Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ'

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ФАНТАЗИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташева Арина Денисовна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме развития фантазии и воображения в сфере художественного образования, теоретическому обоснованию усовершенствования способов развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции. На теоретическом уровне рассмотрены понятия «фантазия» и «воображение», возрастные особенности подростков и приемы преобразующей действительности воображения. Выявлена роль фантазии и воображения в эмоционально-психологическом состояния обучающихся. С практической точки зрения разработаны задания и упражнения для развития фантазии и воображения подростков на занятиях композиции.The article is devoted to the problem of the development of fantasy and imagination in the field of art education, the theoretical justification of improving the ways of developing the imagination and imagination of adolescents in composition classes. At the theoretical level, the concepts of "fantasy" and "imagination", age characteristics of adolescents and methods of transforming the reality of imagination are considered. The role of fantasy and imagination in the emotional and psychological state of students is revealed. From a practical point of view, tasks and exercises have been developed to develop the imagination and imagination of teenagers in composition classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ»

УДК 372.874

Педагогические науки

Карташева Арина Денисовна, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития фантазии и воображения в сфере художественного образования, теоретическому обоснованию усовершенствования способов развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции. На теоретическом уровне рассмотрены понятия «фантазия» и «воображение», возрастные особенности подростков и приемы преобразующей действительности воображения. Выявлена роль фантазии и воображения в эмоционально-психологическом состояния обучающихся. С практической точки зрения разработаны задания и упражнения для развития фантазии и воображения подростков на занятиях композиции.

Ключевые слова: фантазия, воображение, композиция, подростки, подростковый возраст, эмоционально-психологическое состояние, художественная школа.

Annotation: The article is devoted to the problem of the development of fantasy and imagination in the field of art education, the theoretical justification of

improving the ways of developing the imagination and imagination of adolescents in composition classes. At the theoretical level, the concepts of "fantasy" and "imagination", age characteristics of adolescents and methods of transforming the reality of imagination are considered. The role of fantasy and imagination in the emotional and psychological state of students is revealed. From a practical point of view, tasks and exercises have been developed to develop the imagination and imagination of teenagers in composition classes.

Keywords: fantasy, imagination, composition, teenagers, adolescence, emotional and psychological state, art school.

Постановка проблемы. В наше время в современном обществе все более актуальной становится проблема воспитания творчески развитой личности. Поэтому возникает острая необходимость поиска путей оптимизации творческих процессов. Педагоги и психологи (Выготский Л. С., Полынская И.Н.) доказали, что воображение является основой для любой творческой деятельности человека [2; 6]. Поэтому особенно важно уделить внимание исследованию процесса развития фантазии и воображения. Особенно важна эта проблема для обучающихся в художественных школах, так как их учебная деятельность напрямую связана с созданием новых, оригинальных образов в творческих работах. К сожалению, в учреждениях дополнительного образования, на занятиях, связанных с творческой деятельностью, в частности, на занятиях композиции недостаточно уделяется внимание развитию фантазии и воображения, школьники в основном создают репродуктивные образы, соблюдая при этом законы композиции и оттачивая техническое мастерство рисунка.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития фантазии и воображения обучающегося для развития творческого потенциала общества и недостаточной разработанностью способов развития данного качества у подростков в учреждениях дополнительного образования.

Развитие фантазии и воображения на занятиях по композиции будет наиболее эффективным, если учитывать возрастные особенности подростков и использовать способы, стимулирующие возникновение новых образов в творческих работах. С началом подросткового возраста (младший подростковый возраст - 10-12 лет) сознание ребенка начинает претерпевать значительные изменения. Поскольку начинает развиваться интеллект ребенка, а мыслительные процессы становятся все более углубленными, то и фантазия, и воображение детей этого возраста носят уже не такой творческий и оригинальный, непроизвольный характер по сравнению с образами, которые создают дети младшего школьного возраста. Проблема исследования заключается в поиске способов развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции.

Изложение основного материала исследования.

Для решения данной проблемы были изучены понятия «фантазия» и «воображение». Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта [4]. Фантазия - психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире [5]. Воображение и фантазия являются единым процессом мысленного преобразования действительности. Различие состоит в том, что воображение основано на имеющихся знаниях и опыте, а фантазия связана с созданием образов, не находящих воплощение в реальности.

На занятиях композиции особенно важно научить детей создавать оригинальные художественные образы в творческих работах.

«Декоративное рисование должно быть тесно связанно с рисованием с натуры. При составлении узоров учащимся предлагается стилизовать и декорировать природные формы цветов, листьев, веток и т.д., составлять композиции для дальнейшей работы. Занимаясь декорированием, они рождают в себе творческую инициативу, развивают воображение, мыслят образно,

придумывают различные формы, создают красивые узоры, используя природный материал», - пишет И. Н. Полынская [6].

Таким образом, возникновение новых образов в воображении ребенка неразрывно связано с его насмотренностью, то есть визуальным опытом. Натура и уже существующая действительность является основой для воображения и фантазии.

Существует два этапа развития фантазии и воображения.

