Научная статья на тему 'Исследование представлений первокурсников об экстремизме (на примере таможенного вуза)'

Исследование представлений первокурсников об экстремизме (на примере таможенного вуза) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / АНКЕТИРОВАНИЕ / SURVEY / ТАМОЖЕННЫЙ ВУЗ / CUSTOMS UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лагун Александра Викторовна, Павлова Вера Михайловна, Стребков Петр Алексеевич

В статье представлены и проанализированы результаты анкетирования первокурсников таможенного вуза, проведенного с целью исследования их представлений об экстремизме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лагун Александра Викторовна, Павлова Вера Михайловна, Стребков Петр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE PERCEPTIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS ABOUT EXTREMISM (FOR EXAMPLE, THE CUSTOMS COLLEGE)

He article presents and analyzes the results of the survey of freshmen customs of the University, conducted to research their views on extremism

Текст научной работы на тему «Исследование представлений первокурсников об экстремизме (на примере таможенного вуза)»

УДК 304.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ВУЗА)

Лагун Александра Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела; психолог отделения социально-воспитательной работы, к.псх.н., e-mail: [email protected]

Павлова Вера Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, главный специалист отделения социально-воспитательной работы, e-mail: [email protected]

Стребков Петр Алексеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора (по социальной и воспитательной работе), к.т.н., e-mail: [email protected]

В статье представлены и проанализированы результаты анкетирования первокурсников таможенного вуза, проведенного с целью исследования их представлений об экстремизме

Ключевые слова: студенты; экстремизм; анкетирование; таможенный вуз

A STUDY OF THE PERCEPTIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS ABOUT EXTREMISM (FOR EXAMPLE, THE CUSTOMS COLLEGE)

Lagun Alexandra V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Scientific Research Department, Senior Researcher; Department of Social and Educational Work, Psychologist, PhD, e-mail: [email protected]

Pavlova Vera M.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of Social and Educational Work, Chief specialist, e-mail: [email protected]

Strebkov Peter A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director on Social and Educational Work, PhD, e-mail: [email protected]

The article presents and analyzes the results of the survey of freshmen customs of the University, conducted to research their views on extremism

Keywords: students; extremism; survey; customs University

Для цитирования: Лагун А.В., Павлова В.М., Стребков П.А. Исследования представлений первокурсников об экстремизме (на примере таможенного вуза) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 100-105.

В настоящее время явление экстремизма приобрело значительную распространенность в мире и имеет место в некоторой части российского общества. Рядом исследователей [1] определено, что основным носителем экстремистских тенденций выступает молодежь как наиболее импульсивная и подверженная внешним влияниям часть общества. Наблюдается внедрение экстремистских идей в сознание представителей молодого поколения. Безусловно, наибольший интерес в этом ключе для вербовщиков молодых умов представляют и первокурсники вузов, которые являются, с одной стороны, вчерашними школьниками, а с другой - людьми, вступившими в новую «взрослую» жизнь. В российских

вузах обучаются представители разных народов и культур, поэтому могут иметь место противоречия и столкновения религий, взглядов, позиций. Юноши и девушки, начинающие свой образовательный путь в неоднородном (по ряду признаков) незнакомом коллективе, оказываются вовлеченными в процесс формирования своей собственной жизненной позиции, влияющей на систему ценностей личности в целом. К сожалению, на этом этапе молодые умы достаточно лабильны и могут быть подвержены различному воздействию, в том числе и взглядам экстремистского содержания.

Экстремизм - достаточно сложное явление. Его можно определить как мыслительную деятельность, а также действия личности,

значительно отличающиеся от общепринятых. В разных странах и в разные этому понятию времена этому понятию было дано множество юридических и научных определений. Однако единого определения на сегодняшний день так и не выработано.

Принятие Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон) не только актуализировало данную проблему, но и заставило рассматривать ее в новом ракурсе. Закон дает весьма объемное определение экстремизма и экстремистской деятельности. Этот факт объясняется не столько недоработкой законотворцев и профессиональных юристов, сколько отсутствием в современной социально-политической науке четких критериев определения экстремизма [2, с. 3]. Приведем лишь часть определения из Закона: «... насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой

принадлежности или отношения к религии» [3]. Все остальные положения Закона также жизненно и политически обоснованны и необходимы.

Актуальным в настоящее время является вопрос, насколько современная молодежь знакома с данным феноменом и каково ее отношение к этому опасному явлению?

