778.58:658+778.58 М.И. Панкратова
«Ленфильм»
Marina Pankratova
РАЗВИТИЕ КИНОБИЗНЕСА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ»
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние старейшей российской киностудии «Ленфильм», оцениваются ее конкурентные преимущества и определяются тенденции развития. В результате намечены первоочередные организационные меры, направленные на развитие и возвращение «Ленфильма» на позицию одной из ведущих киностудий России.
Ключевые слова: фильмопроизводство, киностудия, «Ленфильм», кинобизнес, совершенствование деятельности.
THE DEVELOPMENT OF THE FILM BUSINESS AS A FACTOR INCREASING THE PROFITABILITY «LENFILM» STUDIO
Annotation. The article discusses the current state of Russia's oldest film studio «Lenfilm», estimated its competitive advantages and identifies development trend. As a result, the article are planned organizational measures aimed at the development and the return of «Lenfilm» on the position of one of the leading studios in Russia.
Keywords: film production, film studio, «Lenfilm», film business, improvement activities.
Необходимость пересмотра существующих моделей хозяйствования в Российской Федерации в условиях перехода к рынку предполагала значительные изменения в экономических условиях хозяйствования отраслей кинематографии. Необходимо отметить принципиальное отличие сферы культуры от отраслей материального производства, что не позволяет переносить в кинематографию модели, работающие в производственной сфере.
Последние десятилетия отечественный кинематограф развивался под влиянием значительных изменений общественной, социальной и экономической жизни. Внедрение новых методов хозяйствования привело к усилению самостоятельности в планировании творческой и хозяйственной деятельности, в выборе источников финансирования, установлении цен на производственные услуги [8]. Неустойчивое финансовое состояние организаций в сфере культуры «не является чисто российским феноменом», как показывает опыт развития культуры и искусства в рыночных условиях в западных странах «действие рыночных регуляторов в этой сфере также носит ограниченный характер» [6].
Введение в 1989 г. постановлением Совета министров СССР № 1003 «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии» новой хозрасчетной модели с одной стороны, создало условия для развития конкуренции между организациями кинематографии, с другой - кинопредприятия стали непосредственно заинтересованы в росте доходов и развитии направлений, которые приносят больше прибыли [2]. Аудиовизуальная сфера в целом, включая большинство инфраструктуры, наиболее перспективна для внедрения частной собственности. Имеется виду развитие деловых и сервисных услуг.
Всего по состоянию на середину 2014 г. в стране насчитывалось более 20 активно действующих киностудий, располагающих около 110 съемочными павильонами [5]. Из 13 государственных киностудий реально действующими, т.е. предоставляющими в аренду павильонные площади и оказывающими широкий спектр услуг по производству фильмов, являются 6 киностудий (см. табл. 1). Помимо них насчитывается еще шесть частных киностудий, предлагающих наряду с различными техническими услугами павильонные и натурные площадки. При этом на долю частных киностудий приходится около 65 % общего числа павильонов [3, с. 65].
© Панкратова М.И., 2015
Таблица 1
Общая характеристика российских киностудий
№ Студия Расположение Кол-во павильонов Площадь павильонов, м2 Количество хромакеев Количество натурных площадок
до 400 400800 8001000 >1000
Государственные киностудии
1 Мосфильм Москва 12 3 3 3 3 1 3
2 Ленфильм Санкт-Петербург 4 - 2 1 1 1 -
3 Киностудия им. Горького Москва 5 - 4 - 1 - -
4 Свердловская киностудия Екатеринбург 1 - 1 - - 1 -
5 Центр национального фильма и Леннауч-фильм Москва 7 4 3 - - 1 1
6 Санкт- Петербургская студия документальных фильмов Санкт-Петербург 2 2 - - - 1 -
Всего: 31 9 13 4 5 5 4
Частные киностудии
7 «Всемирные Русские Студии» (СПб) Санкт-Петербург 2 4 - - 1 -
8 ТТО (ТВ-фильм) Москва - - 5 - - -
9 Кинофабрика № 2 Москва 1 1 1 - 1 -
10 «Телесити» Москва - 1 1 2 -
11 «Вэй фильм» Москва - - - 1 1 -
12 «Мэджик фильм» Москва - 2 1 - 1 -
Всего: 22 3 8 8 3 4 -
ИТОГО: 53 12 21 12 8 9 4
В настоящее время в государственной собственности находятся 100 % акций девяти киностудий; кроме того в ведении Министерства культуры РФ находятся четыре киностудии в форме федеральных государственных унитарных предприятий [5, с. 93] (см. табл. 2).
