Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРЬЕР / ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валимухаметова Анна Дмитриевна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков познавательного интереса к изобразительному искусству в школьной образовательной среде, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования общеобразовательной школы. Образовательная среда служит не только обязательным элементом оснащения каждой общеобразовательной школы, н и способна влиять на познавательный интерес учащихся положительным образом. На основе уточненного понятия «познавательный интерес к изобразительному искусству в школьной образовательной среде» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валимухаметова Анна Дмитриевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INFLUENCE OF SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN VISUAL ARTS

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of teenagers ' cognitive interest in the visual arts in the school educational environment, the initial diagnosis of the term under study, and its analysis. The problem has not been sufficiently studied and needs research and additions not only in the theory, but also in the practice of art education in secondary schools. The educational environment is not only a mandatory element of equipment for every secondary school, but also can influence the cognitive interest of students in a positive way. Based on the refined concept of "cognitive interest in the visual arts in the school educational environment", indicators of this quality of adolescents are formulated, and methods and diagnostic tasks for secondary school students are developed for each indicator.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

a boarding school, often characterized by high-level indicators of school anxiety, indicating a pronounced emotional distress.

Keywords: primary school student, school anxiety, boarding school students, school anxiety in children brought up in boarding school.

Литература:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.

2. Использование активных и интерактивных образовательных технологий / авт.-сост. М.Г. Савельева и др. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.

3. Использование активных и интерактивных образовательных технологий / авт.-сост. М.Г. Савельева и др. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.

4. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005.

5. Брутова М.А., Буторина А.Н. Обучение студентов решению профессиональных задач в педагогической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-10. -С. 86-93.

6. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

7. Брутова М.А., Буторина А.Н., Малыхина Е.В., Маракушина И.Г. Теоретические и методические основы социально-педагогической деятельности специалиста: учебное пособие. - Архангельск: КИРА, 2017. - 158 с.

УДК 372.874

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

студентка Валимухаметова Анна Дмитриевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Общество двадцать первого века нуждается в творческих людях, способных находить пути самовыражения. Конечно, осознанные попытки самовыражения формируются ещё в школьные годы, в среде, которая тем или иным образом оказывает влияние на многие психологически характеристики личности. Школьная образовательная среда может оказывать влияние на познавательный интерес учеников. Эту проблему рассматривали такие авторы, как Т.Н. Щербакова. Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин и другие, они писали о том, какое влияние оказывает пространственно-предметный компонент на организацию этапов образовательного процесса. Однако никто из вышеперечисленных ученых не рассматривал проблему разработки диагностического инструментария по изучению влияния школьной образовательной среды на познавательный интерес к изобразительному искусству [3], [2], [5].

Изложение основного материала исследования. Познавательный интерес имеет большое значение в обучении каждого школьника. Щукина Г.И. познавательным интересом называет «активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанную с положительным эмоциональным отношением к ней» [4, с. 134]. Именно мотивация к учебной деятельности формирует желание узнавать новое, стремится к познанию и совершенствованию тех или иных навыков. Таким образом дело обстоит и в обучении изобразительному искусству. Существуют различные средства развития познавательного интереса школьников к изобразительному искусству, один из которых образовательная среда.

Она состоит из комплекса воспитания, обучения и социализации ученика, на которые существенно влияют ряд факторов и условий, то есть образовательная среда является системой сбалансированных сочетаний внешних и внутренних факторов. Т.Н. Щербакова определяет качество образовательной среды с помощью пространственно-предметного содержания. Не исключает влияние социальных отношений внутри среды и социального компонента.

Основным совокупным критерием качества образовательной среды выступает способность обеспечить всем участникам образовательного процесса условия для эффективного личностного саморазвития [3].

Рассматривая школьную образовательную среду, Головлева С.М. выделяет три компонента: материальный, общественный и духовный. В данном исследовании нас будет интересовать материальный компонент.

К материальному компоненту автор относит помещения, обстановку, в которой реализуется деятельность, носители содержания и внутреннюю инфраструктуру образовательной организации [1].

Проанализировав понятия «познавательный интерес», «образовательная среда», можно сформулировать ключевое понятие данной работы. Познавательный интерес к изобразительному искусству в школьной образовательной среде мы понимаем как инициативность в приобретении знаний в области изобразительного искусства и способность преобразовывать предметно-образовательную среду.

На основе данного понятия были выведены следующие показатели: инициативность в приобретении знаний в области изобразительного искусства; способность преобразовывать предметно-образовательную среду.

