Научная статья на тему 'Проблематика соотношения государственного и частного кинопроизводства в развитии отечественной кинематографии'

Проблематика соотношения государственного и частного кинопроизводства в развитии отечественной кинематографии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФИЯ / CINEMATOGRAPHY / КИНОСТУДИЯ / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / PRIVATE SECTOR / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY / FILM STUDIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюков Дмитрий Леонидович

В статье рассматриваются особенности функционирования государственных и частных киностудий в России. Особое внимание уделено развитию киностудий в регионах России. Выявляются и анализируются связанные с этим основные проблемы в кинематографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE RELATIONSHIP OF PUBLIC AND PRIVATE FILM PRODUCTION IN THE RUSSIAN CINEMATOGRAPHY DEVELOPMENT

The article considers the peculiarities of functioning of the state and private film studios in Russia. It pays special attention to the development of film studios in the regions of Russia. It identifies and analyzes the major related issues in cinematography.

Текст научной работы на тему «Проблематика соотношения государственного и частного кинопроизводства в развитии отечественной кинематографии»

проблематика соотношения государственного и частного кинопроизводства в развитии отечественной кинематографии

ISSUES OF THE RELATIONSHIP OF PUBLIC AND PRIVATE FILM PRODUCTION IN THE RUSSIAN CINEMATOGRAPHY DEVELOPMENT

УДК 351.854

WA - AHïtn tiïf СЕРДЮКОВ Дмитрий Леонидович

аспирант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, dmi.serd@

^ЛЩЁ 1 SERDYUKOV, Dmitriy Leonidovich

К Post-graduate student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, dmi.serd@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности функционирования государственных и частных киностудий в России. Особое внимание уделено развитию киностудий в регионах России. Выявляются и анализируются связанные с этим основные проблемы в кинематографии.

Ключевые слова: кинематография, киностудия, частный сектор экономики, государственный сектор экономики.

Abstract.

The article considers the peculiarities of functioning of the state and private film studios in Russia. It pays special attention to the development of film studios in the regions of Russia. It identifies and analyzes the major related issues in cinematography.

Key words: cinematography, film Studio, the private sector, the public sector of the economy.

По законам рынка развитию и эффективному функционированию киностудий Российской Федерации способствует конкуренция в государственном и частном секторах киноиндустрии.

По состоянию на 2014 год в России функционировала 31 киностудия. Для их анализа по форме собственности и производственной мощности обратимся к данным ниже приведенной таблицы.

Согласно данным таблицы, на 2014 год киностудии в нашей стране имели в общей сложно-

сти более 100 павильонов. Больше всего съемочных павильонов имеет частная студия «Амедиа», которая была основана в 2004 году. Принадлежащие киностудии 16 павильонов включают в себя: девять павильонов низкой зоны, четыре павильона высокой зоны для съемок шоу и кино, два кастинг павильона. Также киностудия имеет один павильон для съемок рекламы [2]. Частные студии «Главкино» и «Опс^Ь» имеют по 10 и 9 павильонов соответственно.

Общая характеристика киностудий Российской Федерации в 2013-2014 годы [1]

№ п/п Название киностудии Форма собственности Количество павильонов Расположение

1 Амедиа Частная 16 Москва

2 Мосфильм Государственная 12 Москва

3 Главкино Частная 10 Москва

4 Cinealab (Моя студия) Частная 9 Москва

5 Центр национального фильма и Леннаучфильм Государственная 7 Москва, Санкт-Петербург

6 Всемирные русские студии Частная 6 Санкт-Петербург

7 ТВ-Фильм (Новелла) Частная 5 Москва

8 Киностудия им. Горького Государственная 5 Москва

9 Ленфильм Государственная 4 Санкт-Петербург

10 КИНОЛИНИЯ Частная 4 Москва

11 Телесити Частная 4 Москва

12 Кинофабрика №2 Частная 3 Москва

13 Мэджик Фильм Частная 3 Москва

14 Chromakey. Center Частная 3 Москва

15 R Studios Частная 2 Москва

16 А в квадрате Частная 2 Москва

17 Краснодарская киностудия им. Н. Минервина Частная 2 Краснодар

18 JV Production Частная 2 Москва

19 Санкт-Петербургская студия документальных фильмов Го сударственная 2 Санкт-Петербург

