Научная статья на тему 'Возможности интернет-среды киберпространства для личностного самоопределения юношей и девушек'

Возможности интернет-среды киберпространства для личностного самоопределения юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IDENTITY / INTERNET / INTERNET-ENVIRONMENT / CYBERSOCIALIZATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / NEEDS / REFLECTION / SELF-REALIZATION / YOUTH / ADOLESCENCE / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЮНОШЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обидина Татьяна Валентиновна

Исследование проводилось в контексте одной из важнейших проблем современной действительности личностного самоопределения юношества в процессе киберсоциализации, которая происходит под влиянием и в результате использования современных информационно-коммуникационных технологий. С целью выявления возможностей интернет-среды киберпространства для личностного самоопределения юношей и девушек нами была выдвинута гипотеза о существовании различий между использованием юношами и девушками с разными уровнями готовности к личностному самоопределению возможностей интернет-среды для его развития. В процессе исследования, в котором приняли участие 153 учащихся московских колледжей, было установлено, что наиболее продуктивно используют возможности интернет-среды киберпространства для успешного личностного самоопределения юноши и девушки со средним уровнем готовности к самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обидина Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITIES OF INTERNET ENVIRONMENT OF CYBERSPACE FOR PERSONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

The study was conducted in the context of personal self-determination of youth in the process of cybersocialization, which proceeds under influence and as a result of the using of modern Information-communication technologies. And this problem is the one of the most important problems of modernity. In order to reveal opportunities of internet environment of cyberspace for personal self-determination of youth we suggested that there were differences between young people with different levels of readiness for self-determination in the using of opportunities of internet environment in development of self-determination. It was found that persons with an average level of readiness for self-determination more effectively use possibilities of internet environment of cyberspace for personal self-determination than persons, who have low level and high level of readiness for self-determination.

Текст научной работы на тему «Возможности интернет-среды киберпространства для личностного самоопределения юношей и девушек»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-12-216-228 УДК 159.9+316.6

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ КИБЕРПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Обидина Т.В.

Исследование проводилось в контексте одной из важнейших проблем современной действительности - личностного самоопределения юношества в процессе киберсоциализации, которая происходит под влиянием и в результате использования современных информационно-коммуникационных технологий.

С целью выявления возможностей интернет-среды киберпро-странства для личностного самоопределения юношей и девушек нами была выдвинута гипотеза о существовании различий между использованием юношами и девушками с разными уровнями готовности к личностному самоопределению возможностей интернет-среды для его развития. В процессе исследования, в котором приняли участие 153 учащихся московских колледжей, было установлено, что наиболее продуктивно используют возможности интернет-среды кибер-пространства для успешного личностного самоопределения юноши и девушки со средним уровнем готовности к самоопределению.

Ключевые слова: идентичность; Интернет; интернет-среда; киберсоциализация; личностное самоопределение; потребности; рефлексия; самореализация; юношество.

THE OPPORTUNITIES OF INTERNET ENVIRONMENT OF CYBERSPACE

FOR PERSONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

Obidina T.V.

The study was conducted in the context of personal self-determination of youth in the process of cybersocialization, which proceeds under influence

and as a result of the using of modern Information-communication technologies. And this problem is the one of the most important problems of modernity.

In order to reveal opportunities of internet environment of cyberspace for personal self-determination of youth we suggested that there were differences between young people with different levels of readiness for self-determination in the using of opportunities of internet environment in development of self-determination.

It was found that persons with an average level of readiness for self-determination more effectively use possibilities of internet environment of cyberspace for personal self-determination than persons, who have low level and high level of readiness for self-determination.

Keywords: identity; Internet; Internet-environment; cybersocializa-tion; personal self-determination; needs; reflection, self-realization; youth; adolescence.

Введение

Исследование личностного самоопределения юношей и девушек в контексте киберсоциализации приобретает все большую актуальность в современных условиях, когда социализация личности в киберпро-странстве становится не только популярным видом социализации человека, но и важнейшим фактором социально-психологического развития личности в XXI веке.

В.А. Плешаков определяет киберсоциализацию человека - «социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мо-тивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникативных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамах персональной деятельности» [10, с. 24].

В процесс киберсоциализации активно включены юноши и девушки. Также юношеский возраст, по мнению многих психологов, является наиболее значимым для личностного самоопределения, поскольку в этом возрасте познавательная и личностная сферы

развиты настолько, что формируется цельное мировоззрение, жизненные ценности, способность самостоятельно, сознательно ставить задачи и цели, появляется устойчивое представление о себе, своих возможностях, потребностях и интересах.

