Научная статья на тему 'Исследование профессиональной направленности личности студентов физкультурного вуза и тренеров-преподавателей ДЮСШ'

Исследование профессиональной направленности личности студентов физкультурного вуза и тренеров-преподавателей ДЮСШ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / МОТИВЫ / MOTIVATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATION SKILLS / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ORGANIZATIONAL SKILLS / TARGET SETTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таран Ирина Ивановна, Ефимова Светлана Васильевна, Кяго Александра Андреевна

Ведущим компонентом структуры личности педагога и её системообразующим свойством является направленность. В качестве наиболее значимых компонентов структуры педагогической направленности рассматривается: система мотивов предпочтения педагогической профессии, мотивация к учению, отношение к профессии учителя и к педагогической деятельности. В статье представлена сравнительная характеристика показателей профессиональной направленности личности студентов-выпускников, направления подготовки «Физическая культура» и тренеров-преподавателей по разным видам спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of professional orientation of students in sports higher educational institution and coaches of children’s and youth sports school

The key component of the personality structure of the teacher and its system-forming characteristic is the orientation. However, the most important components of the pedagogic orientation structure are: the system of motives to choose a teaching profession; learning motivation, attitude towards the teaching profession and to the teaching. The article presents the comparative characteristic of indicators of professional orientation of students who is graduating the specialty «Physical culture» and coaches in different kinds of sport.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональной направленности личности студентов физкультурного вуза и тренеров-преподавателей ДЮСШ»

Таран И.И., Ефимова С.В., Кяго А.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

студентов физкультурного вуза и тренеров-преподавателей дюсш

Введение. На протяжении последнего десятилетия ученые, педагоги, психологи обращаются к проблеме профессиональной направленности личности, тем не менее, этот вопрос остается актуальным. Изменения, происходящие в различных сферах российской действительности, диктуют и новые требования, предъявляемые государством и обществом к системе высшего профессионального образования. Одной из неизменных «констант» профессиональной деятельности педагога остается профессионально-педагогическая направленность специалиста. Профессиональная направленность оказывает регулирующие влияния практически на все аспекты поведения и общения, как будущего, так и состоявшегося педагога, играет определяющую роль в постановке реальных жизненных и профессиональных целей, что в конечном итоге находит свое выражение, как в показателях успешности деятельности, так и в уровне удовлетворенности ею [2]. здесь важным становится вопрос, какова должна быть деятельность самого будущего специалиста в ходе своей учебной деятельности в вузе, какова должна быть его активность, направленность, какие мотивы обеспечат его будущую качественную включенность в реализацию профессионально-педагогических задач. другими словами, какие личностные особенности в своей совокупности должны обеспечить студенту будущую профессиональную самореализацию [3].

специфика профессиональной готовности спортивного педагога заключается в уровне сформированности педагогической направленности. Непосредственными составляющими последней являются потребности и интересы личности, которые в ходе осознания целей деятельности и их значимости для общества и самореализации индивида приобретают для него определенную ценность.

Несмотря на многоплановость подходов, к определению понятия «профессиональной направленности», мы придерживаемся позиции Э.Ф. зеера: «профессиональная направленность - это интегральное (системное) качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. системообразующим фактором (ядром)

направленности является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее профессиональную позицию» [1].

В зависимости от этапа профессионального пути человека, профессиональную направленность можно характеризовать с различных сторон: как психологическую готовность к выбору профессиональной деятельности у школьников; как психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности у студентов вузов; как психологическую детерминанту результативности профессиональной деятельности у работающих специалистов [4]. Преемственность «ступеней» профессионального пути человека очень важна, т.к. профессиональная направленность специалиста должна быть своевременно востребована и рационально использована. В своей работе мы попытались отследить, какие показатели профессиональной направленности на разных этапах профессионального пути являются для студентов-выпускников и тренеров-преподавателей приоритетными в профессиональной деятельности.

Цель и организация исследования. Цель исследования - провести сравнительный анализ показателей профессиональной направленности личности студентов 4 курса направления подготовки «Физическая культура» и тренеров-преподавателей первой и высшей категорий ДЮСШ.

Для реализации цели исследования был подобран комплекс психодиагностических методик для выявления целевой направленности, уровня мотивации, выраженности видов профессиональной направленности, а также оценки коммуникативных и организаторских способностей студентов и тренеров-преподавателей.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» и МАОУ ДОД ДЮСШ №1 и №2 г. Великие Луки, Псковской области. В исследовании приняли участие студенты 4 курса направления подготовки «Физическая культура», профиль «Теория и методика избранного вида спорта» в количестве 42 человек и тренеры-преподаватели первой и высшей категорий ДЮСШ в количестве 40 человек. Для определения достоверности различий изучаемых показателей использовался критерий ф - Фишера.

