Диагностика развития воображения у обучающихся детской художественной школы на
занятиях по композиции
Diagnostics of the development of imagination in students of children's art school in
composition classes
Карташева Арина Денисовна
студентка 4 курса
Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования Тюменский государственный университет
Россия, Тюмень
Kartasheva Arina Denisovna
4th year student Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Tyumen State University Russia, Tyumen
Евсеева Ольга Юрьевна
руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусствоведения и изобразительных искусств, Федерального государственного бюджетного научного учреждения высшего образования Тюменский государственный институт культуры
Россия, Тюмень
Evseeva Olga Yurevna
candidate of pedagogical sciences, associate professor, Tyumen State Institute of Culture Russia, Tyumen
Аннотация.
Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития воображения у подростков, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу.
Для исследования проблемы была изучена и проанализирована историко-философская, психолого-педагогическая, художественно-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Обосновано применение методов художественного образования для развития воображения обучающихся средствами композиции.
На основе уточненного понятия «воображение обучающихся на занятиях композиции» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников детской художественной школы.
Annotation.
The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of imagination development in adolescents, the initial diagnosis of the term under study, its analysis.
To study the problem, the historical-philosophical, psychological-pedagogical, artistic-pedagogical and methodological literature on the research problem was studied and analyzed. The application of methods of art education for the development of students' imagination by means of composition is substantiated.
Based on the refined concept of "imagination of students in composition classes", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for children's art school students have been developed for each indicator.
Ключевые слова: воображение, композиция, подростки, диагностический инструментарий, оригинальность образов, художественный опыт, творческий потенциал.
Key words: imagination, composition, teenagers, diagnostic tools, originality of images, artistic experience, creative potential.
Постановка проблемы. В современном обществе становится все более острой проблема воспитания развитой творческой личности. Психологи и педагоги определяют, что именно воображение является основой любой творческой деятельности, поэтому проблема его развития становится все более актуальной. Кроме того, воображение помогает трансформировать пережитый опыт не только в эмоции, чувства, но и новые идеи. Благодаря данной способности человек может осуществляет планирование и постановка целей, в процессе обучения это позволяет сформировать образ будущего результата художественной деятельности обучающегося в его сознании и, соответственно более эффективной деятельности и достижения ее результатов приближенных к желаемому. Также воображение является основой для коммуникации, способствует развитию такого важного качества, как эмпатия, то есть помогает понять эмоции, переживаемые другими.
Изложение основного материала исследования. Роль воображения в системе дополнительного художественного образования детей на наш взгляд не вызывает сомнения. Развитие данной способности позволяет постоянно поддерживать интерес учащихся к творчеству, но в современных образовательных программах художественных школ продолжает преобладать направленность на оттачивание механических навыков изобразительной деятельности (построение, штриховка, анатомия и т.д.) в то время, как развитию воображения уделяется гораздо меньше времени. Воплотить свои творческие идеи и выразить свои чувства на бумаге юным художникам, возможно на занятиях по композиции.
В психологии воображение рассматривается, как «психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте. То есть с этой точки зрения воображение - это процесс преобразования пережитого опыта в новые оригинальные образы» [6, с. 74]. Изучение теоретических аспектов позволило нам определиться с пониманием именно художественного воображения, как «способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественного, духовно-практического освоения мира» [3, с. 46]. Само же воображение выполняет следующие важнейшие функции:
1. Познавательная - благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.
2. Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того, чего еще нет в действительности.
3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.
4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.
5. Защитная функция - в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям. [6, с. 75]
Воображение является необходимым навыком для создания любой композиции. Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому [1, с. 63].
Таким образом, обобщив рассмотренные определения понятий воображение, художественное воображение и композиция мы уточнили обобщенное определение, что воображение обучающихся на занятиях композиции - это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных
образов из предшествующего опыта, которые органично связаны между собой и образуют целостное художественное произведение, включающее использование средств композиции.
Для эффективного развития воображения на занятиях по композиции, нам необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Использование методов и приемов направленных на стимулирование воображение, на возникновение новых образов для воплощения в художественно-творческих работах.
Исходя из условий, мы рассматриваем подростковый возраст обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». Подростковый возраст является одним из самых противоречивых периодов детства. Значительные изменения происходят не только в физиологии, но и в личностной сфере. Многие педагоги и психологи определяют разные возрастные рамки подросткового возраста. Рассмотрев несколько точек зрения, мы пришли к выводу, что подростковый период начинается к 10-11 годам и заканчивается примерно к 18 годам. С началом подросткового возраста сознание ребенка начинает претерпевать значительные изменения. Поскольку начинает развиваться интеллект ребенка, а мыслительные процессы становятся все более углубленными, то воображение начинает ускоряться и развиваться. Воображение может стать одной из ведущих деятельностей. В этот период подросток начинает задумываться о своем будущем, об отношениях с обществом, проигрывает различные социальные ситуации, поэтому развитие воображения является неотъемлемой частью не только творческого развития, но и личностного. Проблема заключается в исследовании способов развития воображения подростков на занятиях по композиции.
