Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ПЕРСПЕКТИВНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПЕЙЗАЖЕ'

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ПЕРСПЕКТИВНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПЕЙЗАЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВА / МОТИВ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна, Никонова Анастасия Игоревна

Рассматриваются проблемы обучения школьников правилам перспективного изображения в пейзаже на уроках изобразительного искусства. Описывается методика обучения основам перспективы в пейзаже, определяются элементы композиции пейзажа: высота горизонта, зависимость целостного и выразительного решения сюжета от выбора точки зрения, точки схода, контраст света и тени, цветовые и тоновые отношения. Показано, что на уроках изобразительного искусства можно не только сформировать композиционные навыки обучающихся, но и развить у них фантазию и воображение, привить им технические навыки владения материалами, композицией и мотивом пейзажа. Обосновывается вывод о том, что обучение пейзажному жанру развивает творческий потенциал личности, формирует интерес к творчеству, содействует развитию способностей создания художественного произведения.The article raises the problem of teaching schoolchildren in fi ne arts to the rules of perspective image in the landscape. Describes the method of teaching the basics of perspective in the landscape, defi nes the elements of the landscape composition: the height of the horizon, the dependence of the holistic and expressive plot decision on the choice of point of view, vanishing points, the contrast of light and shadow, color and tonal relationships. During the lessons of fi ne art, it is possible to invest in the consciousness of students not only compositional skills, but also to develop imagination and imagination, technical skills in the use of materials, composition and motif of the landscape - this is emphasized in the article. Teaching students with a landscape genre develops the creative potential of the individual, generates an interest in creativity, and contributes to the development of abilities to create an artwork.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ПЕРСПЕКТИВНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПЕЙЗАЖЕ»

Р01:10.25586^Ми.НЕТ.19.01.Р.33 УДК 372.87

И. Н. Полынская, А. И. Никонова,

Нижневартовский государственный университет

Обучение правилам перспективного изображения в пейзаже

Нижневартовский государственный университет

Изучение пейзажа на уроках изобразительного искусства начинается с тематического рисования по представлению и воображению. Очень важно знакомить обучающихся с различными мотивами природы, ее видами на уроках рисования, формировать у них эмоционально-ценностное отношение к природе, ее изображению, донести знания об окружающем мире, научить видеть и понимать его красоту, богатство и гармонию природы.

Преподавателю изобразительного искусства следует развивать у обучающихся умение наблюдать, выражать свои мысли и чувства через изображение пейзажа и пользоваться различными художественными материалами, приемами и способами. Кроме того, учителю изобразительного искусства необходимо формировать у школьников образное видение, художественное восприятие, научить их создавать посильный художественный образ в пейзаже. «Обучение созданию посильного художественного образа неразрывно связано с развитием восприятия изобразительного искусства и использованием педагогического рисунка как специфического наглядного средства обучения рисованию, призванного способствовать осознанному освоению приемов создания изображения» [4, с. 369].

В изображении пейзажа обучающимся предоставляется свобода выбора объектов изображения в связи с той или иной самостоятельной трактовкой выбранного ими сюжета или мотива. Поэтому руководить построением рисунка труднее. В отличие отрисования с натуры, где характер рисунка определяется в боль-

шей мере поставленной натурой, в изображении пейзажа обучающиеся могут самостоятельно выбирать конкретный мотив природы, а следовательно, и объекты.

Успех этого вида рисования зависит от того, насколько хорошо предусмотрена учителем художественная сторона пейзажного жанра, насколько она дает возможность выбора разных конкретных моментов, в которых возникает необходимость решения новых изобразительных задач. Очень существенно и то, насколько в решении конкретного мотива пейзажа можно опираться на конкретные правила изображения, настолько полно и правильно осуществлялась индивидуальная работа с обучающимися в предшествующих заданиях.

Задачи изображения пейзажа школьниками следует рассматривать во взаимосвязи со всей остальной работой по рисованию, особенно с уроками рисования с натуры.

Самое простое и незатейливое изображение пейзажа связано с ото-

бражением нескольких предметов в пространстве. Поэтому передача их взаимоотношений в пространстве является специфической и ведущей изобразительной задачей, которая тесно взаимосвязана с организацией листа как изобразительной плоскости.

При расположении предметов в сюжетных рисунках обучающиеся подводятся к осознанному решению двух задач одновременно:

• определить размеры и расположение объектов пейзажа по отношению к листу, соблюдая равновесие изображения в целом;

• передать размеры и расположение объектов и деталей пейзажа, обусловленные пространственными взаимоотношениями.

