Научная статья на тему 'Жизненный кругозор и ценности учащейся молодежи (опрос в Саратовской и Волгоградской областях)'

Жизненный кругозор и ценности учащейся молодежи (опрос в Саратовской и Волгоградской областях) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НАЧАЛО XXI В. / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / RUSSIAN YOUTH / EARLY 21ST CENTURY / LIFE VALUES / SARATOV PROVINCE / VOLGOGRAD PROVINCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бессчетнова Оксана Владимировна

Проведенное исследование показывает необходимость целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре, способствовать сохранению особенностей национальной самобытности, языка, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Outlook and Values of Young Students (polls in Saratov and Volgograd Provinces)

The study shows the necessity of educating the new generation so that they knew national traditions, customs and folklore, kept their national culture and language, felt proud for their country, were patriots and at the same time tolerant to people of other nationalities.

Текст научной работы на тему «Жизненный кругозор и ценности учащейся молодежи (опрос в Саратовской и Волгоградской областях)»

СООБЩЕНИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ,

О.В. Бессчетнова

ЖИЗНЕННЫЙ КРУГОЗОР И ЦЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (ОПРОС В САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯХ)1

Бессчетнова Оксана Владимировна - кандидат социологических наук, доцент Балашовского института Саратовского государственного университета.

Социологическое исследование, результаты которого представлены ниже, посвящено одной из наиболее актуальных проблем современности - проблеме толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей и направленного на это поликультурного образования и воспитания, особенно в детской и молодежной среде. Россия, являясь многокультурным обществом, испытывает особую потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Справедлив вывод о том, что поликультурное образование предусматривает «вооружение учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, формирование толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире» (1).

Для изучения уровня знания своей национальной культуры, ее роли в иерархии жизненных ценностей современной учащейся молодежи, выявления уровня толерантности к представителям других этнических групп в 2009 г. автор статьи провел анкетирование 309 школьников, студентов средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ, проживающих на территории Саратовской и Волгоградской областей, на основе случайной выборки. В опросе принимали участие 45,9% девушек и 54,1% юношей в возрастном интервале 11-12 лет - 10,3%, 13-14 лет - 19,7, 15-16 лет - 51,1, 17-18 лет - 18,7%, из них русские составляли 87,3%, представители других национальностей (армяне, азербайджанцы, украинцы, татары) - 12,7%.

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ грант № 08.03-27307 а/В. 194

С целью выявления степени критичности в оценке своих действий и поступков в анкете присутствовал вопрос о соотношении достоинств и недостатков в структуре личности испытуемых. Отвечая на него, 61,5% респондентов отдали приоритет своим положительным качествам, 7,11 - отрицательным и 31,4% опрошенных затруднились ответить.

Большинство респондентов - 82,8% постоянно чувствуют поддержку со стороны своей семьи, лишь иногда - 13,9, указывают на ее отсутствие 3,2%. Что касается друзей, то на их помощь в трудных жизненных обстоятельствах, по субъективным оценкам опрошенных, могут рассчитывать 74,1%, на ее отсутствие указывают 18,2%, не уверены в своем ответе - 7,7%.

В случае возникновения каких-либо проблем в личном плане 60,1% подростков склонны винить «окружающих» и лишь 39,8%, «самих себя», что говорит о превалировании инфантильности, неумении отвечать за свои поступки и признавать ошибки.

Вместе с тем на вопрос анкеты «Готов ли ты выслушать точку зрения своих оппонентов в ситуации конфликта?» мнения молодежи разделились практически поровну: 45,6% дали утвердительный ответ, 46,6 утверждают, что «не всегда» и лишь 7,7% - «однозначно нет». Большинство респондентов 65% к авторитетному мнению прислушивается «не всегда», 22% - «часто» и только 13% «всегда, когда надо принимать решение». Можно утверждать, что большая часть молодежи, с одной стороны, считают себя взрослыми людьми, способными самостоятельно принимать решения, не спрашивая совета у взрослых (родителей, учителей, старших братьев/сестер и др.). С другой -более половины опрошенных склонны винить других в возникновении тех или иных проблем, с которыми они сталкиваются. Радует тот факт, что для большинства опрошенных - 74,8% авторитетом выступают «родители», а уже потом «друзья» - 16,8 (8,4% дали ответ «все», «никто»).

