Научная статья на тему 'Оценка состояния и перспектив развития физической культуры и массового спорта в г. Владивостоке Приморского края'

Оценка состояния и перспектив развития физической культуры и массового спорта в г. Владивостоке Приморского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
364
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / MUNICIPAL POLICY / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PERFORMANCE EVALUATION OF MUNICIPAL GOVERNANCE / SOCIAL DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Парфентьев Дмитрий Сергеевич

В статье описывается состояние сферы физической культуры и спорта на территории города Владивостока. Определены инструменты управления развитием социально значимой сферы, автор оценивает эффективность муниципальной политики. Подчеркивая существующие проблемы в сфере физической культуры и спорта во Владивостоке, автор предлагает некоторые рекомендации по формированию перспективных направлений муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Парфентьев Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE VALUE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN VLADIVOSTOK, PRIMORSKY KRAI

The article describes the state of physical culture and sports in the territory of Vladivostok. Determining the development tools of the socially important areas, the author assesses the effectiveness of municipal policy. Highlighting the existing problems in the sphere of physical culture and sports Vladivostok author offers some recommendations on the formation of promising areas of municipal policy in the sphere of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния и перспектив развития физической культуры и массового спорта в г. Владивостоке Приморского края»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 4 2015

УДК 352.075.2

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА В г. ВЛАДИВОСТОКЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Парфентьев Дмитрий Сергеевич

студент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Владивосток

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье описывается состояние сферы физической культуры и спорта на территории города Владивостока. Определены инструменты управления развитием социально значимой сферы, автор оценивает эффективность муниципальной политики. Подчеркивая существующие проблемы в сфере физической культуры и спорта во Владивостоке, автор предлагает некоторые рекомендации по формированию перспективных направлений муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: муниципальная политика; физическая культура и спорт; оценка эффективности муниципального управления; социальное развитие территории.

STATE VALUE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN VLADIVOSTOK, PRIMORSKY KRAI

Parfentev Dmitry Sergeevich

student

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok

Abstract. The article describes the state of physical culture and sports in the territory of Vladivostok. Determining the development tools of the socially important areas, the author assesses the effectiveness of municipal policy. Highlighting the existing problems in the sphere of physical culture and sports Vladivostok author offers some recommendations on the formation of promising areas of municipal policy in the sphere of physical culture and sports.

Key words: municipal policy; physical culture and sport; performance evaluation of municipal governance; social development of the territory.

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных.

Сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:

- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

- несоответствия уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;

- недостаточное количество профессиональных кадров;

- утрата традиций российского спорта высших достижений;

- отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения. Закономерный, в связи с этим, вопрос - как будет развиваться физическая культура и спорт в современной России, если государство, а значит и большинство муниципалитетов не могут содержать спортивный комплекс, созданный предыдущими поколениями, остается насущным и актуальным.

Система государственного управления физической культурой и спортом в Российской Федерации включает в себя три уровня - федеральный, региональный и местный. Функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта г. Владивостока определяются задачами деятельности. Данные функции в Администрации г. Владивостока выполняет Управление по развитию физической культуры и массового спорта [1].

В рамках реализации муниципальной политики в области развития физической культуры и массового спорта Управление осуществляет работу по таким направлениям деятельности как:

1) организационная работа;

2) работа с физкультурными кадрами на территории Владивостокского городского округа;

3) организация физкультурно массовой и спортивной работы;

4) пропаганда физической культуры и спорта;

5) анализ статистических наблюдений по форме 1-ФК;

6) выявление проблем и нерешенных вопросов в различных направлениях деятельности в области физической культуры и спорта [2]. Но основная деятельность направлена на повышение уровня участия горожан в спортивных мероприятиях как разовых, так и связанных с систематическими занятиями спортом.

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего развитие сферы физической культуры и спорта в городе Владивостоке, наиболее эффективным методом их решения является применение программно-целевого метода.

Именно с данной целью в городе реализуется целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы [3]. В соответствии с приоритетами муниципальной политики в сфере физической культуры и массового спорта в городе Владивостоке целью муниципальной программы является приобщение населения города Владивостока к занятиям физической культурой и массовым спортом.

