Научная статья на тему 'Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельности'

Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3748
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Наталья Владимировна

В статье автор раскрывает положение, согласно которому современный уровень развития спорта требует, чтобы тренер-преподаватель был знаком со многими проблемами подготовки спортсменов и их психологическими особенностями, а спортсмены, в свою очередь, были психологически подготовлены к занятиям спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратьева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельности»

На уроках изобразительного искусства в пятом классе (тема «Геральдика») ставим задачу - нарисовать герб (свой, класса, семьи). Сначала составляем план работы:

- выполнить зарисовки изображений- символов на гербе;

- выбираем цвет каждого поля, с учетом его символического значения;

- располагаем их на поле герба;

- выбираем форму герба и способ деления ( стропила, пояс, крест и т.д.).

Далее ребята выполняют отдельные изображения и вырезают их. Каждый ребенок (или пара) сообщает классу, почему именно эти изображения были выбраны, какие были еще идеи. На листе формата А3 располагаем рисунки, затем решаем, а как сделать иначе, чтобы получилось лучше и почему надо сделать именно так. Когда найдено оптимальное сочетание (компоновка) рисунков, пробуем вписать их в ту или другую форму герба, выявляя недостатки и достоинства каждой формы. В результате находим оптимальный вариант. Далее делим поле герба на несколько частей, применяя то один, то другой способ, пока не найдется лучшее решение. Далее кто-то из ребят выполня-

ет цветовое решение, объясняя, почему надо выбрать именно эти цвета. После того, как задача будет выполнена, производим окончательную прорисовку мелких деталей, орнаментов, украшений и т.п. Последний этап - описание герба.

Подводя итог, можно констатировать тот факт, что использование рефлексии на уроках как своеобразного отображения во внутреннем плане осуществлённой деятельности даёт ребенку материал для самостоятельной критики и последующего преобразования своей деятельности. Рефлексия даёт возможность совершенствовать различные виды деятельности. Рефлексия также является источником порождения новых идей. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Человек конструирует из существующих компонентов новые модели. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным.

Источники информации: http://revolution.allbest.ru/psychology/00008860 0.html

В статье автор раскрывает положение, согласно которому современный уровень развития спорта требует, чтобы тренер-преподаватель был знаком со многими проблемами подготовки спортсменов и их психологическими особенностями, а спортсмены, в свою очередь, были психологически подготовлены к занятиям спортом.

Кондратьева Наталья Владимировна,

заместитель директора по НМР ГОУ ДОД «Краевая специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва» Забайкальский край, г. Чита

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: психологическое сопровождение спортивной деятельности, объекты психологического сопровождения, цели и задачи психологического сопровождения, направления психологического сопровождения, эксперимент в области психологического сопровождения спортсменов

В борьбе равных побеждает психология!

Пьер де Кубертен

Спортивная подготовка - многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс, который сопровождается повышением физических нагрузок, экстремальностью условий, напряжением психических сил, резким повышением социальной роли спорта, выраженной интенсификацией подготовки спортсменов, возрастанием психической напряжённо-

сти спортивной борьбы, повышением мотивационной силы спортивной победы, усиливающейся профессионализацией сферы спорта. Всё это предельно повышает требования к спортсмену, его психике и порождает новые задачи, а следовательно, и связанные с ними новые формы и методы в организации и управлении процессом спортивной подготовки.

Для полноценной подготовки спортсменов нужна система психологического сопровождения как целенаправленная деятельность по диагностике и развитию

психических качеств, регуляции психических состояний, формированию индивидуального стиля спортивной деятельности и т.д.

Поэтому в сентябре 2004г. в Краевой СДЮСШОР была организована Психологическая служба, которая представляет собой компонент организационной структуры учреждения физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающий психологическими средствами эффективность образовательного, воспитательного, учебно-тренировочного процессов.

• Целью работы психолога является психологическое сопровождение подготовки спортсменов и других участников образовательного про цесса.

Задачи психологического сопровождения спортсменов

Воспитываю щие Обучающие Развивающие

1. Содействовать воспитанию гармонично раз витой личкости. 2. Содействовать воспитании-) социаетно адаптирвкатсой лич-ноети. 3. Воспитать потребность заниматься сппктом, соснатель-но применять физи-чепкие упражчения в целях тренировки, повышения ркбстоспо-сеВвести, укрепления здоровья. 4. Воспитатие нравственных и волевых качеств. 1. Способствовать чпкрсипоеб-ртенте-е нию воспитан-никамс пскхи-логических знаний, -мений, навыков . 2. Обучение спортсмеиов приёмам само-возде йствря, психор егуляеии н релаксации. 3. Обучение спортивно важным качествам. 1. Способствовать личностному развитию детей. 2. Способствовать развитию уверенности в себе, лидерских -ачеств.

