Научная статья на тему 'Экстремизм в системе мировоззренческих ориентиров студенческой молодежи Алтайского края'

Экстремизм в системе мировоззренческих ориентиров студенческой молодежи Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭТНИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / КСЕНОФОБИЯ / EXTREMISM / THE EXTREMIST ORGANIZATIONS / ETHNIC EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT / XENOPHOBIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сингач А. Н.

В статье представлены основные результаты социологического исследования, проведенного среди учащейся молодежи Алтайского края, с целью исследования проблем молодежного этнического экстремизма, изучения отношения к представителям различных этнических групп, выявления уровня знания респондентами своей национальной культуры и толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM IN SYSTEM WORLD OUTLOOK REFERENCE POINTS OF STUDENT'S YOUTH OF ALTAY TERRITORY

In article the basic results of the sociological research spent among studying youth of Altay territory, with a research objective of problems of youth ethnic extremism, studying of the relation to representatives of various ethnic groups, revealings of level of knowledge by respondents of the national culture and tolerance are presented.

Текст научной работы на тему «Экстремизм в системе мировоззренческих ориентиров студенческой молодежи Алтайского края»

освоения фольклора, направленной на формирование этнокультурной идентификации молодого поколения и культуры толерантности в регионе; социальной регуляции досуга детей и подростков; формированию благоприятной социальнокультурной досуговой среды через процессы социализации и

Библиографический список

инкультурации; созданию оптимальных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности, её культурного самоопределения в новых жизненных условиях; формирование у членов семьи близких этнокультурных ценностных ориентации в проведении досуга и отношения к этнокультурному наследию.

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие. - М., 1999.

2. Шамина, Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1990.

3. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М., 1998.

4. Соколов, Э.В. Рациональное использование времени и культуры досуга // Социология культуры. Методология и практика культурнопросветительной работы. - Л., 1982.

Bibliography

1. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika: ucheb. posobie. - M., 1999.

2. Shamina, L.V. Ob organizacii obucheniya muzihkaljnomu foljkloru v sovremennoyj sisteme narodnogo obrazovaniya // Sokhranenie i vozrozhdenie foljklornihkh tradiciyj: sb. nauch. tr. NII kuljturih. - M., 1990.

3. Volovik, A.F. Pedagogika dosuga / A.F. Volovik, V.A. Volovik. - M., 1998.

4. Sokolov, Eh.V. Racionaljnoe ispoljzovanie vremeni i kuljturih dosuga // Sociologiya kuljturih. Metodologiya i praktika kuljturno-prosvetiteljnoyj rabotih. - L., 1982.

Статья поступила в редакцию 15.09.11

УДК: 323.283

Singach A.N. EXTREMISM IN SYSTEM WORLD OUTLOOK REFERENCE POINTS OF STUDENT’S YOUTH OF ALTAY TERRITORY. In article the basic results of the sociological research spent among studying youth of Altay territory, with a research objective of problems of youth ethnic extremism, studying of the relation to representatives of various ethnic groups, revealings of level of knowledge by respondents of the national culture and tolerance are presented.

Key words: extremism, the extremist organizations, ethnic extremism in the youth environment, xenophobia.

А.Н. Сингач, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: Singach@inbox.ru

ЭКСТРЕМИЗМ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В статье представлены основные результаты социологического исследования, проведенного среди учащейся молодежи Алтайского края, с целью исследования проблем молодежного этнического экстремизма, изучения отношения к представителям различных этнических групп, выявления уровня знания респондентами своей национальной культуры и толерантности .

Ключевые слова: экстремизм, экстремистские организации, этнический экстремизм в молодежной среде, ксенофобия.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране [1].

Этнический экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы и обладающей характерными особенностями категории населения. Специфика проявления этнического экстремизма в молодежной среде обусловлена особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием сложности и противоречивости социального бытия, стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей. Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления. Противодействие экстремизму в молодежной среде необходимо свести к нахождению и устранению порождающих ее причин, так как, по нашему мнению, одними админист-

ративно-уголовными мерами невозможно обеспечить результативность данной деятельности.

