ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRL CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU № 2 2014
УДК 316.647
ПАТРИОТИЗМ ИЛИ ЭКСТРЕМИЗМ: РОССИЯ НА ПЕРЕПУТЬИ
Бессчетнова Оксана Владимировна
канд. социол. наук Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (филиал), Балашов
аи№ог@аргіогі-]оигпаІ. ги
Аннотация. В статье представлен анализ современного состояния проблемы молодежного экстремизма на основе результатов социологического исследования, а также изучения вторичных данных ВЦИОМ. Раскрыто содержание понятия «экстремизм», определены специфические особенности молодежного экстремизма, рассмотрены меры ответственности за деятельность экстремистского характера на основе действующего российского законодательства.
Ключевые слова: экстремизм; молодежь; социологическое исследование; Россия.
PATRIOTISM OR EXTREMISM: RUSSIA AT THE CROSSROAD
Besschetnova Oksana Vladimirovna
сandidate of sociology Saratov State University named by N.G. Chernishevsky (branch), Balashov
Abstract: The article presents an analysis of the current problem of youth extremism based on the results of the survey, as well as the secondary data analysis of VSIOM studies. The concept of “extremism” is disclosed; the specific features of youth extremism are identified, as well as penalties for extremist activities are considered based on the modern Russian legislation.
Key words: extremism; youth; sociological research; Russia.
В настоящее время проблема экстремизма все чаще обсуждается государственными и общественными деятелями, депутатами Государственной Думы, социологами, юристами и другими специалистами. Кроме того, количество преступлений, связанных с экстремизмом, продолжает ежегодно увеличиваться. Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры, в 2010 г. в России насчитывалось более 3 000 членов неонацистского движения [7].
По данным ВНИИ МВД России, ежегодно в стране возрастает количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности: в 2007 г. насчитывалось 356 таких преступлений, в 2008 г. - 460, в 2009 г. - 548; за первое полугодие 2010 г. выявлено 370 преступлений экстремистского характера, что на 39 % больше аналогичного периода предыдущего года [4].
Понятие «экстремизм» довольно обширно. С точки зрения толкового словаря русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «экстремальный» от латинского «ехгетиэ» означает «крайний, необычный по трудности, сложности» [6, с. 908].
Юридическое определение экстремизма содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», к которой относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии [5].
По данным социологических исследований, «в современной России наиболее значимым полем экстремизма являются межэтнические отношения (до 40 % опрошенных молодых людей в той или иной степени испытывают апатию к представителям других национальностей), политиче-
ские (12 %), религиозные (4-5 %)». По мнению Ю.Н. Клочко, А.Ю. Клочко: «в сфере межнациональных отношений стремление к превосходству и господству проявляется в первую очередь в идентификации других народов и их представителей как «врагов», а представителей своего народа как «друзей» [2]. Таким образом, политизация национального делает «чужих» «врагами», «своих» - «друзьями».
Анализ научной литературы показывает, что подавляющее число исследований экстремизма находится в плоскости юриспруденции и юридических наук. Вместе с тем, проблема экстремизма остается малоисследованной с позиции социологии, в частности в сфере выявления факторов, способствующих вовлечению молодежи в национал-социалистические течения, субкультуру скинхедов.
