На уроках изобразительного искусства в пятом классе (тема «Геральдика») ставим задачу - нарисовать герб (свой, класса, семьи). Сначала составляем план работы:
- выполнить зарисовки изображений- символов на гербе;
- выбираем цвет каждого поля, с учетом его символического значения;
- располагаем их на поле герба;
- выбираем форму герба и способ деления ( стропила, пояс, крест и т.д.).
Далее ребята выполняют отдельные изображения и вырезают их. Каждый ребенок (или пара) сообщает классу, почему именно эти изображения были выбраны, какие были еще идеи. На листе формата А3 располагаем рисунки, затем решаем, а как сделать иначе, чтобы получилось лучше и почему надо сделать именно так. Когда найдено оптимальное сочетание (компоновка) рисунков, пробуем вписать их в ту или другую форму герба, выявляя недостатки и достоинства каждой формы. В результате находим оптимальный вариант. Далее делим поле герба на несколько частей, применяя то один, то другой способ, пока не найдется лучшее решение. Далее кто-то из ребят выполня-
ет цветовое решение, объясняя, почему надо выбрать именно эти цвета. После того, как задача будет выполнена, производим окончательную прорисовку мелких деталей, орнаментов, украшений и т.п. Последний этап - описание герба.
Подводя итог, можно констатировать тот факт, что использование рефлексии на уроках как своеобразного отображения во внутреннем плане осуществлённой деятельности даёт ребенку материал для самостоятельной критики и последующего преобразования своей деятельности. Рефлексия даёт возможность совершенствовать различные виды деятельности. Рефлексия также является источником порождения новых идей. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Человек конструирует из существующих компонентов новые модели. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным.
Источники информации: http://revolution.allbest.ru/psychology/00008860 0.html
В статье автор раскрывает положение, согласно которому современный уровень развития спорта требует, чтобы тренер-преподаватель был знаком со многими проблемами подготовки спортсменов и их психологическими особенностями, а спортсмены, в свою очередь, были психологически подготовлены к занятиям спортом.
Кондратьева Наталья Владимировна,
заместитель директора по НМР ГОУ ДОД «Краевая специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва» Забайкальский край, г. Чита
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: психологическое сопровождение спортивной деятельности, объекты психологического сопровождения, цели и задачи психологического сопровождения, направления психологического сопровождения, эксперимент в области психологического сопровождения спортсменов
В борьбе равных побеждает психология!
Пьер де Кубертен
Спортивная подготовка - многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс, который сопровождается повышением физических нагрузок, экстремальностью условий, напряжением психических сил, резким повышением социальной роли спорта, выраженной интенсификацией подготовки спортсменов, возрастанием психической напряжённо-
сти спортивной борьбы, повышением мотивационной силы спортивной победы, усиливающейся профессионализацией сферы спорта. Всё это предельно повышает требования к спортсмену, его психике и порождает новые задачи, а следовательно, и связанные с ними новые формы и методы в организации и управлении процессом спортивной подготовки.
Для полноценной подготовки спортсменов нужна система психологического сопровождения как целенаправленная деятельность по диагностике и развитию
психических качеств, регуляции психических состояний, формированию индивидуального стиля спортивной деятельности и т.д.
Поэтому в сентябре 2004г. в Краевой СДЮСШОР была организована Психологическая служба, которая представляет собой компонент организационной структуры учреждения физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающий психологическими средствами эффективность образовательного, воспитательного, учебно-тренировочного процессов.
• Целью работы психолога является психологическое сопровождение подготовки спортсменов и других участников образовательного про цесса.
Задачи психологического сопровождения спортсменов
Воспитываю щие Обучающие Развивающие
1. Содействовать воспитанию гармонично раз витой личкости. 2. Содействовать воспитании-) социаетно адаптирвкатсой лич-ноети. 3. Воспитать потребность заниматься сппктом, соснатель-но применять физи-чепкие упражчения в целях тренировки, повышения ркбстоспо-сеВвести, укрепления здоровья. 4. Воспитатие нравственных и волевых качеств. 1. Способствовать чпкрсипоеб-ртенте-е нию воспитан-никамс пскхи-логических знаний, -мений, навыков . 2. Обучение спортсмеиов приёмам само-возде йствря, психор егуляеии н релаксации. 3. Обучение спортивно важным качествам. 1. Способствовать личностному развитию детей. 2. Способствовать развитию уверенности в себе, лидерских -ачеств.
