Научная статья на тему 'Факторы и комплексные меры влияния на повышение качества и эффективности кинопроизводства'

Факторы и комплексные меры влияния на повышение качества и эффективности кинопроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОПРОЕКТ / КИНОПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА КИНОПРОИЗВОДСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА КИНОСТУДИЙ / FILM PROJECT / FILM PRODUCTION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / STATE SUPPORT / PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / FACTORS OF INFLUENCE ON FILM PRODUCTION / FILM STUDIOS INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Смирнов Константин Борисович

В статье изложены наиболее приоритетные факторы влияния, проектные и программные комплексные меры, направленные на повышение экономических и социальных результатов, качества, эффективности отечественного кинопроизводства, инвестирования в проекты кинопроизводства,информационно-коммуникационные технологии. Определена избирательность государственной поддержки по отношению к приоритетным кино-проектам тематического характера, с учетом выделения для них грантов.Установлены и даны рекомендации по устранению несоответствия отечественных кинофильмов международным стандартам кинорынка. Обоснована необходимость обеспечения информационно-коммуникационных условий, использования механизма государственно-частного партнерства в процессе создания кинофильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Смирнов Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND COMPLEX MEASURES OF INFLUENCE ON THE QUALITY AND EFFICIENCY IMPROVEMENTOF FILM PRODUCTION

The article describes the most priority factors of influence, project and programcomprehensive measures aimed at improving economic and social results, qual-ity, efficiency of domestic film production, investment in film industry projects,information and communication technologies. It defines certain selectivity of statesupport in relation to the priority thematic cinema projects, taking into accountthe allocation of grants for them. Recommendations are specified to eliminate thediscrepancy of domestic films to the international standards of the film market.The paper substantiates the necessity of providing information and communica-tion conditions, using the mechanism of public-private partnership in the processof creating films.

Текст научной работы на тему «Факторы и комплексные меры влияния на повышение качества и эффективности кинопроизводства»

ФАКТОРЫ И КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ КИНОПРОИЗВОДСТВА

FACTORS AND COMPLEX MEASURES OF INFLUENCE ON THE QUALITY AND EFFICIENCY IMPROVEMENT OF FILM PRODUCTION

УДК [33 + 304] : 791.6 DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.12

КРОЛИВЕЦКИЙ Эдуард Николаевич

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, getman-greta@mail.ru

KROLIVETSKY, Eduard Nikolaevich

Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, getman-greta@mail.ru

СМИРНОВ Константин Борисович

старший преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, smi-konstantin@list.ru

SMIRNOV, Konstantin Borisovich

Senior Lecturer at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, smi-konstantin@list.ru

Аннотация.

В статье изложены наиболее приоритетные факторы влияния, проектные и программные комплексные меры, направленные на повышение экономических и социальных результатов, качества, эффективности отечественного кинопроизводства, инвестирования в проекты кинопроизводства, информационно-коммуникационные технологии. Определена избирательность государственной поддержки по отношению к приоритетным кинопроектам тематического характера, с учетом выделения для них грантов. Установлены и даны рекомендации по устранению несоответствия отечественных кинофильмов международным стандартам кинорынка. Обоснована необходимость обеспечения информационно-коммуникационных условий, использования механизма государственно-частного партнерства в процессе создания кинофильмов.

© Кроливецкий Э. Н., Смирнов К. Б., 2018.

Ключевые слова: кинопроект, кинопроизводство, информационно-коммуникационные технологии, государственная поддержка, частно-государственное партнерство, факторы влияния на кинопроизводство, инфраструктура киностудий.

Abstract.

The article describes the most priority factors of influence, project and program comprehensive measures aimed at improving economic and social results, quality, efficiency of domestic film production, investment in film industry projects, information and communication technologies. It defines certain selectivity of state support in relation to the priority thematic cinema projects, taking into account the allocation of grants for them. Recommendations are specified to eliminate the discrepancy of domestic films to the international standards of the film market. The paper substantiates the necessity of providing information and communication conditions, using the mechanism of public-private partnership in the process of creating films.

Key words: film project, film production, information and communication technologies, state support, private-state partnership, factors of influence on film production, film studios infrastructure.

В настоящее время в сегменте кинопроизводства пока все еще действует высокий уровень ограничения отдельных социальных слоев и групп населения к использованию современных средств коммуникации.

