Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. II
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
С. Н. Костромина, В. В. Смирнова
модель психологического сопровождения подготовки борцов высокой квалификации
Характеристика современного состояния проблемы
Современный спорт — это соревновательная деятельность, направленная, прежде всего, не на достижение высоких результатов, а на реализацию потенциала спортсмена. Такое принципиально новое смещение акцента с результата на потенциал требует изменения и подхода к организации всего учебно-тренировочного процесса.
Существенно вырос удельный вес психологической составляющей в структуре спортивной тренировки. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности соревновательной деятельности спортсменов является организация и проведение психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение занимает основное место в работе со спортсменами. Особенно актуально это при подготовке спортсменов высокой квалификации в связи с резким увеличением воздействия стрессогенных факторов, высокой вероятностью травм, экстремальностью физических и нервно-психических нагрузок, а также началом личностного кризиса, связанного с достижением пика спортивной карьеры.
Достичь профессионального мастерства уровня экстра-класса, а следовательно, максимально раскрыть свои возможности может тот, кто обладает высоким уровнем стрессо-устойчивости, кто стремится к победе, верит в поддержку близких людей, у кого сознание сконцентрировано на цели и ожидании непредвиденного, кто готов идти на оправданный риск и использовать малейшую возможность для достижения конечной результата. Эти свойства и состояния объективно присущи высококвалифицированному спортсмену, и являются они результатом не технико-тактической, а психологической подготовки. Они формируются тренером, психологом и прежде всего спортсменом в ходе длительной тренировки и являются ведущими факторами в достижении победы. Неоценимую помощь при этом оказывает психологическое сопровождение, осуществляемое спортивным психологом, который является полноправным членом команды и обеспечивает конструктивное взаимодействие в диаде тренер-спортсмен.
Психологическое сопровождение спорта появилось в первой половине 90-х гг. Связано это было с кардинальными изменениями в жизни общества в целом, реконструкцией системы спорта, а следовательно, с формированием нового социального заказа системы подготовки спортсменов. Произошел переход от психологического обеспечения спорта высших достижений к психологическому сопровождению спортивной карьеры в целом как системе психологической помощи спортсмену на всех этапах многолетней спортивной деятельности, включая также уход из спорта и переход к другой карьере1.
Необходимость разработки такой системы была связана со следующими особенностями современного спорта. Во-первых, развитием профессионального спорта и возможностью для спортсмена превращения его спортивной карьеры в профессиональную. С одной
© С. Н. Костромина, В. В. Смирнова, 2009
стороны, это новый стимул для молодых спортсменов, а с другой — источник новых проблем, в том числе, психологических. В создании системы психологической помощи спортсменам на протяжении всей спортивной карьеры могут быть заинтересованы и спортивные клубы как относительно самостоятельные спортивные организации, определяющие стратегию подготовки спортсмена от новичка до профессионала, и Федерации по видам спорта, которые обрели большую самостоятельность, но, вместе с тем, и ответственность за подготовку, как спортивной элиты, так и спортивных резервов. Финансовые проблемы тех и других побуждают их не к увеличению числа спортсменов, а к созданию условий эффективной работы относительно ограниченного контингента спортсменов и тренеров.
Во-вторых, неуклонный рост спортивных результатов во всех видах спорта уже практически исключает возможность достичь высот в спорте только за счет природного таланта и в относительно короткие сроки. Процесс подготовки спортсмена высокой квалификации требует все больше времени, поэтому начало спортивной карьеры отодвигается к все более раннему возрасту, что повышает значимость психологического сопровождения уже на ранних этапах занятий спортом.
В-третьих, в последние годы обнаружились реальные трудности адаптации спортсменов к жизни «после спорта». Кроме того, в сознании людей закрепляется мысль о том, что «спорт не лечит, а калечит», причем не только физически, но и психически2.
для того чтобы изменить отношение людей к спорту, необходима модернизация всей системы спортивной подготовки, нацеленная на создание оптимальных условий для развития спортсменов и психологическое сопровождение в данной области.
Психологическое сопровождение спортивной деятельности — это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также их применение на каждом этапе спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере3. Его цель — полноценная реализация психологического потенциала спортсмена и удовлетворение его потребностей в деятельности, в развитии навыков самопознания, самопонимания, самоанализа, изменения отношения к себе и другим, в выработке навыков саморегуляции, развитии эмоциональной гибкости, улучшении его социальной адаптации.
