Кальней. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.
6. Третьякова, Т.Н. Основные подходы к изучению профессиональной направленности личности // Цивилизация знаний : будущее и современность : материалы Всерос. науч. конф. - М. : РосНОУ, 2005.
7. Третьякова, Т.Н. Педагогические проблемы маркетинга образования / Т.Н. Третьякова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 211с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ТРЕНЕРАМ ДЮСШ В
ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ
Л.Г. Чернышева
Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К причинам, их вызывающим, относятся следующие характеристики педагогического труда: высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность, высокие интеллектуальные, эмоциональные, волевые затраты. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.
С целью лучшей подготовки к соревнованиям и избегания типичных ошибок, нарушающих сотрудничество, возможно оказание психологического консультирования и психологической помощи практическим психологом как самим спортсменам, так и тренерам [8].
Для анализа путей повышения адаптационного потенциала и преодоления стрессовых ситуаций с наименьшими потерями в профессиональной деятельности тренеров-преподавателей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по легкой атлетике спортивного клуба армии (СДЮШОР СКА) г. Хабаровска был проведен эксперимент по обеспечению психологической помощи и психологической поддержки. Коллектив представлен 16 тренерами-преподавателями (8 женщин и 8 мужчин) с высшим образованием, со стажем от 2 до более 20 лет. На момент исследования по уровню профессионализма 7 тренеров имели высшую квалификационную категорию, 5 тренеров - 1 тренерскую категорию, 4 тренера - 2 тренерскую категорию. Эксперимент длился 5 лет.
На диагностическом этапе эксперимента было проведено комплексное исследование факторов профессионально-личностной адаптации тренеров-преподавателей по двум направлениям:
а) выделение профессионально важных, социально обусловленных качеств личности (коммуникативные и организаторские способности по методике КОС [7], потребность в достижениях по методике Ю.М. Орлова [2], самоактуализация по «Краткой шкале измерения самоактуализации» по А. Маслоу в модификации Джоунс и Крэндалл [7];
б) выявление факторов риска профессионально-личностной дезадаптации в деятельности тренеров (удовлетворенность профессией и работой по методике Н.В. Журина и Е.П. Ильина [2], личностная тревожность по шкале самооценки Спилбергера-Ханина [8]; компоненты психоэмоционального напряжения по опроснику «Ваше самочувствие» [4]); компоненты синдрома эмоционального «выгорания» по опроснику МВ1, адаптированному Н.Е. Во-
допьяновой [8].
Результаты, полученные в начале эксперимента, свидетельствуют о средних показателях по большинству тестов. Так, коэффициент коммуникативных способностей соответствовал уровню ниже среднего, коэффициент организаторских способностей - среднему уровню, потребность в достижениях - уровню выше среднего, обнаружен невысокий индекс самоактуализации.
Характеризуя показатели риска профессионально-личностной адаптации тренеров ДЮСШ в начале эксперимента, видим, что наибольшую тревогу вызывает показатель психосоциального стресса (высокий уровень показали 10 человек - 62,5%).
Выявлен средний уровень удовлетворенности профессией и работой -6,81±1,76 балла (при градации от 6 до 10 баллов), причем низкий уровень имеют 4 человека - 25%; средний уровень тревожности - 37,75%±5,54 (высокий уровень тревожности зафиксирован у 3 тренеров - 18,75%). При ответах на вопрос 1 опросника «Ваше самочувствие» по оценке состояния своего здоровья были получены такие данные: 2 человека оценили свое здоровье как «плохое», 4 - как «хорошее», остальные 10 человек (62%) - как удовлетворительное.
Беседы с тренерами, наблюдения за педагогической деятельностью свидетельствовали о наличии у некоторых состояния дезадаптации, выражавшейся в форме депрессивного, подавленного состояния, частых жалоб на боли различной локализации, эмоциональных срывов, тревожности, плохого настроения, нежелания работать, сатурации и т.д. Все это и полученные результаты психодиагностики по многим показателям также указывали на необходимость оказания тренерам психологической помощи.
Психологическая помощь заключалась в разработке содержательных рекомендаций для каждого тренера-преподавателя, администрации спортивной школы и руководства СКА по: а) самокоррекции; б) саморазвитию; в) программам психологического тренинга; г) индивидуальным методам психологической поддержки, психологического консультирования, способствующим оптимизации профессионального и личностного роста конкретного субъекта.
Основополагающими принципами оказания психологической помощи тренерам-преподавателям являлись: системность, субъект-субъектность, позитивное развитие в деятельности нуждающегося в психологической помощи, адаптация и выносливость, безопасность и надежность, комплексность, мониторинг, позитивная активность тренера, создание гуманистических и демократических отношений [3].
Психологическая помощь конкретному тренеру была направлена на определение его творческого, профессионального потенциала и оказания содействия в продвижении к собственным жизненным вершинам в виде комплекса индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания. Психологическая помощь заключалась в развитии так называемых контролирующих эмоций, формировании адекватной реакции на различные внешние воздействия со стороны коллег, администрации, тренеров-соперников.
