Научная статья на тему 'Осведомленность студенческой молодежи об экстремизме и отношение к его проявлениям'

Осведомленность студенческой молодежи об экстремизме и отношение к его проявлениям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
670
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS' YOUTH / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ / ОТНОШЕНИЕ К ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА / ATTITUDE TO EXTREMIST MANIFESTATIONS / ИНТЕРНЕТ-ОПРОС / INTERNET SURVEY / ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА / PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS / KNOWLEDGE OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Краснощеченко Ирина Петровна, Кузнецова Анастасия Сергеевна, Цаплина Анастасия Владиславовна

Актуальность исследования осведомленности студентов об экстремизме и отношения к его проявлениям обусловлена серьезными рисками активизации экстремистских организаций в мире, угрозой разжигания ненависти, агрессии в социуме и фактами вербовки молодежи в ряды запрещенных в России организаций. Цель исследования изучение осведомленности студенческой молодежи, обучающейся в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского, об экстремизме и выявление отношения к его проявлениям. Выборку исследования составили студенты всех курсов университета (848 человек). Для проведения эмпирического исследования была разработана авторская анкета, сформированная в Google-форме. Ссылки для доступа к анкете были представлены в группах студентов университета в социальных сетях и на сайте Института психологии Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Исследование показало, что студенты вуза осведомлены об основных проявлениях экстремизма. К наиболее опасным его проявлениям они отнесли: захват заложников для достижения своих политических целей (16 %), акции протеста с применением насилия (14 %), пропаганда фашизма (13 %), политические убийства и физические расправы (12 %), осквернение, разрушение памятников, храмов, могил (11 %) и т. д. В ходе опроса подтверждено влияние сложившихся в российском обществе этнических стереотипов на сознание студенческой молодежи: практически две третьих участников опроса отмечает, что «наплыв» эмигрантов негативно сказывается на политических, культурных и национальных ценностях нашей страны. Вместе с тем подавляющее большинство участников опроса не сталкивались в своих учебных группах с конфликтами на религиозной, национальной и культурной почвах. Студенческая молодежь слабо ориентируется в том, как следует поступать в ситуациях, касающихся проявлений экстремизма в отношении самих себя и своего ближайшего окружения. При преобладании относительно благополучных результатов, полученных в ходе oнлайн-опроса, серьезного внимания заслуживает факт выявления группы студентов, хотя и малочисленной, однако представляющей группу риска вследствие их заявления о посещении сайтов экстремистской направленности в Интернете и готовности к участию в экстремисткой деятельности (6,4 % опрошенных студентов заявили о готовности распространить информацию, которая может навредить государству в случае материального вознаграждения). Полученные результаты дают основание для проведения системной работы среди студентов университета по профилактике экстремизма и повышению их мировоззренческой устойчивости к массированному влиянию организаций, распространяющих экстремистскую идеологию и вербующих молодежь в свои ряды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Краснощеченко Ирина Петровна, Кузнецова Анастасия Сергеевна, Цаплина Анастасия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topicality of students’ youth knowledge about extremism ant attitude to its manifestations study is conditioned by serious risks of activization of extremist organizations in the world, threat of fomentation of hatred, aggression in society and facts of youths’ recruiting into forbidden in Russia organizations. The objective of the research was to study Kaluga State University named after K.Eh. Tsiolkovskij students’ knowledge of extremism and reveal their attitude to its manifestations. Students of all University courses participated in the research (848 students). Authors’ inquiry in Google-form has been developed for empiric research. References to access database were presented in students’ groups in social nets of Institute of Psychology of the University. It has been shown that University students are aware of main extremism manifestations. Hostage-taking in order to achieve political goals (16%), actions of protest with application of force (14%), propaganda of fascism (13%), political killings and violence (12%), profanation, destruction of memorials, temples, graves (11%) etc. have been attributed as the most dangerous ones. The influence of existing in Russian society ethnic stereotypes on students’ youth mind has been confirmed: about two thirds of participants marked that inrush of emigrants adversely affected political, cultural and national values of Russia. At the same time, the majority of participants have never encountered religious, national and cultural conflicts in their groups. Students’ youth doesn’t know much about how to behave in extremist situations as to themselves and family as well. Attention should be paid to the fact that risk-group, though few, has been revealed during on-line survey. About 6, 4% of questioned students declared their readiness to participate in extremist activity (“to disseminate information that can harm the State in case of material stimulation). The results set foundations for organization of system work among University students’ for prevention of extremism and massed influence of spreading extremist ideology and recruiting youth in their members organizations.

