Научная статья на тему 'Исследование процесса формирования кинозрелищных услуг в России'

Исследование процесса формирования кинозрелищных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОПРОИЗВОДСТВО / КИНОКОМПАНИИ / КИНОПРОКАТ / ТЕЛЕКАНАЛЫ / FILM PRODUCTION / MOVIE COMPANIES / FILM SERVICE / TV CHANNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какосьян Эва Крикоровна, Сахарова Ирина Николаевна

Рассмотрены основные тенденции развития кинозрелищных услуг в России в условиях быстроизменяющейся внешней среды, проанализирована экономико-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования киноотрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FORMATION KINOZRELISCHNYH SERVICES IN RUSSIA

The main trends kinozrelischnyh services in Russia in conditions of rapidly changing external environment, analyzed the economic and business entities film industry.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса формирования кинозрелищных услуг в России»

УДК 791.43:338.23

Э.К. КАКОСЬЯН, И.Н. САХАРОВА

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КИНОЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Ключевые слова: кинопроизводство, кинокомпании, кинопрокат, телеканалы.

Рассмотрены основные тенденции развития кинозрелищных услуг в России в условиях быстроиз-меняющейся внешней среды, проанализирована экономико-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования киноотрасли.

Е.К. KAKOSYAN, I.N. SAKHAROVA THE STUDY OF THE FORMATION KINOZRELISCHNYH SERVICES IN RUSSIA Keywords: film production, Movie companies, film service, TV channel.

The main trends kinozrelischnyh services in Russia in conditions of rapidly changing external environment, analyzed the economic and business entities film industry.

В настоящее время, различные сегменты рынка кинозрелищных услуг развиваются неравномерно, в связи с этим необходимо, по мнению авторов, проследить тенденцию и причины их развития или отставания.

Отметим, что по рейтингу развития индустрии культуры и развлечений Санкт-Петербург входит в первую двадцатку западноевропейских мегаполисов, хотя все ещё значительно уступает по этому показателю Праге, Стокгольму, Гамбургу, Москве. По оценкам международных исследовательских агентств, объем рынка петербургской индустрии развлечений в 2005 г. составил около 1,5 млрд долл., однако этот показатель в два раза выше в Стокгольме, численность населения которого в шесть раз меньше, чем в Санкт-Петербурге. Аналитики отмечают, что в Санкт-Петербурге с 2002 г. наблюдается резкая положительная динамика в этой сфере - ежегодный прирост рынка «индустрии культуры и развлечений» в целом составляет 30-35%.

Все действующие на рынке кинопроизводства РФ кинокомпании можно разделить на несколько категорий, в зависимости от реализуемых ими функций: кинопроизводящие компании; киностудийные комплексы (обладают собственными киносъемочными павильонами); компании, предоставляющие кинооборудование в аренду съемочным группам; центры по оказанию монтажно-тонировочных услуг.

Производящие компании (продюсерские центры, имеющие собственные кинопрокатные подразделения; продюсерские компании; государственные и частные киностудии; телеканалы, а также голливудские студии-мейджоры) за период с 01.01.2006 г. по 01.07.2009 г. инвестировали в кино- и телепроизводство более 61 млрд руб. (около 17,5 млрд руб. в год в среднем), большая часть которых была вложена в создание игровых телефильмов и телесериалов (52%), а также в производство кинофильмов (около 40%).

В 2008 г. в прокат вышел 81 отечественный фильм. Кассовые сборы всех российских фильмов составили рекордную величину - почти 211 млн долл. Это на треть больше, чем за предыдущий год, и более чем в 200 раз больше, чем в 2001 г. Средний валовый сбор от проката одного российского фильма увеличился за 2008 г. на 46% и достиг 2,6 млн долл. [1, с. 28].

В 2002 г. Правительством РФ была поставлена задача обеспечить к

2006 г. производство до 100 игровых, 65 анимационных и 330 неигровых национальных фильмов в год, а также увеличить до 25% долю отечественных кинопроизведений в общем объеме фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах страны. В 2006 г. эта этапная задача была решена: при государственной финансовой поддержке было создано 105 полнометражных игровых, 459 неигровых и 65 анимационных фильмов.

После бурного роста государственной поддержки (2002-2003 гг.) в 2004-

2007 гг. наблюдалась стабилизация увеличения объемов финансирования: они росли темпами, соизмеримыми с инфляцией. При этом за последние 6 лет произошло увеличение государственной поддержки более чем в 2,5 раза. В 2008 г. на финансирование кинематографии было выделено из федерального бюджета 2740 млн руб. что на 4% больше, чем годом ранее. А что касается государственной поддержки финансирования в 2009 г., она уменьшилась на 10%, по мнению авторов, это непосредственно связано с финансово-экономическим кризисом.