Выделяют следующие этапы психологического сопровождения:
1. диагностический (фиксация проблемы, совместная оценка проблемы с точки зрения ее значимости). данный этап является началом работы психолога с тренером и спортсменом. Заказчиком психологических услуг чаще всего выступает тренер, но может выступать и спортсмен (на этапе подготовки к спорту высших достижений). особенно актуальна здесь организация комплексного психологического тестирования с целью определения области проблем и раскрытия ресурсных возможностей. В дальнейшем будет эффективным проведение планового психологического мониторинга для отслеживания динамики психического развития спортсмена и определения оптимальности созданных тренером условий.
2. Поисковый (организация совместного поиска причин возникновения проблемы). Проводится анализ полученных на предыдущем этапе результатов. Используются индивидуальные консультации для определения будущих шагов по работе с тренером и спортсменом. Выявление причин возникающих трудностей делает этот этап особенно ответственным, т. к. именно на нем определяется ход действий, реализуемых в дальнейшем. В спорте основным источником проблем являются взаимоотношения с тренером, низкий уровень мотивации, отсутствие навыков саморегуляции эмоциональных состояний и отсутствие четкой жизненной перспективы после окончания спортивной карьеры.
3. Договорный или консультативно-проективный (проектирование действий психолога и спортсмена). Наиболее результативно применять на данном этапе коуч-сеесии, а также тренинговую работу. Несмотря на то, что организатором данного этапа является спортивный психолог, его активатором и «зачинщиком» должен быть сам спортсмен, только в этом случае проведенная работа может иметь положительный результат.
4. Деятельностный (действует сам спортсмен при одобрении, стимулировании, поощрении). Здесь очень важно, чтобы спортсмен действовал самостоятельно и основные решения исходили именно от него. Должна сформироваться модель поведения успешного спортсмена, т. е. спортсмена, берущего на себя ответственность за свои поступки и предвидящего результаты своих действий.
5. Рефлексивный (совместное со спортсменом обсуждение успехов и неудач). Это заключительный этап психологического сопровождения, но он не означает его окончание, а лишь свидетельствует о прохождении определенного этапа профессионального роста и о начале новой работы в направлении спортивного совершенствования4.
Таким образом, психологическое сопровождение спортивной деятельности является такой же необходимой частью учебно-тренировочного процесса, как и отработка технических действий особенно на этапе подготовки к спорту высших достижений, где происходит выравнивание спортсменов по уровню технико-тактической подготовленности. А значит, победит тот, кто больше готов психологически.
Психологическое сопровождение борцов на этапе подготовки к спорту высших достижений определяется спецификой формирования необходимых спортивно-важных качеств личности самого спортсмена. Основная задача психологического сопровождения на данном этапе — создание условий для саморазвития и раскрытия потенциальных способностей спортсменов.
H. Б. Стамбулова выделяет следующие особенности психологической помощи спортсмену при переходе в профессиональный спорт:
I. В начале данного этапа, когда идет самый «острый» период адаптации к спорту высших достижений, сохраняется высокое значение всех видов психологической помощи. По сравнению с предыдущим этапом возрастает значение психологического просвещения, психотренингов и психокоррекции.
2. Все виды психологической помощи реализуются только на уровне индивидуального подхода.
3. По мере обретения спортсменом спортивной и личностной зрелости, помощь извне сменяется самопомощью спортсмена.
4. Постепенно спортсмен становится грамотным «заказчиком» психологической помощи, самостоятельно определяя, что ему нужно, а что нет.
5. На уровне спорта высших достижений ведущей формой психологической помощи становится индивидуальное консультирование5.
Итак, на протяжении данного этапа инициатива в решении всех проблем постепенно переходит к спортсмену, отсюда основная задача спортивного психолога — это вооружение спортсмена основными средствами самопомощи (приемами саморегуляции, идеомоторной тренировки, дыхательной гимнастики и др.).
Анализ научно-методической литературы показал, что проблема психологического сопровождения в спорте является весьма актуальной и недостаточно проработанной. Разработки в данном направлении носят общий характер, отсутствуют технологичность и практичность их применения в определенных видах спорта и на конкретных этапах спортивного мастерства.
