ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Шамрай Е.А.
Соискатель кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий
обучения и воспитания ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»
THE STUDY OF THE PROBLEM OF ACQUIRING THE CORPORATE CULTURE BY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE CONTEXT OF THE METHODOLOGY OF THE CULTURAL AND HISTORICAL APPROACH
Shamrai E.
Doctoral candidate of the Department of Cross-cultural Communication, Linguodidactics, Pedagogical Technologies of Training and Education of Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Pyatigorsk State University"
Аннотация
В статье определяется значимость воспитания корпоративной культуры у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Раскрывается важность методологии культурологического подхода, обеспечивающего процесс воспитания корпоративной культуры у сотрудников ОВД. Выявлены базовые теории и концепции послужившие основанием для конкретизации методологии культурологического подхода, обеспечивающего осуществление воспитательного процесса в коллективах силовых структур. Выявляется роль культурно - исторической теории Л.С. Выготского, послужившей основанием для разработки концепции «воспитания человека культуры», для создания «конструктивно - универсальной» модели осуществления воспитательного процесса, для формирования рефлексивной культуры сотрудников ОВД. Предлагается авторское определение корпоративной культуры сотрудников органов внутренних дел.
Abstract
The article defines the importance of acquiring the corporate culture by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The importance of the methodology of the cultural approach, which provides the process of acquiring the corporate culture by employees of the internal affairs bodies, is revealed. The basic theories and concepts which serve as the basis for the specification of the methodology of the cultural approach are notified. This cultural approach ensures the implementation of the educational process among the personnel of security forces. The role of the cultural - historical theory of L.S.Vygotsky is identified. This theory served as the basis for the development of the concept of "education of a person of culture". It was also the base for the creation of a "constructive - universal" model of the educational process and for the formation of the reflexive culture of employees of the Ministry of Internal Affairs. The author's definition of the corporate culture of employees of internal affairs bodies is proposed.
Ключевые слова: Корпоративная культура, концепция, органы внутренних дел, воспитательный процесс, личность, профессиональное развитие, ценностные ориентации, социокультурные, общекультурные, профессиональные компетенции, педагогическая теория, методологический подход, рефлексия, парадигма.
Keywords: Corporate culture, concept, internal affairs bodies, educational process, personality, professional development, value orientations, socio-cultural competencies, general competencies, professional competencies, a pedagogical theory, a methodological approach, reflection, paradigm.
Проблема воспитания корпоративной культуры сотрудников органов внутренних дел является одной из важных в числе приоритетных направлений современных научно - педагогических исследований. Поправки к статье 12.1 «Общие требования к организации воспитательной работы» в редакции «Закона об образовании в Российской Федерации» от 13.07.2021 г., конкретизируют задачи воспитания личности гражданина современного общества [6]. Инициатива разработки данных поправок принадлежит Президенту Российской Федерации В.В. Путину, который подчеркивает, что россиянину должны быть присущи такие качества
как чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества, бережное отношение к другому человеку, к культурному наследию и традициям народа. Это во многом касается сотрудников органов внутренних дел, призванных защищать государственную власть, безукоризненно выполнять служебный долг по охране граждан, по сохранению материальных и духовных ценностей. Профессиональные обязанности сотрудников полиции требуют проявлений устойчивых профессиональных отношений и корпоративной культуры у сотрудников внутри подразделений ОВД. Наличие
корпоративной культуры обеспечивает формирование ценностно - ориентационного единства членов коллектива, способствует совершенствованию групповой сплоченности в подразделениях, совпадению идеалов, убеждений, мировоззрения, культуры межличностного взаимодействия. В связи с этим задачи воспитания сотрудников в органах внутренних дел направлены на совершенствование профессиональной культуры и культуры корпоративных отношений в коллективах.
Категория культуры была введена в научный оборот педагогических исследований благодаря Л.С. Выготскому, разработавшему концепцию культурно - исторического бытия человека и общества [2]. Принадлежащая Л.С. Выготскому идея исторического контекста присвоения культурных ценностей в онтогенезе развития личности связана с идеей социально - исторической эволюции культуры в филогенезе общества. Преемственность культурных достижений, накопленных в процессе эволюции общественных отношений, обеспечивает присвоение культуры человеком в процессе его онтогенетического развития. Трансформация культурных богатств в личностное бытие человека позволила констатировать, что зачастую данный процесс наиболее эффективно осуществляется в системе взаимодействия субъектов совместной деятельности.