В 2008 г. наблюдалась тенденция открытия крупных компаний по обеспечению съемочного процесса профессиональным оборудованием и услугами без наличия кинопавильонов.

В 2009 г. в России было завершено производство 112 полнометражных фильмов, из них 107 игровых и 5 анимационных. Валовой производственный бюджет этих фильмов составил 9,8 млрд руб., что на 10% превышает аналогичный показатель 2008 г.

В 2009 г. наблюдался рост величины среднего производственного бюджета фильма, что связано, прежде всего, с ростом числа высокобюджетных кинопроектов - свыше 200 млн руб., по итогам 2009 г. насчитывалось 9. Число среднебюджетных проектов от 90 до 200 млн руб. в 2009 г. составило 21.

Несмотря на экономический кризис, объем инвестиций по сравнению с аналогичным показателем за 2008 г. изменился незначительно. Объемы инвестиций значительно выросли в секторе производства кинофильмов по сравнению со значительным уменьшением в секторе производства телефильмов.

Из вышеуказанных данных следует, что объем инвестиций в 2009 г. в производство телефильмов и телесериалов снизился на 27% по сравнению с аналогичным показателем в 2008 г. При этом уменьшение произошло в первую очередь за счет снижения стоимости производства телеконтента (30% в рублевом эквиваленте и 50% в долларовом). Одновременно с этим в 2009 г. наблюдался рост производства телесериалов, особенно в сегменте наиболее дорогостоящих телесериалов короткого формата (меньше 26 серий). Другой тенденцией 2009 г. стало резкое снижение объемов производства телефильмов. Это связано в первую очередь с тем, что у телеканалов и производителей сформировалась значительная библиотека нереализованной продукции.

Рынок игрового кино занимает второе место по объему инвестиций (около 25 млрд руб. за последние 3,5 года). Производство большинства фильмов осуществляется в России во многом на безвозвратные вложения и в первую очередь на средства Министерства культуры РФ (из 341 произведенного фильма за период с 01.01.2006 г. по 01.07.2009 г. господдержку получили 198). Государственная поддержка игровых фильмов составляла в среднем 19 млн руб. на один фильм. В период с 2006 г. в стране наблюдается устойчивая тенденция роста количества создаваемых кинофильмов; в среднем ежегодно в России производится 100 полнометражных игровых картин, при этом в кинотеатральный кинопрокат выходит в среднем 72 фильма. Рост кинопроизводства в период 2006-2009 гг. также спровоцировал и рост себестоимости производства - преимущественно за счет увеличения заработной платы членов съемочных групп, поскольку многие специалисты в России оказывались дефицитными. Завышенные производственные бюджеты и нередко слабые кассовые сборы кинопроката отечественных кинокартин привели к тому, что большинство российских фильмов не окупилось по результатам кинотеатрального проката, а продюсерские компании понесли убытки. Хотя до 2009 г. многие из них могли получить высокие дополнительные доходы из других источников - от продажи прав на издание фильма на 0\ЛЭ, показ по телевидению, выпуск компьютерных игр и других сопутствующих товаров. Разразившийся финансово-экономический кризис сни-

зил все дополнительные доходы продюсеров как за счет сократившихся объемов закупок таких прав, так и за счет падения цен на этих рынках.

Ориентировочный объем инвестиций рынка неигровых фильмов с 2006 г. можно оценить в 2,5 млрд руб. Основными заказчиками неигровых фильмов являются государство и телеканалы (преимущественно короткометражных документальных фильмов и сериалов). Самым распространенным видом демонстрации документального кино остается телепоказ, поэтому основной источник дохода продюсеров документального кино - продажа прав телеканалам. Соответственно этому сокращение объемов заказов со стороны телевидения и снижение стоимости приобретения прав на показ фильмов в 2009 г. негативно сказываются и на этом секторе кинопроизводства в России.

Помимо производящих компаний и киностудийных комплексов, часто выполняющих также функции продюсерских центров, остальные типы компаний в сфере кинопроизводства в России призваны обеспечивать производственную инфраструктуру отрасли и оказывать услуги по аренде оборудования и по обеспечению процессов съемочного и монтажно-тонировочного периодов. Тогда как большинство продюсерских компаний не имеют собственных производственных мощностей.

