Таран И.И., Ефимова С.В., Кяго А.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
студентов физкультурного вуза и тренеров-преподавателей дюсш
Введение. На протяжении последнего десятилетия ученые, педагоги, психологи обращаются к проблеме профессиональной направленности личности, тем не менее, этот вопрос остается актуальным. Изменения, происходящие в различных сферах российской действительности, диктуют и новые требования, предъявляемые государством и обществом к системе высшего профессионального образования. Одной из неизменных «констант» профессиональной деятельности педагога остается профессионально-педагогическая направленность специалиста. Профессиональная направленность оказывает регулирующие влияния практически на все аспекты поведения и общения, как будущего, так и состоявшегося педагога, играет определяющую роль в постановке реальных жизненных и профессиональных целей, что в конечном итоге находит свое выражение, как в показателях успешности деятельности, так и в уровне удовлетворенности ею [2]. здесь важным становится вопрос, какова должна быть деятельность самого будущего специалиста в ходе своей учебной деятельности в вузе, какова должна быть его активность, направленность, какие мотивы обеспечат его будущую качественную включенность в реализацию профессионально-педагогических задач. другими словами, какие личностные особенности в своей совокупности должны обеспечить студенту будущую профессиональную самореализацию [3].
специфика профессиональной готовности спортивного педагога заключается в уровне сформированности педагогической направленности. Непосредственными составляющими последней являются потребности и интересы личности, которые в ходе осознания целей деятельности и их значимости для общества и самореализации индивида приобретают для него определенную ценность.
Несмотря на многоплановость подходов, к определению понятия «профессиональной направленности», мы придерживаемся позиции Э.Ф. зеера: «профессиональная направленность - это интегральное (системное) качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. системообразующим фактором (ядром)
направленности является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее профессиональную позицию» [1].
В зависимости от этапа профессионального пути человека, профессиональную направленность можно характеризовать с различных сторон: как психологическую готовность к выбору профессиональной деятельности у школьников; как психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности у студентов вузов; как психологическую детерминанту результативности профессиональной деятельности у работающих специалистов [4]. Преемственность «ступеней» профессионального пути человека очень важна, т.к. профессиональная направленность специалиста должна быть своевременно востребована и рационально использована. В своей работе мы попытались отследить, какие показатели профессиональной направленности на разных этапах профессионального пути являются для студентов-выпускников и тренеров-преподавателей приоритетными в профессиональной деятельности.
Цель и организация исследования. Цель исследования - провести сравнительный анализ показателей профессиональной направленности личности студентов 4 курса направления подготовки «Физическая культура» и тренеров-преподавателей первой и высшей категорий ДЮСШ.
Для реализации цели исследования был подобран комплекс психодиагностических методик для выявления целевой направленности, уровня мотивации, выраженности видов профессиональной направленности, а также оценки коммуникативных и организаторских способностей студентов и тренеров-преподавателей.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» и МАОУ ДОД ДЮСШ №1 и №2 г. Великие Луки, Псковской области. В исследовании приняли участие студенты 4 курса направления подготовки «Физическая культура», профиль «Теория и методика избранного вида спорта» в количестве 42 человек и тренеры-преподаватели первой и высшей категорий ДЮСШ в количестве 40 человек. Для определения достоверности различий изучаемых показателей использовался критерий ф - Фишера.
Изложение основного материала статьи. Для изучения целевых установок применялась методика Нюттена «Незаконченные предложения», в которой испытуемым предлагалось закончить двенадцать предложений, отражающих собственную педагогическую точку зрения, что позволило выявить наиболее приоритетные цели их тренерской деятельности.
Студенты 4 курса главной целью тренерской деятельности считают достижение высоких результатов, поставленных задач (43%). Желание стать дипломированным специалистом приоритетным для себя выбрали 43% студентов, а 14% опрошенных, главной целью тренерской деятельности важным считают утвердиться в жизни.
Главным в деятельности тренера 57% студентов считают воспитание и тренировку здорового поколения. 43% опрошенных отмечают, что важным для
тренера является достижение высоких спортивных результатов. заботиться о здоровье воспитанников готовы 14% студентов.
