Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззренческие установки / урок изобразительного искусства / диагностический инструментарий / метод творческих заданий / метод тестирования / Artistic image / printed graphics / teenagers / diagnostic tools / method of creative tasks / test method / essay method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупова Екатерина Алексеевна, Овсянникова Оксана Александровна

Развитие мировоззренческих установок у обучающихся на уроке изобразительного искусства способно влиять на формирование личности ребёнка, углублять его ценностный взгляд на мир. Данная статья описывает процедуру и сущность диагностического инструментария, направленного на изучение уровня развития мировоззренческих установок обучающихся на уроках изобразительного искусства. В работе рассматривается проведение начальной диагностики, представляется интерпретация полученных данных. Обозначенная проблема нуждается в изучении и дополнении как в теории, так и практике художественного образования. На основе уточненного понятия «развитие мировоззренческих установок обучающихся на уроке изобразительного искусства» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для школьников. Данная статья будет интересна педагогам предметной области «Искусство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якупова Екатерина Алексеевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of ideological attitudes among students in the visual arts lesson can influence the formation of a child's personality, deepen his value view of the world. This article describes the procedure and essence of diagnostic tools aimed at studying the level of development of ideological attitudes of students in the lessons of fine arts. The paper considers the initial diagnosis, the interpretation of the data obtained is presented. The indicated problem needs to be studied and supplemented both in theory and practice of art education. Based on the refined concept of "the development of ideological attitudes of students in the visual arts lesson", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for schoolchildren are developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of the subject area "Art".

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

through it, to a tolerant attitude towards them. So, when teaching a foreign language, it is important to use the most effective and comprehensive methods of transmitting information. A great example would be reading in a foreign language. The authors reveal the concepts of "reading" and "text". The article explains the role and significance of the text in the educational process. The types of reading and their characteristics are given in this article. The authors also describe the stages of working with the text, their features and possible statements of the tasks.

Key words: reading, text, reading for detail, foreign language, intercultural exchange, teaching.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. - М.: Изд-во ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 432 с. - (Психологи Отечества).

4. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

5. Кузьмина, И.В. Феномен языковой избыточности / И.В. Кузьмина // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1 (13). - С. 142-147

6. Пиневич, Е.В. Психологический и методический аспекты чтения как вида речевой деятельности в обучении иностранным языкам / Е.В. Пиневич // Русистика. - 2016. - №. 4. -С. 126-132

7. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.

8. Солонцова, Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): Учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений / Л.П Солонцова. - Алматы: Эверо, 2015,- 373 с.

9. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие / С.К. Фоломкина; науч. ред. Н.И. Гез. - Изд. 2-е, испр. - Москва: Высшая школа, 2005. -253 с.

УДК 371

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ

УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

студентка Якупоеа Екатерина Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Одной из самых главных задач современной педагогики является взращивание всесторонне развитой личности школьников. Мировоззрение является одним из основополагающих компонентов сформированной личности. По мнению исследователей М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина, мировоззрение имеет достаточное практическое значение в воспитании личности, так как оно определяет отношение индивида к окружающей среде и является руководством для действия [7]. Сходным понятием с термином «мировоззрение», которое определяется как система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире, является понятие «мировоззренческие установки», однако данное понятие требует уточнения относительно применения его в сфере школьного образования. В системе образования особое место занимают уроки изобразительного искусства, способствующие развитию мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций личности. Эту проблему рассматривали многие исследователи в области

различных гуманитарных наук и искусств (Алексеева Л.Л, Белозерцев С.А, Гуревич П.С., Б.М. Неменский, Узнадзе Д.Н) [1], [3], [5], [8], [10]. Перечисленные авторы по-разному подходили к выбору путей и средств воспитания. Урок изобразительного искусства, по мнению Б.М. Неменского, имеет огромный потенциал для развития мировоззренческих установок. Искусство развивает эмоционально-чувственную сферу обучающихся, делает его взгляд на мир более человечным и эстетичным [8].

Наравне с наукой искусство способно формировать целостную картину мира, вникать в модели миропонимания, но делает это в единстве чувства и мысли, что позволяет получать универсальные знания [8].