Текст научной работы на тему «Осведомленность студенческой молодежи об экстремизме и отношение к его проявлениям»

УДК 316:297.1

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ОТНОШЕНИЕ К ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМ

Е. Н. Богданов, И. П. Краснощеченко, А. С. Кузнецова, А. В. Цаплина

Реферат: актуальность исследования осведомленности студентов об экстремизме и отношения к его проявлениям обусловлена серьезными рисками активизации экстремистских организаций в мире, угрозой разжигания ненависти, агрессии в социуме и фактами вербовки молодежи в ряды запрещенных в России организаций.

Цель исследования - изучение осведомленности студенческой молодежи, обучающейся в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского, об экстремизме и выявление отношения к его проявлениям. Выборку исследования составили студенты всех курсов университета (848 человек). Для проведения эмпирического исследования была разработана авторская анкета, сформированная в Google-форме. Ссылки для доступа к анкете были представлены в группах студентов университета в социальных сетях и на сайте Института психологии Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского.

Исследование показало, что студенты вуза осведомлены об основных проявлениях экстремизма. К наиболее опасным его проявлениям они отнесли: захват заложников для достижения своих политических целей (16 %), акции протеста с применением насилия (14 %),

© Богданов Е. Н., Краснощеченко И. П., Кузнецова А. С., Цаплина А. В., 2017

пропаганда фашизма (13 %), политические убийства и физические расправы (12 %), осквернение, разрушение памятников, храмов, могил (11 %) и т. д.

В ходе опроса подтверждено влияние сложившихся в российском обществе этнических стереотипов на сознание студенческой молодежи: практически две третьих участников опроса отмечает, что «наплыв» эмигрантов негативно сказывается на политических, культурных и национальных ценностях нашей страны.

Вместе с тем подавляющее большинство участников опроса не сталкивались в своих учебных группах с конфликтами на религиозной, национальной и культурной почвах. Студенческая молодежь слабо ориентируется в том, как следует поступать в ситуациях, касающихся проявлений экстремизма в отношении самих себя и своего ближайшего окружения.

При преобладании относительно благополучных результатов, полученных в ходе онлайн-опроса, серьезного внимания заслуживает факт выявления группы студентов, хотя и малочисленной, однако представляющей группу риска вследствие их заявления о посещении сайтов экстремистской направленности в Интернете и готовности к участию в экс-тремисткой деятельности (6,4 % опрошенных студентов заявили о готовности распространить информацию, которая может навредить государству в случае

материального вознаграждения). Полученные результаты дают основание для проведения системной работы среди студентов университета по профилактике экстремизма и повышению их мировоззренческой устойчивости к массированному влиянию организаций, распространяющих экстремистскую идеологию и вербующих молодежь в свои ряды.

Ключевые слова: студенческая молодежь, экстремизм, осведомленность об экстремизме, отношение к проявлениям экстремизма, интернет-опрос, профилактика проявлений экстремизма.

В современной России остро стоит проблема противодействия экстремизму в разных формах его проявления. Многочисленные сайты мировой паутины, содержащие информацию экстремистского содержания, активно вовлекают молодежь в ряды запрещенных в России экстремистских организаций, включая ИГИЛ и др. Участившиеся случаи вербовки молодежи в данные организации в последние годы становятся предметом расследований специальных служб, получают резонанс в средствах массовой информации (СМИ). Данная проблема привлекает все большее внимание исследователей-педагогов, психологов, социологов, юристов. Изучению проявлений экстремизма посвящены исследования А. П. Елисеевой, М. С. Платоновой, А. В. Корниенко [2], А. В. Цопановой [7]. Вопросы профилактики возникновения и распространения экстремизма среди молодежи рассматриваются в работах Е. А. Андреевой, О. В. Хилько [1], И. Н. Трофимовой [6] и др.

Проведенный нами анализ литературы показал неоднозначность трактовок понятия «экстремизм» в работах разных авторов. За основу в нашем исследовании принято определение экс-

тремизма как приверженности к крайним взглядам и мерам [4, 5].

