Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение интеграции учебных и внеучебных форм занятий младших школьников на основе спортивной ориентации'

Программно-методическое обеспечение интеграции учебных и внеучебных форм занятий младших школьников на основе спортивной ориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / SPORTS ORIENTATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ШКОЛЬНИКИ / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядреев В.В., Рожин Н.Н., Филиппов А.С., Тимофеев В.С.

Наиболее интересной формой организации физического воспитания детей является взаимодействие общеобразовательных школ и ДЮСШ, которое осуществляется под эгидой школьного спортивного клуба и решает задачи спортивной ориентации детей. Как показывает практика, школьники в большинстве случаев приходят заниматься в спортивные секции, их приводят родители или друзья. В лучшем случае учитель физической культуры посоветует заниматься каким-либо видом спорта, обнаружив спортивно одаренного ребенка. В результате такого подхода многие из детей занимаются «не своими» видами спорта, тратят время и, не достигнув серьезных результатов, уходят из спорта разочарованными как в виде спорта, так и в занятиях спортом в целом. В то же время в «своем» виде спорта они смогли бы показать высокие результаты. В статье представлены итоги разработки программно-методического обеспечения интеграции учебных и внеучебных форм занятий на основе спортивной ориентации, которая предусматривает синхронизацию учебной и дополнительной форм занятий физическими упражнениями и спортом. Предлагаемая программа позволит создать младшим школьникам максимально благоприятные условия для раскрытия и развития физических и духовных способностей, самоопределения, сформировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение интеграции учебных и внеучебных форм занятий младших школьников на основе спортивной ориентации»

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Информация для связи с автором: yadruk@mail.ru

Аспирант В.В. Ядреев1 Н.Н. Рожин1

A.С. Филиппов1

B.С. Тимофеев1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

COURSEWARE FOR iNTEGRATiON OF AOADEMiO AND EXTRA-CURRiOULAR FORMS OF CLASSES FOR PRIMARY PUPILS BASED ON SPORTS ORIENTATION

Postgraduate student V.V. Yadreev1 N.N. Rozhin A.S. Filippov1 V.S. Timofeev1

1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Наиболее интересной формой организации физического воспитания детей является взаимодействие общеобразовательных школ и ДЮСШ, которое осуществляется под эгидой школьного спортивного клуба и решает задачи спортивной ориентации детей. Как показывает практика, школьники в большинстве случаев приходят заниматься в спортивные секции, их приводят родители или друзья. В лучшем случае учитель физической культуры посоветует заниматься каким-либо видом спорта, обнаружив спортивно одаренного ребенка. В результате такого подхода многие из детей занимаются «не своими» видами спорта, тратят время и, не достигнув серьезных результатов, уходят из спорта разочарованными как в виде спорта, так и в занятиях спортом в целом. В то же время в «своем» виде спорта они смогли бы показать высокие результаты. В статье представлены итоги разработки программно-методического обеспечения интеграции учебных и внеучебных форм занятий на основе спортивной ориентации, которая предусматривает синхронизацию учебной и дополнительной форм занятий физическими упражнениями и спортом. Предлагаемая программа позволит создать младшим школьникам максимально благоприятные условия для раскрытия и развития физических и духовных способностей, самоопределения, сформировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Ключевые слова: спортивная ориентация, интеграция, физическая культура, школьники.

Annotation

Interaction between comprehensive schools and children's and youth sports schools, which take place under the auspices of the school sports club and solves the problems of sports orientation of children, is the most interesting form of organization of physical education of children. Practice shows that in most cases pupils join sports clubs and their parents or friends are those who introduce them into classes. At best, a teacher of Physical Education advises to engage in some sport, having identified that the child has a predisposition to specific sport. Owing to this approach, many of the children engaged in the sports they have no gift for spend time without achieving significant results, leave sport disappointed in it and sports occupations in general. At the same time, if they chose the right sport they could have shown good results. The paper presents the results of the development of the corseware for integration of school and extra-curricular forms of classes on the basis of sports orientation that provides the synchronization of educational and additional forms of exercises and sport. The proposed course will help create most favorable conditions for primary pupils to reveal and develop their physical and mental abilities, help them with self-determination and develop in them the need for regular physical education and sports sessions.

Keywords: sports orientation, integration, physical education, pupils.

Введение. Наиболее интересной формой организации физического воспитания детей является взаимодействие общеобразовательных школ и ДЮСШ, которое осуществляется под эгидой школьного спортивного клуба и решает задачи спортивной ориентации детей [1, 3, 5].

Большинство исследователей рассматривают спортивную ориентацию как процесс, результатом которого является выбор каждым ребенком вида спорта, соответствующего

его задаткам и склонностям (Н. Ж. Булгакова, А. А. Гужалов-ский, В. М. Зациорский, К. Ф. Курамшин, В. Н. Платонов и др.).

Как показывает практика, школьники в большинстве случаев приходят заниматься в спортивные секции, их приводят родители или друзья. В лучшем случае учитель физической культуры, обнаружив спортивно одаренного ребенка, посоветует заниматься каким-либо видом спорта. В результате

54

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2015 Октябрь | October

такого подхода многие из детей занимаются «не своими» видами спорта, тратят время и, не достигнув серьезных побед, уходят из спорта разочарованными как в виде спорта, так и в занятиях спортом в целом. В то же время в «своем» виде спорта они смогли бы показать высокие результаты.