К сожалению, в общеобразовательных школах недостаточно используются возможности искусства для развития мировоззренческих установок обучающихся. Не определены способы развития данного качества школьников на уроках изобразительного искусства, не разработан диагностический инструментарий по изучению данного качества обучающихся.

Изложение основного материала исследования. Формирование личности и мировоззрения школьников всегда являлось одной из главных задач педагогов, однако до сих пор не поднималась тема развития конкретных мировоззренческих установок на уроке изобразительного искусства. Начинать работу по развитию мировоззренческих установок обучающихся на уроке изобразительного искусства необходимо с уточнения данного понятия, а также с разработки диагностического инструментария по исследованию уровня указанного качества школьников. Обратимся к последовательному рассмотрению понятия. Чтобы понять, что такое мировоззренческие установки, имеет смысл первоначально рассмотреть понятие «мировоззрение». Под мировоззрением понимается целостная система взглядов на мир (природу, социум и человека), окружающая действительность и место человека в этой системе. Согласно философскому словарю, мировоззрение выражается через совокупность ценностей, идеалы личности и определенной социальной группы [7]. Мировоззрение включает в себя также вполне определенное отношение индивида к окружающему его миру и обществу и их оценку. Одной из важных основ мировоззренческого самоопределения личности является такое психологическое понятие, как мировоззренческие установки. Создателем такого направления в психологии, как теория установки, стал Д.Н. Узнадзе. Теория установки Узнадзе Д.Н. превратилась в одно из серьезнейших теоретических направлений советской психологии. Согласно данной теории, установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность [10]. «Установка личности - это занятая личностью позиция, которая заключается в определённом отношении к стоящим перед ней целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» - писал С. Л. Рубинштейн [9, С. 154]. П.С. Гуревич отмечал, что «в истории философии можно проследить различные мировоззренческие установки, которые определяются тем, какому явлению, а с ним и понятию отдается безусловный приоритет...». Существует большое множество направленностей личности, П.С. Гуревич определяет пять основных мировоззренческих установок: природоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, знаниецентризм, теоцентризм [5, С. 132]. Таким образом, мировоззренческие установки - это один из компонентов мировоззрения (взгляда на мир), характеризующийся конкретным понятием, направлением, которому личность отдает наибольшее предпочтение (является главенствующим среди остальных).

Для урока изобразительного искусства важнее всего обращать внимание на деятельность школьника как личности, активно взаимодействующей с искусством и участвующую в его глубоком постижении [1]. Любой другой предмет не смог бы заменить силу искусства в формировании мировоззренческих установок и яркой личности в целом [3]. Художественная деятельность (восприятие и создание художественного продукта) действует на чувства и мысли человека, привносит немалый вклад в развитие мировоззренческих установок [4]. При правильном подходе под воздействием искусства в ребенке будут развиваться необходимые направленности и способ восприятия мира (например, в рамках различных мировоззренческих установок). Методы урока изобразительного искусства очень разнообразны и многочисленны - они способны активно влиять на развитие мировоззренческих установок обучающихся. У учителя изобразительного искусства есть привилегия с помощью особых методик обучения искусством выстраивать воспитание учеников определенным способом [2]. Таким образом, можно сказать, что развитие мировоззренческих установок у обучающихся на уроках изобразительного искусства - это процесс определения, становления жизненных приоритетов личности посредством её активного включения в формы

эстетической деятельности на общеобразовательных уроках изобразительного искусства (восприятие искусства и создание художественных продуктов).

В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика уровня развития мировоззренческих установок у обучающихся на уроке изобразительного искусства. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №92 города Тюмени с учащимися 6 класса, в нем приняли участие 20 учеников. На основе уточненного нами понятия были выделены следующие показатели: «определение основных мировоззренческих установок при восприятии произведений искусства»; «отражение приоритетной направленности личности при создании художественного продукта». Для каждого из показателей были определены диагностические методы и разработаны диагностические задания (Таблица 1).

Таблица 1

Критерий, показатели и диагностические методы

Критерий

Развитие мировоззренческих установок на уроках изобразительного искусства - это процесс определения, становления жизненных приоритетов личности посредством её активного включения в формы эстетической деятельности на уроках изобразительного искусства (восприятие искусства и создание художественного продукта).