20 Свердловская киностудия Го сударственная 1 Екатеринбург

21 СЛ-Студия Частная 1 Москва

22 2Mint studio Частная 1 Москва

23 WayFilm Частная 1 Москва

24 Нижне-Волжская студия кинохроники Го сударственная 1 Саратов

25 Западно-Сибирская киностудия Го сударственная 1 Новосибирск

26 Казанская киностудия Государственная н/д Казань

27 Северо-Кавказская студия кинохроники Государственная н/д Владикавказ

28 Югра-фильм Частная н/д Ханты-Мансийск

29 Дальневосточная культура Частная н/д Хабаровск

30 Российская центральная кино-видеостудия хроникально- документальных и учебных фильмов Государственная н/д Москва

31 Дальневосточная ордена «Знак Почета» студия кинохроники Государственная н/д Хабаровск

Среди государственных студий больше всех павильонов имеют: старейшая отечественная киностудия «Мосфильм», «Сте1аЬ» и московская студия «Центр национального фильма», которая включает также санкт-петербургский филиал «Леннаучфильм».

Лидеры рассматриваемого сектора, кроме аренды павильонов, предлагают клиентам также монтажно-тонировочные услуги и услуги по обеспечению необходимого для съемочного процесса оборудования. При этом качественные характеристики павильонов многих киностудий (высота потолков, звукоизоляция, внутренняя инфраструктура и т. д.) до сих пор не соответствуют лучшим мировым требованиям.

Также стоит отметить, что 19 киностудий из 31 являются частными, а доля павильонов частных студий от суммарного числа составляет почти 70%. Данный факт говорит о том, что хоть государство и играет значительную роль в анализируемой отрасли, период государственного доминирования на рынке услуг кинопроизводства пройден.

По данным указанной таблицы можно заметить, что подавляющее число киностудий располагается в Москве или в Санкт-Петербурге. Поддержка региональных киностудий в стране оставляет желать лучшего. Их количество невелико, а сами они, в большинстве случаев, не способны окупить собственные затраты. Многие из киностудий, располагающихся в периферийных городах России, не имеют съемочных павильонов, что сказывается на качестве их работы [3].

Многие старейшие государственные киностудии на данный момент переживают непростые времена. Имеющиеся павильоны давно требуют ремонта, а оборудование приходит в негодность. Собственных или внешних источников финансирования для модернизации имущества часто оказывается недостаточно. Многие государственные киностудии специализируются на съемках документальных фильмов, для которых не нужны обширные производственные ресурсы. Как правило, данные киностудии не предоставляют услуги по производству кино сторонним организациям.

Самой успешной киностудией России явля-

ется «Мосфильм». Данная киностудия служит платформой для производства большей части отечественных фильмов и сериалов, ее производственная мощность составляет более 100 фильмов в год. Помимо этого, «Мосфильм» оказывает целый спектр услуг по кинопроизводству сторонним компаниям [4].

«Киностудия им. М. Горького», еще одна исторически значимая для России киностудия, за последние годы модернизируется и готовится к дальнейшим преобразованиям. В сентябре 2013 года на заседании совета директоров была утверждена десятилетняя «Концепция развитии студии на 2013-2023 годы». Концепция была приурочена к юбилею, который студия отметила в нынешнем 2015 году. В ее рамках намечена замена оборудования, а также укрупнение киностудии путем достройки еще нескольких зданий. Их строительство намечено на 2016-2017 годы. В рамках концепции было принято решение о создании Национального центра детского и семейного кино, который будет функционировать на производственной базе студии. Целью создания Центра является развитие производства социально значимых фильмов, направленных на детскую и юношескую аудитории.

В отличие от «Мосфильма» и «Киностудии имени Горького», еще одной старейшей киностудии, «Ленфильму», пришлось пережить несколько непростых лет. Убытки киностудии при осуществлении основной деятельности по результатам аудиторской проверки за 2011 год составили 32 млн руб. Аналогичная цифра за первое полугодие 2012 года равна 11 млн руб. Основными причинами таких показателей были низкий спрос на профильную деятельность студии, устаревшая аппаратура, высокие затраты на ремонт и на фонд оплаты труда. С целью спасения киностудии осенью 2012 года была принята концепция, которая предусматривала превращение студийного комплекса в продюсерский центр, который при поддержке Фонда кино должен принимать заказы. На осуществлении этого проекта потребовалось 1,5 млрд руб., его результатом также стало назначение на место председателя совета директоров киностудии кинорежиссера Федора Бондарчука.

Проведенные реформы помогли «Ленфиль-му» преодолеть кризисный период. В 2013 году была закончена работа над долгоиграющими проектами «Крылья» и «Дар», а долги студии заметно уменьшились. Осенью 2013 года «Лен-фильм» получил кредит от банка ВТБ на сумму 1,5 млрд руб. Большая часть из этих средств была потрачена на реконструкцию павильонов и на закупку нового оборудования, что позволило студии принимать в работу больше новых проектов [1].

