УДК 372.874
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАНОСТИ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ
студентка Ершова Анастасия Максимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Важной проблемой в образовательной среде Российской Федерации является недостаточное знание у обучающихся о базовых национальных ценностях [4]. Также, проблематично у школьников, особенно подросткового возраста, выражение своих мыслей и чувств [7]. Существует множество способов и подходов к решению данной проблемы, однако одним из эффективных средств является изобразительное искусство, так как оно предоставляет возможность выразить собственные чувства цветом, средствами живописи. В нем заложен опыт человеческих отношений и общечеловеческие ценности (в гуманистических образцах изобразительного искусства) [2]. Проблема исследования основана на противоречии между существующим определением понятия "базовые национальные ценности" в гуманитарных науках, официальных документах и необходимостью уточнения понятия "сформированность базовых национальных ценностей на занятиях по живописи" в сфере художественного образования; между существующими способами диагностики качеств обучающихся, связанных с базовыми национальными ценностями и не разработанностью диагностического инструментария исследования уровня сформированности базовых национальных ценностей у обучающихся на занятиях по живописи в сфере дополнительного образования. Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в теоретическом обосновании, разработке, апробации диагностического инструментария исследования уровня сформированности базовых национальных ценностей на занятиях по живописи в художественных школах.
Стоит отметить необходимость формирования данного качества у детей подросткового возраста, так как именно в этот период у человека возникает острая необходимость в самовыражении, формируются мировоззренческие, ценностные установки [7].
Изложение основного материала исследования. Начинать работу по формированию базовых национальных ценностей обучающихся на занятиях по живописи необходимо с уточнения данного понятия, а также с разработки диагностического инструментария по исследованию уровня указанного качества подростков. Обратимся к последовательному рассмотрению понятия. В философском словаре ценности рассматриваются как социальные определения объектов окружающего мира (общественной жизни и природы), выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное) [8]. В.Л. Крайник рассматривает базовые национальные ценности в Российской Федерации как «основополагающие нравственно-этические, моральные образцы и нормы, аккумулирующие в себе своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни, наиболее важные потребности многонационального народа России, сложившиеся под влиянием геополитического положения страны, в результате длительного исторического процесса и передаваемые из поколения в поколение» [5]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» базовые национальные ценности рассматриваются как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [3]. Относительного нашего исследования базовые национальные ценности рассматриваются в произведениях изобразительного искусства отечественных авторов, то есть в культурных традициях.
Относительно специфики изобразительного искусства, которое осуществляется в двух формах эстетической деятельности [6], опираясь на труды исследователей, было сформулировано рабочее определение понятия «сформированность базовых национальных ценностей обучающихся» - это способность воспринимать живописные воспроизведения, понимать какие ценности в нем заложены, уметь их анализировать; Способность создавать живописные произведения на основе базовых национальных ценностей.
В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика исследования уровня сформированности базовых национальных ценностей обучающихся на занятиях по живописи. Исследование проводилось на базе МАУ ДО города Тюмени ДШИ «Гармония» с обучающимися 4 класса, в количестве 6 человек.
На основе уточненного понятия были выделены следующие показатели: «понимание базовых национальных ценностей в живописных произведениях»; «способность создавать живописные произведения на основе базовых национальных ценностей».
Для каждого из показателей определены диагностические методы: тестирование; творческое задание. Обратимся к описанию диагностических заданий.
Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «понимание базовых национальных ценностей в живописных произведениях». Школьникам предлагалось пройти тестирование и ответить на ряд вопросов, требующих развернутого ответа. Подросткам предлагались следующие вопросы:
1. Какие базовые национальные ценности вы знаете? Перечислите их.
2. Определите, какие духовные ценности заложены в каждой из картин известных художников? (Кустодиев Б.М. «На террасе», Пластов А.А. «Сенокос», Шишкин И.И. «Первый снег»).
3. Выберите наиболее понравившееся вам произведение. Как и какими живописными средствами показаны национальные ценности?
Для определения качества развития показателей, были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.
Высокий уровень (3 балла) - учащийся знает разновидности базовых национальных ценностей, может привести примеры, умеет анализировать и отличать одну базовую национальную ценность от другой, аргументирует свой ответ. Средний уровень (2 балла) - учащийся знает разновидности базовых национальных ценностей, но не может привести примеры, умеет анализировать и отличать одну базовую национальную ценность от другой, не аргументирует свой ответ. Низкий уровень (1 балл) - учащийся не знает разновидности базовых национальных ценностей, не может привести примеры, не умеет анализировать и отличать одну базовую национальную ценность от другой, не аргументирует свой ответ. В ходе выполнения данного задания у всего класса возникло множество вопросов, большинство учащихся не справились с заданием, так как не имели достаточных знаний о базовых национальных ценностях.
Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность создавать живописные произведения на основе базовых национальных ценностей». В этом задании учащимся предлагается выбрать одну базовую национальную ценность и на листе бумаги изобразить рисунок на данную тему, проанализировать свое произведение, а также с обратной стороны листа ответить на вопрос «О чем вы хотели нарисовать?». В ходе ответа на вопрос они пишут о своих эмоциях и чувствах, возникших при изображении своего рисунка, свои мысли, какую базовую национальную ценность они заложили в изображение.
Материалы: лист бумаги, карандаши, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра.
Высокий уровень (3 балла) - учащийся демонстрирует уверенные знания в области живописи. Знает базовые национальные ценности и может сделать творческую работу на данную тему. Средний уровень (2 балла) - учащийся демонстрирует базовые знания в области живописи. Знает базовые национальные ценности, но не может ярко показать в своей творческой работе данную тему. Низкий уровень (1 балл) - учащийся не демонстрирует знания в области живописи. Не знает базовые национальные ценности и не может сделать творческую работу на данную тему.
