УДК 304.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ВУЗА)
Лагун Александра Викторовна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела; психолог отделения социально-воспитательной работы, к.псх.н., e-mail: [email protected]
Павлова Вера Михайловна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, главный специалист отделения социально-воспитательной работы, e-mail: [email protected]
Стребков Петр Алексеевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора (по социальной и воспитательной работе), к.т.н., e-mail: [email protected]
В статье представлены и проанализированы результаты анкетирования первокурсников таможенного вуза, проведенного с целью исследования их представлений об экстремизме
Ключевые слова: студенты; экстремизм; анкетирование; таможенный вуз
A STUDY OF THE PERCEPTIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS ABOUT EXTREMISM (FOR EXAMPLE, THE CUSTOMS COLLEGE)
Lagun Alexandra V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Scientific Research Department, Senior Researcher; Department of Social and Educational Work, Psychologist, PhD, e-mail: [email protected]
Pavlova Vera M.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of Social and Educational Work, Chief specialist, e-mail: [email protected]
Strebkov Peter A.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director on Social and Educational Work, PhD, e-mail: [email protected]
The article presents and analyzes the results of the survey of freshmen customs of the University, conducted to research their views on extremism
Keywords: students; extremism; survey; customs University
Для цитирования: Лагун А.В., Павлова В.М., Стребков П.А. Исследования представлений первокурсников об экстремизме (на примере таможенного вуза) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 100-105.
В настоящее время явление экстремизма приобрело значительную распространенность в мире и имеет место в некоторой части российского общества. Рядом исследователей [1] определено, что основным носителем экстремистских тенденций выступает молодежь как наиболее импульсивная и подверженная внешним влияниям часть общества. Наблюдается внедрение экстремистских идей в сознание представителей молодого поколения. Безусловно, наибольший интерес в этом ключе для вербовщиков молодых умов представляют и первокурсники вузов, которые являются, с одной стороны, вчерашними школьниками, а с другой - людьми, вступившими в новую «взрослую» жизнь. В российских
вузах обучаются представители разных народов и культур, поэтому могут иметь место противоречия и столкновения религий, взглядов, позиций. Юноши и девушки, начинающие свой образовательный путь в неоднородном (по ряду признаков) незнакомом коллективе, оказываются вовлеченными в процесс формирования своей собственной жизненной позиции, влияющей на систему ценностей личности в целом. К сожалению, на этом этапе молодые умы достаточно лабильны и могут быть подвержены различному воздействию, в том числе и взглядам экстремистского содержания.
Экстремизм - достаточно сложное явление. Его можно определить как мыслительную деятельность, а также действия личности,
значительно отличающиеся от общепринятых. В разных странах и в разные этому понятию времена этому понятию было дано множество юридических и научных определений. Однако единого определения на сегодняшний день так и не выработано.
Принятие Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон) не только актуализировало данную проблему, но и заставило рассматривать ее в новом ракурсе. Закон дает весьма объемное определение экстремизма и экстремистской деятельности. Этот факт объясняется не столько недоработкой законотворцев и профессиональных юристов, сколько отсутствием в современной социально-политической науке четких критериев определения экстремизма [2, с. 3]. Приведем лишь часть определения из Закона: «... насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности или отношения к религии» [3]. Все остальные положения Закона также жизненно и политически обоснованны и необходимы.
Актуальным в настоящее время является вопрос, насколько современная молодежь знакома с данным феноменом и каково ее отношение к этому опасному явлению?
Для ответа на этот вопрос было проведено анкетирование среди первокурсников очной формы обучения Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии как заведении, где готовят специалистов для несения государственной службы как на рубежах нашей Родины, так и в ее столице, и во всех областных, краевых и республиканских центрах.
В исследовании приняли участие более ста студентов. Предложенная анкета состояла из одиннадцати вопросов как «закрытых», так и «открытых». Перейдем к рассмотрению данных, полученных в результате обработки ответов студентов.
Очевидно, что большая часть респондентов знает, что такое экстремизм. На вопрос: «В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?» - ответы распределились следующим образом (рис. 1).