Обосновывая важность трансформации общечеловеческой культуры в культуру индивидуального бытия и сознания отдельной личности, Л.С. Выготский конкретизировал механизм овладения культурой совместного бытия. Он отмечал, что присвоение человеком культурного опыта, накопленного в филогенезе общества, происходит в два этапа. Первоначально определенный пласт культуры присваивается в условиях совместной, коллективной деятельности субъектов. Такая социальная деятельность по освоению культурного опыта носит интерпсихический характер, опосредованный внешним взаимодействием человека с коллективом или отдельными людьми. По мере освоения способов коллективного взаимодействия интерпсихическая функция совместной деятельности трансформируется в интрапсихическую функцию субъекта, обеспечивающую осуществление индивидуальной деятельности, присвоение и накопление индивидуального культурного опыта. Согласно культурно - исторической концепции Л.С. Выготского задача педагогики состоит в том, чтобы найти эффективные способы и технологии переноса культурно - исторического опыта человечества, накопленного в филогенезе, во внутренний культурный опыт отдельного человека, формирующийся в онтогенезе. Этой проблеме посвящено достаточно исследований, получивших обоснование в педагогической теории и практике. Культурно - историческая концепция Л.С. Выготского заложила методологические основы исследования содержания и технологий осуществления воспитательного процесса не только в педагогике школы, но также в производственной педагогике. Личностная сторона
профессиональной деятельности основана на мотивации субъектов совместного взаимодействия. Речь идет о воспитании ценностно - ориентационного единства субъектов совместной профессиональной деятельности. Только благодаря ценностно - ори-ентационному единству формируются единые мо-тивационные установки, обеспечивающие совершенствование корпоративных отношений, усвоению социокультурных, общекультурных и профессиональных компетенций.
Массив педагогических исследований, посвященных проблемам воспитания, выполненных в контексте культурно - исторической методологии, получил широкое распространение на рубеже ХХ -XXI веков. Особый интерес представляет концепция «воспитания человека культуры», представленная в исследованиях Е.В. Бондаревской [1]. Сущность предложенной концепции нашла отражение в ряде ведущих работ автора. В частности, в монографическом исследовании «Педагогика. Личность в гуманистических теориях и системах» достаточно конкретно сформулированы базовые положения инновационной воспитательной концепции. Согласно данной концепции воспитание рассматривается как педагогический процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, обеспечивающей человеку вхождение в мир культуры, в мир природы, в миры социальных отношений. Вхождение развивающейся личности в мир культурного, природного и социального бытия осуществляется благодаря механизмам деятельности и общественной активности, которые способствуют совершенствованию творческих возможностей и способностей человека.
Размышляя об особой логике воспитания «человека культуры» Е.В. Бондаревская осуществила системный анализ данного явления и выделила основные компоненты личности носителя культуры. «Человек культуры» - это свободная личность; духовная личность; творческая личность; адаптированная личность. Автор справедливо полагает, что процесс воспитания следует рассматривать как инновационный процесс возрождения гражданственности, духовности и нравственности, отражающий реалии бытия человека в современной социальной ситуации. Исследовательский инструментарий, предложенный Е.В. Бондаревской, позволил нам конкретизировать представления о парадигме и технологиях решения проблемы выбора эффективных путей для воспитания корпоративной культуры у сотрудников органов внутренних дел. Парадигма воспитания корпоративной культуры у сотрудников органов внутренних дел определяет в качестве базовой концепции концепцию культурно - исторического подхода к воспитанию сотрудников полиции. Технологический аспект позволяет выбрать наиболее эффективных пути воспитания «человека культуры». Следует согласиться с Е.В. Бондаревской, которая отмечала, что в настоящее время содержание воспитания человека культуры связано с инновационной парадигмой, основанной
на реализации здоровьесберегающих, волонтерских, спортивно - туристических, социокультурных проектов. С этим следует согласиться и обратиться к «конструктивно - универсальной» идее другого выдающегося отечественного исследователя - Г.Н. Филонова. Концептуальные подходы Е.В. Бондаревской к инновационной парадигме воспитания личности созвучны идеям Г.Н. Филонова, раскрывающим критериальные оценки эффективности воспитательного процесса в наиболее «знаковых зонах» его развития [7]. Речь идет о новой «конструктивно - универсальной» модели воспитательного процесса, включающей «систематически обновляющуюся социокультурную, мировоззренческую и духовно - нравственную сферы общественной и личностной жизнедеятельности». Автор концепции - Г.Н. Филонов, справедливо полагает, что инновационное конструирование универсальной модели воспитательного процесса должно основываться на отношении к каждому субъекту как к основной «производительной силе», созидающей себя и вносящей вклад в разработку «национально значимых программ» совершенствования культуры. Интеграция усилий в деятельности всех субъектов воспитательного процесса способствует совершенствованию мотивационной сферы личности и целеполагания, конструированию и внедрению инновационных культурообразующих моделей воспитания, рефлексивного осознания субъектами совместной деятельности эффективности выбранных стратегий и воспитательных технологий.