Второе задание далось школьникам так же затруднительно: оно было воспринято буквально и поверхностно. Некоторые творческие работы были выполнены на другие темы, не связанные с базовыми национальными ценностями, что показывает явное незнание подростков, что относится к базовым национальным ценностям. Также большинство работ были без ответа на вопрос, многие не знали, о чем писать, кто-то просто дал название своей творческой работе. Глубокий анализ своей творческой работы не смог совершить ни один из подростков. При проверке работ наблюдалось присутствие интереса к теме, но недостаток знаний для выполнения данного задания, что говорит об актуальности проблемы.
Выводы. Анализ начальной диагностики показал следующие результаты.
По первому показателю «понимание базовых национальных ценностей в живописных произведениях» низкий уровень выявился у 50% респондентов (3 человека), средний уровень выявился у 50% респондентов (3 человека), высокий уровень показателя не проявился.
По второму показателю «способность создавать живописные произведения на основе базовых национальных ценностей» низкий уровень обнаружился у 100% учеников (6 человек), средний и высокий уровень сформированности показателя выявлен не был.
Можно сделать вывод, что показатели «Сформированности базовых национальных ценностей обучающихся на занятиях по живописи» у подростков на начальном этапе диагностики представлены низким и средним уровнями, что ставит перед нами следующие задачи:
- необходимо познакомить подростков с базовыми национальными ценностями на примере живописных произведений изобразительного искусства;
- научить анализировать произведения живописи, находить основную идею, понимать какая базовая национальная ценность заложена в творческую работу;
- рассказать о средствах выразительности в живописи, о их возможностях;
- научить вкладывать в произведения определенные идеи; научить создавать живописные творческие работы на основе базовых национальных ценностей.
Поставленные задачи будут осуществляться на формирующем этапе занятий по живописи в художественной школе.
Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня сформированности базовых национальных ценностей обучающихся на занятиях по живописи, проведению
начальной диагностики изучаемого качества учеников и ее анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике дополнительного образования. Живопись служит эффективным средством самовыражения детей, а ее изобразительно-выразительные средства позволяют показать не только эмоции, чувства и переживания на бумаге, но и рассказать, о какой базовой национальной ценности идет речь в творческой работе, выразить идею творческой работы. На основе уточненного понятия «сформированность базовых национальных ценностей обучающихся» формулируются показатели данного качества детей, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся. Данная статья будет интересна педагогам дополнительного образования в сфере изобразительного искусства.
Ключевые слова: базовые национальные ценности, живопись, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.
Annotation. The article deals with the development of diagnostic tools to study the level of formation of basic national values of students in the classes of painting, initial diagnostics of the studied quality of students and its analysis. The problem is understudied and needs research and additions not only in theory but also in practice of additional education. Painting is an effective means of children's self-expression, and its pictorial and expressive means allow not only to show emotions, feelings and experiences on paper, but also to tell what basic national value is referred to in the creative work, to express the idea of the creative work. Based on the clarified concept of "formation of basic national values of students" the indicators of this quality of children are formulated and for each indicator the methods and diagnostic tasks for students are developed. This article will be interesting for teachers of additional education in the sphere of fine arts.
Key word: basic national values, painting, adolescents, diagnostic tools, creative task method, test method.
Литература:
1. Арт-журнал [Электронный ресурс]. - URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/zhivopis-ee-vidy-i-istoriya-vozniknoveniya (Дата обращения: 13.01.2023).
2. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1: Философская эстетика 1920-х годов / ред.: С.Г. Бочаров, Н.И. Николаев. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2003. - 957 с.
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. -М.: Просвещении, 2009. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2
4. Клочкова, Н.В. Формирование базовых национальных ценностей обучающихся в рамках модернизации педагогического образования [Электронный ресурс] / Н.В. Клочкова, Н.А. Чепурнова, М.Ю. Шляхов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bazovyh-natsionalnyh-tsennostey-obuchayuschihsya-v-ramkah-modernizatsii-pedagogicheskogo-obrazovaniya?ysclid=ldxfoflwik548187916 (Дата обращения: 10.01.2023).
5. Крайник, В.Л. Сущность национальных ценностей в российской федерации [Текст] / В.Л. Крайник // Мир науки, культуры, образования. -2015. - No 4. - С. 151-153
6. Леонтьев, Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура и взаимодействия / Д.А. Леонтьев // Художественное творчество и психология. - М., 1991. - С. 53.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология. - 10-е изд. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
8. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
УДК 371
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
«НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»
кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольга Ивановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Современные требования к подготовке высококвалифицированного специалиста предполагают внедрение новых технологий в образовательный процесс, среди которых информационно-коммуникативные занимают особое место. В стремительно возрастающем потоке интернет коммуникаций в условиях «Новой образовательной среды» именно они отражают специфику трансформации межличностных, профессиональных и социальных отношений. В связи с этим, исследование и разработка теории и практики информационно-коммуникативных отношений в процессе непосредственного обучения студентов, а также организации учебного процесса в целом, в настоящее время являются актуальной проблемой современной высшей школы.
Изложение основного материала исследования. По мнению большинства специалистов - одной из главных задач современного образования является подготовка человека к эффективной жизнедеятельности, возможности полноценно развивать свои способности в современных условиях. Решающая роль в реализации данной цели принадлежит современной многоуровневой образовательной среде, которая предполагает создание