УДК 336
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАЗВИТИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА В ПЕРИОД 2014-2016 ГОД
© 2017
Алексеева Наталья Владимировна, практикантка
ООО «Априори - консалтинг» (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Муниципальные программы представляют собой метод местного самоуправления регулирования процесса развития муниципального образования. Благодаря разработке и дальнейшей их реализации происходит урегулирование и решение назревших проблем местного значения. Во Владивостокском городском округе, как и в любом муниципальном образовании Российской Федерации, имеется ряд недостатков в бюджетном процессе и в экономическо-социальном развитии округа, которые разрешаются путем внедрения и в ходе реализации муниципальных программ. С их помощью предотвращаются препятствия, мешающие полноценному развитию экономической, социальной и культурной сферы. Таким образом, муниципальные программы являются необходимым методом управления бюджетными средствами помогающими развитию Владивостокского городского округа. В статье проводится исследование направлений реализации муниципальных программ города Владивостока, в сферах жизнедеятельности, которых можно урегулировать проблемную ситуацию. Также проводится анализ реализации муниципальных программ. Исследование проводится путем анализа структуры и динамики финансирования программ, разработанных во Владивостокском городском округе. В ходе анализа выявляются наиболее финансируемые муниципальные программы, являющиеся перспективными и реализация которых имеет первостепенное значение для развития Владивостокского городского округа; систематизированы изменения, происходящие в объемах, направляемых на реализацию средств. В результате подводится итог ходу реализации программ, разработанных для улучшения социально-экономического развития округа. В статье подчеркивается необходимость осуществления работ связанных с разработкой и реализацией муниципальных программ во Владивостокском городском округе.
Ключевые слова: муниципальные программы, городской округ, развитие муниципального образования, бюджетные расходы, социальная инфраструктура.
THE PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF MUNICIPAL PROGRAMS IN THE DEVELOPMENT OF THE VLADIVOSTOK CITY DISTRICT IN THE PERIOD 2014-2016 YEAR
© 2017
Alekseeva Natalia Vladimirovna, practitioner
OOO «Apriori-сonsulting» (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected]) Astahova Ekaterina Viktorovna, candidate of economic sciences, Vladivostok state university of economics and service, Vladivostok (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Municipal programs are a method of local government to regulate the process of development of the municipality. Thanks to the development and further implementation occurs, the settlement and the solution of urgent problems of local importance. In the Vladivostok city district, as with any municipal entity of the Russian Federation, a number of shortcomings in the budget process and economic-social development of the County that are resolved through the introduction and implementation of municipal programs. With their help prevent the obstacles hindering the development of economic, social and cultural spheres. Therefore, municipal programs are necessary method of budget management assisting the development of Vladivostok city district. The article studies the directions in which it is necessary to implement municipal programs are considered municipal program of the city of Vladivostok and identifies key landmarks, based on which we can resolve a problematic situation in demanding sphere of life. Also, the analysis of the implementation of municipal programs. The study is conducted by analyzing the structure and dynamics of funding programs, developed in the Vladivostok city district. The analysis revealed the most-funded municipal programs that are promising and the implementation of which is of paramount importance for the development of Vladivostok city district, as well as changes in the volume of funds allocated for their implementation. The result sums up the course of the implementation of programs designed to improve the socioeconomic development of the district and highlights the need of implementation of works associated with the development and implementation of municipal programs in the Vladivostok city district.
Keywords: municipal programs, urban оkrug, municipal development, budget expenditures, social infrastructure.
Между бюджетным процессом и муниципальными программами городского округа имеется тесная взаимосвязь. Целевые программы выступают инструментом реализацией развития муниципального образования.
Разработка и реализация муниципальных программ является механизмом проведения бюджетной политики городского округа, который позволяет сосредотачивать финансовые ресурсы на решении наиболее важных проблем социальной сферы, а также на развитие отдельных отраслей.
Муниципальная программа представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на решение задач социально-экономического развития за счет средств муниципального бюджета, которая разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления [1].