"О
О
СЛ Л
00 сг С
Е
гп -1
О
О сл
А
ы О 00 А
аз
Рис. 1. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?
Как видно из рис. 1, более 35 % студентов видят основные причины экстремизма, в первую очередь, в низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей по отношению друг к другу, а также в деформации системы ценностей в современном обществе. Это говорит о том, что факторы, порождающие экстремизм, студенты понимают достаточно хорошо. Свыше 18 % респондентов уверены, что именно целенаправленное «разжигание» представителями экстремистски настроенных организаций межнациональной агрессии способствует развитию экстремизма. Другие ответы, хоть и уступают в процентном отношении, все же заслуживают внимания хотя бы потому, что отражают значительный разброс мнений по данному вопросу.
На вопрос о способах профилактики ответы распределились следующим образом (рис. 2).
Интересно, что больше половины опрошенных (53 %) для профилактики экстремизма выбрали способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран. Это может говорить о том, что достаточно часто транслируемый в
СМИ опыт борьбы с экстремизмом находит отклик в сознании подрастающего поколения.
Радикальные меры, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых экстремистски настроенных религиозных и националистических объединений, за усиление цензуры выбрало свыше 35 % студентов.
Самой «непопулярной» мерой профилактики, с точки зрения опрошенных, является либеральная политика, предполагающая лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющая создание и функционирование новых религиозных и националистических объединений, отсутствие всякой цензуры.
Это может свидетельствовать о том, что студенты отдают предпочтение не «мягким», а более «жестким» методам противодействия экстремизму.
Перейдем к рассмотрению следующего вопроса, ответы на который представлены на рис. 3.
Анализ данных рис. 3 позволяет говорить о том, что большинство обучающихся не сталкивалось с проявлениями экстремизма вообще
Рис. 2. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?
или в отношении себя. Хотя, к сожалению, по всей линейке градации исследуемого вопроса есть числовые значения, которые могут указывать на присутствие признаков экстремизма в среде респондентов. Интересно отметить, что на этот вопрос ответили не все студенты.
Следующий вопрос анкеты дополняет предыдущий. Ответ на него представлен на рис. 4.
Анализируя данные, представленные на рис. 4 можно отметить, что, не- смотря на то, что большинство респондентов (58 %) не сталкивалось с дискриминацией по различным признакам в отношении своей личности, процент тех, кто с этим сталкивался, достаточно велик (24%), а тех, кто утверждает, что сталкивается достаточно часто - 5 %. Это свидетельствует о том, что дискриминация в определенной степени распространенное явление.
При ответе на вопрос: «Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах на национальной почве?» подавляющее большинство, почти 70 % первокурсников, ответили, что не приходилось, но 22 % ответили, что приходилось. Это еще раз свидетельствует об актуальности темы исследования.
Перейдем к рассмотрению ответов студентов на вопрос «Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-либо национальности?», представленных рис. 5.
Достаточно оптимистично выглядят данные на рис. 5. Большинство студентов (67,8 %) не испытывают раздражения или неприязни по отношению к представителям той или иной национальности, тогда как только 5 % респондентов признались, что испытывают такие чувства, а 10 % - скорее испытывают, чем нет. Эти цифры позволяют говорить, в том числе, и об открытости опрошенных при ответах на вопросы анкеты.
При ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?» подавляющее большинство (57,6 %) заявили, что осуждают подобные действия, однако, 1,7 % выборки ответили, что «скорее одобряют» такие организации. Тех, кто полностью одобряет подобные действия, не оказалось.
Достаточно информативным оказался вопрос: «Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?». Практически одинаковое количество процентов получили ответы «да» (24,2 %) и «затрудняюсь ответить» (25,5 %). Не знают, куда обращаться, - 13 % опрошенных. Это все-таки может свидетельствовать об отсутствии информированности молодежи по данному достаточно важному вопросу. При том, что, как было отражено ранее, экстремистские проявления не являются редкостью в данной среде.
Ниже представлены ответы, полученные на следующий вопрос анкеты.
Как видно из рис. 6, ответы на вопрос: «От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени
Рис. 4. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?
