Научная статья на тему 'Исследование познавательных потребностей студентов в киберпространстве'

Исследование познавательных потребностей студентов в киберпространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
848
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УСЛОВИЯ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ПОТРЕБНОСТЬ / CYBERSOCIALIZATION / STUDENTS / CONDITIONS OF CYBERSOCIALIZATION / INTERNET / INFORMATIVE REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич, Кочнев Александр Олегович

В статье поднимается вопрос о потребностях, которые реализуются в интернет-среде киберпространства. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о современной специфике реализации потребностей в киберпространстве студентами ЧГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич, Кочнев Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование познавательных потребностей студентов в киберпространстве»

а)

б) в)

Рис. 3. Примеры использование ИД в старшей школе [5]

Еще одним плюсом в пользу использования ИД на любой ступени обучения в школе является тот факт, что все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Все мы знаем, что человек в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. И при планировании урока с использованием ИД нужно стараться учитывать не только специфику предмета и урока, но и, по возможности, возрастные особенности ребенка, тогда и результаты будут значительно лучше. Для учеников младшей школы, например, задания на интерактивной доске лучше оформлять в яркой цветовой гамме, чтобы привлечь внимание. Использование технологии «Drag and Drop» позволяет развивать мелкую моторику, что важно для детей этого возраста. В среднем звене можно использовать такие возможности ИД как «Затенение ячейки таблицы», «Утилита множественного клонирования», инструменты рисования. Они позволяют выбрать такой ход урока, который будет наиболее приемлем для учеников 11 - 15 лет. В старшей школе использование приемов «Затенение экрана» и «Порядок» дает возможность увеличить темп урока,

что позволяет больше времени уделить на закрепление изученного материала, на отработку полученных навыков, подготовку к экзаменам. Все это надо постараться учитывать при работе с учениками любого возраста, ведь хороший педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана не только на знании своего предмета и владении методикой преподавания, но и на глубоком понимании возрастных особенностей учащихся.

Литература

1. Ермолаева, М.В. «Психологическая практика в системе образования» / [М.В. Ермолаева и др.]. - М. ; Воронеж, 1998.

2. Иванова, И.И. Использование интерактивной доски в образовательном учреждении / И.И. Иванова // Ученые записки. Вып. 31. - М., 2010. - С. 95 - 99.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

4. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 1996.

5. Уроки SMART Notebook. - URL: http:// exchange. smarttech.com/search.html?q=#type=%D0%A3%D1%80% D0%BE%D0%BA%D0%B8+SMART+Notebook

УДК 37.013.42

В.А. Плешаков, А. О. Кочнев

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

В статье поднимается вопрос о потребностях, которые реализуются в интернет-среде киберпространства. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о современной специфике реализации потребностей в киберпространстве студентами ЧГУ.

Киберсоциализация, студенты, условия киберсоциализации, Интернет, потребность.

The article considers the requirements realized in an Internet environment of cyberspace. The theoretical and practical aspects of the stated problem are examined. Based on the analysis of the data survey of the students of Cherepovets state university the authors made conclusions about the contemporary specifics of realization of requirements in cyberspace.

Cybersocialization, students, conditions of cybersocialization, Internet, informative requirement.

Исследование проблемы познавательной активности студентов обусловлено современными социальными и экономическими реалиями: на нынешнем этапе развития нашей страны возникла необходимость во взращивании социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, квалифицированно реализовываться и поддерживать дальнейший творческий рост. Сформированная познавательная активность позволяет личности актуализировать свой потенциал, моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни. Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности, профессионального саморазвития личности и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.

В структуре познавательной активности как качественной характеристики личности принято выделять потребности. Познавательная потребность относится к достаточно широко изученным направлениям в психологии и педагогике. Однако, являясь предметом изучения в трудах В.А. Крутецкого, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, В.И. Орлова, С.Л. Рубинштейна, Ф.И. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и мн. др., в новых условиях развития общества, науки, глобальной технологизации, компьютеризации, интернетизации социума как среды жизнедеятельности и киберсоциализации людей она приобретает новое звучание, вызывает еще больший интерес.

