Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВООБРАЖЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РАЗВИТИЕ / ФАНТАЗИЯ / CREATION / CREATIVE PERSON / IMAGINATION / STUDENTS / DEVELOPMENT / FANTASY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Нина Сергеевна, Депсамес Лидия Петровна, Артемьева Юлия Юрьевна

Статья посвящена проблеме развития творческого воображения и фантазии на уроках изобразительной деятельности, а именно - живописи. Основными методами исследования являются анализ научно-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме развития фантазии и воображения обучающихся. Цель исследования - разработать методику развития фантазии и воображения у обучающихся на занятиях по живописи. Авторами проведено исследование понятийного аппарата «воображение» и «фантазия»; разработан и предложен авторский взгляд на проблему развития фантазии и воображения обучающихся. Подчеркивается, что главным объектом формирования и развития творческих способностей является воображение, оно является центральным звеном творческого процесса и лежит в основе вдохновения. Воображение занимает значимое место в любом виде человеческой деятельности. Исследование многих отечественных психологов и педагогов показали, что воображение не только является условием принятия обучающимся новых знаний, но и помогает им приобрести новый опыт, способствует развитию личности, а, следовательно, определяет плодотворность деятельности педагогов, направленной на обучение и воспитание подрастающего поколения. Как важный психический процесс, воображение представляет собой неотъемлемый компонент любой сферы деятельности обучающегося и, в целом, его поведения. Авторы по психологической и педагогической литературе все чаще отмечают актуальность исследований особенностей формирования воображения и фантазии и механизмов их влияния на развитие мышления человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Нина Сергеевна, Депсамес Лидия Петровна, Артемьева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING FANTASY AND IMAGINATION IN PAINTING CLASSES

The article is devoted to the problem of the development of creative imagination and fantasy in the lessons of visual activity, namely painting. The main research methods are the analysis of scientific, pedagogical and methodological literature devoted to the problem of the development of students' fantasy and imagination. The purpose of the research is to develop a methodology for the development of fantasy and imagination in students in painting classes. The authors carried out a study of the conceptual apparatus "imagination" and "fantasy"; developed and offered the author's view on the problem of the development of fantasy and imagination of students. It is emphasized that imagination takes a significant place in any kind of human activity. The research of many domestic psychologists and teachers has shown that imagination is not only a condition for learners to accept new knowledge, but also helps them gain new experience, contributes to the development of personality, and, therefore, determines the fruitfulness of teachers' activities aimed at teaching and educating the younger generation. As an important mental process, imagination is an integral component of any field of a student's activity and, in general, his behavior. Authors on psychological and pedagogical literature increasingly point to the relevance of studies of the peculiarities of the formation of imagination and fantasy and the mechanisms of their influence on the development of human thinking.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ»

называл признаки загаданного предмета, остальные дети должны были догадаться, о чем идет речь; задания, направленные на нахождение антонимов, синонимов и омонимов и т.п.

Календарно-тематическое планирование разработанной программы по преодолению дисграфии у младших школьников состояло из 60 групповых занятий, рассчитанных на 30 учебных недель с частотой проведения - 2 раза в неделю.

Логопедические занятия с младшими школьниками по преодолению дисграфии имели следующую структуру:

1. Организационный момент, проводимый с целью организации детей и подготовки их на предстоящую деятельность.

2. Основная часть занятия: устные и письменные упражнения, способствующие профилактике и коррекции дисграфии у младших школьников.

3. Итог занятия: рефлексия школьников, выявление приобретенных во время занятия умений, обсуждение возникших трудностей.

Выводы. Предрасположенность к возникновению дисграфии можно определить еще на этапе формирования письменных навыков. В так называю группу риска входят младшие школьники с речевыми нарушениями, поскольку у данной категории детей недостаточно сформированы базовые для письма умения и навыки.

Отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы приводит к дальнейшему закреплению специфических ошибок на письме, мешающих школьникам овладеть письмом и чтением, а также программой начального обучения в целом. Поэтому первостепенной задачей учителя-логопеда образовательной организации выступает преодоление дисграфии. Реализовать данную задачу возможно только посредством систематического обучения, включающего специально подобранные регулярные упражнения.

Литература:

1. Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе: методическое пособие. Москва: Издательство «В. Секачев», 2017. 110 с.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.

3. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: пособие для учителя. ФГОС. Москва: Просвещение, 2018. 126 с.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: МиМ, 2016. 286 с.

5. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2011. 224 с.

6. Логопедия / ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шахова. Москва: Владос, 2015. 680 с.

7. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Москва: МПСИ, 2018. 84 с.

8. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. 128 с.

9. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие. Москва: АРКТИ, 2010. 400 с.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Нарушения речи у детей. Москва: Профессиональное образование, 2015. 232 с.

11. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Москва: Просвещение, 1984. 158 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Депсамес Лидия Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Артемьева Юлия Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития творческого воображения и фантазии на уроках изобразительной деятельности, а именно - живописи. Основными методами исследования являются анализ научно-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме развития фантазии и воображения обучающихся. Цель исследования - разработать методику развития фантазии и воображения у обучающихся на занятиях по живописи. Авторами проведено исследование понятийного аппарата «воображение» и «фантазия»; разработан и предложен авторский взгляд на проблему развития фантазии и воображения обучающихся. Подчеркивается, что главным объектом формирования и развития творческих способностей является воображение, оно является центральным звеном творческого процесса и лежит в основе вдохновения. Воображение занимает значимое место в любом виде человеческой деятельности. Исследование многих отечественных психологов и педагогов показали, что воображение не только является условием принятия обучающимся новых знаний, но и помогает им приобрести новый опыт, способствует

развитию личности, а, следовательно, определяет плодотворность деятельности педагогов, направленной на обучение и воспитание подрастающего поколения. Как важный психический процесс, воображение представляет собой неотъемлемый компонент любой сферы деятельности обучающегося и, в целом, его поведения. Авторы по психологической и педагогической литературе все чаще отмечают актуальность исследований особенностей формирования воображения и фантазии и механизмов их влияния на развитие мышления человека.

Ключевые слова: творчество; творческая личность; воображение; обучающиеся; развитие; фантазия.

Annоtation. The article is devoted to the problem of the development of creative imagination and fantasy in the lessons of visual activity, namely painting. The main research methods are the analysis of scientific, pedagogical and methodological literature devoted to the problem of the development of students' fantasy and imagination. The purpose of the research is to develop a methodology for the development of fantasy and imagination in students in painting classes. The authors carried out a study of the conceptual apparatus "imagination" and "fantasy"; developed and offered the author's view on the problem of the development of fantasy and imagination of students. It is emphasized that imagination takes a significant place in any kind of human activity. The research of many domestic psychologists and teachers has shown that imagination is not only a condition for learners to accept new knowledge, but also helps them gain new experience, contributes to the development of personality, and, therefore, determines the fruitfulness of teachers' activities aimed at teaching and educating the younger generation. As an important mental process, imagination is an integral component of any field of a student's activity and, in general, his behavior. Authors on psychological and pedagogical literature increasingly point to the relevance of studies of the peculiarities of the formation of imagination and fantasy and the mechanisms of their influence on the development of human thinking.

Keywords: creation; creative person; imagination; students; development; fantasy.

Введение. Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие творческого воображения и фантазии у обучающихся с самого малого возраста играет огромную роль во всестороннем, полноценном развитии личности подрастающего члена социума, повышает возможность и вариативность его дальнейшего обучения. В тенденциях развития современного общества всё ярче проявляется необходимость воспитания творческой личности, способной мыслить рационально, плодотворно и креативно, а также нестандартно и нетрадиционно подходить к решению задач. Развитие воображения и фантазии посредством вовлечения обучающихся в творческую деятельность было актуально всегда и обусловлено это еще и тем, что именно творческое активное воображение является основой адекватного восприятия условий постоянно меняющегося мира вокруг нас.

Изложение основного материала статьи. Воображение занимает значимое место в любом виде человеческой деятельности. Исследование многих отечественных психологов и педагогов показали, что воображение не только является условием принятия ребенком новых знаний, но и помогает школьникам приобрести новый опыт, способствует развитию личности, а, следовательно, определяет плодотворность деятельности педагогов, направленной на обучение и воспитание подрастающего поколения.

Стоит упомянуть также, что становление воображения и фантазии - это процесс не самостоятельной деятельности обучающихся, а результат совместной работы с педагогом, который, в свою очередь, задаётся этой целью и достигает её посредством использования в учебно-воспитательном процессе приёмов и методов, способных побудить обучающихся к положительным эмоциям и активной рефлексии. Как бы то ни было, фантазия и воображение - это значимая часть жизни обучающихся, а для её развития требуется работа педагога над особой организацией изобразительной деятельностью обучающихся.

Большую роль в исследовании оказали книги В.В. Вильгельма «Фантазия как основа искусства», Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», О.М. Дьяченко «Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста», Л.Б. Ермолаевой-Томиной «Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов», Е.П. Ильина «Психология творчества, креативности, одаренности», И.Н. Полынская «Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства». В данных источниках дается целостная картина истории «воображения» и «фантазии», возрастных особенностей обучающихся, современного состояния методик обучения изобразительному искусству, анализ отечественных концептуальных подходов к методике обучения.

В современных словарях предлагаются следующие определения «воображения»: «Воображение -психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте» [23]; «Воображение -способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [26]; «Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений» [21].

