низкий», направленные на определение качества развития показателей по избранному качеству.
Оценивание результатов:
Вопросы с выбором правильного ответа оцениваются следующим образом:
1 балл - правильный ответ;
0 баллов - неправильный ответ.
За вопросы, в которых нужно дать полный, развёрнутый ответ, ученик может заработать 0-3 баллов.
0 баллов - ответ не был дан.
1 балл - ответ неполный, неверный, ученик не ориентируется в вопросах экологии.
2 балла - ответ недостаточно полный, ученик недостаточно хорошо ориентируется в вопросах экологии.
3 балла - ответ полный и ясный, ученик хорошо ориентируется в вопросах экологии.
Максимальное количество баллов за весь тест - 26.
Для оценки данного показателя были определены уровни:
Высокий уровень - 18-26 баллов (соответствует 3 баллам в общей оценочной системе диагностики).
Обучающийся находится на высоком уровне знания и понимания экологических проблем.
Средний уровень - 9-18 баллов (соответствует 2 баллам в общей оценочной системе диагностики).
Обучающийся находится на среднем уровне знания и понимания экологических проблем. Необходимо углубить знания в некоторых вопросах.
Низкий уровень - 1-9 баллов (соответствует 1 баллу в общей оценочной системе диагностики).
Обучающийся находится на низком уровне знания и понимания экологических проблем. Требуется активная воспитательная и просветительская работа.
При проверке работ было выявлено, что большая часть подростков недостаточно хорошо осведомлена в вопросах экологии. К сожалению, малое число опрошенных имеет грамотное представление об экологичном образе жизни и старается придерживаться его. Также было выявлено, что мало кто знаком с произведениями искусства о природе и экологии. Практически все обучающиеся справились с заданием на среднем или низком уровнях.
Второе диагностическое задание было направлено на выяснение уровня показателя «способность к анализу произведений изобразительного искусства, отражающих экологическую тематику». Для этого был применён метод анализа произведений изобразительного искусства. Обучающимся было предложено ознакомиться с произведением Исаака Левитана «Золотая осень». Затем, детям было предложено письменно ответить на вопросы по произведению: «Что ты чувствуешь, глядя на картину?», «Какое отношение к природе у автора?», «По каким средствам выразительности ты это определил?».
Далее, обучающимся было предложено познакомиться с работой Златопольского Якова Марковича «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды» и ответить на следующие вопросы: «Как ты думаешь, в чём смысл
данного плаката?», «Какую экологическую проблему поднимает автор в данной работе?», «Какими средствами выразительности автор хотел привлечь внимание к данной проблеме?».
Для оценки данного показателя были определены уровни:
Высокий уровень (3 балла) - обучающийся имеет высокий уровень умения анализировать произведения изобразительного искусства на экологическую тематику. Необходима поддерживающая работа и углубление знаний.
Средний уровень (2 балла) - обучающийся имеет средний уровень умения анализировать произведения изобразительного искусства на экологическую тематику. Необходимо научить вдумчиво анализировать произведение, давать развёрнутые ответы.
Низкий уровень (1 балл) - обучающийся имеет низкий уровень умения анализировать произведения изобразительного искусства на экологическую тематику. Требуется активная воспитательная и просветительская работа. Необходимо научить вдумчиво анализировать произведение, давать развёрнутые ответы, обучить средствам художественной выразительности.
Результаты диагностики уровня освоения второго показателя показали, что обучающиеся испытывают трудности с анализом произведений искусства. Из-за непонимания вопроса или незнания терминов, некоторые обучающиеся оставляли вопросы без ответов, большинство обучающихся не имели понятия о средствах художественной выразительности, многие не смогли определить смысл плаката и описать чувства, которые испытывают, глядя на картину. Практически все обучающиеся справились с заданием на среднем или низком уровнях.
Третье диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «пропагандирование идей сохранения природы в собственных творческих работах». Применяемый диагностический метод - метод мини-проекта.
Обучающимся было предложено нарисовать плакат на тему «Защита окружающей среды». Каждому ученику было необходимо придумать оригинальную задумку и воплотить её, используя композиционные и колористические навыки. Главная задача - продемонстрировать в плакате любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе.