Среди региональных государственных киностудий наиболее известной является «Свердловская киностудия», обладающая общей площадью 18 тыс. кв. м в центре Екатеринбурга. В последнее время решается вопрос с приватизацией киностудии, результатом которой может стать прекращение ее профильной деятельности. Стоит отметить, что за последние годы в результате приватизации прекратили свое существование «Ростовская киностудия» и «Красноярская киностудия».

«Северо-Кавказская студия кинохроники» также практически прекратила свою деятельность и находится на грани банкротства. Ввиду отсутствия покупателей никак не может решиться вопрос с ее перепрофилированием, в результате чего киностудия простаивает.

Одной из крупнейших частных киностудий России является «Главкино». Общая площадь комплекса составляет 33 тыс. кв. м. Киностудия открылась в первом квартале 2012 года, ее сферами деятельности являются производство и постпродакшн. Несмотря на то, что при открытии студии задумывалось, что примерно 40% ее загрузки будет приходиться на кино, на данный момент студия оказывает услуги, в большинстве своем, телевизионным каналам.

Возобновилось развитие студии «Всемирные Русские Студии» (И^Б). К 2014 году студия сумела преодолеть кризис и расширила спектр предоставляемых услуг в области постпродакшн (появилась, например, цветокоррекция), производства бутафорских изделий, расширился объем предоставляемой для работы операторской, осветительной и видеотехники. Основным направлением для студии являются съемки телевизионных

фильмов, при этом ежегодно проходят съемки и нескольких художественных фильмов для кинотеатрального проката [1].

Стоит отметить, что частные организации часто сотрудничают друг с другом. Например, компания «Кинофабрика №2» занимается только предоставлением в аренду павильонов, а услуги по съемочному периоду оказывают находящиеся рядом сервисные компании «Богдан и бригада» и «Рентакам». Киностудия «Сте1аЬ» обеспечивает организацию съемочного процесса на территории павильонов своего партнера - киностудии «Моя студия».

В последнее время многие из проектов, подразумевающих развитие киноиндустрии в региональных городах России, были приостановлены. К их числу стоит отнести планы по строительству киностудий в Коломне, Константиново и Перми, которые не получили дальнейшего развития.

Свежие проекты по созданию киностудий зародились в Ульяновской и Калужской областях. В первом случае с помощью инвестора, которым должна стать местная компания «ВолгаКино», планируется построить студию на берегу Волги. В Калужской области в начале 2014 года было заявлено о строительстве новой киностудии с целью съемок фильмов исторической и патриотической направленности.

Подводя итог, отметим, что к числу главных проблем анализируемой отрасли относятся:

• изношенность производственно-технической базы киностудий;

• отсутствие должной государственной поддержки кинопроизводства в региональных городах России, что привело к закрытию киностудий в Ростове и Красноярске и ставит под сомнение перспективы «Свердловской киностудии» и многих других субъектов кинопроизводства в регионах;

• дефицит съемочных павильонов, оснащенных современным оборудованием (особенно в регионах России), нехватка квалифицированных кадров;

• переориентация многих крупных киностудий на оказание телевизионных услуг.

Рост числа частных киностудий в Российской Федерации говорит об укреплении их

позиции на рынке, однако ведущая роль в кинопроизводстве РФ, по мнению автора, в ближайшие несколько лет должна остаться за старейшими государственными киностудиями («Мосфильм», «Ленфильм», «Киностудия имени Горького»). За последние годы

актуальность приобрел вопрос приватизации киностудий. Государство в данном случае должно осуществлять контроль над тем, чтобы приватизация имущества не привела к использованию комплексов киностудий по непрофильному назначению.

Список литературы

1. Киноиндустрия Российской Федерации. Информационное издание компании «Невафильм». 2014. 213 с.

2. Официальный сайт киностудии «Amedia». URL: http://amediastudio.ru (дата обращения: 08.06.15).

3. Информационно-аналитический портал «Гильдии неигрового кино и телевидения». URL: http://rgdoc.ru (дата обращения: 08.06.2015).

4. Информационно-аналитический портал «ProfiCinema». URL: http://www.proficin-ema.ru/index.php (дата обращения: 08.06.15).

5. Официальный сайт ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». URL: http://www.mosfilm. ru/main.php (дата обращения: 08.06.15).

6. Евменов А. Д., Данилов П. В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8-16.

7. Морозова М. А. Разработка системы оценки устойчивого функционирования и развития бизнес-процессов в сетевом гостиничном бизнесе // Петербургский экономический журнал. 2013. №3 (3). С. 49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.