Научная статья на тему 'Развитие кинобизнеса как фактор повышения доходности киностудии «Ленфильм»'

Развитие кинобизнеса как фактор повышения доходности киностудии «Ленфильм» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВО / КИНОСТУДИЯ / "ЛЕНФИЛЬМ" / КИНОБИЗНЕС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Марина Игоревна

В статье рассматривается современное состояние старейшей российской киностудии «Ленфильм», оцениваются ее конкурентные преимущества и определяются тенденции развития. В результате намечены первоочередные организационные меры, направленные на развитие и возвращение «Ленфильма» на позицию одной из ведущих киностудий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE FILM BUSINESS AS A FACTOR INCREASING THE PROFITABILITY «LENFILM» STUDIO

The article discusses the current state of Russia's oldest film studio «Lenfilm», estimated its competitive advantages and identifies development trend. As a result, the article are planned organizational measures aimed at the development and the return of «Lenfilm» on the position of one of the leading studios in Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие кинобизнеса как фактор повышения доходности киностудии «Ленфильм»»

778.58:658+778.58 М.И. Панкратова

«Ленфильм»

Marina Pankratova

РАЗВИТИЕ КИНОБИЗНЕСА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ»

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние старейшей российской киностудии «Ленфильм», оцениваются ее конкурентные преимущества и определяются тенденции развития. В результате намечены первоочередные организационные меры, направленные на развитие и возвращение «Ленфильма» на позицию одной из ведущих киностудий России.

Ключевые слова: фильмопроизводство, киностудия, «Ленфильм», кинобизнес, совершенствование деятельности.

THE DEVELOPMENT OF THE FILM BUSINESS AS A FACTOR INCREASING THE PROFITABILITY «LENFILM» STUDIO

Annotation. The article discusses the current state of Russia's oldest film studio «Lenfilm», estimated its competitive advantages and identifies development trend. As a result, the article are planned organizational measures aimed at the development and the return of «Lenfilm» on the position of one of the leading studios in Russia.

Keywords: film production, film studio, «Lenfilm», film business, improvement activities.

Необходимость пересмотра существующих моделей хозяйствования в Российской Федерации в условиях перехода к рынку предполагала значительные изменения в экономических условиях хозяйствования отраслей кинематографии. Необходимо отметить принципиальное отличие сферы культуры от отраслей материального производства, что не позволяет переносить в кинематографию модели, работающие в производственной сфере.

Последние десятилетия отечественный кинематограф развивался под влиянием значительных изменений общественной, социальной и экономической жизни. Внедрение новых методов хозяйствования привело к усилению самостоятельности в планировании творческой и хозяйственной деятельности, в выборе источников финансирования, установлении цен на производственные услуги [8]. Неустойчивое финансовое состояние организаций в сфере культуры «не является чисто российским феноменом», как показывает опыт развития культуры и искусства в рыночных условиях в западных странах «действие рыночных регуляторов в этой сфере также носит ограниченный характер» [6].

Введение в 1989 г. постановлением Совета министров СССР № 1003 «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии» новой хозрасчетной модели с одной стороны, создало условия для развития конкуренции между организациями кинематографии, с другой - кинопредприятия стали непосредственно заинтересованы в росте доходов и развитии направлений, которые приносят больше прибыли [2]. Аудиовизуальная сфера в целом, включая большинство инфраструктуры, наиболее перспективна для внедрения частной собственности. Имеется виду развитие деловых и сервисных услуг.

Всего по состоянию на середину 2014 г. в стране насчитывалось более 20 активно действующих киностудий, располагающих около 110 съемочными павильонами [5]. Из 13 государственных киностудий реально действующими, т.е. предоставляющими в аренду павильонные площади и оказывающими широкий спектр услуг по производству фильмов, являются 6 киностудий (см. табл. 1). Помимо них насчитывается еще шесть частных киностудий, предлагающих наряду с различными техническими услугами павильонные и натурные площадки. При этом на долю частных киностудий приходится около 65 % общего числа павильонов [3, с. 65].