Таблица 2
Государственные киностудии и киностудии со 100 % государственным
акционерным капиталом
№№ п/п Киностудия Общая площадь, га Кол-во павильонов
1 ОАО «Западно-Сибирская киностудия» н/д 1
2 ОАО «Казанская студия» 0,5 -
3 ОАО «Киностудия «Леннаучфильм» и ОАО «Центр национального фильма» 1,9 7
4 ОАО «Киностудия «Ленфильм» 23 4
5 ОАО «Нижне-Волжская студия кинохроники» н/д 1
6 ОАО «Свердловская киностудия» 2 2
7 ОАО «Северо-Кавказкая студия кинохроники» 0,5 -
8 ОАО «ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» н/д 2
9 ОАО «ТПО «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького» 3,2 5
10 ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» 34,7 12
11 ФГУП «ТПО «Дальневосточная ордена «Знак Почета» студия кинохроники» - -
12 ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» - -
13 ГП «Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов» - -
Большинство старейших государственных киностудий находящихся за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, в основном специализируются на документальном кино, производство которого не требует значительной производственной базы. В активе киностудий обширные земельные участки, и требующие ремонта многочисленные строения. Отсутствие четкой бизнес-модели, собственных и внешних источников финансирования тормозят развитие киностудий и не позволяют предоставлять даже узкий спектр производственных услуг сторонним кинокомпаниям.
Основными проблемами отрасли до сих пор остаются крайне скудная устаревшая производственная база государственных киностудий, и как следствие нехватка современных съемочных павильонов и недостаток квалифицированных кадров за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Исключение составляет Свердловская киностудия, отметившая в 2013 г. свое 70-летие и по праву считающаяся третьей кинематографической площадкой Российской Федерации по производству кино и контента всех форматов. Киностудия, более 12 лет не получавшая государственной поддержки на развитие, благодаря созданию на своей базе кластера кино и креативной индустрии, обновила оборудование, произвела ремонт производственных корпусов, запустила работу в павильонах, студии звука, студии пост-продакшена. В результате на региональном рынке поддерживается постоянная потребность в киносервисе и технологичной поддержке проектов.
В современных условиях для повышения конкурентоспособности государственных студий нужна переориентация их деятельности, а это означает необходимость разработки новых организационно-экономических моделей хозяйствования.
В 2009 г. в рамках программы по реорганизации учреждений кинематографии, находящихся в государственной собственности, для повышения эффективности управления государственным имуществом и развития их потенциала, осуществлялась разработка концепции реструктуризации органи-
заций киноотрасли с применением механизмов государственно-частного партнерства, исключающего продажу и перепрофилирование деятельности этих организаций кинематографии, с условием сохранения у государства не менее 25 % плюс одной акции. Согласно концепции предполагалось создание пяти базовых государственных киностудий («Ленфильм», «Мосфильм», «Киностудия им. Горького», «Свердловская киностудия» и «Центр национального фильма») с присоединением к ним оставшихся. В случае с «Ленфильмом» в качестве потенциального частного инвестора Министерство Культуры рассматривало RWS («Всемирные русские студии»), которая является «дочкой» АФК «Система» [4; 7]. Основным направлением для студии «RWS» являются съемки телевизионных фильмов, при этом ежегодно студия занимается производством нескольких художественных фильмов для кинотеатрального проката.
В 2010-2011 гг. были предприняты попытки создания совместных производств в рамках государственно-частного партнерства, заключающегося в создании на базе государственных студий за частный капитал современных монтажно-тонировочных комплексов. Идея также не была реализована. На сегодняшний день все государственные киностудии заинтересованы в повышении производительности, переоборудовании и повышении качества услуг. Одной из основных задач государства стало сохранение профиля деятельности киностудий как основного условия возможности их дальнейшего развития.
