Научная статья на тему 'Организационные преобразования как фактор совершенствования деятельности киностудии «Ленфильм»'

Организационные преобразования как фактор совершенствования деятельности киностудии «Ленфильм» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВО / КИНОСТУДИЯ / "ЛЕНФИЛЬМ" / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Марина Игоревна

В статье рассматривается современное состояние старейшей российской киностудии «Ленфильм», оцениваются ее конкурентные преимущества и определяются тенденции развития. Намечены первоочередные организационные меры, направленные на развитие и возвращение «Ленфильма» на позиции одной из ведущих киностудий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL TRANSFORMATION AS A FACTOR OF THE LENFILM STUDIO ACTIVITY PERFECTION

The article discusses the current state of the oldest Russian film studio The Lenfilm. The studio’s competitive advantages are estimated and the development trend is identified. The priority organizational measures aimed to return The Lenfilm the leading positions in Russian film industry are planned.

Текст научной работы на тему «Организационные преобразования как фактор совершенствования деятельности киностудии «Ленфильм»»

УДК 778.58:658+778.58 «ЛенФильм»

М.И. Панкратова ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ»

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние старейшей российской киностудии «Ленфильм», оцениваются ее конкурентные преимущества и определяются тенденции развития. Намечены1 первоочередныге организационные меры1, направленные на развитие и возвращение «Ленфильма» на позиции одной из ведущих киностудий России. Ключевые слова: фильмопроизводство, киностудия, «Ленфильм», конкурентоспособность, совершенствование деятельности.

Marina Pankratova ORGANIZATIONAL TRANSFORMATION AS A FACTOR

OF THE LENFILM STUDIO ACTIVITY PERFECTION

Annotation. The article discusses the current state of the oldest Russian film studio The Lenfilm. The studio's competitive advantages are estimated and the development trend is identified. The priority organizational measures aimed to return The Lenfilm the leading positions in Russian film industry are planned.

Keywords: film production, film studio, Lenfilm, competitiveness, improvement activities.

Кинопроизводство - одна из основных отраслей кинематографии. По данным независимого исследовательского проекта Movie Research, по состоянию на середину 2014 г. на российском рынке действует около 450 кинопроизводственных компаний. Участниками российского рынка кинопроизводства являются продюсерские и производственные компании, государственные и частные киностудии, а также мастерские при кинематографических высших учебных заведениях. в Российской Федерации в год производится более 700 фильмов. В 2012 г. произведено 250 художественных полнометражных, 440 документальных и 105 анимационных фильмов, а в 2013 г. - 211 художественных полнометражных, 390 документальных и 112 анимационных. Совокупный бюджет вышедших в прокат российских игровых картин в 2012 г. достиг 8,3 млрд руб., а в 2013 г. 10,8 млрд. И если в 2010 г. превысили производственный бюджет сборы в кинотеатральном прокате 11 фильмов, а в 2011 г. - 15, то в 2012-2013 гг. число таких фильмов достигло 20 [2; 3].

В настоящее время рынок киноиндустрии разделился на две составляющие: с одной стороны, это продюсерские компании, не имеющие собственных производственных мощностей и являющиеся при этом основными производителями кинопродукции в России; с другой стороны, компании, обеспечивающие производственную инфраструктуру рынка [5]. Всего по состоянию на середину 2014 г. в стране насчитывается более 20 активно действующих киностудий, в которых располагаются около 110 съемочных павильонов [3]. Крупнейшей в России киностудией является «Мосфильм», остающийся в статусе федерального государственного унитарного предприятия. Это единственная в стране студия полного цикла [4, с. 33]. Из 13 государственных киностудий реально действующими, т.е. предоставляющими в аренду павильонные площадки и широкий спектр услуг по производству фильмов, являются шесть киностудий (см. табл. 1). Помимо них насчитывается еще шесть частных киностудий, предлагающих наряду с различными техническими услугами павильонные и натурные площадки. При этом на долю частных киностудий приходится около 65 % общего числа павильонов [3, с. 87-88; 4, с. 33; 4, с. 65].

© Панкратова М.И., 2015

Таблица 1

Общая характеристика российских киностудий

№ Студия Расположение Павильоны, шт. Площадь павильонов, кв. м Хрома-кеи, шт. Натурные площадки, шт.

