Научная статья на тему 'Исследование "образа я" студента в образовательном процессе (на примере таможенного вуза)'

Исследование "образа я" студента в образовательном процессе (на примере таможенного вуза) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБРАЗ / IMAGE / ОБРАЗ Я / ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД / GRAPHICAL METHOD / РИСУНОК / PICTURE / SELF-PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лагун Александра Викторовна

В статье представлены результаты исследования «образа Я» первокурсников при помощи проективной визуально ориентированной методики. Дано теоретическое обоснование категорий «образ» и «образ Я» применительно к студенческому возрасту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO A STUDENT S SELF- PERCEPTION IN A FRAMEWORK OF EDUCATIONAL PROCESS (A CUSTOMS EDUCATIONAL INSTITUTION (as an example)

The paper focuses on results of the research into self-perception of first year students. Visually oriented graphical methods have been used. Categories of an image and self-perception have been theoretically substantiated referring to student's age

Текст научной работы на тему «Исследование "образа я" студента в образовательном процессе (на примере таможенного вуза)»

УДК 338.24

ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я» СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере таможенного вуза)

Лагун Александра Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, к.псх.н., e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты исследования «образа Я» первокурсников при помощи проективной визуально ориентированной методики. Дано теоретическое обоснование категорий «образ» и «образ Я» применительно к студенческому возрасту

Ключевые слова: студенты; образ; образ Я; проективный метод; рисунок

RESEARCH INTO A STUDENT S SELF-PERCEPTION IN A FRAMEWORK OF EDUCATIONAL PROCESS (A CUSTOMS EDUCATIONAL INSTITUTION (as an example)

Lagun Alexandra V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, the scientific department, Senior Researcher, PhD, e-mail: [email protected]

The paper focuses on results of the research into self-perception of first year students. Visually oriented graphical methods have been used. Categories of an image and self-perception have been theoretically substantiated referring to student's age

Keywords: students; image; self-perception; graphical method; picture

Для цитирования: Лагун А.В. Исследование «образа Я» студента в образовательном процессе (на примере таможенного вуза) // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 118-122.

Актуальность проблемы исследования «образа Я» студентов в образовательной среде вуза приобретает в настоящее время особую значимость в связи с изменением общечеловеческих приоритетов и мировоззренческих позиций. «Образ Я» является основным структурным компонентом картины мира [1]. При этом понятие «образ» - одно из самых широких, многозначных и трудноопределимых. Поэтому перед тем как перейти к описанию особенностей «образа Я» (или «Я-образа») есть необходимость более подробного рассмотрения понятия «образ». Это позволит увидеть многогранность данного феномена и его неоднозначность.

В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно, когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности, согласовании технических

устройств (в первую очередь систем передачи информации) с характеристиками и возможностями человека [2].

С.Л. Рубинштейн писал о том, что образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует [3; 4]. По его мнению, под образом в собственном смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.

Образ - это субъективное отражение предметов и явлений объективной действительности. Образ как класс сложных знаков существует в ряде категориальных разновидностей, таких как «мысленный (воображаемый) образ»; «вербальный образ (троп)»; «художественный образ» (в искусстве, при этом в разных искусствах природа образа глубоко своеобразна) [5].

Перечень фундаментальных черт или признаков образа включает в себя ряд позиций:

1) образ есть продукт сознания, то есть часть внутреннего, духовного мира человека;

2) образ прямо или косвенно связан с внешним, относительно субъекта восприятия, миром;

3) дополняя теорию отражения (она утверждает, что определяющее основание для построения образа в процессе ориентировочной деятельности лежит во внешней действительности,

а образ - результат взаимодействия носителя с внешним миром), необходимо указать, что образ отображает как предметы, явления, процессы, имевшие (имеющие) место в реальности, так и не существующие (существовавшие) в наличной действительности (образ отдаленного будущего могут наполнять в сознании человека предметы и явления, не известные из наличного опыта человека и человечества). Образ, следовательно, может содержательно выходить за пределы эмпирически данной действительности, говоря языком логики, создавать «изображение» нулевого понятия, не существующего и не существовавшего в наличном;

4) образ отражает как вещи, выраженные конкретными понятиями, так и опредмечивает абстрактные понятия и категории (образ любви, образ страха);

5) образ как продукт отображения действительности или выхода за ее пределы может быть полным или фрагментарным.

