СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
Э01: 10.15838ДШ.2020.5.55.1 УДК 796.062 | ББК 75.45
© Жестянников С.Г.
РЕАЛИЗАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (ИЗ ОПЫТА ВОЛОГОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ ЖЕСТЯННИКОВ
Глава Вологодского муниципального района
Представительное Собрание Вологодского муниципального района Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 24 E-mail: [email protected]
В статье представлена муниципальная практика реализации целей социальной политики Российской Федерации в сфере народосбережения, формирования здорового образа жизни, популяризации физической культуры и спорта. Спектр воздействия физической активности на человека достаточно широк. Помимо укрепления здоровья и формирования тела, физическая активность - это воспитание нравственных и волевых качеств личности, продуктивный досуг, общение. Полифункциональный характер влияния физической культуры на человека актуализирует ее значимость в социальной политике и управленческой практике. Особая роль в развитии физической культуры принадлежит муниципальным образованиям, где, согласно действующему законодательству, реализуется учитывающая местные особенности и интересы граждан политика в сфере спорта. В статье приведен опыт Вологодского муниципального района Вологодской области по реализации стратегических национальных целей развития Российской Федерации. «Вологодский район - территория спорта» - общепризнанный бренд Вологодского района, подтверждающийся лидирующими позициями в региональных рейтингах развития сферы физической культуры и спорта. Изложен ряд муниципальных практик Вологодского района, которые показали свою эффективность и могут быть рекомендованы к применению на муниципальном уровне. Большие возможности предоставляет комплексный подход к развитию спортивной инфраструктуры через участие в федеральных и региональных программах, инициативное бюджетирование граждан, грантовую поддержку, взаимодействие с инвесторами. Мероприятия по созданию мотивации на здоровый образ жизни через массовые акции и СМИ, опыт по развитию двигательной активности молодежи, лиц старшего возраста могут быть интересны как управленцам, так и организаторам физкультурно-оздоровительной деятельности.
£
Социальная политика, муниципальное управление, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни, спортивно-массовая работа, спортивная инфраструктура.
Значимой характеристикой современного этапа развития России является осознание непреходящей ценности человеческого капитала. Приоритетность инвестиций в человека становится ключевым трендом социальной политики.
Социальная политика регулирует отношения в обществе, оптимизируя его развитие. Результат эффективной социальной политики выражается в интеграции различных социальных групп, развитии диалога и поддержании целостности структуры общества, максимальном сбережении человеческого капитала страны, сохранении ее физического, интеллектуального, духовного потенциала [1; 2].
Важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей достижение указанных результатов, выступает такая отрасль, как физическая культура и спорт. Это вид деятельности, направленный на физическое совершенствование человека и оказывающий оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на развитие общества. Физическая культура и спорт - залог здоровья нации, а значит фактор укрепления национальной безопасности страны [3].
Идея повышения качества жизни граждан через приобщение к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни ярко выразилась в ряде стратегических документов России, прежде всего в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а вслед за ним в национальном проекте «Демография», федеральном проекте «Спорт - норма жизни». Основным целевым ориентиром эти документы определяют увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся спортом, с 36,8% в 2017 году до 55% в 2024 году.
Дальнейшее развитие этих задач представлено в Указе Президента Российской Фе-
дерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года», где сохранение населения, здоровье и благополучие людей в контексте изменений, внесенных в Конституцию РФ, выступают в качестве главного вектора развития страны. На историческом отрезке до 2030 года целевым показателем, характеризующим достижение национальной цели «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», становится увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%.
Достижение данных показателей невозможно без преодоления негативных тенденций, влияющих на здоровье населения (социальное неблагополучие, травматизм, неблагоприятная экологическая обстановка, пагубные зависимости и др.), а также без создания здоровьеформирующей среды в населенных пунктах, учреждениях образования, на производстве и др. В связи с изложенным возникает необходимость поиска управленческих решений для реализации целей современной социальной политики, достижения национальных ориентиров развития Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. Это и стало целью нашего исследования.
Информационную базу работы составили научные источники (монографии, статьи, диссертационные исследования, материалы научных конференций и семинаров), нормативные правовые акты, аналитические данные органов власти в сфере физической культуры и спорта федерального, регионального и муниципального уровня.
