СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
УДК 378
Авдеева Анна Павловна
канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г Москва e-mail: ap.avdeeva@rambler
Сафонова Юлия Анатольевна
канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г Москва e-mail: safonova@bmstu.ru
Avdeeva Anna
Candidate of Psychology Sciences, Bauman Moscow State Technical University (National research university of technology), Moscow e-mail: ap.avdeeva@rambler
Safonova Yuliya
Candidate of Philosophy Sciences, Bauman Moscow State Technical University (National research university of technology), Moscow e-mail: safonova@bmstu.ru
DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-184-188
ОБРАЗ «Я» СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Отражены актуальные вопросы изучения Я-образа студентов элитного технического университета. В исследовании приняли участие студенты первого курса. Предметом изучения были выбраны компоненты образа «Я» - когнитивный и эмоциональный. Диагностический комплекс исследования включал методы интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов и авторскую проективную рисуночную методику «Я - студент». На основе проведенного эмпирического исследования были выделены пять типов изображений: элитарность, процесс познания, интеграция, трудности, вынужденность, а также проведена интерпретация образа «Я» студентов первокурсников по типу изображений.
Ключевые слова: образ «Я» студента, проективный рисуночный метод, роль «студент», студенты-первокурсники, социально-психологическая адаптация в вузе.
SELF-IMAGE OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY
Abstract. This article describes the current issues of studying self-image of students of elite technical university. The first-year students have been involved in the study. The cognitive and emotional components of self-image were selected as the subject of the study. Diagnostic research complex included interview methods, questioning, observation, analysis of documents and the author's projective drawing technique «I am a student». According to the results of the empirical research, 1) such five types of images, as elitism, cognition, integration, difficulties, forced-ness have been highlighted; 2) the interpretation of self-image of first-year students by the type of drawing has been carried out.
Keywords: self-image of student, projective drawing method, the role of «student», first-year students, socio-psychological adaptation at high school.
Проблема изучения Я-образа личности, несмотря на устоявшиеся подходы, продолжает оставаться актуальным направлением практических исследований в социальной психологии. Образ «Я», являясь интегральной характеристикой личности, объединяет совокупность представлений человека о себе, о своей роли в обществе, влияет на процессы идентификации, адаптации и взаимодействия в социуме. Развитие личности неразрывно связано с содержательным наполнением и достоверностью (адекватностью) представлений о себе. В структуре Я-образа выделяют такие компоненты как когнитивный, эмоциональный и поведенческий. В когнитивном компоненте с помощью мышления отражается самоопределение личности относительно своих личностных качеств, способностей, социальной значимости, и на этой основе выстраивается отношение к самому себе и окружающему миру. Эмоциональный компонент (аффективно-оценочная составляющая) включает оценочные характеристики личности и связанные с ними переживания. В поведенческом компоненте представлены способы регуляции поведения и деятельности: цели, модели и программы деятельности, критерии достижения результатов, и способы коррекции.
© Авдеева А.П., Сафонова Ю.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Социальная ситуация становления студентов в образовательной среде вуза является одним из факторов развития Я-образа личности как будущего субъекта профессиональной деятельности. В образе «Я» студентов интегрируются атрибутивные, статусные, ролевые и другие социально-перцептивные характеристики себя как будущего профессионала и члена профессионального сообщества.
Первый курс в высшем учебном заведении является важным этапом адаптации к новой социальной среде, новым социальным группам студентов и преподавателей, новой социальной роли. Через ситуации учебно-профессиональной деятельности и социального взаимодействия формируется взаимосвязь личности студентов с социально-образовательной средой вуза, обеспечивая процесс социально-психологической адаптации. В процессе погружения в образовательную среду вуза начинает формироваться осознанная профессиональная идентичность на основе Я-образа студента высшего профессионального заведения.
Первокурсники только начинают адаптироваться к условиям обучения в вузе, они еще недостаточно адекватно осознают свои интеллектуальные и личностные возможности. На первых неделях обучения в вузе студенческая группа только начинает формироваться, студенты знакомятся, разбиваются на подгруппы, в этот период происходит первичное становление норм, правил и обычаев. Одним из барьеров успешной социально-психологической адаптации в вузе у первокурсников является непонимание новых требований среды, особенностей взаимодействия «студент-преподаватель», неумение распределять свое время, т. е. несформированность роли студента [1].