Может быть высока вероятность того, что образ полон, если он относится к объекту наличной действительности. И напротив, огромна вероятность фрагментарности образа, если он, например, отображает уже прошедшие или еще не наступившие явления. Основание для такого утверждения - вероятная неполнота информации [6].

Категория «мысленный (воображаемый) образ» относится к индивидуальному сознанию, его внутренним когнитивным процессам и состояниям. Мысленные образы - это знаки внутренних языков сознания; они не эксплицированы вовне и не участвуют в межличностной коммуникации. Количество таких «отдельных образов» - это неопределенно большая величина.

Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование - это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости от целей деятельности, которые человек ставит перед собой). Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия, в развертывании динамики образа возможны «зацикливания», отступления и искажения [7].

Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, то есть существующей вне и независимо от сознания человека действительности,

образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту [2].

То есть, «образ» (как класс сложных знаков) характеризуется рядом черт:

1. Образы индивидуально-субъективны;

2. Содержание образа неотделимо от своей конкретной формы, поэтому образ не сочетается с абстрактными существительными;

3. В образе преобладает чувственно-наглядное содержание, хотя может содержаться и понятийно-логический компонент; и все же процесс сложения образа не предполагает движения сознания внутрь, в глубину, сквозь оболочку образа.

В современной психологии возрастает значимость ценностно-смысловой составляющей «образа мира» и образа «Я» личности. Особую значимость формирование ценностно-смысловой сферы личности приобретает в юношеском возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан такой уровень развития ценностных смыслов, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию [8].

Субъективно переживание собственного «Я» выражается, прежде всего, в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего будущего положения, в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день [9].

«Я-образ» содержит развивающее, целостное эмоционально-ценностное отношение личности к себе, который формируется путем интериори-зации личностью своих социальных взаимосвязей, а также мотивирует деятельность личности, определяет отношения с окружающим миром, а значит и влияет на развитие как отдельных черт, так и на развитие личности в целом. Роль «Я-образа» состоит в непосредственном его влиянии на весь ход жизнедеятельности личности, общения человека с другими людьми, является важнейшим регулятором поведения, способствует достижению внутренней согласованности, определяет особенности и характер интерпретации приобретенного опыта и служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя [10, с. 25].

Это справедливо и по отношению к представлению о себе в будущем. Очевидно, что будущее - это крайне многозначное понятие. Можно

говорить о будущем как о событиях на определенном временном отрезке, следующим за настоящим моментом времени, в этом случае будущее

- это то, что еще только произойдет. Можно говорить о будущем как об одном из возможных вариантов развития событий, в этом случае будущее

- это то, что может быть [11].

Будущее, которого нет в наличии, не может быть отражено или зафиксировано, но оно, вне всякого сомнения, воображаемо, причем воображаемо в нескольких вариантах. Такие варианты видения будущего как бы демонстрируют его возможные очертания. Образ будущего репрезентирует еще не наступившие, но возможные процессы, экспонирует их с различной степенью наглядности. В нем находит закрепление предвидение будущего, как в образе прошлого находит отражение память о прошлом [12].

В связи с этим, представляет интерес изучения элементов «образа Я», характерных для современного студента, через представление себя в настоящем и в будущем времени. Для этой цели лучше всего подходит диагностика при помощи проективных методик, преимущественно визуально ориентированных. Использование подобного инструментария помогает увидеть внутренний мир респондента достаточно полно, через погружение его в творческий процесс.