В городских округах реализуются программы, которые направлены не развитие здравоохранения и обра-
зования, а также физкультуры и спорта, на поддержку организаций, молодых семей и молодежи, на осуществление доступа к культурному наследию, и развитие инфраструктуры [2].
Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет средств бюджета Владивостокского городского округа на очередной финансовый год и плановый период.
Проблемы, стоящие перед городским округом решаются с помощью реализации муниципальных программ. Во Владивостокском городском округе на период 20142016 год разработано и реализуются 13 муниципальные программы [3-4].
Владивостокский городской округ готовит разные муниципальные программы по различным направлениям. В данном случае анализу подлежат программы, разработанные и подлежащие исполнению в периоде
2014-2016 года.
Объем финансов направленных на реализацию муниципальных программ разработанных для решения назревших проблем в муниципальном образовании зависит от расходов бюджета Владивостокского городского округа направленных на финансирование различных сфер бюджета. Среди расходов бюджета города Владивостока больше всего средств направленно на образование, национальную экономику, общегосударственные вопросы и жилищно-коммунальное хозяйство, как показано на рисунке 1.
ных услуг в округе [5]. Данная программа ориентирована на развитие качественной и эффективной системы образования во Владивостокском городском округе. Цель этой программы заключается в том, чтобы потребность в качественном образовании населения была удовлетворена, а в саму систему образования были введены современные технологии. Программа направленна на развитие системы дошкольного и дополнительного образования, на поддержку педагогических кадров и безопасность образовательных учреждений.
Основными целями молодежной политики во
Рисунок 1 - Расходы бюджета Владивостокского городского округа за период 2014-2016 год
В городе Владивостоке разработаны муниципальные программы, которые ориентированы на социально-культурную сферу, сферу жилищно-коммунального хозяйства, и другие отрасли экономики.
Социально-культурная сфера Владивостокского городского округа включает в себя такие муниципальные программы как «Доступная среда», «Молодежь-Владивостоку», «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке», «Развитие культуры в городе Владивостоке», «Развитие образования города Владивостока», «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владивостока и развитие общего партнерства» и программы «Здоровый город».
Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя программу «Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие газоснабжения во Владивостокском городском округе», «Обеспечение доступным жильем», «Развитие, содержание улич-но-дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа» и «Содержание муниципального жилищного фонда Владивостокского городского округа».
К другим отраслям экономики относятся муниципальные программы под названиями «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке», «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения», «Охрана окружающей среды города Владивостока», «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности на территории Владивостокского городского округа», «Развитие связи и информатизации на территории Владивостокского городского округа».
Так как больший объем расходов Владивостокского городского округа направлен на образование, то на его развитие подготовлена муниципальная программа, включенная в социально-культурную сферу под названием «Развитие образования города Владивостока». Она связана с необходимостью разнообразия образователь-
Владивостокском городском округе выступают создание наиболее благоприятных условий для развития и поддержки молодежи. На период 2014-2016 год молодежная политика во Владивостоке осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Молодежь - Владивостоку» [6]. Она направлена на организацию обучающих мероприятий для молодежи, конкурса «Молодежная инициатива», вручения и выплаты премии «Есть за что!» и знака «Молодежный вектор».
В процессе осуществления программы планировалось усилить роль молодежных инициатив при взаимодействии с администрацией города и поддерживать их, разработать стимулы за достижения и успехи в области молодежной политики, а также сформировать молодежную субкультуру и усовершенствовать деятельности учреждения «Молодежный ресурсный центр».
Программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владивостока и развитие общего партнерства» направлена на повышение активности данных организаций, усиление роли общественных объединений Владивостокского городского округа в реализации общественных интересов населения во взаимодействии с администрацией города. Она призвана сформировать механизм партнёрских отношений, поддерживать инициативы и создать условия для деятельности посредством оказания финансовой и консультационной поддержки.