Фокус нашего исследования был сосредоточен на изучении у студентов первого курса когнитивных и эмоциональных составляющих Я-образа: как первокурсники видят себя в роли студентов технического университета, как оценивают свой профессиональный выбор, модальность (положительная или отрицательная) отношений к вузу, профессии, учебной деятельности, учебной группе и преподавателям как прообразу профессионального сообщества.
Методы исследования. В диагностический комплекс исследования были включены следующие методы: 1) авторская проективная рисуночная методика «Я - студент МГТУ им. Н. Э. Баумана»; 2) наблюдения; 3) интервью и 4) анализ документов (эссе студентов первого курса). Проективный рисуночный метод исследования является эффективным средством диагностики образа «Я» личности, поскольку представление личности о себе эмоционально окрашены, и чаще всего они находят выражение посредством внутренней картинки, включающей зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы [6]. Исходя из этого исследование Я-образа первокурсников требует использования проективных методик, которые позволяют проникнуть в область внутреннего «Я» личности [3; 4; 9; 10].
Рисуночные методики относятся к виду проективных методик и основаны на том, что испытуемому предлагают сделать рисунок на определенную исследователем тему. Согласно Л. Франку, каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, высказывания несут на себе отпечаток его личности [5]. Применение метода рисунка в диагностике обладает преимуществом, так как рисунок в меньшей степени, чем речевое высказывание подвержен контролю сознания. Рисуночная проективная методика «Я - студент МГТУ им. Н. Э. Баумана» была разработана на основе методики К. Маховер «Рисунок человека» в соответствии с рекомендациями данного исследователя о возможности усовершенствования проективного метода изучения личности путем анализа изображения человеком себя в значимой ситуации [2; 8].
Ход исследования. В исследовании приняло участие 108 человек, студентов первого курса Радиотехнического факультета (63) и факультета Инженерного бизнеса и менеджмента (45) МГТУ им. Н. Э. Баумана, из них 48 девушек, 60 юношей. Исследование проводилось в первом семестре обучения в университете. На третьей и четвертой неделях студенты-первокурсники получили индивидуальное задание выполнить рисунок на тему «Я - студент МГТУ им. Н. Э. Баумана». Каждый студент презентовал результаты работы устно, а также письменно готовил эссе о мотивах поступления в технический университет, выбора специальности, об удовлетворенности профессиональным выбором, обучением в университете и о будущих карьерных планах. Анализ данных по результатам включенного наблюдения, интервью и анкетирования студентов позволил соотнести особенности изображения в рисунках с характеристиками Я-образа.
Когнитивные и эмоциональные компоненты образа «Я» студентов-первокурсников диагностировались на основе интерпретации прорисовки социальных черт - лица, рта и глаз; контактных черт - рук и ног; индикаторов конфликта - штриховки и затемнений [6].
Вестник университета № 1, 2019
Прорисованные черты лица, ноги и руки с пальцами - адаптированность в образовательной и социальной среде университета, открытость к новым социальным контактам.
Наличие людей на рисунке - направленность студента на социальное взаимодействие.
Прорисовка лица, рук - доброжелательность, роль студента ассоциирована с коммуникацией.
Разведенные в стороны руки - стремление к широкому кругу общения в социальной среде вуза.
Улыбка на лице - доброжелательность, позитивные эмоции по отношению к вузу и к роли студента.
Размер фигуры: маленькая на фоне большого здания - тревога, неуверенность в процессе адаптации к новой среде, низкая самооценка.
Большое количество окон и дверей - направленность на получение новой информации, заинтересованное отношение к процессу обучения. В результате проведенного исследования были выделены характеристики Я-образа студентов в следующих типах изображений.