Для достижения указанной цели муниципальной программы должны быть решены следующие задачи:

- модернизация спортивной материально-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока и учреждений дополнительного образования детей города Владивостока;

- создание условий для привлечения к занятиям физической культурой и массовым спортом населения города Владивостока. Программно-целевой метод реализации муниципальной программы

«Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы позволяет проводить планомерную работу по развитию физической культуры и массового спорта на территории города Владивостока. Механизм реализации муниципальной программы основан на

осуществлении отдельных мероприятий в соответствии с финансовыми средствами, предусмотренными в бюджете Владивостокского городского округа на финансирование муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период.

Определить эффективность муниципальной политики позволяет финансовый анализ использования бюджетных средств на реализацию целевых направлений развития определенных сфер жизнедеятельности на территории конкретного муниципального образования. Исходя из этого, рассмотрим финансовое исполнение муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» на 2014-2018 год.

В рамках исполнения программы, органами администрации города Владивостока в 2014 году реализовывались следующие мероприятия.

1. «Развитие материально-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей города Владивостока для занятий физической культурой и спортом в городе Владивостоке». Финансовое обеспечение предусматривало средства в размере 15 297,09 тыс. руб. Данное мероприятие ре-ализовывалось через приобретение спортивного оборудования, спортивного инвентаря для муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей города Владивостока, на что было израсходовано 1173,82 тыс. руб. Помимо этого развитие материально-технической базы предполагает модернизацию спортивной инфраструктуры по направлению: «Разработка проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт спортивных объектов, расположенных на территории Владивостокского городского округа». Финансовое обеспечение данного направления составило 2 149,67 тыс. руб. На реализацию мероприятий по реконструкции объектов, расположенных на территории городского округа было использовано 11 973,60 тыс. руб. Фактические расходы по направлению

«Развитие материально-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей города Владивостока для занятий физической культурой и спортом в городе Владивостоке» составили - 13 335,24 тыс. руб. (87,17 % от запланированных средств).

В рамках реализации мероприятий по привлечению населения города Владивостока к занятиям спортом, были предусмотрены средства в размере 138 214,44 тыс. руб. Привлечение населения к активным занятиям физической культурой и спортом определяется стабильностью организаций, реализующих услуги в профильной сфере деятельности. В силу этого весьма продуктивным является исполнение предоставления из бюджета Владивостокского городского округа субсидий некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, на возмещение части затрат по оплате услуг в сфере развития физической культуры и массового спорта по организации проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в городе Владивостоке. По данному направлению деятельности было израсходовано 3 000,00 руб.

Поддержка муниципальных учреждений, в свою очередь, предполагает предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям города Владивостока на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Данная статья расходов составила 85 910, 67 тыс. руб.

Предоставление субсидий муниципальным автономным учреждениям города Владивостока на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) потребовало 29 520,14 тыс. руб. Фактические расходы по реализации предоставления из бюджета Владивостокского городского округа субсидий некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, на возмещение части затрат по оплате услуг в сфере развития физической культуры и массового спорта по организации проведе-

ния физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в городе Владивостоке составили 138 214,42 тыс. руб. (100 % от запланированных средств).

В рамках осуществления муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Владивостокского городского округа», были предусмотрены средства в размере 3 304,58 тыс. руб.

Управлением развития физической культуры и массового спорта, как в рамках предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Владивостока на финансовое обеспечение муниципального задания по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий, так и в рамках реализации данного пункта мероприятия Программы, в 2014 году было проведено более 260 физкультурных мероприятий.

Среди проведенных, такие крупные мероприятия с большим количеством участников, как:

- массовое легкоатлетическое соревнование «Зеленый Марафон» (около 1000 человек участников);

- финал чемпионата России по уличному баскетболу «Pacific Open 2014» и фестиваль г. Владивостока «Спорт вокруг нас». В рамках указанного мероприятия на площади Борцов Революции функционировали открытые площадки, оборудованные турниками, стрит-больные площадки, площадки с формами для занятий экстремальными видами спорта (ВМХ, скейт), (участников - свыше 10000 чел.);

- в феврале текущего года приняли участие в организации и проведении эстафеты Паралимпийского Огня (участников около 4000 чел.) и т. д.