Необходимость формирования культурной среды во Владивостокском городском округе, которая будет отвечать потребностям общества в разнообразии доступности услуг культурной сферы, привела к разработке программы «Развитие культуры в городе Владивостоке». Эта программа направлена на сохранение объектов культурного наследия, автоматизацию муниципальных библиотек и развитие муниципальных детских школ искусств «Владивосток. Культура. Дети». Она сформирована для того, чтобы во Владивостокском городском округе были созданы условия для развития культуры и искусства, и чтобы культурные блага были доступны для всех граждан.
Физическая культура и спорт хорошо развиваются, когда для них созданы соответствующие условия. Поэтому развитие физической культуры и спорта во
Владивостокском городском округе требовало разработки муниципальной программы [7]. Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» разработана с тем, чтобы во Владивостокском городском округе было приобщено населения округа к занятиям физической культурой и спорта. Она направлена на модернизацию спортивной-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений, создание условий для привлечения к занятиям и учреждение дополнительного образования для детей.
Создание безбарьерной среды для инвалидов является сложной задачей, так как требуются создание условий, чтобы человек с ограниченными возможностями был в повседневной жизни на равных с не инвалидами [8]. Муниципальная программа «Доступная среда», разработана с целью создания и повышения условий для доступа инвалидов и маломобильных групп населения Владивостокского городского округа к объектам социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности, устранение социальной разобщенности их и граждан, не являющихся инвалидами. В ходе реализации программы планировалось повысить уровень дорожно-транспортной доступности и сформировать позитивное отношение общества к инвалидам и их проблемам.
Проблема того, что мало количество людей, ведущих здоровый образ жизни, обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в СМИ [9]. Муниципальная программа «Здоровый город» направлена на пропаганду здорового образа жизни и создание условий для оказания медицинской помощи во Владивостокском городском округе. Она разработана с целью сохранение и укрепление здоровья населения, вследствие формирования навыков ведения здорового образа жизни, пропаганду донорства крови и создания условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Данная цель должна осуществляться повышением уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, социальной значимости донорства крови и повышение уровня доступности объектов здравоохранения.
Для социально культурной сферы разработан ряд муниципальных программ, для реализации которых выделены средства. Анализ структуры и динамики этих программ, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Структурный анализ муниципальных программ Владивостокского городского округа за период 2014-2016 год
Уд. вес, 2014 год, % Уд. вес, Уд. вес,
Показатели 2014 год, руб. 2015 год, руб. 2016 год, руб. 2015 год, % 2016 год, %
Доступная среда S S54 510 9 140 000 11 460 000 0,23 0,30 0,37
Молодежь-Владивостоку 28 111 740 26 617 490 27 040 160 0,88 0,89 0,88
Развитие
физической культуры в спорта 187 604 730 177 744 170 149 507 S10 5,87 5,91 4,89
в городе Владивостоке
Развитие культуры в городе 353 010 S40 352 691 9SO 35S250 540 11,05 11.74 11.72
Владивостоке
Развитие
образования города Владивостока 2 5SS 72S 100 2 409 533 390 2 4SI S13 730 81,00 80,17 81,18
Поддержка
социально
ориентир ованнык
некоммерч е ских организации Владивостока и IS SS4 700 20 174 S00 19 704 S00 0,62 0,67 0,64
развитие оощего
партнерства
Здоровыйгород 9 640 000 9 540 000 9 540 000 0,30 0,32 0,31
Итого финансов 3 195 S34 620 3 005 441 S30 3 057 317 040 100 100 100
равен 81%. Доля программы «Развитие культуры в городе Владивостоке» составила 11%, а 5,8 % удельный вес «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке». Меньше всего направленно средств на реализацию программ «Доступная среда» и «Здоровый город» чей удельный вес 0,2 и 0,3% соответственно.
В 2015 году финансирование Развития образования города Владивостока было сниженн, однако эта попреж-нему наиболее приоритетная муниципальная програм-ма.до 11,7% возросла доля «Развитие культуры в городе Владивостоке», а «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» до 5,9%. «Доступная среда» и «Здоровый город» возросли в размере 0,02%, что незначительно.