Значительным вкладом в разработку данной темы явились идеи психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации, предложенные Г. д. Горбуновым6, модель системы психологического сопровождения спортивной карьеры Н. Б. Стам-буловой7, психодиагностика спортсменов и команд, описанная А. В. родионовым8, теория психической нагрузки в спорте Б. П. Яковлева9, условия повышения эффективности физического воспитания студентов на примере греко-римской борьбы, описанные а. Г. Семеновым10.
целью исследования является систематизация материалов о психологическом сопровождении в спорте и разработка конкретной модели психологического сопровождения борцов на этапе подготовки к спорту высших достижений. объектом исследования — процесс психологического сопровождения спортивной деятельности. Предметом — модель сопровождения квалифицированных борцов.
обсуждение. разработана теоретическая модель создания оптимальных условий для реализации потенциала борцов и подготовки их к успешному переходу на новый экстрауровень профессионального мастерства.
данная модель отображает и воспроизводит в упрощенном виде структуру, взаимосвязи и отношения между основными участниками психологического сопровождения и, что особенно ценно, определяет круг конкретных задач и способы их практического решения. При этом конструируемая инструментальная модель выступает как часть системы, структурные компоненты которой воспроизводят некоторые существенные свойства деятельности практических психологов в сфере спорта.
Востребованность такой модели определяется переходом современного спорта в новую эпоху — эпоху не достижения рекордов, а развития человеческих ресурсов, воспитания физически и психологически здорового поколения.
разработанная модель психологического сопровождения борцов на этапе подготовки к спорту высших достижений состоит из таких структурных компонентов (рис. 1), как принципы, цели, задачи, способы их решения, условия организации и ожидаемые результаты, выступающие в качестве критериев оценки результативности проведенной работы. Причем каждый компонент имеет свою специфику и зависит от того, для кого он предназначен. Поэтому все компоненты психологического сопровождения рассматриваются в 3 аспектах: с позиций спортсмена, спортивного психолога и тренера. Без взаимодействия в данной триаде гарантировать положительный результат невозможно, поэтому между всеми компонентами существует тесная взаимосвязь и взаимодополняемость.
остановимся более подробно на анализе каждого из предложенных компонентов структуры психологического сопровождения борцов при переходе в спорт экстра-класса.
Принципы психологического сопровождения подготовки борцов высокой квалификации делятся на две группы: общие и специфические, ориентированные на каждого участника сопровождения.
Общие принципы психологического сопровождения являются ценностными базовыми основаниями данного процесса и соблюдаются всеми участниками:
1. Принцип доверия. Без уважения друг к другу и взаимопомощи участники сопровождения не смогут достигнуть понимания, осознания общей цели, выработать единый план действий.
2. Принцип индивидуального подхода включает в себя опору на развитие индивидуальных особенностей, которые необходимо превратить в сильные стороны личности. Приемы воздействия должны быть подобраны с учетом личностных особенностей.
У ЧАС ТНИКИ
ПСИХОЛОГ
/•—к уу
ТРЕНЕР
1. Принцип доверия. 4. Принцип личной ответственности.
2. Принцип индивидуального подхода. 5. Принцип согласованности взаимодействия.
3. Принцип непрерывности сопровождения. 6. Принцип специальной подготовки.
Ж
Пршцш занвнресовшосга. Принцип толерантности. Принцип суверенньп прав. Пршцш сомательшш. Принцип аиишостн. Пршцш всесторонности.
И
I
1. Принцип тактичности и корректности.
2. Принцип личностного примера.
3. Принцип дозировании. 4.1
зе
I
1. Принцип щиродосообршосга.
2. Принцип сошательносгн
Н1К1НВН0С1Н.
3. Принцип стимулировании су6ъеи-£)4ье1Ггноп] взаимценспш
4. Принцип повторили к постепенности.
Ж
Создание условий для реализации спортсменом максимальных для него спортивных результатов и помощь в переходе в спорт высших достижений.
г
1. Активно ВКЛЮЧИТЬСЯ в процесс сотрудничества. 2. Быть открытым и готовым к получению нового знании. 3. Стремиться к профессиональному и личностному росту
1. Диагностика личности спортсмена
2. Выявление потребностей,
3. Помощь в решения дологических проблем.
4. Разработка практических рекомендаций.
6. Помощь в планировании объёма и интенсивности нагрузок.