Задзаи психолохической работы с тренерами-преподавателя ми:

1. Повышение крофессиональной и личностней ком петентности;

2. формирование необходимых психологических знанийи навыков;

3. психологическое консультирокдние по вопросам оптимизации тренировочного процрсса;

4. развитие профессионвльных и личностных качеств;

5. повышение эффективности взаимодействия со спортсменами.

Задачи психологической работы с родителями учащихся:

1. Повышение психологической культуры в вопросах воспитания детей;

2. психологическое консультирование в проблемных ситуациях;

3. формирование необходимых психологических знаний;

4. формирование представлений о значимости отношения родителей к спортивной деятельности детей.

Задачи психологической работы с администрацией учреждения:

1. Консультативная помощь в организации системы спортивной подготовки, учебно-воспитательного процесса в спортивной школе;

2. повышение психологической культуры педагогических работников.

Деятельность психолога также направлена на достижение оптимальной психологической адап-

тации спортсменов к учебнотренировочному процессу. Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в командах. Применяется личностноориентированный подход к каждому учащемуся. Сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Практикуются различные коррекционно-развивающие программы для личностного развития детей.

Формы проведения занятий:

- теоретические;

- практические;

- обучающие;

- развивающие;

- коррекционные.

За время функционирования психологической службы Краевой СДЮСШОР были проведены различные психологические мероприятия:

о Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, тренеров-преподавателей. о Раз витие личностных качеств. о Развитие спортивно важных качеств. о Психологическое сопровождение инновационной деятельности (составлена программа психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования). о Психологическое просвещение тренеров-преподавателей. о Психологические практикумы, лекции в рамках тренерско-методических и краевых методических советов, педагогических советов. о Участие в конференциях, конкурсах. о Проведение Декады психологии. о Псйхологическое сопровождение спортсменов в летнем оздоровительном лагере на смене «Спортландия». о Психологическое сопровождение спортсменов на соревнованиях. о Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям. о Организационно-методическая деятельность.

На данный момент психологическое сопровождение спортивной деятельности КСДЮСШОР включает в себя следующие направления:

Проектирование психологической подготовки спортсменов

Психологическое просвещение

Психологическая диагностика

Психологическая профилактика

Психологическая коррекция

Психологическое консультирование

Общая и специальная психологическая подготовка к соревнованиям

Мониторинг психологической подготовленности спортсменов

В 2005-2008 г.г. в КСДЮСШОР просодилась экспериментальная работа по теме «Инновациунные п°о-поссы в организации учебно-воспитательного процов-са по физической культуре учащихся младших классов в уеловиях взаимодействия общеобразоодтель-ной шеолы и учреждения дополнительного образования детой». Данный энспоримент проводился 4 года и стаоил перед собой следующие цели - сокдание ком-алексной системы подготовки учащихся специализированного спортивного класса, интелрация общего и дополнительного обраиования детей. Специалистами Краевой СДЮСШОР и Факультета Физическои кулн-туры Знбайкальссого Г'осу^дартс^^енног'о Гуманитафно-Педагогического Унинорситета отслеживались еакие показатели, как физическое |эазвитие детео их функциональные особерности, дисамида cocссяния здоровья. Fи^°;кг°.п ьтситс! ос о эксперимтнта яяилось достоверное повышение уровня физического развития, фини-ческой и функциональной подготовленности, результативности спортивной деятельности учащихся спеки-ализированного класса по сравнению с контрольной группой. Дети физически более развиты, показывают лучшие результаты в технико-тактической подготовке и в соревновательной деятельности.

На протяжении всего эксперимента с учащимися спортивного класса проводилась и психологическая работа. Была разработана программа психологического сопровождения, включающая в себя диагностику и развитие личности юных спортсменов. Результаты психологической работы показали, что данное направление является перспективным и значимым. Таким образом, у педагогического коллектива КСДЮС-ШОР возникла идея продолжения экспериментальной работы в направлении психологического сопровождения.

