Научная статья на тему 'О разработке психодиагностической методике «Семь домов»'

О разработке психодиагностической методике «Семь домов» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шапеев А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О разработке психодиагностической методике «Семь домов»»

О разработке Психологические науки

психодиагностической методике «Семь домов»

Шапеев А. С.

На протяжении жизни с человеком происходит ряд событий, влияющих на его развитие. Естественно, у субъекта формируется то или иное отношение к определяющим его существование событиям. И это отношение, в конечном счете, определяет его поведение и постоянный выбор жизненного пути посредством установок, состояний, моделей поведения, Я-концепции и прочее. На сегодняшний день мы имеем крайне мало надежных методик, позволяющих глубоко анализировать отношение человека к себе, к жизненным событиям, понимание человеком самого себя, переживание успехов и неудач.

В связи с этим мы предприняли попытку разработать новый подход в психодиагностике, удовлетворяющий запросам современного общества, и реализовать его в проективной психодиагностической методике «семь домов».

Говоря о психодиагностических методиках, мы подразумеваем инструменты для выявления отличи -тельных уникальных черт личности испытуемого.

Мы используем метод проекции, поскольку он позволяет уменьшить тревожность и дает большую свободу апперцепции: как отмечал Л. Френк, проективность тем более выражена, чем неопределеннее сти-мульный материал [5].

Если характеризовать методику через предположение о том, из каких методик она «собрана», в смысле диагностического материала, получаемого после того, как испытуемый закончил рисовать, то мы увидим нечто среднее между методикой ДДЧ Дж. Бака и методикой «Жизненный путь» Соломина И. Л. Однако, инструкции, задачи, способ ее интерпретации, диагностическое содержание сильно отличаются от вышеупомянутых методик.

Круг основных задач, которые позволяет решать методика сводится к оценке ключевых для развития личности моментов жизни в прошлом, самоощущения в настоящем, а также жизненных установок и стратегий самореализации личности в реальном контексте межличностных взаимоотношений.

В основе методического приема лежит работа испытуемого с образом дома, поскольку он достаточно полно отражает сознательные и неосознаваемые представления человека как о себе, о своем окружении, так и событиях основных этапов жизненного пути.

Мы рассматриваем изображение дома как презентацию архетипа, в котором неизбежно присутствует трехъярусная модель мироздания: пол и подвал — ад, средний ярус: стены и их содержимое — земная жизнь, крыша и чердак — рай [4]. В связи с этим мы выделяем для анализа верхний этаж дома и/или крышу как сферу фантазии, средние этажи — как ощущение себя в реальном мире, фундамент и подвал — как способ человека держаться в этом мире, а также то, что человек предпочел бы скрыть от глаз и от себя.

Благодаря биографическому методу [3] мы можем устанавливать диагностически важные факты из

жизни человека, он позволяет его определить отношение к самому себе, а также его индивидуальную картину мира по его рассказам, описаниям, и прочему. Стоит заметить, что здесь важную роль имеет сознательный акт по оценке собственной жизни. Это значит, что рассказ о себе может иметь весьма субъективное отражение себя, искаженное сознанием. Между тем как «сознание не способно оценить, верно ли то, что оно знает», как доказывается, например, В. М. Аллахвердовым [1]. Интуитивное «я», то есть бессознательное, было бы более объективно в плане исследования отношения человека к чему-либо, в том числе и к себе. Благодаря тому, что рисунок относится к продуктам бессознательного, методика «семь домов» позволяет выявить именно неосознаваемое отношение к своей жизни, к своему окружению, человека.

Методика не является сложной для испытуемых. Для проведения методики необходимо: лист формата А4, расположенный горизонтально перед испытуемым; карандаш средней мягкости, позволяющий оценить силу нажима; отсутствие раздражающих факторов, а также карточка с инструкцией. Последнее является обязательным в связи со структурой требований предъявляемой инструкции. Приводим примеры для взрослых и подростков. Инструкция (взрослый вариант): Нарисуйте улицу из семи домов.

I дом на ней был построен когда Вы родились,

II — когда Вам 3 года,

III — когда Вам 7 лет,

IV — когда Вам 11-12 лет,

V — Вам 16-17 лет,

VI построен сейчас,

VII — будет построен в будущем. Подростковый вариант: Нарисуй улицу из шести домов.

I дом на ней был построен когда ты родился,

II — когда тебе 3 года,

III — когда тебе 7 лет,

IV — когда тебе 11-12 лет,

V построен сейчас,

VI — будет построен в будущем.

