Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ПАРАМЕТРЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MANAGEMENT / MUNICIPAL MANAGEMENT / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / PLANNING / STRATEGIC PLANNING / INDICATIVE PLANNING / TARGET INDICATORS / PLANNING PARAMETERS / DEVELOPMENT CRITERIA / MUNICIPAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дубровин С.А.

В рамках представленной статьи предпринята попытка исследования практики формирования количественных и качественных критериев индикативного планирования параметров развития сферы физической культуры и спорта в отечественной практике муниципального управления, выполненного посредствам и на основании анализа порядка четырех десятков за последние годы успешно реализованных документов стратегического планирования российских муниципалитетов их различных регионов. Сделан вывод об особенной методологической полезности исследования для практикующих специалистов профильных отраслевых структурных подразделений местных администраций, а также о том, что представленная система индикаторов в наиболее концентрированном, но в тоже время и точном, виде максимально полно и выпукло отражает картину истинного содержания реальной непосредственной и повседневной деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дубровин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PRACTICE OF FORMING QUANTITATIVE AND QUALITATIVE CRITERIA FOR INDICATIVE PLANNING OF PARAMETERS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE DOMESTIC PRACTICE OF MUNICIPAL ADMINISTRATION

Within the framework of this article, an attempt is made to follow the practice of forming quantitative and qualitative criteria for indicative planning of parameters for the development of physical culture and sports in the domestic practice of municipal management, performed through and based on the analysis of about four dozen successfully implemented strategic planning documents of Russian municipalities in their various regions in recent years. The conclusion is made about the special methodological usefulness of the study for practitioners of specialized branch structural divisions of local administrations, as well as that the presented system of indicators in the most concentrated, but at the same time accurate, form as fully and vividly as possible reflects the true content of the real direct and everyday activities of local governments in the development of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 352/354-1

Дубровин С.А. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В рамках представленной статьи предпринята попытка исследования практики формирования количественных и качественных критериев индикативного планирования параметров развития сферы физической культуры и спорта в отечественной практике муниципального управления, выполненного посредствам и на основании анализа порядка четырех десятков за последние годы успешно реализованных документов стратегического планирования российских муниципалитетов их различных регионов. Сделан вывод об особенной методологической полезности исследования для практикующих специалистов профильных отраслевых структурных подразделений местных администраций, а также о том, что представленная система индикаторов в наиболее концентрированном, но в тоже время и точном, виде максимально полно и выпукло отражает картину истинного содержания реальной непосредственной и повседневной деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: управление, муниципальное управление, физическая культура и спорт, планирование, стратегическое планирование, индикативное планирование, целевые индикаторы, параметры планирования, критерии развития, муниципальные программы. Выявлено более 50 таких параметров. Целевые показатели разделены на группы и ранжированы по различным основаниям.

Dubrovin S.A. master's degree student Ural Institute of management - branch of Ranepa

RESEARCH OF THE PRACTICE OF FORMING QUANTITATIVE AND

QUALITATIVE CRITERIA FOR INDICATIVE PLANNING OF PARAMETERS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE DOMESTIC PRACTICE OF MUNICIPAL

ADMINISTRATION

Annotation: Within the framework of this article, an attempt is made to follow the practice of forming quantitative and qualitative criteria for indicative

planning of parameters for the development of physical culture and sports in the domestic practice of municipal management, performed through and based on the analysis of about four dozen successfully implemented strategic planning documents of Russian municipalities in their various regions in recent years. The conclusion is made about the special methodological usefulness of the study for practitioners of specialized branch structural divisions of local administrations, as well as that the presented system of indicators in the most concentrated, but at the same time accurate, form as fully and vividly as possible reflects the true content of the real direct and everyday activities of local governments in the development of physical culture and sports.

Key words: management, municipal management, physical culture and sports, planning, strategic planning, indicative planning, target indicators, planning parameters, development criteria, municipal programs. More than 50 such parameters were identified. Targets are divided into groups and ranked on various grounds.

В развитии общества, его духовного и физического здоровья, повышения качества жизни человека значительную роль играют физическая культура и спорт. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Здоровый образ жизни, занятия физической культурой становятся важнейшим социальным фактором, способствующим развитию человеческого потенциала. Более того, роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современной действительности. Привлечение широких масс населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, создание условий для ведения здорового образа жизни жителями муниципальных образований Российской Федерации, получение доступа к развитой инфраструктуре, успехи на муниципальных, региональных, российских и международных соревнованиях являются главными целями реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Помимо сказанного, право граждан на доступ к возможностям занятие физической культурой, спортом является важнейшим социальным благом, напрямую закрепленным в Конституции Российской Федерации [1].

Органы местного самоуправления также, на законодательном уровне, вовлечены в деятельность по всестороннему развитию сферы физической культуры и спорта. В силу положений статей 14,15 и 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов отнесены вопросы:

- обеспечения условий для развития на территории поселения

физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального образования;

- оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

- обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального образования;

Следовательно, осуществление названных полномочий является для органов местного самоуправления де-юре обязательным.