Знакомый обучающимся по тематическому рисованию в начальных классах способ расположения ближних и дальних предметов на плоскости листа осмысливается ими на основе понимания основных законов и правил линейной перспективы. Понимание этих правил по-

© Полынская И. Н., Никонова А. И., 2019

ИРИНА

НИКОЛАЕВНА

ПОЛЫНСКАЯ

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного университета. Сфера научных интересов: художественное образование и эстетическое воспитание, методика преподавания изобразительного искусства. Автор 134 опубликованных научных работ. Электронная почта [email protected]

АНАСТАСИЯ

ИГОРЕВНА

НИКОНОВА

магистрант кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного университета. Сфера научных интересов: методика обучения изобразительному искусству. Автор одной опубликованной научной работы. Электронная почта [email protected]

Рассматриваются проблемы обучения школьников правилам перспективного изображения в пейзаже на уроках изобразительного искусства. Описывается методика обучения основам перспективы в пейзаже, определяются элементы композиции пейзажа: высота горизонта, зависимость целостного и выразительного решения сюжета от выбора точки зрения, точки схода, контраст света и тени, цветовые и тоновые отношения. Показано, что на уроках изобразительного искусства можно не только сформировать композиционные навыки обучающихся, но и развить у них фантазию и воображение, привить им технические навыки владения материалами, композицией и мотивом пейзажа. Обосновывается вывод о том, что обучение пейзажному жанру развивает творческий потенциал личности, формирует интерес к творчеству, содействует развитию способностей создания художественного произведения.

Ключевые слова: пейзаж, обучение, композиция, перспектива, мотив, изобразительное искусство.

The article raises the problem of teaching schoolchildren in fine arts to the rules of perspective image in the landscape. Describes the method of teaching the basics of perspective in the landscape, defines the elements of the landscape composition: the height of the horizon, the dependence of the holistic and expressive plot decision on the choice of point of view, vanishing points, the contrast of light and shadow, color and tonal relationships. During the lessons of fine art, it is possible to invest in the consciousness of students not only compositional skills, but also to develop imagination and imagination, technical skills in the use of materials, composition and motif of the landscape - this is emphasized in the article. Teaching students with a landscape genre develops the creative potential of the individual, generates an interest in creativity, and contributes to the development of abilities to create an artwork.

Key words: landscape, learning, composition, perspective, motive, visual arts.

могает организации целостного зрительного представления и передачи в рисунках более сложных, чем в начальных классах, пространственных взаимосвязей предметов действительности.

Для обучающихся среднего звена в изображении пейзажа существенную роль начинают приобретать не только объекты и детали, выражающие художественный образ пейзажа как такового, но и то пространство, в котором они расположены как единое органическое целое.

Обучающиеся начинают более отчетливо понимать особенность изобразительной плоскости. Это дает возможность учителю постепенно подводить их к выбору в рисунке определенной высоты горизонта, а при изображении отдельных предметов, объектов, входящих в композицию пейзажа, учитывать зависимость целостного и выразительного решения сюжета от удачного выбора точки зрения.

Важной задачей в создании пейзажа является также изображение ха-

рактерных образов и пород деревьев, травы, облаков и других элементов, способствующих выразительности, образности и настроению пейзажа. Эту задачу необходимо учитывать при выборе содержания и построения композиции изображения.

В большом открытом пространстве пейзажа перспективные изменения воспринимаются особенно ясно, осмысливание и передача их в рисунке очень важны. Кроме того, это помогает и в рисовании с натуры отдельных предметов и групп.

Основные объекты, которые изображают школьники и которые необходимы для передачи образного решения пейзажа (облака, деревья, ручьи, цветы, трава, постройки), хорошо организуют пространство и композицию в работе.

Существенным в изображении пейзажа является также и то, что отдаленность объектов от зрителя позволяет достаточно убедительно передавать их основную форму, не сосредотачиваясь на деталях.

Изображение сюжета в открытом пространстве может быть очень разнообразно по уровню и точкам зрения, что дает возможность обучающимся самостоятельно и свободно передавать свой замысел и мотив пейзажа.

На первом этапе работы нужно убедительно передавать сокращение плоскости земли от первого плана в глубину, к линии горизонта. Обучающиеся должны усвоить, что первый план земли на плоскости листа бумаги является ее нижним краем.

Линейное построение по центральной точке схода, например, уходящей в глубину дороги или других предметов (в зависимости от изображаемого сюжета), обеспечивает убедительность сокращения всей плоскости земли. Ориентируясь по первым элементам рисунка, школьники могут искать в нем размер, место и положение других предметов, при помощи которых полно передается сюжет (например, деревьев на первом плане и вдали, телеграфных столбов, людей, животных, птиц и др.).

На следующем этапе работы задания усложняются тем, что наряду со знакомым построением уходящей в глубину плоскости земли вводятся более разнообразные объекты пейзажа: постройки, транспорт, лес, облака, дороги, тропинки. Расположение их в рисунке может быть фронтальным. Главной задачей построения рисунка и выразительности изображения сюжета является правильная расстановка предметов и объектов в пространстве с передачей их размеров по отношению друг к другу и отображением характерных признаков. В рисунках можно передать высокий горизонт. Поскольку воображаемая точка зрения рисующего находится на большом отдалении от изображаемых предметов, они могут быть переданы полностью.