Задзаи психолохической работы с тренерами-преподавателя ми:
1. Повышение крофессиональной и личностней ком петентности;
2. формирование необходимых психологических знанийи навыков;
3. психологическое консультирокдние по вопросам оптимизации тренировочного процрсса;
4. развитие профессионвльных и личностных качеств;
5. повышение эффективности взаимодействия со спортсменами.
Задачи психологической работы с родителями учащихся:
1. Повышение психологической культуры в вопросах воспитания детей;
2. психологическое консультирование в проблемных ситуациях;
3. формирование необходимых психологических знаний;
4. формирование представлений о значимости отношения родителей к спортивной деятельности детей.
Задачи психологической работы с администрацией учреждения:
1. Консультативная помощь в организации системы спортивной подготовки, учебно-воспитательного процесса в спортивной школе;
2. повышение психологической культуры педагогических работников.
Деятельность психолога также направлена на достижение оптимальной психологической адап-
тации спортсменов к учебнотренировочному процессу. Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в командах. Применяется личностноориентированный подход к каждому учащемуся. Сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Практикуются различные коррекционно-развивающие программы для личностного развития детей.
Формы проведения занятий:
- теоретические;
- практические;
- обучающие;
- развивающие;
- коррекционные.
За время функционирования психологической службы Краевой СДЮСШОР были проведены различные психологические мероприятия:
о Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, тренеров-преподавателей. о Раз витие личностных качеств. о Развитие спортивно важных качеств. о Психологическое сопровождение инновационной деятельности (составлена программа психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования). о Психологическое просвещение тренеров-преподавателей. о Психологические практикумы, лекции в рамках тренерско-методических и краевых методических советов, педагогических советов. о Участие в конференциях, конкурсах. о Проведение Декады психологии. о Псйхологическое сопровождение спортсменов в летнем оздоровительном лагере на смене «Спортландия». о Психологическое сопровождение спортсменов на соревнованиях. о Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям. о Организационно-методическая деятельность.
На данный момент психологическое сопровождение спортивной деятельности КСДЮСШОР включает в себя следующие направления:
Проектирование психологической подготовки спортсменов
Психологическое просвещение
Психологическая диагностика
Психологическая профилактика
Психологическая коррекция
Психологическое консультирование
Общая и специальная психологическая подготовка к соревнованиям
Мониторинг психологической подготовленности спортсменов
В 2005-2008 г.г. в КСДЮСШОР просодилась экспериментальная работа по теме «Инновациунные п°о-поссы в организации учебно-воспитательного процов-са по физической культуре учащихся младших классов в уеловиях взаимодействия общеобразоодтель-ной шеолы и учреждения дополнительного образования детой». Данный энспоримент проводился 4 года и стаоил перед собой следующие цели - сокдание ком-алексной системы подготовки учащихся специализированного спортивного класса, интелрация общего и дополнительного обраиования детей. Специалистами Краевой СДЮСШОР и Факультета Физическои кулн-туры Знбайкальссого Г'осу^дартс^^енног'о Гуманитафно-Педагогического Унинорситета отслеживались еакие показатели, как физическое |эазвитие детео их функциональные особерности, дисамида cocссяния здоровья. Fи^°;кг°.п ьтситс! ос о эксперимтнта яяилось достоверное повышение уровня физического развития, фини-ческой и функциональной подготовленности, результативности спортивной деятельности учащихся спеки-ализированного класса по сравнению с контрольной группой. Дети физически более развиты, показывают лучшие результаты в технико-тактической подготовке и в соревновательной деятельности.
На протяжении всего эксперимента с учащимися спортивного класса проводилась и психологическая работа. Была разработана программа психологического сопровождения, включающая в себя диагностику и развитие личности юных спортсменов. Результаты психологической работы показали, что данное направление является перспективным и значимым. Таким образом, у педагогического коллектива КСДЮС-ШОР возникла идея продолжения экспериментальной работы в направлении психологического сопровождения.
