Научная статья на тему 'Исследование проблемы занятий младших школьников в спортивных секциях'

Исследование проблемы занятий младших школьников в спортивных секциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ / HEALTH / YOUNGER SCHOOL STUDENTS / SPORTS SECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов А. Ю., Филиппов Ю. В., Филиппова С. О.

В статье рассматривается проблема привлечения младших школьников к занятиям в спортивных секциях с целью сохранения и укрепления их здоровья. Обсуждается вопрос роли родителей в выборе детьми спортивной секции. Приводится результаты исследования включенности учащихся младших классов в спортивную деятельность, и анализируются причины, препятствующие занятиям детей избранным видом спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппов А. Ю., Филиппов Ю. В., Филиппова С. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROBLEM OF OCCUPATIONS YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN SPORTS SECTIONS

In article the problem of involvement of younger school students to occupations in sports sections for the purpose of preservation and strengthening of their health is considered. The question of a role of parents in a choice is discussed by children of sports section. It is brought results of research of an inclusiveness of pupils of elementary grades into sports activity, and the reasons interfering occupations of children by the chosen sport are analyzed.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы занятий младших школьников в спортивных секциях»

Abstract

The method of Mutual learning by creating Physical Society is presented in this paper. It is investigated the impact of creative interaction of students within the Physical Society to form of statistical distributions on the number ofpupils learning. This article can find practical application in the work of teachers ofphysics.

Keywords: Mutual learning, School Physical Society, learning physics

Известно, что анализ распределения индивидов в пространстве координат “школьные оценки” — “величина IQ” свидетельствует о наличии сложной нелинейной зависимости между интеллектом и успеваемостью. С целью выяснения распределения учащихся по количеству усвоенного материала в конкретных классах, среди учащихся двух томских школ на уроках физики была организована серия письменных опросов по только что изученным темам.

Главным результатом проведенного экспериментального исследования явилось то, что, при приближении к некоторому порогу (средней относительной сложности изучаемого материала), то есть при ориентации педагога на среднего ученика, как правило, возникает мультимодальное распределение учащихся (обладающее двумя максимумами) по количеству усвоенного материала, в котором как раз средние ученики представляют меньшинство.

Сам факт появления мультимодального распределения учащихся по количеству усвоенного материала может быть связан с тем, что умения и навыки, а также влияющие на них мотивы, установки, потребности, индивидуальный стиль деятельности представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания качественных изменений. Высокие достижения в учении доставляют ученику радость и способствуют формированию положительной мотивации к учению, низкие результаты — негативные чувства, тревожность, препятствующие формированию подлинно познавательной мотивации. Это влечет за собой дальнейшее расслоение учащихся по количеству усвоенного материала при его средней относительной сложности.

Мультимодальные распределения характерны не только для процессов познания. А.С. Макаренко писал: “Я не знаю, почему, но группа численностью более 15 человек всегда стремится к разделению на два коллектива”.

С целью создания условий для развития каждого ученика в процессе организации творческого взаимодействия (в том числе взаимообучения), в результате которого должно было измениться распределение школьников по количеству усвоенного материала в школе №23 г. Томска создано физическое общество обучающихся.

Особенностью этого общества является то, все школьники, изучающие физику, вовлечены в его работу. В обществе существуют группы конструкторов, экспериментаторов, теоретиков, программистов, журналистов.

Ребята сами выбирают формы и темы работ, создают школьный уголок самодельных моделей, организуют консультации по предмету «Физика» внутри общества, обмениваются идеями со школьниками других городов через собственный сайт.

На этом сайте они, прежде всего, создали «Форум» для общения со сверстниками и старшими товарищами, которые любят физику. Поместили фотографии членов общества и газеты «Эврика», фотографии самодельных приборов. В одной из рубрик представили часть своих исследовательских работ. Здесь же ребята разместили свои материалы к урокам, содержащие проблемное изложение материала, эксперименты, поставленные самими школьниками и снятые на камеру, контрольные вопросы, кроссворды.

Более 70 физических видеофрагментов - ссылок ребят и гостей сайта стимулируют школьников к изучению физики, особенно к экспериментальной проверке материалов.

Результаты такого взаимодействия (взаимообучения) школьников - изменение вида статистических распределений школьников по количеству усвоенного материала появление распределения, обладающего одним максимумом, смещенным в сторону большего усвоения материала.

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С.-Пб.: Питер, 1999. - 368 с.

Филиппов А.Ю.1, Филиппов Ю.В.2, Филиппова С.О.3

'Студент; 3доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И.

Г ерцена; 2аспирант, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ

Аннотация

В статье рассматривается проблема привлечения младших школьников к занятиям в спортивных секциях с целью сохранения и укрепления их здоровья. Обсуждается вопрос роли родителей в выборе детьми спортивной секции. Приводится результаты исследования включенности учащихся младших классов в спортивную деятельность, и анализируются причины, препятствующие занятиям детей избранным видом спорта.