В целом, современная российская молодежь обеспокоена состоянием своего физического и душевного здоровья, угрозами личной и социальной безопасности, затруднениями в самореализации, получении профессии и образования, росте карьеры, достижении определенного уровня благосостояния, созданием и обеспечением семьи, воспитанием и образованием детей. Неудовлетворенность собственным низким социальным и личным статусом, отсутствие друзей мотивирует многих подростков выражать протест против существующего миропорядка посредством вступления в радикальные экстремистские группировки, где под мнимыми лозунгами патриотической направленности («Россия - для русских!») у них появляется легитимное «право» на насилие, которое усиливает чувство собственной значимости, превосходства и безнаказанности, вызванное принадлежностью к группе. Судя по опросам различных социологических организаций (Центр Ю. Левады, «РОМИР», ИС РАН, ИКСИ РАН), общее число людей, солидарных с идей «Россия - для русских!», с 2002 года составляло около 53 %, а в некоторые годы поднималось и до 60 %. С середины 1990-х гг. этот показатель вырос более чем в два раза [8, с. 251]. Опасность этого явления заключается в том, что подобное наси-
лие может вызвать ответную жестокость со стороны антифашистов, иммигрантов, студентов-иностранцев, а это приведет к непоправимым последствиям. Немаловажен тот факт, что деятельность экстремистских групп и организаций существенно снижает престиж государства и его авторитет на международной арене.
Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются: протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления. Следует заметить, что целью «молодежного экстремизма» практически ни в одном известном случае не являются призывы к распаду страны, введение внешнего управления и депопуляция, т.е. то, что признано реальными угрозами национальной безопасности России. К сожалению, крайность наметилась в другую сторону - экстремистскими стали называть практически все формы видимого протеста, особенно против существующей политической системы при активном использовании Интернет.
Для изучения уровня знания своей национальной культуры, ее роли в иерархии жизненных ценностей современной учащейся молодежи, выявления уровня толерантности к представителям других этнических групп, автором статьи было проведено анкетирование 309 школьников, студентов средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ, проживающих на территории Саратовской и Волгоградской областей, на основе случайной выборки. В опросе принимали участие 45,9 % девушек и 54,1 % юношей в возрастном интервале 11-12 лет - 10,3 %; 1314 лет - 19,7 %; 15-16 лет - 51,1 %; 17-18 лет - 18,7 % , из которых русские составляли 87,3 %, представители других национальностей (азербайджанцы, украинцы, татары) - 12,7 %.
Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных куль-
тур и цивилизаций, но и внутри последних, особенно в России, находящейся в стадии трансформации [3]. В связи с этим, в анкету был включен вопрос о выявлении степени понимания учащимися самого термина «толерантность». В результате обработки данных были получены следующие результаты: ответ «не знаю» дали 47,3 % респондентов, «способность отстаивать свое мнение несмотря ни на что» - 11,9 %, «способность быть терпимым, снисходительным к другим людям» - 40,8 %. Следовательно, более половины опрошенных не только не имеют представления о смысле слова, но и, скорее всего, не руководствуются им в своих действиях.
Культура играет важную роль в процессе социализации личности ребенка, формировании патриотизма и любви к своей Родине. Для этого один из вопросов анкеты включал информацию, касающуюся основных символов нашей страны, символических значениях цветов российского флага, знание государственных символов своей «малой родины», где человек родился и вырос. Герб, гимн и флаг в качестве основных государственных символов России назвали 73,5 % респондентов, к сожалению, не знают об их существования - 26,5 % опрошенных. Вместе с тем, символическое значение цветов российского флага смогли правильно раскрыть лишь 31,8 % испытуемых, ответили неправильно - 15,5 %, а остальные 52,7 % затруднились ответить.
Согласно инициативному всероссийскому опросу ВЦИОМ, проведённому 18-19 августа 2012 г. (М = 1600), с каждым годом повышается доля россиян, которые могут правильно назвать цвета государственного флага России и их расположение (с 55 % в 2007 году до 68 % в 2012 году). В основном это молодежь (78 %) и жители средних городов (84 %). Более четверти опрошенных могут правильно указать лишь сами цвета (27 %) и только 3 % респондентов имеют неверное представление о флаге России, большинство из которых - пенсионеры. Первые слова гимна России смогли назвать 49 % респондентов (по сравнению с 39 % в
2009 году). Треть опрошенных имеет ошибочное представление о государственном гимне (32 %), как правило, это пожилые россияне (44 %) и жители средних городов (42 %) [1]. Самым известным элементом государственной символики по-прежнему остается государственный герб, верное представление о котором имеют 88 % респондентов. В основном это люди моложе 35 лет (92-93 %), москвичи и петербуржцы (92 %), а также жители крупных и малых городов (по 91 %) [1].