Общий объем рынка кинопроизводственных услуг в России за 2006-2008 гг. составляет 15,9 млрд руб.; из них 8,6 млрд руб. приходится на производство кинофильмов, а 7,3 млрд руб. - на производство телефильмов и телесериалов. Основными видами услуг, которые оказывают студийные комплексы и сервисные компании в России, являются аренда павильонов и оборудования (совокупный объем этого сегмента рынка за прошедшие 3 года составил порядка 5,4 млрд руб.), а также услуги монтажно-тонировочного периода (обработка пленки, озвучание и пр. - совокупный объем оценивается в 5,0 млрд руб.). При этом с 2006 г. по

2007 г. произошло увеличение затрат продюсеров на комплекс кинопроизводственных услуг более чем вдвое (с 1,1 млрд руб. в 2006 г. до 2,2 млрд руб. в 2008 г.); причиной этому послужили растущие объемы кинопроизводства в России и удорожание себестоимости проектов.

Что касается производственных мощностей, то по итогам 2009 г. из 15 государственных киностудий реально действующими, активно принимающими участие в предоставлении услуг по производству фильмов являются 7 киностудий. К ним относятся: киноконцерн «Мосфильм» (14 павильонов), «Ленфильм» (4 павильона), «Киностудия им. Горького» (5 павильонов), «Свердловская киностудия» (2 павильона), «Центр национального фильма» (5 павильонов), «Леннаучфильм» (2 павильона), «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов»(1 павильон).

Среди крупных частных киностудий следует отметить «Всемирные русские студии» (7 павильонов в Москве и 6 в Санкт-Петербурге), «Медиа Сити» (9 павильонов), «Моя студия» и «Территория кино» (по 7 павильонов), «Творческое телевизионное объединение» (5 павильонов). Причем на долю частных киностудий приходится более 65% общего числа павильонов. Таким образом, государство уже не играет доминирующей роли на рынке услуг кинопроизводства, хотя влияние государственных студий в отрасли значительно.

Большинство российских киностудий сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, за их пределами киностудии с собственной производственной базой (павильонами) действуют в Екатеринбурге и Ханты-Мансийске. Крупнейшей в России киностудией является «Мосфильм», остающийся в статусе государственного предприятия (по сути признаваемого стратегическим для отрасли), - это единственная в стране студия полного цикла.

Одной из характерных тенденций на рынке кинопроизводства до кризиса

2008 г. стало открытие крупных компаний по обеспечению съемочного процесса профессиональным оборудованием и услугами без наличия кинопавильонов. Се-

годня в России насчитывается 275 компаний, оказывающих различные услуги производителям кино, среди них: 34 компании по аренде техники и оборудования для съемок, 35 монтажно-тонировочных студий, 48 студий компьютерной графики и спецэффектов и т.д. При этом часто среди сервисных компаний прослеживается специализация в определенном сегменте кинопроизводственных услуг.

Установившиеся в России цены на услуги для киносъемочных групп превышают средний европейский уровень, прежде всего за счет комплекса «дополнительных» услуг, которые отечественные студии предъявляют в качестве обязательного набора (технический персонал, вспомогательное оборудование и т.д.), при относительно невысоких ценах на такие базовые услуги, как аренда павильонных площадей. Причем с началом спада кинопроизводства в условиях финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. цены на аренду оборудования скорректировались незначительно: например, арендная плата за павильонные площади сократилась примерно на 10%.

Самым слабым звеном российского рынка кинопроизводства являются услуги монтажно-тонировочного периода. Так, например, лаборатории обработки пленки и печати фильмокопий работают только в Москве («Мосфильм», Киностудия им. Горького, «Саламандра», «Синелаб» и др.). Монтажно-тонировочные услуги существуют практически на каждой киностудии и во многих компаниях, но Dolby-студий значительно меньше («Мосфильм», «Невафильм», «Ленфильм», Киностудия им. Горького, «Синелаб», «Саламандра», «Изарусфильм», «Central Productions International Group» и «Пифагор»).

Услуги по компьютерной графике предоставляют 6 полносервисных компаний: «Мосфильм», Киностудия им. Горького, «Ленфильм», Свердловская киностудия, «Медиа Сити» и ТТО. Направление развито слабо, но в настоящее время компании пытаются наращивать опыт в этом направлении, многие стремятся закупить оборудование и нанять специалистов для открытия студии компьютерной графики, анимации, ЗР-моделирования. В целом в индустрии производства визуальных эффектов наметилась положительная динамика. Однако российский рынок компьютерной графики по-прежнему испытывает дефицит кадров, что существенно замедляет его рост.