Сущность физической культуры и спорта изучалась представителями разных наук с древних времен. Сегодня во всем мире отмечается повышение роли физической культуры и спорта в социальной практике, которая проявляется в системной поддержке государством различных форм организации физкультурно-спортивной деятельности (государственных, муниципальных,
общественных), в ориентации на интересы и потребности граждан при разработке программных документов стратегического характера в сфере физической культуры и спорта.
В научной литературе исследованы различные аспекты, составляющие сущность явления физической культуры и спорта. Так, специфика подходов к физическому воспитанию различных категорий населения раскрыта в трудах С.Ю. Щетининой, Р.А. Касимова, Н.А. Хоркиной, А.В. Филипповой, Т.Н. Бояк и др. [4-6].
Управленческие аспекты организации физического воспитания населения прорабатывались И.А. Соколовым, И.Н. Мусиным, А.В. Жердевым, А.А. Шабуновой, Г.В. Леонидовой, Е.А. Москвиной, С.Н. Братановским и др. [7-11]. Ученые отмечают в целом активное развитие сферы физической культуры на современном этапе, расширение рекреационной спортивной инфраструктуры, вовлеченность всех категорий населения в физкультурно-оздоровительный процесс [12]. Вместе с тем данные статистики показывают отставание России от зарубежных стран по охвату населения систематическими занятиями спортом [13].
Л.Ф. Султанова и Р.Н. Валиев сформулировали принципы государственной политики в сфере физической культуры, к которым отнесены общедоступность, оздоровительная направленность и охрана здоровья граждан [14]. Особенности управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне исследованы
A.В. Мамаевым, О.А. Батура, Ю.Н. Алляновым,
B.С. Благининым и др. [15-17]. Л.Н. Фитина, Г.З. Аронов, Е.В. Хромин и другие ученые обосновали необходимость стратегических подходов к развитию сферы физической культуры и спорта [18-20].
Согласно статистическим данным Министерства спорта Российской Федерации по итогам 2019 года доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в стране в целом составила 43,0%, в Вологодской области - 36%, в Вологодском муниципальном
районе Вологодской области - 42% (1 место в регионе).
Вологодский муниципальный район расположен в центральной части региона вокруг областного центра и административно разделен на 10 сельских поселений. Основу его экономики составляет сельскохозяйственное производство. Важной особенностью Вологодского района является отсутствие административного центра при значительной удаленности территорий, что обусловливает специфику ментальности жителей и заметные различия в локальных стратегиях развития отдельных населенных пунктов и поселений.
Социально-экономическая сфера Вологодского района динамично развивается, что подтверждается лидирующими позициями в сфере муниципального управления. Так, в 2018-2019 гг. он занял первое место в рейтингах муниципальных районов области по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, инвестиционной активности среди сельскохозяйственных районов области, абсолютным объемам жилищного строительства и др.
Согласно статистике с учетом естественных и миграционных процессов численность постоянного населения района в 2019 году сохранилась на уровне 2018 года, составив 52161 человек. Естественная убыль населения продолжается, в положительном тренде находится миграционный прирост. На протяжении последних лет наблюдается стабильный рост численности обучающихся школ и воспитанников детских садов района (в 2020 году - 8028 детей). За последние 5 лет контингент дошкольников увеличился на 6% (174 человека), школьников - на 14,5% (628 человек), что делает формирование здорового образа жизни молодежи приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления.
Вологодский район - это территория с хорошими спортивными традициями, значительными достижениями и перспективами. Район обладает развитой спортивной базой для занятий физической культурой и спортом, насчитываюшей более
100 активно используемых спортивных сооружений, в том числе 1 стадион с трибунами, 1 ледовый каток, 3 плавательных бассейна, 37 спортивных залов, 10 футбольных полей, 35 плоскостных сооружений и другие объекты, включая горнолыжные комплексы, конные центры.
Сегодня в районе действует 13 учреждений спорта различной формы собственности, 99 коллективов физической культуры. Учитывая территориальные особенности района, первостепенное значение имеет организация физкультурно-массовой и спортивной работы по месту жительства. В настоящее время в шести поселениях из десяти созданы, работают и наделены спортивно-материальной базой муниципальные учреждения спорта. В целях создания равных условий доступа к объектам спорта для жителей района ежемесячно организуется льготное посещение бассейна и массового катания на коньках на спортивных объектах пос. Майский.