На сегодняшний день, несмотря на то, что Конституция Российской Федерации установила обязанность государства соблюдать и защищать неприкосновенность личности и собственности, охранять жизнь, здоровье и достоинство человека, в реальной действительности эти важнейшие требования реализуются далеко не всегда и не в полном объеме. Поэтому необходимо в целях противодействию явлениям терроризма и экстремизма, проводить постоянный мониторинг этих социальных явлений, анализировать причины и условия возникновения, изучать структуру и динамику, а в конечном итоге разрабатывать более совершенные законодательные механизмы борьбы с данными проблемами, модели воспитания поликультурной позиции личности.

По заказу Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края в апреле 2011 года научно-методическим центром «Развития воспитательных систем» Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования было проведено исследование «Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии в молодежной среде». Анкета включала вопросы, позволяющие выявить отношение учащейся молодежи к экстремизму, понимание сути этого явления как социальной деструкции, описание мотивации экстремистских установок личности, степень религиозной и национальной толерантности, а также выявление и анализ социокультурных предпосылок и причин экстремизма и экстремистских настроений в современном российском обществе и Алтайском крае. Вопросы были составлены таким образом, чтобы степень искренности и полноты ответа корректировалась совокупностью вопросов, варианты ответов позволяли выявить не только отношение, но и мотивировку позиции.

Для того чтобы использовать в эмпирическом исследовании такие сложные понятия, как экстремизм и экстремистские организации их необходимо операционализировать. Для этого можно не прибегать к очередному теоретическому определению, а дать его эмпирическую интерпретацию. В инструментарий социологического опроса мы включили ряд вопросов, ответы на которые являются показателями степени адекватности, данных молодыми людьми характеристик понятий с точки зрения общепринятых трактовок этих понятий.

Отвечая на вопрос анкеты «Согласны ли Вы с тем, что сегодня можно четко сказать, что такое этнический экстремизм?» 60,9% респондентов не смогли определить его смыслового значения, остальные 39,1% отождествляют его с различными по смыслу словами: проявление насилия по отношению к другим национальностям и расам, борьба за чистоту нации, молодежное движение, терроризм, национализм, риск, опасность, потребность человека в острых ощущениях, очень плохое, когда ничего не боится, безбашенные люди, проявление национальной нетерпимости; выражение неприязни к другим национальностям, противозаконные действия. Таким образом, экстремизм в молодежном сознании чаще всего ассоциируется с насилием в отношении этнических и религиозных групп, что в целом соответствует обыденной трактовке данного явления.

С точки зрения Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 29 апреля 2008 г.) к экстремизму среди прочего относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии [2]. На наш взгляд, все полученные ответы респондентов можно сгруппировать в три группы:

1) понятия, которые действительно представляют собой характеристики или виды экстремистских действий (терроризм, проявление насилия и агрессии между представителями различных рас и национальностей, национализм, враждебная деятельность, совершение террористических действий на национальной почве);

2) определения, которые смешиваются или подменяются понятием «экстремальный», этимологическое значение которого характеризуется как крайний, необычный по трудности, сложности [3, с. 908] (быть экстремистом - значит совершать сумасшедшие и необдуманные поступки, это люди, которые любят острые ощущения, это риск, это когда ни чего не боятся, адреналин, объединения людей, занимающихся деятельностью, опасной для жизни, человек, который не боится страха);

3) интуитивные определения, которые, скорее, основаны не на знании, а на ощущениях индивида (что-то плохое, не знаю, наверное, связано с плохим, противоправные действия).

В связи с этим можно констатировать, что подавляющее число респондентов, участвующих в опросе, не знакомы с понятием «экстремизм», его идеей и методами, что в совокупности с низким уровнем национальной культуры, недостаточным знанием основ свой истории, традиций и обычаев может привести к пополнению рядов скинхедов и экстремистских группировок, росту ксенофобии и шовинизма, совершению противоправных действий на межнациональной почве в молодежной среде.

Вопрос анкеты «Знаете ли Вы о существовании на территории Алтайского края каких-либо экстремистки настроенных молодежных организаций, движений?» показал низкий уровень информированности молодежи об экстремистских организациях. Только 10,9% из числа опрошенных молодых людей не только знают о существовании на территории Алтайского края о каких-либо экстремистки настроенных молодежных организаций, но и довольно часто сталкиваются с их представителями, 45,6% - лишь кое-что слышал о них, а 43,5% дали отрицательный ответ. При этом более всего молодые люди информированы о скинхедах и Русском национальном единстве (РНЕ). На наш взгляд, факт низкой информированности, как это ни парадоксально, не может рассматриваться однозначно положительно, ибо информированность не связана ни с положительной, ни с отрицательной оценкой. Незнание в некоторых случаях может служить основанием для недостаточного «иммунитета» по отношению к экстремизму. Поэтому важен не столько факт информированности или неинформированности, но наличие негативной установки в отношении экстремистских проявлений.