Проанализировав научно-методическую литературу, можно прийти к выводу, что у нас в регионе отсут-
ствует комплексная, отлаженная система психологиче-екокo сопровождения спортсменов. Учащиеся ДЮСШ, СДЮСШОР остаются без качественной психологической подготовки. А ведь начальный этап спортивной подготовки является наиболее значимым, важным и определяющим для становления личности ребёнка, для становления его как спортсмена, для его реализации в спортивной деятельности. И от того, как ребёнок адаптируется к условиям учебно-тренировочного процесса, насколько будет психологически подготовлен к спортивной деятельности, зависят его дальнейшие успехи в спорте.
Исходя из всего вышеперечисленного, в ГОУДОД КСДЮСШОР был разработан проект по теме «Психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса как фактор повышения качества подготовки спортсменов». По итогам защиты данного проекта в феврале 2009г. учреждению присвоен статус Краевой экспериментальнопедагогической площадки.
Актуальность экспериментальной работы в КСДЮСШОР обусловлена необходимостью создания системы психологического сопровождения юных спортсменов.
Система психологического сопровождения спор-ясмеоов базируется на создании своеобразной «пси-холноической модели спортсмена», которая заключается в мысленном представлении предполагаемого объекта. Модель личности спортсмена создаётся для того, чтобы представить тот комплекс качеств личности спортсмена, который будет способствовать успеш-еости его спортивной деятельности.
В КСДЮСШОР «психологическая модель спор-тсмноа» заключается в наличии у него следующих спортиано важных качеств:
1) высокая мотивация к занятиям спортом (мотивация достижения успехов);
2) высокий уровень адаптации спортсменов к условиям спортивной деятельности;
3) психическая устойчивость;
4) уверенность в себе;
5) морально-волевые качества (целеустремлён-ограммнаость, ответственность, самообладание, выдержка, решительность, энергичность и др.);
6) активная позиция по отношению к спортивной деятельности.
Наличие «психологической модели спортсмена» позволяет спроектировать тот оптимальный комплекс личностных качеств спортсменов, который обеспечит повышение уровня их психологической подготовки к спортивной деятельности и позволит им добиться успехов в спорте.
Следовательно, критериями оценки разработанной программы психологического сопровождения будет соответствие психологической подготовленности спортсменов КСДЮСШОР представленной модели.
Объект исследования - психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса.
Предмет исследования - психологическая подготовленность учащихся специализированного спортивного класса.
Цель исследования состоит в повышении эффективности подготовки спортсменов посредством психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса в условиях углубленного учебно-тренировочного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) В процессе анализа научной литературы изучить состояние современной системы психологического сопровождения спортсменов. Определить приоритетные направления деятельности психолога в области физической культуры и спорта.
2) На основе анализа научной и методической литературы разработать программу психологического сопровождения юных спортсменов - учащихся специализированного спортивного класса. Выделить критерии оценки эффективности программы психологического сопровождения спортсменов.
3) На практическом этапе реализации программы способствовать повышению эффективности подготовки спортсменов за счёт улучшения их психологической подготовленности к спортивной деятельности, а именно:
- повысить уровень мотивации юных спортсменов к занятиям спортом, к достижению спортивных результатов;
- способствовать адаптации спортсменов к длительному тренировочному процессу, к условиям спортивной деятельности;
- способствовать повышению уровня психической устойчивости и надёжности спортсменов;
- создать условия для раскрытия и мобилизации личностного потенциала спортсменов;
- развить уверенность спортсменов в себе, своих силах;
- сформировать активную позицию спортсменов по отношению к их деятельности;
- способствовать развитию морально-волевых качеств спортсменов.
Эмпирическая база: специализированный спортивный класс, ГОУДОД КСДЮСШОР, МОУ СОШ № 26, ФФК ЗабГГПУ
В качестве рабочей гипотезы предполагается, что разработка системы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса будет способствовать повышению уровня психологической подготовленности спортсменов, а следовательно - повышению качества спортивной подготовки.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной программы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса.
Практическая значимость. Результаты экс-
перимента могут быть применены при организации учебно-воспитательного процесса в специализированных спортивных классах, а также при разработке и составлении программ психологического сопровождения спортсменов. Данные экспериментальной работы могут быть использованы в области спортивной психологии, при психологической подготовке спортсменов и тренеров, при раз-
работке учебно-тренировочных занятий в учреждениях физкультурно-спортивной направленности. Результаты работы представляют практическую значимость и интерес для тренеров-преподавателей, педагогов, психологов и могут способствовать усовершенствованию работы со спортсменами, созданию оптимальных условий для развития личностных качеств спортсменов.