Число современных кинокомплексов в России постоянно растет, и на 31 декабря 2009 г. в стране насчитывается 2012 современных кинозалов в 792 кинотеатрах, число цифровых кинозалов достигло 353, из них 351 имеет возможность ЗР-показа. Прирост числа современных кинозалов в 2009 г. составил 11,5%, что в два раза ниже показателей предыдущего года, что связано как с постепенным насыщением рынка, так и с влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Тем не менее общая доля кинозалов в торговых центрах продолжает расти и по итогам 2009 г. составляет более 53%.

Также с 2007 г. по 2009 г. число цифровых залов в стране выросло в пять раз и достигло, по данным на конец 2009 г., 353. Главной причиной роста рынка цифровых экранов стало обилие трехмерных фильмов в прокате (в 2009 г. вышло 19 фильмов в 3D), при этом каждый крупный ЗР-релиз вызывал волну появления новых залов, главная из них предшествовала выходу на экраны «Аватара», на тот момент открылось более 100 залов.

Большинство цифровых кинозалов в России принадлежит федеральным киносетям (40,2%), однако независимые кинотеатры немного отстают по данному показателю (36,3% цифровых экранов находятся в руках независимых игроков). Наиболее осторожно относятся к внедрению новых технологий кинопроекции региональные киносети, на их долю приходится лишь 9,1% цифровых экранов.

Таким образом, в настоящее время ситуация на российском кинопрокатном рынке характеризуется высокими темпами роста кассовых сборов от проката оте-

чественных и зарубежных фильмов. При этом увеличивается не только общий объем кассовых сборов, но и доля от проката отечественных фильмов. Сборы растут за счет появления картин, получивших признание массового зрителя, расширения сети кинотеатров и кинозалов, а также за счет повышения цен на билеты. Просматривается закономерность в том, что зритель готов платить больше, если предлагаемое ему произведение отвечает его запросам и выполнено на высоком постановочном, исполнительном и техническом уровне, а кинообслуживание осуществляется на современном качественном оборудовании.

КАКОСЬЯН ЭВА КРИКОРОВНА - доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

KAKOSYAN EVA KRIK0R0VNA - assistant professor, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

САХАРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры продюсерства, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

SAKHAROVA IRINA NIKOLAEVNA - senior teacher of chair of producing, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

УДК 330.115

Д.Н. КАНЕВСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Ключевые слова: производственная функция, функция распределения, пороговые параметры, потребительский рынок

Для экономико-психологической характеристики потребительского рынка вводится понятие пороговых параметров совокупных затрат, выпуска продукции, себестоимости и цены. Найдены законы распределения указанных параметров. Все потребители продукции подразделяются на два класса - адекватных и инфантильных. Анализ ведется с помощью понятия производственной функции системы.

D.N. KACHEVSKY ECONOMIC-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE CONSUMER MARKET

Keywords: production function, allocating function, threshold parameters, the consumer market.

For the economic-psychological characteristic of the consumer market the concept of threshold parameters of cumulative expenses, output, the cost price and the price is entered. Laws of allocating of the specified parameters are found. All consumers of production are subdivided into two classes - adequate and infantile.

The analysis is conducted by means of concept of production function of system.

Согласно [1, 2], интенсивная производственная функция (ИПФ) предприятия или макроэкономической системы (МКЭС) представляет собой зависимость у = у(х), где у - доход (выручка) в единицу времени (поток дохода), х -совокупные затраты в единицу времени (поток затрат, инвестиционный поток). Характерный график ИПФ стабильно работающего предприятия при постоянном спросе (объеме рынка) С изображен на рис. 1, из графика следует, что с увеличением инвестиционного потока от нуля до значения х1 ИПФ, располагаясь ниже прямой у = х, соответствует нерентабельной работе предприятия (поток дохода меньше потока затрат). В области рентабельной работы (х-ь х2) ИПФ располагается выше прямой у = х, при этом разность между потоком дохода и инвестиционным потоком, соответствующая потоку прибыли, р(х) = у(х) - х > 0, (вертикальный отрезок при х =х0).

Под стабильной работой предприятия подразумевается такая работа, при которой рост совокупных затрат сопровождается ростом дохода, когда инвестиционный поток в основном направляется на создание конечного продукта, а не на фундаментальную модернизацию, реконструкцию или на непроизводственные расходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.