20//А/
16. Thorndike E. L. Intelligence and its Use [Электронный ресурс] // Harper's Magazine. - 1920. - P. 227-235. - URL: http://www. bookz.ru (дата обращения: 14.12.2016).
И. И. Таран, С. В. Ефимова, А. А. Кяго
УДК 796.077.5 : 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА И ТРЕНЕРОВ-
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЮСШ
На протяжении последнего десятилетия ученые, педагоги, психологи обращаются к проблеме профессиональной направленности личности, тем не менее этот вопрос остается актуальным. Изменения, происходящие в различных сферах российской действительности, диктуют новые требования, предъявляемые государством и обществом к системе высшего профессионального образования. Одной из неизменных констант профессиональной деятельности педагога остается профессионально-педагогическая направленность специалиста. Профессиональная направленность оказывает регулирующие влияния практически на все аспекты поведения и общения как будущего, так и состоявшегося педагога, играет определяющую роль в постановке реальных жизненных и профессиональных целей, что в конечном итоге находит свое выражение как
в показателях успешности деятельности, так и в уровне удовлетворенности ею [2]. Здесь важным становится вопрос, какова должна быть деятельность будущего специалиста в ходе своей учебной деятельности в вузе, какова должна быть его активность, направленность, какие мотивы обеспечат его будущую качественную включенность в реализацию профессионально-педагогических задач. Другими словами, какие личностные особенности в своей совокупности должны обеспечить студенту будущую профессиональную самореализацию [3].
Специфика профессиональной готовности спортивного педагога заключается в уровне сформированности педагогической направленности. Непосредственными составляющими последней являются потребности и интересы личности, которые в ходе осознания целей деятельности и их значимости для общества и самореализации индивида приобретают для него определенную ценность.
Несмотря на многоплановость подходов к определению понятия «профессиональная направленность», мы придерживаемся позиции Э. Ф. Зеера, по мнению которого профессиональная направленность - это «интегральное (системное) качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Системообразующим фактором (ядром) направленности является потреб-ностно-мотивационная сфера, составляющая ее профессиональную позицию» [1].
В зависимости от этапа профессионального пути человека, профессиональную направленность можно характеризовать с различных сторон: как психологическую готовность к выбору профессиональной деятельности у школьников; как психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности у студентов вузов; как психологическую детерминанту результативности профессиональной деятельности у работающих специалистов [4]. Преемственность «ступеней» профессионального пути человека очень важна, т. к. профессиональная направленность специалиста должна быть своевременно вос-
требована и рационально использована. В своей работе мы попытались отследить, какие показатели профессиональной направленности на разных этапах профессионального пути являются для студентов-выпускников и тренеров-преподавателей приоритетными в профессиональной деятельности.
Цель исследования - провести сравнительный анализ показателей профессиональной направленности личности обучающихся 4 курса направления подготовки «Физическая культура» и тренеров-преподавателей первой и высшей категорий ДЮСШ. Для реализации цели исследования был подобран комплекс психодиагностических методик для выявления целевой направленности, уровня мотивации, выраженности видов профессиональной направленности, а также оценки коммуникативных и организаторских способностей студентов и тренеров-преподавателей.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» и МАОУ ДОД ДЮСШ № 1 и № 2 г. Великие Луки Псковской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 курса направления подготовки «Физическая культура», профиль «Теория и методика избранного вида спорта» в количестве 42 человек и тренеры-преподаватели первой и высшей категорий ДЮСШ в количестве 40 человек. Для определения достоверности различий изучаемых показателей использовался критерий ф -Фишера.
Для изучения целевых установок применялась методика Нюттена «Незаконченные предложения», в которой испытуемым предлагалось закончить двенадцать предложений, отражающих собственную педагогическую точку зрения, что позволило выявить наиболее приоритетные цели их тренерской деятельности.
Студенты 4 курса считают главной целью тренерской деятельности достижение высоких результатов, поставленных задач (43 %). Желание стать дипломированным специалистом приоритетным для себя выбрали 43 % студентов, а 14 % опрошенных, главной целью
тренерской деятельности важным считают утвердиться в жизни. Главным в деятельности тренера 57 % студентов считают воспитание и тренировку здорового поколения. 43 % опрошенных отмечают, что важным для тренера является достижение высоких спортивных результатов. Заботиться о здоровье воспитанников готовы 14 % студентов.
В блоке вопросов «Работа для меня...» 50 % студентов отметили, что работа для них это способ заработать на жизнь, другая половина опрошенных считает, что для них это необходимое занятие.