Для оценки данного показателя были определены уровни:
Высокий уровень (3 балла) - обучающийся смог создать убедительный и актуальный плакат на тему «Защита окружающей среды». Плакат отличается оригинальной задумкой, которая воплощена адекватными, целесообразными для данного жанра средствами выразительности. Выполненная работа соответствует всем требованиям к плакату: композиционная целостность, гармоничная цветовая гамма, ёмкий и запоминающийся лозунг, привлекательный дизайн, отсутствие лишних деталей.
Средний уровень (2 балла) - обучающийся смог создать плакат на тему «Защита окружающей среды». Плакат не отличается оригинальной задумкой, наблюдается шаблонность образов, однако, выполнен на достаточно хорошем художественном уровне. Выполненная работа не соответствует некоторым требованиям к плакату: композиционная целостность, гармоничная цветовая гамма, ёмкий и запоминающийся лозунг, привлекательный дизайн, отсутствие лишних деталей.
Низкий уровень (1 балл) - Обучающийся не удалось создать убедительный и привлекательный плакат на тему «Защита окружающей среды». Идея не оригинальна, легко узнаваема, имеет множество аналогов. Выполненная работа не соответствует требованиям к плакату.
Почти все обучающиеся справились с заданием на среднем уровне. К сожалению, было мало действительно хороших работ с интересной задумкой. Большинство плакатов получились слишком бледными, с нарушениями композиции. В большинстве работ прослеживается слишком малый процент заполнения листа и лозунг маленького размера.
После выполнения диагностических заданий была проведена небольшая рефлексия. Ребята поделились тем, что никогда не задумывались над некоторыми вопросами относительно экологии и возможностью отражения этой темы в изобразительном искусстве.
В ходе диагностики были достигнуты следующие результаты. По первому показателю «знание и понимание экологических проблем» высокий уровень выявился у 13% респондентов (3 человека), средний и показатель у 65% (15 человек) и низкий у 22% (5 человек).
По второму показателю «анализ произведений изобразительного искусства, отражающих экологическую тематику» высокий уровень развитости показателя был выявлен у 22% школьников (5 человек), средний - у 52% подростков (12 человек), низкий уровень обнаружился у 26% школьников (6 человек).
По третьему показателю «пропагандирование идей сохранения природы в собственных творческих работах» высокий уровень развитости показателя был выявлен у 17% школьников (4 человека), средний - у 57% подростков (13 человек), низкий уровень у 30% школьников (7 человек).
Выводы. Можно сделать вывод, что все три показателя уровня развития «экологического мышления на уроках изобразительного искусства» у школьников на этапе начальной диагностики представлены в основном средним и низким уровнем. Однако, высокий уровень тоже был выявлен, что позволило сформулировать следующие задачи:
- более глубоко изучить экологические проблемы современности;
- познакомиться с различными произведениями изобразительного искусства, отражающими экологическую тематику и научиться их анализировать;
- научиться пропагандировать идеи сохранения природы в собственных творческих работах.
Поставленные задачи будут осуществляться в ходе выполнения развивающих заданий на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков экологического мышления на уроках изобразительного искусства, проведению и анализу начальной диагностики. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования общеобразовательной школы. Возможности изобразительного искусства в развитии экологического мышления требуют теоретического обоснования. Существует необходимость уточнения понятия «экологическое мышление на уроках изобразительного искусства» и в разработке диагностического инструментария. На основе уточненного понятия «экологическое мышление на уроках изобразительного искусства» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для школьников общеобразовательной школы. Для диагностики показателя «знание и понимание экологических проблем» применяется метод тестирования. Для исследования показателя «способность к анализу произведений изобразительного искусства, отражающих экологическую тематику» используется метод анализа произведений изобразительного искусства. Для
выявления уровня показателя «пропагандирована идей сохранения природы в собственных творческих работах» применяется метод мини-проекта. Используемые диагностические методы и задания отражают специфику изобразительного искусства и содержательно соотносятся с сущностью экологической тематики.
Ключевые слова: экология, мышление, диагностический инструментарий, метод тестирования, метод анализа произведений изобразительного искусства, метод мини-проектов.
Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for studying the level of development of environmental thinking in adolescents in the art lessons, conducting and analyzing initial diagnostics. The problem has not been studied enough, it needs research and additions not only in theory, but also in the practice of art education in a general education school. The possibilities of fine arts in the development of ecological thinking require theoretical substantiation. There is a need to clarify the concept of "environmental thinking in art lessons" and to develop diagnostic tools. Based on the clarified concept of "environmental thinking in the lessons of fine arts", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for schoolchildren of a general education school are developed for each indicator. To diagnose the indicator "knowledge and understanding of environmental problems", a testing method is used. To study the indicator "the ability to analyze works of fine art reflecting environmental themes", the method of analysis of works of fine art is used. The mini-project method is used to identify the level of the indicator "promoting the ideas of nature conservation in one's own creative works". The diagnostic methods and tasks used reflect the specifics of the fine arts and meaningfully correlate with the essence of environmental topics.
Key words: ecology, thinking, diagnostic tools, testing method, method of analysis of works of fine art, mini-project method.
Литература:
1. Dishisvobodno.ru: сайт. - 2007. - URL: http://www.dishisvobodno.ru/tests/index (дата обращения 24.09.2021).
2. Каленская, В.П. Педагогическая технология формирования экологического мышления у старшеклассников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Вера Петровна Каленская. - Москва, 1999. - 32 с.
3. Козлов, В.И. Экологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях / В.И. Козлов // Молодой ученый. - 2016. - № 7.6 (111.6). - С. 116-119.
4. Турдикулов, Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: (физические аспекты образования) / Э.А. Турдикулов. - Ташкент, 1982. - 103 с.
УДК 377, 378.
ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
студент Строгая Анастасия Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Усова Екатерина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
Постановка проблемы. Педагогическая профессия является одной из самых важных профессий в современном мире, именно от педагогов зависит наше будущее, потому что они закладывают в подсознании подрастающего поколения те необходимые моральные ценности, нравственные идеалы, знания, навыки, качества личности, необходимые для эффективного развития как самого человека, так и всей планеты в целом, которая зависит от живущих на ней людей. При подготовке будущих педагогов необходимо уделять огромное внимание не только знаниям, которые они получают в процессе обучения, но и тому, какими способами и методами они приобретают их [1, 3, 5].
Изложение основного материала исследования. В сфере образования всегда присутствовала, но в последнее время стала наиболее актуальна в связи с активным переходом обучения в дистанционный формат, проблема увеличения вовлеченности обучающихся в процесс обучения и повышение их мотивации. В настоящее время активно развивается такой метод обучения, как геймификация, который способен помочь решить данную проблему, так как при внедрении данного метода в образовательную среду будущих педагогов, значительно увеличивается эффективность педагогических технологий, а также происходит процесс внедрения инноваций в образовании. Помимо этого, игровая форма позволяет вовлечь эмоциональную составляющую обучающегося, что в свою очередь приводит к отталкиванию жестких ограничений и достаточно глубокому погружению в обучающий процесс. Таким образом, геймификация помогает наилучшим способ сформировать необходимые компетенции и навыки, необходимые в педагогической профессиональной деятельности.
Появление термина геймификации можно отнести еще к давним временам, но широкое использование данного понятия началось всего лишь с 2010 года, когда исследователи поняли, что такой метод приносит эффективные и положительные результаты. Сподвигателем этой идеи был Гейб Зихерман - канадско-американский писатель, общественный деятель и бизнесмен, который развивал мысль о геймификации во всех сферах жизни. Разберемся подробнее, в чем заключается смысл метода геймификации.
Геймификация процесса обучения подразумевает активное внедрение игровых элементов во время проведения занятия. В литературе посвященной данному методу уделяется особое внимание тому, что он может привести к положительным результатам в социальной, когнитивной и эмоциональной составляющей в том случае, если игровые элементы были стратегически, целесообразно и разумно применены в обучении для поднятия уровня вовлеченности и мотивации обучающихся. Тем не менее ученые утверждают, что необходимо найти так называемую «золотую середину» и не переусердствовать во внедрении геймификации, так как чрезмерное применение этого метода может привести к резкому падению значения и общего восприятия изучаемой дисциплины. Поэтому для избегания подобных результатов необходимо тщательно подходить к выбору и применению игровых элементов для каждой отдельно взятой ситуации и понимать, что для эффективного обучения недостаточно только игр.
Несмотря на обширное количество литературы по геймификации, в области обучения она остается недостаточно изученной на данный момент. Но в уже проведенных исследованиях были широко изучены и выявлены одни из главных аспектов воздействия геймификации, а именно то, что она является высокоэффективной для поднятия уровня участия обучающихся в процессе обучения, мотивации и результатов их обучения.