Однако повышение темпов роста кинопроизводства, устранение указанного ограничения доступа к современным средствам коммуникаций невозможно на основе только расширения телекоммуникационных сетей. Корни решения данной проблемы зависят от ряда таких социальных факторов, как: уровень доходов населения; несоответствие отечественных кинопроектов международным стандартам; грамотность в области информационно-коммуникационных технологий; размещение и плотность населения в стране; недостаточность собственных оборотных средств у кинопроизводителей; отсутствие адекватной физической инфраструктуры в труднодоступных населенных пунктах; зна-

чительная региональная дифференциация производства фильмов; объемы инвестиций, направляемых в объекты телекоммуникации; реализуемые управленческие решения по поддержке организаций сферы культуры и искусства [1].

Наиболее приоритетным из указанных факторов влияния на организации культуры и искусства, на наш взгляд, является государственная поддержка их деятельности. Так, например, избирательность государственной поддержки по отношению к кинопроектам тематического характера выражается в том, что одновременно все кинопроекты профинансировать сложно в силу ограниченности бюджетных средств. При этом следует учитывать, что существует множество приоритетов в распределении грантов для избранных кинопроектов, основанных на субъективных критериях.

Устанавливаемые приоритеты для отбора кинопроектов в кинопроизводстве, регла-

ментируемые Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», являются универсальными и используются для всех отраслей экономики, что определяет порядок проведения конкурса для оказания финансовой поддержки кинопроекту.

Претендующая на государственную финансовую поддержку кинопроекта кинокомпания должна представить его на один из открытых конкурсов. При этом сохраняется некоторое противоречие, поскольку готовый фильм или услуги по его продвижению на рынок и прокату, создаваемые в результате использования государственной поддержки, не приобретаются для государственных нужд, а находятся в свободном обороте на рынке [2].

Государственная поддержка избираемых кинопроектов ориентирована на развитие творческого процесса в кинематографии и расширение доступности кинозрелищных услуг для населения. Однако действующая нормативно-правовая регламентация в настоящее время не в полной мере учитывает эти особенности государственной политики в развитии кинематографии. Это объясняется тем, что нормативно-правовые положения не позволяют наиболее полно учитывать в качестве основного критерия оценки представленных на конкурс кинопроектов уровень качества сценария проекта, поскольку наиболее значимыми составляющими оценки выступают тематика и стоимость выполнения государственного контракта.

В соответствии с законодательной регламентацией открытый конкурс по выбору исполнителя работ по реализации проекта национального кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой проводится по нескольким лотам. На каждый лот при этом устанавливается начальная (максимальная) цена, которая в дальнейшем не может быть превышена. Это и есть потенциально возможный объем финансовых средств для поддержки со стороны государства. Заявитель может снизить предложение о цене исполнения контракта по своему усмотрению. В этом случае он получает значительное пре-

имущество при подведении итогов конкурса, поскольку от 50 до 80% общей оценки составляет цена контракта [3; 4].

Вторым по значимости параметром оценки конкурсного предложения участника размещения заказа является определение экспертной комиссией качественных и художественных характеристик кинопроекта, представленного для участия в конкурсе, и работ по его выполнению.

Всесторонняя оценка и анализ уровня качества кинопроектов производятся экспертной комиссией исходя из:

• социальной значимости кинопроектов, в том числе провозглашения ими гражданских и нравственных идеалов в обществе;

• художественной и культурной значимости, творческого поиска в киноискусстве, участия в кинопроектах талантливой молодежи;

• содействия развитию кино для детей и подростков:

• актуальности и востребованности фильма гражданами страны [3; 5].

Таким образом, продюсеру. рассчитывающему на получение государственной поддержки в рамках конкурса, необходимо либо изначально готовить кинопроект определенной тематики, согласованной с конкурсными комиссиями, либо менять тематику своего проекта.

Однако высокий уровень специализации тематических рубрик, участвующих в конкурсе, на наш взгляд, ориентирован на приготовление кинопроекта под конкурс изначально, а не на готовность получить государственную поддержку с уже существующим киносценарием и заготовками.

Важным фактором влияния на развитие кинопроизводства выступает несоответствие отечественных кинопроектов международным стандартам кинорынка. Указанное несоответствие вызывается небольшими бюджетами кинокартин, что в большинстве случаев приводит к их низкому качеству, выражающемуся, например, в нехватке света на съемочной площадке, в недостаточно подходящей графике на монтажно-тонировочном этапе.