Из результатов авторского опроса видно, что лишь 40,4 % опрошенных смогли верно перечислить цвета флага г. Балашова или г. Волгограда (в соответствии с территорией проживания), остальные 59,6 % дали ответ «не знаю». Герб «малой родины» вызвал меньше затруднений у респондентов, доля правильных ответов на вопрос: «Что изображено на гербе г. Балашова (г. Волгограда)?» достигла 52,1 %, неверный ответ дали 14,2 % респондентов, 33,7 % затруднились ответить.
Данные факты говорят не только о слабой информированности учащихся; незнании ими истории своего родного города и края; отсутствии интереса к историческому прошлому, но и о практически полном отсутствии патриотического воспитания школьников и студентов, необходимости введения соответствующих дисциплин в школьную программу, направленных на устранение подобных пробелов.
Согласно авторскому опросу, 56,6 % опрошенных выражают нейтральное отношение к представителям других этносов, 23,9 % относятся к ним «с интересом», 16,8 % - «отрицательно», 2,5 % «испытывают страх и беспокойство». Вместе с тем, мнение респондентов о влиянии национальности на получение образования и работы разделились практически поровну: 32 % отмечают ее важность, 35,9 % считают, что она ни на что не влияет, 22,1 % полагают, что «иногда», 10 % затруднились ответить.
Многочисленные распри на межнациональной почве на Кавказе, террористические акты, война в Чечне, рост мигрантов из стран СНГ,
дискриминация русского населения за рубежом, все это усилило национал-социалистические настроения, особенно среди молодежи, которая считает своим долгом «освободить русский народ от засилья иностранцев». Таким образом, политизация национального делает «чужих» «врагами», «своих» «друзьями». Однако в действительности такая подмена бывает не так очевидна, т.к. некоторые представители политической элиты зачастую стремятся ввести народ в заблуждение, подыгрывая обыденной ксенофобии, которая трансформируется от любви к своему народу к проявлению ненависти к «чужим».
По данным авторского опроса о существовании «скинхедов» знают
58,5 % опрошенных, «немного слышали о них» - 17,8 %, ответ «ничего не знаю» выбрали 23,7 %. Вместе с тем, отношение к их деятельности респонденты выразили следующим образом: считают выступления скинов «как борьбу за интересы людей своей национальности» - 28,3 %, «как нарушение конституционных прав личности» - 22,8 %, «как преступление» - 18,6 % и 30,3 % молодежи относятся к ним индифферентно.
На вопрос анкеты: «Что, с Вашей точки зрения, означает слово «экстремизм»?» большинство учащихся - 77,4 % не смогли определить его смыслового значения, остальные 25,6 % отождествляют его с различными по смыслу словами: «проявление насилия между расами», «борьба людей за чистоту нации», «молодежное движение», «терроризм», «риск», «опасность», «потребность человека в острых ощущениях», «анархия», «очень плохое», «когда ничего не боится», «обезбашен-ные люди».
Таким образом, можно констатировать, что подавляющее число респондентов не знакомы с понятием «экстремизм», его «идеей» и методами, что в совокупности с низким уровнем национальной культуры, недостаточным знанием основ свой истории, традиций и обычаев, может привести к пополнению рядов «скинхедов» и экстремистских группи-
ровок, росту ксенофобии и шовинизма, совершению противоправных действий на межнациональной почве.
В отличие от экстремизма, понятие «патриотизм» не вызвало затруднений у респондентов, 5,4 % из которых рассматривают его как «качество личности, присущее всем без исключения людям»; 16,8 % как «морально-нравственную характеристику личности, приобретаемую в процессе обучения, воспитания, жизни в стране»; 72,3 % понимают его как «любовь к родине, готовность служить ей»; 5,5 % как «любовь к родному краю». Свой уровень патриотизма оценили как «высокий» - 24,8 % респондентов, «средний» - 65,4 %, «низкий» - 9,8 %.