Таким образом, воображение интегрирует эмоциональное и рациональное начало, все познавательные процессы, совмещает зрительное и образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели необходимого будущего. Воображение целесообразно во всех видах и фазах творчества. Знание происхождения и состава этого процесса важно для художественного творчества, результаты которого направлены на проявление и развитие воображения.

Процесс воображения влияет на мозговую деятельность человека, что является конечным результатом совместной работы функций воображения.

Философский словарь рассматривает фантазию как частный случай воображения, - «фантазия - это воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычайностью создаваемых представлений и образов» [36]. В Большой советской энциклопедии данное понятие также идентифицируется с воображение: «воображение, фантазия - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности» [15]. Аналогичным образом фантазию отождествляют и в психологическом словаре, рассматривая фантазию как «универсальную человеческую способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта» [23]. В рамках культурологии фантазия рассматривается как синоним воображения: «способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии» [23].

Таким образом, фантазия представляет собой психическую способность, она спонтанна и не имеет ограничений и преград. Процесс фантазирования основывается, прежде всего, на заинтересованности субъекта.

Художественное воспитание посредством изобразительного искусства - это необходимый аспект развития целостной, здраво мыслящей личности, поэтому так важно с самого раннего возраста заботиться о развитии у ребенка богатого воображения и фантазии, посредством вовлечения его в изобразительную деятельность.

З. Навлянский считает, что фантазия имеет свое главное месторождение именно в стране детства. Объясняется это тем, что она возмещает детям тот недостаток знаний, который у них имеется. Ребенок не в состоянии понять природу явлений, поэтому он делает фантастические предположения об их причинах в соответствии с принципом мифологии, как это происходило в случае с первобытными народами. Они олицетворяли все непостижимые вещи и верили в сказочных героев, которые имели вполне реальный облик для их воображения.

Следует также рассмотреть теорию З. Фрейда в потребности у детей фантазировать. В ранние годы дети сталкиваются с огромным количеством запретов, например, нельзя поздно ложиться спать, убегать одному, разговаривать с незнакомыми людьми и т.п. И тогда они начинают мечтать повзрослеть, стать самостоятельными, исполнять все свои желания. Но, достигнув зрелого возраста, уже осознанные люди убеждаются, что далеко не все желания выполняются, и они снова начинают жить будущим. Данная привычка сохраняется до тех пор, пока человек не начинает жить прошлым. Некоторые люди уходят от несбывшихся мечтаний в болезнь, а другие - в творчество, в «мир фантазии» [36].

Исходя из вышесказанного, фантазия не только зарождается в детстве, но и имеет наибольшую степень развития в данном периоде. Ребенок проявляет свою общую одаренность фантазией в рисунках, которые сопровождают то свободное фантазирование, при котором ребенок переносится в выдуманный им мир.

Следовательно, развитие воображения, поощрение склонности обучающихся к фантазированию, является важным направлением в деятельности педагога, особенно на начальных этапах обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Таким образом, воображение и фантазия играют существенную роль в творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве. На уроках живописи не только решается проблема эстетического воспитания, формируется эмоционально-нравственное отношение к окружавшему миру, природе, человеку, но и открываются большие возможности развития художественно-творческого воображения.

Таким образом, можно сделать вывод, что обязанность педагога заключается в умении подходить к организации занятий по изобразительному искусству нетрадиционным способом. Чтобы развить у обучающихся творческое мышление, воображение и фантазию, педагог сам должен мыслить творчески и использовать творческие подходы к развитию наряду с обычными формами обучения. Только такие нетрадиционные формы работы стимулируют обучающихся творчески приобретать и применять знания, умения и навыки [Лернер].

Также одним из важнейших критериев успешного развития воображения и фантазии является инициатива педагога проводить занятия в разных жанрах: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-исполнение, урок-викторина, урок-импровизация, урок-отчет из музея, с выставки, урок-панорама и т.д.

Таким образом, необходимо выделить основные положения, которые следует учитывать при разработке плана-конспекта занятия по живописи. Во-первых, не стоит ограничивать право выбора обучающихся, так как это сдерживает возможность развивать фантазию и воображение. Во-вторых, творчески подходить к разработке занятия, включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения практического задания и изучения теоретической части. А также следует помнить, что главной целью занятий по живописи является не только приобретение навыков и знаний в области рисования, но и развитие фантазии и воображения у обучающихся.

Современные технологии обучения, описанные в учебных программах по изобразительному искусству, оказывают сильное влияние на всестороннее развитие. Применение их на практике может помочь педагогу вовлечь обучающихся в учебный процесс и направить их творческие устремления в правильном направлении.

1. Обучение в сотрудничестве. Посредством внедрения коллективных видов работы, занятие становится занимательным, вызывает у обучающихся интерес, оживление и желание участвовать в процессе. Работа в группе воспитывает у обучающихся сознательное отношение к дисциплине, активизирует мозговую деятельность и даёт возможность многократного повторения материала. Подобные виды работы помогают педагогу в объяснении материала и руководстве поведением обучающихся, контроле знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися, а также возможность сэкономить время.