В блоке вопросов «Работа для меня...» 50% студентов отметили, что работа для них это способ заработать на жизнь, другая половина опрошенных считает, что для них это необходимое занятие.
Проанализировав полученные результаты целевых установок студентов 4 курса, мы можем заключить, что за годы обучения в академии они получили теоретические знания о своей будущей профессиональной деятельности, во время педагогической и производственной практик смогли оценить реалии педагогического труда. Безусловно, этапы профессиональной подготовки в вузе помогли будущим специалистам определить главные целевые установки профессиональной направленности.
Аналогичное исследование проводилось с тренерами-преподавателями по спортивным играм. Изучение целевых установок показало, что в качестве своих первостепенных стремлений 70% тренеров-преподавателей отмечают развитие физических и нравственных качеств. Главной целью тренерской деятельности 60% респондентов считают воспитание и всестороннее развитие детей. Важность иметь терпение, понимание и уважение к воспитанникам в профессиональной деятельности отметили 50% тренерского состава. 40% опрошенных высказались за необходимость найти индивидуальный подход к детям. Забота о здоровье своих учеников является важной для 10% тренеров-преподавателей. за работу как необходимое условие жизни для себя высказались 50% опрошенных, для другой половины (50%) - работа является способом заработать на жизнь.
В результате исследования целевых установок тренеров-преподавателей можно заключить, что приоритетные цели, которые они выделяют, напрямую зависят от их профессионально-педагогической направленности. Работающие специалисты понимают, что успех их тренерской работы напрямую зависит от того, какую личность они воспитают, а так же от профессионального долголетия, умения справляться с проблемами, возникающими в процессе тренерско-педа-гогической деятельности.
для определения уровня мотивации испытуемым предлагалась методика А. Реан «Мотивация профессиональной деятельности». В данной методике необходимо было дать оценку значимости мотивов профессиональной деятельности по пятибалльной шкале.
В ходе исследования было выявлено, что мотивация профессиональной деятельности сформирована у 78% студентов 4 курса. Об этом свидетельствует доминирование у них наилучших мотивационных комплексов (ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ). Данные показатели говорят о том, что студенты хорошо представляют особенности тренерской деятельности, те трудности, с которыми они могут столкнуться и готовы их преодолевать. Следует отметить, что студенты-выпускники удовлетворены выбором данной профессии. К тому же, многие студенты, последнего года обучения, определили для себя конкретные цели своей
будущей профессиональной деятельности - стать высококвалифицированными специалистами, конкурентоспособными работниками на рынке труда и целенаправленно идут к намеченной цели.
Анализируя результаты психодиагностики уровня мотивации профессиональной деятельности тренеров-преподавателей, выявлено, что 100% специалистов имеют высокий уровень мотивации профессиональной деятельности. Тренеры-практики осознают, что работа с детьми для них смысл жизни, способ самореализации. Несомненно, что продуктивность тренерской и педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации тренера-педагога.
Для выявления уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых, использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2). Результаты исследования позволили определить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Большей части студентов 4 курса (43%) свойственен высший уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Эта категория студентов быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативна, принимает самостоятельные решения. Высокий уровень коммуникативных способностей отмечен у 43% студентов, а организаторских у 35% опрошенных.
Результаты методики по выявлению уровня развития коммуникативных и организаторских способностей у тренеров-преподавателей представлены следующими данными:высшим уровнем развития коммуникативных способностей обладает 40% тренеров. Что логично для педагога с опытом практической деятельности, выражающимися в умении легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с воспитанниками, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Высокий уровень коммуникативных способностей свойственен 50% тренеров. Они проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. И лишь у 10% опрошенных средний уровень развития данных способностей. Для большинства тренеров-преподавателей организаторские способности развиты на высшем и высоком уровне 50% и 40% соответственно, что свидетельствует о сформированной потребности в упорядочении, отлаженности, достижении целостности педагогического процесса. Средний уровень представлен у 10% тренеров-преподавателей. Низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей не выявлен.
Для исследования видов профессиональной направленности использовалась «Методика исследования профессионально-педагогической направленности личности» Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева. Изучая вид профессиональной направленности, мы выявили, что у студентов 4 курса доминирует педагогическая направленность деятельности, она свойственна 50% студентов-выпускников. Для таких студентов характерен интерес к выбранной профессии, склонность к педагогической деятельности и направленность на её осуществление.