Существует большое множество способов и упражнений, развивающих воображение подростка. Они включают в себя олицетворение, фантастический эффект, гиперболизацию, типизацию, рисование эмоций, акцентирование (усиление или ослабления какого-либо свойства или качества предмета, переноса этого свойства на другие объекты). Все вышеперечисленные методы развития воображения основываются на преобразовании действительности. С переходом в средние классы заканчивается детство, опыт подростка расширяется, он пробует новые социальные роли, расширяется также перечень изучаемых предметов, поэтому творческая деятельность может быть направлена на межпредметные связи.
Когда личностное развития становится доминирующим в деятельности подростка, особое значение приобретает такая форма творческого развития, как мечта. В мечте подросток формирует образ желаемого будущего, определяет основные планы и цели, а также пути их достижения.
Изучение исследований психологов, позволяет сделать вывод, что, не смотря на то, что воображение в подростковом возрасте, ввиду множества причин включающих опыт, знание и интеллектуальное развитие, менее продуктивно, чем у взрослого человека, но более уже более развито, чем в детстве. Рассмотрев особенности развития воображения в подростковом возрасте, мы выявили, что вместе с интеллектуальным развитием подростка развивается и воображение поскольку именно совместно с интеллектуальным мышлением, воображение становиться толчком для творческого развития.
Часто подростки стремятся достичь какого-либо объективного творческого результата. Однако эта линия развития воображения присуща далеко не всем подросткам, но стоит сказать, что все они используют возможности своего творческого воображения.
Воображение, как типичный психический процесс подростка, находится в тесной взаимосвязи с развитием творческих способностей. Направить воображение подростка в нужном направлении, помочь раскрыть творческий потенциал и помочь достижению объективного творческого результата - задача педагога. С его помощью подросток овладевает такими важными навыками, как перенос опыта, способность к гибкости мышления, легкость генерирования идей.
Так, понимание и умение применять на практике приемы, методы, законы композиции позволяет учащимся понимать образный строй художественного произведения. Подросток начинает понимать, что изображение является выразительным языком, способом выразить свои мысли и способом взаимодействовать со зрителем.
На основе вышеизложенного нами материала, были выделены следующие показатели:
- Органичность и оригинальность образов;
- Владение средствами композиции.
Для оценки уровня каждого показателя были разработаны диагностические задания, а также разработана система оценивания.
Обратимся к заданиям для определения уровня показателя «Органичность и оригинальность образов». В первой части ребятам было предложено пять тестовых заданий, ответами на которые служили «да», либо «нет»:
1. Интересуетесь ли вы абстракцией?
2. Часто ли вы, рассматривая абстрактную картину, видите в ней различные образы?
3. Вы предпочитаете творческую работу рисованию с натуры?
4. Нравится ли вам преобразовывать предметные образы в необычные формы и пятна?
5. На занятиях по композиции вы предпочитаете работать с цветом вместо черно-белой графики?
Основой тестирования является методика определения уровня воображения А. Г. Смирнова.
Во второй части задания детям были предложены две абстрактных картины. Им было необходимо написать мини-эссе, в которых нужно было детально описать образы, которые они увидели в этих картинах, описать свои мысли, чувства, эмоции и личные переживания (при составлении задания мы опирались на методику А.А. Мелик-Пашаева).
При оценивании уровня воображения для этого задания была разработана следующая система оценивания, которая включала в себя три уровня (высокий, средний, низкий):
- Высокий уровень (3 балла) - учащийся способен выдвигать разнообразные идеи, использую разнообразные стратегии переходить от одного аспекта к другому. В тестировании все или почти все ответы положительные, художественные образы в мини-эссе отличаются детализированностью описания. Присутствует много прилагательных, ярких речевых оборотов, могут также присутствовать личные переживания, опыт. Описанные образы редко повторяются.
- Средний уровень (2 балла) - в тестировании положительные и отрицательные ответы примерно в равном количестве. Образы могут повторяться, но описаны красочно и детально. Отсутствуют личные переживания и опыт.
- Низкий уровень (1 балл) - в тестировании все или почти все ответы отрицательные, художественные образы в мини-эссе часто повторяются. Присутствует только описание самой картины, не прослеживаются образы.
Обратимся к заданиям для определения уровня показателя «Владение средствами композиции». Учащимся было предложено задание по визуализации ощущений.
Сущность задания по визуализации ощущений заключается в том, что преподаватель называет несколько любых ощущений (например, гладко, звонко, мягко, тихо), и задача учащихся изобразить это ощущение на бумаге любым способом и материалом, стараясь максимально точно передать названное ощущение, используя известные им средства композиции. Для составления задания также была рассмотрена методика определения уровня воображения Е. Торренса.