Вместе с тем процесс самоопределения, который уже в XX веке был признан довольно сложным вследствие появления многочисленных альтернатив и возможностей, проблемы выбора, нарушения преемственности между поколениями, политической, экономической и социальной нестабильности в современном обществе осложнен еще и тем, что, наряду с перспективами жизнедеятельности в предметной действительности, свои альтернативы человеку предлагает символьно-знаковая интернет-среда киберпространства.

Однако, по нашему мнению, интернет-среда киберпространства не только создает проблемы, связанные с личностным самоопределением, но и предоставляет новые ресурсы для ее решения.

Учитывая изложенное, исследование личностного самоопределения юношества в контексте киберсоциализации, с нашей точки зрения, необходимо, прежде всего, для выявления возможностей интернет-среды в развитии личностного самоопределения юношей и девушек.

С целью выявления возможностей интернет-среды киберпро-странства для личностного самоопределения юношей и девушек нами была выдвинута гипотеза о существовании различий между использованием юношами и девушками с разными уровнями готовности к личностному самоопределению возможностей интернет-среды для его развития.

Материал и методы исследования

Проблемы личностного самоопределения рассматриваются в трудах отечественных психологов К.А. Абульхановой, Л.В. Бай-бородовой, Л.И. Божович, Н.Ю. Будич, М.Р. Гинзбурга, И.С. Кона, И.Н. Нурлыгаянова, Н.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Са-фина и других.

В зарубежной психологии близким к понятию личностное самоопределение является понятие эго-идентичности, исследованием

которого занимались Дж. Адамс, У. Джеймс, Дж. Марсиа, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и другие зарубежные авторы.

В отечественной психологии личностное самоопределение в основном рассматривается как активный процесс конструирования своего жизненного пути, постановки жизненных целей, поиска смысла жизни, обретения личностно значимых ценностей. В основе личностного самоопределения лежит осознание личностью своих особенностей, способностей, склонностей, желаний, интересов, а также требований, которые предъявляет общество.

Согласно М.Р. Гинзбургу, к факторам успешного личностного самоопределения относятся: возможность опробования различных социальных ролей; включенность в различные общности; ценностная насыщенность, которая характеризуется широким спектром личностно значимых позитивных ценностей; переживание осмысленности собственной жизни; наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение; широкий диапазон областей самореализации и ее творческий характер [2].

Также важнейшим фактором личностного самоопределения является развитие рефлексии.

С нашей точки зрения, перечисленные факторы успешного личностного самоопределения представлены в интернет-среде киберпространства в виду наличия следующих возможностей:

• Интернет предполагает субъектную активность пользователей;

• Интернет создает условия для обретения независимости от родителей;

• в интернет-среде существуют широкие возможности для апробации различных социальных ролей;

• интернет-среда предоставляет средства для развития рефлексии;

• интернет-среда предоставляет возможности для обсуждения вопросов смысла жизни с широким кругом людей;

• в интернет-среде возможна включенность в различные общности, связанные личностно значимыми позитивными ценностями;

• интернет-среда является пространством для удовлетворения потребностей в творческой самореализации.

Рассмотрим более подробно перечисленные аспекты интернет-среды киберпространства.

Для успешного самоопределения и прохождения в юности кризиса идентичности, необходимо обретение ответственности, уверенности в себе и определенного чувства независимости от семьи [12, с. 193]. В настоящее время такие традиционные формы, как работа, юношеское путешествие и т.д., в которых раньше происходил «отрыв от корней», утрачивают свою приемлемость. Однако на смену этим формам приходит возможность использовать «виртуальную реальность» Интернета [4, c. 165].

Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова выделяют такие особенности Интернета, создающие условия для обретения независимости от родительских образцов поведения, как возможность отстранения (наличие неразделенных с окружающими переживаний, впечатлений, мыслей), изолированности (недоступность для нежелательных в данный момент контактов), отчуждения (обусловленная технологией Интернета свобода от необходимости реализации родительских программ и подчинения интроектам вообще), обратимость отсутствия (сохранение физической возможности вернуться в семейную среду при желании) и т.д. [4, c. 167].

Интернет-среда предполагает субъектную активность пользователей [5, c. 6], необходимую для личностного самоопределения. Так, например, в интернет-пространстве пользователь представляет себя, устанавливает связи с виртуальной средой, выбирает направления деятельности [5, c. 7]. Кроме того, пользователи Интернета «не просто добывают здесь самую разнообразную информацию, а получают контроль над информационными потоками» [1, с. 45].