В 2016 году до 81,1% возросли средства финансирования программы «Развитие образования города Владивостока», что выше чем удельный вес 2014 и 2015 года. «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» снизило поступления до 4,8%. Программа «Молодежь-Владивостоку» и «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владивостока и развитие общего партнерства» несмотря на незначительные изменения за весь период составили 0,8% и 0,6% соответственно.
Источник: [10]
В 2014 году основной упор средств был направлен на финансирование муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока», чей удельный вес
Рискнок 2 - Динамика муниципальных программ социально-культурной сферы за 2014-2016 год
По сравнению с 2014 годом объем финансирования реализуемых программ 2015 года снизился в объеме 170,1 млн. рублей а сумма средств составила 2,58млрд. рублей, причем наибольшее снижение постигло программу «Развитие образования города Владивостока», которое составило 179,1 млн. «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» также снизилось на 9,8 млн., а «Молодеж-Владивостоку» на 1,4 млн. рублей. Однако на некоторые программы в этот период было выделено больше средств чем в предыдущем периоде. Так программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владивостока и развитие общего партнерства» возросла на 290,1 тыс, составив 19,8 млн. рублей, и «Доступная среда» на 285,4 тыс. рублей.
В 2016 году произошло изменение по всем программам. Муниципальная програма «Развитие образования города Владивостока» реализовалась за счет средств увеличенных по сравнению с предыдущим периодом на 72,2 млн, и составивших 2,48 млрд. рублей. Средства на программу «Развитие культуры в городе Влдивостоке»возросли на 5,5 млн. рублей, достигнув 358,2 млн. рублей и, тем самым, превысили сумму, выделенную в 2014 и 2015 году. Противоположно этим программам финансирование программы «Доступная среда» - сократилось на 7,9 млн. рублей и составило 1,1 млн., что ниже показателя 2014 и 2015 года. «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» снизились как и в прошлом периоде, но в размере 23,2 млн. до 149,5 млн. рублей, что также ниже показателя предыдущих периодов.
Таким образом в 2015 году произошло снижение сумм финансирования муниципальных програм, а именно на программы «Развитие образования города Владивостока» и «Молодеж-владивостоку». В 2016
году вновь возрос объем средств в основном за счет роста на «Развитие образования города Владивостока» и «Развитие культуры в городе Владивостоке»
Расходы на сферу жилищно-коммунальное хозяйство во Владивостокском городском округе являются одним из приоритетных направлений развития округа, поэтому в данной сфере также реализуются муниципальные программы.
В следствии наличия проблемы энергоснабжения среди целевых программ, реализуемых во Влади-востокскром городском округе представлена одна программа, направленная на развитие энергосектора [1112]. Муниципальная программа «Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие газоснабжения во Владивостокском городском округе» направлена на развитие системы газоснабжения и повышение энергетической эффективности.
Достигаться это должно путем повышения энергетической безопасности, снижения затрат муниципальных учреждений на оплату потребляемых энергоресурсов, передачи тепловой и электрической энергии за счет внедрения энергосберегающих технологий и строительство, реконструкции муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры на основе применения энергосберегающего оборудования.
Благоустройство территорий городского округо является одной из жизнеобеспечивающих сфер, которая оказывает непосредственное влияние на качество и жизни населения [13]. Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа» направлена на повышение безопасности дорожного движения, сохранение зелёных насаждений, благоустройство территории, улучшение художественного облика городской среды и создание условий для комфортного проживания граждан.
Создание комфортных условий для проживания жителей владивостокского городского округа и проведение необходимых реконструительных работ для приведения в порядок жилично-коммунального-хозяйства разработана программа «Содержание муниципального жилищного фонда Владивостокского городского округа». Она направлена на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с целью того чтобы они отвечали санитарным и техническим нормам. В ходе реализации программы проводится устранение физического износа и улучшение технического состояния жилищного фонда округа, обеспечение возможности самостоятельного выбора собственниками помещений видов и объема работ по капитальному ремонту.