В последние годы проблема рефлексии в психолого -педагогических исследованиях занимает особое место. Это связано с вопросами совершенствования личностного роста и профессиональной деятельности специалистов. В исследованиях В.К. Елисеева [3], Л.В. Лидак [4], Н.В. Трунилиной [5] и др. подчеркивается, что при осуществлении воспитательно - образовательной работы с различными категориями настоящих и будущих профессионалов особое место занимает процесс формирования рефлексивной культуры. Концепция формирования рефлексивной культуры обеспечивает совершенствование профессиональной деятельности, саморазвитие творческого потенциала, приобретение социокультурных и общекультурных компетенций личности. Можно констатировать, что формирование рефлексивной культуры является важной составляющей воспитания «человека культуры» и культуры корпоративных отношений. Именно рефлексия стала важным компонентом методологии культурологического подхода к осуществлению воспитания личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурно - историческая концепция Л.С. Выготского способствовала появлению и обоснованию методологии культурологического подхода к осуществлению воспитательной работы, совершенствованию инновационных педагогических технологий воспитания «человека культуры», разработке
«конструктивно - универсальной» модели интеграции усилий деятельности всех субъектов воспитательного процесса и развития рефлексивного потенциала каждой личности. Важное направление повышения качества профессиональной деятельности связано с воспитанием корпоративной культуры сотрудников в подразделениях ОВД.
Эффективность изучения вопросов воспитания корпоративной культуры сотрудников в подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации может быть обеспечена методологией культурологического подхода. Корпоративная культура сотрудников органов внутренних дел может рассматриваться диалектически. С одной стороны - как качество личности каждого сотрудника - члена профессионального коллектива. С другой стороны - как динамический процесс взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, основанный на общности мотивационных установок и ценностно - ориентационного единства, на совершенствовании их социокультурных, общекультурных и профессиональных компетенций сотрудников. Такой дифференцированный подход к основным характеристикам корпоративной культуры и особенностям ее компонентов основан на методологии культурологического подхода. Концепция культурологического подхода к определению содержательных и организационно-методических особенностей воспитания корпоративной культуры у сотрудников органов внутренних дел может выступать философско - методологическим обоснованием педагогической работы не только с личным составом органов внутренних дел, но и с сотрудниками других структур, чья профессиональная деятельность напрямую связана с экстремальными условиями, чрезмерными физическими и эмоциональными нагрузками.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. ТЦ «Учитель», 1999.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т., Т.3/ Отв. ред. А.В. Запорожец. - М., Педагогика.1983.
3. Елисеев В.К. Становление и развитие рефлексивной культуры учителя как субъекта педагогической деятельности: Автореф. дисс...д - ра пед. наук. М., 2005.
4. Лидак Л.В. Педагог как объект научной психологии. - Ставрополь: Кн. изд -во. 2000.-189 с.
5. Трунилина Н.В. Функции рефлексивной культуры в профессиональном становлении учащихся СПУЗ. Педагогика 2014. №4. С. 66 -70.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174.
7. Филонов Г.Н. Критерии оценки эффективности воспитательного процесса. Педаго-гика.,2014., №4 С. 24 - 31.