Для оценки уровня этого показателя также была разработана система оценивания, которая включала в себя три уровня (высокий, средний, низкий):
- Высокий уровень (3 балла) - образы повторяются очень редко, они не банальны. На рисунках точно переданы названные ощущения. Изображение правильно решено с композиционной точки зрения, возможны неожиданные композиционные решения, использованы основные композиционные средства.
- Средний уровень (2 балла) - образы могут повторяться, но отличаются по изобразительным средствам. Соблюдены основные законы композиции.
- Низкий уровень (1 балл) - в рисунках не прослеживаются названные ощущения. Использован минимум изобразительных средств, нарушены законы композиции.
Таким образом, были определены следующие уровни развития воображения у учащихся детской художественной школы:
Высокий уровень (5-6 баллов) - учащийся способен выдвигать разнообразные идеи, использую разнообразные стратегии переходить от одного аспекта к другому. В тестировании все или почти все ответы положительные, художественные образы в мини-эссе отличаются детализированностью описания. Присутствует много прилагательных, ярких речевых оборотов, могут также присутствовать личные переживания, опыт. Образы повторяются очень редко, они не банальны. На рисунках точно переданы названные ощущения. Изображение правильно решено с композиционной точки зрения, возможны неожиданные композиционные решения, использованы разные художественные средства.
Средний уровень (3-4 балла) - в тестировании положительные и отрицательные ответы примерно в равном количестве. Образы могут повторяться, но описаны красочно и детально. Отсутствуют личные переживания и опыт. Образы могут повторяться, но отличаются по изобразительным средствам. Соблюдены основные законы композиции.
Низкий уровень (1 -2 балла) - в тестировании все или почти все ответы отрицательные, художественные образы в мини-эссе часто повторяются. Присутствует только описание самой картины, не прослеживаются образы. В рисунках не прослеживаются названные ощущения. Образы часто повторяющиеся, банальны и ожидаемы. Использован минимум изобразительных средств, нарушены законы композиции.
По результатам диагностики, было выявлено, что по показателю «Умение использовать предшествующий опыт в процессе воображения» - высокий уровень имеют - 20% учащихся класса, средний уровень - 40%, низкий уровень - 40 %; по показателю «Органичность и оригинальность образов» - высокий уровень составил - 10 %, средний - 40%, низкий - 50%. Общий показатель уровня воображения обучающихся находится преимущественно на среднем уровне (60%). Высокий уровень развития воображения имеют лишь 20% учащихся.
Выводы. По результатам исследования, необходимо развитие воображения у подростков - учащихся детской художественной школы на занятиях по композиции. В связи с этим, мы сформулировали следующие задачи:
- необходимо разъяснить обучающимся, как дисциплина композиции влияет на развитие их воображения.
- необходимо показать обучающимся, что существует большое количество изобразительных композиционных средств, с помощью которых можно передать идею творческой работы.
- предложить обучающимся ряд творческих заданий, направленных на развитие воображения.
Поставленные задачи будут выполняться в ходе реализации развивающих занятий по композиции.
Опираясь на рабочую программу по дисциплине «Станковая композиция» нами разработаны занятия по темам «Настроение в абстракции», «Зимняя абстракция», «Русская зима. Мастер-класс по ниткографии» предполагающие как применения нетрадиционных техник, так и работу над беспредметной, формальной композицией и перевод композиции в образную. Так же в структуру занятий по запланированным темам включены различные упражнения направленные на развитие воображения у подростков. Одно из упражнений, предлагаемых к выполнению обучающимся на занятиях, - кляксография. Учащимся предлагается произвольным образом брызнуть или капнуть на бумагу произвольное цветовое пятно. Затем, дождавшись, когда пятно высохнет, учащиеся должны будут дорисовать любыми материалами кляксу до знакомого образа - животное, дерево, человек, лицо и т.д.
Список используемой литературы:
1. Алпатов М.В. Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986. 476 с.
2. Бабенко А.В., Хоружая Н.В. Основы композиции в изобразительном искусстве: Учебно-методическое пособие. Томск: Томский государственный университет, 2011. 116 с.
3. Беляев А. А. Эстетика. Словарь. — М.: Политиздат. 1989. 447 с.
4. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М., 2000. 214 с.
5. Запорожец А.В. «Психология». М.: Просвещение, 1965. 240 с.
6. Карташева А. Д., Овсянникова О. А. Развитие фантазии и воображения учащихся на занятиях по композиции // E-Scio. Журнал, 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fantazii-i-voobrazheniya-uchaschihsya-na-zanyatiyah-po-kompozitsii (дата обращения 23.04.2023).
7. Савина Е.А. Введение в психологию (курс лекций). М.: «Прометей», 1998. 252с.
8. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие. M.: Просвещение, 1979. 303 с.
9. Эриксон Эрик Хомбургер. Детство и общество / Эрик Г. Эриксон; Перевод, науч. ред. [и примеч.] А. А. Алексеева; [Статьи Д. Элкинда, Сонина В. А.]. - СПб. : Психол. центр "Ленато" ; Балашиха : Фонд "Унив. кн.", 1996. 136 с.