Весьма важным представлялось выявить, какое место в жизненном кругозоре молодежи занимает толерантность в качестве нового типа социальных отношений в среде взаимодействия различных культур при нерешенности и многочисленных социальных конфликтов на макро- и микроуровне в условиях роста нигилизма и нетерпимости в российском обществе. В связи с этим в анкету был включен вопрос о выявлении степени понимания учащимися самого термина «толерантность». В результате обработки данных были получены следующие результаты: ответ «не знаю» дали 47,3% респондентов, «способность отстаивать свое мнение несмотря ни на что» -11,9, «способность быть терпимым, снисходительным к другим людям» -40,8%. Можно делать вывод, что более половины опрошенных не только не имеют представления о смысле слова, но и, скорее всего, не руководствуются им в своих действиях.

Было весьма важным определить уровень знания детьми и молодежью основ своей национальной культуры. Один из вопросов анкеты включал информацию, касающуюся государственных символов страны и символов «малой родины», где человек родился и вырос. Герб, гимн и флаг в качестве основных государственных символов России назвали 73,5% респондентов; 26,5% - не знали об их существовании. Вместе с тем символическое значение цветов российского флага смогли правильно раскрыть лишь 31,8%, ответили неправильно - 15,5, а остальные 52,7% затруднились ответить. Понимание государственных символов «малой родины» оказалось для учащихся еще более трудным. Лишь 40,4% опрошенных смогли верно назвать цвета флага городов Балашова и Волгограда (в соответствии с территорией проживания), остальные 59,6% дали ответ «не знаю». Герб «малой родины» вызвал меньше затруднений у респондентов, доля правильных ответов на вопрос: «Что изображено на гербе г. Балашова (Волгограда)?» достигла 52,1%, неверный ответ дали 14,2% респондентов, 33,7% затруднились ответить. Данные факты говорят не только о слабой информированности учащихся, незнании ими истории своего родного города и края, отсутствии интереса к историческому прошлому, но и о практически полном отсутствии патриотического воспитания школьников и студентов, необходимости введения соответствующих дисциплин в школьную программу.

Кроме того, из анкетирования было выявлено, что более половины респондентов (64,5%) не смогли назвать национальности людей, которые проживают на территории их города, края или области, остальные 35,5% верно указали на существование таких этнических групп, как украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, евреи, немцы, корейцы и др.

На вопрос: «Чем, по-твоему, отличаются люди разных национальностей между собой?» были получены следующие ответы: «внешностью», «характером и манерой поведения», «индивидуальными особенностями», «языком», «цветом кожи», «обычаями», «верой», «религией». Большинство респондентов отмечают внешние отличительные признаки, не заостряя внимания на внутренних культурных различиях народов (их менталитете, нравах, традициях, вероисповедании, историческом прошлом и т.д.). Следует отметить, что 77,5% из числа опрошенных указывают на наличие у них родственников, друзей, знакомых другой национальности, 20% говорят об их отсутствии, не смогли ответить на поставленный вопрос 2,5% молодежи.

Вместе с тем, несмотря на указанные различия между представителями разных национальностей, 53% опрошенных считают, что национальность человека не имеет решающего значения при общении с ним, 35,9 указывают на ее важность, 11,1% затруднились с ответом, 56,6% респондентов выражают нейтральное отношение к представителям других этно-

сов, 23,9 относятся к ним «с интересом», 16,8 - «отрицательно», 2,5% «испытывают страх и беспокойство».

Известно, что противоречия и конфликты на межнациональной почве, особенно на Кавказе, террористические акты, война в Чечне, рост мигрантов из стран СНГ, дискриминация русского населения за рубежом, - все это усилило шовинистические настроения в России, особенно среди молодежи, часть которой считает своим долгом «освободить русский народ от засилья иностранцев», выдвигая лозунг «Россия - для русских!». «Политизация национального делает «чужих» «врагами», «своих» «друзьями» (2). Рождается ксенофобия, которая трансформируется от привязанности к своему народу (национализм как любовь) к фанатической страсти (национализм как ненависть к «чужим»). Какова информированность молодежи в этой сфере? По данным опроса, о существовании «скинхедов» знают 58,5% опрошенных, «немного слышали о них» - 17,8, ответ «ничего не знаю» выбрали 23,7%. Вместе с тем отношение к их деятельности респонденты выразили следующим образом: понимают выступления «скинов» как борьбу за интересы людей своей национальности» - 28,3%, как «нарушение конституционных прав личности» - 22,8, «как преступление» - 18,6%, 30,3% молодежи относятся к ним индифферентно.