Изложение основного материала статьи. Для изучения целевых установок применялась методика Нюттена «Незаконченные предложения», в которой испытуемым предлагалось закончить двенадцать предложений, отражающих собственную педагогическую точку зрения, что позволило выявить наиболее приоритетные цели их тренерской деятельности.

Студенты 4 курса главной целью тренерской деятельности считают достижение высоких результатов, поставленных задач (43%). Желание стать дипломированным специалистом приоритетным для себя выбрали 43% студентов, а 14% опрошенных, главной целью тренерской деятельности важным считают утвердиться в жизни.

Главным в деятельности тренера 57% студентов считают воспитание и тренировку здорового поколения. 43% опрошенных отмечают, что важным для

тренера является достижение высоких спортивных результатов. заботиться о здоровье воспитанников готовы 14% студентов.

В блоке вопросов «Работа для меня...» 50% студентов отметили, что работа для них это способ заработать на жизнь, другая половина опрошенных считает, что для них это необходимое занятие.

Проанализировав полученные результаты целевых установок студентов 4 курса, мы можем заключить, что за годы обучения в академии они получили теоретические знания о своей будущей профессиональной деятельности, во время педагогической и производственной практик смогли оценить реалии педагогического труда. Безусловно, этапы профессиональной подготовки в вузе помогли будущим специалистам определить главные целевые установки профессиональной направленности.

Аналогичное исследование проводилось с тренерами-преподавателями по спортивным играм. Изучение целевых установок показало, что в качестве своих первостепенных стремлений 70% тренеров-преподавателей отмечают развитие физических и нравственных качеств. Главной целью тренерской деятельности 60% респондентов считают воспитание и всестороннее развитие детей. Важность иметь терпение, понимание и уважение к воспитанникам в профессиональной деятельности отметили 50% тренерского состава. 40% опрошенных высказались за необходимость найти индивидуальный подход к детям. Забота о здоровье своих учеников является важной для 10% тренеров-преподавателей. за работу как необходимое условие жизни для себя высказались 50% опрошенных, для другой половины (50%) - работа является способом заработать на жизнь.

В результате исследования целевых установок тренеров-преподавателей можно заключить, что приоритетные цели, которые они выделяют, напрямую зависят от их профессионально-педагогической направленности. Работающие специалисты понимают, что успех их тренерской работы напрямую зависит от того, какую личность они воспитают, а так же от профессионального долголетия, умения справляться с проблемами, возникающими в процессе тренерско-педа-гогической деятельности.

для определения уровня мотивации испытуемым предлагалась методика А. Реан «Мотивация профессиональной деятельности». В данной методике необходимо было дать оценку значимости мотивов профессиональной деятельности по пятибалльной шкале.

В ходе исследования было выявлено, что мотивация профессиональной деятельности сформирована у 78% студентов 4 курса. Об этом свидетельствует доминирование у них наилучших мотивационных комплексов (ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ). Данные показатели говорят о том, что студенты хорошо представляют особенности тренерской деятельности, те трудности, с которыми они могут столкнуться и готовы их преодолевать. Следует отметить, что студенты-выпускники удовлетворены выбором данной профессии. К тому же, многие студенты, последнего года обучения, определили для себя конкретные цели своей

будущей профессиональной деятельности - стать высококвалифицированными специалистами, конкурентоспособными работниками на рынке труда и целенаправленно идут к намеченной цели.

Анализируя результаты психодиагностики уровня мотивации профессиональной деятельности тренеров-преподавателей, выявлено, что 100% специалистов имеют высокий уровень мотивации профессиональной деятельности. Тренеры-практики осознают, что работа с детьми для них смысл жизни, способ самореализации. Несомненно, что продуктивность тренерской и педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации тренера-педагога.

Для выявления уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых, использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2). Результаты исследования позволили определить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Большей части студентов 4 курса (43%) свойственен высший уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Эта категория студентов быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативна, принимает самостоятельные решения. Высокий уровень коммуникативных способностей отмечен у 43% студентов, а организаторских у 35% опрошенных.

Результаты методики по выявлению уровня развития коммуникативных и организаторских способностей у тренеров-преподавателей представлены следующими данными:высшим уровнем развития коммуникативных способностей обладает 40% тренеров. Что логично для педагога с опытом практической деятельности, выражающимися в умении легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с воспитанниками, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Высокий уровень коммуникативных способностей свойственен 50% тренеров. Они проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. И лишь у 10% опрошенных средний уровень развития данных способностей. Для большинства тренеров-преподавателей организаторские способности развиты на высшем и высоком уровне 50% и 40% соответственно, что свидетельствует о сформированной потребности в упорядочении, отлаженности, достижении целостности педагогического процесса. Средний уровень представлен у 10% тренеров-преподавателей. Низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей не выявлен.