Непосредственное воплощение указанных выше полномочий, установление приоритетов деятельности по развитию физической культуры и спорта, выработка непосредственных мероприятий и иные и вопросы тактической их реализаций федеральный законодатель оставляет полностью на усмотрение местных властей, что в сущности представляется вполне логичным, ведь именно мастерство реализации подобных социально важных целей инструментами административной деятельности и составляет собой искусство публичного управления.

В ситуации известной ограниченности муниципальных бюджетов, уполномоченные структурные подразделения местных администраций вынуждены быть предельно точными и аккуратными как в выстраивании приоритетов развития отрасли физической культуры и спорта, так и в индикативном планировании её параметров развития. Последнее, а именно -формирование предельно точных, полных, актуальных параметров индикативного планирования, по практически единогласному мнению всех практикующих экспертов и специалистов, с которыми приходилось общаться автору настоящей статьи, является одной из самых сложных ежедневных задач в рассматриваемой сфере, с которой сталкиваются узкие специалисты.

Причины данного явления вполне понятны, ведь императивное установление каких-либо единых целевых параметров развития физической культуры, спорта для всех типов муниципальных образований нашей большой страны, учитывавших бы все до одного нюансы территорий, априори невозможно.

С целью преодоления выявленной методологического вакуума автором настоящей статьи была предпринята попытка кабинетного исследования практики формирования количественных и качественных критериев индикативного планирования параметров развития сферы физической культуры и спорта в отечественной практике муниципального управления, выполненного посредствам и на основании анализа порядка четырех десятков за последние годы успешно реализованных документов стратегического планирования [3] российских муниципалитетов их различных регионов.

С целью придания наибольшей методологической ценности результатом осуществленного автором настоящего исследования, выявленные в его ходе и представленные ниже ключевые целевые индикаторы реализации муниципальных программ в области развития физической культуры и спорта были сгруппированы по степени популярности от наиболее часто встречающихся к наиболее редким:

1. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения;

2. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

3. Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, тыс. человек;

4. Доля населения, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике;

5. Доля жителей города, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), %;

6. Количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения;

7. Количество реконструированных спортивных объектов и спортивных объектов, приведенных в нормативное состояние;

8. Уровень обеспеченности жителей плавательными бассейнами;

9. Уровень обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями;

10. Уровень обеспеченности жителей спортивными залами;

11. Уровень обеспеченности жителей спортивными залами;

12. Доля населения, принявшего участие в физкультурных, спортивных мероприятиях по месту жительства, проводимых инструкторами по спорту по месту жительства;

13. Количество проведенных за календарный год культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, соревнований и конкурсов разного уровня;

14. Единовременная пропускная способность объектов физической культуры и спорта на территории муниципального образования;

15. Доля занимающихся в возрасте 6 - 15 лет в системе муниципальных учреждений спортивной направленности от общей численности данной возрастной группы;

16. Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования спортивной направленности, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет;

17. Количество мероприятий по популяризации физической культуры и спорта, организованных и проведенных за календарный год в муниципальном образовании;

18. Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях в общей численности детей 6 - 5 лет;

19. Доля граждан в возрасте 6-24 лет, занимающихся в муниципальных организациях физкультурно-спортивной направленности;

20. Количество проведенных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

21. Доля детей и подростков, получающих услугу по дополнительному образованию в области физической культуры и спорта и услугу по спортивной подготовке в муниципальных учреждениях, подведомственных профильному структурному подразделению местной администрации;

22. Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 6 - 29 лет;

23. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в сфере физической культуры и спорта, в общей численности детей данной возрастной группы;

24. Доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва;

25. Количество официальных спортивных соревнований (межмуниципальных, региональных, межрегиональных, Всероссийских, международных), в которых приняли участие лица, проходящие спортивную подготовку в муниципальных спортивных школах;

26. Уровень удовлетворенности населения условиями для занятия физической культурой и спортом, от числа опрошенных;

27. Численность детей и подростков в возрасте 6 - 15 лет, систематически занимающихся в спортивных школах;

28. Доля населения города в возрасте от 6 до 18 лет, регулярно занимающегося в муниципальных детско-юношеских спортивных школах и на физкультурно-спортивных отделениях многопрофильных учреждений дополнительного образования, центрах;

29. Количество спортивных сооружений, в которых проведены мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

30. Количество детей, подростков и молодежи, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и творческого досуга, занятости в каникулярное время;

31. Количество детей, занимающихся в секциях физкультурно-спортивной направленности;

32. Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов муниципального образования;

33. Количество призовых мест, занятых спортсменами

муниципального образования на региональных, всероссийских и международных соревнованиях;

34. Количество приобретенного спортивного инвентаря, оборудования и предметов материально-технического обеспечения деятельности автономных и бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет профильное структурное подразделение администрации муниципального образования по физической культуре и спорту;

35. Количество проведенных мероприятий по тестированию выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

36. Количество проведенных спортивных туристских походов;

37. Эффективность использования существующих объектов физической культуры и спорта на территории муниципального образования;

38. Число спортсменов массовых разрядов, подготовленных в муниципальных учреждениях физкультурно-спортивной направленности;