1. Тип изображения «Элитарность». В рисунках представлены изображения студента или студентов на фоне вуза, изображения исторического здания университета, герба вуза, изображение «карьерной лестницы», ситуации получения диплома, празднование окончания университета, престижной работы в будущем. Когнитивные компоненты Я-образа включают высокий социальный статус, связанный с престижностью обучения в элитном университете и будущей престижной работой. Роль студента университета осознается как важная, позволившая повысить свой социальный статус, получить престижную работу в будущем. Эмоциональный компонент имеет положительную модальность, т. е. содержит удовлетворенность профессиональным выбором, взаимодействием в социальной среде вуза, имеет место позитивное отношение к роли «студент университета». Частота встречаемости рисунка - 37 %.
2. Тип изображения: «Процесс познания». В рисунках представлены внешние атрибуты учебной деятельности студентов технического университета, а также отображается внутренний процесс познания. Пример: студенты в аудитории, студент с книгой дома. Рисунки акцентируют внимание на психической деятельности, которая не видна глазу: вокруг студента «витают» формулы, мысли. Сюда так же относится метафорический стиль изображения: спираль познания с формулами, круг с отображением разных сфер студенческой деятельности и надписью на части круга - «самообучение», лестница с подписью «вклад в личностное развитие». Когнитивный компонент образа «Я» связан с представлениями о важности учебной деятельности для профессионального становления, при этом учебная деятельность рассматривается как значимая часть жизни, залог будущей успешной профессиональной самореализации. Выбор специальности и вуза осуществлялся по внутренней мотивации к обучению - желанию получить профессию, соответствующую склонностям и способностям. Эмоциональный компонент имеет положительную модальность как удовлетворенность учебным процессом в университете. Частота встречаемости рисунка - 20 %.
3. Тип изображения: «Интеграция». На рисунках отображены разнообразные сферы студенческой жизни: учеба, общение с одногруппниками, спортивные мероприятия и занятия спортом в вузе, участие в культурных мероприятиях, посещение студенческой столовой, подготовка к занятиям дома. В когнитивной составляющей Я-образа роль студента университета представлена посредством разносторонней атрибутики студенческой жизни. Как показывают исследования, на первом этапе адаптации возможность проявить себя во внеучебной деятельности, с одной стороны, облегчает процесс адаптации, способствует принятию новой социальной роли «студент» на эмоциональном уровне, с другой стороны, отодвигает на второй план собственно учебную деятельность в университете [1]. Эмоциональный компонент Я-образа отражает позитивное отношение к себе, коллегам, разным сторонам студенческой жизни, но при этом нет положительной эмоциональной окрашенности учебного процесса в университете. Основной девиз таких студентов - это успеть все попробовать в веселое студенческое время, и кроме того, между внеучебными занятиями успеть выполнить учебные задания. Частота встречаемости рисунка - 8 %.
4. Тип изображения «Трудности». В рисунках представлены изображения пустой аудитории и парт без студентов, а также изображение часов, будильника рядом с кроватью, как посыл о том, что студентам первого курса не хватает времени на сон, изображение «ленты» распорядка дня. Внутренний процесс познания в этих рисунках не отображен. В Я-образах таких студентов-первокурсников фиксируются как сложности социального взаимодействия с группой, трудности адаптации к новому коллективу,
неуверенность, скованность, так и психологический дискомфорт и проблемы в учебной деятельности из-за неумения организовать свое время. Частота встречаемости рисунка - 11 %.
5. Тип изображения «Вынужденность». В рисунках данного типа представлено затемнение, штриховка, изображение колодок, военного билета, противопоставление «вуз-армия». Характерно так же отсутствие в рисунках прорисовки черт лица, имеет место затемнение конечностей. К этой категории были так же отнесены рисунки с сюжетами, которые не связаны с университетом, социально-образовательной средой. Пример таких рисунков - это мемы, шутки, метафоры. Показателен рисунок, на котором изображен сказочный персонаж, запущенный волшебной силой в воздух и летящий по инерции. Символически рисунок передает состояние человека, оказавшегося в новой среде, где от него ничего не зависит, отсутствие возможности что-либо изменить самому. В образе «Я» первокурсников присутствует внутренняя конфликтность - неосознанность, вынужденный характер профессионального выбора, непонимание, неприятие требований, предъявляемых к студентам технического университета. Эмоциональный компонент Я-образа имеет отрицательную модальность: в роли студента такие первокурсники чувствуют себя дискомфортно. Это же отражает цветовая гамма рисунков: все они сделаны черно-белым карандашом, в одном случае с применением красного цвета. Частота встречаемости рисунка - 24 %.