Одна из особенностей интернет-среды состоит в возможности попробовать себя в разных социальных ролях. В Интернете любой пользователь может попробовать себя в новой роли, поскольку он обладает полной свободой в управлении информацией о себе: ему никто и ничто не мешает в Сети «изменить» пол, социальную, национальную и культурную принадлежность, область профессиональной деятельности и т.д.

Широкие возможности, с нашей точки зрения, представлены средствами Интернета и для развития рефлексии.

Во многом развитие рефлексии возможно благодаря киберкомму-никации, поскольку, как указывает А.В. Мудрик, «все, что человек узнает о себе в процессе общения и взаимодействия с различными людьми, иногда в большей мере, а иногда минимально опосредуется рефлексией, то есть внутренним диалогом, в котором он рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным группам... » [7, с. 481].

Благодаря киберпространству у юношества появляется больше возможностей для общения с людьми, принадлежащими к разным группам.

Развитию рефлексии также могут способствовать блоги, онлайн-дневники, записи (авторские и репосты), публикуемые юношами и девушками в социальных сетях интернет-среды, возможность планирования, продумывания буквально каждого слова в процессе киберкоммуникации, благодаря допустимости отсрочить ответ во времени [11].

Вместе с тем следует заметить, что И.С. Кон, описывая роль рефлексии в самовоспитании как трехступенчатого процесса, когда сначала человек интенсифицирует самосознание, наблюдая свои мысли, чувства и поступки; затем активизирует свой внутренний диалог и, наконец, формирует и закрепляет новые, желательные элементы воспитания, указывает на то, что «здесь проблема обнаруживает свою неоднозначность: важен не только уровень самосознания, а и его объект, то есть направлено ли оно преимущественно на внутренние или публичные аспекты «самости» [3, с. 256]. По мнению И.С. Кона, когда внимание человека привлечено к публичным аспектам своего «Я» это повышает вероятность «социально-нормативного» поведения, «однако люди сильно озабоченные впечатлением, производимым на других, часто весьма внушаемы, несамостоятельны, конформны» [3, с. 256]. Поэтому одни и те же внешние стимулы, в число которых, с нашей точки зрения, можно включить и наблюдение интернет-пользователей за деятельностью

человека в Сети, могут оказывать разное воздействие на людей в зависимости от озабоченности человека «публичными» или внутренними сторонами «Я».

Данный парадокс мы выявили в ходе проведенного нами исследования, когда не была обнаружена взаимосвязь между уровнем готовности к личностному самоопределению и уровнем развития рефлексии средствами Интернета.

В исследовании приняли участие 153 учащихся московского колледжа, возраст которых в основном составляет 16-19 лет.

С помощью опросника мотивационной готовности к личностному самоопределению Л.В. Байбородовой мы определили, что 30 испытуемых имеют низкий уровень готовности к самоопределению, 103 - средний и 20 испытуемых - высокий уровень готовности к самоопределению.

С целью выявления взаимосвязи между уровнем готовности к самоопределению и уровнем развития рефлексии средствами Интернета, мы провели исследование с помощью созданного нами в соавторстве в В.А. Плешаковым на основании рефлексивного опросника А.В. Карпова опросника «Развитие рефлексии средствами Интернета» [11].

Также, как и в опроснике А.В. Карпова, в опроснике «Развитие рефлексии средствами Интернета» предусмотрено, что диагностика свойства рефлексивности должна учитывать ее направленность (интра- и интерпсихическая) и вид (ретроспекстивная, сиуативная или актуальная, перспективная).

В результате произведенных расчетов связь между уровнем развития рефлексии посредством Интернета и уровнем готовности к самоопределению не была обнаружена, поскольку величина полученного коэффициента равная 0,09 попадает в зону незначимости.

Мы провели более детальное исследование и попытались установить связь не только в целом между уровнем готовности к самоопределению и уровнем развития рефлексии посредством Интернета, но и отдельно по интра- и интерпсихической направленности рефлексивности и по временной рефлексии (таблица 1).

Таблица 1.

Данные корреляционного анализа взаимосвязи развития рефлексии

(рефлексивности) посредством Интернета и готовности к самоопределению

Параметры рефлексии, по которым устанавливается взаимосвязь с уровнем развития самоопределения Величина коэффициента корреляции

Интрапсихическая и интерпсихическая направленность - 0,06

Временная рефлексия 0,16

В результате расчетов, произведенных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, была обнаружена связь между уровнем готовности к самоопределению и развитием временной рефлексии посредством Интернета на 5% уровне значимости.