Рис. 5. Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-
либо национальности?
Рис. 6. От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?
зависит решение проблем экстремизма?» распределились следующим образом: студенты склонны ответственность за решение проблем экстремизма перекладывать на федеральные власти (37,3%), на втором по популярности месте оказался ответ: «От населения в целом» (24,2 %), 3,4 % респондентов считают, что именно от них зависит решение данной проблемы. Это может свидетельствовать о том, что молодежь в равной степени считает ответственными за решение проблем экстремизма как федеральные власти, так и население в целом.
Последний вопрос анкеты: «Ваши предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма» был обработан при помощи контент-анализа, что позволило получить следующие результаты:
- Ужесточение мер за правонарушения экстремистского характера - этот ответ, в тех или иных вариациях, встречается чаще всего.
- Следующий по популярности ответ - проводить профилактику среди молодёжи (воспитание терпимого отношения ко всем людям, расширение знаний в области прав и свобод
человека). Сюда были отнесены такие ответы, как «организовывать программы по воспитанию толерантности и культуры межэтнического общения для детей и подростков; проводить лекции, показывающие к каким тяжким последствиям приводит экстремизм; повышать качество образования, организовывать встречи с представителями различных религиозных организаций (особенно с представителями ислама); проводить работу по улучшению правовой культуры населения; пропагандировать солидарность народов и отрицание экстремизма (национализма, радикальных взглядов)» и так далее.
- Встречались предложения более высокого уровня, например, вынесение проблемы экстремизма на мировой уровень в качестве глобальной проблемы человечества (выработка направлений борьбы с экстремизмом на международном уровне - на саммитах, встречах глав государств; принятие международных актов); усиление взаимодействия с мировыми организациями по борьбе с экстремизмом и тому подобное.
Интересно, что достаточно часто в ответах встречаются рассуждения по поводу внесения ясности в определение самого понятия «экстремизм».
Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать следующие выводы:
1. В целом студенты имеют представление о том, что такое экстремизм.
2. Факторы, порождающие экстремизм, обучающиеся понимают достаточно хорошо.
3. Опрошенные имеют представление о методах профилактики экстремизма и отдают предпочтение более «жестким» методам противодействия экстремизму.
4. Большинство студентов не сталкивались с проявлениями экстремизма в своей жизни.
5. Подавляющее большинство опрошенных осуждает действия экстремистских организаций.
6. Среди опрошенных нет достаточной информированности о том, куда следует обращаться в случае столкновения с проявлениями экстремизма.
7. Молодежь считает в равной степени ответственными за решение вопросов экстремизма федеральные власти и население в целом.
8. В разделе анкеты «предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма», студентами сформулированы, в числе прочих, следующие предложения:
а) ужесточение мер за правонарушения экстремистского характера (35 %);
б) проведение профилактики экстремизма среди молодежи (воспитание терпимого отношения ко всем людям, расширение знаний в области прав и свобод человека, и так далее) (25 %);
в) объединение с международным сообществом для совместного решения столь насущной проблемы (10 %).
Проведенное исследование следует отнести, скорее, к информационному. Для более детального изучения такого важного вопроса необходимо применение расширенного ряда психодиагностического инструментария, а также личные беседы с респондентами. Однако результаты даже небольшого исследования позволяют составить общую картину представлений студентов филиала об экстремизме и противодействии ему. Ежегодное анкетирование студентов всех курсов позволит вовремя реагировать на возможные зачатки негативных проявлений.
Библиографический список:
1. Николаева Н.А., Муртазина И.А. Проблемы молодежного экстремизма в образовательной среде // Психология, социология и педагогика. 2013. № 4. URL: http:// psychology.snauka.ru/2013/04/2119 (дата обращения: 23.06.2016).
2. Зеленина О.В., Суслонов П.Е. Методика выявления признаков экстремизма. Процессуальные исследования (экспертизы) аудио-, видео- и печатных материалов: Научно-практическое пособие. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009. 90 с.
3. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12127578/#bloc k_1#ixzz4NPtCAjdL (дата обращения: 20.06.2016).