Цель исследования - разработать программно-методическое обеспечение интеграции учебных и внеу-чебных форм занятий на основе спортивной ориентации младших школьников.

Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе МОУ НПСОШ № 2 г Якутска. В эксперименте приняли участие 68 учащихся 10-11 лет (31 мальчик и 37 девочек). Испытуемые были разделены на две группы: контрольную - 31 человек и экспериментальную - 37 человек. В контрольной группе формирование спортивной ориентации проводилось общепринятыми средствами физической культуры, в экспериментальной применялась модель интеграции учебных и внеучебных форм физического воспитания на основе спортивной ориентации.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования нами было разработано программно-методическое обеспечение интеграции учебных и внеу-чебных форм занятий на основе спортивной ориентации, которая предусматривает синхронизацию учебной и дополнительной форм занятий физическими упражнениями и спортом.

Данная программа создавалась с учётом того, что на базе МОУ НПСОШ № 2 г Якутска нами разработана функциональная модель интеграции учебных и внеучебных форм физического воспитания младших школьников.

Представленная программа (см. схему) дает возможность интегрировать учебную и внеучебную формы занятий в процесс спортивной ориентации, что позволяет, с одной стороны, повысить интерес учащихся к освоению ценностей физической культуры, а с другой - эффективно формировать учебные компетенции.

В ходе обучения нами были апробированы мультимедийные, экскурсионные, урочные и внеурочные средства с целью повышения эффективности и качества учебного и внеучебного процессов, познавательной активности учащихся, усвоения ими теоретических и методических зна-

ЭКСЯЕРИМЕНТАДЬНАЯ ПРОГРАММА

(спортивная ориентация основана на интеграции ужеёных.и шеучешгах форы занятии)

О

Формы занятий

Учебная форма занятий - урок физической культуры

Теоретическая часть (в течение всего учебного года)

Контрольные испытания

(тестирование)

Енеучебная форма

занятий -« спортивный час»

Практическая часть (в течение всего учебного года )

il

il

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТ: юный спортсмен

Повышение Повышение

уровня знании в

мотивации и уровня

интереса к физической физической интереса к

занятиям подготовленности культуры занятиям

Программа интеграции учебных и внеучебных форм физического воспитания младших школьников на основе спортивной ориентации

ний о видах спорта, формирования установки на сохранение и укрепление здоровья, умений и навыков основных двигательных действий в различных видах спорта.

Содержание программы включало теоретический, практический и контрольный разделы.

В теоретический раздел был включен материал для освоения знаний о базовых видах спорта и современных системах физических упражнений.

Практический раздел включал физкультурную, соревновательную и игровую деятельности. Эффективное освоение данного раздела повлияло на следующие показатели:

• сформировались мотивация и интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом и здоровому стилю жизни;

• снизилась заболеваемость учащихся;

• повысилось качество знаний в области физической культуры и спорта;

• вырос уровень общекультурных, социально-психологических и специфических компонентов спортивной культуры личности.

Контрольный раздел включал испытания для оценки уровня знаний и физической подготовленности школьников по видам спорта.

Наряду с данными показателями критериями успешности реализации программы содержания и организации интеграции учебных и внеученых форм занятий является повышение информационной компетентности.

Вывод. Предлагаемая программа интеграции учебных и внеучебных форм занятий на основе спортивной ориентации позволила создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей младшего школьника, его самоопределения, сформировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Литература

1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

3. Лубышева Л.И. Спортивная ориентация: новый вектор развития / Л.И. Лубышева, Т.А. Полякова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 1. - С. 2-6.

4. Матвеев А.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения // А.П. Матвеев, Ю.И. Разинов // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 6. - С. 53-57.

5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культ. / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт. - 1987. - С. 128.

References

1. Bal'sevich, V.K. Sportivny vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole (Sports vector of physical education in Russian schools) / V.K. Bal'sevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2006. - 112 P.

2. Kuramshin, Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury: uchebnik (Theory and technology of physical culture: textbook) / Yu.F. Kuramshin. - 2nd ed., rev. - Moscow: Sovetskiy sport, 2004. - 464 P.

3. Lubysheva, L.I. Sportivnaya orientatsiya: novy vektor razvitiya (Sports orientation: new vector of development) / L.I. Lubysheva, T.A. Polyakova // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2009. - № 1. - P. 2-6.

4. Matveev, A.P. K probleme soderzhaniya obrazovaniya po fizicheskoy kul'ture v kontekste trebovaniy standarta vtorogo pokoleniya (On content of physical culture education in context of second-generation standard requirements) // A.P. Matveev, Yu.I. Razinov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2009. - № 6. - P. 53-57.

5. Filin, V.P. Teoriya i metodika yunosheskogo sporta: ucheb. posobie dlya institutov i tekhnikumov fiz. kul't. (Theory and technology of youth sport: study guide for institutions and colleges) / V.P. Filin. - Moscow: Fizkul'tura i sport. - 1987. - P. 128.

№ 10 • 2015 Октябрь | October http://www.teoriya.ru 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.