Появляются новые технологии в учебной деятельности, повышающие уровень познавательных потребностей студентов на основе использования современных компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Философско-методоло-гические, дидактические и методические вопросы использования новых кибертехнологий в обучении поднимают: А.А. Андреев, М.Ю. Бухаркина, О.И. Воинова, С. Гутман, О.Ю. Заславская, Е.О. Иванова, Е.В. Коротаева, И.М. Осмоловская, В.А. Плешаков, Е.Д. Патаракин, И.А. Погодина, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров, А.В. Хуторской и мн. др.

Опираясь на созданную А. Маслоу пирамиду потребностей, можно выделить те из них, удовлетворение которых возможно с помощью интернет-среды киберпространства, а именно:

- физиологические потребности;

- экзистенциальные потребности;

- социальные потребности;

- престижные потребности;

- духовные потребности [1].

Заказ еды и напитков через Интернет позволяет человеку удовлетворить такие физиологические по-

требности, как голод и жажда, обращение к интернет-ресурсам эротического содержания - потребность в половом влечении. С помощью Сети также возможно приобретать одежду, предметы гигиены, лекарства и т.д. Совершая покупки подобным образом, человек значительно экономит время, имеет возможность не спеша, в домашней обстановке, ознакомиться с ассортиментом, прочитать аннотации.

Экзистенциальные потребности удовлетворяются в интернет-среде, поскольку распространенность и доступность компьютерных технологий и глобальная интернетизация современного жизненного пространства позволяют ощущать человеку комфорт и постоянство условий жизнедеятельности. Кроме того, многими исследователями неоднократно подчеркивалась безопасность для самооценки пользователей Интернета ситуации сетевого общения (киберком-муникации) благодаря анонимности и отсутствию невербальных компонентов, которые способствуют созданию в общении возможности для «пробных действий». Предоставление собеседникам, за исключением видеочатов, значительной анонимности обуславливает большую открытость и психологический комфорт в процессе общения и обмена мнениями. В Интернете человек также может создать тот круг собеседников, в котором ему наиболее комфортно общаться.

Социальные потребности удовлетворяются пользователями Интернета, в частности, благодаря он-лайн-играм, которые предполагают взаимодействие и киберкоммуникацию с другими геймерами, и социальным сетям интернет-среды, в которых возможно указывать определенную информацию о себе, находить «друзей» по интересам, осуществлять кибер-коммуникацию как с людьми, знакомыми в реальной жизнедеятельности, так и с теми, с кем установлен контакт только в киберпространстве.

Следующим видом потребностей, удовлетворяемых с помощью Интернета, являются престижные потребности. С помощью Интернет-ресурсов пользователи могут знакомиться как с творчеством других людей, так и демонстрировать окружающим собственное творчество (фотографии, заметки о путешествиях, музыкальные произведения, видеоролики, стихотворения, различные поделки, шитье, вязание и т.д.), делиться своими успехами в различных областях. Все это по-настоящему способствует удовлетворению потребности в самоуважении и уважении со стороны других, одобрении и признании, достижении успеха и высокой оценки.

Интернет-среда предоставляет широкие возможности для удовлетворения духовных потребностей. В отличие от реальной жизнедеятельности, где, согласно А. Маслоу, лишь немногие могут достигнуть самоактуализации, возможности презентовать себя в интернет-среде киберпространства позволяет удовлетворять потребности в самоактуализации и самовыражении в части реализации потенциальных возможностей по развитию собственной личности: на-

пример, принимать решения, достигать поставленных целей, рисковать, брать на себя ответственность, руководить людьми и т. д.