< 400 400800 8001000 >1000

Государственные киностудии

1 «Мосфильм» Москва 12 3 3 3 3 1 3

2 «Ленфильм» Санкт-Петербург 4 - 2 1 1 1 -

3 Киностудия им. Горького Москва 5 - 4 - 1 - -

4 Свердловская киностудия Екатеринбург 1 - 1 - - 1 -

5 Центр национального фильма и «Леннауч-фильм» Москва 7 4 3 - - 1 1

6 Санкт- Петербургская студия документальных фильмов Санкт-Петербург 2 2 - - - 1 -

Всего: 31 9 13 4 5 5 4

Частные киностудии

7 «Всемирные русские студии» Санкт-Петербург 6 2 4 - - 1 -

8 ТТО (ТВ- фильм) Москва 5 - - 5 - - -

9 Кинофабрика № 2 Москва 3 1 1 1 - 1 -

10 «Телесити» Москва 4 - 1 1 2 -

11 «Вэй фильм» Москва 1 - - - 1 1 -

12 «Мэджик фильм» Москва 3 - 2 1 - 1 -

Всего: 22 3 8 8 3 4 -

ИТОГО: 53 12 21 12 8 9 4

В настоящее время в государственной собственности находятся 100 % акций девять киностудий; кроме того, в ведении Министерства культуры РФ находятся 4 киностудии в форме федеральных государственных унитарных предприятий [3, с. 93] (см. табл. 2). Более половины государственных киностудий расположены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах: в Москве и Санкт-Петербурге.

Одной из крупнейших киностудий страны является «Ленфильм». Киностудия «Ленфильм» основана решением Наркомпроса РСФСР 30 апреля 1918 г. За почти вековую историю на базе «Лен-фильма» поставлено около 1500 фильмов для кино и телевидения. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кино, награждены премиями Международных кинофестивалей, дублировались на разных языках зарубежных стран. Сегодня студия переживает не лучшие времена. Текущее со-

стояние киностудии оценивается низкой мобильностью имущества компании (мобильные средства составляют 11 %, иммобилизованные активы - 89 %), в структуре оборотных средств основную долю занимает дебиторская задолженность, высокими темпами увеличивается доля отложенных налоговых активов, повышение мобильности активов требует дополнительно минимум 120 000 тыс. руб. ликвидных средств [1].

Таблица 2

Государственные киностудии и киностудии со 100 %-ным государственным акционерным капиталом

№ п/п Киностудия Общая площадь, га Павильоны, шт.

1 ОАО «Западно-Сибирская киностудия» н/д 1

2 ОАО «Казанская студия» 0,5 -

3 ОАО «Киностудия «Леннаучфильм» и ОАО «Центр национального фильма» 1,9 7

4 ОАО «Киностудия «Ленфильм» 23 4

5 ОАО «Нижне--Волжская студия кинохроники» н/д 1

6 ОАО «Свердловская киностудия» 2 2

7 ОАО «Северо-Кавказкая студия кинохроники» 0,5 -

8 ОАО «ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» н/д 2

9 ОАО «ТПО «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького» 3,2 5

10 ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» 34,7 12

11 ФГУП «ТПО «Дальневосточная ордена «Знак Почета» студия кинохроники» - -

12 ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» - -

13 ГП «Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов» - -

В соответствии с планами Правительства РФ перед руководством «Ленфильма» стоят ответственные задачи: вернуть киностудию «Ленфильм» на позицию одной из ведущих киностудий России - с современной инфраструктурой, техническим оснащением, креативным и квалифицированным персоналом, позволяющей создавать не менее 15 кинопроектов и четырех телесериалов в год. Как показала практика, такие долгосрочные факторы развития приобретают все большее значение в работе киностудий и продюсерских компаний [6]. Выполнение этих задач потребует серьезных организационных преобразований. В числе первостепенных оперативных мер, направленных на спасение киностудии от финансовой и производственной катастрофы, предусмотрены: создание студийного комплекса, отвечающего современным требованиям киноиндустрии, развитие кинобизнеса, повышение роли киностудии в культурной и туристической жизни Санкт-Петербурга.

Создание студийного комплекса должно осуществляться как за счет модернизации уже имеющегося парка производственных мощностей, так и за счет развития производственного сервиса. В настоящее время кинопроизводственная цепочка у «Ленфильма» является далеко не полной, в связи с чем необходимы восстановление/обновление ее ряда и возврат потерянных киностудией производственных функций.