Проанализировав научно-методическую литературу, можно прийти к выводу, что у нас в регионе отсут-

ствует комплексная, отлаженная система психологиче-екокo сопровождения спортсменов. Учащиеся ДЮСШ, СДЮСШОР остаются без качественной психологической подготовки. А ведь начальный этап спортивной подготовки является наиболее значимым, важным и определяющим для становления личности ребёнка, для становления его как спортсмена, для его реализации в спортивной деятельности. И от того, как ребёнок адаптируется к условиям учебно-тренировочного процесса, насколько будет психологически подготовлен к спортивной деятельности, зависят его дальнейшие успехи в спорте.

Исходя из всего вышеперечисленного, в ГОУДОД КСДЮСШОР был разработан проект по теме «Психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса как фактор повышения качества подготовки спортсменов». По итогам защиты данного проекта в феврале 2009г. учреждению присвоен статус Краевой экспериментальнопедагогической площадки.

Актуальность экспериментальной работы в КСДЮСШОР обусловлена необходимостью создания системы психологического сопровождения юных спортсменов.

Система психологического сопровождения спор-ясмеоов базируется на создании своеобразной «пси-холноической модели спортсмена», которая заключается в мысленном представлении предполагаемого объекта. Модель личности спортсмена создаётся для того, чтобы представить тот комплекс качеств личности спортсмена, который будет способствовать успеш-еости его спортивной деятельности.

В КСДЮСШОР «психологическая модель спор-тсмноа» заключается в наличии у него следующих спортиано важных качеств:

1) высокая мотивация к занятиям спортом (мотивация достижения успехов);

2) высокий уровень адаптации спортсменов к условиям спортивной деятельности;

3) психическая устойчивость;

4) уверенность в себе;

5) морально-волевые качества (целеустремлён-ограммнаость, ответственность, самообладание, выдержка, решительность, энергичность и др.);

6) активная позиция по отношению к спортивной деятельности.

Наличие «психологической модели спортсмена» позволяет спроектировать тот оптимальный комплекс личностных качеств спортсменов, который обеспечит повышение уровня их психологической подготовки к спортивной деятельности и позволит им добиться успехов в спорте.

Следовательно, критериями оценки разработанной программы психологического сопровождения будет соответствие психологической подготовленности спортсменов КСДЮСШОР представленной модели.

Объект исследования - психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса.

Предмет исследования - психологическая подготовленность учащихся специализированного спортивного класса.

Цель исследования состоит в повышении эффективности подготовки спортсменов посредством психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса в условиях углубленного учебно-тренировочного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) В процессе анализа научной литературы изучить состояние современной системы психологического сопровождения спортсменов. Определить приоритетные направления деятельности психолога в области физической культуры и спорта.

2) На основе анализа научной и методической литературы разработать программу психологического сопровождения юных спортсменов - учащихся специализированного спортивного класса. Выделить критерии оценки эффективности программы психологического сопровождения спортсменов.

3) На практическом этапе реализации программы способствовать повышению эффективности подготовки спортсменов за счёт улучшения их психологической подготовленности к спортивной деятельности, а именно:

- повысить уровень мотивации юных спортсменов к занятиям спортом, к достижению спортивных результатов;

- способствовать адаптации спортсменов к длительному тренировочному процессу, к условиям спортивной деятельности;

- способствовать повышению уровня психической устойчивости и надёжности спортсменов;

- создать условия для раскрытия и мобилизации личностного потенциала спортсменов;

- развить уверенность спортсменов в себе, своих силах;

- сформировать активную позицию спортсменов по отношению к их деятельности;

- способствовать развитию морально-волевых качеств спортсменов.

Эмпирическая база: специализированный спортивный класс, ГОУДОД КСДЮСШОР, МОУ СОШ № 26, ФФК ЗабГГПУ

В качестве рабочей гипотезы предполагается, что разработка системы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса будет способствовать повышению уровня психологической подготовленности спортсменов, а следовательно - повышению качества спортивной подготовки.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной программы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса.

Практическая значимость. Результаты экс-

перимента могут быть применены при организации учебно-воспитательного процесса в специализированных спортивных классах, а также при разработке и составлении программ психологического сопровождения спортсменов. Данные экспериментальной работы могут быть использованы в области спортивной психологии, при психологической подготовке спортсменов и тренеров, при раз-

работке учебно-тренировочных занятий в учреждениях физкультурно-спортивной направленности. Результаты работы представляют практическую значимость и интерес для тренеров-преподавателей, педагогов, психологов и могут способствовать усовершенствованию работы со спортсменами, созданию оптимальных условий для развития личностных качеств спортсменов.