В апробации методики нами разработана схема поэтапной интерпретации результатов. Iэтап. Необходимо ответить на вопросы (Г. М. Ферс), [7]:

♦ какое чувство передает рисунок?

♦ какие элементы выглядят странными?

♦ чего не хватает на рисунке?

♦ как использовано пространство листа?

♦ как выглядят изображенные объекты?

♦ как соотносится изображенное на рисунке с реальной ситуацией?

♦ как оформлен рисунок?

Вопросы задаются по отношению к каждому дому и рисунку в целом.

II этап. Определение приоритетной темы рисунка:

♦ Тема частных домов (пейзажи и объекты, присущие какой-либо глубинке или небольшому поселению, или если каждый дом принадлежит одной семье);

♦ Тема пригорода (невысокие здания, не на одну семью, с одним-двумя подъездами);

♦ Тема города (на рисунке мы видим высотные здания, типовые многоэтажные дома, хрущевки, в которых живут много семей);

Характеризуя полученные в апробации результаты, отметим, что 140 рисунков, 48 имели тему города, 44 — тему пригорода, 48 — частных домов. Темы рисунков, как мы считаем, говорят о специфике стремлений человека, его отношений с обществом в данный момент и на разных возрастных этапах

На этом этапе мы также выделили дополнительный критерий фантастичности, что позволяет определить развитость творческого мышления, а также тенденции к бегству от проблемы в фантазии.

Так, если в рисунке нет каких-либо проявлений необычности, загадочности, дома выглядят обыкновенными, какие часто встречаются в окружении испытуемого — креативность можно считать слабовыражен-ной, либо стоит проверить ее другими средствами. Если на рисунке мы видим известные образы сказочных, мифологических построек, а также заимствованных из фильмов или компьютерных игр, (избушка на курьих ножках, древнегреческий храм) — человек больше хочет быть творческим, нежели чем таковым является, также это может свидетельствовать о демонстративности. И если мы видим действительно необычной формы постройки, оригинальные и прочее — в этом случае мы можем говорить о достаточно высоком уровне развития творчества испытуемого. Если фантастические элементы изображены со слишком сильным/слабым нажимом, прерывисто, если они преувеличены, им уделяется много внимания со стороны автора рисунка, выглядят дисгармонично и прочее, то можно говорить о защитном фантазировании или о бегстве от проблем в фантазии.

Так, среди всех рисунков, было выявлено 23 фантастических.

III Этап. Рассмотрение различных элементов рисунка [2]:

- Дверь - Двор - Фундамент - Лестницы - Крыша

- Дорожки - Окно - Стена - Крыльцо - и др.

Их интерпретация строится на символьно-архитек-турно-архетипических значениях, а также на основе исследований ряда авторов проективных методик, изучающих значение этих элементов. VI этап. Нахождение устойчивых черт личности и отклонений от них.

Если какой-либо элемент дома повторяется по виду, форме у всех домов (например, высокий фундамент, одинаковые крыши, все окна — с одинаковыми рамами), то можно с высокой долей уверенности говорить о том, что эти элементы, а значит, и их символьное значение, испытуемый воспринимает как само собой разумеющиеся, следовательно, в их значении кроются

какие-либо устойчивые характеристики личности испытуемого. И если, например, изображение какого-либо дома выбивается из общей картины рисунка, то есть в нем отсутствуют повторяющиеся в других домах черты, то следует обратить на него и на тот жизненный период, который оно символизирует особое внимание. V этап. Оценка изображения каждого дома, выделяющая преобладание либо позитивного, либо негативного, либо нейтрального отношения испытуемого к определенному жизненному периоду.

Позитивное отношение: упорядоченный двор дома; пропорциональные размеры окон, дверей, высоты стен, крыши, и прочих опорных элементов по отношению друг к другу; размер изображения не выбивается из общей картины рисунка; наличие дополнительной загадочности, фантастичности в изображении, создающих приятное впечатление; отсутствие сильных или слишком слабых нажима и штриховки в изображении дома и прочее.

Нейтральное отношение: изображение данного дома практически не выделяется в отношении других домов; производит впечатление привычности для испытуемого — отсутствие тревожных штриховки и нажима, элементы дома относительно гармонируют между собой.

