Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION / STATE YOUTH POLICY / SPORTS INFRASTRUCTURE / INTERACTIVE MAP / SURVEILLANCE STUDIES / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нархова Е.Н., Добрынин И.М., Нархов Д.Ю.

Цель исследования - оценка потенциалов муниципальной инфраструктуры физической культуры, спорта и государственной молодежной политики в реализации направления «вовлечение молодёжи в здоровый образ жизни и занятия спортом». Методика и организация исследования. В ходе научной работы осуществлялся анализ документов органов законодательной и исполнительной власти Свердловской области, статистических данных и отчетов из открытых источников. Базовое методологическое ограничение - отсутствие в источниках единой статистики по молодежи в возрасте 14-30 лет. Поэтому мы вынуждены приводить наиболее близкие данные по разным ведомствам. Результаты исследования и выводы. На основе анализа открытых статистических данных и нормативных документов показан рост интереса молодежи к спортивным мероприятиям, вскрыта структурно-функциональная рассогласованность органов исполнительной власти в рамках реализации направления государственной молодежной политики в популяризации спортивного образа жизни и формировании установок ЗОЖ. Авторы обосновывают необходимость новых форм взаимодействия отраслевых министерств с целью максимальной актуализации ресурсного потенциала муниципальной инфраструктуры для реализации государственной молодежной политики в направлении развития спортивной активности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructural potential of municipalities for state youth physical education policy implementation

Objective of the study was to estimate the potentials of the municipal infrastructure of physical education, sport and State Youth Policy for the "involvement of young people in a healthy lifestyle and sports activities". Methods and structure of the study. During the study, we analyzed the documents of the legislative and executive authorities of the Sverdlovsk region, statistical data and reports from open sources. The basic methodological limitation was the absence in the sources of unified statistics on the 14-30 year-olds. Therefore, we are forced to give the closest data from different executive departments. Study results and conclusions. The analysis of the open statistical data and regulatory documents indicated a growing interest of young people in sports events, disclosed disharmony in the structure and functions of the executive authorities in terms of implementation of the State Youth Policy aimed to promote a sports lifestyle and form healthy lifestyle values. The authors substantiated the need for searching new forms of interaction between the brunch ministries to maximize the resource potential of the municipal infrastructure for the implementation of the State Youth Policy geared towards promotion of sports activity among youth.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

инфраструктурным потенциал муниципалитетов в обеспечении государственной молодежной политики в сфере физической культуры

УДК/UDC 725.8+ 316.346.32-053.6

Поступила в редакцию 20.02.2020 г.

Информация для связи с автором: e narkhova@mail.ru

Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1

Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Добрынин1

Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1

1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

INFRASTRUCTURAL POTENTIAL OF MUNICIPALITIES FOR STATE YOUTH PHYSICAL EDUCATION POLICY IMPLEMENTATION

PhD, Associate Professor E.N. Narkhova1

PhD, Associate Professor I.M. Dobrynin1

PhD, Associate Professor D.Yu. Narkhov1

1 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - оценка потенциалов муниципальной инфраструктуры физической культуры, спорта и государственной молодежной политики в реализации направления «вовлечение молодёжи в здоровый образ жизни и занятия спортом».

Методика и организация исследования. В ходе научной работы осуществлялся анализ документов органов законодательной и исполнительной власти Свердловской области, статистических данных и отчетов из открытых источников.

Базовое методологическое ограничение - отсутствие в источниках единой статистики по молодежи в возрасте 14-30 лет. Поэтому мы вынуждены приводить наиболее близкие данные по разным ведомствам. Результаты исследования и выводы. На основе анализа открытых статистических данных и нормативных документов показан рост интереса молодежи к спортивным мероприятиям, вскрыта структурно-функциональная рассогласованность органов исполнительной власти в рамках реализации направления государственной молодежной политики в популяризации спортивного образа жизни и формировании установок ЗОЖ. Авторы обосновывают необходимость новых форм взаимодействия отраслевых министерств с целью максимальной актуализации ресурсного потенциала муниципальной инфраструктуры для реализации государственной молодежной политики в направлении развития спортивной активности молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, государственная молодежная политика, спортивная инфраструктура, интерактивная карта, мониторинговые исследования.

Annotation

Objective of the study was to estimate the potentials of the municipal infrastructure of physical education, sport and State Youth Policy for the "involvement of young people in a healthy lifestyle and sports activities".