Прогноз ожидаемых положительных результатов

Положительные результаты экспериментальной работы заключаются в эффективности созданной программы психологического сопровождения спортсменов, в оптимальном внедрении системы психологического сопровождения в образовательный процесс спортивной школы.

Так как Краевая СДЮСШОР является научнометодическим центром для учреждений физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края, то создание системы психологического сопровождения спортсменов является необходимым, целесообразным и перспективным направлением для развития, повышения качества и эффективности образовательного процесса в спортивных школах.

При этом следует остановиться на проблемах, выявленных в ходе анализа работы психологической службы в КСДЮСШОР:

1. Отсутствие материальной базы для проведения психологических занятий.

В учреждении имеется кабинет психолога, где психолог может проводить индивидуальные занятия со спортсменами, беседы с тренерами-преподавателями, родителями. Однако отсутствует специально отведённое и оборудованное помещение для проведения психологических занятий,тренингов.

Важное место в психологической подготовке спортсменов занимает обучение навыкам правильного дыхания, релаксации, снятия мышечного напряжения; оптимизация эмоционального состояния, а также развитие личностных и спортивно важных качеств учащихся. С этими задачами поможет справиться наличие комнаты психологической разгрузки или тренингового зала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Отсутствие оборудования, материала для проведения психологических занятий.

Для проведения психологических занятий, тренингов часто необходимо дополнительное оборудование и материалы:

- мячи;

- мягкие игрушки;

- магнитофон;

- коврики и т.д.

Отсутствие необходимого материала может повлиять на эффективность проведения психологических занятий.

3. Отсутствие психологической помощи, консультирования, просвещения тренеров-преподавателей и спортсменов УДОД физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края.

Создание материальнотехнической базы для проведения психологических занятий

Таким образом, приоритетными направлениями развития психологической службы в настоящее время мы видим следующие:

1. Создание материальнотехнической базы для проведения психологических занятий, тренингов.

2. Разработка методических пособий, программ для реализации психологического сопровождения спортивной деятельности.

3. Оказание психологической помощи спортсменам и тренерам-преподавателям УДОД физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края.

♦ Психологическая подготовка к соревнованиям.

♦ Развитие личностных и спортивно важных качеств спортсменов.

♦ Тренинги командообразования и др.

4. Психологическое сопровождение инновационной деятельности, разработка экспериментальных проектов по психологическому направлению.

Проблема организации и качественного функционирования службы психологического сопровождения

Направления развития психологической службы КСДЮСШОР

- создание и оснащение тренингового зала для

проведения психологических занятий

Разработка

методических

пособий, программ

для реализации

психологического

сопровождения

спортсменов

Оказание

психологической помощи спортсменам и тренерам-

преподавателям УДОД физкультурноспортивной направленности Забайкальского края

V

- Психологическая подготовка к соревнованиям

- Развитие личностных и спортивно важных качеств спортсменов

- Тренинги командообразования

- Развитие личностных компетенций тренеров-преподавателей, повышение их психологической культуры

спортивной деятельности в настоящее время становится всё более очевидной и актуальной. В современном спорте спортсмены нуждаются в профессиональном и качественном психологическом сопровождении.

В статье рассматриваются вопросы создания и развития здоровьесберегающей среды в условиях школы, авторами обращается внимание на повышение уровня проявления агрессивности, конфликтности, деструктивных способов общения и предлагается обучение способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, приемам психической саморегуляции, расширению репертуара поведения в конфликте.

Мазуренко Татьяна Борисовна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ, № 43» Павлюк Юлия Николаевна, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 13», Проскурин Антон Васильевич,

педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 7»

г. Норильск

«ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ»

Как создать здоровьесберегающую среду в условиях школы?

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, психологическое здоровье, конструктивное взаимодействие, социально-психологическая компетентность

Обращение к проблеме создания и развития здоровьесберегающей среды в условиях школы из года в год остаётся актуальной. Причём наряду с изучением вопросов о сохранении и поддержке физического здоровья, достаточно мало

внимания уделяется сохранению и поддержке здоровья психологического, созданию полноценной среды обеспечивающей психоэмоциональный комфорт внутри классных коллективов, и школы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.