© Панкратова М.И., 2015

Таблица 1

Общая характеристика российских киностудий

№ Студия Расположение Кол-во павильонов Площадь павильонов, м2 Количество хромакеев Количество натурных площадок

до 400 400800 8001000 >1000

Государственные киностудии

1 Мосфильм Москва 12 3 3 3 3 1 3

2 Ленфильм Санкт-Петербург 4 - 2 1 1 1 -

3 Киностудия им. Горького Москва 5 - 4 - 1 - -

4 Свердловская киностудия Екатеринбург 1 - 1 - - 1 -

5 Центр национального фильма и Леннауч-фильм Москва 7 4 3 - - 1 1

6 Санкт- Петербургская студия документальных фильмов Санкт-Петербург 2 2 - - - 1 -

Всего: 31 9 13 4 5 5 4

Частные киностудии

7 «Всемирные Русские Студии» (СПб) Санкт-Петербург 2 4 - - 1 -

8 ТТО (ТВ-фильм) Москва - - 5 - - -

9 Кинофабрика № 2 Москва 1 1 1 - 1 -

10 «Телесити» Москва - 1 1 2 -

11 «Вэй фильм» Москва - - - 1 1 -

12 «Мэджик фильм» Москва - 2 1 - 1 -

Всего: 22 3 8 8 3 4 -

ИТОГО: 53 12 21 12 8 9 4

В настоящее время в государственной собственности находятся 100 % акций девяти киностудий; кроме того в ведении Министерства культуры РФ находятся четыре киностудии в форме федеральных государственных унитарных предприятий [5, с. 93] (см. табл. 2).

Таблица 2

Государственные киностудии и киностудии со 100 % государственным

акционерным капиталом

№№ п/п Киностудия Общая площадь, га Кол-во павильонов

1 ОАО «Западно-Сибирская киностудия» н/д 1

2 ОАО «Казанская студия» 0,5 -

3 ОАО «Киностудия «Леннаучфильм» и ОАО «Центр национального фильма» 1,9 7

4 ОАО «Киностудия «Ленфильм» 23 4

5 ОАО «Нижне-Волжская студия кинохроники» н/д 1

6 ОАО «Свердловская киностудия» 2 2

7 ОАО «Северо-Кавказкая студия кинохроники» 0,5 -

8 ОАО «ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» н/д 2

9 ОАО «ТПО «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького» 3,2 5

10 ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» 34,7 12

11 ФГУП «ТПО «Дальневосточная ордена «Знак Почета» студия кинохроники» - -

12 ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» - -

13 ГП «Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов» - -

Большинство старейших государственных киностудий находящихся за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, в основном специализируются на документальном кино, производство которого не требует значительной производственной базы. В активе киностудий обширные земельные участки, и требующие ремонта многочисленные строения. Отсутствие четкой бизнес-модели, собственных и внешних источников финансирования тормозят развитие киностудий и не позволяют предоставлять даже узкий спектр производственных услуг сторонним кинокомпаниям.

Основными проблемами отрасли до сих пор остаются крайне скудная устаревшая производственная база государственных киностудий, и как следствие нехватка современных съемочных павильонов и недостаток квалифицированных кадров за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Исключение составляет Свердловская киностудия, отметившая в 2013 г. свое 70-летие и по праву считающаяся третьей кинематографической площадкой Российской Федерации по производству кино и контента всех форматов. Киностудия, более 12 лет не получавшая государственной поддержки на развитие, благодаря созданию на своей базе кластера кино и креативной индустрии, обновила оборудование, произвела ремонт производственных корпусов, запустила работу в павильонах, студии звука, студии пост-продакшена. В результате на региональном рынке поддерживается постоянная потребность в киносервисе и технологичной поддержке проектов.

В современных условиях для повышения конкурентоспособности государственных студий нужна переориентация их деятельности, а это означает необходимость разработки новых организационно-экономических моделей хозяйствования.

В 2009 г. в рамках программы по реорганизации учреждений кинематографии, находящихся в государственной собственности, для повышения эффективности управления государственным имуществом и развития их потенциала, осуществлялась разработка концепции реструктуризации органи-

заций киноотрасли с применением механизмов государственно-частного партнерства, исключающего продажу и перепрофилирование деятельности этих организаций кинематографии, с условием сохранения у государства не менее 25 % плюс одной акции. Согласно концепции предполагалось создание пяти базовых государственных киностудий («Ленфильм», «Мосфильм», «Киностудия им. Горького», «Свердловская киностудия» и «Центр национального фильма») с присоединением к ним оставшихся. В случае с «Ленфильмом» в качестве потенциального частного инвестора Министерство Культуры рассматривало RWS («Всемирные русские студии»), которая является «дочкой» АФК «Система» [4; 7]. Основным направлением для студии «RWS» являются съемки телевизионных фильмов, при этом ежегодно студия занимается производством нескольких художественных фильмов для кинотеатрального проката.