1) Диссоциация - первый этап работы творческого воображения. Он является подготовительным. В его ходе происходит дробление объективной реальности, отразившейся в опыте человека. Обычно этот этап бессознательно проходит во время наблюдения, во время анализа сказок, прослушивания музыкальных композиций, анализа картин и иного наглядного материала.

2) Ассоциация. Этот является основным, на нем происходит формирование новых целостных художественных образов.

В связи с этим, с практической точки зрения нами были исследованы и разработаны способы развития фантазии и воображения подростков на занятиях по композиции, а именно различные упражнения и задания.

Существует несколько приемов преобразования действительности. Одним из них является комбинирование, или агглютинация. Комбинирование представляет собой набор черт, присущих разным не похожим между собой существам или каким-либо предметам. Используя агглютинацию, художники создавали русалок, кентавров и других мифических существ, создавая совершенно новые образы, не находящие отражение в действительности, а также наделяя их сверхъестественными силами. Как правило, основой для таких образов служит визуальный опыт художника.

Другим приемом преобразования действительности является акцентирование. Акцентирование - это преобразование, подчеркивание каких-либо черт, либо изменение пропорций. Часто этот прием используется в шаржах и карикатурах.

Кроме того, развить насмотренность позволит выполнение краткосрочных набросков, эскизов и этюдов. Изображение и наблюдение действительности поможет художнику создавать новые художественные образы.

Развивать фантазию и воображение также позволит метод интеграции. Интеграция в методическом смысле - это объедение ряда учебных предметов. Ее суть заключается в усилении межпредметных связей, которые используются для восполнения, повторения или дополнения знаний. Наиболее эффективный результат можно получить, объединив дисциплины изобразительного искусства и литературу. Таким образом, подросткам можно предложить проиллюстрировать какое-либо литературное (поэтическое) произведение и создать при этом яркие художественные образы. Этой теме посвятил свое исследование Абдуллаев У.Э. В нем он рассматривает пример общеобразовательных школ Узбекистана: на уроках литературы в 6 классе дети проходят известного представителя узбекской литературы Худайберди Тухтабоева, изучают и анализируют его жизнь и творчество. Также ученики должны не только пересказать прочитанное, но и создать собственные иллюстрации к произведениям [1]. В результате у детей был замечен повышенный интерес к теме урока, мотивация к активной деятельности, были задействованы фантазия и воображение.

Для развития этих качеств подростков нами также было разработано несколько упражнений. Для развития фантазии обучающимся предлагается выполнить следующие упражнения:

1) Визуализация музыки в художественных образах. Педагог дает детям прослушать какую-либо музыкальную композицию и изобразить абстрактный или материальный художественный образ, ассоциирующийся с данной мелодией.

2) Визуализация ощущений. Это упражнение аналогично предыдущему: детям необходимо изобразить ощущение, которое называет преподаватель (например, гладко, твердо, мягко, звонко и т.д.).

Для развития воображения подросткам предлагается выполнить следующие упражнения:

1) Кляксография - это дорисовывание нанесённой на бумагу кляксы до узнаваемого художественного изображения. То есть ученик произвольным образом брызгает краску на бумагу, в результате чего получается клякса. Ребенок пытается увидеть в ней какой-либо образ и любым понравившимся материалом делает его узнаваемым.

2) Изографы. Ученику необходимо расположить на листе буквы названного педагогом слова так, чтобы они оптически образовали предмет, в названии которого используются данные буквы.

Упражнения направлены на формирование уникального видения подростков, помогает повысить их восприимчивость, научить лучше разбираться в своих ощущениях, совершенствует их фантазию и воображение, способствует комбинированию новых оригинальных образов и мыслей. Целесообразно давать данные упражнения поэтапно, сначала вводить на занятиях упражнения для развития воображения как подготовительный этап, а затем уже предлагать обучающимся выполнить упражнения на развитие фантазии для создания более сложных образов, основанных на ассоциациях.

Выводы. Таким образом, проблема развития фантазии и воображения обучающихся на занятиях композиции может быть решена путем включения рассмотренных способов (упражнений, заданий) развития данных качеств у подростков в соответствующие программы детских художественных школ.

Кроме того, Яковлева И.Я. отмечает, что «внутренние и внешние проблемы, которые возникают из реалий жизни, подростки могут переносить в воображение и фантазию. Это уменьшает время протекания стрессов, снижает эмоциональные напряжения, нацеливает мысли на поиск положительного решения проблемных ситуаций. Развитие воображения подростков также может влиять на познавательную, эмоционально-волевую сферу и на становление личности в целом» [3]. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию воображения и фантазии подростков.

Библиографический список:

1. Абдуллаев У.Э. Роль изобразительного искусства в интеграционном подходе к образованию. Журнал, 2015. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/rol-izobrazitelnogo-iskusstva-v-integratsionnom-podhode-k-obrazovaniyu/viewer (дата обращения: 11.05.2021).

2. Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - Санкт-Петербург, 2020.

3. Иванова Т. В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Журнал, 2019. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-mehanizmy-razvitiyavoobrazheniya -mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения 21.05.2021).

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. URL: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (дата обращения 16.05.2021).

5. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. 2001.

6. Полынская И.Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. Журнал, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvennogo-voobrazheniya-u-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva /viewer (дата обращения 20.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.