Methods and structure of the study. During the study, we analyzed the documents of the legislative and executive authorities of the Sverdlovsk region, statistical data and reports from open sources. The basic methodological limitation was the absence in the sources of unified statistics on the 14-30 year-olds. Therefore, we are forced to give the closest data from different executive departments. Study results and conclusions. The analysis of the open statistical data and regulatory documents indicated a growing interest of young people in sports events, disclosed disharmony in the structure and functions of the executive authorities in terms of implementation of the State Youth Policy aimed to promote a sports lifestyle and form healthy lifestyle values. The authors substantiated the need for searching new forms of interaction between the brunch ministries to maximize the resource potential of the municipal infrastructure for the implementation of the State Youth Policy geared towards promotion of sports activity among youth.

Keywords: physical education, state youth policy, sports infrastructure, interactive map, surveillance studies.

Введение. В настоящее время спорт становится позитивным и перспективным явлением социокультурной жизни общества, наблюдается устойчивая тенденция активизации спортивного потенциала общества от пассивных форм (интересуюсь информацией, посещаю спортивные мероприятия как болельщик) до участия в массовых спортивных мероприятиях, регулярных активных занятий раз-

личных групп населения [1, 4]. С учетом того что увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, является важнейшим целевым ориентиром федеральной и региональных целевых программ развития физической культуры и спорта, мониторинг основных тенденций, проблем и противоречий развития данной сферы представляется необходимым для управленческой деятель-

ности. Массовый спорт обладает огромным потенциалом повышения качества жизни как индикатора уровня культуры общества.

В последние годы была существенно модернизирована инфраструктура для проведения спортивных событий общемирового и международного уровней (к примеру, новые стадионы 11 городов - организаторов чемпионата мира по футболу - 2018). Не менее важной задачей, ориентированной на развитие массового спорта, является создание и модернизация объектов спорта в муниципальных образованиях с учетом специфики и интересов всех групп населения, прежде всего детей и молодежи как стратегического ресурса общества. Молодежная политика Свердловской области как система мер нормативно-правового, организационно-управленческого, информационно-аналитического характера предполагает взаимодействие релевантных субъектов управления с целью развития потенциала молодежи. Процесс формирования мотивации к реализации способностей, развитие интереса к позитивной социальной деятельности молодежи во всех сферах необходим для развития и области, и страны в целом. При наличии общей позитивной динамики развития спортивной инфраструктуры необходимо отметить наличие межведомственной разобщенности в реализации ГМП по этому направлению, что затрудняет ее эффективную реализацию и актуализирует ее изучение на уровне муниципальных образований.

Цель исследования - выяснить степень активности молодежи в массовом спорте в зависимости от состояния спортивной инфраструктуры на уровне муниципального образования.

Методика и организация исследования. В ходе научной работы осуществлялся анализ документов органов законодательной и исполнительной власти Свердловской области, статистических данных и отчетов из открытых источников. Базовое методологическое ограничение - отсутствие в источниках единой статистики по молодежи в возрасте 14-30 лет. Поэтому мы вынуждены приводить наиболее близкие данные по разным ведомствам.

Результаты исследования и их обсуждение. Муниципальный уровень реализации государственной молодежной политики представляет собой определенную совокупность направлений, функций, принципов, методов и средств деятельности органов местного самоуправления, которые складываются в некую систему, целью которой является защита интересов, прав, гарантий представителей различных молодежных групп, а также развитие инновационного, творческого потенциала молодежи. Она обязана способствовать благополучному развитию молодых людей, опираясь на их запросы, тренды, взгляды и приоритеты. Для успешного функционирования данной системы необходима эффективная работа муниципальных учреждений молодежной политики. В качестве слабых сторон состояния ГМП в 2018 г. указывалось отсутствие инфраструктуры ГМП в большинстве отдаленных территориальных образований Свердловской области; отсутствие органов по делам молодежи либо передача их функций в межведомственные объединения; существенная разница в структуре муниципальных учреждений молодежной политики и отсутствие межотраслевого взаимодействия по приоритетным направлениям ГМП [5]. Все это сказывалось на качестве реализации и направления ЗОЖ и занятия спортом.

Переход департамента молодежной политики Свердловской области из Министерства физической культуры и спорта в Министерство образования и молодежной политики усугубил ситуацию и актуализировал задачу создания эффективного механизма межотраслевого взаимодействия

по данному направлению. Структурное переподчинение молодежной политики создало сложности в плане сокращения темпов развития ЗОЖ в молодежной среде, поскольку сказывается и на рассогласовании функционала, и в инфраструктурном, и в нормативном обеспечении программ, поэтому необходимы новые формы и способы взаимодействия между органами управления физической культурой и спортом и органами молодежной политики как на уровне региона, так и на уровне муниципальных образований. Это возможно сделать в рамках принятия новой программы реализации молодежной политики на период до 2024 г. взамен утратившей силу [6].