Значимым событием 2019 года стало открытие после масштабного ремонта в пос. Фе-дотово Центра культуры и спорта, а также школьного стадиона и корта. Работы выполнены в рамках решений Градостроительного совета при Губернаторе Вологодской области О.А. Кувшинникове, а также за счет средств районного бюджета и программы «Народный бюджет». Комплексный подход к развитию инфраструктуры здорового образа жизни позволил создать условия для занятий спортом 8% населения района.
Актуальной проблемой продолжает оставаться состояние материально-технической базы спортивных объектов. С 2018 года в рамках участия в реализации федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий», федерального проекта «Успех каждого ребенка», решений градостроительных советов, программы «Народный бюджет» на территории Вологодского района построены и отремонтированы 10 стадионов и спортивных площадок, 11 спортивных залов, 7 гимнастических комплексов, 3 хоккейных корта, 6 тренажерных залов и др.
Значительный вклад в развитие инфраструктуры здорового образа жизни вносит сотрудничество с частными инвесторами. С 2018 года на территории района открыты крупнейший на Северо-Западе России аква-парк Центра отдыха и развлечений «У.Б.Б.» (д. Стризнево), современная освещенная лыжная трасса (пос. Васильевское), хоккейный корт и уличные тренажеры (пос. Грибково).
Активную позицию в продвижении здорового образа жизни занимают администрации поселений и местные сообщества, участвуя в проектах инициативного бюджетирования, а также конкурсах на соискание грантовой поддержки. В качестве положительного примера можно отметить привлечение средств Фонда Президентских грантов территориальным общественным самоуправлением «Майский квартал» (Майское сельское поселение) на реализацию проекта «Историко-краеведческий спортивный туристический маршрут Семенко-во - Ермолово» в 2020 году. Проект предусматривает восстановление туристического маршрута Семенково - Ермолово, оснащение всесезонной оздоровительной туристической тропы серией информационных стендов, повествующих об истории населенных пунктов, особенностях местной природы, культуры и традициях с последующим проведением комплекса мероприятий по популяризации активного отдыха. Значительный объем средств привлечен администрациями поселений в рамках грантовой поддержки на оборудование спортивных объектов, установку уличных тренажеров.
Наряду с доступностью объектов определяющим фактором для вовлечения населения в занятия спортом является формирование мотивации через организацию спортивно-массовых мероприятий, работу спортивных объединений, популяризацию здорового образа жизни в средствах массовой информации и др. В связи с изложенным вопросам кадровой политики в сфере продвижения спорта уделяется большое внимание. Долгое время оставалось проблемой отсутствие специалистов с практическими навыками по организации и
проведению массовых, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в населенных пунктах сельских поселений района, механизмов по привлечению молодых специалистов в сфере спорта и физической культуры в сельскую местность. Для решения этих задач проводится работа по введению дополнительных должностей спорторганизаторов в тех поселениях, где не созданы муниципальные учреждения спорта (2018 год - 4, 2019 год - 3).
Перспективным решением для укрепления кадрового потенциала является реализация профориентационных проектов в системе образования. В учреждениях образования района активно осуществляются локальные проекты дополнительного образования социально-педагогической направленности. В МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа» в 2019 году в партнерстве с ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» создан спортивный класс с ориентацией на специальность спорторганизатора. В 2020 году шесть обучающихся школ района приняли решение о продолжении образования в Вологодском государственном университете по направлению «Физическое воспитание» (в том числе на базе основного общего образования - в университетском колледже). Также в целях укрепления кадрового потенциала отрасли Вологодским районом инициирован проект «Сельский тренер», который позволит создать материально-бытовую основу для молодых специалистов, желающих переехать для работы в сельскую местность. В настоящее время ведется деятельность по законодательному оформлению этой инициативы.