Причем, управлением продолжилась практика проведения физкультурных мероприятий, предусмотренных для рядовых жителей города, не

являющихся профессиональными спортсменами - членов спортивных федераций г. Владивостока, что позволяет привлечь максимальное количество жителей города к здоровому образу жизни.

Так в рамках данной работы организованы и проведены следующие мероприятия:

- городской турнир по хоккею среди непрофессиональных дворовых команд (кол-во участников - свыше 400 чел.);

- мероприятие, посвященное дню защиты детей - локальная площадка по сдаче норм ГТО (участников - около 1000 чел.);

- семейные соревнования в муниципальных образовательных учреждениях «Веселые старты» с участием детей, обучающихся в образовательных учреждениях и их родителей (участников - свыше 800 чел.);

- турнир г. Владивостока по уличному баскетболу (примерное количество участников 200 чел.);

- соревнования для школьников 6, 7 и 8 классов по спортивному ориентированию «Спортивный лабиринт» и т.д.

Указанные мероприятия позволили дополнительно занять активным отдыхом, занятием спортом более 6000 детей и взрослых, не являющихся профессиональными спортсменами, а также членами спортивных федераций города.

В сравнении с 2013 годом улучшилось и качество проведения физкультурных мероприятий. Это связано с тем, что в рамках реализации муниципальных заданий, организацией мероприятий занималось два муниципальных учреждения, подотчетных управлению, непосредственно осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, а именно: муниципальное автономное учреждение ЦРФКиМС среди различных категорий населения, в том числе по техническим видам спорта и муниципальное бюджетное учреждение спортивной подго-

товки «Специализированная детско-юношеская спортивная школа единоборств» г. Владивостока.

Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования согласно календарному плану муниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий города Владивостока в 2014 году было проведено 5 комплексных мероприятий с охватом около 13 тыс. человек и 88 соревнований по 18 видам спорта с охватом 11 тыс. человек.

Фактические расходы на организацию мероприятий составили 3303,00 тыс. руб. (99,95 % от запланированных средств).

В рамках реализации поддержки одаренных спортсменов и тренеров города Владивостока были предусмотрены средства в размере 1 344,84 тыс. руб. Исполнителем мероприятия являлось управление развития физической культуры и массового спорта.

В 2014 году были выплачены 44 стипендии одаренным спортсменам и тренерам города Владивостока, добившихся высоких результатов в области спорта. Фактические расходы составили - 1 344,84 тыс. руб. (100 % от запланированных средств) [4].

Однако остаются не охваченными ряд направлений, реализация которых позволила бы повысить эффективность муниципальной политики в области развития физической культуры и массового спорта на территории Владивостокского городского округа. В этой связи нами был разработан перечень рекомендаций для органов муниципального управления. А именно:

- расширение целевой группы, на которую направлена деятельность органов управления. Так, деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры, дети дошкольного возраста;

- активизировать спортивно-массовую работу с населением по месту жительства путем реконструкции и строительства простейших спортивных сооружений, проведения спартакиад и соревнований между

командами трудовых коллективов по различным видам спорта и других мероприятий; - использование инновационных методов пропаганды спорта, физической культуры и здорового образа жизни. К таким методам можно отнести творческие конкурсы среди детей и молодежи на лучший видеосюжет, репортаж, статью о физкультуре и спорте, направленных на формирование престижного имиджа здорового, спортивного образ, стиля жизни.

Список использованных источников

1. Устав г. Владивостока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vlc.ru/docs (дата обращения: 23.08.2007).

2. Положение «Об управлении развития физической культуры и массового спорта администрации г. Владивостока». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vlc.ru/life_city/sport/contacts (дата обращения: 23.05.2015).

3. Целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req= doc;base=RLAW020;n=78839 (дата обращения: 25.05.2015).

4. Статистический отчет о состоянии сферы физической культуры и спорта г. Владивостока за 2014 г. Управления развития физической культуры и массового спорта администрации г. Владивостока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vlc.ru/life_city/sport/ contacts (дата обращения: 12.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.