Инфраструктура молодежной политики представляет собой систему материальных объектов (зданий, строений, сооружений, помещений), необходимых для обеспечения полноценной деятельности молодежи, а также систему организаций, осуществляющих свою деятельность в целях эффективной социализации и самореализации молодежи. Таким образом, для направления ЗОЖ и спорт к инфраструктуре следует относить объекты и организации физической культуры и спорта, которые подчинены Минспорту. Возникает опасность разрыва между спортом высоких достижений для молодежи с профессиональной спортивной ориентацией и массовым, любительским молодежным спортом. При развивающейся инфраструктуре сохранение массового спорта и привлечение молодого поколения в дополнительном образовании, досуговой сфере представляется необходимым для успешной реализации программ массового спорта. Анализ источников позволяет сделать выводы об успешной реализации программ Министерства спорта и физической культуры в части развития инфраструктуры и организации мероприятий по всей области.

На территории Свердловской области расположены 94 муниципальных образования, среди них 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских поселений, 16 сельских поселений. Согласно данным государственной статистики, в Свердловской области в 2019 г. проживало 728 тыс. молодых людей в возрасте 14-29 лет, или 17 % от всего населения [8]. Доля детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2019 г. по области составила 82,7 %% [7]. Для примера приведем данные по областному центру и наиболее типичному муниципальному образованию (МО) области.

На 2018 г. в Екатеринбурге проживало более 352,5 тыс. молодых людей в возрасте 14-30 лет [5] при численности постоянного населения 1515,8 тыс. человек. По итогам 2018 г. количество спортивных сооружений в Екатеринбурге достигло 2385 единиц [2, с. 52]. К спортивным сооружениям в настоящее время отнесены объекты городской инфраструктуры вне зависимости от форм собственности: спортивные площадки для занятий воркау-том, велодорожки, площадки с тренажерами, хоккейные площадки (коробки), спортивные залы, бассейны, лыжные базы и другие спортивные сооружения. То есть, на 1 спортивный объект приходится около 147 молодых людей, что свидетельствует о высокой нагрузке на спортивные объекты. Диверсифицированная спортивная инфраструктура позволяет наиболее полноценно реализовывать направление ЗОЖ и спорта. В 2018 г. в Екатеринбурге количество только городских и районных физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований составило 1176, а общее число их участников - 432,5 тыс. человек. Каждый третий житель Екатеринбурга систематически занимался физической культурой (данные по молодежным возрастам отсутствуют). К объектам инфраструктуры молодежной политики Екатеринбурга относятся 11 муниципальных

№ 5 • 2020 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

учреждений и 123 клуба по месту жительства, услугами которых в 2018 г. воспользовались 97, 6 тыс. человек.

В МО г Алапаевска на 2016 г проживало 6160 молодых людей при общей численности населения в 37,2 тыс. человек (на 01.01.2019). На конец 2017 г в МО г Алапаевска насчитывалось 104 спортивных объекта, из них 59 плоскостных спортивных сооружений (15 футбольных полей), 29 спортивных залов, 2 тира и 14 иных спортивных сооружения. На один спортивный объект приходится примерно 59 молодых людей, т. е. в 4 раза меньше, чем в областном центре. При этом благодаря действию муниципальной программы развития физической культуры и спорта по итогам 2017 г численность систематически занимающихся оценивалась в 10,7 тыс. человек, то есть каждый третий житель города - показатель, равный показателю Екатеринбурга. На территории МО Управлением физической культуры, спорта и молодежной политики города было проведено 148 спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятия с общим участием 10 236 человек. В МО всего два учреждения молодежной политики, включая названное.

Вывод. Анализ реализации программ Министерства спорта по пропаганде ЗОЖ, развитию массового спорта доказал возрастающий интерес и мотивацию всего населения на основе создания инфраструктуры и организации массовых спортивных мероприятий. Серьезным импульсом для дальнейшего развития массовой физкультуры и повышения спортивной активности представляется строительство новых сооружений, прежде всего малых форм шаговой доступности. Однако необходимо заметить, что роль органов молодежной политики в реализации этого направления остается если не минимальной, то явно недостаточной в результате функционального рассогласования органов исполнительной власти. Необходимым условием для реализации данного направления в молодежной политике является постоянное взаимодействие с отраслевыми министерствами, мониторинг ситуации и коррекция способов, механизмов и технологий в сфере пропаганды ЗОЖ и популяризации всех видов массового спорта.

Литература

1. Галеев А.Р. Наследие Сочи-2014 в аспекте социологического анализа / А.Р. Галеев, Н.В. Дулина, Е.Н. Икингрин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 63-65.