Показатели

Определение основных мировоззренческих установок при восприятии произведений искусства. Отражение приоритетной направленности личности при создании художественного продукта.

Диагностические методы

Тестирование. Разработано на основе практического материала «От диагностики к развитию» Забрамной С.Д. [6]. Творческое задание. Разработано на основе пособия «Проективные методы психодиагностики» ШляпннковойИ.А. [11].

Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «Определение основных мировоззренческих установок при восприятии произведений искусства». Учащимся предлагается пройти тестирование. Перед учениками стояла задача выбрать из ряда картин ту, которая им понравилась больше всего и подробно описать: какой жанр у выбранной картины, чем именно понравилась выбранная картина (персонажи, предметы, атмосфера, сюжет). Каждая из картин отражает в себе одну из основных мировоззренческих установок. Обучающимся представлялись на выбор следующие картины: «Явление Христа народу» Иванов A.A. (теоцентризм); «Девушка с жемчужной сережкой» Ян Вермеер (антропоцентризм); «Стихи Маяковского» Дайнек А. (социоцентризм); «Химики» Костылев В.А. (знаниецентризм); «Рожь» Шишкин И.И (природоцентризм).

Для данного показателя были определены уровни развития. Высокий уровень (3 балла) учащийся выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, аргументировал свой выбор, верно определил жанр творческой работы. Средний уровень (2 балла) учащийся выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, не совсем точно аргументировал свой выбор, либо затруднялся с определением жанра творческой работы. Низкий уровень (1 балл) учащийся выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, не аргументировал свой выбор, не верно определил жанр творческой работы, либо не выбрал ни одну картину.

При выполнении первого задания особых трудностей выявлено не было. Учащиеся с увлечением описывали понравившиеся им картины, определяли предмет изображения и т.д. Однако почти во всех случаях сложно было уловить ценностное отношение испытуемых в рамках той или иной установки (аргументацию), так как учащиеся не могли глубинно проявить своё личностное отношение к выбору. Чаще испытуемых привлекала цветовая гамма выбранной картины или понятный им жанр.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «Отражение приоритетной направленности личности при создании художественного продукта». В этом задании учащимся предлагается нарисовать творческую композицию, опираясь на вопросы из первого

задания. Высокий уровень (3 балла) показывает учащийся, который нарисовал творческую работу, в которой явно прослеживаются основные черты выбранной установки (посредством жанра, сюжета, средств художественной выразительности). Средний уровень (2 балла) показывает учащийся, который нарисовал творческую работу, в которой с трудом прослеживаются основные черты выбранной установки (посредством жанра, сюжета, средств художественной выразительности). Низкий уровень (1 балл) определяется, если учащимся творческая работа выполнена, но в ней не прослеживаются черты выбранной мировоззренческой установки (посредством жанра, сюжета, средств художественной выразительности).

Второе задание поставило обучающихся в затруднение: им было сложно в относительно свободной теме придумать собственную композицию. Рисунки противоречили результатам первого задания, часто в работе с трудом прослеживались установки испытуемых. Кажется, многие предпочли нарисовать то, что у них лучше всего получается изобразить не листе, не обращая внимания на поставленную задачу.

Общий уровень развития мировоззренческих установок обучающихся на уроке изобразительного искусства оценивается на основе суммы баллов по всем показателям. Высокий уровень (6 баллов) предполагает, что испытуемый выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, аргументировал свой выбор, верно определил жанр творческой работы, а так же нарисовал творческую работу, в которой явно прослеживаются основные черты выбранной установки (посредством жанра, сюжета, средств художественной выразительности) При среднем уровне критерия (4-5 баллов) респондент выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, аргументировал свой выбор, верно определил жанр творческой работы, или выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, не совсем точно аргументировал свой выбор, либо затруднялся с определением жанра творческой работы, и нарисовал творческую работу, в которой с трудом прослеживаются основные черты выбранной установки . Низкий уровень (2-3 балла) определяется, если учащийся выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, не совсем точно аргументировал свой выбор, либо затруднялся с определением жанра творческой работы, или выбрал картину, относящуюся к определенной мировоззренческой установке, не аргументировал свой выбор, не верно определил жанр творческой работы; либо не выбрал ни одну картину и учащимся творческая работа выполнена, но в ней не прослеживаются черты выбранной (или какой-либо) мировоззренческой установки.