В то же время тематическая специализация отечественного кино не позволяет заинтересовать в предлагаемых на конкурс кинопро-

ектах зарубежный рынок зрителей, которым такая тематика кинофильмов, как российский патриотизм или исторический экскурс, неинтересна для массового кинозрителя. Действительно, мировые тенденции кинопоказа выделяют развлекательное кино, и в частности комедии, как жанр, дающий наиболее кассовые сборы.

В этой связи следует учитывать то, что при недостаточном финансировании кинопроизводства на внутреннем рынке, привлечение иностранных средств и экспорт российского кино за рубеж осложнены из-за низкой визуальной составляющей качества кинофильмов и отсутствием государственного лоббирования интересов национального кино за рубежом. Но, несмотря на это, по нашему мнению, у российских кинопроектов есть возможность получать гранты европейских фондов для выхода в прокат на рынке Европейского союза.

Несмотря на средне-, долгосрочные перспективы расширения рынка сбыта отечественной кинопродукции, затраты на подготовку к выходу на мировой рынок, связанные с продвижением и локализацией национальных кинопроектов, зачастую не превышают доходы от проката на зарубежных рынках, что свидетельствует об острой недостаточности собственных средств отечественных кинопроизводителей. Отчасти такое положение связано с низким уровнем мотивации зарубежных партнеров в процессе долгосрочного сотрудничества с отечественными кинопроизводителями [2].

Государство в настоящее время обладает большим спектром обязанностей по поддержке международной деятельности отечественных организаций кинопроизводства, так как непрямые методы стимулирования внешнеэкономической деятельности направлены на развитие международного сотрудничества и кооперации организаций кинопроизводства.

Качественные и количественные характеристики кинопроизводства в существенной степени зависят от недостаточности собственных средств отечественных кинопроизводителей, что обусловлено низкой эффективностью мер государственной организационной поддержки в проведении съемок на территории Россий-

ской Федерации, в получении прокатных удостоверений и сопровождении деятельности по проведению съемок на природе и в общественных местах.

Существенное влияние на кинопроизводство оказывает и такой фактор, как региональная дифференциация производства отечественных кинофильмов, что вызвано концентрацией организаций, оказывающих услуги для предприятий кинопроизводства, например, в Москве и Санкт-Петербурге. Так, по данным «Movie Research», 85% павильонов в России сосредоточены в Москве, еще 12% приходятся на Санкт-Петербург. При этом более 60% компаний для кинопроизводства также расположены в столице, более 20% - в Петербурге, около 10% - в Екатеринбурге. Остальные субъекты Федерации используют телевизионную или даже любительскую технику для производства фильмов. Проблема централизации кинопроизводства в Москве отражается и в том, что практически все крупные продюсерские компании осуществляют свою деятельность в Москве (16 из 20 по данным «Movie Research»); остальные находятся в Санкт-Петербурге [1; 3].

Такая территориальная дифференциальная разобщенность приводит к тому, что региональным кинопроизводителям для получения государственной поддержки приходится выставлять кинопроект на проводящиеся Фондом кино питчинги в Москве, что сопровождается значительными издержками по организации всероссийского кинопроката для кинопроектов из других регионов, риски и затраты которых сильно возрастают при получении статуса национального кино, особенно для малобюджетных кинопроектов. Такого рода подход к кинопроизводству тесно коррелирован с небольшими бюджетами региональных кинопроектов по сравнению с ведущими субъектами отечественного кинопроизводства.

Решение указанной выше проблемы кинопроизводства, по нашему мнению, состоит в развитии электронного документооборота и расширении функций единой автоматизированной государственной информационной системы по отношению к отечественным

кинопроизводителям. Подобные проблемы могли бы быть решены посредством децентрализации ряда функций Министерства культуры РФ и организации сети кинокомиссий в субъектах Федерации как помогающих местным кинематографистам, так и привлекающих столичные и зарубежные съемочные группы.

Повышение эффективности кинопроизводства возможно в условиях обновления и модернизации объектов устаревшей инфраструктуры государственных киностудий. Это связано с тем, что основная часть государственных киностудий (за исключением киноконцерна «Мосфильм») располагают устаревшим оборудованием. Так, большинство федеральных государственных киностудий, расположенных вне Москвы и Санкт-Петербурга, занимающихся в той или иной мере собственным производством (как правило, документальных фильмов), обладают низким уровнем инновационно-инвестиционного развития, слабой производственной базой [1].