Развитие производственного сервиса предполагает решение задач по следующим основным направлениям:

— предоставление полного комплекса кинопроизводственных услуг и оборудования съемочным группам;

— формирование системы объектов социальной инфраструктуры для продюсеров и членов их команд путем заключения договоров с гостиницами, медицинскими учреждениями, прочими видами учреждений сферы социальных услуг.

Развитие кинобизнеса. Создание продюсерского центра имеет целью поднять производство киностудии «Ленфильм» на качественно новый уровень, реализовать творческие проекты в сфере кинопроизводства. Основные направления организационных преобразований в области продюсиро-вания сконцентрированы на следующих задачах: инициировании проектов; поиске инвесторов; формировании съемочных групп, подборе актеров и массовки; отборе, оценке и доработке сценариев; мониторинге кинорынка, исследовании зрительских предпочтений; продвижении прав на кинопродукцию, в том числе права на прокат, права на телепоказ, права на выпуск видео, компьютерных игр, иной брендовой продукции (в том числе с использованием товарного знака «Ленфильм»).

Одним из важных направлений развития «Ленфильма» является повышение роли киностудии в культурной и туристической жизни Санкт-Петербурга за счет вхождения киностудии в культурно-музейный заповедник (кластер) в Александровском парке, что предполагает проведение экскурсий, создание музея и организацию выставок, посвященных кинематографу, основой коллекции которых станет реквизит и декорации, сохранившиеся на «Ленфильме», проведение образовательных семинаров и круглых столов с участием выдающихся деятелей отечественного и зарубежного кинематографа [1].

Для оценки текущего состояния киностудии «Ленфильм» и анализа конкурентной среды были использованы следующие критерии конкурентоспособности с учетом сложившихся тенденций на рынке государственной киноиндустрии:

— объем производственных услуг в полном цикле кинопроизводства;

— доля площади киностудии в общем объеме площади государственных киностудий;

— доля количества павильонов в общем количестве павильонов и доля площади павильонов в общей площади павильонов.

Проблемы и достоинства деятельности ОАО «Киностудия «Ленфильм», выделенные ранее в процессе оценки положения общества, характерны и для большей части государственных компаний: с одной стороны, в распоряжении киностудий находятся накопленный за долгие годы опыт, реквизит, декорации, костюмы, обширные территории, традиции, бренд. С другой стороны - финансовые проблемы, связанные с крайне малой долей мобильных средств в активах. Вместе с тем в последнее время государственная поддержка российских киностудий носит косвенный характер, т.е. путем частичного финансирования производства национальных фильмов продюсерскими компаниями, которые, получив прямую государственную поддержку, осуществляют свои проекты, задействовав мощности российских киностудий, увеличивая тем самым их валовой доход и прибыль. Прямая государственная поддержка российских студий за счет бюджетных средств не осуществляется, так же как и инвестиционные вложения в создание новых студий и предоставление специальных преференций инвесторам подобных проектов [4, с. 20]. Однако анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Киностудия «Ленфильм» за последние три года показал, что такой способ формирования дохода (единоразовое) не позволяет компании удовлетворять потребность в оборотных средствах, приближая киностудию к границе неплатежеспособности. Следовательно, государство в настоящий момент уже не играет доминирующей роли на рынке услуг кинопроизводства, хотя влияние государственных студий в отрасли значительно [4, с. 66].

Острая необходимость государственного участия в процессе развития киностудий обусловлена низким уровнем качества инфраструктуры кинопроизводства и низким уровнем конкурентоспособности России по сравнению с другими странами, привлекающими кинопроизводящие компании

на свои территории. Государственная поддержка киностудий в настоящее время является недостаточной. Старейшие российские киностудии, в частности ОАО «Киностудия «Ленфильм», обладающие колоссальным опытом в сфере кинематографии, на кинопродукции которых выросло и воспитывалось не одно поколение россиян, могут погибнуть в рыночных условиях без мощной государственной поддержки и защиты. Вместе с уходом таких компаний уйдет и часть исторического наследия России.

Основные конкуренты «Ленфильма» на настоящий момент перечислены в таблице 3.