Обучение основным правилам перспективного изображения ближних и дальних объектов пейзажа можно расширить путем изображения предметов не только на земле, но и в воздухе: тучи, самолеты, птицы и т.п. В изображении предметов необходимо следить также и за тем, чтобы передача характерных пропорций, кон-

Обучение рисованию пейзажа — важная составная часть художестенного образования

струкции предметов способствовала выразительности рисунка.

При изображении пейзажа на уроках изобразительного искусства в последнем задании к прежним задачам построения рисунка прибавляются новые. Вводится изображение построек или других предметов и объектов пейзажа в угловом положении. При проверке рисунка по представлению могут применяться точки схода, лежащие на линии горизонта вне листа бумаги. Предметы крупного размера на первом плане (например, постройка, дерево и др.)

могут быть срезаны сверху и сбоку, они могут уходить за пределы листа. Таким образом, рисующий мысленно как бы приближается к изображаемым предметам. Это позволяет ему передавать их в рисунке более детально. На предметах, расположенных на ближних планах, может быть передана светотень.

Последовательность выполнения изображения пейзажа начинается со знакомого обучающимся отделения на листе бумаги земли, на которой располагаются предметы. Новое в этом процессе - отметка ли-

нии горизонта. Ориентируясь по ней, обучающиеся передают в рисунке предметы объемной формы, учитывая единый уровень зрения для всех предметов, и проверяют правильность перспективного построения по точкам схода, расположенным на линии горизонта. «В процессе изобразительной деятельности развиваются художественно-творческое воображение, образное мышление, фантазия, которые являются основополагающими функциями, способствующими раскрытию творческих способностей школьников через умение создавать выразительный художественный образ в рисунках» [5, с. 42].

В основе организации проведения занятий по изобразительному искусству должна быть заложена методика преподавания, то есть особенность работы педагога с обучающимися. Методика требует от преподавателя живого, эмоционального и творческого подхода к делу: Без знаний основ и правил перспективного изображения невозможно передать плановость в композиции пейзажа. Поэтому преподаватель для обучающихся должен прежде всего стать проводником в мир искусства и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова Л. /Теоретические основы обучения пространственному рисованию // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2010. № 2 (3). С. 50-55.

2. Бурцева М. И. Образ любимого времени года: план-конспект интегрированного урока // Открытый педагогический Форум-2012 «Новая школа»: аннотированный каталог работ. М.: Школьная Пресса, 2013. С. 39.

3. Ковалевский А. Н. Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и перспективы развития образования // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 429-431.

4. Полынская И. Н. Формирование профессиональных компетенций будущего преподавателя изобразительного искусства // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2. С. 368-371.

5. Полынская И. Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. 2017. № 4 (53). С. 41-45.

□ТЕРАТ^А

1. Бе1уакоуа Ь С. ТеогеИсИеБкю оБпоуу' оЬисИетуа ргс^гапБ^еппоти ПБоуатуи // УеБ1:п1к Ууа1Бкодо доБиСа^уепподо дитапНаг-подо иЫуегеИ^а. РеСадод1ка I р51хо1од|уа. 2010. № 2 (3). Б. 50-55.

2. Бигевуа М. I. ОЬгаЕ [уиЫтодо угетеп1 доСа: р1ап-копБрек1 1п1едг1гоуапподо игока // О1кгул1у] реСадодкИеБк] Рогит-2012 «Ыоуа-уа Б1пко1.а»: аппоИгоуаппу] ка1а1.од гаЬо1 М.: БИкоГпауа РгеББа, 2013. Б. 39.

3. Коуа1еузкуА.М.УИуап1е р51хо1од1сИе5к1х о5оЬеппо51е] Аогт1гоуап1уа ИсИпо^ роСгоБ1ка па ргоЫету" I регерекНуу' гаЕуШуа оЬгаЕо-уап1уа // Мо1оСо] исИепу]'. 2012. № 5. Б. 429-431.

4. Ро1у'пБкауа I. N. Рогт1гоуап1е ргс^еББюпаГпу'х котре1епс] ЬиСиБИИедо ргероСауа1е[уа ¡ЕоЬгаЕНеГподо ¡БкиББ:^ // Боугетеппу'е паикоетк1е 1ехпо1одм. 2016. № 2. Б. 368-371.

5. Ро1у'пБкауа I. N. Рогт1гоуап1е хиСоЕИе51уепподо уооЬгаЕИеп1уа и БИкоГткоу па игоках ¡ЕоЬгаЕНеГподо ¡5киБ51уа // СИеЬуек I оЬга-Еоуап1е. 2017. № 4 (53). Б. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.