2. ИТОГИ социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 2018 году. - Екатеринбург: Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга, 2019. - 158 с.

3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.

4. Лубышева Л.И. Стратегические ресурсы отрасли: муниципальный и региональный аспект / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 9. - С. 93.

5. Об утверждении Концепции молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года. Приказ Департамента молодежной политики Свердловской области № 202 от 01.11.2018. [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/550250981 (дата обращения 12.12.2019).

6. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» (с изменениями на 12 декабря 2019 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП) [Электронный ресурс]. // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/543539182 (дата обращения 30.12.2019).

7. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» (с изменениями на 19 декабря 2019 года). Постановление Правительства Свердловской области № 1332-ПП от 29 октября 2013 года [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/453135166 (дата обращения 20.12.2019).

8. Численность и половозрастной состав населения [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. URL: https://sverdl.gks.ru/folder/29698 (дата обращения 01.02.2020).

9. ФАДМ «Росмолодежь». Направления деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/scope/7 (дата обращения 12.010.2019).

References

1. Galeev A.R., Dulina N.V., Ikingrin E.N. et al. Nasledie Sochi-2014 v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Heritage of 2014 Winter Olympics in Sochi: sociological analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 63-65.

2. ITOGI sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya munitsipalnogo obrazo-vaniya «gorod Ekaterinburg» v 2018 godu. Ekaterinburg: Departa-ment ekonomiki Administratsii goroda Ekaterinburga [Results of the socio-economic development of the municipal entity 'Yekaterinburg city" in 2018. Yekaterinburg: Department of Economics of the Administration of the city of Yekaterinburg], 2019. 158 p.

3. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta [Sociology of Physical Culture and Sports]. Study guide for students of higher educational institutions. 3rd ed., rev., sup.. Moscow: Akademia publ., 2010. 272 p.

4. Lubysheva L.I. Strategicheskie resursy otrasli: munitsipalny i region-alny aspekt [Sector strategic resources: municipal and regional aspects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 9. p. 93.

5. Ob utverzhdenii Kontseptsii molodezhnoy politiki i patrioticheskogo vospitaniya grazhdan v Sverdlovskoy oblasti na period do 2035 goda. Prikaz Departamenta molodezhnoy politiki Sverdlovskoy oblasti # 202 ot 01.11.2018 [On approval of the Concept of youth policy and patriotic education of citizens in the Sverdlovsk region for the period until 2035. Order of the Department of Youth Policy of the Sverdlovsk Region No. 202 dated 11/01/2018]. [Electronic resource] Tekhekspert. Available at: http://docs.cntd.ru/document/550250981 (date of access: 12.12.2019).

6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Sverdlovskoy oblasti "Realizatsiya molodezhnoy politiki i patrioticheskogo vospitaniya grazhdan v Sverdlovskoy oblasti do 2024 goda" (s izmeneniyami na 12 dekabrya 2019 goda) (utratilo silu na osnovanii postanovleniya Pravitelstva Sverdlovskoy oblasti ot 19.12.2019 # 920-PP) [On approval of the state program of the Sverdlovsk region "Implementation of youth policy and patriotic education of citizens in the Sverdlovsk region until 2024" (as amended on December 12, 2019) (expired on the basis of the decree of the Government of the Sverdlovsk region dated 19.12.2019 No. 920-PP)]. [Electronic resource]. Tekhekspert. Available at: http://docs.cntd.ru/document/543539182 (date of access 30.12.2019).

7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Sverdlovskoy oblasti do 2024 goda» (s izmeneniyami na 19 dekabrya 2019 goda). Postanovlenie Pravitelstva Sverdlovskoy oblasti # 1332-PP ot 29 oktyabrya 2013 goda [On approval of the state program of the Sverdlovsk region "Development of physical education and sports in the Sverdlovsk region until 2024" (as amended on December 19, 2019). Decree of the Government of the Sverdlovsk Region No. 1332-PP dated October 29, 2013]. [Electronic resource] Tekhekspert. Available at: http://docs. cntd.ru/document/453135166 (date of access 20.12.2019).

8. Chislennost i polovozrastnoy sostav naseleniya [Size and gender and age composition of the population] [Electronic resource] Office of the Federal State Statistics Service for the Sverdlovsk Region and Kurgan Region. Available at: https://sverdl.gks.ru/folder/29698 (date of access 01.02.2020).

9. FADM «Rosmolodezh». Napravleniya deyatelnosti [Federal Agency for Youth Affairs "Russian Youth". Business areas]. [Electronic resource]. Available at: https://fadm.gov.ru/activity/scope/7 (date of access: 12.010.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.