Проанализировав полученные результаты целевых установок студентов 4 курса можно заключить, что за годы обучения в академии они получили теоретические знания о своей будущей профессиональной деятельности, во время педагогической и производственной практик смогли оценить реалии педагогического труда. Безусловно, этапы профессиональной подготовки в вузе помогли будущим специалистам определить главные целевые установки профессиональной направленности.
Аналогичное исследование проводилось с тренерами-преподавателями по спортивным играм. Изучение целевых установок показало, что в качестве своих первостепенных стремлений 70 % тренеров-преподавателей отмечают развитие физических и нравственных качеств. Главной целью тренерской деятельности 60 % респондентов считают воспитание и всестороннее развитие детей. Важность иметь терпение, понимание и уважение к воспитанникам в профессиональной деятельности отметили 50 % тренерского состава. 40 % опрошенных высказались за необходимость найти индивидуальный подход к детям. Забота о здоровье своих учеников является важной для 10 % тренеров-преподавателей.
В результате исследования целевых установок тренеров-преподавателей можно заключить, что приоритетные цели, которые они выделяют, напрямую зависят от их профессионально-педагогической направленности. Работающие специалисты понимают, что успех их тренерской работы зависит от того, какую
20//А/
личность они воспитают, а также от профессионального долголетия, умения справляться с проблемами, возникающими в процессе тренерско-педагогической деятельности.
Для определения уровня мотивации испытуемым предлагалась методика А. Реан «Мотивация профессиональной деятельности». В данной методике необходимо было дать оценку значимости мотивов профессиональной деятельности по пятибалльной шкале.
В ходе исследования было выявлено, что мотивация профессиональной деятельности сформирована у 78 % студентов 4 курса. Об этом свидетельствует доминирование у них наилучших мотивационных комплексов (ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ). Данные показатели говорят о том, что студенты хорошо представляют особенности тренерской деятельности, те трудности, с которыми они могут столкнуться и готовы их преодолевать. Следует отметить, что студенты-выпускники удовлетворены выбором данной профессии. К тому же многие студенты последнего года обучения определили для себя конкретные цели своей будущей профессиональной деятельности - стать высококвалифицированными специалистами, конкурентоспособными работниками на рынке труда и целенаправленно идут к намеченной цели.
Анализируя результаты психодиагностики уровня мотивации профессиональной деятельности тренеров-преподавателей, выявлено, что 100 % специалистов имеют высокий уровень мотивации профессиональной деятельности. Тренеры-практики осознают, что работа с детьми для них смысл жизни, способ самореализации. Несомненно, что продуктивность тренерской и педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации тренера-педагога.
Для выявления уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2). Результаты исследования позволили определить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей.
Большей части студентов 4 курса (43 %) свойственен высший уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Эта категория студентов быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативна, принимает самостоятельные решения. Высокий уровень коммуникативных способностей отмечен у 43 % студентов, а организаторских - у 35 % опрошенных.
Результаты методики по выявлению уровня развития коммуникативных и организаторских способностей у тренеров-преподавателей представлены следующими данными: высшим уровнем развития коммуникативных способностей обладает 40 % тренеров. Это логично для педагога с опытом практической деятельности, выражающимся в умении легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с воспитанниками, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Высокий уровень коммуникативных способностей свойственен 50 % тренеров. Они проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. И лишь у 10 % опрошенных средний уровень развития данных способностей. Для большинства тренеров-преподавателей организаторские способности развиты на высшем и высоком уровне 50 % и 40 % соответственно, что свидетельствует о сформированной потребности в упорядочении, отла-женности, достижении целостности педагогического процесса. Средний уровень представлен у 10 % тренеров-преподавателей. Низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей не выявлен.
Для исследования видов профессиональной направленности использовалась «Методика исследования профессионально-педагогической направленности личности» Н. В. Кузьминой в модификации Е. М. Никиреева. Изучая вид профессиональной направленности, мы выявили, что у обучающихся 4 курса доминирует педагогическая направленность деятельности, она свойственна 50 % студентов-выпускников. Для таких студентов характерен интерес к выбранной профессии, склон-
ность к педагогической деятельности и направленность на ее осуществление. 28,5 % респондентов имеют предметную направленность профессиональной деятельности, в профессиональной деятельности они больше увлечены ее спортивной составляющей, совершенствованием собственного спортивного мастерства. Выявлена группа студентов, имеющих ситуативную направленность -21,5 %. Ситуативная направленность отражает разочарование в выбранной профессии, значительное расхождение в представлении о профессии в момент выбора и в процессе ее освоения. Как выяснилось, это характерно для каждого пятого студента.