Наличие доступного и комфортного жилья является важной потребностью населения Владивостокского городского округа [14]. Муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем жителей города Владивостока» направлена на строительство малобюджетного жилья для малоимущих граждан, переселение из аварийных домов подлежащих сносу, обеспечение жильем молодых семе и обеспечение социальных выплат на приобретение жилья экономкласса.
Анализ того на какие программы жилищно-коммунальной сферы был сделан основной упор, представлен в таблице 2.
В 2014 году большая доля средств финансирование программ жилищнл-коммунальной сферы, а именно 76% пришлось на муниципальную программу «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории». Вторая более спонсируемая программа «Обеспечение доступным жильем» составила 11%, а на «Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие газоснабжения» и «Содержание муниципального жилищного фонда» пришлось чуть более 6%.
В следующем году до еще большей отметки удельного веса возросла программа «Развитие, содержание улич-
но-дорожной сети и благоустройство территории» а имеено 85,2 %, тем самым увеличение составило 9,2%.
Финансирование остальных мероприятий было снижено. Таким образом, «Обеспечение доступным жильем» составило 7,4%, «Содержание муниципального жилищного фонда» сократилось на 2,4%, а энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие газоснабжения оказалось наименнее финансируемой программой. В 2016 же году вновь увеличилось финансирование программы «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории» до 86,3%.
А «Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие газоснабжения» продолжило снижаться.
Таблица 2 - Структурный анализ муниципальных программ Владивостокского городского округа жилищно-коммунальной сферы за период 2014-2016 год
Показатели 2014 год. руб. 2015 год. руб. 2016 год. руб. Уд. вес, 2014 год, % Уд вес, 2015 год, % Уд. вес, 2016 год, %
Энергосбережение, энергетической эффективности и 146 794 130 62 351 430 39 625 610 6,13 2,99 1,88
Обеспечение д о ступным жильем 265 098 830 155 663 890 156 929 030 11,06 7,45 7,43
Развитие, содержание
улично-д орожнои сети и олагоустр ойетво 1 322 836 010 1 780 287 310 1 824 717 740 76,07 85.24 и,36
территории
Содержание муниципального 161 412 231 90 195 100 91 590 400 6:74 4,3 2 4,33
жилищного фонда
Итого финансов 2 396 181 201 2 088 497 730 2 112 362 780 100 100 100
Источник: [10].
Таким образом, на сферу жилищно-коммунального хозяйства Владивостокского городского округа более ориентируемая муниципальная программа «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории» на которую с каждым годом приходился все больший и больший удельный вес.
2 000 000 000 800 000 000
400 000 000 200 000 000
600 000 000 400 000 000
200 000 000
111
2014 год
2015 год
2016 год
■ Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие газоснабжения
■ Обеспечение доступным жильем
■ Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории
■ Содержание муниципального жилищного фонда
Рисунок 3 - Динамика муниципальных программ жилищно-коммунальной сферы за 2014-2016 год
Остальные муниципальные программы направлены на развитие других отраслей [15]. В связи с увеличением жителей в городском округе и необходимостью создания архитектурных объектов для привлечения иностанцев к российской культуре разработана программа «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности на территории Владивостокского городского округа, направлена на формирование земельных участков под многоквартирными домами и постановка их на государственный кадастровый учет и увеличение количества освобожденных земельных участков.
Влияние факторов на изменение состояния окружающей среды, привели к созданию экологических программ [16]. «Охрана окружающей среды города Владивостока» направлена на праильное обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами, проведение природоохранных мероприятия в области использования водных объектов и экологическое просвещение населения. С ходом ее реализации дости-
гается обеспечение безопасного и эффективного и обращения с отходами, проводится ликвидация накопленного загрязнения и восстановление объектов, также развитие экологической культуры.
Обеспечение безопасности на автомобильных дорогах общего пользования в городскогом округе является важной составляющей как и повышение качества транспортного обслуживания населения [17]. В связи с этим во Владивостокском городском округе разработанна муниципальная программа под названием «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения». Она направлена на обеспечение доступности услуг транспорта и обеспечение единого автоматизированного диспетчерского управления движением общественного транспорта.