Далее нами были исследованы такие возможности интернет-среды киберпространства для развития личностного самоопределения, как возможности для обсуждения вопросов смысла жизни с широким кругом людей и включенность в различные общности.

Благодаря такому свойству коммуникации посредством Интернета, как возможность взаимодействия «многих со многими» в глобальном масштабе [6, с. 130], современные юноши и девушки могут обсуждать волнующие их вопросы, включая вопросы смысла жизни, с широким кругом собеседников, а именно, с людьми разных поколений, причем как знакомыми в реальной жизни, так и незнакомыми.

Для определения различий в проявлении интереса к вопросам смысла жизни юношами и девушками с разными уровнями готовности к самоопределению, мы использовали критерий Фишера. В результате были выявлены различия между обсуждением вопросов смысла жизни посредством Интернета испытуемыми с низким уровнем готовности к самоопределению и испытуемыми с высоким уровнем готовности к самоопределению на 5% уровне значимости.

Более подробно результаты данного исследования были описаны нами в статье «Интерес к смыслу жизни у современных юношей и девушек как условие успешного личностного самоопределения в контексте киберсоциализации» [9].

Вопросы смысла жизни неразрывно связаны с ценностями. С нашей точки зрения, в процессе взаимодействия юношей и девушек в интернет-сообществах не могут не фигурировать ценности [8]. Мы также считаем, что если юноши и девушки выбирают позитивные интернет-сообщества, исходя из своих ценностей и интересов, они проявляют активную, субъектную позицию, которая является фактором успешного личностного самоопределения.

Для выявления взаимосвязи между доминирующими ценностными ориентациями юношей и девушек и их участием в интернет-сообществах с соответствующей тематикой мы использовали методику М.Р. Гинзбурга «Ценностные ориентации» и составленный на его основе в соавторстве с В.А. Плешаковым опросник «Позитивные сообщества в Интернете» и произвели расчеты с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

В результате мы определили, что у испытуемых, имеющих средний уровень готовности к самоопределению, участие в позитивных интернет-сообществах чаще связано с соответствующими ценностями, в то время, как у испытуемых с низким и высоким уровнями готовности к самоопределению такой тенденции не наблюдается.

К характеристикам успешного самоопределения также относится потребность в творческой самореализации.

В современном мире потребности в самореализации могут, как и многие другие потребности, удовлетворяться не только традиционными способами, но и с помощью Интернета. Причем, в отличие от реальной жизни, где, согласно А. Маслоу, лишь немногие могут достигнуть самоактуализации, интернет-среда киберпространства предоставляет для этого огромные возможности.

Для выявления различий в использовании Интернета с целью удовлетворения потребностей в самореализации мы использовали разработанный нами в соавторстве с В.А. Плешаковым тест-опросник «Диагностика потребностей, удовлетворяемых в интернет-среде» [10, с. 391]. Опросник направлен на выявление актуальных потребностей, удовлетворяемых посредством Интернета, и содержит 5 шкал, каждая из которых соответствует группе потребностей

(физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные и духовные). На каждую шкалу предлагается по три утверждения, сформированных на основании теоретических положений о потребностях и потребностях, удовлетворяемых в интернет-среде, а также на основании мониторинга интернет-ресурсов. Рассчитав эмпирическое значение критерия Фишера (таблица 2), мы выявили различия между удовлетворением с помощью Интернета потребности в развитии своих способностей испытуемыми с низким уровнем готовности к самоопределению и испытуемыми со средним уровнем готовности к самоопределению, поскольку в данном случае эмпирическое значение критерия Фишера (2,44) попадает в зону значимости. То есть, у юношей и девушек, имеющих средний уровень готовности к самоопределению, измеряемый признак выражен в существенно большей степени, чем у юношей и девушек с низким уровнем готовности к самоопределению.

Таблица 2.

