Психолого-педагогические науки
• ••
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК»
©2009Алиева С.М., Тажутдинова Г.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье освещается экспериментальная работа по изучению тревожности у студентов при помощи проективной методики - рисуночного теста «Дом, дерево, человек».
The article deals with the experimental work on the study of students’ anxiety with the help of projective methods, i.e. the House-tree-person drawing test.
Ключевые слова: тест, «Дом, дерево, человек», консультирование, тревожность, студенты.
Keywords: test, House-tree-person, consulting, anxiety, students.
Психологическое консультирование -молодая наука, но она уже получила достаточно широкое практическое применение. Консультативная помощь может адресоваться всем возрастам, при этом каждому возрасту характерен свой подход [2]. Особое развитие психологическое консультирование получило в вузах. В таком консультировании, причем по самым разнообразным вопросам, могут участвовать и студенты, и преподаватели [3].
В студенческом возрасте намного чаще проявляется тревожное состояние, которое может быть связано с различными проблемами. На первом курсе это чаще адаптация к новой среде и новым формам обучения. На старших курсах -это поиск себя, так как очень часто студенты сомневаются в правильности выбора своей профессии. На последних курсах тревожность наблюдается при написании и защите дипломных работ и сдаче государственных экзаменов.
Новая система контроля знаний - модульно-рейтинговая - «ворвалась» в студенческую среду, не привыкшую к такой форме обучения, и вызвала резкий всплеск негодования среди студентов. В связи с этим происходит прямо пропорциональное увеличение тревожности, так как эта система неизвестна студентам старших курсов, привыкшим к старой системе контроля.
Целью наших исследований является изучение тревожности студентов выпускного курса с использованием проективной методики - рисуночного теста «Дом, дерево, человек» (далее ДДЧ).
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. [1]. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Р. Бернс при использовании данного теста просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет
6
Известия ДГПУ, №1, 2009
собой зрительную метафору. Если привести рисунок в действие, то возможно заметить происходящее в нашей жизни. Особым способом может быть интерпретирован порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Эта методика применяется при индивидуальном и групповом исследовании.
В своей работе этот тест мы использовали для группового обследования студентов 5 курса биолого-химического факультета ДГПУ. Выборка состояла из 50 человек.
• • •
При анализе рисунка дома было выявлено следующее: у 40 человек из 50, охваченных исследованием, было обнаружено чувство отвергнутости - это отразилось в рисовании дома издали. Чувство отчужденности, отстраненности, нерпризнания субъекта дома, потребность в домашнем очаге, который субъ -ект считает недоступным, недостижимым, - проявилось в рисовании рисунка как перспективы «над субъектом». Также нашло отражение и чувство недос-татка эмоциональной теплоты дома. Высокая тревожность, заключающаяся в значительном внутреннем напряжении, проявилась у 17 человек из 50 и выразилась в изображении густого дыма, выходящего из трубы. У 26 человек наблюдалось затрудненность во взаимодействии со средой, отсюда рисование закрытых (занавешенных) окон, но при этом имеется готовность к контактам. У боль -шинства студентов тревога отразилась в фиксации на фантазии как источнике удовольствий. Также наблюдались тенденция к контролю над фантазией и тревога, вызванная ослаблением данного контроля и чрезмерной озабоченностью контролем над фантазией (ее обузданием). В некоторых случаях происходит бессознательное желание отстранения субъекта от дома, от родных, живущих в этом доме. Поэтому в рисунках студенты отгораживают себя от дома при помощи дерева. В 5 случаях отразилась конфликтная ситуация, наносящая вред правильной оценке реальности, и неприступность субъекта. 5 человек испытывали сильную потребность к теплу извне или стремились демонстрировать доступность . В некоторых случаях отмеча-
Психолого-педагогические науки
• ••
7
лось желание демонстрировать себя, но только путем визуальных контактов. В большинстве случаев среда воспринимается субъектом как враждебная, сковывающая.
Анализ рисунка человека выявил значительную внутреннюю тревогу, связанную с мышлением или воображением. У 6 испытуемых проявилась сильная озабоченность своими отношениями с другими, внешним видом. Также наблюдались интенсивное стремление к действию, сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях, сопровождаемая чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. У 5 человек отразилось чувство открытого протеста, бунтарства в сочетании с действиями и поступками, которые выходят у субъекта из-под кон -троля. В 90% случаев проявились враждебность, значимое стремление избегать визуальных стимулов, погруженность в себя. У 2 испытуемых отмечена примитивная агрессия. Часто в рисунках наблюдаются, наряду со стремлением к действию, трудности в установлении социальных контактов, страх перед агрессивными импульсами. В большинстве случаев проявились чувство напряжения и замкнутость. Во всех рисунках фиксируются чувство тревоги, боязливая тревога, опасения, депрессия. В 4 случаях выявилось сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества и подозрение. У 4 испытуемых обнаружилось чувство вины и неуверенности в себе. В большинстве случаев тревога проявилась вместе с чувством дискомфорта, скованности и эмоциональной зависимости.
При анализе рисунка дерева отмечаются эмоциональность и экзальтирован-
Примечания
ность. Только у 3 испытуемых проявилось стремление защиты от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад. В двух случаях выявился недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. В 2 рисунках отмечено стремление к перемене мест. В большинстве случаев проявились внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым. Стремление к переходу от реального мира к фантазиям выразилось у многих: в рисовании ветвей, не связанных со стволом, в рисовании ствола, оторванного от земли, а также в обозначении ветвей одной линией. У большинства испытуемых присутствует желание поиска надежного положения в своем кругу. У 40 испытуемых зафиксировано желание быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Проведенные исследования на основе использования теста ДДЧ позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, у студентов-выпускников наблюдается различная степень тревожности. Во-вторых, состояние напряженности (возможно, связанное с предстоящими госэкзаменами, неуверенностью в будущем) негативно воздействует на психическое состояние студента.
Мы полагаем, что психологическим службам ДГПУ следует уделить больше внимание психологическому климату в среде студентов старших курсов. Это особенно важно для предотвращения повышения тревожного состояния студентов и исключения нервных срывов.
1. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 416 с. 2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89, 2005. С. 4-12. 3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. СПб. : Питер, 2008. С. 52-135.
Статья поступила в редакцию 19.01.2009 г.