7. Обучение методам психической саморегуляции.
8. Помощь в достижении психической готовности.
9. Повышение I
-Борьба как вид спорта
Этап подготовки к высшим достижениям
г
1. Составление программы психологической подготовки спортсмена.
2. Получение психологических знаний.
3. Помощь в определении цели.
4. Помощь в оценю своих
5. Создание комфортной атмосферы
6. Учёт инднвцдуально-тиологнческнх особенностей спортсменов.
7. Обучение навыкам регулиции
мошональнпга гпмшння.
Пол
Психодиагностика
Психопрофилактика
Психологическое просвещение
Психокоррекция
Психологический Психологическое Коучинг
тренинг консультирование
результаты
Рис. 1. Модель психологического сопровождения борцов на этапе подготовки к спорту высших достижений
3. Принцип непрерывности сопровождения. Эффективность любого процесса зависит от его плановости, последовательности и непрерывности.
4. Принцип личной ответственности всех, кто участвует в организации психологического сопровождения. Ответственность за принятие решения лежит на субъекте.
5. Принцип согласованности взаимодействия всех участников сопровождения. Только принимая совместные решения, одобряемые всеми участниками, можно прийти к положительному результату.
6. Принцип специальной подготовки лиц, осуществляющих психологическое сопровождение в спортивной деятельности. Психологическое сопровождение в спорте осуществляют спортивные психологи и тренеры. Спортивные психологи должны быть ориентированы на работу с людьми разных возрастных групп, занимающихся физической культурой, массовым и профессиональным спортом. Тренером может стать специалист, получивший специальное физкультурное образование.
Принципы работы спортсмена как главного участника психологического сопровождения:
1. Принцип заинтересованности. Спортсмен должен быть личностно заинтересован в реализации своих возможностей, в повышении эффективности учебно-тренировочного процесса и в достижении высоких результатов. Только в случае высокой мотивации включение психологического компонента в структуру подготовки к соревнованиям будет эффективно.
2. Принцип толерантности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это означает, что каждый спортсмен вправе придерживаться своих убеждений, ценностей и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности спортсменов. данный принцип проявляется в диагностической работе и означает, что спортсмен перед обследованием должен быть предупрежден о том, кто будет иметь доступ к результатам обследования и о том, какие решения могут быть приняты. Обязательно должно быть получено официальное разрешение тренера на проведение исследования. данный этический принцип дает право спортсмену отказаться от диагностического обследования.
4. Принцип сознательности определяет необходимость осознания спортсменами значения психологических качеств для успеха в спорте, ознакомление с психологическими знаниями, осознание важности самоанализа, стремление к самовоспитанию этих качеств, контролю над ними, значение постоянного преодоления трудностей и препятствий для спортивного совершенствования спортсмена. Принцип сознательности предусматривает систематический совместный анализ спортсменом и тренером психограммы избранного вида спорта, психологических особенностей спортсмена и коррекцию его психологических характеристик, обсуждение плана психологической подготовки, ее средств и методов (включая приемы индивидуального воздействия, имеющие психотерапевтическую направленность, которыми нередко с успехом пользуются тренеры).
5. Принцип активности в структуре психологического сопровождения определяет необходимость формирования у спортсменов целенаправленности в совершенствовании своих психических свойств. Активность во многом зависит от осознанности мотивов и интересов спортсменов. Поэтому реализация принципов активности связана с выработкой
положительных общественно значимых мотивов тренировки и участия в соревнованиях, с формированием устойчивых интересов к проблемам подготовки вообще и психологической подготовки, в частности.
6. Принцип всесторонности при осуществлении психологического сопровождения заключается в том, что психолого-педагогическому воздействию должны быть подвергнуты все психические проявления, от которых зависит надежное и совершенное выполнение спортивной деятельности: и свойства личности спортсмена, и психические, психомоторные процессы, и психологические состояния. Психологическое сопровождение может плодотворно осуществляться только в неразрывной связи со всеми другими сторонами подготовки спортсмена — физической, технической и тактической.
Принципы работы психолога как главного организатора психологического сопровождения:
1. Принцип тактичности и корректности (регулируется нравственно-этическими законами). Профессионализм психолога требует от него умелого и своевременного предоставления спортсмену и тренеру полезной информации.