Данные исследования использования Интернета для удовлетворения духовных потребностей испытуемыми с разными уровнями готовности к самоопределению

Количество испытуемых,

удовлетворяющих с помощью Интернета:

Духовные потребности Потребности в Потребности в Потребности в

Уровень развитии своих способностей пробе различных ролей продвижении любимого дела

готов-

ности к само-определению ■ и * й ft Я и н 5 S в процентах от общего количества испытуемых данного уровня, % - е * а р ы вл ! S в процентах от общего количества испытуемых данного уровня, % - е * а р ы вл 5 S в процентах от общего количества испытуемых данного уровня, % - е * а р ы вл 5 S в процентах от общего количества испытуемых данного уровня, %

I I н о о ю й и 1 I л о с б а в 1 I л о с б а в 1 I л о с б а в

Низкий 11 36,7 2 6,7 4 13,3 7 23,3

Средний 46 46,7 25 24,3 17 16,5 23 22,3

Высокий 6 30,0 3 15,0 1 5,0 2 10,0

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в процессе киберсоциализации наиболее продуктивно используют Интернет в части средств, способствующих успешному личностному самоопределению, юноши и девушки со средним уровнем готовности к самоопределению, что, по нашему мнению, вполне закономерно, поскольку наиболее актуальным является использование возможностей интернет-среды киберпространства для личностного самоопределения юношей и девушек, имеющих средний уровень готовности к самоопределению, которые, с одной стороны, в отличие от ровесников с низким уровнем готовности к самоопределению, стремятся самоопределиться, а, с другой стороны, еще только находятся в процессе поиска своего пути, в отличие от юношей и девушек с высоким уровнем готовности к личностному самоопределению, выбор которых уже осуществлен.

Список литературы

1. Барышев Р.А. Киберпространство: виртуализация личности и проблема отчуждения: монография. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. 130 с.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

4. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 224 с.

5. Лучинкина А.И., Юдеева Т.В., Ушакова В.Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве. Учебное пособие. Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. 152 с.

6. Малюк А.А., Полянская О.Ю., Алексеева И.Ю. Этика в сфере информационных технологий. М.: Горячая линия - Телеком, 2011. 344 с.

7. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: МПСИ; Воронеж: МО-ДЭК, 2010. 624 с.

8. Обидина Т.В. Взаимосвязь доминирующих ценностных ориента-ций юношей и девушек с их участием в интернет-сообществах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 1 (57). С. 100-109.

9. Обидина Т.В. Интерес к смыслу жизни у современных юношей и девушек как условие успешного личностного самоопределения в контексте киберсоциализации // Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 47.

10. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. 400 с.

11. Плешаков В.А., Обидина Т.В. Развитие рефлексии в процессе ки-берсоциализации юношества // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1559. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-16768

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Baryshev R.A. Kiberprostranstvo: virtualizacija lichnosti i problema otchuzhdenija [Cyberspace: visualization of the person and the problem of alienation]. Krasnoyarsk, 2010. 130 p.

2. Ginzburg M.R. Voprosypsihologii, no 3 (1994): 43-52.

3. Kon I.S. Vpoiskah sebja: Lichnost'i ee samosoznanie [In the search of yourself: personality and self-consciousness]. Moscow, 1984. 335 p.

4. Kuznecova Ju.M., Chudova N.V. Psihologija zhitelej Interneta [The psychology of inhabitants of the Internet]. Moscow, 2008. 224 p.

5. Luchinkina A.I., Judeeva T.V., Ushakova V.R. Informacionno-psiholog-icheskaja bezopasnost'lichnosti v internet-prostranstve [Information-psychological security of the person in the Internet space]. Simferopol, 2015. 152 p.

6. Maljuk A.A., Poljanskaja O.Ju., Alekseeva I.Ju. Jetika v sfere informa-cionnyh tehnologij [Ethics in Information Technology]. Moscow, 2011. 344 p.

7. Mudrik A.V. Socializacija cheloveka [The socialization of the person]. Moscow, Voronezh, 2010. 624 p.

8. Obidina T.V. Modern Research of Social Problems, no 1 (2016): 100-109.

9. Obidina T.V. Mir-nauki, no 3 (2016): 47.

10. Pleshakov V.A. Teorija kibersocializacii cheloveka [The theory of cybersocialization of the person]. Moscow, 2011. 400 p.

11. Pleshakov V. A., Obidina T.V. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, no 6 (2014): 1559.

12. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow (1996): 344 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Обидина Татьяна Валентиновна, соискатель кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии

Московский педагогический государственный университет ул. М. Пироговская, 1, стр. 1, г. Москва, 119991, Российская Федерация

TatianaOb@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Obidina Tatiana Valentinovna, Competitor of the Department of Social Pedagogy and Psychology Faculty of Pedagogy and Psychology

Moscow Pedagogical State University

1/1, M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation TatianaOb@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.