Целью данного исследования явилось изучение осведомленности студенческой молодежи об экстремизме и выявление отношения к проявлениям экстремистской деятельности. Исследование было проведено по заказу ректората ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского» (далее - КГУ им. К. Э. Циолковского, университет)

В соответствии с целью исследования были определены его задачи:

- разработать авторскую анкету;

- провести исследование среди студентов КГУ им. К.Э. Циолковского;

- проанализировать полученные данные и подготовить отчет о результатах исследования.

Методы исследования

Для проведения эмпирического исследования была разработана авторская онлайн-анкета, сформированная в Google-форме. В КГУ им. К. Э. Циолковского подобная технология активно используется в исследованиях на разных выборках [3]. Анкета включила в себя два блока вопросов - вводный (4 вопроса, касающиеся сведений о факультете/институте, направлении подготовки, курсе обучения и тендерной характеристики анкетируемых) и основной (20 вопросов, связанных с выявлением отношения к людям других городов, государств, национальностей, а также осведомленности об экстремизме и отношения к проявлениям экстремизма). Ссылки на анкету были размещены в многочисленных группах студентов в социальной сети «ВКонтатке», на сайте Института психологии КГУ им. К. Э. Циолковского (http://psihfak.ru). Доступ к анкете был открыт в течение 1 месяца. Опрос проводился анонимно.

Результаты исследования

Всего в опросе приняли участие 848 студентов, обучающихся по очной форме. Распределение студенческой молодежи - участников опроса представлено в таблице 1.

Среди респондентов значительную часть составили девушки - 79 %, соответственно 21 % опрошенных - студен-

ты-мужчины. Учитывая, что контингент студентов КГУ им. К. Э. Циолковского на момент опроса составлял не многим более 5500 человек, то в опросе приняли участие чуть более 15,0 % от общего количества обучающихся. Распределение опрошенных по институтам и факультетам университета представлено на рисунке 1.

Таблица 1

Распределение участников опроса по курсам обучения

Курс Численность студентов Доля, %

1-й 300 35,4

2-й 196 23,1

3-й 189 22,3

4-й 118 13,9

5-й 45 5,3

Всего 848 100

Рис. 1. Распределение участников опроса по институтам и факультетам в КГУ им. К. Э. Циолковского.

На первый вопрос основного блока анкеты «Есть ли в Вашей группе студенты других национальностей?» ответы разделились почти поровну: 49,3 % опрошенных дали утвердительный ответ, 50,7 % - отрицательный. Отвечая на вопрос «Бывают ли в Ва-

шей группе конфликты из-за культурных, национальных и/или религиозных различий?», 89,9 % респондентов ответили «никогда», 8,6 % указали, что конфликты случаются в их группе редко и 1,5 % выбрали «да». На выявление отношения респондентов к представи-

телям других национальностей был направлен третий вопрос основного блока анкеты. Ответы распределились следующим образом: 67,8 % нейтрально относятся к людям другой национальности большая часть студентов; 17,6 -с любопытством, 4,5 % - испытывают желание познакомиться. О негативных эмоциях по отношению к людям другой национальности сообщили суммарно 10,2 % (среди них испытывают страх -3,2 %, отвращение - 5,7, гнев - 1,3 %).

Четвертый вопрос основного блока анкеты выявлял отношение студентов

ного и дружелюбного отношения студентов к представителям других стран. Вместе с тем враждебное и негативное отношение проявилось статистически значимыми значениями в отношении лиц Северного Кавказа (23,4 %), Ближнего Востока (17,8 %), Средней Азии (16,5 %), Украины (13,2 %). Негативное отношение к группам соседей из городов Российской Федерации и Западной Европы проявилось статистически не значимыми значениями.

Вопрос об отношении к представителям иных национальностей и/или религий показал преобладание толерантной

к возможности появления в качестве соседей представителей других национальностей, государств, религиозных конфессий («Как бы Вы отнеслись к тому, что Вашими соседями стали бы представители...»), предлагая группы распространенных в России мигрантов с Северного Кавказа, Ближнего Востока, Средней Азии, Западной Европы, Украины, городов России. Распределение ответов на данный вопрос представлено в таблице 2.