По мнению респондентов, организация, движение являются экстремистскими, в том случае если они: осуществляют насилие в отношении представителей других национальностей, религиозных групп (93,5%), оскверняют памятники, храмы (69,6%), провозглашают превосходство своей национальности, религии (54,3%), насильственно распространяют свои идеи (47,8%), призывают к вооруженной борьбе с властью (32,6%).

Практически каждый второй опрошенный (54,3%) в качестве главных причин распространения национальной неприязни и экстремизма указывает на отсутствие эффективной политики занятости молодежи и несформированности у нее жизненных целей и позиций (47,8%). Каждый четвертый (23,9%) - на отсутствие концепции государственной молодежной политики и низкой информированности молодежи о мерах ответственности за экстремистские действия. Каждый третий (32,6%) указал на неэффективность деятельности правоохранительных органов по пресечению экстремистской деятельности и отсутствие государственной цензуры содержания материалов СМИ и Интернет-сайтов.

Распад СССР привел к большим миграционными процессами представителей различных народов. Практически в каждом регионе страны можно было найти представителей не менее чем 20 национальностей. И здесь в первую очередь возникает проблема формирования толерантного отношения и без-конфликтого взаимодействия представителей разных национальностей. Достаточно детально вопрос об отношении к приезжим обсуждался на семинаре. В ходе групповых дискуссий были выделены причины, которыми обуславливается негативное отношение населения к приезжим: экономические, религиозные, культурные различия, психологическая несовместимость. В этой связи особый интерес представляют данные опроса, в ходе которого респондентам задавался вопрос: «Как Вы считаете, в чем причины негативного отношения к людям, приезжающим жить к нам в страну, в наш город». Полученные данные показывают, что 40% придерживаются мнения о том, что «они занимают наши рабочие места», 28,3% опрошенных считают, что причиной негативного отношения является их ответная реакция на плохое отношение самих приезжих к местному населению. Следующим по частоте упоминаний (23,9%) является вариант ответа: «они имеют агрессивный характер». Вариант ответа: «Реальных причин негативного отношения к людям, приезжающих жить в город, не существует» набрал 19,6% голосов. 15,2% принимавших участие в исследовании полагают, что «приезжие ухудшают криминогенную обстановку», «имеют другое вероисповедание». «Приезжие должны жить у себя на родине», так считают 6,5% респондентов. Данный вариант характеризует явную ориентацию на «закрытость». Он связан не столько с обоснованием конкретных причин, сколько выражает определенную ценностную установку, определяющую своеобразную идеологию в национальном вопросе. 6,5% уверены, что «приезжающие не платят налогов и живут за наш счет».

Абсолютное большинство молодежи, принимающее участие в исследовании выступает за достаточно жесткое регулирование миграции. 73,9% считают, что приток мигрантов следует ограничить, а 6,5% - разрешать приезд только в исключительных случаях для отдельных представителей. Основными мотивами «мигрантофобии» являются утверждения о враждебности мигрантов к местному населению и предположение о высоком уровне криминализации в среде мигрантов.

Уровень конфликтности отношений между представителями разных национальностей и конфессий в крае молодежь оценивает в основном как «средний». Оснований для такой оценки несколько. Во-первых, для Алтайского края не типично обострение межнациональных и межрелигиозных отношений. Во-вторых, молодые люди обычно не проявляют значительного интереса к данной проблематике, воспринимая ее спокойно. В-третьих, в сознании жителей края проблематика этнического экстремизма и ксенофобии не является высокоактуализирован-ной на фоне проблем, связанных с качеством и уровнем жизни населения. Однако 26,1% и 10,9% от числа ответивших респондентов оценивает уровень конфликтности между представителями различных национальностей и конфессий (соответственно) в крае как высокий.