Негативное отношение: изображенный дом создает неприятное впечатление, возможны невыразительность, блеклость изображения; непропорциональность между элементами дома; несоответствие общему контексту рисунка, пустые окна, замки на дверях, отсутствие дверей или окон; высокий забор вокруг дома, и прочее. К примеру, среди 140 авторов рисунков по перечисленным признакам количество неудовлетворенных своим настоящим оказалось 56, удовлетворенных («счастливых») — 10, нейтрально воспринимающих — 74.

Также возможно использование дополнительных способов интерпретации, например, адаптированный нами способ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Б. Куд-зилова (2004 г.) и признаки, обоснованные Р. Ф. Беля-ускайте в разработке методики ДДЧ (Н-Т-Р), что позволяет количественно оценить проявление в рисунке симптомокомплексов, составить шкалы выраженности признаков [7].

Последний этап. Систематизация и обобщение полученной в результате анализа информации.

В качестве примера приводим случай испытуемой К., 19 лет, (рис. 1). Профиль по методике Дембо-Ру-бинштейна у К. Ее самоотношение имеет свои особенности. На нем хорошо видно, что самые большие промежутки между уровнем самооценки и уровнем притязаний по шкалам авторитета у сверстников (-29!), характера (+50) и уверенности в себе (+35). Особо отметим, что при мысли о том, что будет в будущем, испытуемая полагает, что характер у нее улучшится, вероятно, в том числе и в связи с повышением уверенности в себе, но за счет понижения авторитета у свер-

Психологические науки

стников. Здесь может быть несколько вариантов описания такого результата. Возможно, К. считает, что ее сверстники, друзья на нее «дурно влияют» и, не исключено, что в связи с этим она имеет чувство вины; другим вариантом является возможная проекция страха, что ее сверстники в будущем будут относиться к ней не так хорошо, как в настоящий момент.

Чтобы выбрать более правильный вариант из предложенных, мы обратились к рисунку испытуемой К. Рассмотрим вариант с проекцией страха потерять авторитет. Есть предположение, что в таком случае мы увидим на рисунке дома №7 пустоту, одиночество, запустение. Но на рисунке нет ничего подобного. Картина совершенно обратная: дом №7 — ухоженный, двухэтажный особняк, отгороженный высоким забором в том числе и от дома №6 — от настоящего и прошлого. Это может означать, что испытуемая стремится к тому, чтобы ее авторитет у сверстников ослабел, а не боится этого. Значит, вариант с проекцией страха можно считать нереалистичным.

Чтобы принять вариант с чувством К., что на нее «дурно влияют», следует посмотреть на рисунки домов до «дома будущего». Мы видим в домах №4, №5, №6 огромные арки. Не исключено, что она действительно живет в доме с подобной аркой, но даже в этом случае ее проекция также полноценно показывает себя. Арка — женский символ, но это не исключает и другого значения. Арка здесь — сквозное отверстие в доме, необходимое для прохода сквозь нее, проезда, совсем другое, чем дверь — путь не «сквозь», а в дом.

В связи с этим есть основание полагать, что испытуемая чувствует, что ее используют (например, те же сверстники), как бы проходят «сквозь» нее, не замечая в ней каких-то важных качеств и тем самым дурно на нее влияют. И, желая избавиться от этого, она стремиться ослабить авторитет у сверстников или близких (если рассматривать в более широком смысле).

В целом методика оказалась информативной, она позволяет определить наиболее крупные «узлы» проблем, особенности самоотношений и самооценки личности испытуемого, планирования им последующих этапов жизненного пути, а также то, что не может быть выявлено только с помощью беседы —бессознательное содержание (глубинные внутренние противоречия, неосознаваемые модели поведения, вытесненные и подавленные потребности и многое другое).

Работа над методикой продолжается. Проводится дальнейшая апробация методики в комплексе со стандартизированными тестами на большем количестве испытуемых, что позволит уточнить возможности симптоматического подхода к интерпретации результатов. Также ведется разработка вариантов пострисуночного опросника, многое другое.

Список использованных источников

1. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. — СПб.: «Речь», 2003.

2. Бак Дж. Дом. Дерево. Человек // Проективная психология. — М., 2000.

3. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. — Алматы: Казак университету 2001.

4. Пак В. А. Введение в спецкурс по современной архитектуре и дизайну: Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

5. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.

6. Соломин И. Л. Жизненный путь, руководство. — СПб: ИМАТОН, 2005.

7. 7. Суркова Е. Г. Проективные методики диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. — М.: Аспект Пресс, 2008.

Информация об авторе

• Шапеев А. С., студент 5 курса психолого-педагогического факультета СмолГУ, г. Смоленск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.