39. количество межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий, в которых приняли участие представители Рязанской области;

40. Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта;

41. Количество участников резерва спорта высших достижений;

42. Количество кандидатов в сборные команды своего субъекта Федерации из числа спортсменов муниципальных детско-юношеских спортивных школ муниципального образования;

43. Количество зрителей, привлеченных за календарный год на спортивные мероприятия;

44. Удовлетворенность качеством предоставления муниципальных услуг учреждениями, подведомственными профильному структурному подразделению местной администрации;

45. Уровень информированности населения по вопросам здорового образа жизни, рациональному питанию, двигательной активности, потребления алкоголя и табака;

46. Строительство и реконструкция объектов спортивно-оздоровительной направленности, ед.;

47. Прирост доли взрослого населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения в возрасте 18 - 79 лет;

48. Расходы бюджета муниципального образования на функционирование и развитие сферы физической культуры и спорта в расчете на одного жителя;

49. Количество футбольных полей, обеспеченных услугами по обслуживанию в соответствии с требованиями к тренировочным площадкам баз команд;

50. Обеспеченность жителей города спортивными сооружениями из расчета социального норматива на 10 000 населения, %;

К числу частных, весьма частных, редких, но по мнению автора

настоящей статьи, тем не менее, с управленческой точки зрения, весьма полезных, важных целевых параметров развития отрасли физической культуры и спорта отечественных муниципальных образований следовало бы назвать следующие параметры (без ранжирования по степени частоты упоминания и популярности использования при программировании развития отрасли):

1. Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования спортивной направленности за текущий год к предыдущему;

2. Соотношение среднемесячной заработной платы среднего медицинского персонала муниципальных учреждений дополнительного образования спортивной направленности за текущий год к предыдущему;

3. Соотношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений спортивной направленности к средней заработной плате учителей по региону;

4. Расходы бюджета муниципального образования на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта на территории муниципального образования;

5. Распространенность потребления табака среди взрослого населения;

6. Количество мероприятий по информационному освещению деятельности учреждений, работающих с одаренными детьми в области спорта, а также достижений одаренных детей;

7. Количество подготовленных по направлению пропаганды занятий физической культурой, спортом, здорового образа жизни методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов;

8. Уровень обеспеченности штатными работниками физической культуры и спорта от количества штатных единиц;

9. Отношение средней заработной платы работников муниципальных учреждений (за исключением органов местного самоуправления), на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, за текущий год к фактической средней заработной плате работников муниципальных учреждений за предыдущий календарный год;

10. Количество человеко-дней пребывания отдыхающих в детских спортивных лагерях;

11. Количество человек, посетивших спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения;

12. Количество осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта социально ориентированных некоммерческих организаций, получателей субсидии из бюджета муниципального образования;

13. Количество специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, закупивших спортивное оборудование;

14. Доля спортсменов, включенных в списки кандидатов в

спортивные сборные команды своего субъекта Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;

15. Количество специалистов, принявших участие в специализированных семинарах или курсах повышения квалификации;

16. Количество единиц приобретенного спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки;

17. Количество спортсменов, получающих ежемесячную стипендию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

18. Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности;

19. Количество введенных за календарный год ставок инструкторов по спорту, с нарастающим итогом;

20. Количество вновь построенных за календарный год физкультурно-оздоровительных комплексов, включая бассейны;

21. Количество стадионов с застрахованным имуществом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Количество уникальных посещений интернет-ресурсов, в том числе социальных медиа, посвященных вопросам реализации молодежной политики, в год;

23. Количество стадионов, оснащенных основными средствами и материальными запасами в соответствии с требованиями к тренировочным площадкам баз команд;

24. Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта"), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва;

25. Доля спортсменов-разрядников из числа детей, занимающихся в спортивных учреждениях, подведомственных профильному структурному подразделению администрации муниципального образования;

26. Доля детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся в секциях физически-оздоровительной, спортивной, технической, эстетической направленности;

27. Доля квалифицированных работников в общем количестве тренеров-преподавателей в муниципальных учреждениях дополнительного образования спортивной направленности;

В заключение статьи её автор считает возможным подчеркнуть самостоятельную методологическую ценность попытки выявления и группировки сложившейся к сегодняшнему дню практики формирования целевых индикаторов индикативного планирования при муниципальном управлении вопросами развития отрасли физической культуры и спорта. Какой-либо близкой по идее и полноте подобной идеи исследования при подготовки настоящей статьи обнаружено и выявлено не было. Более того, по скромному предположению автора, материалы настоящей статьи вполне должны и могут быть полезны, интересны как специалистам профильных

структурны подразделений местных администраций, так и молодым ученым и исследователям - студентам (магистрантам, бакалаврам) профильных специальностей как, например, специальность «государственное и муниципальное управление». Ведь анализ представленных параметров и целевых индикаторов в наиболее концентрированном, но в тоже время и точном, виде максимально полно и выпукло отражает картину истинного содержания реальной непосредственной и повседневной деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы физической культуры и спорта.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 03.08.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (в ред. от 31.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.