Сравнительная благополучность межнациональных и межрелигиозных отношений не могла не сказаться на характере личностной самоидентификации респондентов. Большинство молодых людей (58,7%) ощущают себя, в первую очередь, россиянами; представителями своего народа в первую очередь

считают себя 21,7% респондентов. Незначительная часть участников опроса воспринимают себя гражданином мира (13%), просто как жителей своего региона (2,2%), города, района (4,4%), безотносительно к этнической общности. Несомненно, приоритет самоидентификации молодых людей с Россией в целом или с территориальной общностью минимизирует предпосылки этнического экстремизма. Но низкий уровень этнической самоидентификации имеет и негативные следствия. Они выражаются в отчужденности от собственной культуры, в забвении традиций и, в конечном итоге, разрывают связь поколений.

На наш взгляд, именно отношение к собственной национальности в существенной степени влияет на актуализацию позитивных или негативных установок, проявление защитных механизмов относительно других национальных групп. В этой связи в ходе исследования мы просили респондентов оценить свое отношение к собственной национальности, предлагая разные модальности от позитивных до явно негативных: «гордость, «безразличие», «стыд» и др. Большинство опрошенных (54,3%) испытывает гордость за свою национальную принадлежность. В то же время почти каждый третий (32,6%) выбирает ответ «не имеет особого значения», а 8,7% участников опроса вообще предпочла бы родиться человеком другой национальности. Испытывает стыд из-за своей национальной принадлежности 4,4% от числа опрошенных.

Реалии современной социальной ситуации таковы, что уровень межэтнического взаимодействия, особенно в крупных городах, достаточно высок. Значительная часть респондентов (более 80%) имеют друзей и знакомых, представляющих другие национальности. На первый взгляд, интенсификация межнационального общения в условиях микросреды создает благоприятные предпосылки для сокращения этнокультурной дистанции, роста толерантности. Однако, к сожалению, общаясь с людьми иных национальностей, участники исследования мало знают об их образе жизни, истории, культуре, ценностях. Во многом подобная некомпетентность обусловлена недостаточно выраженным интересом, своего рода «этническим равнодушием».

Особый интерес для изучаемой нами проблемы в молодежной субкультуре представляет анализ ответов на вопросы, которые направлены на выяснение особенностей включения (или невключения) обучающимися в круг своих близких друзей представителей тех или иных национальностей. В этой связи респондентам предлагались два открытых вопроса о том, представителей каких национальностей они включили (или не включили) в круг своих близких друзей. Отметим, что в ответах на оба эти вопроса было упомянуто около 33 национальностей. Полученные материалы показывают, что для большинства подростков национальность не имеет особого значения при «выборе близкого друга» (65,2%). Среди названных же национальностей первое место по вполне объяснимым причинам занимают представители национального большинства - русские. Другие национальности отмечаются существенно реже. При этом характерно, что среди названных национальностей часто встречаются представители дальнего зарубежья: немцы, англичане, «американцы», французы, испанцы, итальянцы. Среди народов, населяющих Россию: украинцы, белорусы, татары. Отвечая на второй открытый вопрос: «Представителей каких национальностей я не хотел(а) бы видеть среди своих близких друзей?», большинство респондентов (69,6%) отметили, что национальность «не будет иметь значения» как фактор, определяющий неприятие человека в круг своих близких друзей. Среди названных национальностей здесь обнаружились явные лидеры, обозначенные стереотипом - «кавказцы», второе место занимают представители среднеазиатских народов, далее следуют арабы, китайцы, евреи и чукчи.

Сферой, где наиболее близко сталкиваются люди разных национальностей, является семья. Супружеские отношения традиционно рассматриваются как наиболее интимный круг межличностных отношений, определяющих зону значимых других. В ходе исследования мы попытались выяснить, считает ли для себя современная российская молодежь возможным вступление в брак с представителем другой национальности. Данные опроса свидетельствуют, что для половины опрошенных национальность будущего супруга «не имеет значения» (52,2%). Каждый четвертый - счел для себя возможным вступление в будущем в брак с представителем иной национальности. Каж-

дый пятый участник опроса высказал категорическое «нет» собственному межнациональному браку. Показательно, что представители национальных меньшинств более склонны к проявлению интолерантной позиции. На наш взгляд, это обусловлено актуализацией «охранительных» установок относительно процессов ассимиляции, обозначением национальнокультурной границы.