Поэтому успешное решение государством задачи обеспечения организационно-экономической поддержки и создания необходимых информационно-коммуникационных условий создания кинофильмов, на наш взгляд, возможно на основе сохранения профиля деятельности киностудий как главного условия их дальнейшего развития, а также использования механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлекать для этих целей инвестиции.

В составе выполняемых этапов комплексной целевой программы «Культура России (20012005, 2006-2011, 2012-2018 годы)» в период 2009-2017 гг. осуществлялась реорганизация государственных предприятий кинематографии на основе государственно-частного партнерства, исключающего продажу и перепрофилирование деятельности этих предприятий [6]. При этом были определены пять базовых государственных киностудий (Мосфильм, Ленфильм, Киностудия им. Горького, Свердловская киностудия, «Центр национального фильма») с возможностью присоединения к ним остальных киностудий страны. Механизм государственно-частного партнерства в этих условиях предусматривает сохранение

государственной доли в уставном капитале в размере, превышающем 25%.

Необходимость государственного участия в процессе развития киностудий обусловливается недостаточно развитой производственной инфраструктурой, наблюдается также низкий уровень конкурентоспособности кинопродукции.

Вместе с этим организации кинопроизводства испытывают существенные экономические трудности в связи с отсутствием необходимого количества заказов, со сложившимся физическим износом и моральным устаревшим производственным аппаратом, основным кадровым дефицитом и практически полным отсутствием притока молодых специалистов, а также весьма незначительными объемами бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Для устранения негативных тенденций в организациях кинопроизводства федеральной целевой программой «Культура России (20122018 годы)» предусмотрена организационная и экономическая поддержка кинопроектов по таким приоритетным направлениям, как:

• создание фильмов исторического и военно-патриотического содержания, экранизация русской литературной классики, произведений острой социально-нравственной тематики;

• расширение жанрового диапазона отечественных кинопроизведений, культивирование разнообразных жанровых форм, соответствующих предпочтениям и вкусам современной зрительской аудитории;

• существенное увеличение числа фильмов для детей младшего возраста;

• экранизация фильмов-дебютов, экспериментальных произведений, способствующих обогащению современного киноязыка, повышению профессионального уровня кинорежиссуры.

Поддержка кинопроизводства федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)», направленная на повышение его качества и эффективности, предусматривает также и ускоренное внедрение информационно-коммуникационных тех-

нологий на основе роста результативности выполняемых научных исследований и разработок по созданию и модификации технологических, продуктовых, организационных и маркетинговых новшеств.

Таким образом, социально-экономическое развитие отечественного кинопроизводства на основе: создания и внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий; нормативно-правовой, организационно-экономической и финансово-инвестиционной государственной поддержки кинопроизводства; использования механизма частно-го-

сударственного партнерства; обновления и модернизации объектов инфраструктуры государственных киностудий; приведения отечественных проектов кинопроизводства к международным стандартам в программно-целевом отношении ориентировано в средне-, долгосрочном периодах на достижение высокого качества кинопродукции, устойчивых темпов экономического роста, эффективности деятельности, инвестиций, направляемых в кинопроекты, в прорывные технологии, в обновление и модернизацию основного капитала организаций кинопроизводства.

Список литературы

1. Евменов А. Д., Данилов П. В., Какосьян Э. К. Организация производства на предприятиях кинематографии и телевидения. СПб.: СПбГУКиТ, 2007.

2. Кроливецкий Э. Н. Перспективное планирование экономических результатов и эффективности функционирования отраслевых составляющих сферы услуг // Петербургский экономических журнал. 2013. № 2(2). С. 46-50.

3. Смирнов К. Б. Ключевые факторы государственного регулирования киноиндустрии // Менеджмент в сфере культуры и медиакоммуникаций: инновационные подходы и технологии: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 марта 2017 года / под общ. ред. А. Д. Евменова. СПб.: СПбГУКиТ, 2014. С. 154-158.

4. Сазонова Е. В. Особенности инвестирования в сфере культуры на современном этапе развития // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2(2). С. 63-68.

5. Громов В. В., Распопова А. Ю. Стратегический анализ влияния факторов внешней и внутренней сред на экономические результаты и ресурсный потенциал отраслевых составляющих сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of legal and economic studies. 2017. № 1. С. 128-132.

6. О федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005, 2006-2011, 2012-2018 годы)», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 955, 08.12.2005 г. № 740, 03.03.2012 г. № 186 // Собрание законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.