2. Игровые технологии. Например, дети в начальных классах легко запоминают, что для них интересно и значимо, и с трудом учатся тому, что заставляет их скучать. Им трудно понять приказы, запреты, призывы к выполнению обязанностей, они не могут надолго сосредоточиться на образовательных задачах, они быстро устают от однообразия. Дети стремятся к игровой активности, которая требует сообразительности, внимания, учит выносливости, развивает способность быстро ориентироваться и находить правильные решения. В этом случае дидактическая игра приходит на помощь педагогу. Такой вид игры на занятиях повышает интерес обучающихся, позволяет пробудить в каждом стремление к знаниям и оказывает благотворное влияние на их эмоциональное состояние.

3. Компьютерные технологии. В современном мире ИКТ используются повсеместно. Уроки изобразительного искусства не являются исключением. Они являются новым средством художественного просвещения и творческого выражения обучающихся. Данный подход берет на себя решение таких задач, как:

• повышение интереса к обучению за счёт использования аудиовизуальных ресурсов;

• решение проблемы визуализации конкретных дидактических материалов;

• увеличение динамики урока, вовлечение всех систем восприятия обучающихся и, как следствие, повышение эффективности усвоения материала.

Электронные ресурсы в обучении способствуют переходу от пассивного обучения к активному. Обучающиеся приобретают возможность моделировать образы и ситуации самостоятельно, воспринимать информацию не единым потоком, а рассматривая каждый ее элемент по отдельности, если это необходимо.

4. Проектный метод. Метод проектов включает в себя определенный набор образовательных и познавательных техник, которые могут решить конкретную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательным представлением их результатов. Метод проектов позволяет отойти от авторитаризма в обучении, он всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся.

Подводя итог вышеизложенному материалу, современные нетрадиционные методы и технологии, используемые на уроках изобразительного искусства, помогают педагогу развить творческое воображение у обучающихся, их творческое мышление и творческие способности. Использование таких подходов делает работу активной и интересной для обучающихся, а элементы игр, проектов и коллективных прогулок занимают, творчески развивают и создают проблемные задачи, которые обучающиеся сами ставят перед собой.

Выводы. Таким образом, по итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Воображение и фантазия - это важнейшие элементы творческого механизма человека. Необходимость развития творческих способностей, активной фантазии и богатого воображения еще с раннего детства обусловлена тем, что в современном мире представляется затруднительным решение какой-либо задачи без творческого подхода к ней. В первую очередь об осуществлении развития творческих способностей ребенка должны заботиться родители. Но и участие образовательной системы и педагога, в частности, играет не последнюю роль в формировании вкуса, эстетических взглядов, уровня воображения и фантазии.

Исследование особенностей творческого воображения и фантазии, как одних из ведущих способностей к изобразительной деятельности показало, что развитие воображение и фантазии является одним из ведущих процессов формирования способностей к изобразительной деятельности и обязательным условием творческой реализации личности. Воображение направляет человека в ходе осуществления его деятельности, создаёт в сознании модель конечного или промежуточных продуктов его труда, что в последствии помогает их материальному воплощению.

Сочетание разнообразных методов и приёмов обучения, а также наличие в учебных программах отдельных непосредственно направленных на развитие творческого воображения обучающихся тем занятий способствует получению эффективного развивающего результата и помогает обучающимся быстрее включаться в процесс обучения, а также мыслить более обширно и творчески.

Литература:

1. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество: Научное творчество / А.В. Брушлинский. - М., 1969. - 500 с.

2. Вильгельм, В.В. Фантазия как основа искусства / В.В. Вильгельм. - М.: Академический Проект, 2003. - 310 с.

3. Гришина, А.В. Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости / А.В. Гришина, Е.Н. Волкова // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1043/758. (Дата обращения: 09.10.2020).

4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие для бакалавриата, спициалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 350 с.

5. Дьяченко, О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко // Новые исследования в психологии. - 1979. - № 2 (21). - С. 60-64.

6. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина.. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

7. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1121/791. (Дата обращения: 11.10.2020).

8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - М., 2010. - 340 с.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982. - С. 181

10. Немов, Р.С. Общая психология Т. 2. Книга 3. Воображение и мышление: учебник и практикум для СПО. 6-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 224 с.

11. Полынская, И.Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства / И.Н. Полынская. - Нижневартовск, 2010. - 230 с.

12. Петрова, Н.С., Петров, А.Ю., Абдуллина М.А. Развитие обучающихся в теории и методики профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 3. - С. 213-216.

13. Цзян, Ш., Уколова, Л.И. Факторы развития творческой личности // Образование и наука в современных условиях. 2016. С. 137-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.