Научная статья на тему 'Маркетинговая образовательная стратегия как средство ориентации студентов на профессиональные ценности'

Маркетинговая образовательная стратегия как средство ориентации студентов на профессиональные ценности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Т. В., Галкина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая образовательная стратегия как средство ориентации студентов на профессиональные ценности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Губа ; ВНИИФК. - М., 1997. - 50 с.

2. Платонов, В.Н. Теория спорта / В.Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1987. - 424 с.

3. Туманян, Г.С. Научные основы планирования подготовки борцов : учеб. пособие / Г.С. Туманян ; ГЦОЛИФК. - М. : [б.и.], 1982. - 109 с.

МАРКЕТИНГОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ

Т.В. Третьякова, Т.В. Галкина

Маркетинг - в широком смысле - философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу. В ряде секторов сферы нематериального производства, в том числе и в образовании, применение маркетинга ограничено.

Осуществляемая в настоящее время реорганизация образовательной системы требует новых подходов как к самой системе высшего образования, так и к вопросу подготовки будущих специалистов, где особого внимания заслуживает процесс ориентации студентов на профессиональные ценности с целью повышения уровня их профессионализма и конкурентоспособности на рынке труда. В свою очередь, ориентация подготовки молодых специалистов на рынок труда требует проведения педагогических исследований в образовательном учреждении на основе маркетингового подхода, в котором одну из ведущих ролей играет маркетинговая образовательная стратегия.

Для правильного понимания функционирования маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности необходимо учитывать изменения, происходящие в трех взаимосвязанных сегментах рынка - рынке услуг педагогического процесса, рынке образовательных услуг и рынке труда молодых специалистов.

На рынке образовательных услуг вуз предлагает образовательные услуги, на рынке специалистов они реализуют знания и умения работодателям и на рынке педагогического процесса преподаватели передают свои знания, умения и навыки обучающего цикла в рамках основной образовательной программы, реализуемой в вузе. Вуз является продавцом по отношению к студентам как потенциальным потребителям образовательных услуг и покупателем по отношению к профессорско-преподавательскому составу, осуществляющему педагогический процесс по направлениям образовательной деятельности учебного заведения. Студенты являются продавцами по отношению к работодателям, демонстрируя свои знания, умения и навыки, приобретенные в вузе, а также -покупателями по отношению к вузу, потребляющими образовательные услуги, предлагаемые данным учебным заведением на образовательном рынке. Вуз является эпицентром взаимодействия и сопряженности всех трех сегментов образовательного поля, в центре внимания которого находятся потребности

физических и юридических лиц - обучающихся и будущих специалистов, а также работодателей как субъектов реализованных знаний будущих специалистов.

Взаимосвязь вуза, студента и работодателя в аспекте образовательной маркетинговой стратегии нуждается в пояснении. В результате потребления образовательного продукта студент формирует определенную систему профессиональных ценностей, приобретает знания, умения и навыки в профессиональной сфере, которые становятся одной из характеристик его востребованности и конкурентоспособности на рынке труда.

В то же время, работодатель, хотя и может условно рассматриваться как конечный потребитель, таковым в терминах образовательной маркетинговой стратегии не является, поскольку подготовленный специалист не продает свои знания и умения, полученные в вузе, которые всегда остаются его достоянием. Он продает свой труд, основанный на системе профессиональных ценностей, знаний, умений и навыков. Студент приобретает знания, чтобы использовать их при продаже своего труда. Таким образом, маркетинговую образовательную стратегию по ориентации студентов на профессиональные ценности можно определить как стратегическую и тактическую деятельность вуза на триедином рынке. Маркетинговая образовательная стратегия ориентирована на достижение целей образования и основана на удовлетворении потребностей студентов в получении системы профессиональных ценностей, знаний, умений и навыков лучше, чем это предлагают конкуренты. Она осуществляется с учетом контроля над внешней средой и степенью достижения намеченных целей и задач.