Ежегодно в целях популяризации массового спорта в Вологодском районе проводится более 600 спортивно-массовых мероприятий, из них 25 - всероссийского и межрегионального уровня, более 50 - областного значения. Среди наиболее ярких мероприятий - финальные всероссийские соревнования юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова среди сельских команд, межрегиональные соревнования фигуристов «Майский лед», всероссийская
массовая гонка «Лыжня России», всероссийский день бега «Кросс нации», а также районные праздники - фестиваль бега «Стриз-невский полумарафон», традиционный «Праздник волейбола», спартакиада ветеранов и др.
С 2018 года в Вологодском районе проводится спартакиада среди сельских поселений по 11 видам спорта с призовым фондом 1000,0 тыс. рублей. Финансовые средства направляются победителями на обустройство объектов спортивной инфраструктуры и приобретение спортивного инвентаря и оборудования.
Повсеместно в населенных пунктах проводятся дни здоровья, «Зарядка с чемпионом», «Веселые старты», фестивали ГТО для спортивных семей, корпоративные соревнования между предприятиями и организациями, спортивные праздники с участием команд национальных диаспор. В 2019 году район занял первое место в региональном рейтинге муниципальных образований Вологодской области за лучшую организацию массовых физкультурных зарядок.
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации о реализации норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) за 2017-2019 гг. в районе протестировано более 4,5 тыс. человек, выполнили нормативы более 2719 человек (89,5% лиц, принявших участие в тестировании). Это один из самых высоких показателей в Вологодской области. В 2019 году Центр тестирования ГТО Вологодского района стал лучшим среди сельских центров тестирований Вологодской области и получил грант на приобретение спортивно-технологического оборудования для универсальной площадки ГТО.
Для охвата регулярными занятиями физической культурой и спортом детей и молодежи созданы условия в системе отраслей образования и спорта. В районе функционирует одна из крупнейших спортивных школ Вологодской области - бюджетное учреждение спортивная школа «Олимп» Вологодского муниципального района с филиалами, расположенными в восьми населенных
пунктах. Общая численность занимающихся в спортивной школе в 2019 году составила более 900 человек. В рамках современных требований к подготовке спортивного резерва БУ СШ «Олимп» ВМР реализует программы по 8 видам спорта: бокс, волейбол, лыжные гонки, полиатлон, плавание, фигурное катание, футбол, хоккей с шайбой, ежегодно становясь призером областного смотра-конкурса на лучшую постановку спортивно-оздоровительной работы.
Помимо развития инфраструктуры (о строительстве и ремонтах объектов спорта, в том числе школьных стадионов и спортивных залов, речь шла выше) большое внимание уделяется популяризации физической активности в детских садах и школах района. В школах активно работают 12 спортивных клубов, каждый пятый ребенок является их членом. В 2019 году впервые проведена спартакиада среди школьных спортивных клубов, ее победители получили грант 200 тыс. рублей на приобретение оборудования, спортивного инвентаря и формы.
Ряд интересных управленческих практик распространен в Вологодском районе в 2018 году, например смотр-конкурс среди обучающихся «Чемпион школы», который разработан в целях популяризации физической культуры и спорта, вовлечения обучающихся в массовые спортивные мероприятия, совершенствования физкультурно-оздоровительной работы. Выдвижение кандидатов для поощрения осуществляется на основании перечня критериев, форма поощрения -размещение фотографии на доске почета.
Среди обучающихся из отдаленных населенных пунктов востребовано бесплатное посещение объектов спорта (плавательный бассейн и ледовый комплекс), которое организовано (с подвозом на школьных автобусах) в выходные дни в рамках проекта «Спорт по выходным».
В рамках реализации задачи по увеличению продолжительности жизни в Вологодском районе создаются условия для обеспечения качества жизни, активного долголетия, сохранения здоровья граждан старшего возраста. Для работы с граждана-
ми старшего возраста необходимы особый комплексный подход, их активное вовлечение в жизнь общества, общение с молодежью. В настоящее время на территории Вологодского муниципального района проживают более 13 тыс. пенсионеров, 85% из них состоят в различных ветеранских общественных объединениях.
В 2017 году в Вологодском районе созданы 20 клубов активного долголетия, приобретен инвентарь для занятий скандинавской ходьбой и др. За прошедшее время в оздоровительные мероприятия вовлечены 4 тыс. лиц пожилого возраста (более 30%) с числом посещений мероприятий не менее 16,5 тыс., подготовлено 20 инструкторов-волонтеров из числа лиц разного возраста, уровень заболеваемости среди граждан пенсионного возраста снизился на 3%, зафиксировано улучшение социального самочувствия не менее чем у 90% участников проекта.
Согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий на территории района ежегодно проводятся спартакиада ветеранов и пенсионеров по девяти видам спорта, соревнования по плаванию и лыжным гонкам, прием нормативов комплекса ГТО, соревнования среди лиц с ограниченными возможностями под девизом «Спорт без преград». С 2018 года более трех тысяч пенсионеров и инвалидов района пользуются правом бесплатного и льготного посещения бассейна. Проект администрации Вологодского муниципального района «Вологодский район: здоровье и долголетие для всех» занял первое место в номинации «Лучший проект по активному долголетию» во Всероссийском конкурсе «Здоровые города России».
Неизменный интерес у широкого круга любителей активного образа жизни вызывают событийные проекты Вологодского района, такие как Праздник русской тройки (с конными выступлениями и соревнованиями русских троек), спортивно-патриотический праздник «Открытое небо», фестиваль бега «Стризневский полумарафон», организуемые в партнерстве со спортивными федерациями, некоммерческими организациями, бизнесом.
Значительную роль в популяризации физической активности играют средства массовой информации. Спортивные мероприятия активно освещаются на официальном сайте Вологодского муниципального района и личных страницах руководства района, созданы тематические рубрики на информационных ресурсах администрации, газеты «Маяк», организаций и предприятий. В качестве новой инициативы отметим проект «ЗОЖ с Жестянниковым», в рамках которого публикуются мотивирующие к занятиям спортом видеоролики.
Системное совершенствование инфраструктуры, кадрового обеспечения, мо-тивационной составляющей обеспечило синергетический эффект и увеличило охват населения занятиями спортом с 37% в 2017 году до 42% в 2019 году. В 2021-2023 гг. в Вологодском районе запланированы строительство 9 стадионов и спортивных площадок, ввод бассейна, ремонт 11 спортивных залов, что позволит обеспечить выполнение целевого показателя 55% к 2024 году.
При этом возможными рисками, связанными с дальнейшим вовлечением населения в физкультурно-оздоровительную деятельность, могут стать нехватка времени и индивидуальной мотивации у граждан трудоспособного возраста (особенно работающих в организациях города Вологды), низкий уровень благосостояния отдельных категорий населения, а также возрастающая конкуренция со стороны сферы развлечений. Преодолеть их можно через поддержку корпоративных программ развития спорта, предоставление возможностей льготного и бесплатного посещения
объектов для отдельных категорий населения, совмещение при проведении массовых мероприятий спортивных и развлекательных элементов.
Подводя итог, отметим ряд рекомендаций органам местного самоуправления по совершенствованию муниципальной политики в сфере спорта:
- выдвижение физической культуры как приоритета муниципальной социальной политики, создание воспитывающей среды, мотивирующей на занятия физической культурой во всех возрастах и категориях населения, корпоративных и местных сообществах;
- целостный подход к развитию сферы через решение задач развития инфраструктуры, реализации кадровой политики, формирования мотивации граждан на здоровый образ жизни с учетом интересов и адресного подхода;
- комплексный подход к обеспечению финансированием процесса развития спортивной инфраструктуры через участие в федеральных и региональных программах, инициативное бюджетирование граждан, грантовую поддержку, взаимодействие с инвесторами;
- межведомственный подход, интеграция в физкультурно-оздоровительную деятельность физкультурно-оздоровительных ресурсов сфер физической культуры и спорта, образования, социальной защиты, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, организаций негосударственного сектора, использование их разнообразных возможностей для приобщения граждан к здоровому образу жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социол. исслед. 2005. № 4-6.
2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18-36.
3. Баранов В.А. Физическая культура в социальной политике государства // Власть. 2008. № 4.
4. Касимов Р.А., Разварина И.Н. Апробация модели формирования регионального здоровье-сберегающего образовательного пространства на муниципальном уровне // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5 (35).
5. Хоркина Н.А., Филиппова А.В. Физическая активность пожилых людей как объект управляющего воздействия государства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2.