28,5% респондентов имеют предметную направленность профессиональной деятельности, в профессиональной деятельности они больше увлечены её спортивной составляющей, совершенствованием собственного спортивного мастерства. Выявлена группа студентов, имеющих ситуативную направленностью - 21,5%. ситуативная направленность отражает разочарование в выбранной профессии, значительное расхождение в представлении о профессии в момент выбора и в процессе ее освоения. Как выяснилось, это характерно для каждого пятого студента.
Профессиональная направленность тренеров распределилась между двумя видами направленности: педагогической и предметной. 80% тренеров имеют педагогическую направленность личности, что закономерно. сегодня в профессии остаются те, кто видит в ней своё призвание, уверены в правильности выбора, уже имеют определённые успехи. 20% тренеров имеют предметную направленность личности, любят свой вид спорта, увлечены им сами, но и профессиональная деятельность для них является важной.
Профессиональная направленность тренеров распределилась между двумя видами направленности: педагогической и предметной. 80% тренеров имеют педагогическую направленность личности, что закономерно. сегодня в профессии остаются те, кто видит в ней своё призвание, уверены в правильности выбора, уже имеют определённые успехи. 20% тренеров имеют предметную направленность личности, любят свой вид спорта, увлечены им сами, но и профессиональная деятельность для них является важной.
При сравнительном анализе сформированности показателей профессиональной направленности студентов и тренеров-преподавателей получены следующие результаты. У тренеров достоверно чаще (<0,05) преобладает наилучшая мотивация, высокий уровень коммуникативных способностей, высший уровень организаторских способностей, а также в тренерской деятельности для них чаще важно терпение, понимание, уважение к детям. У студентов достоверно чаще (<0,05), выявлена целевая направленность, к которой относятся воспитание и подготовка сильной команды и стремление к достижению высоких результатов. Тренеры-преподаватели достоверно чаще (<0,05) имеют педагогическую направленность личности. Это вполне закономерно, т.к. педагогическая направленность является важнейшим «капиталом» педагога, именно такие педагоги остаются в профессии, не смотря на все её трудности и проблемы.
Выводы. В ходе проведенного исследования выявлено, что профессиональная направленность личности студентов сформирована недостаточно и ниже по сравнению с тренерами-преподавателями спортивной школы. достаточное количество студентов разочарованы в профессиональном выборе. Тренеры достоверно чаще имеют наилучший мотивационный комплекс, педагогическую направленность личности, высокий уровень коммуникативных и высший уровень организаторских способностей. Актуальными путями формирования профессиональной направленности личности бакалавра физической культуры в современных условиях образования является отбор абитуриентов с учётом направленности
личности на педагогическую деятельность, более активное внедрение современных методов и технологий обучения в процесс профессионального обучения, а со стороны государства повышение социальной престижности и поддержки спортивных педагогов.
литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
2. Ли Ц. В.Направленность личности в профессиональном становлении педагога-тренера по спорту: диссертация ... кандидата педагогических наук: 19.00.13./ Цзянь Вэнь Ли. - СПб., 1999.- 149 с.
3. Николаева С.Ю. Проблема направленности личности студента и его мо-тивационная ориентация в профессиональной подготовке / С.Ю. Николаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S28. - С. 16-20.
4. Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономических профессий в процессе обучения / Ю.А. Полещук // Психология в вузе: научно-методический журнал: издается с января 2003 года / Ред. Е.И. Горбачева. - 2012. - №3 (май-июнь 2012). - С.74-77.
Китова Д.А.
психологические особенности отношения современной молодежи к коррупции
Актуальность проблемы исследования. Рост коррупции и ее негативное влияние распространяется на все социальные процессы в современном обществе. Специалисты считают, что все основные социальные институты общества оказались подвержены коррупции (Журавлев, 2012, 2013, 2014; Китова, 2015, 2016; Нестик, 2002; Соснин, 2014; Юревич, Журавлев, 2012, 2013). При этом, психологические факторы противодействия коррупции, как и противодействие коррупции в целом, выступают самостоятельными теоретическими и прикладными направлениями исследований (Журавлев, Юревич, 2012; Соснин, Журав-