В образовательной маркетинговой стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности пересекаются сферы интересов как некоммерческого, так и коммерческого маркетинга [2]. С одной стороны, образование по-прежнему остается социально значимой сферой, так как обществу необходимо расширенное воспроизводство интеллектуального потенциала. С другой стороны, существуют рынок труда и рынок образовательных услуг, где образовательные учреждения являются участниками рыночных отношений. Поэтому, разработка маркетинговой образовательной стратегии является актуальной проблемой применительно к процессу ориентации студентов на профессиональные ценности [3].

Кроме того, разработка маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности является исследовательской задачей, предполагающей выбор теоретико-методологического подхода к исследованию (процессу ориентации студентов на профессиональные ценности). Для решения данной проблемы требуется подход, в котором присутствует такой вариативный компонент научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

Маркетинговая образовательная стратегия по ориентации студентов на профессиональные ценности представляет собой систему управления положением образовательного продукта на рынке, основана на использовании обратных связей и является открытой системой. Согласно синергетическому виде-

нию мира, большинство существующих в природе систем - системы открытого типа. Между ними постоянно происходит обмен веществом, энергией. Другими словами, маркетинговая образовательная стратегия представляет собой механизм управления для открытых систем образования, основанный на анализе (мониторинге) внешней среды и на обратных связях [1]. Другими словами, каждый вуз, являясь экономически самостоятельным участником рынка образования, сам регулирует свою рыночную деятельность. Общая характеристика маркетинговой образовательной стратегии (МОС) может быть представлена в виде предлагаемой функциональной схемы - графической модели в виде блоков и взаимосвязей между ними (рис. 1).

Блоки на схеме обозначают преобразователи информации и иллюстрируют три функции маркетинговой образовательной стратегии:

1 - планирование и управление (контроллинг);

2 - маркетинговые исследования, включающие в себя сбор, обработку и анализ данных;

3 - прикладной маркетинг, или практическая маркетинговая деятельность, основные направления которой соответствуют этапам маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности.

Рис. 1. Функциональная схема образовательной маркетинговой стратегии

В составе среды маркетинговой образовательной стратегии следует особо выделить собственные трудовые, материальные и финансовые ресурсы вуза

[3].

Задачей подготовки специалистов с ориентацией студентов на профессиональные ценности является предоставление региональному рынку труда работников, обладающих необходимыми качествами, соответствующими требованиям работодателей. Но, помимо этого, нужно, чтобы большинство выпускников находили себе работу по специальности, чтобы выпускаемый вузом «товар» пользовался спросом. Таким образом, необходима своего рода оптимизация, приведение в соответствие спроса (количественных и качественных его характеристик), возникающего со стороны потенциальных абитуриентов, и спроса, существующего на рынке труда. На этой основе будет происходить и формирование предложения в виде специалистов, обладающих соответствующим уровнем качества подготовки, в особом количестве, с одной стороны, и формирование предложения образовательных услуг, скорректированных в соответствии с требованиями рынка труда, с другой стороны [4]. Эти задачи решаются в процессе реализации маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессию. Маркетинговая образовательная страте-

гия может осуществляться на двух типах рынков: рынке труда специалистов и рынке образовательных услуг.

При реализации маркетинговой образовательной стратегии на рынке труда решаются следующие задачи:

- изучение ситуации на рынке труда - спрос на соответствующих специалистов;

- требования, предъявляемые работодателями к специалистам;

- оценка тенденций на рынке.

В процессе обучения образовательное учреждение должно создать конкурентоспособный «товар» - молодого специалиста, обладающего набором знаний, умений и навыков, наличие которых предполагает ориентацию на профессиональные ценности и предопределяет признание работника на рынке труда. В связи с особенностью «товара», который выпускает образовательное учреждение, то есть специалиста (он же является и потребителем образовательных услуг), качество полученных знаний трудно проверить в момент принятия выпускника на работу. Поэтому важным представляется изучение и оценка нынешних условий, в которых трудится бывший выпускник данного образовательного учреждения, предъявляемых к нему требований, и, главное, соответствует ли он им. Политика ценообразования на рынке труда - это цена подготовки специалиста, которая должна быть определена с учетом возможностей и требований каждого сегмента рынка труда. Одной из задач также является содействие продвижению выпускника на рынке труда - налаживание каналов распределения (прямые договоры с предприятиями, производственная практика с последующим трудоустройством, работа с государственными и негосударственными службами занятости), маркетинговые коммуникации, направленные на формирование соответствующего имиджа выпускников и самого учебного заведения.