Прогноз ожидаемых положительных результатов
Положительные результаты экспериментальной работы заключаются в эффективности созданной программы психологического сопровождения спортсменов, в оптимальном внедрении системы психологического сопровождения в образовательный процесс спортивной школы.
Так как Краевая СДЮСШОР является научнометодическим центром для учреждений физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края, то создание системы психологического сопровождения спортсменов является необходимым, целесообразным и перспективным направлением для развития, повышения качества и эффективности образовательного процесса в спортивных школах.
При этом следует остановиться на проблемах, выявленных в ходе анализа работы психологической службы в КСДЮСШОР:
1. Отсутствие материальной базы для проведения психологических занятий.
В учреждении имеется кабинет психолога, где психолог может проводить индивидуальные занятия со спортсменами, беседы с тренерами-преподавателями, родителями. Однако отсутствует специально отведённое и оборудованное помещение для проведения психологических занятий,тренингов.
Важное место в психологической подготовке спортсменов занимает обучение навыкам правильного дыхания, релаксации, снятия мышечного напряжения; оптимизация эмоционального состояния, а также развитие личностных и спортивно важных качеств учащихся. С этими задачами поможет справиться наличие комнаты психологической разгрузки или тренингового зала.
2. Отсутствие оборудования, материала для проведения психологических занятий.
Для проведения психологических занятий, тренингов часто необходимо дополнительное оборудование и материалы:
- мячи;
- мягкие игрушки;
- магнитофон;
- коврики и т.д.
Отсутствие необходимого материала может повлиять на эффективность проведения психологических занятий.
3. Отсутствие психологической помощи, консультирования, просвещения тренеров-преподавателей и спортсменов УДОД физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края.
Создание материальнотехнической базы для проведения психологических занятий
Таким образом, приоритетными направлениями развития психологической службы в настоящее время мы видим следующие:
1. Создание материальнотехнической базы для проведения психологических занятий, тренингов.
2. Разработка методических пособий, программ для реализации психологического сопровождения спортивной деятельности.
3. Оказание психологической помощи спортсменам и тренерам-преподавателям УДОД физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края.
♦ Психологическая подготовка к соревнованиям.
♦ Развитие личностных и спортивно важных качеств спортсменов.
♦ Тренинги командообразования и др.
4. Психологическое сопровождение инновационной деятельности, разработка экспериментальных проектов по психологическому направлению.
Проблема организации и качественного функционирования службы психологического сопровождения
Направления развития психологической службы КСДЮСШОР
- создание и оснащение тренингового зала для
проведения психологических занятий
Разработка
методических
пособий, программ
для реализации
психологического
сопровождения
спортсменов
Оказание
психологической помощи спортсменам и тренерам-
преподавателям УДОД физкультурноспортивной направленности Забайкальского края
V
- Психологическая подготовка к соревнованиям
- Развитие личностных и спортивно важных качеств спортсменов
- Тренинги командообразования
- Развитие личностных компетенций тренеров-преподавателей, повышение их психологической культуры
спортивной деятельности в настоящее время становится всё более очевидной и актуальной. В современном спорте спортсмены нуждаются в профессиональном и качественном психологическом сопровождении.
В статье рассматриваются вопросы создания и развития здоровьесберегающей среды в условиях школы, авторами обращается внимание на повышение уровня проявления агрессивности, конфликтности, деструктивных способов общения и предлагается обучение способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, приемам психической саморегуляции, расширению репертуара поведения в конфликте.
Мазуренко Татьяна Борисовна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ, № 43» Павлюк Юлия Николаевна, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 13», Проскурин Антон Васильевич,
педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 7»
г. Норильск
«ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ»
Как создать здоровьесберегающую среду в условиях школы?
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, психологическое здоровье, конструктивное взаимодействие, социально-психологическая компетентность
Обращение к проблеме создания и развития здоровьесберегающей среды в условиях школы из года в год остаётся актуальной. Причём наряду с изучением вопросов о сохранении и поддержке физического здоровья, достаточно мало
внимания уделяется сохранению и поддержке здоровья психологического, созданию полноценной среды обеспечивающей психоэмоциональный комфорт внутри классных коллективов, и школы в целом.