2. Принцип личностного примера. Личность и образ жизни психолога должны быть примером того, чему он учит спортсменов. Психологу надо завоевать авторитет, добиться определенной веры в себя, без чего его работа бессмысленна. От него ждут действий определенного характера, поступков, переживаний и отношений, понятных и принимаемых спортсменами и тренером.
3. Принцип дозирования. Важным достоинством спортивного психолога является умение дозировать общение со спортсменами. Спортсмены должны чувствовать потребность в общении с ним и удовлетворять ее по мере необходимости. для психолога очень важно уметь определять и реализовывать на практике оптимальную для общения с каждым социальную дистанцию.
4. Принцип консультанта. Главным действующим лицом в команде спортсменов является тренер, непосредственно отвечающий за ее успехи и неудачи, а психолог является лишь консультантом, помощником тренера в решении психологических вопросов. Психолог может обозначить тренеру проблемы, акцентировать на них его внимание, дать пищу для размышлений.
Принципы работы тренера как главного руководителя спортивной команды:
1. Принцип природосообразности. Необходимость учитывать возрастные и психологические особенности спортсменов, их интеллектуальные возможности, темп развития их самосознания и творческий потенциал.
2. Принцип сознательности и активности. Предполагает создание тренером условий четкого и ясного понимания спортсменом того, что он делает и с какой целью. Это обеспечивается путем активизации всех интеллектуальных процессов (от ощущения до мышления).
3. Принцип стимулирования субъект-субъектного взаимодействия. При субъект-субъектном взаимодействии сутью обучения является совместный творческий поиск тренера и спортсмена. В определении нагрузки будет доминировать установка на индивидуальный подход и выбор оптимальной трудности заданий. Спортсмен имеет право на ошибку. Происходит оценка действий спортсмена, а не его личности.
4. Принципы повторности и постепенности в психологическом сопровождении проявляется в том, что средства и приемы психолого-педагогического воздействия на спортсмена дают наибольший эффект, если они применяются повторно и их дозировка постепенно увеличивается.
Цель психологического сопровождения у всех участников одна — создание условий для достижения спортсменом максимальных для него спортивных результатов и помощь в переходе в спорт высших достижений. Единение цели для всех участников является важной особенностью в организации психологического сопровождения, способствующей движению в едином направлении и создающей атмосферу общности.
В процессе реализации психологического сопровождения перед спортсменом стоят следующие задачи:
1. Активно включиться в процесс сотрудничества с организаторами сопровождения.
2. Быть открытым и готовым к получению новых психологических знаний, выработке навыков саморегуляции психических состояний, развитию рефлексии.
3. Стремиться к профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Работа спортивного психолога включает в себя решение таких задач как:
1. Исследование индивидуальных свойств психики и личности спортсменов, характерологических черт, темперамента, особенностей поведения в различных ситуациях учебно-тренировочного процесса и соревнований и психических резервов каждого спортсмена.
2. Выявление потребностей, интересов, мотивации спортсмена, оказывающих влияние на эффективность его подготовки.
3. Помощь в решении возникающих у тренера и спортсмена психологических проблем.
4. Разработка психологического аспекта индивидуальных практических рекомендаций по ведению учебно-тренировочного процесса и подготовке спортсмена к соревнованиям.
5. Оказание помощи тренеру в оптимизации атмосферы межличностных взаимоотношений в коллективе, преодолении конфликтных ситуаций.
6. Оказание помощи тренеру в планировании объема и интенсивности тренировочных нагрузок с учетом их психической составляющей.
7. Обучение методам психической саморегуляции и коррекция психических состояний спортсмена.
8. Оказание тренеру помощи в достижении спортсменами пика спортивной формы и оптимальной психической готовности перед соревнованиями.
9. Повышение психологической грамотности тренера и спортсмена.
10. Содействие тренеру в освоении доступных психолого-педагогических методов и приемов воздействия на спортсменов и их воспитание.
Задачи тренера в психологическом сопровождении спортсменов:
1. Составление совместно с психологом программы психологической подготовки спортсмена к важным соревнованиям.
2. Совершенствование знаний основ спортивной психологии.
3. Помощь спортсмену в определении соревновательной цели, в становлении мотивов, побуждающих стремиться к ней.
4. Помочь спортсмену в оценке своих реальных возможностей и укрепление уверенности в повышении уровня своей подготовленности.