Для ответа на этот вопрос было проведено анкетирование среди первокурсников очной формы обучения Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии как заведении, где готовят специалистов для несения государственной службы как на рубежах нашей Родины, так и в ее столице, и во всех областных, краевых и республиканских центрах.

В исследовании приняли участие более ста студентов. Предложенная анкета состояла из одиннадцати вопросов как «закрытых», так и «открытых». Перейдем к рассмотрению данных, полученных в результате обработки ответов студентов.

Очевидно, что большая часть респондентов знает, что такое экстремизм. На вопрос: «В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?» - ответы распределились следующим образом (рис. 1).

О

СЛ Л

00 сг С

Е

гп -1

О

О сл

А

ы О 00 А

аз

Рис. 1. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?

Как видно из рис. 1, более 35 % студентов видят основные причины экстремизма, в первую очередь, в низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей по отношению друг к другу, а также в деформации системы ценностей в современном обществе. Это говорит о том, что факторы, порождающие экстремизм, студенты понимают достаточно хорошо. Свыше 18 % респондентов уверены, что именно целенаправленное «разжигание» представителями экстремистски настроенных организаций межнациональной агрессии способствует развитию экстремизма. Другие ответы, хоть и уступают в процентном отношении, все же заслуживают внимания хотя бы потому, что отражают значительный разброс мнений по данному вопросу.

На вопрос о способах профилактики ответы распределились следующим образом (рис. 2).

Интересно, что больше половины опрошенных (53 %) для профилактики экстремизма выбрали способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран. Это может говорить о том, что достаточно часто транслируемый в

СМИ опыт борьбы с экстремизмом находит отклик в сознании подрастающего поколения.

Радикальные меры, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых экстремистски настроенных религиозных и националистических объединений, за усиление цензуры выбрало свыше 35 % студентов.

Самой «непопулярной» мерой профилактики, с точки зрения опрошенных, является либеральная политика, предполагающая лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющая создание и функционирование новых религиозных и националистических объединений, отсутствие всякой цензуры.

Это может свидетельствовать о том, что студенты отдают предпочтение не «мягким», а более «жестким» методам противодействия экстремизму.

Перейдем к рассмотрению следующего вопроса, ответы на который представлены на рис. 3.

Анализ данных рис. 3 позволяет говорить о том, что большинство обучающихся не сталкивалось с проявлениями экстремизма вообще

Рис. 2. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?

или в отношении себя. Хотя, к сожалению, по всей линейке градации исследуемого вопроса есть числовые значения, которые могут указывать на присутствие признаков экстремизма в среде респондентов. Интересно отметить, что на этот вопрос ответили не все студенты.

Следующий вопрос анкеты дополняет предыдущий. Ответ на него представлен на рис. 4.

Анализируя данные, представленные на рис. 4 можно отметить, что, не- смотря на то, что большинство респондентов (58 %) не сталкивалось с дискриминацией по различным признакам в отношении своей личности, процент тех, кто с этим сталкивался, достаточно велик (24%), а тех, кто утверждает, что сталкивается достаточно часто - 5 %. Это свидетельствует о том, что дискриминация в определенной степени распространенное явление.

При ответе на вопрос: «Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах на национальной почве?» подавляющее большинство, почти 70 % первокурсников, ответили, что не приходилось, но 22 % ответили, что приходилось. Это еще раз свидетельствует об актуальности темы исследования.

Перейдем к рассмотрению ответов студентов на вопрос «Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-либо национальности?», представленных рис. 5.

Достаточно оптимистично выглядят данные на рис. 5. Большинство студентов (67,8 %) не испытывают раздражения или неприязни по отношению к представителям той или иной национальности, тогда как только 5 % респондентов признались, что испытывают такие чувства, а 10 % - скорее испытывают, чем нет. Эти цифры позволяют говорить, в том числе, и об открытости опрошенных при ответах на вопросы анкеты.

При ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?» подавляющее большинство (57,6 %) заявили, что осуждают подобные действия, однако, 1,7 % выборки ответили, что «скорее одобряют» такие организации. Тех, кто полностью одобряет подобные действия, не оказалось.

Достаточно информативным оказался вопрос: «Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?». Практически одинаковое количество процентов получили ответы «да» (24,2 %) и «затрудняюсь ответить» (25,5 %). Не знают, куда обращаться, - 13 % опрошенных. Это все-таки может свидетельствовать об отсутствии информированности молодежи по данному достаточно важному вопросу. При том, что, как было отражено ранее, экстремистские проявления не являются редкостью в данной среде.