Проведём анализ проведённой диагностики обучающихся школы. В соответствии с задачами исследования была составлена и проведена начальная диагностика уровня развития мировоззренческих установок у обучающихся на уроке изобразительного искусства.

При проверке работ исследуемых был выявлен общий низкий уровень проявления мировоззренческих установок. Обучающиеся не способны выражать направленность личности ни при восприятии произведений искусства, ни при создании художественного продукта. Им трудно даётся самоопределение относительно установок личности.

Выводы. Таким образом, на этапе начальной диагностики были определены следующие результаты уровня развития мировоззренческих установок на уроках изобразительного искусства.

Показатель «Определение основных мировоззренческих установок при восприятии произведений искусства» на высоком уровне обнаружился у 5% испытуемых, средний уровень у 35% и низкий уровень у 60% респондентов.

Показатель «Отражение приоритетной направленности личности при создании художественного продукта» представлен следующими результатами: высокий уровень выявлен у 15% испытуемых, средний уровень у 30%, низкий уровень у 55%. Можно сделать вывод, что оба показателя развиты недостаточно, поэтому необходимо обосновать и разработать эффективные формы и методы работы с подростками, направленные на развитие обозначенного качества.

Аннотация. Развитие мировоззренческих установок у обучающихся на уроке изобразительного искусства способно влиять на формирование личности ребёнка, углублять его ценностный взгляд на мир. Данная статья описывает процедуру и сущность диагностического инструментария, направленного на изучение уровня развития мировоззренческих установок обучающихся на уроках изобразительного искусства. В работе рассматривается проведение начальной диагностики, представляется интерпретация полученных данных. Обозначенная проблема нуждается в изучении и дополнении как в теории, так и практике художественного образования. На основе уточненного понятия «развитие мировоззренческих установок обучающихся на уроке изобразительного искусства» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя

разработаны методы и диагностические задания для школьников. Данная статья будет интересна педагогам предметной области «Искусство».

Ключевые слова: мировоззренческие установки, урок изобразительного искусства, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Annotation. The development of ideological attitudes among students in the visual arts lesson can influence the formation of a child's personality, deepen his value view of the world. This article describes the procedure and essence of diagnostic tools aimed at studying the level of development of ideological attitudes of students in the lessons of fine arts. The paper considers the initial diagnosis, the interpretation of the data obtained is presented. The indicated problem needs to be studied and supplemented both in theory and practice of art education. Based on the refined concept of "the development of ideological attitudes of students in the visual arts lesson", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for schoolchildren are developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of the subject area "Art".

Key word: Artistic image, printed graphics, teenagers, diagnostic tools, method of creative tasks, test method, essay method.

Литература:

1. Алексеева, Л.Л. Современный информационный социум и художественное образование молодого поколения: потенциал и риски, эффективность и качество / Л.Л. Алексеева // Институт художественного образования и культурологии РАО. - Москва, 2016. - С. 7-9

2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. - Москва: Изд-во Просвещение, 1989.-240 с.

3. Белозерцев, С.А. Художественный образ в живописи учебных постановок / С.А. Бклозерцев // ШГПУ. - 2013. - №3. - С. 1-2

4. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика 1т./ Г.В.Ф. Гегель. - Москва: Изд-во Искусство, 1969. - 330 с.

5. Гуревич, П.С. Философская антропология: учеб. пособие / П.С. Гуревич. - 2-е изд., стер. -Москва: Из-во «Омега-Л», 2010. - 607 с.

6. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С.Д. Забрамная. - Москва: Изд-во Новая школа, 1998. - 144 с.

7. Философский словарь / Сост. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. - Москва: Политиздат, 1963.-544 с.

8. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - Москва: Изд-во Просвещение, 1987. - 322 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Питер, 1940.-781 с.

Ю.Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе; перевод с грузинского. Е.Ш. Чомахидзе. -Москва: Питер, 2004. - 187 с.

11.Проективные методы психодиагностики / [И.А. Шляпникова]; под ред. Е.Л. Солдатовой. -Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. - 6 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.