На вопрос анкеты: «Что, с твоей точки зрения, означает слово "экстремизм"»? большинство учащихся (77,4%) не смогли определить его смысловое значение, остальные отождествляют его с различными по смыслу словами: «проявление насилия между расами», «борьба людей за чистоту нации», «молодежное движение», «терроризм», «риск», «опасность», «потребность человека в острых ощущениях», «анархия» «очень плохое», «когда ничего не боится», «обезбашенные люди». С точки зрения Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с 29 апреля 2008 г.) к экстремизму, среди прочего, относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (3). Исходя из этого видно, что большинство респондентов довольно размыто представляют себе содержание понятия «экстремизм».

На наш взгляд, все полученные ответы можно сгруппировать в три блока: 1) понятия, которые действительно представляют собой характеристики или виды экстремистских действий («терроризм», «проявление насилия и агрессии между представителями различных рас и национальностей», «национализм», «враждебная деятельность», «совершение террористических действий на национальной почве»); 2) определения, проистекающие из этимологического значения слова «экстремальный», т.е. «крайний, необычный по трудно-

сти, сложности» (4) («быть экстремистом - значит совершать сумасшедшие поступки», «это люди, которые любят острые ощущения», «это риск», «это когда ничего не боится», «рискуя собой, совершать поступки для других», «риск человека при различных ситуациях», «что-то новое, возможно адреналин», «объединения людей, занимающихся деятельностью, опасной для жизни», «человек, который не боится страха», «это экстремальный вид спорта, например лыжи, лазание по горам»); 3) «интуитивные» определения, которые скорее основаны не на знании, а на ощущениях индивида («что-то плохое», «не знаю, наверное, связано с плохим», «очень плохое»).

На вопрос о субъективном ощущении респондентами своего уровня знания национальной культуры были даны оценки этого уровня как «высокого» (знаю многие национальные обычаи, традиции, обряды, фольклор и т.д.) -13,9%; «среднего» (знаю некоторые обычаи и традиции, но не очень хорошо) - 68,3%; «низкого» (практически не знаю никаких национальных традиций и обычаев) - 17,8%. При ответе на вопрос: «Должен ли человек знать историю и культуру своей страны, родного края?» 86,4% ответили утвердительно, и лишь 13,6% опрошенных считают, что в этом нет необходимости. По мнению респондентов, основными субъектами, способными привить основы культуры современным подросткам и молодежи, являются родители (семья) - 60,8%, школа - 58,9, Интернет - 15,2, никто - 3,5% (предполагался выбор нескольких вариантов ответа).

Общий вывод на основе проведенного исследования достаточно очевиден: для сохранения и поддержания образцов национальной культуры, этнического самосознания народа необходимо, в первую очередь, целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре, способствовать сохранению особенностей национальной самобытности, языка, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ, развивать морально-нравственные качества детей и молодежи, способствовать укреплению этнического самосознания, толерантному отношению к людям другой национальности. В связи с этим необходимо введение в национально-региональный компонент учебных планов школ, сузов, вузов, факультативных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление молодежи с особенностями своей национальной культуры; поддержка молодежных общественных организаций и объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения; привлечение учащейся молодежи к изучению истории родного края; проведение городских межнациональных фестивалей, конкурсов с целью знакомства детей и молодежи с обычаями и традициями представителей различных этносов.

Литература

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития политкультурного образования в США // Автореферат дисс. ... док. пед. наук. - Волгоград, 2008. - С. 3.

2. Клочко Ю.Н., Клочко А.Ю. Патриотизм и национальная общность (социально-философский анализ) // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», Вып. № 10. -2003, Ставрополь.

3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30, - Ст. 3031.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2008. - С. 908.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.