Ключевые слова: здоровье, младшие школьники, спортивные секции.

Filippov A.Yu.\ Filippov Yu.V.2, Filippova S.O.3

'Student; 3the doctor of pedagogical sciences, the professor, The Herzen state pedagogical university of Russian; 2graduate student, St.

Petersburg research institute of physical culture

RESEARCH OF THE PROBLEM OF OCCUPATIONS YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN SPORTS SECTIONS

Abstract

In article the problem of involvement of younger school students to occupations in sports sections for the purpose of preservation and strengthening of their health is considered. The question of a role of parents in a choice is discussed by children of sports section. It is brought results of research of an inclusiveness ofpupils of elementary grades into sports activity, and the reasons interfering occupations of children by the chosen sport are analyzed.

Keywords: health, younger school students, sports sections.

В современном мире все актуальнее становиться решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Многочисленные исследования связывают высокую физическую активность со снижением риска развития различных болезней, в том числе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Регулярные занятия спортом повышают тонус мышц, активизируют работу всех систем организма, положительно влияют на иммунитет, повышая сопротивляемость детей инфекциям и другим заболеваниям.

В период младшего школьного возраста у детей отмечается высокая пластичность нервной системы, что способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы закрепляются сразу же и на всю жизнь [5].

Многое исследователи [4, 8] обращают внимание на то, что спорт требует раннего включения детей в освоение избранного вида спортивной деятельности. Приобретение мастерства совпадает по времени с развитием общих способностей, получением школьного образования и с процессом формирования личности.

В период младшего школьного возраста можно рекомендовать занятия такими видами спорта, как акробатика с 8-10 лет, спортивная гимнастика для мальчиков с 8-10 лет, для девочек с 7-10 лет. Художественная гимнастика с 7-10 лет. Фигурное катание с 7-10 лет, плавание с 7-10 лет, теннис с 7-10 лет. Чуть позже, с 9 лет можно начинать занятия лыжами, парусным спортом, на батуте, биатлоном. 33

33

Как известно, ребенок может обладать идеальными физическими способностями, телосложением, свойствами нервной системы, волевыми качествами, но без достаточной мотивации он не будет заниматься спортом.

Разными авторами рассматриваются разные аспекты мотивации. Например, Г.И. Польшина обосновывает значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки, приводит выявленную структуру мотивации и причины начала регулярных занятий спортом, характеризует поведение и деятельность тренера как важные факторы поддержания у детей желания продолжать занятия спортом [6].

При изучении мотивов у учащихся разного возраста еще в 1982 году О.В. Дашкевич и В.А. Зобков определили, что для становящейся личности младшего школьника характерна потребность в двигательной, эмоциональной активности, в самовыражении и общении. Поэтому, удовлетворяя данные потребности младшего школьника, учитель физической культуры, тем самым, формирует положительную, устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом [1].

Л.А. Семенов (2005) акцентирует внимание на том, что потребности, лежащие в основе мотивации, побудившей к занятиям спортом, а далее к напряженным тренировкам, могут быть самыми различными, зачастую известными лишь самому спортсмену. При этом мотивы занятий спортом могут быть направлены как на сам процесс занятий, так и на результат. В первом случае, особенно в младшем школьном возрасте (когда, как правило, многие начинают заниматься спортом), мотивацией может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, а также получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных со спортивной деятельностью (т.е. мотивация психологического характера). Во втором случае в основе мотивации лежит стремление к совершенствованию в физическом плане. Это достаточно сильная мотивация, так как любой мальчишка хочет быть здоровым, сильным, выносливым, а любая девочка - красивой, гибкой, иметь хорошую фигуру. Кроме того, большое значение, особенно в детском возрасте, имеют внешние факторы, являющиеся порой непосредственным толчком, приводящим ребенка в спортивную секцию, в частности, подражание товарищам [7].

В создании устойчивой мотивации особую роль могут сыграть родители. Однако часто родители при выборе спортивной секции для ребенка исходят из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Так, изучение А.М. Егоровой, С.О. Филипповой мотивов родителей дошкольников при определении для своего ребенка секции каратэ показало следующее. Самыми значимыми мотивами оказались три: доступность занятий для детей дошкольного возраста, близкое расположение секции к дому, удобное время занятий. Значительно реже встречались мотивы: чрезмерная активность ребенка, желание выработать у ребенка уверенность в себе, рекомендация врачей: необходимость укрепления здоровья, отсутствие оплаты за занятия, желание видеть в ребенке будущего спортсмена. Интересными представляются результаты анализа мнений родителей о спортивных перспективах их детей. Так 16,5% родителей хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом города, а 29,7% - кандидатом в мастера спорта. В то же время, для 19,8% родителей не важно, сложится ли спортивная карьера их ребенка. 34% опрошенных затруднились дать ответ [2].