Для исследования видов профессиональной направленности использовалась «Методика исследования профессионально-педагогической направленности личности» Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева. Изучая вид профессиональной направленности, мы выявили, что у студентов 4 курса доминирует педагогическая направленность деятельности, она свойственна 50% студентов-выпускников. Для таких студентов характерен интерес к выбранной профессии, склонность к педагогической деятельности и направленность на её осуществление.

28,5% респондентов имеют предметную направленность профессиональной деятельности, в профессиональной деятельности они больше увлечены её спортивной составляющей, совершенствованием собственного спортивного мастерства. Выявлена группа студентов, имеющих ситуативную направленностью - 21,5%. ситуативная направленность отражает разочарование в выбранной профессии, значительное расхождение в представлении о профессии в момент выбора и в процессе ее освоения. Как выяснилось, это характерно для каждого пятого студента.

Профессиональная направленность тренеров распределилась между двумя видами направленности: педагогической и предметной. 80% тренеров имеют педагогическую направленность личности, что закономерно. сегодня в профессии остаются те, кто видит в ней своё призвание, уверены в правильности выбора, уже имеют определённые успехи. 20% тренеров имеют предметную направленность личности, любят свой вид спорта, увлечены им сами, но и профессиональная деятельность для них является важной.

Профессиональная направленность тренеров распределилась между двумя видами направленности: педагогической и предметной. 80% тренеров имеют педагогическую направленность личности, что закономерно. сегодня в профессии остаются те, кто видит в ней своё призвание, уверены в правильности выбора, уже имеют определённые успехи. 20% тренеров имеют предметную направленность личности, любят свой вид спорта, увлечены им сами, но и профессиональная деятельность для них является важной.

При сравнительном анализе сформированности показателей профессиональной направленности студентов и тренеров-преподавателей получены следующие результаты. У тренеров достоверно чаще (<0,05) преобладает наилучшая мотивация, высокий уровень коммуникативных способностей, высший уровень организаторских способностей, а также в тренерской деятельности для них чаще важно терпение, понимание, уважение к детям. У студентов достоверно чаще (<0,05), выявлена целевая направленность, к которой относятся воспитание и подготовка сильной команды и стремление к достижению высоких результатов. Тренеры-преподаватели достоверно чаще (<0,05) имеют педагогическую направленность личности. Это вполне закономерно, т.к. педагогическая направленность является важнейшим «капиталом» педагога, именно такие педагоги остаются в профессии, не смотря на все её трудности и проблемы.

Выводы. В ходе проведенного исследования выявлено, что профессиональная направленность личности студентов сформирована недостаточно и ниже по сравнению с тренерами-преподавателями спортивной школы. достаточное количество студентов разочарованы в профессиональном выборе. Тренеры достоверно чаще имеют наилучший мотивационный комплекс, педагогическую направленность личности, высокий уровень коммуникативных и высший уровень организаторских способностей. Актуальными путями формирования профессиональной направленности личности бакалавра физической культуры в современных условиях образования является отбор абитуриентов с учётом направленности

личности на педагогическую деятельность, более активное внедрение современных методов и технологий обучения в процесс профессионального обучения, а со стороны государства повышение социальной престижности и поддержки спортивных педагогов.

литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.

2. Ли Ц. В.Направленность личности в профессиональном становлении педагога-тренера по спорту: диссертация ... кандидата педагогических наук: 19.00.13./ Цзянь Вэнь Ли. - СПб., 1999.- 149 с.

3. Николаева С.Ю. Проблема направленности личности студента и его мо-тивационная ориентация в профессиональной подготовке / С.Ю. Николаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S28. - С. 16-20.

4. Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономических профессий в процессе обучения / Ю.А. Полещук // Психология в вузе: научно-методический журнал: издается с января 2003 года / Ред. Е.И. Горбачева. - 2012. - №3 (май-июнь 2012). - С.74-77.

Китова Д.А.

психологические особенности отношения современной молодежи к коррупции

Актуальность проблемы исследования. Рост коррупции и ее негативное влияние распространяется на все социальные процессы в современном обществе. Специалисты считают, что все основные социальные институты общества оказались подвержены коррупции (Журавлев, 2012, 2013, 2014; Китова, 2015, 2016; Нестик, 2002; Соснин, 2014; Юревич, Журавлев, 2012, 2013). При этом, психологические факторы противодействия коррупции, как и противодействие коррупции в целом, выступают самостоятельными теоретическими и прикладными направлениями исследований (Журавлев, Юревич, 2012; Соснин, Журав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.