Психологическая помощь была многофункциональной, осуществлялась систематически, дифференцированно с учетом социально-психологических
особенностей людей на этапе профессиональной зрелости (от 30 до 50 лет). В процессе повседневной жизнедеятельности тренеров организовывалось психологическое консультирование как основной вид психологической практики. Его суть состояла в выработке и доведении до тренеров специальных рекомендаций по изменению тех или иных характеристик, направленных на снижение действия психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование человека в процессе трудовой деятельности, в повседневных и нестандартных ситуациях, в предложении тренеру различных стратегий поведения в потенциально психотравмирующих условиях.
Психологическое консультирование базировалось на безусловном принятии, эмпатическом понимании, проникновении в мысли и чувства тренера, умении смотреть на проблему с его позиций. В ходе консультации решалось большое количество задач, связанных с разработкой рекомендаций моральноэтического, деятельно-поведенческого и непосредственно психологического характера в решении социально-психологических проблем профессиональнопедагогической деятельности, повседневной жизни.
В зависимости от глубины предъявляемой и анализируемой проблемы консультативная индивидуальная работа проводилась в форме разовых консультаций, краткосрочных (3-5 встреч) и долгосрочных (пролонгированных) консультаций.
Психологическая помощь проводилась в форме тренингов, ролевых игр, процедур, аутогенной тренировки, мысленной репетиции, имаготренинга [5, 6,
8, 9].
К концу эксперимента улучшились показатели по многим тестам на достоверно значимом уровне (Р<0,05). Коэффициент коммуникативных способностей группы достиг среднего уровня (у пяти тренеров зафиксирован высокий уровень), организаторских способностей - высокого уровня (у шести тренеров - очень высокий уровень, у четырех - высокий). За время эксперимента 4 тренера-преподавателя получили звание «Судья республиканской категории». У половины тренеров-преподавателей потребность в достижениях достигла высокого уровня, на достоверно значимом уровне вырос индекс самоактуализации. Повысился квалификационный уровень педагогов: половина тренеров имеет высшую, половина - первую тренерские категории.
Положительная динамика профессионально важных качеств и потребно-стной сферы сопровождалась одновременным снижением уровня психоэмоционального стресса до низкого (у девяти тренеров зафиксирован уровень чуть ниже верхнего предела), психосоциального стресса - до среднего уровня (уменьшилось число тренеров с высоким уровнем в два раза). Были обнаружены достоверно значимые изменения уровня тревожности, удовлетворенности профессией и работой.
Таким образом, предложенная методика оказания психологической помощи и психологического консультирования тренеров-преподавателей детско-юношеской школы по легкой атлетике способствовала профессиональной адаптации и снижению риска появления психоэмоционального и психосоциального стресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов, Г.Д. Практический психолог в спорте [Текст] / Г.Д. Гор-
бунов // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост., общ. ред. И.П. Волков. - СПб. : Питер, 2002. - С. 260-268.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
3. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления : книга для психологов, педагогов, родителей [Текст] / В.Г. Казанская. - СПб. : Питер, 2006. -240 с. : ил. - (Практическая психология).
4. Копина, О.С. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источники [Текст] / О. С. Копина, Е.А Суслова, Е.В. Заикин // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 119-132.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный Фонд «Знание», 1996. - 308 с.
6. Петровская, Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи [Текст] / Л.А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию / под ред. М.Ю. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М. : Наука, 1994. - 255 с.
7. Пономаренко, Л.П. Основы психологии для старшеклассников [Текст] : пособие для педагога : в 2 ч. / Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова. -М. : Владос, 2003. - Ч. 1. Основы психологии : 10 класс. - 224 с. ; Ч. 2. Психология общения : 11 класс. - 192 с.
8. Практикум по спортивной психологии [Текст] / под ред. И.П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с. - (Практикум по психологии).
9. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг : теория. Методика. Психология [Текст] / А.П. Ситников. - М. : Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
А.В. Шишкина
Введение. Спортивная тренировка должна быть управляемым процессом, конечным результатом которого является целесообразное развитие физической подготовленности. Эффективность процесса подготовки спортсмена обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля, обеспечивающих объективную оценку состояния спортсмена и его подготовленности, соответствующую специфике вида спорта и квалификации спортсмена [2,
4].
Для эффективной тренировки квалифицированных спортсменов необходимо проведение мониторинга физической подготовленности, позволяющего оценивать уровень развития физических качеств на текущем этапе, выявлять сильные стороны и лимитирующие звенья в подготовленности каждого спортсмена.
Лыжные гонки относятся к видам спорта, в которых задействованы мышцы верхних и нижних конечностей, а также спины и пресса. Отсутствие стандартных условий скольжения и многообразие рельефа затрудняют объективную диагностику развития специальных физических качеств: длина шага одного и того же спортсмена в разных погодных условиях может изменяться