Ниже представлены ответы, полученные на следующий вопрос анкеты.

Как видно из рис. 6, ответы на вопрос: «От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени

Рис. 4. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?

Рис. 5. Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-

либо национальности?

Рис. 6. От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?

зависит решение проблем экстремизма?» распределились следующим образом: студенты склонны ответственность за решение проблем экстремизма перекладывать на федеральные власти (37,3%), на втором по популярности месте оказался ответ: «От населения в целом» (24,2 %), 3,4 % респондентов считают, что именно от них зависит решение данной проблемы. Это может свидетельствовать о том, что молодежь в равной степени считает ответственными за решение проблем экстремизма как федеральные власти, так и население в целом.

Последний вопрос анкеты: «Ваши предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма» был обработан при помощи контент-анализа, что позволило получить следующие результаты:

- Ужесточение мер за правонарушения экстремистского характера - этот ответ, в тех или иных вариациях, встречается чаще всего.

- Следующий по популярности ответ - проводить профилактику среди молодёжи (воспитание терпимого отношения ко всем людям, расширение знаний в области прав и свобод

человека). Сюда были отнесены такие ответы, как «организовывать программы по воспитанию толерантности и культуры межэтнического общения для детей и подростков; проводить лекции, показывающие к каким тяжким последствиям приводит экстремизм; повышать качество образования, организовывать встречи с представителями различных религиозных организаций (особенно с представителями ислама); проводить работу по улучшению правовой культуры населения; пропагандировать солидарность народов и отрицание экстремизма (национализма, радикальных взглядов)» и так далее.

- Встречались предложения более высокого уровня, например, вынесение проблемы экстремизма на мировой уровень в качестве глобальной проблемы человечества (выработка направлений борьбы с экстремизмом на международном уровне - на саммитах, встречах глав государств; принятие международных актов); усиление взаимодействия с мировыми организациями по борьбе с экстремизмом и тому подобное.

Интересно, что достаточно часто в ответах встречаются рассуждения по поводу внесения ясности в определение самого понятия «экстремизм».

Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

1. В целом студенты имеют представление о том, что такое экстремизм.

2. Факторы, порождающие экстремизм, обучающиеся понимают достаточно хорошо.

3. Опрошенные имеют представление о методах профилактики экстремизма и отдают предпочтение более «жестким» методам противодействия экстремизму.

4. Большинство студентов не сталкивались с проявлениями экстремизма в своей жизни.

5. Подавляющее большинство опрошенных осуждает действия экстремистских организаций.

6. Среди опрошенных нет достаточной информированности о том, куда следует обращаться в случае столкновения с проявлениями экстремизма.

7. Молодежь считает в равной степени ответственными за решение вопросов экстремизма федеральные власти и население в целом.

8. В разделе анкеты «предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма», студентами сформулированы, в числе прочих, следующие предложения:

а) ужесточение мер за правонарушения экстремистского характера (35 %);

б) проведение профилактики экстремизма среди молодежи (воспитание терпимого отношения ко всем людям, расширение знаний в области прав и свобод человека, и так далее) (25 %);

в) объединение с международным сообществом для совместного решения столь насущной проблемы (10 %).

Проведенное исследование следует отнести, скорее, к информационному. Для более детального изучения такого важного вопроса необходимо применение расширенного ряда психодиагностического инструментария, а также личные беседы с респондентами. Однако результаты даже небольшого исследования позволяют составить общую картину представлений студентов филиала об экстремизме и противодействии ему. Ежегодное анкетирование студентов всех курсов позволит вовремя реагировать на возможные зачатки негативных проявлений.

Библиографический список:

1. Николаева Н.А., Муртазина И.А. Проблемы молодежного экстремизма в образовательной среде // Психология, социология и педагогика. 2013. № 4. URL: http:// psychology.snauka.ru/2013/04/2119 (дата обращения: 23.06.2016).

2. Зеленина О.В., Суслонов П.Е. Методика выявления признаков экстремизма. Процессуальные исследования (экспертизы) аудио-, видео- и печатных материалов: Научно-практическое пособие. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009. 90 с.

3. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12127578/#bloc k_1#ixzz4NPtCAjdL (дата обращения: 20.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.