Что касается применения маркетинговой образовательной стратегии на рынке образовательных услуг, то здесь задачами являются: изучение спроса на образовательные услуги со стороны потенциальных потребителей, изучение предложения образовательных услуг со стороны других образовательных учреждений, изучение цен, выявление своих конкурентных преимуществ. С учетом полученной информации разрабатывается маркетинговая образовательная стратегия, предполагающая решение следующих задач:

— разработать варианты использования потребителем различных финансовых источников для оплаты обучения;

— выработать способы доведения образовательных услуг до получателя этих услуг (предложить различные формы обучения - дистанционное, заочное, очное - и пути совершенствования этих форм);

— разработать и осуществить мероприятия, направленные на формирование благоприятного имиджа специальности в глазах потенциальных потребителей и общества в целом.

Процесс ориентации студентов на профессиональные ценности основан на применении принципов прямой и обратной связи и построен, как отмечалось выше, с учетом взаимодействия двух типов рынков. Применение маркетинговой образовательной стратегии к процессу ориентации студентов на профессиональные ценности предполагает решение задач на трех взаимосвязанных уровнях:

— учет требований рынка труда (как местного, так и рынка труда других регионов) также предполагает тщательное изучение групп потенциальных потребителей образовательных услуг (принцип прямой связи);

— адаптацию учебного процесса на основе изучения ситуации на двух типах рынков, разработку блока специальных дисциплин;

— воздействие на эти рынки с учетом их требований с помощью этапов маркетинговой образовательной стратегии (принцип обратной связи).

Реализация маркетинговой образовательной стратегии в процессе ориентации студентов на профессиональные ценности означает решение этих задач в цепочке: рынок образовательных услуг - вуз - рынок труда. Кроме того, реализация маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности неразрывно связана с повышением качества образовательных услуг, что представляется крайне важным в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности вуза в свете программы модернизации высшей школы [6].

Следовательно, маркетинговая образовательная стратегия по ориентации студентов на профессиональные ценности, в широком смысле, призвана решать следующие задачи:

— изучить спрос на образовательные услуги, изучить потенциальных потребителей;

— создать «товар», то есть обеспечить студента знаниями, умениями, сформировать у него определенную систему профессиональных ценностей в соответствии с требованиями ГОС, которые также должны соответствовать требованиям, предъявляемым на рынке труда к специалистам, и обеспечить определенные конкурентные преимущества этих специалистов;

— выработать программу продвижения специальности на рынке; сосредоточить маркетинговые усилия в области коммуникаций, главной целью которых является формирование имиджа специальности, а также повышение уровня информированности потенциальных потребителей о преимуществах вуза, специальности, повысить заинтересованность потенциальных и реальных работодателей в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля [5].

Таким образом, в теоретическом плане, реализация маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности в вузе включает в себя следующие этапы:

1. Выявление проблем и формулирование целей маркетинговой образовательной стратегии, в содержательном плане выделяются: поисковые цели -помогающие выявить и конкретизировать проблему, выработать гипотезу или варианты решения проблемы; описательные цели - предполагающие: уяснение и оценку ситуации, отдельных факторов и их комплексов; экспериментальные цели - предусматривающие проверку гипотез, предложенных вариантов решения проблем.

2. Отбор источников информации, включая: вторичные данные (уже существующая информация, собранная другими исследователями и/или для других целей) с указанием источников и способов получения информации; первичные данные (информация, специально собираемая для данной цели) с указанием ареала, способов и субъектов сбора информации.

3. Сбор информации из определенных ранее источников, включая про-

ведение социологических, лабораторных экспериментов.

4. Анализ собранной информации: выявление средних значений интересующих переменных, распределения частотности событий; определение коэффициентов корреляции факторов, событий; определение динамики и тенденций изменения интересующих факторов и т.д.

5. Представление полученных результатов в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций и т. п.

Поэтапная реализация маркетинговой образовательной стратегии определяется стабильностью ее функционирования на основе взаимодействия двух составляющих:

— поэтапное обеспечение качества образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом университета;

— становление системы воспитательной работы образовательного учреждения, обеспечивающей личностный рост студентов, ориентацию на профессиональные ценности обучающихся.