Неотъемлемой частью жизни представителей национальных меньшинств является сохранение и поддержание национальных традиций. В этой связи заметим, что именно национальные праздники являются наиболее ярким и показательным индикатором для выявления отношения к традициям представителей национальных меньшинств. Праздники как никакая другая часть традиций народа является достаточно открытой формой национального проявления, и выступают как некое объединяющее начало коллективного поведения. Они помогают больше узнать об истории и традициях других народов, что служит благодатной почвой для начала диалога и взаимообо-гащения культур. Поэтому особый интерес представляет анализ особенностей отношения студенческой молодежи к тому, что представители национальных меньшинств, проживающие в Алтайском крае, отмечают свои национальные праздники. Согласно полученным данным более половины респондентов 78,3% придерживаются мнения, что «все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники, проживая в Алтайском крае». Вторым по частоте был ответ «Мне все равно». На него указывает каждый пятый опрошенный (21,7%).

Анализ эмпирических данных позволяет сделать ряд выводов относительно различных аспектов формирования, распространения и профилактики экстремизма и ксенофобии в молодежной среде Алтайского края.

1. В настоящее время в массовом сознании жителей края проблематика этнического экстремизма и ксенофобии не является высокоактуализированной, отношение к ней достаточно спокойное, сдержанное, особенно на фоне проблем, связанных с качеством и уровнем жизни населения.

2. Российская идентичность для большей части молодежи является приоритетной по сравнению с этнической, локальной и региональной. Имеются все основания утверждать, что процесс ее формирования развивается поступательно.

3. Молодежь выражает высокую степень удовлетворенности межнациональными отношениями и религиозной ситуацией в крае. Тем не менее, несмотря на довольно спокойную обстановку в сфере межнациональных отношений в регионе, каждый четвертый участвующий в эксперименте молодой человек утверждает, что неприязненное отношение к людям другой национальности в Алтайском крае встречается достаточно часто. Сталкивались с проявлениями национальной нетерпимости по отношению к другим людям чуть более половины респондентов. Это свидетельствует о распространенности в крае бытовой национальной нетерпимости.

4. Уровень межэтнического взаимодействия достаточно высок. 80% респондентов имеют друзей и знакомых, представляющих другие национальности. Однако, общаясь с людьми иных национальностей, участники исследования мало знают об их образе жизни, истории, культуре, ценностях. Низкий уровень информированности молодых людей о различных социокультурных аспектах жизни других национальностей стимулирует национальную неприязнь и сохранение значительной этнокультурной дистанции. Хотя личный опыт взаимодействия с представителями иных этносов - наличие их представителей среди друзей и близких знакомых в целом способствует повышению информированности молодежи о социокультурных особенностях иных этносов.

5. Молодые люди достаточно адекватны в своих представлениях о сущности экстремизма, связывая его, прежде всего, с насилием в отношении иноэтнических и инорелигиозных групп.

6. На территории Алтайского края существуют экстремистские организации, деятельность которых характеризуется националистическими мотивами и насильственными методами. Высокую степень общественной опасности имеют акции так называемых скинхэдов, которые характеризуются максимальной агрессией и насилием и иногда сочетаются с убийствами и причинением вреда здоровью лицам других национальностей. Уровень информированности молодежи об экстремистских организациях остается сравнительно низким. При этом более всего молодые люди информированы о скинхедах и РНЕ.

7. Несмотря на сравнительно высокий уровень удовлетворенности участников исследования состоянием межнациональных отношений в России, молодежь довольно критична в отношении государственной национальной политики. Прежде всего, это относится к политике, реализуемой на региональном уровне. Однако при интерпретации оценки молодежью государственной национальной политики нужно иметь в виду высокий уровень критичности молодежи по отношению к власти, политике в целом. Но при этом на невысокую оценку государственной национальной политики влияет и в целом негативные оценки молодежью миграционных процессов в регионах. Абсолютное большинство молодежи выступает за достаточно жесткое регулирование миграции. Чуть более 70% считают, что приток мигрантов следует ограничить. Основными мотивами «мигранто-фобии» являются экономические факторы, утверждения о враждебности мигрантов к местному населению, их агрессивности.

8. Тема экстремизма и ксенофобии не должна рассматриваться как недостаточно актуальная и обсуждаться лишь на уровне работников органов государственного и муниципального управления с привлечением церкви и ученых. Целесообразно продолжить практику ее рассмотрения на научно-практических конференциях, молодежных форумах, фестивалях к участию в которых следует более активно привлекать молодежные, культурно-досуговые организации, средства массовой информации. Именно на подобного рода мероприятиях могут быть определены наиболее эффективные методы противодействия манипулятивным социальным технологиям.