Необходимо отметить, что, несмотря на сложности социально-экономической ситуации в стране, возрастающий дефицит финансирования образования, сеть учреждений физкультурно-спортивной направленности не только сохранена, но и продолжает развиваться. Стабильность сети подтверждает роль и значимость учреждений физкультурно-спортивной направленности, их современный статус.

Однако в сравнении с многими зарубежными странами Россия в вопросе привлечения школьников к занятиям спортом значительно проигрывает. Многие исследователи отмечают высокий уровень физкультурно-оздоровительной работы в США, где около 30 млн. юношей и девушек в возрасте от 6 до 21 года ежегодно участвуют в различных школьных, внешкольных и студенческих программах. Всего спортом в США занимается более 75% школьников. Для сравнения в России эта цифра составляет 3,9% [3].

В 2001 году американская академия педиатрии опубликовала заявление о пропаганде детского спорта. В 2005 году институт Медицины, занимающейся проблемой снижения уровня двигательной активности детей и подростков, рекомендовал широкое внедрение в школах широкого спектра физкультурно-оздоровительных программ для учащихся, включая тех, кому не хватает времени серьезно заниматься спортом.

Значительное число зарубежных исследований посвящено различным проблемам детского спорта. A.S. Dimech, R. Seiler (2011) изучали роль спорта в снижении тревожности младших школьников. Результаты исследования показали, что снижение тревожности происходит в большей степени, когда дети занимаются командными видами спорта [9].

В исследовании S. Wuerth, M.J. Lee, D. Alfermann (2004) рассматривается вопрос участия родителей в становлении спортивной карьеры их детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что активное участие родителей стимулирует рост спортивной карьеры их детей. Причем оба родителя играют важную роль, хотя эти роли в развитии карьеры юного спортсмена отличаются[10].

Целью нашего исследования было определение степени включенности младших школьников в занятия спортом. Исследование проводилось с февраля по июнь 2013 года. В исследовании приняли участие 45 учащихся третьих классов школы № 653 с углубленным изучением хинди и английского языков Калининского района Санкт-Петербурга.

Информация о занятия спортом была получена при помощи анкетирования младших школьников. Результаты анкетирования согласовывались с результатами бесед с родителями и учителями физической культуры. Анкета включала следующие вопросы:

1. С какого возраста ты начал заниматься спортом?

2. Как часто ты занимаешься спортом?

3. Где ты занимаешься спортом?

4. Какой вид спорта тебе больше всего нравится?

В ходе обработки данных анкетирования были получены следующие результаты.

Большинство учащихся приобщились к спортивной деятельности с 5 лет. Троих из них родители привели в секции очень рано - в 3 года. Семеро из опрошенных начали занятия спортом с 8 лет. Однако некоторые школьники вообще не занимаются спортом (1 мальчик и 4 девочки).

Большинство мальчиков (12 человек) тренируются более 3-х раз в неделю, 6 человек два раза в неделю, 4 человека три раза в неделю и всего один занимается лишь раз в неделю.

Мальчики занимаются как в школьных секциях (43%), так и в детской спортивной школе (43 %). Девочки чаще всего посещают школьную секцию (50%). Реже всего школьники занимаются физическими упражнениями самостоятельно (мальчики 9%, девочки 17%) и с родителями (мальчики 4%, девочки 5%).

На вопрос: «Какой вид спорта тебе больше всего нравится?» подавляющее большинство мальчиков (76%) ответили -«футбол». Троим из опрошенных мальчиков нравятся боевые искусства. У девочек пристрастия более разнообразные. Им интересны и танцы, и волейбол, и теннис. Обращает на себя внимание тот факт, что почти 41% девочек выбрали футбол. Это объясняется тем, что в школе активно функционирует секция по этому виду спорта.

В то же время, не все школьники занимаются спортом (10,9%), а некоторые из тех, кто посещает спортивные секции, не вполне довольны выбором вида спорта.

Причины, препятствующие включению в занятия избранным видом спорта детей и подростков, выявлялись при помощи экспертной оценки. К ней были привлечены преподаватели факультета физической культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В результате исследования был составлен рейтинг причин, препятствующих занятиям спортом младших школьников:

34

• отдаленность секций от дома (30%);

• материальное положение семьи (30%)

• несовпадение мнения в выборе вида спорта детей и родителей (20%)

• отсутствие способностей ребенка к данному виду спорта (10%)

• недостаточная популярность вида спорта в СМИ (10%).