6. Бояк Т.Н. О формировании здорового образа жизни молодежи в современных условиях // The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». 2017. Вып. 19. № 1.
7. Соколов И.А. Анализ проблем и позитивного опыта функционирования физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч.-метод. тр. МПГУ. М., 2003. С. 152-155.
8. Мусин И.Н. Проблемы государственной политики в области физической культуры и спорта в современной России // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 3 (8). С. 48-50.
9. Жердев А.Е. Государственные механизмы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Актуальные вопросы посткризисной экономики: мат-лы науч.-практ. конф., 16-20 ноября 2009 г. Сочи, 2009.
10. Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Москвина Е.А. Развитие муниципальной инфраструктуры: физическая культура и спорт. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 107 с.
11. Братановский С.Н., Вулах М.Г., Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности. Саратов, 2012. 167 с.
12. Енченко И.В. Развитие сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации // Уч. зап. Крым. фед. ун-та им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 4.
13. Келарев В.В., Лесникова Г.Н., Сеин С.Г. Основные направления совершенствования механизма государственного управления сферы физической культуры и спорта // Гос. и муниц. управление. Уч. зап. 2019. № 1.
14. Султанова Л.Ф., Валиев Р.Н. Принципы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 4.
15. Мамаев А.В., Батура О.А. Проблемы правового регулирования развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта // Юридическая наука. 2016. № 5.
16. Аллянов Ю.Н., Белогорцева Ю.А., Киртбая И.В. Теоретические основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании // Transport business in Russia. 2014. № 1.
17. Шмарион Ю.В., Благинин В.С. Адаптация в управлении процессами формирования здорового образа жизни населении муниципального образования // Науч. ведомости. Сер.: Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224).
18. Фитина Л.Н. Особенности управления муниципальной системой физической культуры и спорта // Наука и современность. 2010.
19. Аронов Г.З. Моделирование массовой физической культуры в муниципальном образовании // Проблемы физкультурно-спортивной деятельности и подготовки физкультурных кадров: сб. науч. тр. каф. педагогики ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2002. Вып. 5. С. 100-102.
20. Системные инновации в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне: внедрение и эффективность / Е.В. Хромин [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сергей Геннадиевич Жестянников - Глава Вологодского муниципального района, Представительное Собрание Вологодского муниципального района. Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 24; e-mail: [email protected]
Zhestyannikov S.G.
IMPLEMENTATION OF THE CURRENT ISSUES OF SOCIAL POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE MUNICIPAL LEVEL (EXPERIENCE OF THE VOLOGDA MUNICIPAL DISTRICT OF THE VOLOGDA OBLAST)
The article presents the municipal practice of implementing the social policy goals of the Russian Federation in the field of preservation of people, formation of healthy lifestyle, and popularization of physical culture and sport. The range of physical activity effects is quite wide. In addition to health promotion and body developing, physical activity is upbringing of moral and volitional qualities, fruitful leisure, and communication. Multifunctional nature of the influence of physical activity actualizes its significance in social policy and management practice. Special role in the development of physical culture belongs to the municipalities, where, according to the current legislation, a policy in the field of sport is realized, including local characteristics and citizens' interests. The article presents the experience of the Vologda municipal regions of the Vologda Oblast in the implementing strategic national development goals of the Russian Federation. "Vologda region is the territory of sport" is a recognized brand of the Vologda region, confirming its leading positions in the regional ratings of the physical culture and sport development. The authors describe a number of municipal practices of the Vologda region which have shown their efficiency and can be recommended for use at the municipal level. A complex approach to the development of sports infrastructure through the participation in federal and regional programs, proactive citizens' budgeting, grant support, and interactions with investors provides great possibilities. Measures, creating motivations for a healthy lifestyle through mass actions and mass media; experience in the developing of physical activity of the younger and older generations may be interesting both to executives and organizers of health and fitness activity.
Social policy, municipal government, physical culture and sport, healthy lifestyle, mass sport activity, sports infrastructure.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sergey G. Zhestyannikov - Head of the Vologda Municipal Region, Representative Assembly of the Vologda Municipal Region. 24, Puskinskaya Street, Vologda, 160000, Russian Federation; e-mail: [email protected]