В целом можно констатировать преобладание нейтрального, положитель-

взвешенной позиции среди участников опроса - студентов КГУ им. К. Э. Циолковского (72,5 %). О своем безразличии к культурным, национальным и религиозным особенностям окружающих заявили 17,7 % опрошенных. Предложенную версию ответа на данный вопрос, являющуюся маркером проявления напряженного отношения к другим народам: «Считаю, что на территории страны должен проживать только коренной народ, поскольку это залог национального, религиозного, традиционного и культурного единства ценностей общества», поддержали 8,6 % студентов.

Таблица 2

Отношение студентов к возможному соседству с представителями других государств, этнических групп и городов

Враждебно, % Негативно, % Нейтрально, % Положительно, % Дружелюбно, %

Северный Кавказ 3,2 20,2 55,3 10,5 10,8

Ближний Восток 2,6 15,2 54,4 13,8 11,0

Средняя Азия 2,8 13,7 56,5 15,2 11,8

Западная Европа 0,9 3,1 49,5 23,6 22,0

Украина 5,9 7,3 52,5 17,3 17,0

Другие города РФ 0,6 0,9 41,7 22,3 34,4

На вопрос «Опасаетесь ли Вы за свою жизнь, если на близком от Вас расстоянии расположилась группа людей другой национальности (отличной от Вашей), говорящая на неизвестном Вам языке?» отрицательный ответ (ответы «нет, не опасаюсь» и «скорее нет») дали 59,5 %. Об опасениях сообщили 40,5 %.

Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, страдают ли политические, нравственные, культурные и религиозные ценности и устои РФ из-за «наплыва» эмигрантов?» показал, что толерантное отношение к мигрантам выражено в ответах 33,9 % участников опроса (что составляет суммарно ответы «скорее нет, чем да» - 24,6 % и «нет» - у 9,3 %). 64,5 % опрошенной студенческой молодежи воспринимают мигрантов как негативный фактор социально-культурной жизни.

Отвечая на вопрос «Какой из ниже перечисленных тезисов наиболее полно раскрывает Вашу точку зрения относительно наплыва эмигрантов?», студенты имели возможность выбора нескольких утверждений, наиболее полно раскрывающих точку зрения относительно «наплыва» эмигрантов. Анализ результатов показывает, что студенты своими выборами предложенных вариантов на данный вопрос подтвердили имеющееся в российском социуме напряжение, связанное с присутствием мигрантов. 53,2 % респондентов выбрали вариант «из-за большого потока эмигрантов в нашу страну многие граждане коренного населения России не могут трудоустроиться»; 36,9 - согласились с позицией «большинство правонарушений последних лет совершено представителями других национальностей, пребывающих на территории РФ»; 19 % ответили, что благосостояние и благополучие страны состоит в единстве коренного народа, издревле проживающего на данной территории. И только каждый пятый (21,1 %) участник

опроса отдал предпочтение толерантной позиции - «ни одна из общественных систем РФ не страдает серьезно из-за наплыва эмигрантов».

Вопрос «Как Вы относитесь к проявлениям «чужого», «иного» в обществе в целом?» позволил выявить дифференциацию проявлений по шкале «толерантность - нетерпимость». Наиболее частым ответом стал вариант «Считаю, что люди должны проявлять уважение к «чужому», «иному»» - 50,5 %. Около 18 % выбрали позицию безразличия в отношении к «чужому», «иному». 22 % респондентов отдали предпочтение ответу «Я не принимаю «чужое», но терпимо отношусь к нему и его носителям». 7 % ответивших выразили мнение, что необходимо вести борьбу за то, чтобы «чужое», «иное» не отторгалось в обществе, а имело полное право быть достойно в нем представленным. 2 % готовы подвергать осуждению чуждые им культуры, национальности и ценности, они требуют идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета «чужого», но без применения репрессивных мер и 1 % активно осуждают иные национальности и чуждые им культуры, требуют применения к «иному» репрессивных мер. В целом, ответы студенческой молодежи университета на данный вопрос показали преобладание толерантного отношения к «чужому» и «иному» в обществе.

Ответы на вопрос «Как Вы считаете, должна ли каждая нация жить на своей исторической территории?» разделили массив опрошенных практически симметрично: преобладают неоднозначные ответы «скорее да, чем нет» и «скорее нет, чем да» по 34,8 % каждый. Почти поровну представлены противоположные варианты ответов «да» (15,8 %) и «нет» (14,6 %).

Для студентов, выбравших варианты «да» и «скорее да, чем нет» в предыдущем вопросе, было предложено пояснить свою

Рис. 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?».