В заключении следует отметить, что ведущую роль в приобщении младших школьников к занятиям спортом играют учителя физической культуры. Именно они на своих уроках прививают детям любовь к занятиям физическими упражнениями, учат их заботиться о своем здоровье, первыми замечают и развивают спортивные способности школьников.

Литература

1. Дашкевич О.В., Зобков В.А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. - 79 с.

2. Егорова А.М., Филиппова С.О. Изучение отношения детей и их родителей к занятиям в секции каратэ // Студенческий

научный форум: матер. IV Междунар. студенческой электронной научной конференции. - Режим доступа:

http://rae.ru:8888/foram2012/10/2273 (дата обращения: 11.06.2012).

3. Егорова А.М., Филиппова С.О. Исследование проблем детского спорта за рубежом // Проблемы и перспективы развития физкультурного образования: матер. науч.-практ. конф. - СПб.: Балтика-пресс, 2013. - С. 23-26.

4. Кирсанов В.Е. Детский и юношеский спорт как средство социализации молодого поколения: дис. ... канд. социол. наук. -М., 2008. - 146 с.

5. Клейн К.В., Николаева И.В., Люлюшин А.В. Проблемы возрастных норм для допуска к занятиям спортом детей и подростков // Медицина для спорта: матер. Всерос. конгресса. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.sportmedicine.ru/medforsport-2011-papers/klein.php (дата обращения: 09.06.2012).

6. Польшина Г.И. Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки // Вестник адыгейского государственного университета. - 2007. - №3. - С. 294-299.

7. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. - М.: Советский спорт, 2005. - 142 с.

8. Фабричников Д.А. Решение воспитательных задач в процессе тренировочной работы с юными спортсменами в детских спортивных школах: дис. ... канд. пед. наук - Тюмень, 2005. - 146 с.

9. Dimech A.S., Seiler R. Extra-curricular sport participation: A potential buffer against social anxiety symptoms in primary school children // Psychology of Sport and Exercise. - 2011. - Vol. 12. - № 4. - рр. 347-354.

10. Wuerth S., Lee M.J., Alfermann D. Parental involvement and athletes’ career in youth sport // Psychology of Sport and Exercise. -2004. - Vol. 5. - № 1. - рр. 21-33.

Фирсова А.Е.

Ассистент кафедры педагогики, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье приводится актуальность антропологического подхода в свете инновационных процессов в современном образовании, к которым относится введение ФГОС общего образования. В связи с этим, выделяются и обосновываются принципы антропологического подхода в практике образования.

Ключевые слова: антропологический подход, инновация, инновационные процессы, принципы антропологического подхода.

Firsova AE

Assistant, Department of PedagogyState educational institution of higher education"Volgograd State Socio-Pedagogical University"

SPECIFIC PERFORMANCE ANTHROPOLOGICAL APPROACH IN THE GEF EDUCATION

Abstract

The article presents the relevance of anthropological approach in the light of innovation processes in modern education, which include the introduction of the GEF general education. In this regard, the stand and justify the principles of the anthropological approach to the practice of education.

Keywords: an anthropological approach, innovation, innovation processes, principles of anthropological approach.

Сегодня общепризнанным является тот факт, что образование претерпевает большие изменения, связанные с переходом от знаниецентризма к человекоцентризму, что востребует от педагогической науки, с одной стороны, обращения к антропологическим идеям, с другой — продуцирования новых идей, разработок, проектов учебно-воспитательного процесса, методик обучения и воспитания, поиска доступных и действенных способов индивидуализации образования, разработки педагогических технологий. Для эффективного ответа на запрос практики образования в педагогической теории требуется выявить принципы антропологического подхода, которые можно положить в основу востребованных практикой образования новых решений.

Демократизация, индивидуализация, диалогичность и другие тенденции современного образования требуют приоритетной ориентации на удовлетворение потребностей самого человека, гуманитаризации образования. Введение в школьном образовании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения вызвали всплеск инновационных поисков отдельных педагогов и педагогических коллективов по разработке и внедрению в практику образования нового содержания, организационных форм, методов и технологий обучения и воспитания. Однако подобные поиски нередко не дают ожидаемых результатов, приводят к разочарованиям и потере интереса к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, поскольку не обоснованы пути реализации антропологических идей в практике образования, что делает неэффективным научный анализ инновационной деятельности педагогов-практиков. Как известно, понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В трактовке В.И. Загвязинского и Р. Атаханова [1, с. 17-18] «новшество» - это система или элемент педагогической системы, позволяющие эффективнее решать поставленные задачи (а иногда точнее ставить сами задачи), отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества. Педагогическое нововведение - введение новшества в практику работы (новаторская практика). Педагогическая инновация чаще всего понимается как проникновение нововведений в более широкую практику.

В понимании сущности же инновационных процессов в образовании, по мнению В.А. Сластенина [2, с.660], лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Одни инновационные процессы, прежде всего,

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.