В Интернете любой пользователь может попробовать себя в новой роли, поскольку он обладает полной свободой в управлении информацией о себе: ему ничто не мешает «изменить» пол, социальную, национальную и культурную принадлежность, область профессиональной деятельности и т. д. Кроме того, киберпространство интернет-среды предоставляет человеку новые возможности для продвижения своих идей и любимого дела.

Нас заинтересовал вопрос, а что происходит с познавательными потребностями в киберпространстве? В.С. Юркевич в своей, ставшей уже классикой, работе выделяет главные характеристики познавательной потребности [2]:

1. Познавательная потребность - это потребность в новой информации, которая может выступать в самых разных формах: в обновленном стимуле (цвет, звук, форма), в новом знании (назначение, устройство и т. д.), а также в новой системе представлений о мире (научные знания в целом).

2. Познавательная потребность - одна из немногих, которую невозможно полностью удовлетворить личностью. Она проявляется всегда либо в более сложной (разные виды познания), либо в самой простой форме.

3. Познавательная потребность независима и направлена на процесс познания. Удовольствие от самого процесса познания - это и есть особенность познавательной потребности.

4. Познавательная потребность тесно связана с положительными эмоциями. Данное обстоятельство связи познавательной потребности с положительными эмоциями важен для:

а) диагностики характера познавательной деятельности;

б) разработки необходимой стратегии и тактики развития познавательной потребности.

В.С. Юркевич выделяет две формы познавательной потребности:

1) потребность в познании может проявляться в виде употребления готовых знаний;

2) потребность в научной деятельности с целью получения инновационного знания.

Киберпространство и, непосредственно, интернет-среда, на наш взгляд, имеет огромный потенциал для реализации познавательных потребностей подрастающих поколений. В Интернете люди узнают много новой информации, тем самым проявляя свою познавательную активность к различного рода источникам информации и реализуя свою познавательную потребность. Таким образом, Интернет предоставляет своим пользователям широкие возможности для удовлетворения различных потребностей: физиологических, экзистенциальных, социальных, престижных, духовных и познавательных.

Для определения актуальной картины потребностей, удовлетворяемых посредством киберпростран-ства студентами, нами было проведено исследование

на основе модифицированной методики «Диагностика потребностей, удовлетворяемых в интернет-среде» [1, с. 391 - 392]. Мы добавили вопросы, которые помогли бы нам определить, реализуются ли непосредственно познавательные потребности в Интернете.

В ходе исследования было протестировано 35 студентов 5 курса специальности «Социальная педагогика» Череповецкого государственного университета. Используемый нами тест-опросник содержит 6 шкал, каждая из которых соответствует группе потребностей, удовлетворяемых в интернет-среде. На каждую шкалу предлагалось по три утверждения с вариантами ответов: «Да», «Нет», «Иногда». Утверждения были сформированы на основании изученной литературы и мониторинга интернет-ресурсов.

Так, по шкале, определяющей удовлетворение с помощью Интернета физиологических потребностей, предлагалось оценить следующие утверждения:

1. Бывает, что я заказываю продукты питания через Интернет.

2. Я приобретаю одежду в интернет-магазинах, на форумах.

3. Я совершаю покупки предметов первой необходимости с помощью Интернета.

По шкале, определяющей удовлетворение с помощью Интернета экзистенциальных потребностей, испытуемые оценивали утверждения:

1. Некоторая информация, размещенная в Интернете, помогает понять, как действовать в условиях экстремальной ситуации.

2. Интернет привлекателен возможностью общаться анонимно.

3. В Интернете легче, чем в реальной жизни, избегать общения с неприятными людьми или на неприятные темы.

По шкале, определяющей удовлетворение в интернет-среде социальных потребностей, испытуемые оценивались следующие утверждения:

1. Интернет является для меня одним из средств общения.

2. Интернет дает мне возможность найти друзей по интересам.

3. В Интернете всегда найдется тот, кто меня понимает.