точку зрения. Нами был проведен контент-анализ полученных суждений, которые условно были разделены на 4 группы. К первой группе были отнесены ответы, которые не несли в себе никакой смысловой нагрузки, например, «потому что», «да», «-» и т. д., подобные ответы составили около 18 %. Во вторую группу вошли ответы, явившиеся не столько выражением мнения человека, сколько шуточным высказыванием, чаще с использованием пословицы: где родился, там и пригодился, из всех ответов они занимают примерно 14 %. Третья группа, самая обширная -57 %, содержала в себе ответы, отражающие мнения о том, что проживание на своей исторической территории сохраняет обычаи и традиции народа, а также помогает избежать негативных последствий. К последней, четвертой, группе (11 %) были отнесены ответы, квалифицированные как проявление предрасположенности к экстремизму - подчеркивающие допустимость межнациональных конфликтов, борьбы за чистоту нации и др.

Отвечая на вопрос «В каких из нижеперечисленных случаев, с Вашей точки

зрения, насилие допустимо?», респонденты имели возможность выбрать до двух вариантов ответов из четырех предложенных. Анализ произведенных выборов показывает, что 40 % от общего количества ответов касаются утверждения, что насилие недопустимо ни при каких обстоятельствах, около 42 - допускают насилие, но только в ситуации угрожающей жизни и здоровью людей, 12 - допускают насилие в ситуации ущемления близких им людей и себя лично в отношении культурных и национальных ценностей и 6 % ответов выразили допустимость насилия в ситуации ущемления близких людей и себя лично в отношении религиозных ценностей.

В анкету был включен еще один вопрос-маркер потенциальной реакции на ситуацию материального стимулирования включения молодежи в экстремистскую деятельность: «Если бы Вам за большие деньги предложили распространить информацию, которая может навредить государству, Вы бы стали это делать?». Свыше трех четвертых всех участников опроса (76,4 %) ответили однозначным -

«нет», 17,2 % выбрали ответ «скорее нет, чем да». Вместе с тем 6,4 % опрошенных студентов дали положительный ответ («да» и «скорее да, чем нет»), что свидетельствует о присутствии среди участников опроса группы молодежи, хотя и немногочисленной, однако потенциально предрасположенной к экстремистской деятельности, не осознающей последствия подобной активности и представляющей реальную угрозу не только для университетского сообщества, но и более широкого социума.

Вопрос «Знаете ли Вы о проявлениях экстремизма?» был направлен на выявление осведомленности респондентов о данном опасном социальном явлении. Как показал анализ ответов, большинство студентов осведомлены о проявлениях экстремизма, причем 78 % знают об экстремизме благодаря информации в СМИ и Интернете; 8 % указали, что сталкивались с экстремизмом в реальной жизни, и 14 % опрошенных дали отрицательный ответ.

К наиболее опасным проявлениям экстремизма (рис. 4) студенческая молодежь отнесла: захват заложников для достижения своих политических целей» (16 %), акции протеста с применением насилия (14 %), пропаганду фашизма (13 %), политические убийства и физические расправы (12 %), осквернение, разрушение памятников, храмов, могил (11 %), провозглашение преимущественных прав одной нации над другими (9 %), унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей иных национальностей, вероисповеданий (8 %), провозглашение преимущественных прав одной религии над другими (8 %).

Следующие два вопроса анкеты были направлены на выявление представлений студентов о молодежных организациях экстремистской направленности и знания ее членов. Подавляющее

большинство участников опроса (93 %) ответили, что знакомы с деятельностью молодежных организаций экстре-мисткой направленности. Вместе с тем участники опроса заявили, что знакомых среди членов этих организаций у них нет (99 %).

Вопрос «Обратитесь ли Вы в правоохранительные органы в случае совершения в отношении Вас преступления экстремистской направленности?» предоставлял выбор одной из двух альтернатив: «да» и «нет» Существенно, что 13 % опрошенных студентов ответили, что не намерены обращаться в правоохранительные органы, если бы в отношении их было совершено преступление подобной направленности.

Ответы на вопрос «Посещаете ли Вы сайты, оскорбляющие национальные традиции, культурные особенности, религиозные устои и политические ценности?» показали, что около 93 % опрошенной студенческой молодежи подобные сайты не посещают, однако примерно 7 % дали утвердительный ответ.