Кроме того, при разработке маркетинговой образовательной стратегии, большое внимание уделяется вопросу ориентации преподавателей разных, не связанных между собой, учебных дисциплин на сотрудничество в подготовке конкурентоспособного специалиста, способствующее формированию принципа работы «в команде». Координация планов специальности и учебных программ во многом определяется стратегической задачей, диктуемой реалиями сегодняшнего дня: «растить рефлексирующего профессионала», думающего, умеющего анализировать свою деятельность [4, С. 47-49]. Содержание образования, методы, технологии, ценности, цели, преподаватель, студент должны меняться вместе и согласованно.

Таким образом, маркетинговая образовательная стратегия по ориентации студентов на профессиональные ценности - это, в первую очередь, тактика образовательной деятельности, ее «инструментальная составляющая», последовательность действий. Внедрение маркетинговой образовательной стратегии способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, реализующего комплекс полученных знаний, умений и навыков в профессиональной трудовой деятельности, адаптированной к условиям и специфике труда на основе общих принципов, методов, способов ориентации в ценностях рынка труда и ценностях полученной профессиональнопрактической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киннел, М. Маркетинг некоммерческих организаций / М. Кинелл, Д. Макдугал. - М. : Луч, 2000. - 347 с.

2. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М. : Высшая школа, 1998. - 547 с.

3. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. - М. : Высшая школа, 2000. - 140 с.

4. Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг / А. П. Панкру-хин. - М. : АСТ-пресс, 2004. - 218 с.

5. Пиитов, С.Е. Мониторинг качества образования / С.Е. Пиитов, В.А.

Кальней. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.

6. Третьякова, Т.Н. Основные подходы к изучению профессиональной направленности личности // Цивилизация знаний : будущее и современность : материалы Всерос. науч. конф. - М. : РосНОУ, 2005.

7. Третьякова, Т.Н. Педагогические проблемы маркетинга образования / Т.Н. Третьякова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 211с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ТРЕНЕРАМ ДЮСШ В

ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЗАДАПТАЦИИ

Л.Г. Чернышева

Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К причинам, их вызывающим, относятся следующие характеристики педагогического труда: высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность, высокие интеллектуальные, эмоциональные, волевые затраты. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.

С целью лучшей подготовки к соревнованиям и избегания типичных ошибок, нарушающих сотрудничество, возможно оказание психологического консультирования и психологической помощи практическим психологом как самим спортсменам, так и тренерам [8].

Для анализа путей повышения адаптационного потенциала и преодоления стрессовых ситуаций с наименьшими потерями в профессиональной деятельности тренеров-преподавателей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по легкой атлетике спортивного клуба армии (СДЮШОР СКА) г. Хабаровска был проведен эксперимент по обеспечению психологической помощи и психологической поддержки. Коллектив представлен 16 тренерами-преподавателями (8 женщин и 8 мужчин) с высшим образованием, со стажем от 2 до более 20 лет. На момент исследования по уровню профессионализма 7 тренеров имели высшую квалификационную категорию, 5 тренеров - 1 тренерскую категорию, 4 тренера - 2 тренерскую категорию. Эксперимент длился 5 лет.

На диагностическом этапе эксперимента было проведено комплексное исследование факторов профессионально-личностной адаптации тренеров-преподавателей по двум направлениям:

а) выделение профессионально важных, социально обусловленных качеств личности (коммуникативные и организаторские способности по методике КОС [7], потребность в достижениях по методике Ю.М. Орлова [2], самоактуализация по «Краткой шкале измерения самоактуализации» по А. Маслоу в модификации Джоунс и Крэндалл [7];

б) выявление факторов риска профессионально-личностной дезадаптации в деятельности тренеров (удовлетворенность профессией и работой по методике Н.В. Журина и Е.П. Ильина [2], личностная тревожность по шкале самооценки Спилбергера-Ханина [8]; компоненты психоэмоционального напряжения по опроснику «Ваше самочувствие» [4]); компоненты синдрома эмоционального «выгорания» по опроснику МВ1, адаптированному Н.Е. Во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.