Таблица 3

Основные конкуренты ОАО «Киностудия «Ленфильм»

Киностудия Критерий количества и размера площади павильонов Критерий ассортимента предоставляемых производственных услуг Форма собственности

ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» + + Государственная

Сте1аЪ «Моя студия» + - Частная

ТТО (ТВ-фильм) + + Частная

«ТелеСити» + - Частная

ОАО «ТПО «Центральная киностудия детский и юношеских фильмов им. М. Горького» - + ОАО со 100 %-ным государственным участием

ОАО «Свердловская киностудия» - + ОАО со 100 %-ным государственным участием

ОАО «Киностудия «Ленфильм» + + ОАО со 100 %-ным государственным участием

Примечание: «+» - конкурентные преимущества есть, «-» - конкурентных преимуществ нет.

Среди государственных киностудий «Ленфильм» занимает 2-е место в России по площади павильонов (см. рис).

Вместе с тем основными преимуществами самого крупного государственного игрока ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» являются:

— наличие в структуре «Мосфильма» большого количества продюсерских компаний;

— большое количество павильонов значительной суммарной площади;

— современная, развитая инфраструктура производственных и непроизводственных услуг;

— рациональное использование производственных площадей.

Портфель услуг «Ленфильма» также ранее был диверсифицирован (см. табл. 4), однако в последние годы многие функции киностудией утрачены.

60

50

40

30

20

10

I

I

ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

ОАО «ТПО «Центральная киностудия детский и юношеских фильмов им. М. Горького»

ОАО «Свердловская киностудия»

ОАО «Киностудия «Ленфильм»

ОАО «Киностудия «Леннаучфильм»

ОАО «Центр национального фильма»

Рис. Доля площади павильонов ОАО «Ленфильм» в общей площади павильонов государственных киностудий

Кинопроизводственные услуги ОАО «Киностудия «Ленфильм» и ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» [4, с. 68]

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киностудия

ы н о ь л и в а

ы р

е

м а

Съемочный период

а к и н х е т

к

с р

о т

а р

е п О

т е в

о

ь с

и п а

3 я а н

4 и

в р

е

т р

о п с н

а р

н

т и з и в к е

Монтажно-тонировочный период

и

и ц

а р

о к е

и к н е л п а к т о б

а р

б

О

ж а т н о

я

и

д

ут

с -

н о

н

а к

и ф

а

я а

н р

е т

ю ь п м о

ь

та ч е

г н

и р

е т с

а

« а о п в

о М Он

к и

и О

Ленфильм

Мосфильм

Примечание: «+» - (

зункции реализуются, «-» - функции не реализуются.

Таким образом, конкурентные преимущества «Ленфильма» могут быть увеличены путем реализации инвестиционных проектов. За счет создания студийного комплекса компания сможет выйти

0

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

на лидирующие позиции не только по количеству и размеру павильонных площадей для съемок, но и по показателям качества оборудования, работ, услуг. Увеличение степени диверсификации направлений деятельности также, безусловно, приведет к повышению доходности работы ОАО «Ленфильм». Организация продюсерского центра позволит повысить конкурентные преимущества за счет увеличения функциональной нагрузки на компанию, полной загрузки ее мощностей и активизации процесса основной деятельности - производства высококачественной и высококонкурентной кинопродукции.

Библиографический список

1. Бизнес-план развития киностудии «Ленфильм». - СПб., 2012. - 79 с.

2. Восколович Н.А., Молчанов И.Н. Социально-экономические аспекты формирования зрительской киноаудитории // Вестник ВГИК. - 2012. - № 14. - C. 109-118.

3. Киноиндустрия российской федерации: исследование компании «Невафильм» при участии Movie Research («Универс-Консалтинг») и iks-Consulting для Европейской аудиовизуальной обсерватории. -2014.

4. Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии Rfilms для Европейской аудиовизуальной обсерватории // European Audiovisual Observatory [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+Film+Industry+2009+Nevafilm+RU.pdf/ 98eb9a3f-6e7b-446f-823a-447b3715eee5 (дата обращения: 18.12.2014).

5. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Региональные аспекты государственной политики в сфере культуры и искусства //Вестник ВГИК. - 2013. - № 17. - С. 112-123.

6. Огурчиков П.К. Совершенствование управления финансовыми ресурсами в производстве фильмов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2012. - № 5. - C. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.