5. Способствование созданию психологически комфортной атмосферы в учебно-тренировочном процессе.
6. Организация учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов, способствование оптимизации их психического состояния.
7. Обучение навыкам регуляции собственного эмоционального состояния.
При организации психологического сопровождения подготовки борцов высокой квалификации обязательно необходимо учитывать вид спорта, этап спортивного мастерства и пол. Знание выделенных условий важно для определения способов реализации психологического сопровождения.
Особенностью борьбы является непосредственный контакт с соперником. Восприятие соперника и его действий осуществляется борцом не только зрительно. В продолжение всей схватки борцы непосредственно соприкасаются друг с другом, благодаря чему соответствующие осязательные ощущения позволяют судить каждому из них о положении и движениях партнера11.
Каждый поединок имеет глубокий психологический контекст: столкновение личностей, характеров, интеллектов, мировоззрений. Здесь в наиболее непосредственной форме
проявляется суть спорта как борьбы, где спортсмены вступают в тесный физический контакт
12
и оказывают сильное психологическое воздействие друг на друга12.
Занимаясь борьбой, спортсмен проходит всестороннее испытание своей воли, выдержки, трудолюбия, развивает настойчивость в достижении поставленных целей, самодисциплину, самоконтроль чувств и эмоций, становится зрелым и мужественным. Высокие моральные и волевые качества борца должны сочетаться с отличными физическими показателями13.
Необходимыми психологическими качествами борцов являются настойчивость, активность, инициативность, самостоятельность, смелость, самообладание, общительность, способность к принятию решений, выносливость, эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутье), склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации к достижению поставленной цели, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все силы и отдать их для победы14.
Важным условием является также учет этапа спортивной карьеры. На этапе подготовки к высшим достижениям предполагается демонстрирование максимальных результатов в видах спорта и соревнованиях, выбранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревновательная практика.
На данном этапе кульминации спортивной карьеры спорт становится главным делом жизни, происходит адаптация к спорту высших достижений и взрослому спорту, где более высоки требования и остра конкуренция. Спортсмен начинает понимать, что копирование образцов, даже самых лучших, уже не может привести к успеху. Поэтому начинается творческий поиск индивидуального пути в спорте и еще не использованных резервов, формирование индивидуального стиля деятельности. Появляется заинтересованность в фундаментальной теоретической подготовке, включая физиологические и психологические основы вида спорта15.
Этап подготовки к высшим достижениям — это этап максимальных личных достижений спортсмена, которые обеспечиваются «пиками» в развитии всех психологических детерминант спортивного результата: мотивации, спортивно важных качеств и индивидуального стиля деятельности.
Важнейшей особенностью в этом случае становится формирование спортивной направленности личности, включая, наряду со спортивными интересами, идеалами, ценностными ориентациями, также и спортивное мировоззрение как систему взглядов спортсмена, и собственные принципы спортивной жизни.
Обязательно нужно учитывать гендерные характеристики, организуя психологическое сопровождение спортивной деятельности мужчин и женщин. Ведь женщины иначе
ведут борьбу, имеют другую мотивацию, у них раньше, чем у мужчин появляется серьезное и ответственное отношение к спорту. Их эмоциональное состояние перед соревнованием интенсивнее и протекает бурно. Женщины более нуждаются в эмоциональной поддержке тренера16.
Способы психологического сопровождения подготовки борцов высокой квалификации:
1. Психодиагностика, направленная на определение уровня сформированности профессионально важных качеств, составление психологического портрета борца. Это необходимо для определения психологической подготовленности спортсмена к переходу на новый этап спортивного мастерства. В данном случае требуется изучение мотивационной направленности, уровня сформированности волевой регуляции, определение характерологических особенностей и доминирующих психических состояний.
2. Психопрофилактика, направленная на предупреждение возникновения условий и ситуаций, вызывающих неблагоприятные психические состояния и оптимизацию социально-психологических условий подготовки борцов к взрослым соревнованиям.
3. Психологическое просвещение — помощь спортсмену в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования в спорте и жизни. На данном этапе это обучение борцов методам саморегуляции и способам снятия излишнего напряжения.
4. Психокоррекция — помощь в исправлении, снятии уже возникших негативных психических явлений. В данном случае это проведение работы по коррекции эмоциональных состояний и формированию оптимальной соревновательной установки.