По данным авторского социологического исследования, несмотря на огульные обвинения современной молодежи в алкоголизме, наркомании, тунеядстве, низком уровне морально-нравственных и патриотических качеств, более 98 % респондентов на вопрос анкеты: «Каковы Ваши действия в случае возникновения военной угрозы России со стороны другого государства?» дали следующие варианты ответов: «пойду на фронт», «пойду воевать», «стану добровольцем», «как большинство нормальных людей встану на защиту своей Родины», «сделаю все, что в моих силах», «помогу своему государству всеми необходимыми способами», «не задумываясь, пойду на защиту государства», «пойду медсестрой в госпиталь», «стану партизаном/разведчиком», «готов положить жизнь за Родину».
Высокий уровень патриотизма молодежи, принимавшей участие в исследовании, отражается и при ответе на вопрос: «Испытываете ли Вы гордость за свою страну?», на который 73,3 % респондентов ответили положительно, 7,4 % - отрицательно, 19,3 % затруднились ответить.
Удивительным при анализе результатов опроса является то, что
49,5 % молодежи рассматривают понятие «национализм» как «любовь к родине, защиту прав и интересов представителей своей национальности», 32,7 % - как «крайнюю форму экстремизма, агрессии к представи-
телям других национальностей», 11,4 % - как «борьбу с иммигрантами, приезжими из других стран», а 9,4 % опрошенных рассматривают его как «деятельность национал-социалистов».
В авторском исследовании, по субъективным ощущениям респондентов свой уровень знания национальной культуры оценили как «высокий» (знаю многие национальные обычаи, традиции, обряды, фольклор и т.д.) - 13,9 %; «средний» («знаю некоторые обычаи и традиции, но не очень хорошо») - 68,3 %; «низкий» (практически не знаю никаких национальных традиций и обычаев) - 17,8 %.
При ответе на вопрос: «Должен ли человек знать историю и культуру своей страны, родного края?» 86,4 % ответили утвердительно и лишь
13,6 % опрошенных считают, что в этом нет необходимости. По мнению респондентов, основными субъектами, способными привить основы культуры современным подростками и молодежи, являются «родители (семья)» - 60,8 %, «школа» - 58,9 %, «Интернет» - 15,2 %, «никто» - 3,5 % (предполагался выбор нескольких вариантов ответа).
Таким образом, для сохранения и поддержания образцов национальной культуры, этнического самосознания народа необходимо, в первую очередь, целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре, способствовать сохранению народных промыслов и особенностей национальной самобытности, языка, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ, развивать морально-нравственные качества детей и молодежи, способствовать укреплению этнического самосознания, толерантному отношению к людям другой национальности.
1. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. URL:http://www.wciom.ru (дата обращения 20.01.2014).
2. Клочко Ю.Н., Клочко А.Ю. Патриотизм и национальная общность (социально-философский анализ) // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». Ставрополь. 2003. № 10.
3. Луценко Е.М., Ефимова Д.В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 11 (19). [Электронный ресурс]. URL:http:// www.sisp.nkras.ru (дата обращения 10.12.2013).
4. МВД насчитало 150 экстремистских группировок // Коммерсантъ. 29 октября 2010. № 202 (4502). [Электронный ресурс]. URL:http:// www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1530470 (дата обращения 14.01.2014).
5. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «А ТЕМП», 2008. 944 с.
7. Патриотизм. Википедия. [Электронный ресурс]. URL:http://
ru.wikipedia.org/wiki/Patriotism (дата обращения 18.12.2013).
8. Свертков И.А. Молодежный экстремизм в России в начале XX века // Молодежь - позитивная сила развития российского общества. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 сентября 2009 года) / под ред. А.А. Козлова. СПб., 2009. С. 247-251.