Для оценки удовлетворения в интернет-среде престижных потребностей испытуемые оценивали утверждения:

1. В Интернете можно найти людей, которые по достоинству оценят мои достижения (например, фотографии, рассказы, статьи, стихи, поделки и т.д.)

2. Интернет дает мне возможность донести до людей ценную информацию.

3. Интернет дает мне возможность продемонстрировать другим людям мои способности.

Для оценки удовлетворения с помощью Интернета духовных потребностей, испытуемым предлагались утверждения:

1. Интернет дает мне возможность развивать мои способности.

2. Немаловажное значение Интернета заключает-

ся для меня в том, что я имею возможность примерить на себя разные роли.

3. Интернет дает мне огромные возможности для продвижения моего любимого дела.

И, наконец, для оценки познавательных потребностей, испытуемым предлагались следующие утверждения:

1. Благодаря Интернету я узнаю много нового.

2. В Интернете я провожу время, потому что это мир знаний.

3. В Интернете можно найти интересующую информацию.

Каждое утверждение, на которое испытуемым был дан ответ «Да» получило 2 балла, «иногда» - 1 балл и «нет» - 0 баллов.

Анализируя полученные данные, мы сделали следующие выводы:

1. На первом месте у испытуемых расположились социальные и познавательные потребности, что свидетельствует о высоком уровне вхождения в социум и развития познавательной активности в киберсреде.

2. Второе место заняли духовные и престижные потребности, что указывает на то, что не всегда у испытуемых есть возможность донести до людей какую-либо ценную информацию и продемонстри-

ровать другим людям свои способности и достижения.

3. Физиологические и экзистенциальные потребности оказались на третьем месте. На наш взгляд, это объясняется тем, что у респондентов - студентов ЧГУ - нет возможности и желания заказывать продукты питания через Интернет и совершать покупки предметов первой необходимости с помощью Сети, и они прибегают к традиционным методам удовлетворения данных потребностей: посещением магазинов и торговых центров.

Таким образом, мы можем сделать вывод: интернет-среда киберпространства имеет мощный потенциал для развития развитие познавательных потребностей современной молодежи, и вместе с развитием данного вида потребностей развивается и познавательная активность студентов.

Литература

1. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. чл.- корр. РАО, проф. А.В. Мудрика / В.А. Плешаков. - М., 2011.

2. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - C. 83 - 92.

УДК 37

В.Л. Сигова

СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье раскрыто содержание ситуации выбора в учебной деятельности как условие формирования креативности обучающихся. Содержание ситуации выбора непосредственно связано с типом, видом, формой, средствами и характером учебной деятельности. Активное использование разнообразных ситуаций выбора в учебной деятельности инициирует процесс формирования креативности обучающихся.

Содержание ситуации выбора, характер учебной деятельности обучающихся, классификатор ситуации выбора, креативность, креативные качества личности.

The article discloses the content of the situation of choice in educational activity as the condition of formation of students' creativity. The content of the situation of choice is directly connected with the type, mode, form, means, as well as the nature of the training activity. The active use of the various situations of choice in academic activities initiates the process of formation of students' creativity.

Content of the situation of choice, nature of the students' learning activity, the classifier of the situation of choice, creativity, creative qualities of the person.

Формирование творческих способностей обучающихся на современном этапе развития образования является одной из важнейших его задач. Традиционные способы преподавания сегодня становятся малоэффективными. Применение «пассивных», сообщающих методов обучения приводит к формированию пассивной личности, способной лишь к регламентированному поведению [6]. К числу методов, активизирующих и формирующих креативность студентов, относится проблемное обучение, при кото-

ром педагог, создавая проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует самостоятельный поиск решения. С поисковой деятельностью непосредственно связана ситуация выбора в учебной деятельности, которую в нашем исследовании мы используем как одно из условий формирования креативности обучающихся.

В научной литературе под ситуацией выбора понимается совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.