В 2010-2011 гг. были предприняты попытки создания совместных производств в рамках государственно-частного партнерства, заключающегося в создании на базе государственных студий за частный капитал современных монтажно-тонировочных комплексов. Идея также не была реализована. На сегодняшний день все государственные киностудии заинтересованы в повышении производительности, переоборудовании и повышении качества услуг. Одной из основных задач государства стало сохранение профиля деятельности киностудий как основного условия возможности их дальнейшего развития.

В числе первостепенных оперативных мер, направленных на повышение конкурентоспособности киностудии «Ленфильм» остаются создание студийного комплекса, отвечающего современным требованиям киноиндустрии, развитие кинобизнеса, повышение роли киностудии в культурной и туристической жизни Санкт-Петербурга. Создание Продюсерского центра «Ленфильм» направлено на поднятие производства киностудии «Ленфильм» на качественно новый уровень, реализацию творческих проектов в сфере кинопроизводства. Основные направления организационных преобразований в области продюсирования сконцентрированы на следующих задачах: инициирование проектов; поиск инвесторов; формирование съемочных групп, подбор актеров и массовки; отбор, оценка и доработка сценариев; мониторинг кинорынка, исследование зрительских предпочтений; продвижение прав на кинопродукцию, в том числе: права на прокат, права на телепоказ, права на выпуск видео, компьютерные игры, иная брендовая продукция (в том числе с использованием товарного знака «Лен-фильм»).

На сегодняшний день киностудия «Ленфильм» активно развивается. На студии запустили производство значимого для отрасли, одного из первых в России, краудфандингового проекта (бюджет фильма формируется за счет добровольных отчислений и пожертвований) полнометражного художественного фильма «Двадцать восемь панфиловцев». На май 2015 г. собрано более 30 млн руб. из 60 необходимых [1; 9]. В производстве «Продюсерского центра «Ленфильм»» находятся три проекта: сказка «Самый рыжий Лис» (режиссер-постановщик и автор сценария А.Н. Стреляная), мелодрама «Развод по собственному желанию» (режиссер-постановщик и автор сценария И.Б. Северов), исторический детектив «Контрибуция» (режиссер-постановщик С.О. Снежкин, автор сценария Л.А. Юзефо-вич). Проекты получили частичную государственную поддержку в виде субсидии от Министерства культуры РФ.

Таким образом, превращению киностудии «Ленфильм» в современный киностудийный комплекс в значительной степени способствует совершенствование организационно-экономического механизма, что, безусловно, приведет к повышению доходности работы ОАО «Ленфильм» за счет увеличения функциональной нагрузки на компанию, полной загрузки ее мощностей и активизации процесса основной деятельности - производство высококачественной и высококонкурентной кино-продукци.

Библиографический список

1. Восколович, Н. А. Социально-экономические аспекты формирования зрительской киноаудитории / Н. А. Восколович, И. Н. Молчанов // Вестник ВГИК. - 2012. - № 14. - C. 109-118.

2. Иванов, Г. П. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера : учебник дня вузов. / Г. П. Иванов, П. К. Огурчиков, В. И. Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 719 с.

3. Киноиндустрия Российской Федерации : исследование компании «Невафильм» при участии «Rfilms» для Европейской аудиовизуальной обсерватории [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+Industry+2009+Nevafilm+RU.pdf/98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения : 11.06.2015).

4. Киноиндустрия Российской Федерации : аналитическое исследование компании «Невафильм» при участии «Rfilms» и «Гротек» для Европейской аудиовизуальной обсерватории [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+Industry+2009+Nevafilm+RU.pdf/ 98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения : 11.06.2015).

5. Киноиндустрия Российской Федерации : исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iks-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+ Industry+2009+Nevafilm+RU.pdf/98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения : 11.06.2015).

6. Лекции по экономике социально - культурной сферы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//lib.rushkolnik.ru/text/4231 (дата обращения 11.06.2015).

7. Молчанов, И. Н. К вопросу о модернизации государственного регулирования в сфере культуры / И. Н. Молчанов, Н. П. Молчанова // Вестник ВГИК. - 2012. - № 14. - С. 80-87.

8. Огурчиков, П. К. Мастерство продюсера кино и телевидения / П. К. Огурчиков, В. В. Падейский, В. И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

9. Официальный сайт киностудии «Ленфильм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lenfilm.ru (дата обращения : 11.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.