Профессиональная направленность тренеров распределилась между двумя видами направленности: педагогической и предметной. 80 % тренеров имеют педагогическую направленность личности, что закономерно. Сегодня в профессии остаются те, кто видит в ней свое призвание, уверены в правильности выбора, уже имеют определенные успехи. 20 % тренеров имеют предметную направленность личности, любят свой вид спорта, увлечены им сами, но и профессиональная деятельность для них является важной.
При сравнительном анализе сформирован-ности показателей профессиональной направленности студентов и тренеров-преподавателей получены следующие результаты. У тренеров достоверно чаще (<0,05) преобладает наилучшая мотивация, высокий уровень коммуникативных способностей, высший уровень организаторских способностей, а также в тренерской деятельности для них чаще важно терпение, понимание, уважение к детям. У студентов достоверно чаще (<0,05) выявлена целевая направленность, к которой относятся воспитание и подготовка сильной команды и стремление к достижению высоких результатов. Тренеры-преподаватели чаще (<0,05) имеют педагогическую направленность личности. Это вполне закономерно, т. к. педагогическая направленность является важнейшим «капиталом» педагога, именно такие педагоги остаются в профессии, несмотря на все ее трудности и проблемы.
В ходе проведенного исследования выявлено, что профессиональная направленность личности студентов сформирована недостаточно и ниже по сравнению с тренерами-преподавателями спортивной школы. Достаточное количество студентов разочарованы в профессиональном выборе. Тренеры достоверно чаще имеют наилучший мотивацион-ный комплекс, педагогическую направленность личности, высокий уровень коммуникативных и высший уровень организаторских способностей. В формировании профессиональной направленности личности бакалавра физической культуры в современных условиях образования важен отбор абитуриентов с учетом направленности личности на педагогическую деятельность, необходимо активное внедрение современных методов и технологий обучения в процесс профессионального обучения, а со стороны государства -повышение социальной престижности и поддержки спортивных педагогов.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются такие значимые компоненты структуры педагогической на-правенности, как система мотивов предпочтения педагогической профессии, мотивация к учению, отношение к профессии учителя и к педагогической деятельности. Авторами представлена сравнительная характеристика показателей профессиональной направленности личности студентов-выпускников, направления подготовки «Физическая культура» и тренеров-преподавателей по разным видам спорта.
Ключевые слова: профессиональная направленность, целевые установки, мотивы, коммуникативные способности, организаторские способности.
SUMMARY
In the article such important components of the pedagogical orientation structure as a system of motives for the preference of the pedagogical profession, motivation for teaching, attitude to the profession of the teacher and to pedagogical activity are considered. The authors presented a comparative characteristic of the indices of the professional orientation of the personality of
20//А/
students who is graduating the specialty "Physical Culture" and coaches in different kinds of sport.
Key words: professional orientation, target setting, motivation, communication skills, organizational skills.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
2. Ли Цзянь Вэнь. Направленность личности в профессиональном становлении педагога-тренера по спорту: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999. - 149 c.
3. Николаева С. Ю. Проблема направленности личности студента и его мотивацион-ная ориентация в профессиональной подготовке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S28. - С. 1620.
4. Полещук Ю. А. Динамика профессиональной направленности студентов соционо-мических профессий в процессе обучения // Психология в вузе / ред. Е. И. Горбачева. -2012. - № 3. - С. 74-77.
А. А. Стерхов
УДК 371.111
ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Современные условия развития общества выдвигают жесткие требования к руководителю, который должен быть компетентным специалистом, настоящим профессионалом своего дела, эффективным менеджером. В рамках государственной политики в отношении общего образования, предполагающей серьезное реформирование данной сферы, руководителю необходимо постоянное самосовершенствование, непрерывное повышение квалификации, в том числе в области психологии, поскольку он работает с коллективом, где каждая личность обладает своими специфическими особенностями и, соответственно, требует особого к себе подхода. На руководителя общеобразовательного учреждения возлагается тяжелая задача стать объединяющим центром для педагогов и детей, развивать образовательную среду как в хозяйственном и техническом плане, так и в учебном, научном и воспитательном. Острой проблемой становится инициативность руководителя, умение принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях и самое главное - способность брать на себя ответственность за принятые решения. Развитие своего интеллектуально-творческого потенциала, гибкость и нестандартность мышления в решении ситуационных задач, а также высокий уровень управленческой компетентности помогут руководителю оперативно преодолевать текущие проблемы и вывести как общеобразовательную организацию в целом, так и каж-