По каждому показателю разработано диагностическое задание с применением методов: тестирование и творческое задание. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня инициативности в приобретении знаний в области изобразительного искусства. Для выявления результатов применялся диагностический

метод тестирование. Тестирование содержало 6 вопросов с выборов варианта ответа или формулировкой собственного развёрнутого ответа. Тестирование проводилось в общеобразовательной школе среди параллели седьмых классов. Подросткам были предложены следующие вопросы теста.

1. Рассмотрите учебный класс. Какие элементы интерьера заставляют Вас погружаться в атмосферу творчества? Перечислите их.

2. Как вы думаете, чего не хватает в учебном классе изобразительного искусства? Нужный ответ отметьте.

• Дополнительной мебели (парты, стулья).

• Мольбертов.

• Компьютеров (для работы над компьютерной графикой).

• Наглядных учебных пособий.

• Репродукций художников.

• Место для размещения выставочных экспозиций.

3. Рассмотрите фотографии художников в их мастерских. Отметьте, что общего между интерьером всех мастерских? (представлены фотографии Марка Шагала, Пабло Пикассо, Эдварда Мунка).

4. Как Вы считаете, должен ли учебный класс изобразительного искусства быть похожим на мастерскую художника? Обоснуйте свой ответ.

5. Что, по-вашему, мнению является наиболее важным элементом интерьера в учебном классе изобразительного искусства? Выберете 3 варианта:

• Хорошее естественное освещение.

• Мультимедийный экран.

• Мольберты.

• Наличие искусственного освещения.

• Картины как элементы декора.

• Арт-объект (опишите какой).

6. Оцените по шкале от 1 до 5 своё желание заниматься изобразительным искусством в свободное от учёбы время, где 5 - это сильное желание, а 1 - отсутствие желания. Нужный ответ обведите.

В ходе диагностики были установлены показатели «высокий, средний и низкий», направленные на определение качества развития показателей по избранному качеству.

Высокий уровень (3 балла) - учащийся знает элементы интерьера и мебели, может сформулировать развёрнутый ответ на вопрос, проводит параллели между интерьером мастерских и учебным классом. Средний уровень (2 балла) - учащийся затрудняется назвать конкретные элементы интерьера или мебели, с трудом формулирует развёрнутый ответ на вопрос. Низкий уровень (1 балл) - учащийся не знает элементы интерьера и мебели, не может сформулировать ответ на вопрос. В ходе выполнения данного задания у нескольких учеников возникли вопросы, связанные с заданием, большая часть учащихся выполнила работу на низком уровне.

Второе диагностическое задание было направлено на выяснение способности организовывать и преобразовывать предметно-пространственную среду. Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: рассмотрите учебный класс изобразительного искусства. Подумайте, какие элементы интерьера помогают погрузиться в творческую атмосферу, а какие вызывают обратные эмоции. Что Вам хотелось бы изменить в классе? Продумайте интерьер и изобразите его на рисунке. Не ограничивайте себя в фантазии и материалах. Нарисуйте художественный класс с интерьером, который будет максимально способствовать Вашему творческому самовыражению. По данному показателю были определены следующие уровни.

Высокий уровень (3 балла) - учащийся изображает не только стены, парты и настенную доску, но и дополнительные элементы интерьера: цветы, книжные полки с книгами, большие окна, картины и наглядные пособия, размещенные на стене. Учащийся использует законы перспективы. Рисунок отличается оригинальностью. Средний уровень (2 балла) - учащийся изображает стены, парты и 2-3 дополнительных элемента интерьера. Низкий уровень (1 балл) - учащийся изображает класс однообразно, используя только те элементы интерьера, которые действительно присутствуют в классе. Рисунок не отличается оригинальностью.

В ходе выполнения данного задания у нескольких учеников возникли вопросы, связанные с заданием, примерно половина учащихся справилась с работой на среднем уровне выполнения задания.

В ходе диагностики были достигнуты следующие результаты. По первому показателю «инициативность в приобретении знаний в области изобразительного искусства» высокий уровень выявился у 10% респондентов (3 человека), средний и низкий показатель проявились примерно поровну по 43% (12 человек) и 47% (13 человек).

По второму показателю «способность организовывать и преобразовывать предметно-пространственную среду» низкий уровень обнаружился у 60% школьников (17 человек), средний - у 25% подростков (7 человек), высокий уровень развитости показателя был выявлен у 15% школьников (4 человека).