Всвязи с развитием общества с информатизацией всех сфер жизнедеятельности, необходимо широкое использования информационных технологий по всем направлениям [18].
Муниципальная программа под названием «Развитие связи и информатизации на территории Владивостокского городского округа» направлена на создание и развитие информационных систем и сервисов для населения, системы связи и информационных технологий в социально ориентированных областях и повышение уровня информированности населения о том, что происходит в округе.
Запланировано обеспечение внедрение информационно-коммуникационных технологий и систем информирования, о социально-экономических и культурных процессах, а также доступным Wi-Fi.
Основным инструментом развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях в настоящее время являются муниципальные программы в связи с этим разработана программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке». Программа направленная на создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата во Владивостокском городском округе [19-20]. В ходе ее реализации происходит развитие инфраструктуры, финансовой и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также разработка условий для начала предпринимательской деятельности и повышению ее престижа.
Структурный анализ и анилиз динамики муниципальных программ других отраслей, непредставленных ранее, приведен в таблице .
Таблица 3 - Структурный анализ муниципальных программ Владивостокского городского округа других отрослей за период 2014-2016 год
Источник:[10]
В структуре других отраслей более половины средств финансиролвания пришлось на программу «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности» а именно 54,3%. Четверть объема финансирования составили средства идущие
на реализацию «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения». Удельный вес «Развитие связи и информатизации» составил 11,8%. Остальные програмы финансировализь за счет меньших средств.
В 2015 году доля «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности» возросла до 54,4%, а «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения» сократилась на 0,5%. Возрос удельный вес программы «Охрана окружающей среды» до 3,2%.
В 2016 году возросло финансирование «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности» и программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» до показателя выше, чем в 2014 и 2015 году, а также «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения до 24,7%».
.1.11
2015 год
2016 год
■ Охрана окружающей среды
■ Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания
■ Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности
■ Развитие связи и информатизации
Рисунок 4 - Динамика муниципальных программ других отраслей за 2014-2016 год
В 2014 году произошел рост финансирования муниципальных программ в размере 12,1 млн. рублей и на финансирования муниципальных программ других отраслей выделено было 494,1 млн. наибольшее увеличение объема средств постило программу «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности» в виде 8 млн. и он составил 269,7млн. рублей. На 1,5 млн увеличился объем поступлений «Развития связи и информатизации» и «Охрана окружающей среды» которые достигли 58,5млн. и 16,1 млн. рублей соответственно, что выше чем в других периодах.
В 2016 году рост финансов составил 4,2 млн., что ниже чем в прошлом периоде. На 6,2 млн. возросли средства на финансирование программы «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности» и тем саммым объем средств направленных на реализацию этой программы в 2016 году, превысил объем 2014 и 2015 года. То же самое постигло «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения» чей рост составил 1,9 млн. противоположное явление произошло с программами «Охрана окружающей среды» и «Развитие связи и информатизации» чье снижение составило 2,2 и 2,1 млн. рублей.
Таким образом, финансирование муниципальных программ других отраслей, это единственное направление на финансирование которого с каждым годом увеличивался объем расходования.
Владивостокский городской округ реализует ряд муниципальных программ отнесенных к социально-культурной сфере, жилищно-коммунальнй сфере а также других отраслей. Однако не все программы реализуются за счет одинаковых объемах средств, а исходя из приоритетных направлений финансирования
проблемных зон округа.
Таким образом, в социально-культурной сфере наиболее перспективные решения назревших проблемм реализовываются за счет муниципальных программ «Развитие образования города Владивостока» и «Развитие культуры в городе Владивостока».
В жилищно-коммунальной сфере наиболее перспективной програмой является «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории» а «Развитие градостроительной, землеустроительной и архитектурной деятельности» и «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения» среди программ отнесенным к другим отраслям.
Реализация муниципальных программ во Владивостокском городском округе направленна на решение назревших социально-экономического недостатков и проблем в различных сфер. Она помогает развитию социальной инфраструктуры округа.