9. Работа, направленная на противодействие экстремизму и ксенофобии среди молодежи не может быть эффективной, если она ведется органами государственного и муниципального управления, образовательными и социально культурными учреждениями без участия самой молодежи. Прежде всего, молодежи, объединенной в собственные и при этом авторитетные организации. Именно они должны выступать в качестве постоянных сотрудников и союзников государства в решении моло-

Библиографический список

дежных проблем. Поэтому крайне важно оказание содействия молодежным организациям, способствующих артикуляции, агрегации и представительству интересов молодежи и способных разработать и реализовывать молодежные проекты как регионального, так и общефедерального уровня.

10. Новые информационно-коммуникационные реалии использование нетрадиционных форм воспитательной работы с молодежью. Эффективным средством, обеспечивающим привлечение интереса молодежи, могут выступить виртуальные дискуссионные площадки (веб-конференции, он-лайн встречи и др.) по тематике молодежных проблем, размещенные на базе региональных правительственных порталов, на популярных и наиболее посещаемых молодежью ресурсах. Целесообразно создать такие площадки в городах и районных центрах Алтайского края.

11. Необходимо обеспечение государственно-общественного контроля за деятельностью средств массовой информации, который способен утвердить моральные и культурные нормы и препятствия для деструктивного воздействия, злоупотребления монополией на информацию и ведения информационных войн.

12. Необходимо создать социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде, которые бы представляли собой комплекс технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих:

• организационно-педагогический компонент - овладение личностью умениями, знаниями и восприятием, которые необходимы для жизни в поликультурном обществе;

• социально-психологический компонент - развитие самодеятельной активности личности, мотивированное участие в культуро-творческой деятельности, толерантном межкультур-ном и межконфессиональном взаимодействии;

• кадровый компонент - изучение менеджмента социальнокультурной деятельности в процессе подготовки лидеров молодежных движений, организаций.

1. Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. п. 37 [Э/р]. - Р/д: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

2. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 словифразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «АТЕМП», 2008.

Bibliograhy

1. Strategiya nacionaljnoyj bezopasnosti Rossii do 2020 g. p. 37 [Eh/r]. - R/d: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

2. O protivodeyjstvii ehkstremistskoyj deyateljnosti: Federaljnihyj zakon ot 25 iyulya 2002 goda № 114-FZ // Sobranie zakonodateljstva RF. 2002. № 30. St. 3031.

3. Ozhegov, S. I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 slovifrazeologicheskikh vihrazheniyj / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova / Rossiyjskaya aka-demiya nauk. Institut russkogo yazihka im. V. V. Vinogradova. 4-e izd., dopolnennoe. M.: OOO «ATEMP», 2008.

Статья поступила в редакцию 15.09.11

УДК 378.02

Karakozov S.D, Koroleva N.Y., Ryzhova N.I. APPLICATION OF INTER-PARADIGMAL APPROACH in CONDITIONS OF POLYPARADIGMALTY OF CONTEMPORARY EDUCATION: TIMELINESS AND ESSENCE. The article reviews possibility and relevancy of application of inter-paradigmal approach as methodological base for scientific and methodological research in conditions of polyparadigmality of contemporary education. It describes contemporary understanding of "polyparadigmality" and "poly-paradigmality of education". It defines the inter-paradigmal approach itself and its baseline cognition method - inter-paradigmal reflection. It formulates essence and directions for which this approach is applicable.

Key words: polyparadigmality; polyparadigmality of education, inter-paradigmal approach; inter-paradigmal reflection etc.

С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф., первый проректор АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: ksd@uni-altai.ru;

Н.Ю. Королева, канд. пед. наук,доц., МГПУ, г. Мурманск, E-mail: korolevanu@gmail.ru;

Н.И. Рыжова, д-р. пед. наук, проф., Санкт-Петербургский государственный университет водных

коммуникаций, г. Санкт-Петербург, E-mail: nata-rizhova@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖНАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА 0 УСЛОВИЯХ ООЛИОАРАДИГМАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И СУЩНОСТЬ

В работе рассматривается возможность и актуальность использования межпарадигмального подхода в качестве методологической основы для научно-методического исследования в условиях полипарадигмальности современного образования. Описывается современная трактовка «полипарадигмальности» и «полипарадигмальности образования». Определя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.