5. Психологические тренинги — специально разработанные комплексы психотехнических упражнений игр, помогающие борцу в развитии таких необходимых психологических качеств как твердость характера, волевая регуляция, мотивация на достижение успеха.
6. Психологическое консультирование — индивидуальные и групповые консультации по заявленным проблемам и консультации по проблемам, выявленным в процессе диагностики. Помощь спортсмену в анализе ситуации и принятии решения.
7. Коучинг — особая форма консультирования, основанная на современном подходе к развитию человека и его личностному росту. Методы, которые в нем используются, позволяют раскрыть потенциал спортсмена и развить его способности. Особая ценность коучинга для спорта в том, что он обеспечивает повышение личной эффективности спортсмена. Коучинг дает отличные результаты в тех ситуациях, где нет стандартных готовых решений, где многое зависит от самого спортсмена. На этапе подготовке к спорту высших достижений — это самая эффективная форма работы, т. к. спортсмен максимально активен в поиске решения проблем и вследствие этого полученные результаты быстрее и органичнее реализуются на практике.
Ожидаемые результаты психологического сопровождения, выступающие в качестве критериев его эффективности:
1. Для спортсмена:
• высокая положительная самооценка и уверенность в своих силах;
• осознание индивидуального пути в спорте и наличие перспективного плана спортивной карьеры;
• способность самостоятельно решать проблемы в спорте и жизни;
• высокий авторитет среди соперников, судей, специалистов;
• умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение;
• сформированность высокого уровня психологической подготовленности.
2. Для психолога:
• спортсмены добровольно обращаются к психологу за помощью как к эксперту;
• доброжелательная атмосфера в спортивном коллективе;
• психолог стал частью спортивной команды, принят в ее ряды;
• отказ от помощи психолога как проявление самостоятельности спортсмена.
3. Для тренера:
• эффективное взаимодействие со спортсменом;
• овладение навыками саморегуляции и коррекции негативных эмоциональных состояний;
• понимание и учет индивидуальных психологических особенностей спортсменов, раскрытие их скрытых резервов.
Таким образом, психологическое сопровождение спортивной деятельности — это целостная система взаимодействия тренера, спортсмена и психолога, направленная на совершенствование и оптимизацию учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей и резервов психики спортсмена. Данная модель служит основанием для создания конкретной программы психологического сопровождения борцов, в которую будут включены все указанные формы работы с преобладанием тренингов и коуч-сессий.
Выводы. Проблема психологического сопровождения актуальна в современной науке. Разработаны подходы и теории, раскрывающие сущность данного явления. Но, тем не менее, отсутствуют конкретные пути его практической реализации в такой узкой сфере как спорт. Поэтому возникла необходимость разработки модели психологического сопровождения подготовки борцов высокой квалификации.
В разработанной нами модели представлены основные направления работы спортивного психолога, тренера и спортсмена, описаны принципы и формы работы. Все это поможет в создании комплекса мероприятий психологической подготовки борцов к переходу в спорт высших достижений.
I СтамбуловаН. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб., 1999. С. 208-209.
СтамбуловаН. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб., 1999. С. 209-210.
3 Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб., 1999. С. 218.
4 Ершова Н. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в вузе физической культуры (теоретический аспект). Великие Луки, 2004. С. 27-32.
5 СтамбуловаН. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб., 1999. С. 340-350.
6 Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 1986. С. 19-20.
7 Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб., 1999. С. 222.
Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М., 1983
9Яковлев Б. П. Психологическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты. Великие Луки,
2002. 195 с.
10 Греко-римская борьба: учебник / ред. А. Г. Семенов, М. В. Прохорова. М., 2005. С. 248-252.
II Колешао А. А. Психологические особенности спортивной борьбы // Эмоционально-волевая подготовка спортсменов. Киев, 1982. С. 96-102.
12 Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб., 1999. С. 189-192.
13 Колешао А. А. Психологические особенности спортивной борьбы // Эмоционально-волевая подготовка спортсменов. Киев, 1982. Раздел «Борьба». С. 96-102.
14 Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория и ее практические приложения. М., 2005. С. 340-361.
15 Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория и ее практические приложения. М., 2005. С. 463.
16 Серова Л. К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие. М., 2007. С. 82-86.