В числе первостепенных оперативных мер, направленных на повышение конкурентоспособности киностудии «Ленфильм» остаются создание студийного комплекса, отвечающего современным требованиям киноиндустрии, развитие кинобизнеса, повышение роли киностудии в культурной и туристической жизни Санкт-Петербурга. Создание Продюсерского центра «Ленфильм» направлено на поднятие производства киностудии «Ленфильм» на качественно новый уровень, реализацию творческих проектов в сфере кинопроизводства. Основные направления организационных преобразований в области продюсирования сконцентрированы на следующих задачах: инициирование проектов; поиск инвесторов; формирование съемочных групп, подбор актеров и массовки; отбор, оценка и доработка сценариев; мониторинг кинорынка, исследование зрительских предпочтений; продвижение прав на кинопродукцию, в том числе: права на прокат, права на телепоказ, права на выпуск видео, компьютерные игры, иная брендовая продукция (в том числе с использованием товарного знака «Лен-фильм»).
На сегодняшний день киностудия «Ленфильм» активно развивается. На студии запустили производство значимого для отрасли, одного из первых в России, краудфандингового проекта (бюджет фильма формируется за счет добровольных отчислений и пожертвований) полнометражного художественного фильма «Двадцать восемь панфиловцев». На май 2015 г. собрано более 30 млн руб. из 60 необходимых [1; 9]. В производстве «Продюсерского центра «Ленфильм»» находятся три проекта: сказка «Самый рыжий Лис» (режиссер-постановщик и автор сценария А.Н. Стреляная), мелодрама «Развод по собственному желанию» (режиссер-постановщик и автор сценария И.Б. Северов), исторический детектив «Контрибуция» (режиссер-постановщик С.О. Снежкин, автор сценария Л.А. Юзефо-вич). Проекты получили частичную государственную поддержку в виде субсидии от Министерства культуры РФ.
Таким образом, превращению киностудии «Ленфильм» в современный киностудийный комплекс в значительной степени способствует совершенствование организационно-экономического механизма, что, безусловно, приведет к повышению доходности работы ОАО «Ленфильм» за счет увеличения функциональной нагрузки на компанию, полной загрузки ее мощностей и активизации процесса основной деятельности - производство высококачественной и высококонкурентной кино-продукци.
Библиографический список
1. Восколович, Н. А. Социально-экономические аспекты формирования зрительской киноаудитории / Н. А. Восколович, И. Н. Молчанов // Вестник ВГИК. - 2012. - № 14. - C. 109-118.
2. Иванов, Г. П. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера : учебник дня вузов. / Г. П. Иванов, П. К. Огурчиков, В. И. Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 719 с.
3. Киноиндустрия Российской Федерации : исследование компании «Невафильм» при участии «Rfilms» для Европейской аудиовизуальной обсерватории [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+Industry+2009+Nevafilm+RU.pdf/98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения : 11.06.2015).
4. Киноиндустрия Российской Федерации : аналитическое исследование компании «Невафильм» при участии «Rfilms» и «Гротек» для Европейской аудиовизуальной обсерватории [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+Industry+2009+Nevafilm+RU.pdf/ 98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения : 11.06.2015).
5. Киноиндустрия Российской Федерации : исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iks-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+ Industry+2009+Nevafilm+RU.pdf/98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения : 11.06.2015).
6. Лекции по экономике социально - культурной сферы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//lib.rushkolnik.ru/text/4231 (дата обращения 11.06.2015).
7. Молчанов, И. Н. К вопросу о модернизации государственного регулирования в сфере культуры / И. Н. Молчанов, Н. П. Молчанова // Вестник ВГИК. - 2012. - № 14. - С. 80-87.
8. Огурчиков, П. К. Мастерство продюсера кино и телевидения / П. К. Огурчиков, В. В. Падейский, В. И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
9. Официальный сайт киностудии «Ленфильм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lenfilm.ru (дата обращения : 11.06.2015).