Благодаря реализации муниципальных программ улучшается не только уровень жизни населения, но и благодаря преобразованиям, происходящим в предпринимательской деятельности, становится пре-влекательным инвестиционный климат как для проживающих на территории Владивостокского городского округа, так и для иностранных партнеров.
Это способствует экономическому развитию муниципального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление №2410 от 20.08.2013 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в администрации города Владивостока» [Электронный ресурс] // Администрация города Владивостока официальный сайт. - Режим доступа: http://www.vlc.ru/programs/ projects/
2. Терентьева Т.В., Мирошникова Т.К., Недолужко О.В. Анализ социально-экономического развития Владивостокского городского округа в аспекте политики регионального управления // Проблемы современной экономики 2016. № 2. С. 102-110.
3. Рагулина Ю.В., Толмачев В.П., Широкова А.И. Понятие, виды и структура Муниципальных целевых программ // В книге: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers Always ahead facing the unknown Isae Consilium. 2014. С. 22-24.
4. Елохов А.М., Елохова Т.А. Целевые программы как инструмент реализации стратегии развития муниципального образования // ВУЗ. XXI век. 2015. № 1 (47). С. 141-157.
5. Ворожбит О.Ю. Юрченко Н.А. Маркетинговые подходы к продвижению образовательных услуг вузов на внешний рынок // Фундаментальные исследования 2015. № 2 (13). С.2880 - 2884.
6. Волынчук Я.А., Вакалюк А.А. Муниципальные целевые программы в сфере молодежной политики: проблемы и перспективы реализации (на примере города Владивостока) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-7. С. 12531257.
7. Попова А.А. Бюджетное программирование деятельности муниципального ведомства «Физическая культура и спорт» муниципального образования города Братска // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. Т. 1. № 1. С. 23-26.
8. Седых О.Г., Ковтун В.А. Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями // Baikal Research Journal. 2015. Т.6. № 4. С. 23.
9. Муниципальные программы Владивостока на 2014-2016 год [Электронный ресурс] // Администрация города Владивостока официальный сайт. - Режим досту-
па: http://www.vlc.ru/programs/
10. Горбунова Л.А., Иванова Е.Ю. Необходимость разработки муниципальной целевой программы «Развитие Физической культуры и спорта в городе Тамбове на 2012-2014 годы» // Сборник научных трудов магистрантов кафедры управления и предпринимательства. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Тамбов, 2013. С. 48-55.
11. Князева И.В. Анализ эффективности целевых программ как инструмент развития инфраструктуры // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-7. С. 16091613.
12. Шейна С.Г., Чулкова Е.В. Опыт разработки муниципальных программ по энергосбережению в жилищном фонде // Вестник МГСУ. 2011. № 3-1. С. 304-309.
13. Селютина Л.Г., Булгакова К.О. Использование механизма закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости для строительства социально доступного жилья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-7. С. 1293-1296.
14. Демидова М.И. Разработка мероприятий по благоустройству территорий муниципального образования на примере Бирского городского поселения // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2016. № 12. С. 39-43.
15. Красикова И.А. Анализ приоритетных муниципальных целевых программ Владивостокского городского округа в 2017 году // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-1. С. 140-144.
16. Соболь И.А. Эколого-правовой комплекс как научная основа формирования целевых экологических программ // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 1. С. 125-131.
17. Абдурахманова Ф.А. Программа развития дорожного хозяйства и транспортной системы города Омска // Техника и технологии строительства. 2015. Т. 1. С. 58-63.
18. Сазонова А.В. Анализ реализации государственной программы «Информационное общество» // Мир науки. 2015. № 2. С. 16.
19. Шашина Н.С. Муниципальные целевые программы: проблемы разработки и эффективной реализации // Власть и управление на Востоке России. 2012. № 1. С. 16-22.
20. Ивлева Е.С., Шашина Н.С. Теория и практика разработки муниципальных целевых программ // Экономика и управление. 2012. № 2 (76). С. 46-50.
Статья поступила в редакцию 06.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017