Автором статьи было проведено исследование «образа Я» при помощи проективной методики «Мои рисунки» [13] в рамках преподавания учебной дисциплины «Психология общения». Диагностика проводилась на практических занятиях со студентами первого курса вуза таможенного профиля. Общее количество респондентов - 70 человек, из них - 30 юношей и 40 девушек. Возраст обследуемых: 18-19 лет.

Для начала каждому участнику исследования необходимо предоставить 2 листа бумаги формата А4, а также, при желании, фломастеры или цветные карандаши.

Студенты выполняют по два рисунка следующей тематики: «Я такой как есть» и «Я такой, каким хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна (что подчеркивается преподавателем во время оглашения инструкции). После выполнения задания, все рисунки, собранные вместе, перемешиваются, затем ведущий (в данном случае - преподаватель дисциплины) произвольно берет один из них и кладет так, чтобы всем было видно. Необходимо отметить, что оптимальное расположение группы в данном случае - в кругу, так как это позволяет всем участникам процесса видеть как демонстрируемый рисунок, так

и лица других людей, а значит и их эмоциональный отклик на происходящее.

Переходим к этапу обсуждения. Каждый участник, включая преподавателя, по очереди рассказывает, что он видит на представленном рисунке, но не формально его описывает, а передает свои ощущения от изображения. Например, каким, по его мнению, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе, в своей жизни, на что ориентирован - на настоящее или будущее - и так далее. Автор рисунка на этом этапе себя не объявляет. После того, как все выскажутся, можно попытаться определить, кто автор обсуждаемого изображения. Затем слово предоставляется собственно художнику, который рассказывает, что хотел выразить этим рисунком, отмечает понравившиеся ему высказывания об изображении, близкие его собственным ощущениям. Таким же образом обсуждаются и другие рисунки.

На этапе обсуждения важна роль ведущего как фассилитатора, а иногда и модератора дискуссии, пресекающего критику в адрес нарисовавшего и его произведения. Это позволяет обеспечить безопасную атмосферу, способствующую раскрытию участников процесса, а также стимулирует диалоговое взаимодействие. В конечном итоге, все работы студентов просмотрены и обсуждены.

Проведение данного этапа выявило ряд особенностей:

1) студенты активно включались в процесс обсуждения рисунков своих одногруппников, в частности, это выражалось в отсутствии наводящих вопросов со стороны преподавателя;

2) во время дискуссии наблюдалась тенденция к перебиванию студентами говорящего, которая пресекалась ведущим;

3) больше всего внимания обращалось на степень «наполненности» рисунка - прорисовке деталей, их количеству и качеству исполнения. Если рисунок не изобиловал деталями и был выполнен в так называемой «примитивной» манере, это вызывало волну неодобрения, обусловленную желанием студентов видеть более наполненный сюжет. В этом случае в обсуждение включался преподаватель, пресекая неконструктивную критику.

4) участники давали достаточно полную и развернутую обратную связь по каждому из представленных рисунков, независимо от его содержания;

Перейдем к анализу рисунков, полученных в результате данного упражнения, который позволил выявить некоторые закономерности, изложенные ниже.

«Я такой как есть».

Большинство рисунков (80 %) отражают актуальную ситуацию жизни респондента - проблемы в обучении, взаимоотношения с близкими и друзьями. В своих работах студенты использовали образы, которые значимы для них в настоящий момент. В основном на рисунках присутствовали человеческие фигуры, которые являлись носителями черт самого рисовавшего (рис. 1).

Рис. 1. «Я такой как есть»

Метафоры использовались редко, изображались, большей частью, природные мотивы - животные (лиса, кошка), растения (роза, ромашка), пейзажи (море, остров) и другие.

«Я такой, каким хочу быть».

Свыше 40 % рисунков содержат изображения семьи, дома, детей. Причем, подобные сюжеты встречались не только у девушек, но и у юношей. Интересно, что образы будущего несут в себе печать положительных эмоций и изменений в жизни (рис. 2).

В этой категории рисунков в основном свойственных юношам, появляются образы супергероев. В изображениях используется больше деталей, отмечается тщательная прорисовка. Это выражалось, в частности, в повторении элементов, которые в «будущем» явно развивались или претерпевали изменения.