Выводы. На первых этапах обучения в вузе идет интенсивное становление образа «Я» студентов. Неадекватность представлений о роли студентов влияет на процесс адаптации в образовательной среде вуза. Сомнения в правильности профессионального выбора ведут к формированию отрицательной модальности Я-образа студента (35 % случаев). У этих студентов можно прогнозировать сложности освоения учебного материала, в своевременной сдаче контрольных мероприятий (типы рисунков «Трудности», «Вынужденность»). При положительной модальности образа «Я», некоторые ее когнитивные составляющие, фокусирующиеся только на престижности вуза или на представлениях о студенчестве как о веселом времени, также могут препятствовать собственно учебной деятельности и эффективной адаптации в вузе (типы рисунков «Элитарность», «Интеграция» - 45 % случаев). В образовательной среде вуза необходимо создание психолого-педагогических условий, способствующих коррекции эмоционального и когнитивного компонентов образа «Я» студентов-первокурсников технического вуза.
Библиографический список
1. Авдеева, А. П. Трудности адаптации студентов первого курса технического университета / А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2018. - Т. 7, № 14. - С. 33-36.
2. Авдеева, А. П. Методические рекомендации по курсу «Практикум по социальным коммуникациям» / А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. - 59 с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
4. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В Столин. - СПб.: Речь, 2003. - 440 с.
5. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика. - СПб: Питер, 2006. - С. 290-291.
6. Лебедева, Л. Д. [и др.]. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
7. Корнилова, А. А. Исследование составляющих «Образа Я» современного студента-бакалавра [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 5. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/05/637 (дата обращения: 01.11.2018).
8. Маховер, К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2009. - 158 с.
9. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 416 с.
10. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ, 1980. - 174 с.
References
1. Avdeeva A. P., Safonova, Y. A. Trudnosti adaptatsii studentov pervogo kursa tekhnicheskogo universiteta [Difficulties of adaptation of the first-year students at technical university], Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii, 2018, T. 7, I. 14, pp. 33-36.
2. Avdeeva A. P., Safonova Y. A. Metodicheskoe posobie po kursu «Praktikum po sotsial'nym kommunikatsiyam» [Guidelines for the course «Training on social communications»], Moscow: MGTU im. N. E. Baumana, 2008, 59 p.
BecmuuK yuueepcumema № 1, 2019
3. Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie [Psychological Testing], SPb: Piter, 2002, 688 p.
4. Bodalev A. A., Stolin V. V. Obshchaya psikhodiagnostika [General psychodiagnostics], SPb: Rech', 2003, 440 p.
5. Burlachuk L. F. Psikhodiagnostika [Psychodiagnostics]. SPb: Piter, 2006, pp. 290-291.
6. Lebedeva L. D., Nikonorova Y. V, Tarakanova N. A. Entsiklopediya priznakov i interpretatsii v proektivnom risovanii i art-terapii [Encyclopedia of indications and interpretations in projective drawing and art therapy], SPb: Rech', 2006, 336 p.
7. Kornilova A. A. Issledovanie sostavlyayushchikh «Obraza YA» sovremennogo studenta-bakalavra [The study of the components of the «Self-Image» of the contemporary bachelor student]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika, 2012, I. 5. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/05/637 (accessed 01.11.2018).
8. Makhover K. Proektivnyi risunok cheloveka [Humanprojective drawing], Moscow: Smysl, 2009, 158 p.
9. Romanova E. S. Graficheskie metody v prakticheskoi psikhologii [Graphic method in practical psychology], SPb: Rech', 2001,416 p.
10. Sokolova E. T. Proektivnye metody issledovaniya lichnosti [Projective methods of personality research], Moscow: MGU, 1980, 174 p.