Научная статья на тему 'Выявление тревожности студентов при помощи теста «Дом, дерево, человек»'

Выявление тревожности студентов при помощи теста «Дом, дерево, человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1471
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / "ДОМ / ДЕРЕВО / ЧЕЛОВЕК" / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / TEST / HOUSE-TREE-PERSON / CONSULTING / ANXIETY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева Сакинат Магомедовна, Тажутдинова Гульжан Шейховна

В статье освещается экспериментальная работа по изучению тревожности у студентов при помощи проективной методики рисуночного теста «Дом, дерево, человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление тревожности студентов при помощи теста «Дом, дерево, человек»»

Психолого-педагогические науки

• ••

5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК»

©2009Алиева С.М., Тажутдинова Г.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещается экспериментальная работа по изучению тревожности у студентов при помощи проективной методики - рисуночного теста «Дом, дерево, человек».

The article deals with the experimental work on the study of students’ anxiety with the help of projective methods, i.e. the House-tree-person drawing test.

Ключевые слова: тест, «Дом, дерево, человек», консультирование, тревожность, студенты.

Keywords: test, House-tree-person, consulting, anxiety, students.

Психологическое консультирование -молодая наука, но она уже получила достаточно широкое практическое применение. Консультативная помощь может адресоваться всем возрастам, при этом каждому возрасту характерен свой подход [2]. Особое развитие психологическое консультирование получило в вузах. В таком консультировании, причем по самым разнообразным вопросам, могут участвовать и студенты, и преподаватели [3].

В студенческом возрасте намного чаще проявляется тревожное состояние, которое может быть связано с различными проблемами. На первом курсе это чаще адаптация к новой среде и новым формам обучения. На старших курсах -это поиск себя, так как очень часто студенты сомневаются в правильности выбора своей профессии. На последних курсах тревожность наблюдается при написании и защите дипломных работ и сдаче государственных экзаменов.

Новая система контроля знаний - модульно-рейтинговая - «ворвалась» в студенческую среду, не привыкшую к такой форме обучения, и вызвала резкий всплеск негодования среди студентов. В связи с этим происходит прямо пропорциональное увеличение тревожности, так как эта система неизвестна студентам старших курсов, привыкшим к старой системе контроля.

Целью наших исследований является изучение тревожности студентов выпускного курса с использованием проективной методики - рисуночного теста «Дом, дерево, человек» (далее ДДЧ).

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. [1]. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Р. Бернс при использовании данного теста просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет

6

Известия ДГПУ, №1, 2009

собой зрительную метафору. Если привести рисунок в действие, то возможно заметить происходящее в нашей жизни. Особым способом может быть интерпретирован порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Эта методика применяется при индивидуальном и групповом исследовании.

В своей работе этот тест мы использовали для группового обследования студентов 5 курса биолого-химического факультета ДГПУ. Выборка состояла из 50 человек.

• • •

При анализе рисунка дома было выявлено следующее: у 40 человек из 50, охваченных исследованием, было обнаружено чувство отвергнутости - это отразилось в рисовании дома издали. Чувство отчужденности, отстраненности, нерпризнания субъекта дома, потребность в домашнем очаге, который субъ -ект считает недоступным, недостижимым, - проявилось в рисовании рисунка как перспективы «над субъектом». Также нашло отражение и чувство недос-татка эмоциональной теплоты дома. Высокая тревожность, заключающаяся в значительном внутреннем напряжении, проявилась у 17 человек из 50 и выразилась в изображении густого дыма, выходящего из трубы. У 26 человек наблюдалось затрудненность во взаимодействии со средой, отсюда рисование закрытых (занавешенных) окон, но при этом имеется готовность к контактам. У боль -шинства студентов тревога отразилась в фиксации на фантазии как источнике удовольствий. Также наблюдались тенденция к контролю над фантазией и тревога, вызванная ослаблением данного контроля и чрезмерной озабоченностью контролем над фантазией (ее обузданием). В некоторых случаях происходит бессознательное желание отстранения субъекта от дома, от родных, живущих в этом доме. Поэтому в рисунках студенты отгораживают себя от дома при помощи дерева. В 5 случаях отразилась конфликтная ситуация, наносящая вред правильной оценке реальности, и неприступность субъекта. 5 человек испытывали сильную потребность к теплу извне или стремились демонстрировать доступность . В некоторых случаях отмеча-

Психолого-педагогические науки

• ••

7

лось желание демонстрировать себя, но только путем визуальных контактов. В большинстве случаев среда воспринимается субъектом как враждебная, сковывающая.

Анализ рисунка человека выявил значительную внутреннюю тревогу, связанную с мышлением или воображением. У 6 испытуемых проявилась сильная озабоченность своими отношениями с другими, внешним видом. Также наблюдались интенсивное стремление к действию, сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях, сопровождаемая чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. У 5 человек отразилось чувство открытого протеста, бунтарства в сочетании с действиями и поступками, которые выходят у субъекта из-под кон -троля. В 90% случаев проявились враждебность, значимое стремление избегать визуальных стимулов, погруженность в себя. У 2 испытуемых отмечена примитивная агрессия. Часто в рисунках наблюдаются, наряду со стремлением к действию, трудности в установлении социальных контактов, страх перед агрессивными импульсами. В большинстве случаев проявились чувство напряжения и замкнутость. Во всех рисунках фиксируются чувство тревоги, боязливая тревога, опасения, депрессия. В 4 случаях выявилось сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества и подозрение. У 4 испытуемых обнаружилось чувство вины и неуверенности в себе. В большинстве случаев тревога проявилась вместе с чувством дискомфорта, скованности и эмоциональной зависимости.

При анализе рисунка дерева отмечаются эмоциональность и экзальтирован-

Примечания

ность. Только у 3 испытуемых проявилось стремление защиты от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад. В двух случаях выявился недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. В 2 рисунках отмечено стремление к перемене мест. В большинстве случаев проявились внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым. Стремление к переходу от реального мира к фантазиям выразилось у многих: в рисовании ветвей, не связанных со стволом, в рисовании ствола, оторванного от земли, а также в обозначении ветвей одной линией. У большинства испытуемых присутствует желание поиска надежного положения в своем кругу. У 40 испытуемых зафиксировано желание быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Проведенные исследования на основе использования теста ДДЧ позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, у студентов-выпускников наблюдается различная степень тревожности. Во-вторых, состояние напряженности (возможно, связанное с предстоящими госэкзаменами, неуверенностью в будущем) негативно воздействует на психическое состояние студента.

Мы полагаем, что психологическим службам ДГПУ следует уделить больше внимание психологическому климату в среде студентов старших курсов. Это особенно важно для предотвращения повышения тревожного состояния студентов и исключения нервных срывов.

1. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 416 с. 2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89, 2005. С. 4-12. 3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. СПб. : Питер, 2008. С. 52-135.

Статья поступила в редакцию 19.01.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.