В отдельную группу, вследствие частоты встречаемости (более 20 %), можно отнести односложные, примитивные рисунки (палочки-кружочки), однако несущие эмоциональную окраску (наличие улыбки, положение рук и ног и так далее). Основной мотив такого изображения, высказанный студентами - «неумение рисовать». Однако очевидно, что это носит защитный характер. Представляя свою работу, студенты достаточно эмоционально описывали изображенное, было заметно, что затронутые темы являются значимыми для них.

Безусловно, достаточное количество рисунков отражали желания первокурсников - богатство, безупречная спортивная форма, дорогие вещи, большой дом и так далее. Такая материальная сторона жизни свойственна, в большей степени, представителям мужского рода.

Рис. 2. «Я такой, каким хочу быть»

Рис. 3. «Я такой, каким хочу быть»

Интересно, что профессиональная часть жизни, связанная с работой или получением диплома, нашла свое отражение лишь на 10 % рисунков. Большинство авторов подобных рисунков - девушки. В основном изображалось получение диплома (рис. 4) и непосредственно работа по специальности (рис. 5).

Рис. 4. «Я такой, каким хочу быть»

Рис. 5. «Я такой, каким хочу быть»

В целом можно говорить о том, что использование проективных методик в групповом варианте проведения, связанных с рефлексией, особенно в процессе учебной деятельности, способствует раскрытию внутреннего мира студента, а также выявлению представлений о себе через призму сравнения с самовосприятием других.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Применение проективной рисуночной методики вызвало живой интерес у первокурсников. Процесс рисования увлек их.

2. Большинство студентов проявляют заинтересованность в познании внутреннего мира своих одногруппников.

3. Образ «настоящего Я» обуславливается текущей жизненной ситуацией.

4. Достаточно большое число первокурсников ориентированы на семью и семейные отношения в будущем.

5. Метафоричные образы, используемые в рисунках, носят зачастую природный характер.

6. Существуют трудности в процессе опознавания образов, созданных другими.

7. Словесное описание картины обычно более полное, нежели содержание рисунка.

8. Сочетание творчества с вербальным описанием помогает студентам в процессах самопознания, а также понимания чувств и внутреннего мира других.

9. Ярко выражен акцент на детали, даже на обедненных рисунках.

10. В большинстве случаев рисунки являлись хронологическим продолжением один другого.

11. Создание изображения способствует осозна-ванию своего «образа Я», в том числе при сравнении с образами, представленными другими участниками группы.

Безусловно, проведенное исследование не претендует на полноту вследствие использования небольшого количества диагностического инструментария, однако такая форма работы на практических занятиях позволит как преподавателю, так и студенческому коллективу лучше узнать друг друга.

Библиографический список:

1. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3874 (дата обращения: 12.09.2016).

2. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. 172 с.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

5. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. Воронеж: НПО « МОДЕК», 1999. 80 с.

6. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Але-тейя, 2002. 512 с.

7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 тт. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

8. Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http:// www.cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-harakteristiki-pozitivnogo-obraza-mira-i-obraza-ya-u-studentov#ixzz45hbWmJ3r (дата обращения: 12.09.2016).

9. Корнилова А.А. Исследование составляющих «Образа Я» современного студента-бакалавра // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5. URL: http:// www.psychology.snauka.ru/2012/05/637 (дата обращения: 12.09.2016).

10. Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: дис. ... к.псх.н. М., 2001. 216 c.

11. Научная библиотека КиберЛенинка.URL: http:// www.cyberleninka.ru/article/n/obraz-buduschego-kak-obraz#ixzz45hcCBHnb (дата обращения: 12.09.2016).

12. Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http:// www.cyberleninka.ru/article/n/obraz-buduschego-kak-obraz#ixzz45hcCBHnb (дата обращения: 12.09.2016).

13. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. М.; Новосибирск: Инфра-М, 2001. 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.