Последний вопрос анкеты «Как Вы поступите, если кто-то из Ваших близких совершит противоправное действие экстремистской направленности?» был представлен в открытой форме. Ответы респондентов обрабатывались с помощью контент-анализа с выделением смысловых референтов.

Ответы 43 % ответов студентов квалифицированы как готовность к противодействию экстремизму. 23 % опрошенных считают необходимым поговорить с объектом, совершившим действие экстремистской направленности. В то же время ответы практически третьей части (32 %) опрошенных свидетельствуют об отсутствии у молодежи представлений о возможных вариантах действия в предложенной ситуации - «не знаю», «затрудняюсь ответить» и т. п. 10 % ответов отража-

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «В каких из нижеперечисленных случаев, с Вашей точки зрения, насилие допустимо?».

Рис.4. Оценка участниками онлайн-опроса наиболее опасных проявлений экстремизма.

ют предрасположенность к бездействию в данной ситуации - ответы «никак», «ничего» и т. д.

Обращение в правоохранительные органы в качестве меры противодействия экстремистской деятельности предусмотрели 20 % ответивших на данный вопрос. 3 % ответов содержали осуждение

людей, совершивших подобное деяние, но вместе с тем выражали осознанный отказ от каких-либо мер борьбы с этим явлением. В массиве ответов встретились такие ответы, в которых молодежь выразила желание собственноручно осуществить наказание субъектов экстремистской деятельности, совершенной знакомым

(1 %) без привлечения правоохранительных органов. 8 % респондентов, ответивших на вопрос, выразили убежденность, что среди их близких нет людей с экстремистскими наклонностями. В большинстве случаев данные ответы выделялись восклицательным знаком.

Подводя итог, считаем целесообразным обратить внимание на ряд аспектов.

В целом студенты КГУ им. К. Э. Циолковского осведомлены об основных проявлениях экстремизма, хотя подавляющее их большинство не сталкивались в своих группах с конфликтами на религиозной, национальной и культурной почвах.

Примерно 2/3 участников опроса отмечают, что наплыв эмигрантов негативно сказывается на политических, культурных и национальных ценностях нашей страны. Данную позицию можно рассматривать как следствие влияния на сознание студенческой молодежи сложившихся в социуме этнических стереотипов.

Студенческая молодежь слабо осведомлена о том, как следует поступать в ситуациях, касающихся проявлений экстремизма в отношении самих себя и своего ближайшего окружения.

Несмотря на преобладание относительно благополучных результатов, полученных в ходе онлайн-опроса, серьезного внимания заслуживает факт выявления группы студентов, хотя и малочисленной, однако представляющей группу риска вследствие их заявления о посещении сайтов экстремистской направленности в Интернете, готовности к участию в экстремистской деятельности (6,4 % опрошенных студентов заявили о готовности распространить информацию, которая может навредить государству, в случае материального вознаграждения). Эти же студенты заявили об исключительно негативном отношении к представителям других этнических, религиозных и культурных групп.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует, что среди участников опроса имеется (хотя и немногочисленная) группа молодежи, потенциально предрасположенная к экстремистской деятельности, не осознающая последствий подобной активности и представляющая реальную угрозу не только для университетского сообщества, но и более широкого социума. Полученные результаты дают основание для проведения системной работы среди обучающейся молодежи университета по профилактике экстремистских проявлений и повышению их мировоззренческой устойчивости к массированному влиянию организаций, распространяющих экстремистскую идеологию и вербующих молодежь в свои ряды.

Список литературы

1. Андреева Е. А., Хилько О. В. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 3 (53). С. 344-351.

2. Елисеева А. П., Платонова М. С., Корниенко А. В. Экстремизм в молодежной среде: региональные аспекты проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 159-163.

3. Краснощеченко И. П. Профессиональная самореализация выпускников факультета психологии и их ретроспективные оценки полученного образования (по материалам Интернет-опроса, проведенного в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 96-106.

4. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М. : Высшая школа/1981.

5. Российский энциклопедический словарь. Кн. 2. М. : Большая российская энциклопедия, 2001. С. 1832.

6. Трофимова И. Н. Социальное благополучие как фактор профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Государственное и муниципальное управление. 2015. № 4. С. 41-49.

7. Цопанова А. В. К проблеме психологического анализа религиозно-политического экстремизма // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 99-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.