Выводы. Можно сделать вывод, что оба показателя «познавательный интерес к изобразительному искусству в школьной образовательной среде» у школьников на этапе начальной диагностики представлены в основном низким уровнем. Однако, средний и высокий уровни тоже были выявлены, что ставит перед нами следующие задачи:

• необходимо дать подросткам основы создания образовательной среды, способной создавать благоприятную эмоционально-мотивационную обстановку в учебном классе;

• научить создавать внутри образовательной среды возможность многофункционального использование элементов;

• предложить работу над созданием целостного пространства для учащихся.

Поставленные задачи будут осуществляться в ходе выполнение развивающих заданий на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Необходимо соблюдение определённых условий, а также верно подобранных форм и методов работы с учащимся, направленных на развитие обозначенного качества.

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков познавательного интереса к изобразительному искусству в школьной образовательной среде, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования общеобразовательной школы. Образовательная среда служит не только обязательным элементом оснащения каждой общеобразовательной школы, н и способна влиять на познавательный интерес учащихся положительным образом. На основе уточненного понятия «познавательный интерес к изобразительному искусству в школьной образовательной среде» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников общеобразовательной школы.

Ключевые слова: образовательная среда, интерьер, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of teenagers ' cognitive interest in the visual arts in the school educational environment, the initial diagnosis of the term under study, and its analysis. The problem has not been sufficiently studied and needs research and additions not only in the theory, but also in the practice of art education in secondary schools. The educational environment is not only a mandatory element of equipment for every secondary school, but also can influence the cognitive interest of students in a positive way. Based on the refined concept of "cognitive interest in the visual arts in the school educational environment", indicators of this quality of adolescents are formulated, and methods and diagnostic tasks for secondary school students are developed for each indicator.

Keywords: educational environment, interior, teenagers, diagnostic tools, creative tasks method, testing method.

Литература:

1. Головлева С.М. Компоненты образовательный среды субъектно-ориентированного педагогического процесса. // Ярославский педагогический вестник. 2015. №4. С. 18-22.

2. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.

3. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. // Молодой ученый. 2012. №5. С. 545-548.

4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. Москва: Просвещение, 2006. 382 с.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

УДК 371

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Современное высшее образование пестрит проблемами и актуальными вопросами, требующими рассмотрения и оптимизации со стороны ведущих педагогов. Оно определяет дальнейшее развитие различных профессиональных областей, отвечает требованиям современного рынка труда, формирует принципиально новый ряд специалистов многопрофильного уровня. Особенно ярким и явным становится вопрос о гуманизации системы высшего профессионального образования, которая на сегодняшний день является приоритетной по-своему значению, поскольку реализует стратегическое направление профессионального образования.

Гуманизация стимулирует подготовку специалиста не только для профессиональной деятельности, но и для творческой, социальной, гуманистической, гражданской, патриотичной. Это связано с тем, что она является важным элементом процесса перехода учебного процесса от экстенсивно-информационной модели к проблемно-аналитической. Иными словами, она призвана оптимизировать процесс получения будущими специалистами компетенций как общего, так и специального характера [1]. Кроме того, она позволяет преодолеть разрыв между гуманитарными и не гуманитарными дисциплинами, что значительно расширяет потенциал современных специалистов, а также стимулирует их к развитию различных способностей как гуманитарного, так и не гуманитарного плана, актуализируя их и делая их многопрофильными профессионалами.

В целом же идеи гуманизма охватывают достаточно длительный период не только в педагогике, но и в других социальных структурах. Многие ученые, философы, представители творческих профессий, социальные лидеры мнений уделяют достаточно большое внимание идеям гуманизма, защиты чести, достоинства и прав индивида, а также стремятся к формированию системы всестороннего развития личности, преобладания гармонии индивидуальных и социальных интересов, что позволяет сформировать здоровое гражданское общество [1].

Изложение основного материала исследования. В центре идеи гуманизма лежит представление о том, что основополагающей ценностью является личность и личностное развитие человека. Это несколько соприкасается с современными тенденциями перехода к личностно-ориентированному обучению, существующим в современной педагогической науке. Такое обучение ставит в центр образовательного процесса обучающегося и его идеи, способности, личностные характеристики, соприкасаясь и дублируя основные положения теории гуманизма.

Кроме того, важно отметить, что гуманизация на сегодняшний день является теоретической основой высшего профессионального образования, поскольку включает в свой состав профессиональные, интеллектуальные и социально-психологические качества, влияющие на индивидуальность, позволяющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.